Скоро защита?
Меню Услуги

Психологические корреляты готовности к возрастным изменения у людей пожилого возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ГЛАВА 2. Организация, методы и результаты исследования

2.1. Организация исследования

 

Данное исследование направлено на определение взаимосвязи готовности к возрастным изменениям и индивидуально-психологических характеристик личности мужчин и женщин.

Объектом исследования являются мужчины и женщины 40-60 лет.

Предметом исследования является взаимосвязь между готовностью к возрастным изменениям и индивидуально-психологическими особенностями личности.

В процессе подготовки эмпирического исследования была поставлена рабочая гипотеза, согласно которой:

1) мужчины демонстрируют большую толерантность к возрастным изменениям по сравнению с женщинами;

2) адекватное восприятие возрастных изменений связано с эмоциональной устойчивостью личности.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе эмпирического исследования проводилось определение критериев к выборке испытуемых и психодиагностическому инструментарию, осуществлялся сбор информации.

На втором этапе проводился сбор данных, их обработка, анализ полученных результатов и их интерпретация.

Каждый участник исследования получал набор с вопросами методик, а также бланки ответов. Все методики предъявлялись в одинаковой последовательности. Общее время, потраченное на тестирование каждого респондента, составило 30-40 минут.

Третий этап предполагал статистическую обработку результатов исследования.

Описание выборки испытуемых

В исследовании принимали участие 30 женщин и 30 мужчин, относящиеся к периоду «зрелого угасания» в возрасте от 40 до 60 лет.

Соотношение брачного статуса и наличие детей:

25 женщин состоят в браке (83%), 27 женщин имеют детей (90%), 4 женщины – разведены (14%), 1 женщина – вдова (3%);

24 мужчины состоят в браке (80%), 29 мужчин имеют детей (97%), 6 мужчин разведены (20%)

соотношение уровня образования:

18 женщин имеют высшее образование (60%), 10 женщин – средне-специальное образование (33%), 2 женщины – среднее образование (7%).

15 мужчин имеют высшее образование (50%), 13 мужчин – средне-специальное образование (43%), у 2 мужчин среднее образование (7%).

Таким образом, исследуемые группы можно считать уравненными по категории возраста, семейного положения и уровнем образования, что позволяет считать, полученные результаты исследования достоверными.

 

2.2. Методы и методики исследования

 

Для исследования были отобраны следующие методики:

1).Опросник «Готовность к возрастным изменениям» (авторы Глуханюк Н. С., Гершкович Т. Б). Опросник позволяет диагностировать общий показатель готовности к освоению возраста и отдельные компоненты, которые дают более полную характеристику. В результате психометрической проверки опросника авторы доказали его высокие ретестовую надежность и текущую валидность. Испытуемому нужно было ответить на 28 утверждений, оценив свои представления по трёхбалльной шкале.

В результате подсчитываются Интегральные показатели и следующие компоненты:

  • физиологический (увеличение уязвимости организма, старение основных физиологических систем, проявление внешних признаков старения),
  • социальный (изменение отношения окружающих, изменение характера общения, потеря старых и приобретение новых социальных ролей),
  • личностно-психологический (изменения в когнитивной сфере, появление склонности передавать опыт, видение своего места в возрастной структуре),
  • профессиональный (снижение роли профессиональной деятельности в жизни, наставничество, выход на пенсию).

2) Тест «Большая пятерка» (Р. МакКрае, П. Коста). Пятифакторный личностный опросник разработан американскими психологами в 1983-1985 гг. Измеряет пять независимых переменных или личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность). Их достаточно для разработки психологического портрета испытуемого. Опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению высказываний, характеризующих поведение человека. Используется пятибалльная оценочная шкала (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность. Опросник Большая пятерка был адаптирован А. Б. Хромовым в 1999 г.

Методы обработки данных

Математико-статистическая обработка данных производилась с помощью программы MS Excel 2010, STATISTICA 6.0. После того как все испытуемые заполнили тестовый материал, протоколы были обработаны.

Результаты обработанных данных из протоколов, использованных методик, были сведены в матрицу первичных данных в программе MS Excel, где строки были образованы шкалами, с столбцы – шкальными оценками по различным методикам. Первичные данные по методикам представлены в сводной таблице в Приложении.

Математико-статистическая обработка данных включала:

1) подсчет параметров распределения в группе (среднее значение, стандартное отклонение), результат первичной статистической обработки наглядно представлен в диаграммах;

2) сравнительный анализ (по критерию U Манна-Уитни);

3) корреляционный анализ (по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена).

 

2.3. Результаты исследования индивидуально-психологических характеристик испытуемых

 

Изучение особенностей индивидуально-психологических характеристик было проведено с использованием методики «Большая пятёрка». Результаты, полученные в исследовании, представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 Результаты исследования индивидуально-психологических характеристик по методике «Большая пятёрка» Отличия между группами, критерий U Манна-Уитни

мужчины женщины U-критерий Манна-Уитн
Экстраверсия 48,4 59,5 156,5**
Привязанность 56,8 48,5 243**
Самоконтроль 53,1 52 432,5
Эмоциональная устойчивость 39,4 58,1 39,5**
Экспрессивность 55,4 53,9 372

Примечание: * — различия значимы на уровне р<0.05 ** — различия значимы на уровне р<0.01

Исследование показало, что у мужчин экстраверсия выражена на среднем уровне с тенденцией к высокому (средний балл равен 48.4), таким образом, мужчины достаточно общительны, имеют широкий круг знакомых, чувствительны к поощрению. У женщин показатели экстраверсии значительно выше. Средний показатель экстраверсии находится в пределах высоких значений (средний балл равен 59,5), что указывает на высокую общительность женщин, любовь к коллективным мероприятиям, стремление к праздности. Они оптимистичны и беззаботны, но при этом могут быть импульсивны и вспыльчивы.

Показатели привязанности у женатых мужчин несколько выше, чем у женщин. Так, у женатых мужчин обеих групп средние показатели привязанности находятся в зоне высоких значений (средний балл равен 56,8) Таким образом, мужчины в целом позитивно относятся к людям, испытывают потребность в создании крепких связей с другими людьми. Они добры и отзывчивы, способны к сочувствию и соучастию.

Показатели привязанности у женщин находятся на среднем уровне, со стремлением в высокому (средний балл равен 48,5). Полученные данные говорят, что у женщин также высокая потребность в установлении близких отношений.

Показатели самоконтроля в целом находятся на примерно одинаковом уровне у мужчин и женщин. Таким образом, вне зависимости от пола респонденты обладают высоким контролем поведения. Также им присущи такие черты как любовь к порядку и комфорту, настойчивость в деятельности, добросовестность.

Обращает на себя внимание, что у мужчин в среднем более высокие показатели эмоциональной устойчивости. Средние значения по этому фактору у мужчин соответствуют среднему уровню, что говорит об их самодостаточности, способности сохранять хладнокровие в трудных ситуациях. У женщин высокие показатели эмоциональной неустойчивости, что указывает на трудности с контролем эмоций, импульсивность, низкую стрессоустойчивость.

Экспрессивность в обеих группах находится в зоне высоких значений или стремится к ним, что указывает на лёгкое отношение к жизни респондентов. Также высокие показатели экспрессивности могут указывать на разносторонность интересов и лёгкую обучаемость. Для наглядности изобразим графически.

Рис.1. Распределение результатов по тесту «Большая пятёрка»

 

Рисунок 1 наглядно показывает выраженные различия, обусловленные половой принадлежностью

Наиболее значительные различия можно наблюдать по таким личностным особенностям, как экстраверсия и эмоциональная устойчивость.

Математическая статистика позволила выявить достоверные различия между мужчинами и женщинами по следующим компонентам: экстраверсия, привязанность и эмоциональная устойчивость. Таким образом, мужчины России более эмоционально устойчивы и у них достоверно выше потребность в создании крепких дружеских связей, в то время как женщины достоверно более общительны.

 

2.4. Результаты исследования готовности к возрастным изменениям у мужчин и женщин пожилого возраста

 

Результаты исследования представлены в таблицах и графиках.

Первоначально респондентам была предложена методика диагностики готовности к возрастным изменениям. Результаты, полученные по методике, представлены в таблице 2 и на рисунках 2-6.

Таблица 2 Распределение испытуемых по критерию готовности к возрастным изменениям

Компоненты готовности к возрастным изменениям Группа мужчины Группа женщины
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
Физиологический 10 33 18 60 2 7 2 7 16 53 12 40
Социальный 15 50 15 50 4 14 20 66 6 20
Личностно-психологический 11 36 19 54 2 7 24 79 4 14
Профессиональный 19 54 11 36 5 17 25 83
Интегральный показатель 4 14 26 86 4 14 24 79 2 7

 

Согласно результатам исследования, распределение испытуемых в зависимости от степени сформированности физиологического компонента готовности к возрастным изменениям различно в группах мужчин и женщин. Как видно из таблицы 2, меньшая часть женщин (7%) готовы к потере внешней привлекательности и проявлениям внешних признаков возраста. Так, у значительного числа женщин (12 респондентов, что составляет 40% выборки) наблюдается низкий уровень готовности к физическим возрастным изменениям, тогда как у мужчин низкий уровень готовности к потере внешней привлекательности наблюдается только у 2 респондентов, что составляет 7% выборки.

В группе мужчин значительное количество респондентов (10 мужчин, что составляет 33% выборки), показывает высокий уровень готовности к внешним изменениям, тогда как в группе женщин только у 2 респондентов, что составляет 7% выборки, можно заметить высокий уровень готовности к потере внешней привлекательности.

У значительной части респондентов обеих групп (18 мужчин, что составляет 60% выборки, и у 16 женщин, что составляет 53% выборки) наблюдается средний уровень готовности к физическим возрастным изменениям. Для этих респондентов характерно принятие одних физических изменений при неприятии других, либо в целом отношение к происходящим возрастным изменениям в физическом теле воспринимается как неприятная, но неизбежность. Для наглядности изобразим графически ( см.рис. 2).

Рисунок 2. Распределение испытуемых в зависимости от степени сформированности физиологического компонента готовности к освоению возрастно-временных изменений

 

Рисунок наглядно показывает, что большая часть мужчин демонстрируют более высокую готовность к физическим изменениям по сравнению с женщинами. Мы полагаем, что это связано с социальными стереотипами, где внешняя привлекательность женщины оценивается более высоко. Стоит также отметить, что физический компонент готовности к возрастным изменениям связан также с показателями здоровья. Как показывают исследования, женщины большее внимание уделяют своему здоровью, что тоже может стать причиной большего неприятия изменений в сфере здоровья.

Социальный компонент готовности к старости также выражен у большинства мужчин. Среди представителей мужской выборки нет респондентов с низким уровнем готовности к изменениям в социальной сфере, тогда как среди женщин у 6 респондентов, что составляет 20% выборки, отмечен низкий уровень.

Высокий уровень готовности к принятию изменений в социальной сфере характерен для значительного количества мужчин (15 респондентов, что составляет 50% выборки), тогда как среди женщин только 4 респондента, что составляет 14% выборки, продемонстрировали высокую готовность к социальным изменениям.

Так же, как и по шкале готовности к физическому компоненту к возрастным изменениям, большинство женщин и мужчин демонстрируют средний уровень готовности к социальным изменениям (15 мужчин, что составляет 50% выборки, и 20 женщин, что составляет 66% выборки). Для наглядности изобразим графически (рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение испытуемых по критерию степени сформированности социального компонента готовности к освоению возрастно-временных изменений

 

На рисунке 3. наглядно показано, что большая часть мужчин готовы к социальным изменениям, связанным с возрастом. Мы полагаем, что это определяется более высокой социальной активностью мужчин, которые легче находят способы адаптации к проявлениям старости. Кроме того, их не очень пугают новые роли в семье, связанные с появлением внуков, тогда как женщины воспринимают роль бабушки как указание на свой возраст.

Личностно-психологический компонент готовности к возрастным изменениям также выражен у большей части мужской выборки. Значительная часть мужчин (11 респондентов, что составляет 36% выборки) имеют хорошо сформированный личностно-психологический компонент готовности к возрастным изменениям, тогда как среди женщин только у 2 респондентов, что составляет 14% выборки, можно наблюдать высокий уровень сформированности данного компонента. Респонденты с высоким уровнем сформированности личностно-психологического компонента готовности к возрастным изменениям хорошо понимают механизмы происходящих с ними изменений и готовы продуктивно их использовать, реализуя себя в передаче опыта молодым членам семьи.

В группе женщин у 4 респондентов, что составляет 14% выборки, наблюдается низкий уровень готовности к личностно-психологическим изменениям, тогда как в группе мужчин респондентов с несформированным личностно-психологическим компонентом готовности к возрастным изменениям не встречается. Низкий уровень сформированности личностно-психологического компонента готовности к возрастным изменениям указывает на появление чувства бесполезности и ненужности, обострённой эмоциональной реакции на отношение окружающих, застревании на определённых мыслях и переживаниях.

Значительную часть как мужской, так и женской выборки (19 респондентов, что составляет 54% мужской выборки, и 24 респондента, что составляет 79% женской выборки) составляют респонденты со средним уровнем сформированности личностно-психологического компонента готовности к возрастным изменениям.

Для наглядности изобразим графически (Рисунок 4).

Рисунок 4. Распределение испытуемых по критерию степени сформированности личностно-психологического компонента готовности к освоению возрастно-временных изменений

 

Рисунок наглядно показывает, что среди мужчин больше тех, у кого выше сформированность личностно-психологического компонента готовности к возрастным изменениям по сравнению с женщинами. Мы полагаем, что это связано с большей способностью мужчин понимать механизмы происходящих с ними изменений в психической сфере и возможность активно искать пути компенсации.

Профессиональный компонент готовности к возрастным изменениям, напротив, более выражен у большинства женщин. Так, по результатам исследования высокий уровень сформированности профессионального компонента готовности к возрастным изменениям наблюдается у 5 женщин, что составляет 17% выборки, тогда как среди мужчин респондентов с высоким уровнем сформированности профессионального компонента готовности к старости нет. Для респондентов с высоким уровнем сформированности профессионального компонента готовности к возрастным изменениям характерно толерантное отношение к снижению роли профессиональной деятельности в жизни.

Для значительного количества мужчин характерен низкий уровень сформированности профессионального компонента готовности к старости (11 мужчин, что составляет 36% выборки). Среди женщин респондентов с низким уровнем готовности к возрастным изменениям нет.

Для большей части женщин и мужчин (19 мужчин, что составляет 54% выборки, и 25 женщин, что составляет 83% выборки) характерен средний уровень сформированности профессионального компонента готовности к возрастным изменениям.

Для наглядности изобразим графически (рисунок 5).

Рисунок 5. Распределение испытуемых по критерию степени сформированности профессионального компонента готовности к освоению возрастно-временных изменений

 

Рисунок 5 наглядно показывает, что большинство мужчин менее готовы, по сравнению с женщинами, к снижению роли профессиональной деятельности в жизни. Мы связываем это с тем, что у мужчин в обществе сложился образ добытчика, поэтому снижение уровня доходов для него более «болезненно» по сравнению с женщинами.

Рассматривая интегральные показатели готовности к возрастным изменениям, мы не видим значительных отличий между выборками. Для большинства представителей обеих выборок (26 мужчин, что составляет 86% выборки, и 24 женщины, что составляет 79% выборки) демонстрируют средний уровень готовности к возрастным изменениям.

Высокий и низкий уровни готовности к возрастным изменениям в обеих выборках встречаются редко.

Для наглядности изобразим графически (рисунок 6).

Рисунок 6. Распределение испытуемых по степени сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений

 

Как можно видеть на рисунке 6, степень сформированности готовности к возрастным изменениям в целом не имеют значительных половых различий. Большинство респондентов, принявших участие в исследовании, имеют относительно хорошо сформированную готовность к возрастным изменениям в целом.

Для выявления достоверности различий выраженности интегрального показателя готовности к возрастным изменениям и показателей, отражающих его отдельные компоненты, в группах мужчин и женщин был использован U-критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 3.

В группе женщин наиболее выраженным оказался профессиональный компонент готовности к возрастным изменениям, а наименее – физиологический. В группе мужчин наиболее выраженным стал социальный компонент готовности к возрастным изменениям, а наименее – профессиональный. Средние значения всех показателей относятся к среднему уровню выраженности (от 15 до 28 баллов согласно авторам теста)

Таблица 3 Результаты сравнительного анализа готовности к возрастным изменениям у мужчин и женщин

Компоненты готовности к возрастным изменениям Группы U-критерий Манна-Уитни
мужчины женщины
Физиологический 25,2 18 198,5**
Социальный 27,7 20,5 175**
Личностно-психологический 26,9 20,6 153**
Профессиональный 16,7 23,4 130**
Интегральный показатель 96,4 82,6 263,5

Примечание: * — различия значимы на уровне р<0.05 ** — различия значимы на уровне р<0.01

Исследование показало, что достоверные различия на 5% уровне значимости наблюдаются по всем компонентам сформированности готовности к возрастным изменениям, что говорит о выраженных половых различиях готовности к старости. Большая готовность к возрастным изменениям прослеживается у мужчин по всем компонентам, кроме профессионального.

Мужчины спокойнее, чем женщины относятся к потере внешней привлекательности и появлению внешних признаков возраста, ухудшению здоровья. Они более охотно принимают новые социальные роли и отношение к себе как к пожилому человеку со стороны окружающих. Они в большей мере понимают и принимают изменения, происходящие с их психическими процессами и личностью.

Женщины более терпимы к снижению роли профессиональной деятельности в жизни, к уходу на пенсию, но они более негативно оценивают приближающуюся старость, при этом наиболее уязвимым у них оказывается внешний вид и здоровье.

 

2.5. Результаты анализа взаимосвязей между компонентами готовности к возрастным изменениям и индивидуально-психологическими характеристиками у женщин и мужчин пожилого возраста

 

Для изучения взаимосвязи между показателями готовности к возрастным изменениям и индивидуально-психологическими характеристиками был использован коэффициент корреляции Спирмена. В группе мужчин было поучено три отрицательные связи, значимые на 5% уроне значимости. На основании корреляционной матрицы была построена корреляционная плеяда (см. рис. 7)

Рисунок 7. Корреляционная плеяда – группа мужчины

 

В центре плеяды находится показатель Эмоциональная устойчивость. Он отрицательно связан с тремя показателями: Интегративным показателем (r= -0,43 при р≤0.05); а также показателем Физиологический компонент готовности к возрастным изменениям (r= -0,37 при р≤0.05) и показателем Социальный компонент готовности к возрастным изменениям(r= -0,37 при р≤0.05).

Как известно, чем выше значения показателя Эмоциональная устойчивость по тесту Большая пятерка, тем более выражена Эмоциональная неустойчивость человека. Поэтому чем более мужчина импульсивен, безответственен, капризен, тем хуже он относится к своим возрастным изменениям. Он не хочет понимать и принимать неизбежность физических проявлений старения (изменения внешности, снижение остроты зрения, слуха, обострение различных заболеваний), а также изменения социального статуса и отношения со стороны окружающих, он не ищет новых способов адаптации к разнообразным возрастным изменениям и не склонен планировать свою жизни с учетом будущих трансформаций.

Если он более эмоционально устойчив (низкие значения показателя), то есть самодостаточен, уверен в себе, спокоен и не подвержен колебаниям настроения, то он более готов к старости, осознает все, что с ним происходит в настоящем, готов принимать ожидаемые возрастные изменения как нормальные и неизбежные и старается к этому приспособиться.

Корреляционная плеяда группы женщин представлена на рисунке 8. Получено 5 положительных корреляционных связей на 5% уровне значимости.

В центре плеяды находится показатель Эмоциональная устойчивость. Он положительно связан с четырьмя показателями: Интегративным показателем (r= 0,41 при р≤0,05); показателем Физиологический компонент готовности к возрастным изменениям (r= 0,42 при р≤0,05); показателем Социальный компонент готовности к возрастным изменениям (r= 0,37 при р≤0,05) и показателем Профессиональный компонент готовности к возрастным изменениям (r= 0,43 при р≤0,05), который в свою очередь положительно связан с показателем Привязанность (r= 0,41 при р≤0,05).

Рисунок 8. Корреляционная плеяда — группа женщин

 

Чем выше показатели Эмоциональной устойчивости (по данным теста Большая пятерка это указывает на Эмоциональную неустойчивость), тем выше интегративный показатель Готовности к возрастным изменениям и его Физиологический, Социальный и Профессиональный компоненты. Если женщина эмоционально неустойчива, то есть чувствует себя беспомощной, неспособной справляться с жизненными трудностями, тревожно ожидает неприятностей, тем больше она готова к принятию возрастных изменений. При позитивном отношении к людям и выраженной мотивации аффилиации (показатель Привязанность), они с большей готовностью принимают возможность снижения или утраты профессиональной деятельности в жизни, они ищутновые способы самовыражения самовыражения во внепрофессиональной сфере.

ВЫВОДЫ

По выраженности индивидуально-психологических особенностей (тест Большая Пятерка) группа мужчин и женщин значимо не отличаются.

В результате сравнительного анализа показателей готовности к возрастным изменениям оказалось, что мужчины спокойнее, чем женщины относятся к появлению внешних признаков возраста и ухудшению здоровья, а также возрастные изменения, происходящие с их психическими процессами и личностью. Они более охотно принимают статус пожилого человека и новые социальные роли.

Женщины, по сравнению с мужчинами, более терпимы к снижению роли профессиональной деятельности в своей жизни и легче принимают факт ухода на пенсию. Однако они более негативно воспринимают свои возрастные изменения в физиологической, социальной и личностной сферах.

Корреляционный анализ показал, что более готовыми к принятию возрастных изменений оказываются эмоционально устойчивые мужчины и эмоционально неустойчивые женщины. У женщин готовность к возрастным изменениям обеспечивается также выраженной привязанностью. Потребность быть нужной другим людям нивелирует отрицательные стороны возрастных изменений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дипломная работа посвящена анализу взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и готовности к возрастным изменениям.

Проблема типологии психологических изменений в поздней взрослости является чрезвычайно актуальной для изучения, т.к. помогает найти пути решения негативных состояний, через которые проходит пожилой человек.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что потеря трудовой занятости зачастую неблагоприятно сказывается на самочувствии пожилого человека как физическом, так и психологическом.

Люди, вступившие в период взрослости переживают ряд изменений во всех сферах своей жизни. Наиболее серьёзным изменениям подвергаются эмоциональная сфера и интеллектуальная сфера. Выход на пенсию нередко становится стрессовым моментом для человека, способствует угасанию его психических и физических функций. Поэтому важно поддерживать желание пожилого человека работать, при необходимости оказывать помощь в получении образования, которое будет востребованным на рынке труда.

Принятие собственной старости является результатом активной творческой работы по переосмыслению жизненных ценностей, позиций и установок. При благоприятном исходе человек имеет полное согласие с собой и своим возрастом, внешним миром и неминуемостью завершения своей жизни.

Проведённое эмпирическое исследование показало, что женщины менее готовы к возрастным изменениям по сравнению с мужчинами, особенно значительные различия между мужчинами и женщинами наблюдаются по сформированности физиологического компонента готовности к возрастным изменениям. Мы полагаем, что это связано с социальными стереотипами, где внешняя привлекательность женщины оценивается более высоко.

Вместе с тем, мужчины демонстрируют более низкую готовность к изменениям, происходящим в профессиональной сфере. Мы связываем это со сложившимся стереотипом о мужчине как о добытчике, поэтому перспектива сокращения дохода мужчиной переживается более болезненно.

Готовность к возрастным изменениям зависит от эмоциональной устойчивости личности. При этом следует отметить, что у женщин наблюдается положительная корреляция с эмоциональной устойчивостью, а у мужчин – отрицательная.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение, цель достигнута, задачи выполнены. Дальнейшие перспективы исследования мы видим в поисках путей повышения готовности человека к возрастным изменениям.

Практические рекомендации

Для обеспечения готовности к возрастным изменениям у лиц среднего возраста можно применять тренинг самопознания и личностного роста.

Основные задачи тренинга:

— самопонимание;

— саморегуляция;

— понимание других людей в ситуации общения;

— коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.

Принципы организации тренинга

  1. Принцип добровольности. Все участники автономно принимают решение об участии в тренинге, и в каждом занятии отдельно. В данном вопросе принуждение не даст никаких результатов, так как личностные видоизменения допустимы только благодаря внутренней заинтересованности человека.
  2. Принцип конструктивных взаимоотношений, полновесное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их глубоком доверии друг другу.
  3. Принцип самодиагностики. Участники самостоятельно осознают и формулируют свои проблемы.
  4. Принцип информированности. Он предполагает право клиента знать то, что будет происходить на занятиях.

Психолог на основании своих наблюдений, тестов, анкет, анализа просмотра видеозаписей тренинга анализирует итоги работы каждого члена тренинговой группы. В качестве методов работы можно применять элементы арттерапевтических методик. Арттерапия показана в случаях эмоциональных затруднений участников группы или в случае трудностей в общении, стеснительности и замкнутости участников. Возможно использование рисуночной терапии, драмтерапии, библиотерапии, музыкотерапия.

Музыкотерапия — метод применения музыки для лечения расстройств нервной системы. Исследованиями было доказано, что музыка воздействует на различные системы человеческого организма. Благодаря тому, что процессы, совершающиеся в вегетативной и двигательной системе человека, протекают ритмично, а музыка может их стимулировать как ритмичный раздражитель. Благоприятный эффект дает сочетание музыкотерапии с ароматерапией.

Ароматерапию часто используют на групповых занятиях. Используют ее как способ предотвращения раздражительности, переутомления, депрессий. Ароматы увеличивают устойчивость к неблагоприятным моментам, помогают саморегуляции, саморазвитию личности. Для проведения ароматерапии, необходимо недобрать лица с учетом их совместимости их восприятий ароматов и личной совместимости.

Также на групповых занятиях можно использовать точечный массаж. Для этого масло для массажа смешивают с эфирным маслом и наносят на рефлексогенные точки. Психолог фиксирует чувства каждого клиента, обозначая ухудшение состояния, антипатичные ассоциации.

Программы групповых тренингов для пожилых людей можно и необходимо внедрять на базах Пенсионного фонда РФ, Территориальных центров социального обслуживания населения.

Считаю, что необходимость в таких общественных организациях огромная. Для людей пожилого возраста такое общение крайне необходимо. При этом, по моему мнению, в таких общностях пожилых людей обязательно должен присутствовать штатный психолог.

 

Список литературы

 

  1. Александрова, М. Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. — М.: Академия, 2003. — С. 177-182.
  2. Антиперович Е.Г. Влияние специфики профессиональной деятельности на базовую убеждённость в ценности «Я» личности юриста // Символ науки. – 2016. – №2-3
  3. Анциферова Л.И. Поздний период в жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996. – №6.
  4. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Развитие личности и проблемы геронтологии. – М., 2004. – С. 55-88.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2001
  6. Афанасенко И.В., Онищенко А.И. Особенности самоотношения мужчин и женщин возрастов ранней и поздней взрослости // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2011. – №9. – С. 21-25.
  7. Батаршев А.В. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2004
  8. Будза В.Г., Антохин Е.Ю. Психогенные факторы невротических расстройств в позднем возрасте // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. — 2005. — № 1. — С. 16-18.
  9. Гехт И.А. Одинокая старость и одиночество в старости (медико-социальные аспекты) // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. – 2001. – №3(15). – С. 68-77.
  10. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. 2-е изд., стереотип, М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – С. 31-40.
  11. Духновская Л. Б. Типы личности в старости. Возрастные изменения в старости // Геронтопсихология / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
  12. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. – М., 2002.
  13. Завьялова И.Ю. Психологический анализ развития личности в нормативном кризисе поздней взрослости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – №19. – С. 110-112.
  14. Козлов А. А. Социальная геронтология. – М., 1995.
  15. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. – М., 1989.
  16. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб.: Питер, 2001.
  17. Кошарная Г.Б., Щанина Е.В. Проблемы социальной защиты граждан пожилого возраста // Власть. – 2006. – № 8. – С. 31-36.
  18. Краева М. А. Особенности личности пациентов пожилого возраста с сосудистыми заболеваниями (в связи с задачами психологической реабилитации): автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.04. — СПб., 2006
  19. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000.
  20. Краснова О. В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: учебное пособие. -СПб.: КАРО, 2011.
  21. Кулагина И.Ю., Метелина А.А., Апасова Е.В. Феномен взрослости. Развитие личности и жизненный путь. – М.: Академический проект, 2018.
  22. Кулагина И.Ю., Метелина А.А., Апасова Е.В. Феномен взрослости. Развитие личности и жизненный путь. – М.: Академический проект, 2018.
  23. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М.: Весь, 2009.
  24. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2005.
  25. Россет Э. Продолжительность человеческой жизни. – М., 1981
  26. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. – М., 1999.
  27. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2015.
  28. Сапогова Е.Е. Территория взрослости. Горизонты саморазвития во взрослом возрасте. – М.: Генезис, 2016.
  29. Склярова Т.В. Возрастная психология. От рождения до смерти. – М., 2017.
  30. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.
  31. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук /Е.Л. Солдатова. — Екатеринбург, 2007.
  32. Солдатова Е.Л. Образ возраста как нормативный элемент культуры и идеальная форма развития // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2009. – Вып. 4. – № 5 (138). – С. 62-70.
  33. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: моногр. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007.
  34. Старикова М.М. Стереотипы старости и старения // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. – 2011. – № 2 (22). – С. 43-50.
  35. Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. – М.: Генезис, 2009.
  36. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. — М. : Академия, 2002.
  37. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. — М., 1996.
  38. Щанина Е. В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе : региональный аспект : дис. … канд. соц. наук. — Пенза, 2006.
  39. Яцемирская Р.С. Психическое старение долгожителей (клинико-пси-хопатологический и социально-гигиенический аспекты): Дис…. д-ра мед. наук. – София, 1990.
  40. Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология. – М., 1999.

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф