Вид работы: Курсовая работа
Тема: Психологические особенности дружбы
ВУЗ: «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет философии и социологии
Кафедра теории и истории социологии
ВВЕДЕНИЕ
Современные эмпирические исследования дружеских отношений, в рамках социологии, философии, психологии, показывают, что дружба – это особый вид межличностного взаимодействия, в отличие от приятельства, характеризующийся высокой самоценностью, безграничной преданностью, обоюдной любовью, взаимопониманием, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией. В условиях современного общества под дружбой понимаются всецело отличающиеся друг от друга типы социальных взаимодействий. Наиболее актуальным в эмпирических исследованиях феномена дружбы представляется возможность изучения человека как субъекта межличностной коммуникации, наделённого свободой выбора и правом отвечать за свои поступки.
Отношение к «своим» и к «другим», осознание конструктивных и деструктивных конструктов личностных взаимоотношений, мотивов и потребностей является важнейшими компонентами внутреннего, субъективного мира личности, раскрывающегося в полном объёме в процессе дружеского общения, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования в данной работе выступает дружба как психологическое явление.
Предметом исследования в работе являются психологические особенности дружбы.
Целью данной работы является исследование психологических особенностей дружбы.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предлагается решение следующих задач:
— изучения понятия «дружба» в психологии;
— выявление функций дружбы;
— анализ дружбы как формы межличностных отношений;
— исследование подходов к исследованию психологических аспектов дружбы;
— выявление психологических особенностей формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о друге и дружбе;
— анализ проблем дружеских отношений в системе современных межличностных коммуникаций.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования психологических особенностей дружбы: Авдуловой Т. П., Альберони Ф., Андронниковой О. О., Гуревича П. С., Клециной И.С., Корягиной Н. А., Никишова С. Н., Осиповой И. С., Родиной A.M., Чирковой Т. И. и др.
В работе использовались учебники по психологии, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, касающиеся исследования дружбы с точки зрения психологии.
Понятие «дружба» в психологии
Определение «дружба» в психологическом словаре В.Н. Корпулиной трактуется следующим образом: «Дружба — вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью»[1].
Аристотель впервые ввел понимание «дружба» как высококвалифицированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения. Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.
Кризис, овладевший обществом в начале XXI в., поставил под сомнение фундаментальные основания человеческого бытия: антропосоциальные проблемы (межнациональные и межконфессиональные войны, мировой терроризм, иммунные и онкологические заболевания). Новые внешнеполитические условия и социально-экономические практики, в том числе в нашей стране, сопровождающеся ухудшением духовно-нравственного и психологического состояния, выраженного в таких понятиях, как «депрессия», «фрустрация», «экзистенциальный вакуум», «пограничная ситуация», «суицид», заставили человечество усомниться в истинности духовных ценностей.
Современный человек тратит слишком много усилий и энергии, для того чтобы соответствовать постоянно меняющимся стандартам общества потребления, жизнь из созидательного процесса трансформировалась в процесс стереотипизации счастья и успеха, культивируемых современной культурой потребления. Потребитель не живёт, а бессмысленно расходует себя. В условиях острейшей межличностной конкуренции, спешки, стрессов, депрессий, постоянной усталости и синдрома профессионального выгорания в обществе возникает необходимость бороться за собственное выживание, за место под солнцем, обостряя отчуждение, характеризующееся не только дистанцированностью от других, но и уходом от себя. Тотальность общества, необходимость постоянного контроля над собой, своим поведением, своими мыслями и своими эмоциями лишает человека естественности и спонтанности существования, удаляя всё дальше от него самого.
Практика межличностного общения доказывает актуальность и необходимость решения экзистенциальных проблем человеческого существования.
Проблема смысла жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема дружбы и одиночества являются актуальными во все времена, для всех возрастов, особенно в периоды кризисов. Несмотря на это, дружба остаётся одним из основных элементов жизни социума, одним из приоритетных видов построения межличностных взаимодействий. Каждый человек хотя бы раз в своей жизни задумывался о сущности и предназначении дружбы.
В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой понятие «дружба» определяется как разновидность близких отношений, основанных на взаимном доверии, привязанности, общности интересов[2].
По мнению советского исследователя И. С. Кона, впервые человек задумывается о дружбе в ранней юности, в этот период подростки ориентированы не на полемику о пользе дружбы, а на поиск практической значимости феномена дружбы в решении жизненно важных проблем[3].
Современные эмпирические исследования дружеских отношений, в рамках социологии, философии, психологии, показывают, что дружба — это особый вид межличностного взаимодействия, в отличие от приятельства, характеризующийся высокой самоценностью, безграничной преданностью, обоюдной любовью, взаимопониманием, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией.
По большому счёту, в условиях современного общества под дружбой понимаются всецело отличающиеся друг от друга типы социальных взаимодействий.
Дружба, с точки зрения итальянского социолога Франческо Альберони, — это «средство обойти других, выйти за пределы установленной в обществе нормы».
Ф. Альберони в работе «Дружбы и любовь» дифференцирует дружеские отношения, говоря о том, что «слово «дружба» имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге». Социолог выделяет несколько значений понятия «дружба» (приятельство, солидарность, функциональные отношения, привязанность)[4].
Функциональные отношения относятся к одному из типов личностных связей, основанных на социальной функции. К функциональным отношениям Ф. Альберони относит дружбу между компаньонами, политическими деятелями, в этих отношениях присутствует минимум любви. Кроме того, данные отношения длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы.
Функции дружбы
Необходимо понимать, что дружба — это качественная характеристика отношений, а не вид отношений, существующий сам по себе. Согласно наблюдениям Дж. Алана считать себя друзьями могут два человека, испытывающих уважение друг к другу, независимо от своего социального положения, общающиеся на равных. Даже двое влюбленных могут быть друзьями в том случае, если забудут об эротических наслаждениях и станут желать друг другу добра бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне[5].
Анализ структурных особенностей дружбы позволяет выделить ее функции:
1) Формирующая функция. Дружба выступает как одна из основ полноценного духовного развития, становления эмоционально-нравственной сферы личности. Воздействие дружбы на личность многозначно. В ней непосредственно отражается процесс социализации личности, формирование ее в процессе общения. В отношениях с другом оформляются взгляды и убеждения, складываются ценностные ориентации, получают непосредственное выражение нравственные качества.
Формирующее влияние дружеских отношений проявляется и прямо, непосредственно, когда друг своими критическими замечаниями и прямыми побуждениями воздействует на личность, ее поступки, деятельность, и косвенно, когда само присутствие друга или просто его наличие изменяет внутреннее состояние и фактическое поведение человека.
2) Дружба как моральная и деловая поддержка. Эта функция отражает наиболее типичные характерные признаки дружеских отношений. Их составляют реальная помощь в жизненных различных ситуациях, при затруднениях и неудачах, фактическое соучастие в делах и повседневных занятиях, нравственная поддержка и опора (добрый совет, сопереживание) в духовных исканиях, при эмоциональных напряжениях и т.д. Духовная общность друзей, их личностная близость и глубокое доверие делают такую поддержку особенно значимой и эффективной для человека, создают у него чувство «защищенности». Отмеченная функция является ведущей в дружеских отношениях.
3) Познавательно-информационная функция. В структуре дружеских отношений важное место занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальное общение с друзьями развивает познавательную сферу личности, расширяет знания об окружающем мире, обогащает представления по жизненным различным вопросам, уточняет и углубляет понимание людей и событий, учит мыслить, является действенным источником формирования познавательных интересов друзей[6].
В научной литературе существуют различные классификации дружбы. Наибольшую известность получила классификация, предложенная И. С. Коном, который выделяет четыре вида дружбы: детскую, подростковую, юношескую и взрослую.
Современная психология трактует детскую дружбу или как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо же в контексте развития коллективных отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях. Но одни авторы на первый план ставят эволюцию детских понятий, языка и образов дружбы, другие — динамику нормативных ожиданий и требований к друзьям, третьи — место дружбы в системе групповых взаимоотношений (общество сверстников), четвертые -положение друзей в иерархии значимых других (родителей, учителей и т.д.), на которых ориентируются дети разного возраста.
Наличие друзей или их отсутствие позволяет выявить положение ребенка среди сверстников, а также уровень его коммуникабельности, сопоставить лидеров и аутсайдеров, выявить характерный коммуникативный стиль ребенка.
Подростковая дружба отличается исповедальным характером и эмоциональностью, которая может выражаться не столько в словах и предложениях, сколько в особых интонациях, акцентах, недоговоренностях, недомолвках, которые подростку трудно перевести в понятия, но которые доносят до его друга нюансы его настроений, оставаясь бессмысленным и непонятным для постороннего слушателя.
Основу юношеской тяги к дружбе формирует страстная потребность в понимании друга, себя, а также в самораскрытии.
Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы считают поддержание самоуважения. Временами дружба может стать формой психотерапии, позволяющей молодым выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.
Литература
[1] Психологический словарь / Авторы составители В.Н. Корпулина и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 640 с. [2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «А ТЕМП», 2014. — С. 181. [3] Кон И. С. Дружба. СПб.: Питер, 2013. – 309 с. [4] Альберони Ф. Дружба и любовь / общ. ред. А. В. Мудрика. М.: Прогресс, 1991. — С. 7. [5] Клецина И.С. Отношения как многоуровневый конструкт: социально-психологический анализ / Интегративный подход в психологии. Сборник научных статей / И.С. Клецина. — СПб: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 363 с. [6] Станиславская, И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Человек, 2014. – 322 с.Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


