Страницы 1 2
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Характеристика базы исследования
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учрежденя города Москвы «Центр содействия семейному воспитанию «Полярная звезда», расположенном по адресу: 127282, г. Москва, ул. Полярной 54а. Учреждение переименовано на основании Приказа Департамента социальной зашиты населения города Москвы № 520 от 23 мая 2014 года «Об изменении наименования и уставных целей деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского дома № 5 в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» Департамента социальной защиты населения города Москвы (сокращенное наименование – ГБУ «ЦССВ «Полярная звезда».
Центр создан и работает, прежде всего, для детей, для защиты их прав и интересов.
Целями работы Центра являются:
• Содействие целостному духовному, нравственному, физическому и умственному развитию воспитанников Центра и детей, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации.
• Защита и содействие в реализации одного из основных прав ребёнка – жить и воспитываться в семье.
• Содействие распространению знаний о гуманных, феноменологических, здоровых методах воспитания детей и повышение педагогической компетентности общественности.
• Укрепление института семьи в обществе, развитие семейных ценностей, распространение здорового образа семьи, как основы воспитания детей.
• Содействие личностному, профессиональному росту сотрудников Центра, создание условий для реализации их творческих потребностей.
• Развитие различных социальных и командных форм работы и взаимодействия между сотрудниками, воспитанниками, родителями, волонтёрами, опекунами, попечителями и гражданами, желающими взять ребёнка на воспитание.
Принципы, на которых основывается работа
• Все педагогические процессы в Центре исходят из понимания, что ребёнок — это духовно-душевно-физическое целостное существо, со своей индивидуальностью и судьбой.
• Жизнь детей организуется в соответствии с естественными ритмами природы и человека, этапами развития ребёнка, в гармонии с окружающей средой.
• Центр является единым педагогическим пространством. Деятельность, культура поведения всех сотрудников Центра (включая персонал, который не работает непосредственно с детьми) оказывают влияние на атмосферу в Центре и на каждого ребёнка.
• Отношения между сотрудниками и сотрудниками и детьми основываются на уважении каждой личности.
• Сотрудники Центра принимают трудную жизненную ситуацию ребёнка и его кровной семьи.
• Центр оказывает комплексную поддержку семей на различных этапах (семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, граждан, готовящихся и принявших ребёнка на воспитание).
• Взаимодействие Центра с различными организациями, благотворителями, волонтёрами, опекунами, попечителями и т.д. основывается на доверии, открытости, доступности информации (кроме информации конфиденциального характера).
На базе учреждения функционируют несколько структурных подразделений:
Отделение по содействию семейному устройству осуществляет:
1. социально-психологическую и реабилитационную работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях обеспечения восстановления их в родительских правах и возвращения ребенка в кровную семью;
2. информационные компании по привлечению новых семей, готовых принять ребенка (детей) на воспитание;
3. консультированную работу по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
4. подбор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками Центра, совместно с ними семьи граждан из числа кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители;
5. психолого-педагогическую подготовку воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче на воспитание в семьи.
6. реализацию программ подготовки граждан (Школа приемных родителей), выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской федерации формах, в том числе адаптированных для лиц, желающих принять детей старшего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отделение комплексной реабилитации осуществляет следующие виды деятельности:
1. содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в ГБУ ЦССВ «Полярная звезда» под надзор.
2. создание в ГБУ ЦССВ «Полярная звезда» условий проживания, максимально способствующих социальному, физическому, эмоциональному и умственному развитию каждого воспитанника
3. оказание индивидуально ориентированной психолого-педагогической, медицинской, социальной и правовой помощи воспитанникам.
4. социальную адаптацию и подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
5. создание условий для получения воспитанниками общего образования.
Отделение дополнительного образования осуществляет следующие виды деятельности:
1. реализация дополнительных общеразвивающих программ.
2. организация досуговой деятельности для воспитанников.
3. формирование у воспитанников целостной картины мира.
4. содействие профессиональному самоопределению воспитанников.
5. формирование у воспитанников трудолюбия, уважительного отношения к
духовному и культурному наследию, навыков здорового образа жизни, культуры поведения.
Отделение по социальной работе, сопровождению замещающих семей осуществляет:
1. представительство и защиту прав и законных интересов воспитанников;
2. подготовку и реализацию индивидуального плана по защите прав ребенка;
3. оказание индивидуально ориентированной образовательной, психологической, социальной и правовой помощи воспитанникам;
4. оказание профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, социальной помощи семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание в целях:
• создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью;
• мероприятия по предотвращению отказа от ребенка, переданного на воспитание в семью;
• организацию осуществления эффективной замещающей семейной заботы;
• профилактику кризисных ситуаций в семье и содействие укреплению семьи.
2.2. Анализ деятельности по профилактике девиантного поведения подростков в «Центре содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»»
Центр «Полярная звезда» является единым педагогическим пространством, в котором все работники максимально прикладывают свои усилия для комплексного восстановления психического и физического здоровья детей, нравственного, социального и интеллектуального развития каждого воспитанника. Постоянно идёт поиск и внедрение новых путей планирования, целеполагания и воспитания. В 2019 году, ввиду большого количества подростков в Центре, больше внимания было уделено половому и правовому воспитанию: проводились занятия по гендерному развитию, по финансовой грамотности (совместно с сотрудниками Сбербанка), цикл лекций по подготовке будущих выпускников к самостоятельной жизни.
Возрастные психологические особенности и особенности, присущие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отмечаются у всех воспитанников Центра, а именно:
— дефицит эмоционально-волевой сферы, самостоятельных форм поведения, эмпатии;
— средний или низкий уровень рaзвития коммуникативных навыков;
— обостренное чувство незащищённости, неуверенности в себе и своих силах; .
— ощущение беспомощности, неуспешности;
— средний или низкий уровень социально-бытовой адаптированности;
— средняя или чаще низкая мотивация к обучению;
— . узкий круг интересов и социальных связей; .
— потерянная связь с «корнями», неглубокие или вовсе отсутствующие привязанности к значимым людям.
Создание безопасной безоценочной среды, развитие недостающих навыков и углубление, увеличение объёма знаний о мире, о себе, об окружении, расширение спектра эмоциональных переживаний, формирование уважительного отношения к себе, к окружающим, к семье и родине, формирование здорового образа жизни и культуры поведения, создание собственного образа будущего, оказание необходимой индивидуально-ориентированной, образовательной, психолого-педагогической и социальной помощи воспитанникам — вот основные направления деятельности Центра в 2019 году.
В 2019 году было оказано содействие 17 семьям по поводу устройства детей, в Центре находиться 44 подростка, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовку в Центре прошли 61 потенциальный опекун и приемный родитель, 22 приемным и патронажным семьям была оказана консультативная помощь.
Проведены методические советы:
Обсуждение и согласование Программы по работе с воспитанниками с асоциальным поведением ГБУ ЦССВ «Полярная звезда».
Обсуждение и согласование Программы профилактики самовольных уходов воспитанников ГБУ ЦБУ ЦCCB «Полярная звезда».
Обсуждение и согласование Программы по формированию у ГБУ ЦССВ «Полярная звезда» коммуникации, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Обсуждение и согласование Программы арт-терапевтических занятий с воспитанниками.
Разработана диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни воспитанников
Разработаны методические рекомендации «Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков»
Разработаны методические рекомендации по использованию метода сказкотерапии в Центре.
Проведены методические занятия с сотрудниками Центра «Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних в условиях ГБУ ЦССВ «Полярная звезда»
Работа педагогов по Программе работы с воспитанниками с асоциальным поведением ГБУ ЦССВ «Полярная звезда»
Работа педагогов по Программе профилактики самовольных уходов воспитанников ГБУ ЦССВ «Полярная звезда»
январь — март
Работа педагогов по Программе формирования у воспитанников ГБУ ЦССВ «Полярная звезда» коммуникации, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
Поведена профилактика суицидального поведения среди подростков.
Поддерживались условия проживания воспитанников, максимально приближенные к семейным (установлены и поддерживались близкие доверительные отношения, индивидуально (совместно с каждым воспитанником) приобреталась комфортная одежда и обувь, для детей с дефицитом веса усилено меню и т.д.)
Проводилась социально-психологическая работа:
Формирование семейных традиций: совместное (семейное) празднование:
— внутрисемейно отмечали, Дни рождения детей и педaгогов, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День рождения Центра, Новый год.
Проведены психодиагностические воспитанников.
Проведены групповые занятия по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Проводилась индивидуальная социально-психологическая реабилитация воспитанников и групповые занятия (семьи) с педагогом-психологом.
8 воспитанников прошли обучение по дополнительной общеразвивающей программе психологического развития «Мое взросление» для подростков воспитанников Центров содействия семейному воспитанию.
Проведены психологическая диагностика, психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование.
Проведена беседа с выпускниками «Я выхожу в мир»
Проведена игра-упражнение «Комплимент друг другу»
Проведен цикл занятий по подготовке к самостоятельной жизIни старших воспитанников:
«Рассчитываем свой бюджет»
«Живем в настоящем, планируем будущее».
«Я и мои друзья. Строим гармоничные отношения»
«Взрослые поступки маленьких детей» из цикла «Что значит быть взрослым»
«Что такое быть взрослым»
Воспитанники посещали занятия по дополнительному образованию:
театральная студия;
декоративно-прикладная студия;
танцевальная студия;
волейбольная секция;
занятия в бассейне:
футбольная секция.
Проводилось ознакомление воспитанников с их правами и обязанностями, правилами и нормами поведения в Центре
— беседа «Права и обязанности воспитанников ЦССВ
— обсуждались права и обязанности гражданина РФ;
— обсуждалось, почему необходимо соблюдать этические нормы и принципы;
— беседа «что такое вандализм».
— беседа о необходимости соблюдения правопорядка;
Просмотрены фильмы, способствующие нравственному развитию, с последующим их обсуждением:
— «Меч короля Артура»
— «Храбрая сердцем» (про храбрость и ответственность за свой выбор)
— «Меч дракона»
— «Три орешка для Золушки»;
— «Мы купили зоопарк»;
— «Я великан»;
— «Ромео и Джульетта»;
— «Человек-паук»;
— «Трансформеры»;
— «Марья-искусница»;
— «В бой идут одни старики»;
— «Гарри Потер и кубок огня».
Проведены беседы, направленные на формирование морали:
— о дружбе и поддержке в трудную минуту;
— о культуре и взаимоуважении в ситуации совместного проживания;
— о причинно-следственной связи между поступком и наказанием.
— о человечности.
— о дружбе и взаимоотношениях подростка с взрослыми.
— об умении общаться друг с другом
— о чувстве одиночества индивидуально с каждым
— о доброте
— о терпимости друг к другу
— об уважении к старшим и культуре поведения
— о бесконтрольном поведении
— о дружбе и уважении друг к другу
— о дружбе и взаимном уважении
о взаимоотношениях в семье
— о доброте, дружбе и уважении
— культура разговорной речи
— здоровый образ жизни. Физическое, душевное и духовное развитие человека.
— о внимании друг к другy
О развитии личности и необходимости посещения культурных мероприятий
— Что такое гостеприимство
— Об учебе и совместном проживании без конфликтов .
— О честности и правилах жизни в Центре.
Проведены арт-терапевтические занятия
— нейрографика
— рисование акварелью «Дерево»
— Нарисуй свои чувства
Арт-терапия:
тематическая «Осенний пейзаж», «Золотая осень», «Осень», «Моя звезда»,
живопись тyшью, акварелью, мелками, карандашами, пастелью
С целью диагностика особенностей девиантного поведения у подростков была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор А.Н. Орел.
Методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Методика имеет семь шкал:
— Шкала установки на социальную желательность;
— Шкала склонности к нарушению норм и правил;
— Шкала склонности к аддиктивному поведению;
— Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
— Шкала склонности к агрессии и насилию;
— Шкала волевого контроля эмоциональных реакций;
— Шкала склонности к делинквентному поведению.
При обработке результатов каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Далее по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами.
В ходе диагностики были получены результаты, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1. Обобщенные результаты диагностики по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению на констатирующем этапе исследования, в %
Шкала | Высокий | Средний | Низкий |
Шкала установки на социальную желательность | 20 | 80 | 0 |
Шкала склонности к нарушению норм и правил | 0 | 80 | 20 |
Шкала склонности к аддиктивному поведению | 0 | 90 | 10 |
Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению | 0 | 70 | 30 |
Шкала склонности к агрессии и насилию | 0 | 60 | 40 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций | 20 | 70 | 10 |
Шкала склонности к делинквентному поведению | 20 | 70 | 10 |
Таким образом, по «Шкале установки на социальную желательность» выявлено 20% испытуемых с высокими значениями. Эти подростки склонны демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.
У 80% выявлен средний уровень. Это свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
По «Шкале склонности к нарушению норм и правил» испытуемых с высокими значениями не выявлено. У 80% диагностирован средний уровень склонности к нарушению норм и правил. Это свидетельствует о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым.
20% испытуемых демонстрируют низкий уровень склонности к нарушению норм и правил. Эти свидетельствует о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
По «Шкале склонности к аддиктивному поведению» испытуемых с высокими значениями не выявлено.
У 90% диагностирован средний уровень склонности к аддиктивному поведению. Это свидетельствует о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.
10% испытуемых демонстрируют низкий уровень склонности к аддиктивному поведению. Эти свидетельствует о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
По «Шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» испытуемых с высокими значениями не выявлено.
У 70% диагностирован средний уровень склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Это свидетельствует о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.
30% испытуемых демонстрируют низкий уровень склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Эти свидетельствует об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
По «Шкале склонности к агрессии и насилию» испытуемых с высокими значениями не выявлено.
У 60% диагностирован средний уровень склонности к агрессии и насилию. Эти данные свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого.
40% испытуемых демонстрируют низкий уровень склонности к агрессии и насилию. Это свидетельствует о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
По «Шкале контроля эмоциональных реакций» выявлено 20% испытуемых с высокими значениями. Эти данные свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
У 70% диагностирован средний уровень контроля эмоциональных реакций. 10% испытуемых демонстрируют низкий уровень контроля эмоциональных реакций. Эти свидетельствует о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
По «Шкале склонности к делинквентному поведению» выявлено 20% испытуемых с высокими значениями. Эти данные свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.
У 70% диагностирован средний уровень склонности к делинквентному поведению. Эти данные свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.
10% испытуемых демонстрируют низкий уровень склонности к делинквентному поведению. Эти данные свидетельствуют о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Обобщенные результаты диагностики по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Таким образом, установлено, что у большинства подростков диагностирован средний уровень установки на социальную желательность. Это свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Также большинство подростков демонстрируют средний уровень склонности к нарушению норм и правил. Это свидетельствует о нонкомформистских установках испытуемых, об их склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым. Подростки имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У них выявлена низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. У большинства подросков наблюдаются агрессивные тенденции в поведении. Также полученные данные свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у подростков и о низком уровне социального контроля.
Полученные результаты обосновывают необходимость разработки и апробации программы по коррекции девиантного поведения у подростков.
2.3. Разработка методических рекомендаций
В качестве рекомендаций было предложено разработать программу по коррекции и профилактике девиантного поведения у подростков на базе Центра средствами библиотерапии.
Цель программы: профилактика склонности подростков к девиантному поведению.
Задачи:
1. Психологическая коррекция несдержанности и агрессивности, склонности к межличностным конфликтам, упрямства и пр., выработка у подростков эффективных навыков самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
3. Помощь подросткам в оценке и коррекции установок относительно девиантного поведения в целом и своего в частности.
4. Формирование положительной мотивации и установок, направленных на противостояние нежелательному влиянию среды.
5. Формирование социально одобряемой системы ценностей;
6. Содействие осознанию жизненных перспектив, построению социально положительных жизненных планов.
Целевая аудитория: группа подростков 14-16 лет, имеющие склонность к девиантному поведению (агрессивность, конфликтность, нарушения поведения в рамках школьного обучения и пр.).
Программа реализовывалась с февраля 2019 года по май 2019 года.
Достаточно эффективным средством профилактики и коррекции девиантного поведения, по нашему мнению, можно рассматривать библиотерапию, т.е. лечение книгой. Увлечения и интересы современных детей и подростков сводятся чаще всего к компьютерным играм и телевидению.
Чтение книг уже не привлекает современную молодежь, как это было еще несколько десятилетий назад. Общественные изменения, кризисная ситуация в стране, трансформация культурных ценностей порождают социальные противоречия, деформацию психики подрастающего поколения, отрицательно сказываются на их духовном мире.
Терапия книгой направлена, в первую очередь, на развитие у детей любви к литературе и чтению. Книга как подлинно художественное произведение, возвышает и гармонизирует душу читателя. Чтение развивает образную сферу, поднимает общий интеллектуальный уровень ребенка, расширяет его возможности, помогает успешнее овладевать даром слова. От уровня развития речи ребенка зависит результат освоения им всех предметов школьной программы, что очень важно в плане коррекции и профилактики отклонений в поведений, так как одним из наиболее значимых факторов развития у ребенка девиаций является его систематическое отставание от общего темпа освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость. Отсюда сниженный интерес к учебе, ослабленная мотивация учебно-познавательной деятельности, высокий уровень конфликтности в учебном процессе.
Таким образом, привлекая внимание ребенка к литературе, прививая любовь к чтению, мы помогаем в решении не только общеучебной, но превентивно-коррекционной задачи, помогаем изменить статус и психологическое самочувствие «трудного» ребенка. Книга оказывает огромное влияние и на нравственное развитие юного читателя, на становление его моральных принципов. Зачастую дети с отклоняющимся поведением совершают те или иные поступки, противоречащие социальным нормам, лишь потому, что не знают или знают совсем недостаточно о социальных нормах и правилах поведения, принятых в обществе.
Для формирования правосознания у детей и подростков необходимо их информирование о правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Эту роль успешно могут выполнять книги, средства массовой информации, кино, театр и т.д.
В коррекционном плане ведущими целями библиотерапии являются: разрушение негативных установок и привычек ребенка, формирование у него социально полезных черт и качеств, воспитание способности противостоять неблагоприятным воздействиям, улучшение понимания ребенком своего поведения и мотиваций, формирование адекватной самооценки и индивидуального самосознания.
Коррекционное воздействие чтения действует таким образом, что те или иные литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют у ребенка недостаток собственных образов и представлений, знакомят с миром новых взаимоотношений, помогают преодолеть страхи, неуверенность, скорректировать поведение. Они изменяют его тревожные мысли и чувства, направляют их в новое русло, к новым целям.
Художественные произведения выступают способом выражения собственных чувств читателя, помогают найти выход из любой сложной ситуации. Наиболее сильный терапевтический эффект книги основывается на узнавании человеком в художественном произведении своей проблемы или травмирующей ситуации. И чем более положение героя книги и описанная ситуация будут похожи на реально существующую у ребенка проблему, тем сильнее будет выражен терапевтический эффект книги.
Правильно подобранный литературный источник улучшает общее психологическое состояние ребенка, способствует его духовному росту, устраняет последствия депрессии, избавляет от отрицательных эмоций, страхов, тревожности, снижает уровень агрессивности, конфликтности, негативизма, избавляет от суицидальных мыслей, корректирует делинквентные наклонности. Очень важной особенностью библиотерапии является процесс формирования и дальнейшего эффективного развития самосознания, самоактуализации и самопознания читателя.
Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические процессы характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.
Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.
Эффективности осуществления психолого-педагогической технологии коррекции отклоняющегося поведения педагогически запущенных подростков способствовало соблюдение ряда принципов психокорреции: принцип единства диагностики и коррекции, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, деятельностный принцип, принцип комплексности методов психологического воздействия. Психокоррекционные воздействия осуществлялись на основе следующих механизмов: механизма проекции; механизма идентификации; механизма рефлексии. При комплектовании коррекционной группы учитывались следующие критерии: разноуровневость педагогической запущенности; наличие склонности к отклоняющемуся поведению разных уровней; все участники имели разную степень проявления агрессивности.
Организация занятий. Данная программа состоит из 11 занятий продолжительностью 40 минут, ориентирована на подростков. Форма проведения занятий – групповая. Количество детей в группе – 10 человек.
Тематическое планирование работы представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Тематическое планирование
№ | Мероприятие | Цель | Описание |
1 | Книжные выставки: -«Мы – за здоровый образ жизни» — «Вам помогут эти книги» | привлечь внимание к конкретной теме, проблеме | Оформление выставки, обзор |
2 | Чтение книг: -Уильям Голдинг «Повелитель мух» -Григорий Белых, Леонид Пантелеев «Республика ШКИД» — Валентин Распутин «Уроки французкого» — Владимир Тендряков «Ночь после выпуска» — Вениамин Каверин «Два капитана» -Владимир Железников «Чучело» — Александр Грин «Алые паруса» — Стивен Кинг «Кэрри» — Лия Симонова «Круг» | Побуждать читателя сравнивать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.
| Чтение произведений |
3 | Групповое обсуждение книг
| Цель: связать прочитанное с реальной жизнью (проанализировать вместе, в каких жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня). | Обсуждение произведения проводится после прочтения произведений
|
4 | Эссе подростков о прочитанных книгах
| Способствовать осмыслению у детей прочитанное | Дети описывают свои впечатления о прочитанном |
5 | Творческая игра: «Дерево ценности»
| Формирование уважительного отношения друг к другу, семейных ценностей, здорового образа жизни.
| Дети пишут на листочке свои пожелания, советы, впечатления, что нужно сделать, чтобы их школа стала пространством уважения, понимания, добра |
6 | Театрализованное представление по книге А.Грина «Алые паруса»;
| формирование целеустремленности, воспитание культуры чувств, общения, речи. | Постановка эпизода инсценировка литературного произведения. |
7 | Бал литературных героев «Блистательный мир книг».
| формирование навыков общения, эстетического вкуса, развитие коммуникативных качеств | Ролевая игра «Представить литературных героев», решение ситуаций |
8 | Круглый стол «Читающий подросток— надежда России». | Умение высказывать и отстаивать свое мнение, формирование эрудиции
| Обсуждения социально значимых вопросов и проблем в подростковой среде |
9 | Литературный салон «Поэтическая страничка».
| духовное совершенствование, приобщение к прекрасному | Чтение стихов |
10 | Дискуссионный видеосалон «Благородное Чучело»
| формирование навыков общения, общечеловеческих ценностей у подростков | поднимались актуальные темы жестокого отношения друг к другу и потери нравственных ориентиров. На примере поступков героев повести анализировали главные ценности человеческой жизни, отношения со сверстниками. |
11 | Библиочас «Собеседники души моей»
| Обобщить полученный опыт | Оформляется выставка работ (эссе). проходит рефлексия о прочитанных книгах и полученном опыте.
|
Далее разработаем рекомендации по внедрению программы в образовательный процесс.
Программа рассчитана на учащихся 14-16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по заявке или результатам тестирований. Продолжительность программы – 11 занятий по 40 минут. Состав группы 10 человек.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, обсуждение материала и рефлексию. Ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия.
Перед началом цикла занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование. Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.
Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической культуры.
Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить, привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании девиантного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.
Подросткам при диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».
После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.
Коррекционная работа специалиста с девиантным подростком направлена на решение следующих задач:
1. Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками. Научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми [4].
Прежде всего, необходимо отметить, что коррекционная работа будет эффективна лишь при условии тесного сотрудничества семьи и школы, которое обязательно должна включать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов – тренингов и так далее. Успех в коррекционной работе будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Однако, положительная динамика возможна лишь при комплексном подходе, то есть при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога, а также родителей [25].
Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации.
Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой [14].
Девиантное поведение детей либо взрослых даже на начальных этапах нуждается во внимании и оказании социально-психологического контроля, коррекции. Для соответствующих специалистов не составляет труда выявить ту или иную форму отклоняющегося поведения и подобрать действенные способы терапии. Зачастую справиться самостоятельно с возникающими изменениями человек, особенно ребенок или подросток, не в силах. Потому столь важно оказание поддержки со стороны друзей и семьи, осуществление работы со стороны психологов, психотерапевтов. Это позволит предотвратить развитие патологии и ухудшение уровня жизни человека.
Таким образом, в зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние.
Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации. Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение (отклоняющее поведение, социальная девиация) — это поведение человека (группы), противоречащее утвержденным в обществе стандартам. Оно может быть рассмотрено и как сочетание поступков, которые отличаются от действий большинства других людей или не удовлетворяют социальным ожиданиям. Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Ф.А. Мустаева источником девиантного поведения как таковой видит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным социальным группам.
Подростковый период охватывает период жизни с 11 и до 17 лет. Возрастной период 11-17 лет характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. В это время у подростков происходит активное формирование жизненных ценностей, что обусловлено достаточно высоким уровнем интеллектуального развития детей к этому возрастному рубежу, усилением у них выраженного интереса к своей личности и к проблемам общения в семье, в школе (со сверстниками и учителями), в других социальных группах, а также установления своей позиции в тех или иных жизненных вопросах. Большинство подростков с девиантным поведением страдают от причин, имеющих психологическую основу: низкая самооценка, негативное самоотношение, наличие неконструктивных копинг-стратегий, робость, самокритичность, зависимость, неуверенность в себе и собственной социальной привлекательности, преобладание отрицательных эмоций над положительными и пр.
В зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние.
Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации. Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.
Исследование проходило на базе ГБУ «Полярная звезда». Центр «Полярная звезда» является единым педагогическим пространством, в котором все работники максимально прикладывают свои усилия для комплексного восстановления психического и физического здоровья детей, нравственного, социального и интеллектуального развития каждого воспитанника. Постоянно идёт поиск и внедрение новых путей планирования, целеполагания и воспитания. В 2019 году, ввиду большого количества подростков в Центре, больше внимания было уделено половому и правовому воспитанию: проводились занятия по гендерному развитию, по финансовой грамотности (совместно с сотрудниками Сбербанка), цикл лекций по подготовке будущих выпускников к самостоятельной жизни.
У большинства подростков диагностирован средний уровень установки на социальную желательность. Это свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Также большинство подростков демонстрируют средний уровень склонности к нарушению норм и правил. Это свидетельствует о нонкомформистских установках испытуемих, об их склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым. Подростки имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У них выявлена низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. У большинства подросков наблюдаются агрессивные тенденции в поведении. Также полученные данные свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у подростков и о низком уровне социального контроля.
В практических рекомендациях было предложено провести программу профилактики, основанную на библиотерапии. Также нами был разработан перспективный план профилактики девиантного поведения подростков средствами библиотерапии, состоящий из 10 занятий, который будет реализован в следующем учебном году. Тематическое планирование представлено в Приложении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенк Г.Ю. Структура личности [Текст] / Пер. с англ. — СПб: КСП+, 2014. — 463 с.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика: учеб. пос. [Текст] / М.К. Акимова — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 297 с.
3. Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних [Текст] / М.А. Алемаскин // Психология и профилактика асоциального поведения. /Сб.науч.тр. — Тюмень, 2015. — C. 5-10.
4. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б. Н.Алмазов — Свердловск, 2018. – 150 с.
5. Архипова А. Ю. Я – концепция в подростковом возрасте [Текст] / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2014. — С. 16-18.
6. Безпалько А.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах: учеб. пос. [Текст] / А.В. Беспалько — К.: Центр учебной литературы, 2013. — 134 с.
7. Белоусова И.С., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: уч. пос. [Текст] / И.С. Белоусов, В.В. Овсянникова — Запорожье, 2014. — 95 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3 изд. [Текст] / Л.И. Божович — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2015. — 352 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан — СПб.: Питер, 2016. — 300 с.
10. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистовсистемы образования [Текст] / Е.В. Бурмистрова. — М.: МГППУ, 2016. — 96 с.
11. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведенный. 5 изд., стер. [Текст] / Ю. В. Василькова — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 440 с.
12. Вовденко О.В. Психологические нарушения социализации подростков и их классификация [Текст] / О.В. Вовденко // Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. 2015. №15. — С. 48
13. Выготский Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Эксмо, 1994. – 215 с.
14. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для ВУЗов [Текст] — М.: Владос, 2015. — 430 с.
15. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних: учеб.-метод, пособие под ред. Л. Шипициной [Текст] — М .: Моск. гор.фонд поддержкишкольного книгоиздание, 2014. — 101 с.
16. Змановская Е.В. Девиантология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений[Текст] / Е.В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
17. Зыков О.В. Психологическое тестирование. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде. Учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Зыков. – М.: Эксмо, 2015. — 143 с.
18. Капская А.И. Социальная работа: технологический аспект: учеб. пос. [Текст] / А.И. Капская. — К.: Центр учебной литературы, 2014. — 352 с.
19. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук и др. – М.: Издательство: Владос-Пресс. 2015. — 230 с.
20. Корнев М.Н., Коваленко А.Б. Социальная психология: учебник [Текст] / М.Н Корнев, А.Б. Коваленко. — К.: АО «Киевская книжная фабрика», 2015. — 304 с.
21. Корниенко И.А. Методологические основы профилактики алкоголизма в общеобразовательной школе. Научно-методические: основы деятельности психологической школы: учеб.пособие [Текст]: В 2т., под общ. ред. В. Панка, И.И. Цушко. — М.: Ника-центр, 2015. Т.2. — С. 5-19.
22. Кухтин А.А. Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением: диссер. к.п.н. [Текст] / А.А. Кухтин. — Рязань,2014. 174 с.
23. Леонова Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Леонова. — Новосибирск, 2016. — 94 с.
24. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / А.Е. Личко. — М.: Академический Проект, 2015. — 212 с.
25. Лобанова А.В. Подготовка специалистов по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения в вузе: автореф. диссер. к.псих.н. [Текст] / А.В. Лобанов — М., 2010. — 20 с.
26. Ложкин А.Н. Психология поведения девиантной личности: учеб. метод. пособие [Текст] / А.Н. Ложкин — Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2013. — 114 с.
27. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый, 2013 №12 (59). — С. 496.
28. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. М.-Вильямс. — М.: «Класс», 2016. — 480 с.
29. Моложавенко А. В. Коммуникативная подготовка педагога к работе по профилактике аддиктивного поведения подростка: последипломный период непрерывного педагогического образования [Текст] / А.В. Моложавенко. — Волгоград, 2017. — 20 с.
30. Мудрик А.В. Социальная педагогика: уч. пособ. для студентов вузов. Под ред. В.А. Сластенина. 3 изд., испр., и доп [Текст] / А.В. Мудрик. — М.: издательский центр «Академия», 2013. — 200 с.
31. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов [Текст] / Ф.А. Мустаева. — М.: Академический проект, 2013. — 528 с.
32. Нагорная А.М. Профилактика наркомании среди подростков: учебное пособие Нагорная А.М., Беспалько В.В. Издание второе, дополненное [Текст] / А.М. Нагорная — Каменец-Подольский: Азбука-Нова,2013. — 184 с.
33. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования[Текст] / П.И. Образцов. — СПб.: Питер, 2014. — 268 с.
34. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство, 2014. — 374 с.
35. Панок В.Г. Организация антинаркотической профилактической работы в учебных заведениях. Научно-методические основы деятельности психологической школы: учеб. пособие [Текст] / В.Г. Панок :В 2 т. / Под общ. ред. В. Панка — М.: Ника- центр, 2015. Т.2. — С. 19-33.
36. Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики [Текст] / Н.Н. Плахов // Профилактическая и клиническая медицина, 2015. №3 (40). — С. 477.
37. Погожева О.В. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности: автореф. диссер. доктр. псих. н. [Текст] / О.В. Погожева. — Москва. 2011. — 65 с.
38. Подмазин С.И. Как помочь подростку с трудным характером [Текст] / С.И. Подмазин. — К.НПЦ Перспектива, 2016. — 160 с.
39. Попова Т.А. Системная профилактика девиантного поведения иупотребления психоактивных веществ. Министерство образования и науки Нижегородской области [Текст] / Т.А. Попова. — Н. Новгород:Нижегородский гуманитарный центр, 2014. — С. 86
40. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. — М.: ВЛАДОС, 2014. — 225 с.
41. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Ремшмидт Х. — М.: Мир, 2013. — 389 с.
42. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам. Учебно-методическое пособие [Текст] / Е.С. Слсарева, Е.В. Евмененко. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2014. — 100 с.
43. Терниченко А.С. Первичная профилактика наркомании среди подростков. Научно-методические основы деятельности психологической школы: учеб. пособие: В 2 т. под об. ред. В.Панка [Текст] / А.С. Терниченко — М.: Ника-центр, 2015. Т.2. — С. 33-62.
44. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 11 классы [Текст] / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. — М.: ВАКО, 2016. — 256 с.
45. Формирование навыков здорового образа жизни у детей и подростков: По проекту «Диалог»: учеб. пособие А.В. Винда, А.П. Коструб, И.Г.Сомова, Н.А. Березина, М.М. Галябарник, С.В. Кириленко. 3 изд., перераб. и доп. [Текст] — М., 2014. — 284 с.
46. Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы [Текст] / З. Фрейд; пер. с англ. М. Р. Гинзбурга. — М.: Педагогика-Пресс, 2013. — 144 с.
47. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь вперед [Текст] / Л.Б. Шнейдер. — СПб.: Питер, 2013. — 539 с.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф