Страницы 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков
1.1. Понятие и виды девиантного поведения
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.3. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Глава 2. Практическое исследование особенностей профилактики девиантного поведения подростков
2.1. Характеристика базы исследования
2.2. Анализ деятельности по профилактике девиантного поведения подростков в «Центре содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»»
2.3. Разработка методических рекомендаций
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Тема девиантного поведения является актуальной в связи с тем, что одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей и подростков, а также молодежи: безнадзорность, правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, употребление спиртных напитков, химическая зависимость, суицид).
Согласно статистике, с каждым годом наблюдается увеличение роста отклоняющегося поведения среди населения Российской Федерации. Например, в январе 2008 г. зарегистрировано 214,6 тыс. преступлений, а в январе – феврале 2018 года зарегистрировано 370,3 тыс. преступлений. Из них подростками совершенно 7735 Характер этих преступлений подростков с каждым годом становится все более агрессивным и жестоким. В связи с этим, заинтересованность к проблеме девиантного поведения среди подрастающего поколения особенно увеличилась, что объясняет потребность наиболее тщательного изучения динамики, причин, форм девиантного поведения у подростков и поиска наиболее эффективных мер общественного контроля – превентивных, коррекционных, профилактических.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время, Российская Федерация находится в непростой экономической ситуации, в связи с этим у многих людей рушатся прежнее мировоззрение, раннее сложившиеся моральные и нравственные принципы. Из-за того, что у нас до сих пор должным образом не сформирована система воспитания и образования возникает множество трудностей в развитии у молодежи правильных моральных установок.
Изначально проблемой девиантного поведения заинтересовались зарубежные ученые. Так, Эдвард Ли Торндайк и Беррес Скиннер утверждали, что все окружающее нас, является первейшим толчком для проявления способностей подростка [6]. В Западной Европе вопросы о причинах и условиях, содействующих девиациям в поведении и нарушениях подростков, природе подростковой преступности рассматривали Эрнст Кречмер и Эмиль Дюркгейм, которые указывали на то, что социальные факторы представляют большую значимую роль в возникновении и формировании девиаций в поведении подростков [21].
С. Беккер и А. Коэн считали, что значительную роль в формировании отклоняющегося поведения представляют микросредовые влияния, а также субкультура, свойственная делинквентной среде [27].
Э. Уилсон основывался на изучении биологических, наследственных и социальных факторов, оказывающих большое влияние на развитие личности несовершеннолетнего педагогически запущенного подростка. Э. Уилсон пришел к заключению, что отклонения в поведении исправить нельзя, но их нужно исследовать или корректировать [15].
В России в XX в. в научных кругах, исследующих вопросы девиантного поведения, активно принимали участие многие отечественные ученые, такие как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, А.П. Нечаев, С.Т. Шацкий и др. [10].
Объектом исследования является профилактика девиантного поведения.
Предметом исследования является особенности и профилактика девиантного поведения.
Цель исследования – изучить особенности и пути профилактики девиантного поведения подростков.
Гипотеза: профилактика девиантного поведения подростков будет эффективна при применении комплексного подхода.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие девиантного поведения.
2) причины девиантного поведения в науке;
3) изучить содержание профилактики девиантного поведения.
4) проанализировать деятельность Государственного бюджетного учреждения «Центр содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»;
5) разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения.
Методологическая основа:
— антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера;
— психоаналитические теории 3 Фрейда, К.Юнга, Э. Эриксона;
-теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона;
— культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда;
— теория социального научения А. Бандуры;
— девиантология B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой.
Методы: анализ научной литературы, тестирование, анкетирование.
Практическая и теоретическая значимость: в работе обобщены подходы к изучению понятия и факторов девиантного поведения, материалы исследования могут быть использованы при разработке программ профилактики девиантного поведения подростков.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и виды девиантного поведения
Хотя проблема девиантного поведения не является в социальных науках новой, однозначного определения на сегодняшний день не существует. В литературе «девиантное поведение» представляется как целый ряд психических расстройств в поведении – от незначительных нарушений общепринятых, социально одобряемых норм до тяжелых психопатических нарушений.
Под «девиантным поведением» понимают:
— систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (А. Коэн);
— социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Гилинский);
— специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг) [23, c. 76].
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко определяют девиантное поведение, как действия, не соответствующие нравственным или правовым нормам, которые официально установлены или фактически сложившиеся в данном обществе (социальной группе) и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [12, c. 87].
Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как дезадаптацию, что является противоположным адаптации. С ее точки зрения, дезадаптация это процесс — снижения адаптационных возможностей человека в условиях организации жизнедеятельности или в определенных условиях. Дезадаптация может проявляться в течение какого-то времени и привести к определенным последствиям; она может быть незаметной или ярко-выраженной:
проявления — характеристика любого неблагополучного человека. Эта характеристика находит отражение в его нетипичном поведении;
результат — свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, которые не соответствуют условиям ячейки, не типичным для данного человека, исходя из его предыдущего поведения и отношения к сверстникам обучения и деятельности [11, c. 34].
В общем, можно сказать, что на сегодняшний день среди ученых (отечественных и зарубежных) нет единства относительно определения понятия девиантного поведения (поведения, отклоняющегося дезадаптированного поведения).
Выделяются три основные группы взглядов на определение девиантного поведения:
все отклонения от принятых в обществе норм;
нарушение правовых норм;
только виды социальных патологий — алкоголизм, наркотизм и тому подобное.
Важной социальной проблемой, на данный момент, остается и молодежный суицид. Причины суицида в возрасте от 17 до 25 лет имеют разное происхождение:
личностные (одиночество, низкая самооценка, инвалидность);
семейные (невнимание со стороны родителей или развод родителей, смерть одного из них);
экономические проблемы.
Внутренние формы суицидальных актов основаны на категории личностного смысла:
протест;
призыв;
избегание;
самонаказание;
отказ.
Все перечисленные проблемы являются разными гранями одной глобальной проблемы – проблемы девиантного поведения. По этой причине профилактика отклоняющегося поведения невероятно важна.
В данной работе мы будем придерживаться определения, предложенного Б.Г. Мещеряковым, и В.П. Зинченко.
Е.В. Бурмистрова в качестве причин девиантного поведения выделяет низкую школьную успеваемость, отсутствие академических интересов, изоляцию, одиночество, агрессивность, неконтролируемые вспышки гнева, дисциплинарные проблемы, употребление наркотиков и алкоголя, связи с преступниками. Ф.А. Мустаева источником девиантного поведения как таковой видит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным социальным группам [22].
Причины девиантного поведения, в частности, старших подростков Л.Б. Шнейдер разделяет на традиционные и конкретные. Среди традиционных: нарушения в становлении, формировании и развитии личности; влияние социокультурных особенностей, образа жизни и семейных отношений; членство в неформальных объединениях асоциального направленности, наличие в старших подростковых группах антисоциальных норм; влияние средств массовой информации, пропаганды сексуальной распущенности [55].
Как отмечает, Л.Б. Шнейдер существуют следующие виды девиантного поведения: девиации, связанные с отклонением от норм психического здоровья. Сюда относят астеников, шизоидов, эпилептоидов, лица с акцентуациями характера, поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы.
Л.Б. Шнейдер выделяет основные виды девиантного поведения в подростковом возрасте. Классифицирует их следующим образом:
прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней);
побеги из дома;
воровство;
ограбления (с применением угрозы или силы);
участие в драках;
частые конфликты с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками и т.д.;
употребление алкоголя, наркотиков, снотворных и транквилизирующих средств, курение;
девиация сексуального поведения (мастурбация, петтинг, ранняя половая жизнь и др.);
суицидное поведение [55].
Очень удачной, на наш взгляд, является классификация причин девиантного поведения, приведенная А.В. Безпалько [4].
Она выглядит так: социально-экономические причины.
Снижение жизненного уровня населения, безработица, реклама алкогольных напитков;
социально-педагогические.
Воспитание в неполной семье, завышенные требования родителей к ребенку, низкий статус подростка в классном коллективе; социально-культурные.
Снижение морально-этического уровня населения, распространение криминальной субкультуры, либерализация половой морали;
психологические.
Стремление к независимости и признания, сформирована система моральных ценностей, гедонистические мотивации, акцентуации характера, отрицательные черты характера;
биологические.
Нарушение работы ферментативной и гормональной систем организма, наследственность.
Главными субъективными, или внутренними, факторами проявлений девиантного поведения выступают:
возрастные;
желание обратить на себя внимание;
расхождение между потребностями и возможностью их удовлетворить;
стремление получить сильные впечатления;
отставание в учебе;
попытки самоутверждения в старшем подростковом возрасте;
индивидуально-типологические: неспособность личности противостоять вредным воздействиям;
характерологические акцентуации;
низкий уровень эмоционально-волевого контроля;
отсутствие навыков бесконфликтной взаимодействия;
недостаточная уверенность старшего подростка в себе.
Нужно обратить внимание на то, что данная классификация может варьироваться, так, например, стремление получить сильные впечатления может быть индивидуально-типологической особенностью, а недостаточная уверенность старшего подростка в себе — его возрастной характеристикой. В каждом отдельном случае это требует тщательного диагностирования.
Предложенная нами классификация является обобщенной. Говоря о субъективных факторах девиантного поведения, ученые не имеют полного согласия, но мы можем выделить следующие: попытки самоутверждения, расхождение между потребностями и возможностью их удовлетворить, повышенная возбудимость, желание обратить на себя внимание (что обусловлены возрастными особенностями); низкий уровень эмоционально-волевого контроля, характерологические акцентуации, недостаточная уверенность старшего подростка в себе, неспособность человека противостоять вредным влияниям (являющиеся следствием индивидуально-типологических особенностей человека).
Наиболее важные из них, по нашему мнению, — это потребность в самоутверждении, расхождение между потребностями и возможностью их удовлетворить, повышенная возбудимость личности.
В отношении объективных факторов, которые А.В. Безпалько называет социальными, она выделяет следующие: взаимоотношения в семье, ролевые модели поведения родителей и сверстников, особенности контроля и поддержки со стороны взрослых, принадлежность к определенной групповой субкультуре, доступность алкогольных напитков, влияние средств массовой информации [5]. Но такой взгляд на проблему, на наш взгляд, слишком общий. Поэтому мы обратимся к мнениям других ученых.
Отечественный ученый Ф.А. Мустаева отмечает, что к объективным факторам девиантного поведения относятся [23]: психолого-педагогические – дефекты школьного и семейного воспитания; социально-психологические – неблагоприятные особенности контакта старшего подростка со своим ближайшим окружением в семье, учебно- воспитательном коллективе, на улице; социальные – социальные и социально-экономические условия существования общества.
Л.В. Мардахаев перечисляет такие объективные факторы (он называет их средовыми, внешними) проявления девиантного поведения [25]: нездоровая обстановка в семье, которая подавляет личность; недостаточность общения со стороны родителей или сверстников; подавление личности группой ― неприятие коллективом, микрогруппой. Это достаточно распространенное явление среди детей и подростков: вредное влияние СМИ, когда они формируют неподходящие возраста потребности, пропагандируют идеалы социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к разочарованию, комплексирование, дезадаптации.
Изучая объективные факторы девиантного поведения, необходимо отметить, что в их перечень можно включить следующие: взаимоотношения в семье подростка, ролевые модели поведения родителей и сверстников, принадлежность к определенной групповой субкультуры, влияние СМИ, доступность наркогенных веществ, социально–экономические условия существования общества, отстраненность родителей от процесса воспитания, разные требования к старшему подростку со стороны членов семьи, дефекты школьного воспитания.
Целесообразно разделить их на группы: макрофакторы (экономическая нестабильность страны); мезофакторы (влияние улицы, примеры насилия, жестокости, безнаказанности, на которые богаты СМИ); микрофакторы (нестабильность семьи, сниженный культурный и интеллектуальный уровень окружающих, избыток запретов со стороны родителей и педагогов, отсутствие положительной оценки личности подростка с их стороны). Наибольшее влияние, с нашей точки зрения, оказывают: взаимоотношения ребенка или подростка с группой сверстников и в семье.
Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, осуществлять различные семейные обязанности, всевозможные роли в социуме. В связи с этим перед родителями, педагогами и психологами встает большая проблема своевременного предупреждение отчуждения человека от социальных институтов, профилактики неблагоприятного, отрицательного влияния макросреды и микросреды, которое способствует формированию и развитию девиантного (отклоняющегося) поведения. Чтобы ликвидировать, искоренить или предупредить недуг, нужно устранить его источники и причины. Чтобы предупредить девиантное поведение, в первую очередь необходимо нейтрализовать отрицательное влияние социальной среды, лимитировать воздействие негативных социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальных групп, противоправного общения и другое).
Проблема отклоняющегося (девиантного, делинквентного) поведения– проблема, учитывающая множество факторов, включает в себя огромный комплекс трудностей. Статистика показывает, что на главном месте среди социальных проблем детства и юношества стоит семья, которая в последние десятилетия испытывает кризис во всем мире.
Атмосфера в этих семьях очень тяжелая в нравственном и психологическом планах, что влечет за собой порождение до 90% «трудных» подростков, имеющих отклонения от норм принятых обществом. Для таких семей характерными являются:
психологическая несовместимость членов семьи;
чрезмерная эмоциональность общения;
конфликтность, которая зачастую становится предпосылкой к последующей деформации процесса социализации ребенка [10].
Психологический климат может ухудшиться и в устойчивых семьях. При анализе семейного и ближайшего окружения, воздействии их на психосоциальное развитие личности, важно учитывать следующие типы влияния:
неадекватный стиль воспитания и отношений внутри семьи (конфликтные взаимоотношения, отвержение ребенка, гипоопека или гиперопека, физические насилия и др.);
семья с нестабильным статусом (неполная, полная, в состоянии развода);
семья с систематическими проявлениями асоциального поведения (наркомания, алкоголизм, аморальный образ жизни, склонности к жестокости и другое) [20].
Исходя из этого можно сделать вывод, что одним из главных источников возникновения девиантного поведения является его семейное окружение. Сфера образования является вторым по значимости институтом социализации. Среда, в которой оказывается подросток претерпевает глобальные изменения: нарастает дифференциация программ обучения, внедряется все больше «элитарных» форм обучения, все это создает повышенную конфликтность между сверстниками, происходящих из разных социальных слоев общества.
В современных отечественных концепциях образования и воспитания производится упор на:
формирование самостоятельности;
личностной активности, культуры в семейных отношениях;
ответственности за себя и перед другими;
сохранение достоинства личности [43].
Рекордный рост и увеличение нагрузок по учебному плану в последние годы становятся характерной чертой образования. Поэтому многие учащиеся испытывают многочисленные трудности в усвоении образовательной программы.
Сферу микросоциальных отношений выделяют как третью сферу отношений, в которой происходит социализация молодежи. Эта сфера представляет собой совокупность следующих черт:
возрастание «социального сиротства». Усиливается наркотизация и алкоголизация семей, что в свою очередь сокращает возможность общения между родителями и детьми;
истощение досуговой базы.
Происходит коммерциализация большинства сфер, позволяющих молодежи развиваться: культурная, образовательная, спортивно-оздоровительная сферы на данный момент становятся недоступными для неблагополучных семей [40]. Совокупность этих социальных предпосылок создают основу для роста преступной активности среди молодежи. Значительное влияние, в настоящее время, на образование личностного самоопределения, ценностных установок оказывают антисоциальные, делинквентные, криминальные субкультуры.
В самой обостренной форме девиантное поведение выступает в виде преступности, как посягательства на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности среди подростков на сегодняшний день все больше вызывает тревогу и требует принятия психолого-педагогических мер.
Учитывая нашу тему исследования, отметим, что девиантное (отклоняющееся) поведение отличается высокой степенью личностной включенности, сниженной критикой к совершаемому поступку и возможностью повторения подобного поведения.
По данным исследований С.И. Подмазина, Л.В. Мардахаева и др., для личностей, склонных к проявлению девиантного поведения, свойственны такие характеристики эмоционально-личностного развития, как высокая тревожность, несформированность ценностной системы, ощущение пустоты, бессмысленности; наличие отставания в социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии, эмоциональной нестабильности, вспышек агрессии, частой смены настроений; выраженных, депрессивных тенденций, подавленности, нарушений сна и аппетита; аутоагрессивного поведения (самоповреждения, рискованные действия) [65].
Девиантные личности, по мнению С.И. Подмазина, характеризуются некоторой задержкой психического развития, педагогической или социальной запущенностью, различного рода девиациями, нежеланием признавать авторитеты, неспособностью планировать свою жизнь.
А.М. Прихожан отмечает такие особенности эмоционально- волевой сферы девиантных подростков как импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность что создает трудности в общении старших подростков с окружающими. Личности с девиантным поведением чаще и более непосредственно выражают свою агрессию по сравнению со сверстниками, соблюдающими общественные нормы поведения. Они в меньшей степени доброжелательны по отношению к окружающим, не чувствуют вины за проявления агрессии, учитывая в своем поведении больше внешние, а не внутренние ограничения [38].
В.В. Овсянникова выделяет следующие виды девиантных личностей: ситуативные нарушители (в данном случае противоправные действия чаще всего спровоцированы ситуацией); субкультурные нарушители (идентифицируют себя с антисоциальными ценностями какой-либо группы, сообщества); невротические нарушители (в данном случае асоциальные действия являются следствием существующего внутриличностного конфликта и высокого уровня тревоги; «органические» нарушители (проявляют девиантное поведение вследствие мозговых повреждений, у них преобладает импульсивность, интеллектуальная недостаточность); психотические нарушители (у этих подростков и юношей отмечаются тяжелые психические расстройства, психозы, помрачения сознания, вследствие которых они проявляют агрессию и девиантное поведение); нарушители с антисоциальной личностной направленностью (их характеризует сочетание таких личностных черт как враждебность, недоразвитость высших чувств, неспособность к близким доверительным отношениям) [35].
Как отмечает Е.Н. Каменская, уровень проявления агрессии коррелирует с самооценкой личностей, характеризующихся отклоняющимся поведением. В качестве общей тенденции автор отмечает наличие прямой связи: с повышением уровня самооценки, повышаются показатели агрессии и различных ее проявлений. Это характерно как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии-враждебности. Ю.В. Василькова в своем исследовании и определила виды девиантных личностей, различая их по особенностям агрессивного поведения и по личностным особенностям [32].
К первому виду относятся личности, для которых характерны аморальные, примитивные потребности, эгоистичность, равнодушие, неуживчивость, циничность, вспыльчивость, эгоцентричность, дерзость, преобладание физической агрессии. У личностей, относящихся ко второму виду, отмечаются потребность в свободе, достатке, удовольствиях, что сочетается с широким кругом интересов. Таким людям свойственен обостренный индивидуализм, желание занимать высокое социальное положение за счет других людей. Они характеризуются быстрой сменой настроения, импульсивностью, лживостью, раздражительностью; проявления физической агрессии ситуативны. Личностям третьего вида свойственно ощущение конфликта потребностей, узкий характер интересов, реакции приспособленчества, притворства, лживости; состояние апатии, отсутствие мотивации успеха; преобладание косвенной вербальной агрессии. Личности четвертого вида отличаются слабовыраженным осознанием своих потребностей, отсутствием определенных интересов, ограниченностью круга общения, безвольностью, мнительностью, заискиванием перед более сильными; преобладанием вербальной агрессии и негативизма.
В целом, проявление девиантного поведения приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни девианта, например: суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков.
Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим девиантом и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение старшего подростка является разрушительным. Девиантное поведение выражается в агрессии, отступлении от общепринятых норм нравственности и приводит, в конечном итоге к постепенному опустошению и разрушению духовного мира личности.
Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, предрасположенности личности к отклонениям в поведении, что зависит от психологических особенностей личности, особенностей воспитания, индивидуально- личностных особенностей.
Существуют различные подходы к выделению видов девиантного поведения. В ходе анализа мы установили, что к видам девиантного поведения относят девиации, связанные с отклонением от норм психического здоровья, поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы. Выделяют такие виды – как воровство, побеги из дома, употребление наркотиков, табакокурения, употребление алкоголя и т.д.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Охарактеризуем подростковый возраст и особенности социально-психологической адаптации в данный период.
Раньше переходный возраст назывался «отрочество» и длился с 11 до 17 лет. В нашей стране эти нормы сохранились и по сей день. С 11 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 17 – поздний [13].
Так что подростковый период охватывает период жизни с 11 и до 17 лет. В других государствах этот расчет несколько колеблется в зависимости от местности, вероисповедания граждан и их традиций. К примеру, в южных странах, он начинается уже в 10 лет, тогда как в других заканчивается лишь в 19 [2].
Подростковый возраст – это уникальное время, и неслучайно человек в этом возрасте характеризуется в социально-психологических и медицинских исследованиях как личность, находящаяся в болезненном социальном и биологическом кризисе.
Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка [18].
13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором. Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.
Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям [2].
Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.
Основные признаки происходящих изменений с подростками описаны в известном исследовании Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются:
-учебной деятельности, которая, помимо задачи освоения обязательной учебной программы, приобретает смысл как осознанная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;
— общение с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;
— взросление как новообразование младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;
— овладение этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием «хорошего товарища», оцениваемых в первую очередь в отношении себя самого [5].
Характерными кризисными проявлениями можно считать:
— Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
— У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным [45].
Основные фазы кризисного периода:
— 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
— 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
— 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом [1].
Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.
Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время [5]. Как правило, в возрасте 16-17 лет кризис начинает идти на спад, и большая часть трудностей отступает [9].
Таким образом, подростковый период охватывает период жизни с 11 и до 17 лет. Возрастной период 11-17 лет характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. В это время у подростков происходит активное формирование жизненных ценностей, что обусловлено достаточно высоким уровнем интеллектуального развития детей к этому возрастному рубежу, усилением у них выраженного интереса к своей личности и к проблемам общения в семье, в школе (со сверстниками и учителями), в других социальных группах, а также установления своей позиции в тех или иных жизненных вопросах.
1.3. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Причины девиантного поведения, в частности, старших подростков Л.Б. Шнейдер [47] разделяет на традиционные и конкретные. Среди традиционных: нарушения в становлении, формировании и развитии личности; влияние социокультурных особенностей, образа жизни и семейных отношений; членство в неформальных объединениях асоциального направленности, наличие в старших подростковых группах антисоциальных норм; влияние средств массовой информации, пропаганды сексуальной распущенности.
Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых[27].
В возрасте 13-15 лет подростки очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от компании, быть как все. Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [7].
Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Причиной девиантного поведения подростка может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам [16].
Л.Б. Шнейдер [47] выделяет основные виды девиантного поведения в подростковом возрасте. Классифицирует их следующим образом:
— прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней);
— побеги из дома;
— воровство;
— ограбления (с применением угрозы или силы);
— участие в драках;
— частые конфликты с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками и т.д.;
— употребление алкоголя, наркотиков, снотворных и транквилизирующих средств, курение;
— девиация сексуального поведения (мастурбация, петтинг, ранняя половая жизнь и др.);
— суицидное поведение.
Таким образом, проявлениями девиантного поведения могут быть отдельные поступки или их совокупность, которые входят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Например, разновидностями аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Крайне опасными проявлениями девиации следует считать такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера и др. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке.
По данным исследований С.И. Подмазина [34], Л.В. Мардахаева [23] и др., для личностей, склонных к проявлению девиантного поведения, свойственны такие характеристики эмоционально-личностного развития, как высокая тревожность, несформированность ценностной системы, ощущение пустоты, бессмысленности; наличие отставания в социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии, эмоциональной нестабильности, вспышек агрессии, частой смены настроений; выраженных, депрессивных тенденций, подавленности, нарушений сна и аппетита; девиантного поведения (самоповреждения, рискованные действия).
Девиантные личности, по мнению С.И. Подмазина [34], характеризуются некоторой задержкой психического развития, педагогической или социальной запущенностью, различного рода девиациями, нежеланием признавать авторитеты, неспособностью планировать свою жизнь.
А.М. Прихожан [29] отмечает такие особенности эмоционально-волевой сферы девиантных детей как импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность что создает трудности в общении с окружающими.
Кроме конкретных признаков девиантного поведения, актуальных для той или иной формы, можно условно выделить и общие моменты.
Возможные симптомы:
— Сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний».
— Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности.
— Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение.
— Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.
— Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность.
— Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье.
— Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста.
— Психологические защиты и возможное импульсивное поведение.
— Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям.
— Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения.
— Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве [6].
Девиантное поведение у детей, молодежи или взрослых людей может проявляться как несколькими признаками, так и быть выражено отдельно взятыми ассоциальными поступками. Даже при малейшем подозрении и единожды случившимся отклоняющемся от нормы поступке должен осуществляться социальный контроль за такими личностями, необходимо проведение корректирующей работы. Это позволит предотвратить развитие девиантного поведения в дальнейшем.
Наибольшую трудность психологи испытывают в работе с агрессивными детьми, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны с такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так называемых неблагополучных семей[15].
При работе с трудными детьми необходимо их включение в работу спортивных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам, должны быть разработаны специальные меры по включению их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые под этим подразумеваются, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие в уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы, работа в тренажерных залах. Эти формы деятельности стали уже традиционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они стали привлекательными, особенно для девиантных детей, требует немалой изобретательности [4].
Таким образом, большинство подростков с девиантным поведением страдают от причин, имеющих психологическую основу: низкая самооценка, негативное самоотношение, наличие неконструктивных копинг-стратегий, робость, самокритичность, зависимость, неуверенность в себе и собственной социальной привлекательности, преобладание отрицательных эмоций над положительными и пр.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф