или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsAppСодержание
Введение
1. Теоретические аспекты психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса
1.1 Понятие и сущность профессионального стресса
1.2 Профессиональный стресс врачей
1.3 Профессиональный стресс как проблема психологического исследования
2. Анализ психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса на примере БУ «Няганская окружная больница»
2.1 Краткие сведения о «Няганской окружной больнице»
2.2. Анализ направления деятельности психолога в организации
2.3. Программа социально-психологической работы в организации
2.4. Основные нормативные акты, регламентирующие работу специалиста
2.5. Характеристика и анализ рабочей документации психолога
2.6. Характеристика кабинета психолога
3. Практическое использование психологического метода
3.1 Консультирование
3.2. Психологическая диагностика
3.3 Диагностика выгорания среди врачей клинических подразделений Няганской окружной больницы
3.4. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Чрезвычайно актуальным является изучение профессионального стресса у врачей в связи с необходимостью повышения качества медицинской помощи населению страны в рамках реализации Национального проекта «Здоровье». Психологическое состояние врача напрямую обеспечивает эффективность оказания медицинской помощи пациентам, и их удовлетворенность этой помощью. Так называемая «оптимизация» медицины последних лет обусловила высокую степень психоэмоционального истощения у 49,7% врачей лечебно-профилактических учреждений.
Повышенное в последнее время внимание общественности и правительства России к сфере здравоохранения, стремительное развитие в сфере медицины инновационных технологий, введение большого количества пара клинических методов исследования повышают требования к профессионализму медицинских работников. Появляется риск развития профессиональной и личностной дезадаптации. Оптимизация медицинского труда требует включенности в решение проблемы социально-психологического знания, детальное исследование личности врача, не только в процессе профессиональной подготовки, но и на протяжении всего профессионального пути субъекта врачебной деятельности. В связи с этим для осуществления психологического сопровождения труда сотрудников, работающих в медицинских учреждениях, введена штатная единица «психолог».
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Вопросы, связанные с профессиональным стрессом, адаптацией к профессиональной деятельности и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, B.JI. Васильев, С.П. Безносов, Л.A. Китаев-Смык, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, А.Б. Леонов, М.В. Пряхина, Л.Б. Филонов, В.И. Хальзов, Э.С. Чугунова, С. Фолкман, Р.С. Лазарус, С. Маслач и др.).
Задачей психолога является исследование психологического климата в коллективе больницы — необходимый и обязательный шаг для планирования дальнейшей работы. Он позволяет не только оценить психологический климат и выявить особенности межличностного взаимодействия в каждом отделении и структурном подразделении больницы, но и сформировать платформу для разработки программы по развитию организационной (корпоративной) культуры лечебного учреждения. Целенаправленно развивая и формируя определенные нормы и традиции, можно добиться значительных результатов по сохранению и улучшению психологического климата в коллективе.
Конкретная работа с группами сотрудников по расширению их психологической и коммуникативной компетентности: семинары, лекции, беседы, тренинги, работа по профилактике профессиональных деформаций, способствует развитию профессионально важных качеств личности сотрудников.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что уже в ближайшем будущем можно ожидать повышение спроса на практических психологов, которые будут способны решать проблемы, составляющие содержание психологии менеджмента. Именно поэтому вопрос об использовании психологических методов в управлении персоналом является столь актуальным.
Цель работы – изучить проблему применения психологических методов в управлении персоналом среди врачей профильных подразделений БУ «Няганская окружная больница».
Объектом исследования являются врачи профильных подразделений БУ «Няганская окружная больница».
Предметом данной отчетной работы является уровень профессионального выгорания среди врачей клинических подразделений и определение основных мишеней профилактики СПВ.
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса;
- Выявить мнение врачей клинических подразделений о социально-психологическом климате в коллективах;
- Проанализировать причины, влияющие на формирование социально-психологического климата врачебного коллектива.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам профессионального стресса и его взаимосвязи психологическим здоровьем, а также могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии труда и психологии здоровья.
Гипотеза. Выраженность профессионального стресса у врачей связана со стажем работы. Показатели фактора «профессиональный стресс» у врачей со стажем работы свыше 15 лет достоверно выше аналогичного показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет. У врачей со стажем работы более 15 лет субъективная оценка эмоционального дискомфорта не соответствует объективно регистрируемой выраженности профессионального стресса вследствие активного использования психологической защиты «вытеснение». Гипотеза подтвердилась.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса
1.1 Понятие и сущность профессионального стресса
На сегодняшний день существует огромное количество определений и трактовок понятия «стресс». На наш взгляд, наиболее полно, доступно и содержательно раскрыто понятие «стресс» Гансом Селье. Г. Селье является биологом, что позволяет ему, учитывая свои познания в естествознании, показать степень влияния стресса на организм в целом. Также в своих работах автор наглядно показал, как эндокринная система человека противостоит стрессу. И наконец, проводя серию наблюдений и экспериментов, Г. Селье удалось соединить, воедино, концепцию, которая оказалась прорывом в данной области изучения проблемы на протяжении длительного времени. В данном параграфе рассмотрим понятие «стресс». По мнению Г. Селье: «…стресс – это неспецифический ответ организма человека на различные предъявляемые ему требования» [48]. Неспецифический ответ организма – это не что иное, как общий отклик организма, который собирается из более мелких отдельных компонентов, которое и вызывает воздействие специфического характера. Необходимо обратить внимание на тот факт, что природа, величина, интенсивность воздействия специфических элементов не играет особую роль.
Основную роль играет именно неспецифическое воздействие и реакция организма на данное воздействие. Причем, особой роли не играет, какое именно это будет воздействие: холод или жара, радость или горе, вместе они несут так называемое «неспецифическое воздействие». В повседневной жизни стрессу придают не такое, уж важное значение, и мало кто понимает, что же такое стресс на самом деле. Стресс понимают по-разному, и как моральное напряжение, и как нервное потрясение, и как умственную перегрузку. С одной стороны, стресс является не только отрицательным явлением, несущим одни негативные эмоции: ссоры, гнев.
Стресс с профессиональной точки зрения, выполняемая человеком деятельность, продвижение по карьере, какие-то неожиданные новости приятного характера, также могут вызвать стрессовые явления. Необходимо разобраться, что же такое стресс, чем он не является, и что мы понимаем под стрессом. Надо сказать, что, с одной стороны стресс – это перенапряжение организма, но, с другой стороны, это не простое нервное перенапряжение организма. Ни в коем случае нельзя говорить, что биологический фактор и психологический – это одно и то же. Изначально, стрессовый агент оказывает воздействие на организм, а конкретно, действует в физиологическом плане. В дальнейшем, происходит активизация нервных импульсов и развитие процесса дальше. Таким образом, можно говорить о том, что физиология не что иное как пусковой механизм стресса. При возникновении стрессовой ситуации, нельзя пытаться избежать воздействия стресса на организм. Наоборот, стресс, в данном случае, будет являться некой «подзарядкой» для организма с целью поддержания в тонусе различных функций человеческого организма. Ошибочно считается, что стресс несет только повреждения и разрушения. Стрессовыми факторами могут послужить и такие, безобидные, на первый взгляд, процессы как сон, положительные эмоции. Любая нормальная человеческая деятельность может быть причиной серьезного стресса, но при этом, не нанести значительного вреда организму. Отрицательный, неприятный стресс, другими словами, это дистресс [48].
Таким образом, мы можем говорить, что любые ситуации, даже положительные, могут вызвать стресс. В свою очередь, стрессовые агенты запускают биологическую реакцию стресса, то есть, организм начинает адаптироваться к стрессовой ситуации и ищет способы решения и выхода из сложившейся ситуации. Стрессовые агенты или другими словами стрессоры имеют различную природу, и мы можем говорить, что и сам стресс имеет различные отличительные характеристики. Итак, какие же классификации стресса существуют? Надо обратить внимание на тот факт, что на сегодняшний день не существует какой-либо универсальной классификации стресса. Хотя данной проблемой занимается большое количество исследователей как отечественных, так и зарубежных. Дело в том, что недостаточно изучена сама проблема стресса, а также отсутствуют средства изучения данного процесса. На сегодняшний день есть некоторые изученные виды стресса. Рассмотрим их более подробно.
- Фрустрация. А.А. Радугин отмечает, что: «…тревога, сильное эмоциональное перенапряжение, различные переживания, гнев – это и есть фрустрация. Когда человек на своем пути к достижению цели встречает препятствия, которые ему кажутся непреодолимыми и препятствующими удовлетворению потребностей» [42]. Фрустрация возникает в том случае, когда у человека возникает потребность сделать что-то или достичь, но он этого не может сделать. Если по времени данная ситуация затягивается, человек становится злым, агрессивным, возникают приступы гнева и злости. Он начинается срываться на близких и окружающих его людях. В отдельных случаях фрустрация является причиной возникновения алкоголизма. Проявления фрустрации достаточно разнообразны и встречаются астения, депрессия. Фрустрация становится причиной возникновения у человека безысходности. Когда он ничего не может сделать с возникающими препятствиями, нарушается привычный образ и течение жизни, появляется ощущение «выброшенности» из жизни. Основными причинами фрустрации зачастую являются потери и неудачи в жизни, например, проблемы на работе, потеря близких, неудачи в личной жизни. Человеку достаточно сложно самостоятельно справиться с такими проявлениями стресса. В таких случаях просто необходима квалифицированная помощь психологов и психотерапевтов. Последствия, возникающие в случае не оказания своевременной помощи, плачевны. Вплоть до возникновения психосоматических и психических заболеваний.
- Конфликт. Данный термин знаком практически каждому человеку. Под термином «конфликт» понимается возникающая ситуация, характеризующаяся столкновением взглядов, мнений, различных интересов. Такая ситуация наполнена отрицательными эмоциями и встречается в различных областях и сферах жизни человека. Непримиримое противостояние приводит к столкновению интересов и также может иметь затяжной характер. В повседневной жизни мы зачастую встречаемся с конфликтами, которые имеют тип «приближение – избегание». Данный тип характеризуется тем, что возникшая ситуация видится человеку с различных сторон, и с положительной, и с отрицательной. Зачастую человеку трудно решить подходит ему эта ситуация или нет. Еще одна из часто встречающихся форм конфликта – это межличностные конфликты. Суть межличностных конфликтов заключается в столкновении интересов двух и более людей. Встречаются внутриличностные конфликты, когда причина находится в самом человеке, внутри него.
- Давление. Данный тип стресса чаще всего встречается в различных коллективах, как правило, в рабочих. Если более конкретно рассматривать, то в отношениях «руководитель – подчиненный». На подчиненного возлагается ответственность за выполнение какого-либо поручения, и ожидаются результаты, которые должны появиться быстро. От подчиненного требуется незамедлительное выполнение требований руководителя. Существует два вида давления – соответствие и выполнение. Ежедневно работающий человек попадает под воздействие этих двух видов давления. Выполнение характеризуется – подчиненный, соответствие характеризуется – руководитель.
- Изменения. Это наиболее часто встречающийся вид стресса. Ежесекундно каждый человек встречается с этим видом стресса. Это объясняется тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни встречается с различными переменами. Каждый новый день является неповторимым и новым, а все новое это всегда стресс для организма. Человек, который появляется в нашем окружении, он тоже представляет собой стресс, общение с ним, взаимодействие – все это стресс. Различные ситуации, возникающие на протяжении всей жизни человека – брак, учеба, новое место работы, новые люди, рождение ребенка – все это также является стрессом, но только масштаб этого стресса совсем разный. Все события, люди, ситуации влияют на психику человека «неспецифичным в сумме специфичных». Итак, мы рассмотрели существующие разновидности стресса. Обобщив все полученные сведения, мы можем сделать один вывод о том, что же такое стресс. Стресс – это совокупность неспецифических, защитных реакций организма человека на какой-либо раздражитель, стрессогенного характера. Таким образом, возникает вполне логичный вопрос – каким образом возникает стресс? Общепринятым считается, что это цепочка выглядит следующим образом: раздражитель (то есть, стрессор) – организм человека – стресс (дистресс). Непонятным остается, как стрессогенный фактор влияет на организм человека.
Стрессогенный фактор представляет собой не биологический и не физиологический фактор и не может оказывать влияние на нервную систему напрямую. Таким образом, возникает вопрос о существовании промежуточного звена, который и отвечает за запуск стрессового механизма. Ганс Селье в своих исследованиях достаточно продолжительное время занимался изучением этого вопроса. Он изучил механизм образования стресса и внес достаточную ясность в проблему изучения стресса в целом. Изучение стресса в своих исследованиях Г. Селье начал с изучения процесса адаптации. Приведем пример, человек потерял работу. Первоначальной реакцией человека на эту ситуацию будет возникновение тревоги.
Тревога представляет собой мобилизационную или защитную силу организма. Адаптация происходит только в том случае, если у организма достаточно защитных сил. Таким образом, можно утверждать, что первой стадией развития механизма стресса является стадия тревоги. В ситуации возникновения стресса организм начинает активно сопротивляться, но только в том случае если защитных сил хватает. Таким образом, второй стадией механизма развития стресса является стадия сопротивления организма. Но, необходимо отметить, что организм не сможет сопротивляться постоянно, так как защитные силы организма ограничены. В итоге, наступит такой момент, когда организм остановится, так как его защитные ресурсы будут исчерпаны. Наступит третья фаза стресса – это истощение. Организм может долгое время переносить стрессоры, но существует предел, после которого организм останавливается. Итак, Г. Селье доказал, что стандартная цепочка реакций вызывается разными раздражителями. В 1936 году был проведен эксперимент, в котором участвовали лабораторные крысы. Суть данного эксперимента заключалась в том, что: «…у крыс, которым вводили токсичные вытяжки из желез, наступали необратимые изменения в различных органах. Принципиального значения не имели ткани, из которых делались вытяжки. Клиническая картина показывала увеличение коры надпочечников, а также их возросшую активность. Появлялись язвочки желудочно-кишечного тракта, атрофировалась вилочковая железа» [48]. Необходимо внести ясность в определение некоторых терминов. Над каждой почкой расположены железы внутренней секреции, они называются надпочечниками. Надпочечники состоят из двух слоев – коры и мозгового вещества. Кора продуцирует гормоны, другими словами кортикоиды, а мозговое вещество вырабатывает адреналин, который является одним из основных гормонов, с помощью которого организм реагирует на стресс. Большой орган из лимфатической ткани, который располагается в грудной клетке, называется вилочковая железа. Лимфатические узлы совместно с вилочковой железой образуют систему, которая относится к иммунитету, и называется тимолимфатическим аппаратом [4]. Эксперименты, которые были проведены далее, показали, что при воздействии других раздражителей, таких как: голод, болезни, холод, жара, эти же самые структуры подвергаются такому же влиянию. Данный феномен получил название «синдром биологического стресса» [4].
Гансом Селье было доказано, что пропущенное звено при формировании стресса – это и есть биологический стресс. Раздражитель напрямую оказывает воздействие на подкорковые структуры, в частности на гипоталамус, и таким образом, происходит запуск работы эндокринных реакций организма на стрессовый фактор. В дальнейшем происходит координация гипоталамусом выработки гормонов гипофиза. Гипофиз, в свою очередь, выделяет кортикоиды с помощью «адренокортикотропного гормона» [49]. Г. Селье и его ученики, единомышленники в дальнейшем провели большое количество экспериментов, которые объясняли возникновение стресса и роль гормонов в его образовании. Ими была выделена связь «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников». Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что именно так выглядит механизм образования стресса. Данный механизм образует, разные типы стрессы и является универсальным. Типы стресса могут быть следующими: профессиональный стресс, стресс болезни, стресс переживаний человека, который носит личный характер и т.д. Стресс, который возникает в трудовой деятельности, называют профессиональным стрессом. Механизм образования стресса один, но для человека он имеет большое количество значений. В своей жизни каждый человек переживает стадии взросления. Начиная с детского сада до профессионального самоопределения, и в итоге каждому предстоит нелегкий выбор при ответе на вопрос «Кто я? Кем я хочу быть? Какой профессиональной деятельностью я хочу заниматься?». Проходит время, мы делаем выбор и начинаем профессионально самореализовываться. Но чем дальше, тем мы все яснее понимаем, что профессиональная деятельность вызывает у нас беспокойство, переживания, уныние и раздражительность. Со временем может оказаться так, что некогда любимая работа, становится нелюбимой, возникает нежелание идти на нее. Другими словами, в итоге возникает профессиональный стресс. Причин возникновения профессионального стресса может быть большое количество. Это и не соответствующая заработная плата, неблагоприятный климат в коллективе, отрицательные взаимоотношения с коллегами. Все эти факторы ведут к снижению производительности труда, снижают желание работать, и как следствие влияют на отношения дома, то есть, можно сказать, что происходит снижение «качества самого себя». Немаловажным является тот факт, какой профессиональной деятельностью занимается человек. Масштаб стресса не всегда зависит от причин, породивших этот стресс. Возникновение стресса зависит от выбора человеком своей будущей профессии. Проведенные исследования показали, что в первую очередь стрессу подвергаются люди, чьи профессии, связанны с экстремальными ситуациями, например, пожарные, спасатели МЧС и профессиональная деятельность в области «человек – человек». Это происходит потому, что при такой профессиональной деятельности, когда приходится работать в неблагоприятных условиях, человек жертвует собой, преодолевает воду, огонь, жару. Все это налагает определенную ответственность.
Кратковременный стресс. Стресс данного вида наносит здоровью человека малозначительный вред, как в физиологическом, так и в психическом плане. Другими словами, данный стресс может характеризоваться как «пробуждение» или «встряска». Возникает фаза сопротивления, но у организма достаточно сил, чтобы справиться со стрессом. Такой стресс характеризуется головной болью, легкой депрессией, расстройством желудочно-кишечного тракта. С профессиональной точки зрения отмечается некоторое снижение работоспособности, а также повышается утомляемость.
Длительный стресс. Отличительной чертой данного типа стресса является то, что он по времени может продолжаться достаточно долго. Возникают психосоматические реакции, которые являются причинами возникновения опасных для жизни человека заболеваний. Длительный стресс может вызывать как незначительные для здоровья заболевания, такие как: астения, депрессивные состояния, нарушение сна, неврозы, так и достаточно тяжелые заболевания, такие как: астма, вегето-сосудистая дистония, инсульт, инфаркт. Однако, длительный стресс не так опасен как хронический стресс. Отличительной характеристикой хронического стресса является постоянное нахождение организма в состоянии стресса. Еще одной особенностью данного типа стресса является его развитие. Оно происходит на протяжении недель, месяцев и даже лет. Развитие происходит медленно, и стресс усиливается с каждой вновь возникающей стрессовой ситуацией. Последствия хронического стресса практически не обратимы. Как следствие такого стресса возникают тяжелейшие заболевания, такие как: сахарный диабет, психические расстройства, снижение иммунитета, онкологические заболевания. Стрессы, возникающие в профессиональной деятельности, характеризуются длительностью. Очень редко они бывают кратковременными. Отличительной особенностью является их частая повторяемость. Последствиями такого типа стресса является снижение жизненных функций, и желание работать исчезает. Возникновение синдрома эмоционального выгорания является как последствие воздействия стрессов, как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни. Внутренние резервы организма, представленные нами ранее в нашем исследовании, играют основную роль в подверженности стрессогенным факторам. При условии, что внутренние резервы организма достаточно велики, организм может сопротивляться стрессовым воздействиям. Стрессоустойчивость представляет собой яркий пример сопротивления стрессорам.
С середины 90-хгодов изучение эмоционального выгорания в американской психологии вышло на качественно новый уровень:
— эмоциональное выгорание изучалось и исследовалось не только в сфере социальных профессий, но и у руководителей, а также офисных работников и военнослужащих;
— исследования эмоционального выгорания упираются на разработанную методологию. К. Маслач определила выгорание как результат затяжного стресса в профессиональном труде. К. Маслач считает, что в профессиональной деятельности существует шесть групп факторов, которые вызывают стресс: «конгруэнтность ценностей работника с декларируемыми и скрытыми ценностями организации», «рабочие нагрузки», «восприятие вознаграждения», «контроль и автономность сотрудника», «восприятие справедливости», «психологическая совместимость сотрудника с деятельностью и коллегами».
-преобладание разнообразного психодиагностического инструментария (MBI, SBS и The Tedium Scale и др.
Самым известным тестом по измерению профессионального выгорания является MBI. Необходимо отметить, что все другие тесты создаются на основе MBI. Модель синдрома эмоционального выгорания, которого разработал К. Маслач, стал основой для исследований в этой области. — проводятся кросс — культурные исследования выгорания (сравнение 5 профессиональных групп). К этим пяти группам относятся тюрьма, социальная служба, образование, психиатрия и медицина. — К. Маслач предложила предметом исследования взять энантиомер выгорания — «вовлеченность», характеризующая устремлённость работать,
положительное отношение к выполняемому труду. К. Маслач считает, что наличие вовлеченности в работу намного эффективнее.
— наблюдается «выход» эмоционального выгорания из узкого толкования. Несомненно, «выгорающий» или «выгоревший» человек испытывает тяжелую душевную потерю и всплеск эмоций в результате длительного психического напряжения, в следствии чего появляется нехватка трудовой активности, отсутствие работоспособности. В.Е. Орел пишет, что: «Американские психологи оценивают эмоциональное выгорание как результат проявления эрозии человеческой души в целом, вне зависимости от профессии».
М. Бируш выделяет «выгорание», как комплекс симптомов. Он думает, что это связано с воздействием продолжительного профессионального стресса и профессионального кризиса.
Медработники должны быть физически и эмоционально здоровыми. Это даст положительный результат в профессиональной деятельности. В конечном счете, к эмоциональному истощению приводит каждодневный труд над здоровьем пациента. А также работа с тяжелыми больными и контакт с из близкими людьми. Как было упомянуто выше, синдром выгорания рассматривается как: редуцирование личных достижений, эмоциональное истощение и деперсонализация.
Воздействие факторов друг на друга показывает динамику развития процесса «эмоционального выгорания». Р.Т. Голембиевский и Р.Ф. Голембиевский (модель «burn-out») предлагают выделять 3 степени и восемь фаз «эмоционального выгорания», которые отличаются воздействием индикаторов по всем вдвинутым факторам. Несомненно, модель «burn-out» выделяет среднюю степень «эмоционального выгорания». Японские исследователи считают, что в модели Маслач не хватает четвертого элемента — «Involvement»(вовлеченность), именно этот элемент характеризуется головными болями, раздражительностью, нарушением сна, а также наличием алкоголизма и табакокурения. Хотя многие специалисты склонны к версии про необходимость учета только трех элементов для определения наличия «эмоционального выгорания». Д. В. Дайрендонк, У.Б. Шефли предлагают модель, состоящую всего лишь из 2 элементов — согласно которому в синдром «профессиональное выгорания» входят: -эмоциональное истощение; -деперсонализация.
Синдром психического «выгорания» широко исследуется в зарубежной психологии уже более двадцати пяти лет. В отечественной психологии интерес к этому явлению возник относительно недавно. На современном этапе развития науки исследования выгорания ведутся как в психологи и стрессовых состояний, так и в рамках психологии профессиональной деятельности. Таким образом, эмоциональное выгорание стало изучаться с 70-х гг. XX века. Его изучением занимались многие исследователи, в различных сферах деятельности. Одни исследователи определяют, что эмоциональное выгорание, как механизм психологической защиты. А другие выделяют эмоциональное выгорание, как форму профессиональной или личностной деформации, третьи рассматривают его с позиций теории стресса. Интерес исследователей к проблеме эмоционального выгорания связан с возникновением преимущественно в профессиях «человек-человек» эмоционального истощения, деформации отношений с другими людьми, негативизма по отношению к служебным возможностям.
Как показывают последние исследования западных исследователей часто профессиональному выгоранию подвластны медицинские работники. Профессиональное выгорание у специалистов, которые трудятся в сфере здравоохранения выражается в виде презрения и равнодушия к своим прямым обязательствам, прописанным в трудовом договоре, ко всему происходящему на работе, негативизма по отношению к пациентам и к коллегам, постоянное ощущении собственной профессиональной негодности. Во-первых, могут также появиться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Во-вторых, развитию профессионального выгорания способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно, представляет собой динамический процесс. Согласно модели В.В.Бойко эмоциональное выгорание разделяется на три большие группы:
— эмоциональное напряжение;
-резистенция;
-истощение и каждая из групп состоит четырех симптом.
Фаза напряжения. Приводит к появлению эмоционального выгорания. Появляется чувство безразличия всему происходящему вокруг, самое главное, к профессиональной деятельности. Снижается острота эмоций, также человек ощущает пустоту и неудовлетворенность жизнью. Вместо положительных эмоций появляется ощущение тревожности, однако, причины для ее появления нет.1 Симптомы фазы напряжения:
- «Переживания психотравмирующих обстоятельств». Появляются психотравмирующие факторы своей деятельности, которые сложно или совсем не устранимы.
2.«Неудовлетворенности собой». Вследствие неудач или неспособности оказать влияние на психотравмирующие ситуации, человек, как правило, испытывает недовольство выбранной профессией, собой, занимаемой должностью и определенными обязанностями.
- «Загнанности в клетку». Появляется, когда психотравмирующие ситуации очень давят, и человек не может их устранить.
- «Тревоги и депрессии». Представляет собой ощущение неудовлетворенности собой и своей работой, человек разочаровывается в себе и в своей профессии. Фаза резистенции. Человек осознанно или же неосознанно стремится уменьшить влияние внешних факторов и к психологическому комфорту.
1.Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
- Симптом «эмоционально- нравственной дезориентации ».
Проявляется, когда у профессионала появляется необходимость в самооправдании. Он оправдывает себя тем, что переживания не уместны в этой ситуации. Они не те люди, чтобы он сочувствовал и относился небезразлично.
3.Симптом «расширение сферы экономии эмоций». Такой модель защиты осуществляется за пределами работы — в общении с близкими, знакомыми и друзьями. Происходит перенасыщение из-за контакта с людьми на работе. Из-за этого профессионал не хочет контактировать с близкими ему людьми.
4.Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Данный симптом проявляется, чтобы облегчить и уменьшить круг профессиональных обязанностей, которые требуют большие эмоциональные затраты. Это происходит, когда профессионал недобросовестно выполняет свои обязанности. Фаза истощения. Характеризуется более или менее выраженным истощением энергетического тонуса, ослаблением нервной и снижением иммунной системы. В фазе отсутствуют такие качества, как сочувствие и сострадание, проявление безразличия и раздражения.
Симптомы:
1.В симптоме «эмоциональный дефицит» профессионал ощущает, что он не в силах эмоционально оказать помощь субъектам своей профессиональной деятельности. Профессионал не в состоянии сопереживать и сострадать, и из-за этого не может полностью исполнять свои обязанности.
- «Эмоциональная отстраненность». Профессионал практически полностью перестает выражать свои эмоции в своей профессиональной деятельности. Его практически ничто не беспокоит,не тревожит. Личность постепенно научается действовать как машина или робот. Реагирование без эмоций является симптомом “ выгорания”. Следуя, таким образом, человек пытается сохранить свой эмоциональный ресурс.
- « Личная отстраненность». В данном симптоме в первую очередь отмечается не полная или полная утрата к субъекту своей профессиональной деятельности. Личность заявляет, что работа с людьми не дает удовлетворения, а становится только в тягость. Поэтому он не стремиться контактировать с людьми.
- Симптом «психосоматические нарушения» проявляется нарушениями психического и физического состояния. Человек не может себе позволить хладнокровное и безразличное отношение по отношению к субъектам своей профессиональной деятельности, а «выгорание» развивается дальше. В результате этого появляются отклонения в психических и соматических состояниях.
Выделяют 5 основных групп признаков, характерных для «эмоционального выгорания»:
— эмоциональные признаки (агрессивность, раздражительность; тревога, потеря идеалов, преобладает чувство одиночества);
— физические признаки: физическое утомление, истощение, усталость; изменение веса; недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка;
— поведенческие симптомы (безразличие к еде; малая физическая нагрузка);
— интеллектуальные признаки (падение интереса к новому, скука, тоска, безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах);
— социальные признаки (низкая социальная активность; ощущение
недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
1.2 Профессиональный стресс врачей
Развитие ПС обусловливает, прежде всего, психоэмоциональный компонент, как фактор риска развития социально-значимых заболеваний. Проблема стресса является одной из существенных задач государственной политики Российской Федерации и зарубежных стран, поскольку стресс тесно связан с ростом заболеваемости и смертности [25, 28]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует значимость негативного воздействия ПС на работников, приводящего к ухудшению качества здоровья, низкой мотивации и снижению безопасности труда. Следствием этого являются значительные издержки для работодателей. Определена связь ПС с различными социально-значимыми заболеваниями, психосоматическими заболеваниями, соматоформными расстройствами, обусловливающими поддержание хронического стресса [15, 27, 30].
Разновидностью экзогенного стресса является ПС, который выявляется у представителей самых различных профессий, в перечне которых значимое третье место занимает профессия врача. Проведенный нами анализ произвольной выборки из 300 публикаций на эту тему в elibrary, показал, что ПС у врачей посвящено 9,7% исследований, больше — только у служащих в органах внутренних дел — 10%, и педагогов — 11,7.
ПС является профессиональным поражением эмоциональной сферы человека, способствуя развитию профессионального выгорания [2, 22]. Это обусловлено современными социальными и экономическими проблемами России, завышенными эмоциональными нагрузками при решении профессиональных и бытовых вопросов. Рыночные отношения усилили процессы стратификации, расслоения общества, что увеличило психоэмоциональную нагрузку на врача. Определенную роль в увеличении такой нагрузки играют также процессы освоения новых технологий диагностики и лечения, изменившиеся традиционные взаимоотношения с пациентами. Для ПС врачей характерен синдром «профессионального выгорания», одним из проявлений которого является цинизм, а также соматоформные и психосоматические расстройства [4, 18, 30, 33]. Этому способствуют и отечественные СМИ, популяризирующие на телевидении сериалы, вроде «Доктор Рихтер».
В Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания относится к рубрике Z-73 («Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни»). Выделяют 3 стадии — напряжение, резистенция, истощение, которые характеризуются различными симптомами. Стадия напряжения — состоянием тревоги, депрессии, неудовлетворенности собой, ощущением «загнанности в клетку». Стадия резистенции — неадекватным эмоциональным реагированием, редукцией профессиональных обязанностей, расширением сферы экономии эмоций, эмоционально-нравственной дезориентацией. Стадия истощения — эмоциональным дефицитом, личностной и эмоциональной отстраненностью, а также психовегетативными и психосоматическими нарушениями. Установлены корреляции между стажем профессиональной врачебной деятельности с эмоциональным выгоранием — более частая выявляемость патологии при стаже 15-20 и более лет [20].
Среди всех врачебных профессий выделяются работники скорой медицинской помощи. Они наименее социально защищены и в социально-экономическом, и в профессиональном отношении. Этому способствуют такие факторы, как относительно низкий уровень заработной платы, рост профессиональной ответственности, обострение противоречий между профессиональным и нравственным долгом, техническими и медикаментозными возможностями оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению в современных условиях работы [1].
Утяжеление течения заболеваний, недостаточная организация первичной медицинской помощи, устойчивость множества этиологических факторов к лечению, увеличение ожиданий и запросов у пациентов при недостаточных ресурсах системы здравоохранения — способствуют увеличению интенсивности труда у работников ряда скорой медицинской помощи. Это ведет к вероятности наступления психовегетативных расстройств у 7% врачей скорой помощи. Этому способствуют — высокий уровень ответственности и незначительная степень свободы в принятии самостоятельных решений. Оказывая экстренную помощь определенному контингенту пострадавших, врачи скорой медицинской помощи не всегда видят результат своей деятельности, работая в режиме хронического стресса. В России ежегодно фиксируется около 50 млн. случаев обращений в отделения скорой медицинской помощи. В 97,1% случаев на такие вызовы выезжает бригада скорой медицинской помощи [19, 23].
В [7] отмечена ведущая роль в последние годы, как фактора возникновения ПС, — отсутствие перспективы карьерного роста, что может приводить к депрессии, злоупотреблению наркотиками и алкоголем, вплоть до суицидного поведения. Тревожные состояния возникают у каждого третьего врача, невротические состояния выявляются у 33,7% среди хирургов, у 68,3% среди терапевтов, в 49,4% случаев у врачей не лечебного профиля.
Отмечается значительное количество исследований проведенных у врачей-стоматологов [8, 13, 16, 18, 24, 29], причем, не только в центральных регионах России, но и в автономных республиках, странах СНГ (Карачаево-Черкесия, Таджикистан) [6, 31]. В исследовании [9] показаны пути снижения интенсивности воздействия стрессорных факторов у стоматологов. Стресс-факторами определены хроническая усталость, ролевые конфликты в в медицинской среде, высокие профессиональные требования, предъявляемые пациентами и профессиональными организациями, экстремальные условия деятельности (стоматолог-хирург, детский стоматолог). При неэффективности руководящего звена учреждений возникают такие причины развития ПС, как интенсивность работы, недостаточность или высокая интенсивность общения, монотония, доминирование временного фактора, нарушения обычного порядка работы, нарушение профессиональной взаимоподдержки от коллег. Был установлен средний уровень стресс-толерантности у 115 испытуемых. На развитие ПС влили также сложности в налаживании коммуникаций с некоторыми пациентами, отсутствие четко разграниченных обязанностей в учреждении, необходимость ремонта в помещениях.
Для каждой профессиональной специализации были выявлены определенные факторы напряженности в деятельности. В ходе сравнительного анализа обнаружены следующие общие закономерности в проявлениях ПС, типичные для врачей всех рассмотренных специализаций:
- недостаточная автономия при выполнении трудовых задач, которая выражается в ощущении отсутствия свободы выбора при решении трудовых задач, невозможности реализации творческого потенциала, невостребованности новаторства и невозможности проявить инициативу;
- ухудшение общего самочувствия (появление вялости, слабости, плохого настроения);
- стойкие проявления хронического стресса (высокий уровень тревоги);
- формирование устойчивых комплексов личностных и поведенческих деформаций, развитие синдрома выгорания.
- Для врачей-реаниматологов характерны следующие причины проявления стресса: интенсивность трудовых нагрузок, разнообразие задач, сложность и автономия их выполнения, контроль выполнения. Главные формы проявлений стресса – это снижение общего самочувствия, появление тревоги и депрессии, а также признаков выгорания.
- Для врачей-хирургов характерно несколько иное сочетание причин и форм проявлений стресса: высокая интенсивность трудовых нагрузок, плохая организация труда, отсутствие разнообразия задач, сложность и автономия их выполнения, жесткий контроль выполнения. Формы проявления стресса у хирургов следующие – снижение общего самочувствия, появление тревоги и агрессии, а также признаков выгорания.
- Для врачей-терапевтов характерны такие причины проявления стресса: плохая организация труда, отсутствие автономии выполнения задач и обратной связи. У терапевтов основные формы проявлений стресса следующие – снижение общего самочувствия, появление тревоги и депрессии, а также признаков выгорания. Кроме того, проведенный анализ полученных данных позволил выявить различия в синдромах ПС с точки зрения интенсивности его проявления.
Самая неблагоприятная группа специалистов – врачи-реаниматологи (максимально высокий уровень стресса), у хирургов наблюдается высокий уровень стресса, у терапевтов – выраженный. У хирургов в большей степени отмечаются такие негативные проявления хронического стресса, как агрессия и тревога.
У реаниматологов усугубление состояния, стресса связано с воздействием профессиональных стрессоров, что выражается в повышенной тревожности и агрессивности. По мере накопления стресса устойчивые проявления тревоги трансформируются в состояние депрессии, что способствует более сильному проявлению признаков «выгорания» и снижению профессиональной мотивации.
У хирургов интенсивность переживаемого стресса связана не только с накоплением стрессовых состояний, но и с увеличением числа воздействующих стресс-факторов. Предельно высокий уровень стресса у представителей этой группы характеризуется проявлением агрессивных реакций и возникновением выраженных признаков «выгорания».
У терапевтов под действием риск-факторов начальные проявления стресса отмечаются в текущем состоянии, то есть в изменении общего самочувствия. По мере увеличения количества стрессоров («автономия исполнения», «низкая оплата труда», «неадекватная обратная связь») и интенсивности общего уровня стресса происходит накопление признаков выгорания.
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф