Сессия под ключ!
Меню Услуги

Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса на примере БУ «Няганская окружная больница». Часть 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2 3


1.3 Профессиональный стресс как проблема психологического исследования

 

Для различных дисциплин, таких как социология, психология, физиология, политика, медицина, изучение проблем стрессов в профессиональной деятельности, является одной из важных.  Все эти дисциплины ставят перед собой задачу – обеспечение достаточно высокой эффективности труда посредством поиска оптимального напряжения. Но самое главное, чтобы напряжение из-за длительного нервно-психического воздействия не привело к стрессовым ситуациям [47]. Различные типы стрессов, возникающие как в процессе работы, так и профессиональные, могут провоцировать потерю кадров и в целом нарушить работоспособность организации. Даже в отлично работающих организациях, где достаточно профессиональное руководство и менеджмент, психологический стресс имеет воздействие разрушающего характера. Это объясняется в первую очередь сложной структурой, в которую включены: характер работы, характер взаимодействий в коллективе межличностного плана, особенностей структурно-организационного плана, культурой в самой организации, а также личностные особенности работников организации.

Стрессы, возникающие в организации, оказывают отрицательное воздействие как на саму организацию в целом, на ее конкурентоспособность на рынке услуг, стабильность, так и на каждого конкретного человека.  Оказывая влияние на работника, стресс влияет как на психическое, так и на соматическое состояние человека. Как следствие, снижается продуктивность сотрудников, финансовая эффективность.  Изначально, именно при развитии промышленного производства началось более детальное изучение того, какое влияние на здоровье человека, его психическое благополучие  оказывают условия труда. Первоначально данной проблематикой занималась практическая медицина. Предметом исследования являлись профессиональные заболевания соматического характера. В результате данных исследований сформировались санитарногигиенические требования, предъявляемые к условиям труда. Профилактические мероприятия, также впервые представленные в этих исследованиях, были направлены в первую очередь на профилактику производственного травматизма, а также предупреждение роста заболеваемости на производстве.  Характерной особенностью второй половины девятнадцатого века были исследования Р. Вирхова, положившие начало выделения «социальной медицины» в отрасль медицинских знаний, которые стали самостоятельными. Характерной особенностью двадцатого века стал технический прогресс. Благодаря данному процессу и информационности, психогигиена вышла на первый план и стала представлять собой самостоятельную научно- практическую дисциплину.

Охрана психического здоровья работников стала занимать центральное место.  Надо отметить, что «гигиена духа» встречалась в исследованиях врачей древнего мира. Медицинская ассоциация по психогигиене была создана и представлена в 1910 году. Двадцатый век ознаменовался не только работами медиков по вопросам гигиены, но и исследованиями вопросов рабочей нагрузки, а именно психологических особенностей. Первоначально, психологи изучали производственный процесс, в частности монотонию. Но со временем, исследования продолжились в области изучения социально-психологических стресс-факторов. Особый интерес вызывало влияние, которое оказывалось на производительность труда. Исследования Э. Росс, К. Левина, В.Н. Бехтерева, Г. Оллпорта, В. Меде, были направлены на изучение влияния группы, на протекание психических процессов. Данный период времени также характеризовался новыми и важными открытиями в области нейрофизиологии.  С развитием психологии «на производстве» происходила все большая трансформация данной области науки. Все более специализированными становились предметы исследования. И как результат, возникли различные  направления такие как: психология здоровья, организационная психология, психология труда, инженерная психология и эргономика, экономическая психология, психология рекламы.  Основными вопросами, которые стали главными на производстве, являлись вопросы, касающиеся состояний нервно-психической напряженности на производстве, адаптации и дезадаптации работников, а также вопросы  утомления. На современном этапе актуальными становятся проблемы, касающиеся управления стрессом на различных  производствах, организациях. В первую очередь, это связано с изменениями в политической и социально-экономической области нашей жизни. Современные темпы нашего времени способствуют повышению роста конкуренции, более острой становится борьба за сбыт, вместе с этим повышаются нагрузки информационного и нервно-психического плана на человека. В профессиональной деятельности существуют различные виды стрессов: — организационный стресс; — рабочий стресс; — профессиональный стресс. Характерной особенностью рабочего стресса являются условия труда, место работы, то есть, причины, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью. Отрицательное влияние особенностей предприятия, на котором работает сотрудник, ведет к организационному стрессу. Непосредственно профессия, род и вид деятельности ведет к возникновению профессионального стресса.

Данные понятия не являются синонимами, но достаточно близки. В зависимости от того, какие факторы являются главными, уместно использовать то или иное определение. В большинстве случаев, в психологической литературе достаточно часто эти понятия используются как синонимы. Но зачастую все, же используется понятие «профессиональный стресс».  «Рабочий стресс», «управленческий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «организационный стресс» — все это многообразие понятий можно объединить одним понятием «профессиональный стресс». Данное понятие является основным, изначальным для определения совокупности явлений, которые связаны с требованиями, предъявляемыми к ресурсам человека, а именно ресурсам адаптационным.  На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных концепций и присущих им моделей психологического стресса. Эти концепции дают возможность исследователям показать различия в понимании вопроса «Что такое стресс?». За последние десятилетия появились новые исследования, теории и практические приложения, которые отходят от классического определения понятия «стресс» и предлагают новые трактовки этого понятия. В классическом варианте определение понятия «стресс» звучит как: «…комплекс причин и факторов, которые вызывают повышенную напряженность деятельности и которые тормозят решение задач поведенческого плана, или же состояния субъекта, возникающего при разного рода осложнениях ситуации».

По результатам исследований К. Купера была издана монография, в которой насчитывается более десяти основных моделей профессионального стресса. В своих работах К. Купер наряду с понятием «организационный стресс» использует понятие «профессиональный стресс». Большинство моделей профессионального стресса разрабатывались с учетом того, что необходимо анализировать индивидуальные характеристики, различные факторы, играющие основную роль при развитии стрессовых реакций.  Существует несколько основных моделей стрессов такого типа:

  1. Авторы Дж. Р. Олдхэм, Дж. Хакман – аддитивная модель субъективных компонентов труда.
  2. Автор Р.А. Карасека – двухфакторная модель контроля и ответственности.
  3. Автор К. Паркес – модель личностных модераторов.
  4. Автор И. Зигриста – модель дисбаланса усилий и подкрепления.

С одной стороны, представленное многообразие концепций показывает нам некую бессодержательность понятия «стресс», так как существует некая неопределенность. С другой стороны, получается, что профессиональный стресс в данном случае это своеобразный ярлык. Данный ярлык является собирательным образом, который является отражением различных проблем, наблюдений, фактов, в жизнедеятельности человека. Проведенный анализ теоретических источников позволил выделить три основных концептуальных парадигмы моделей профессионального стресса.

  1. Основополагающей в экологическом подходе является парадигма соответствия в системе «личность – среда». В данном случае стресс представлен с точки зрения дисбаланса. Дисбаланс наступает тогда, когда окружающая среда предъявляет требования к личности, но ресурсы личности ограничены, и она не может соответствовать этим требованиям. Последствиями такого дисбаланса являются, с одной стороны, различные нарушения в плане физического здоровья, с другой стороны, в плане эффективности труда, которая снижается.
  2. Основополагающей в психологической модели стресса исследователя Р. Лазаруса является парадигма «процессуальнокогнитивная», общепринято называть – трансактный подход. С данной точки зрения стресс трактуется как: «…процесс развития индивидуальноличностных форм адаптации в условиях деятельности, осложненной различными факторами». Активизация комплекса внутренних резервов организма для преодоления возникших трудностей, а также оценка ситуации с позиции когнитивного плана, все это основные компоненты рассматриваемой парадигмы.
  3. Основополагающей с точки зрения регуляторного подхода является парадигма регуляции состояний. Данный подход обеспечивает анализ стресса как состояния, который является итогом преобразований механизмов регуляции деятельности и поведения. Но это возможно только в том случае, когда стрессоры имеют длительное воздействие. Анализ психологической литературы показывает, что перечисленные выше парадигмы представлены как некие конкурирующие структуры, хотя на самом деле, между ними нет серьезных разногласий и границ. На самом деле данные парадигмы являются отражением различных механизмов развития профессионального стресса. Для разработки универсальной концепции профессионального стресса необходимо не только критично анализировать существующие концепции, но и искать необходимый диагностический инструментарий.

Существуют три уровня оценки профессионального стресса с точки зрения иерархии:

  1. Представленный в моделях экологического типа макроанализ стрессовой ситуации. Развитие профессионального стресса в разрезе отрицательных последствий, а также причин развития данного вида стресса.
  2. Представленный в моделях трансактного типа анализ промежуточных переменных. Данные переменные отражают влияние различных факторов на личное отношение к возникшей ситуации, а также личного опыта переживания стресса.
  3. Представленный в моделях регуляторного типа микроанализ различных механизмов активизации адаптационных ресурсов с точки зрения психофизиологии. Данная иерархическая схема упорядочивает представления о практических задачах, требующих диагностики ПС, ее компонентном составе и способах выбора адекватных методик из обширного арсенала средств, изолированно разрабатываемых в рамках каждой их названных парадигм. Кроме того, эта схема изначально ориентирована на использование многофакторных процедур обработки данных и подготовки на их основе интегральных оценок ПС. Качественная спецификация синдромов ПС указывает на наиболее опасные факторы в его динамике и симптоматике проявлений, что обеспечивает целенаправленный отбор коррекционных и профилактических мер в каждом конкретном случае. Итак, можно сказать, что комплекс факторов, которые входят в структуру данных моделей и представляют профессиональный стресс. Недостаточная заработная плата, необоснованно высокие требования, отсутствие влияния на сам процесс деятельности все это можно назвать факторами, которые вызывают профессиональный стресс.

Глава 2. Анализ психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса на примере БУ «Няганская окружная больница»

2.1 Краткие сведения о  «Няганской окружной больнице»

 

Наименование: Бюджетное учреждение «Няганская окружная больница»

Адрес: ул. Загородных 12, г. Нягань, Ханты-Мансийский АО.

 

Заместитель главного врача по терапии : Абыденков Алексей Владимирович.

Ф.И.О. психологов: Гаспарян Людмила Владимировна, клинический психолог, Завьялова Анастасия Александровна, клинический психолог

В 2004 году введён в строй новый лечебный корпус больницы, в котором разместились почти все отделения, располагавшиеся ранее в 29 различных приспособленных зданиях разбросанных по всему городу.  В настоящее время это одно из лучших многопрофильных лечебно – профилактических учреждений в Ханты – Мансийском автономном округе.

Введение в строй нового больничного корпуса решило стратегическую цель последнего десятилетия — обеспечение населения города Нягани и западной зоны Югры доступной и качественной медицинской помощью.

БУ «Няганская окружная больница» один из значимых центров высокотехнологичных методов лечения.

В новом здании больницы располагаются: приемное отделение, травматологический пункт и консультативно — диагностический центр с дневным стационаром, лабораторными и диагностическими подразделениями, операционный блок в составе 12 операционных, отделение переливания крови и кабинет гравитационной хирургии крови, отделения анестезиологии и реанимации, гипербарической оксигенации, физиотерапии и вспомогательные службы. В Няганской окружной больнице работает 16 клинических отделений, три из них (инфекционное, дерматовенерологическое и наркологическое) располагаются вне основного корпуса больницы в отдельно стоящих зданиях. В больнице работает окружной центр сосудистой хирургии в составе отделения сосудистой хирургии с кабинетами лазерного лечения и рентгенохирургических методов диагностики и лечения. С 2005 года на базе больницы началось внедрение в практику косметологической помощи населению. Суммарная мощность больницы – 476 коек.

Больница располагает мощной диагностической и клинико — лабораторной базой: ультразвуковыми сканерами экспертного класса с технологией тканевой допплерографии, цифровым маммографом, компьютерным томографом, автоматическими анализаторами для клинических и биохимических анализов крови и многим другим современным оборудование.

Медицинская помощь в БУ «Няганская окружная больница», оказывается по 48 специальностям. На базе отделений больницы развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи.

В учреждении активно развиваются современные медицинские технологии, совершенствуется техническая оснащенность, реализуются целевые программы по наиболее острым проблемам общественного здоровья, направленные на снижение смертности, улучшение качества диагностического и лечебного процесса.

Хороший уровень оказываемой медицинской помощи, широкий спектр диагностических исследований и богатый практический опыт позволили учреждению занять достойное место в сети лечебно-профилактических учреждений Ханты — Мансийского автономного округа – Югры, а высокий потенциал лечебных, технических, кадровых возможностей больницы способствовали значительному сокращению потока пациентов, направляемых на обследование и лечение за пределы Югры.

Главными стратегическими целями являются:

-обеспечение населения ХМАО-Югры высокотехнологичными видами медицинской помощи;

-повышение качества и обеспечение доступности высококвалифицированной и     узкоспециализированной медицинской помощи;

-снижение средней длительности пребывания пациентов в стационаре на основе внедрения современных технологий и методик лечения;

-дальнейшее внедрение стационарозамещающих технологий.

В настоящее время БУ «Няганская окружная больница» оказывает высококвалифицированную, узкоспециализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь населению западной части Ханты-мансийского автономного округа – Югры, включающей Березовский, Октябрьский, Советский, Кондинский районы, города Урай, Югорск, с общим населением более 314 тысяч человек.

В БУ «Няганская окружная больница» на 31.12.2017 года работали 1167 человек, из них 259 врачей, в том числе 19 кандидатов медицинских наук, 423 человека — средние медицинские работники. На сегодняшний день 66,7% врачей и 71,3% медсестер имеют высшие квалификационные категории. Имеют сертификаты специалиста врачи – 88%, средние медицинские работники – 80,5%.

26 ноября 2006 года БУ «Няганская окружная больница» награждена Международной премией «Профессия-Жизнь» общественной наградой за честь, доблесть, созидание и милосердие в номинации «За достижения в области клинической медицины».

 

2.2. Анализ направления деятельности психолога в организации

 

Кабинет психолога был организован в больнице в 2007 году. Основной целью открытия кабинета являлась задача по осуществлению консультативно-диагностической работы и отбору пациентов для лечения в кабинете; лечебной помощи, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности; психогигиенической и психопрофилактической помощи населению, а также участия программах охраны психического здоровья; повышения знаний врачей, среднего медицинского персонала о психосоциальных факторах в происхождении, течении и лечении психических расстройств (лекции, специальные тренинги и т.д.).

В работе с персоналом — психологическая оценка, отбор и расстановка кадров, изучение профессиональных склонностей, диагностика профессиональной пригодности, прогнозирование эффективности трудовой деятельности, выявление группы риска, помощь в подготовке кадрового резерва, оптимизации управления, оценка работоспособности, определение психологического климата в профильных клинических подразделениях лечебного учреждения.

Согласно определению, данному Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под термином «здоровье» понимается такое состояние человека, при котором наблюдается абсолютное душевное, физическое, социальное благополучие. То есть, это состояние, при котором у человека отсутствуют физические дефекты и различные заболевания. Несмотря на широту этого определения, важным указанием является разносторонность проявлений здоровья или нездоровья, обнаруживаемые в субъективном ощущении своего благополучия или неблагополучия.  Принято выделять три основных вида здоровья – соматическое, психическое и психологическое здоровье. Соматическое здоровье – это физическое здоровье организма, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма [19].  «Психическое здоровье» — это термин, имеющий неоднозначное значение в виду того, что является связующим звеном абсолютно разных самостоятельных наук, таких как психология и медицина. Эта связь основывается на том, что различные изменения психического состояния человека связаны с соматическими нарушениями. Тем не менее, ВОЗ дает следующее определение психического здоровья: психическое здоровье – это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д.

В своем исследовании И.В. Дубровина говорила о том, что: «…психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и которое обеспечивает регуляцию поведения и деятельности соответствующую условиям окружающей действительности» [26]. В связи с тем, что термин психического здоровья достаточно широк, выделяют следующие его критерии:

  1. Человек осознает постоянство, идентичность, непрерывность своего психического и физического «Я».
  2. Переживание человеком чувства постоянства, идентичности в ситуациях однотипного плана.
  3. Критичное отношение человека к результатам психической деятельности и к самой психической деятельности в целом.
  4. Соответствие частоте и силе влияния и воздействия окружающей действительности психических реакций человека, соответствие психических реакций различным обстоятельствам и ситуациям социального характера.
  5. Управление собственным поведением с ориентацией на социальные нормы, законы и правила.
  6. Планирование и реализация собственной жизни, планов.
  7. Умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и жизненным ситуациям. Умение изменять стиль поведения.

В различных психологических исследованиях проводятся параллели между психическим здоровьем человека, с одной стороны, и психологическим комфортом, психологическим дискомфортом, с другой стороны. В ситуации, когда фрустрация потребностей личности приводит к психологическому дискомфорту, возникает депривация. Основу неврозов составляет фрустрация детских потребностей. В дальнейшем это приводит к развитию различных психосоматических заболеваний, таких как: головная боль бронхиальная астма и другие [26].

В своих исследованиях Г. Олпорт указывал на следующие характерные черты здоровой личности:

  1. Человек характеризуется способностью к близким, теплым отношениям с окружающими. Это распространяется не только на ближайший круг (семья, друзья), но и на других людей, которые находятся в ореоле социального окружения данного человека. Также характерна толерантность, уважение, терпимость к другим людям и уважением их принципов.
  2. Человек характеризуется адекватным восприятием окружающей действительности. Он видит вещи, события такими, какие они есть на самом деле, а не придумывает себе вымышленный мир. Человек стремиться достигать реальных целей в различных сферах своей жизни.
  3. Человеку характерны достаточно широкие границы своего собственного «Я». Ему присуща способность взгляда на себя со стороны. Он принимает самое активное участие в различных отношениях (семейные, социальные, трудовые).
  4. Человеку характерно чувство юмора, он способен к самопознанию. Человек может легко посмеяться над самим собой, если где то допустил ошибку, просчет, был самоуверен и т.д. Самое главное, что человек имеет реальное представление о самом себе, о сильных и слабых сторонах.
  5. Человеку характерно самопринятие и не озабоченность эмоционального плана. У человека сформировано положительное представление о самом себе. Он адекватно справляется со своими личными эмоциональными состояниями. Справляется с раздражением, разочарованием, терпимо относится к другим.
  6. Человеку присуща жизненная философия. В его жизни присутствует основная линия, которой он придерживается. Благодаря этой линии, у человека есть ясное видение картины жизни, значимых ценностей.
  7. Человеку характерна сформированная система ценностей. Жизнь человека является значимой, так как содержит цель. Все действия человека имеют смысл [7].

К. Роджерс в своих исследованиях выделял основополагающий мотив развития личности – это самоактуализация. Самоактуализация, по мнению автора, не что иное как процесс, в рамках которого человек имеет возможность раскрыть свой потенциал не только на сегодняшний день, но и на протяжении всей своей жизни.   К. Роджерс говорил о том, что основным условием развития здоровой личности является «позитивное» к ребенку. То есть, это безусловное принятие ребенка таким, какой он есть и безоговорочной любви к нему.  По мнению К. Роджерса, уровень психического здоровья личности – это самоактуализация. Но рассматривать самоактуализацию необходимо как непрерывный процесс развития личности на протяжении всей жизни. Такой процесс развития в первую очередь направлен на самосовершенствование и личностный рост человека. Характерными чертами психологически здоровой личности, по мнению К. Роджерса, можно считать следующие:

  1. Человек свободен во всех смыслах, в своих поступках и мыслях. Человек обладает возможностью выбирать и руководить сам собой.
  2. Человеку присуще доверие. Он доверяет себе, прислушивается к своим собственным ощущениям, воспринимает и слышит свой организм. Принимаемые сигналы являются основой для выбора поведения в той или иной ситуации.
  3. Человеку присуща креативность. То есть, человек умеет приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности. Удовлетворяя свои потребности, креативный человек стремится рационально жить в своей среде и приспосабливаться к ней [7].
  4. Человек способен к переживанию. Он умеет управлять своим поведением, слышит и чувствует самого себя, но при этом рассудителен.
  5. Человеку присуща способность к полноте жизни. Он воспринимает жизнь такой, какая она есть, старается наслаждаться каждым моментом. Характерными чертами полноценно живущего человека можно считать такие как: терпимость, гибкость, способность адаптироваться к любым условиям, непосредственность. Развернутые рассуждения по теме психологического здоровья личности принадлежат А. Маслоу. Первая попытка в формулировании понятия «быть самоактуализированным», то есть здоровым с психологической точки зрения, принадлежит А. Маслоу. По мнению А. Маслоу [5], самоактуализированному человеку характерны следующие черты:
  6. Креативность. То есть, человек обладает такой способностью как творчество. Творчество представляет собой процесс восприятия мира, который помогает человеку самовыразиться. Творчество также является способом взаимодействия с окружающей действительностью.
  7. Человеку присуща естественность и непосредственность. Такой человек ведет себя естественно и непринужденно, никому ничего не доказывая.
  8. Человеку присуща демократичность. Он толерантен к другим людям, и относится ко всем одинаково и терпимо, невзирая на класс, расу, религию, полу, профессии, возрасту и другим статусным вещам.
  9. У человека есть чувство юмора. Причем, это не просто смех, а мягкая самоирония, которая вызывает просто улыбку.
  10. Человеку присуща прочность моральных устоев. Он четко разграничивает средства и цели. Человек четко понимает, что такое хорошо, что такое плохо и как действовать не надо. Ему присуща твердая воля и последовательность совершаемых действий.
  11. Адекватное восприятие окружающей реальности. Человек опирается только на факты и не принимает во внимание свои личные суждения и представления. Относится ко всему и всем беспристрастно.
  12. Способность человека смотреть на вещи свежим взглядом. Уметь радоваться жизни, видеть позитивное в каждом дне.
  13. Способность человека выстраивать межличностные отношения с теми людьми, которым присущ такой же характер, взгляд на окружающий мир. Проявление доброты и любви к детям, наличие сострадания, человеколюбия. Принятие людей, терпимое отношение к ним.
  14. Человеку характерно принятие себя, окружающей природы, других. Он принимает себя таким, какой есть, и не приписывает себе какие-то слабости и недостатки, но и не восхваляет себя. Не занимается самокритикой. У него нет таких качеств, которые отсутствуют у человека самоактуализированного – это притворство, ханжество, лицемерие.
  15. Человеку присущи мистические переживания. С одной стороны, это ситуации сильного напряжения и волнения, а с другой стороны – спокойствие, умиротворение.
  16. Общественный интерес. Человек обладает способностью снисходительно относится к другим окружающим людям. Человек идентифицирует себя со всем человечеством, испытывает любовь ко всем людям, прощает им недостатки и слабости.
  17. Человеку присуще служение. Служение долгу, какому-либо призванию, стремление быть полезным обществу, своей семье, другим людям. Умение расширять горизонты, видеть перспективу, умение видеть целое, а не частное.
  18. Наличие у человека автономности и независимости от окружающих. У человека имеются источники развития и роста внутреннего плана. Человек свободен в своих суждениях, действиях.
  19. Для человека характерна потребность в уединении, независимость. Он спокойно переносит одиночество, спокоен и достаточно сдержан. Играет по своим правилам, умеет не принимать на веру слова, а также самостоятелен при принятии различных решений.

 

2.3. Программа социально-психологической работы в организации

 

В таблице 1 представлена программа социально-психологической работы в организации.

Таблица 1.

Программа социально-психологической работы в организации

Проблема психологического здоровья в настоящее время активно исследуется и в отечественной психологии, прежде всего, в связи с развитием психологической службы образования. Сам термин «психологическое здоровье» введен И. В. Дубровиной, по ее мнению, данный термин можно отнести к самой личности. Находясь в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, данный термин выявляет психологические особенности здоровья человека в отличие от таких аспектов как: философский, социологический, медицинский [26].

С точки зрения педагогической психологии, данное понятие «психологическое здоровье» может рассматриваться в процессе воспитания и обучения детей. С точки зрения сохранения психологического здоровья.  По мнению О.В. Хухлаевой, именно школьная психологическая служба должна заниматься проблемой психологического здоровья учащихся. О.В. Хухлаева обращает внимание на тот факт, что именно сфера воздействия определяет разницу в употреблении терминов.  В своих исследованиях О.В. Хухлаева выделяет термин «гармония». Именно гармония является определяющим словом в характеристике психологического здоровья. Человек определенно состоит из различных составляющих, которые представляют собой некий баланс, например:  — человек и окружающая действительность (люди, космос, природа); — интеллектуальное и эмоциональное; — психическое и телесное.   Если рассматривать психологическое здоровье как структуру, то можно говорить о том, что она представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека. Между потребностями человека и общества данная совокупность поддерживает гармонию, а также ориентирует личность на выполнение жизненной задачи.

В исследованиях О.В. Хухлаевой была предложена модель психологического здоровья личности. Характерными компонентами данной модели являются: развивающий, аксиологический, потребностномотивационный, инструментально-технологический, социально-культурный.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов.

  1. Аксиологический компонент. Представляет собой ценности «Я» самого человека, а также «Я» окружающих людей. Содержательно данный компонент включает в себя представления о самом себе, о своей уникальности и неповторимости, о ценности других людей. Аксиологический компонент представляет собой отождествление человека с живыми и неживыми предметами, человек ощущает себя единым с окружающим миром. В связи с этим, у человека формируется свой собственный образ «Я», который носит позитивный характер. А также человек безоговорочно принимает окружающих его людей, невзирая на культуру, пол, возраст и другие параметры. Для реализации аксиологического компонента необходима личностная целостность человека. Это необходимо для того, чтобы человек смог рассмотреть в каждом человеке нечто хорошее, другими словами «светлое начало». Необходимым качеством выступает способность человека взаимодействовать со «светлым началом» каждого человека, но при этом принять и «темное начало» другого.
  2. Инструментальный компонент. Основная роль отводится владению рефлексией. Рефлексия представляет собой средство, при помощи которого человек концентрируется на самом себе, сам познает себя и окружающих его людей. Формируется представление о своем внутреннем мире, о месте, которое он занимает в окружающей действительности. Для этого необходимо, чтобы человек понимал, описывал эмоциональные состояния не только свои собственные, но и окружающих его людей. Также необходимо, чтобы человек умел открыто, свободно, не причиняя вред окружающим, проявлять свои чувства. Человеку необходимо уметь осознавать причины, последствия, с одной стороны, своего собственного поведения, с другой стороны – поведения окружающих его людей. Немаловажным для человека является возможность нахождения у себя ресурсов, чтобы активно и адекватно ситуации действовать при возникновении различных трудностей, а также решать возникающие проблемы, и самое главное – уметь видеть воздействие обучающего характера.
  3. Потребностно-мотивационный компонент. Данный компонент является индикатором наличия у человека потребности в саморазвитии, то есть, хочет ли человек расти в личностном плане и саморазвиваться. Так как человек, являясь субъектом своей жизнедеятельности, должен обладать внутренними ресурсами для своей активности, которая в дальнейшем будет двигать человека по пути развития и самосовершенствования. Следовательно, человек становится ответственен за свою собственную жизнь и «пишет свою биографию» [7].
  4. Развивающий компонент. Данный компонент не создает причин, при которых возникают психосоматические заболевания. Предполагается, что развивающий компонент включает в себя динамику развития умственного, физического, личностного, социального плана, которые очерчены границами нормы соответствующими культурным и историческим особенностям [3].
  5. Социально-культурный компонент. Он отвечает за успешное развитие, взаимодействие и функционирование человека в тех социальнокультурных условиях, которые его окружают. Человек становится частью национальных духовных ценностей, которые входят в общую структуру общечеловеческих ценностей. Другими словами, человек понимает и умеет взаимодействовать с представителями различных культур [3].

По мнению О.В. Хухлаевой, которая выделяет главные критерии психологического здоровья следует:

  1. Наличие положительного самоощущения, то есть, настроение эмоциональное и позитивное; окружающий человека мир воспринимается им с положительной, позитивной точки зрения.
  2. Рефлексия высокоразвита.
  3. Стремление человека повышать качественную сторону основных видов своей деятельности.
  4. Умение адаптироваться в окружающем социуме, а также успешно выполнять роли семейного и социального плана. 5. Безболезненное прохождение возрастных кризисов [73].

 

2.4. Основные нормативные акты, регламентирующие работу специалиста

 

В своей работе психолог руководствуется законами, постановлениями и приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, законами, постановлениями и приказами Правительства и Департамента здравоохранения Ханты — Мансийского автономного Округа — Югры, а также Приказами главного врача Няганской окружной больницы:

  1. Приказ №438 от 16.03.2003 г. «О психотерапевтической помощи».
  2. Приказ МЗ РФ от 13.02.95 г. № 27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь».
  3. Рекомендации Федерального Научно-Методического Центра по психотерапии и медицинской психологии, утвержденном приказом Минздрава РФ от 26.11.1996 № 391 «о подготовке медицинских  психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь».
  4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. – в ред. от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ).
  5. Закон ХМАО – Югры «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2008 год» от 06.12.2007г. № 2225.
  6. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.
  7. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ». Постановление Минтруда РФ № 1 от 27 сентября 1996 г.».
  8. «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону». Постановление Минтруда и СР РФ, от 19 июля 2000 г. № 54.
  9. «О психиатрической помощи» — Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  10. Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 4 сентября 1995 года, № 255.
  11. О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. — Приказ … от 26 ноября 1996, № 391.
  12. Приказ Минздрава Российской Федерации «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» от 6 мая 1998 г. № 148.
  13. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» от 13 июня 1996 № 245.
  14. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ.

2.5. Характеристика и анализ рабочей документации психолога

 

1) Журнал регистрации пациентов, нуждающихся в психологической помощи.

В журнал вносится дата, регистрационный номер, фио, номер истории болезни, диагноз и код профильного подразделения пациента, с которым проводится консультативная, диагностическая и психокоррекционная работа. Дополнительно отслеживается динамика состояния данного пациента с внесением в историю болезни.

2) Журнал регистрации пациентов по освидетельствованию на МСЭ. Фиксируется регистрационный номер, дата проведения, фио пациента, код профильного подразделения, причина обращения (первичное или повторное).

3) Документы по освидетельствованию пациентов на МСЭ (содержат протоколы и заключения патопсихологического обследования).

4) Журнал регистрации пациентов по освидетельствованию в Отдел ВК ХМАО-Югры по г. Нягань. (Фиксируется дата, регистрационный номер, фио, код подразделенияпациента)

5) Документы по освидетельствованию пациентов в Отдел ВК ХМАО-Югры по городу Нягань (содержат протоколы и заключения психологического обследования).

6) Журнал регистрации кандидатов по приему на работу (вносится дата обследования, регистрационный номер, фио кандидата)

7) Документы по освидетельствованию кандидатов на работу (содержат протоколы и заключения профдиагностического обследования)

8) Журнал проведения мероприятий по изучению психологического климата в коллективах профильных подразделений больницы и предупреждению СПВ.

В журнале содержатся результаты проведенных опросов, анкетирования среди коллективов лечебного учреждения, план проведения психокоррекционных мероприятий, тренингов, лекций, семинаров.

2.6. Характеристика кабинета психолога

 

Кабинет располагается на 4 этаже, 6-ти этажного здания, общей площадью 16 кв.м.

Оборудован: телефоном, двумя персональными компьютерами (IBM-совместимыми) с необходимыми программными обеспечениями, принтером. Аудиокомплекс: магнитофон двухкассетный стационарный с аудиосистемами мощностью 50-100 вт., наушники стереофонические, диктофон, магнитофонные кассеты для высококачественной аудиозаписи.  Экспериментально — психологические методики лицензионные. Ящик для картотеки, секундомер, настенные часы. Бытовая мебель: два письменных двух тумбовых стола, компьютерный стол для работы пациента тестами компьютерного варианта, два кресла с высокой спинкой, два стула полумягкие для пациентов, книжный шкаф. Мягкая мебель (диван). Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, фрески, ковровые покрытия, напольные вазы, приборы бокового освещения, жалюзи и др. Осветительные приборы – лампы дневного света. Оконная рама с дверным проемом с выходом в коридор. В кабинете проводится прием пациентов медицинским психологом и специалистом по социальной работе.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф