Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологические особенности дружбы

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Психологические особенности дружбы

ВУЗ: «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и социологии

Кафедра теории и истории социологии

ВВЕДЕНИЕ

Современные эмпирические исследования дружеских отношений, в рамках социологии, философии, психологии, показывают, что дружба – это особый вид межличностного взаимодействия, в отличие от приятельства, характеризующийся высокой самоценностью, безграничной преданностью, обоюдной любовью, взаимопониманием, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией. В условиях современного общества под дружбой понимаются всецело отличающиеся друг от друга типы социальных взаимодействий. Наиболее актуальным в эмпирических исследованиях феномена дружбы представляется возможность изучения человека как субъекта межличностной коммуникации, наделённого свободой выбора и правом отвечать за свои поступки.

Отношение к «своим» и к «другим», осознание конструктивных и деструктивных конструктов личностных взаимоотношений, мотивов и потребностей является важнейшими компонентами внутреннего, субъективного мира личности, раскрывающегося в полном объёме в процессе дружеского общения, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в данной работе выступает дружба как психологическое явление.

Предметом исследования в работе являются психологические особенности дружбы.

Целью данной работы является исследование психологических особенностей дружбы.

Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предлагается решение следующих задач:

— изучения понятия «дружба» в психологии;

— выявление функций дружбы;

— анализ дружбы как формы межличностных отношений;

— исследование подходов к исследованию психологических аспектов дружбы;

— выявление психологических особенностей формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о друге и дружбе;

— анализ проблем дружеских отношений в системе современных межличностных коммуникаций.

В данной работе были использованы  следующие работы в области исследования психологических особенностей дружбы:  Авдуловой Т. П., Альберони Ф., Андронниковой О. О.,  Гуревича П. С., Клециной И.С., Корягиной  Н. А., Никишова  С. Н., Осиповой  И. С., Родиной A.M., Чирковой  Т. И. и др.

В работе использовались учебники по психологии, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, касающиеся исследования дружбы с точки зрения психологии.

Понятие «дружба»  в психологии

Определение «дружба» в психологическом словаре В.Н. Корпулиной трактуется следующим образом: «Дружба — вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью»[1].

Аристотель впервые ввел понимание «дружба» как высококвалифицированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения. Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.

Кризис, овладевший обществом в начале XXI в., поставил под сомнение фундаментальные основания человеческого бытия: антропосоциальные проблемы (межнациональные и межконфессиональные войны, мировой терроризм, иммунные и онкологические заболевания). Новые внешнеполитические условия и социально-экономические практики, в том числе в нашей стране, сопровождающеся ухудшением духовно-нравственного и психологического состояния, выраженного в таких понятиях, как «депрессия», «фрустрация», «экзистенциальный вакуум», «пограничная ситуация», «суицид», заставили человечество усомниться в истинности духовных ценностей.

Современный человек тратит слишком много усилий и энергии, для того чтобы соответствовать постоянно меняющимся стандартам общества потребления, жизнь из созидательного процесса трансформировалась в процесс стереотипизации счастья и успеха, культивируемых современной культурой потребления. Потребитель не живёт, а бессмысленно расходует себя. В условиях острейшей межличностной конкуренции, спешки, стрессов, депрессий, постоянной усталости и синдрома профессионального выгорания в обществе возникает необходимость бороться за собственное выживание, за место под солнцем, обостряя отчуждение, характеризующееся не только дистанцированностью от других, но и уходом от себя. Тотальность общества, необходимость постоянного контроля над собой, своим поведением, своими мыслями и своими эмоциями лишает человека естественности и спонтанности существования, удаляя всё дальше от него самого.

Практика межличностного общения доказывает актуальность и необходимость решения экзистенциальных проблем человеческого существования.

Проблема смысла жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема дружбы и одиночества являются актуальными во все времена, для всех возрастов, особенно в периоды кризисов. Несмотря на это, дружба остаётся одним из основных элементов жизни социума, одним из приоритетных видов построения межличностных взаимодействий. Каждый человек хотя бы раз в своей жизни задумывался о сущности и предназначении дружбы.

В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой понятие «дружба» определяется как разновидность близких отношений, основанных на взаимном доверии, привязанности, общности интересов[2].

По мнению советского исследователя И. С. Кона, впервые человек задумывается о дружбе в ранней юности, в этот период подростки ориентированы не на полемику о пользе дружбы, а на поиск практической значимости феномена дружбы в решении жизненно важных проблем[3].

Современные эмпирические исследования дружеских отношений, в рамках социологии, философии, психологии, показывают, что дружба — это особый вид межличностного взаимодействия, в отличие от приятельства, характеризующийся высокой самоценностью, безграничной преданностью, обоюдной любовью, взаимопониманием, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией.

По большому счёту, в условиях современного общества под дружбой понимаются всецело отличающиеся друг от друга типы социальных взаимодействий.

Дружба, с точки зрения итальянского социолога Франческо Альберони, — это «средство обойти других, выйти за пределы установленной в обществе нормы».

Ф. Альберони в работе «Дружбы и любовь» дифференцирует дружеские отношения, говоря о том, что «слово «дружба» имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге». Социолог выделяет несколько значений понятия «дружба» (приятельство, солидарность, функциональные отношения, привязанность)[4].

Функциональные отношения относятся к одному из типов личностных связей, основанных на социальной функции. К функциональным отношениям Ф. Альберони относит дружбу между компаньонами, политическими деятелями, в этих отношениях присутствует минимум любви. Кроме того, данные отношения длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы.

Функции дружбы

Необходимо понимать, что дружба — это качественная характеристика отношений, а не вид отношений, существующий сам по себе. Согласно наблюдениям Дж. Алана считать себя друзьями могут два человека, испытывающих уважение друг к другу, независимо от своего социального положения, общающиеся на равных. Даже двое влюбленных могут быть друзьями в том случае, если забудут об эротических наслаждениях и станут желать друг другу добра бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне[5].

Анализ структурных особенностей дружбы позволяет выделить ее функции:

1)       Формирующая функция. Дружба выступает как одна из основ полноценного духовного развития, становления эмоционально-нравственной сферы личности. Воздействие дружбы на личность многозначно. В ней непосредственно отражается процесс социализации личности, формирование ее в процессе общения. В отношениях с другом оформляются взгляды и убеждения, складываются ценностные ориентации, получают непосредственное выражение нравственные качества.

Формирующее влияние дружеских отношений проявляется и прямо, непосредственно, когда друг своими критическими замечаниями и прямыми побуждениями воздействует на личность, ее поступки, деятельность, и косвенно, когда само присутствие друга или просто его наличие изменяет внутреннее состояние и фактическое поведение человека.

2)       Дружба как моральная и деловая поддержка. Эта функция отражает наиболее типичные характерные признаки дружеских отношений. Их составляют реальная помощь в жизненных различных ситуациях, при затруднениях и неудачах, фактическое соучастие в делах и повседневных занятиях, нравственная поддержка и опора (добрый совет, сопереживание) в духовных исканиях, при эмоциональных напряжениях и т.д. Духовная общность друзей, их личностная близость и глубокое доверие делают такую поддержку особенно значимой и эффективной для человека, создают у него чувство «защищенности». Отмеченная функция является ведущей в дружеских отношениях.

3)       Познавательно-информационная функция. В структуре дружеских отношений важное место занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальное общение с друзьями развивает познавательную сферу личности, расширяет знания об окружающем мире, обогащает представления по жизненным различным вопросам, уточняет и углубляет понимание людей и событий, учит мыслить, является действенным источником формирования познавательных интересов друзей[6].

В научной литературе существуют различные классификации дружбы. Наибольшую известность получила классификация, предложенная И. С. Коном, который выделяет четыре вида дружбы: детскую, подростковую, юношескую и взрослую.

Современная психология трактует детскую дружбу или как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо же в контексте развития коллективных отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях. Но одни авторы на первый план ставят эволюцию детских понятий, языка и образов дружбы, другие — динамику нормативных ожиданий и требований к друзьям, третьи — место дружбы в системе групповых взаимоотношений (общество сверстников), четвертые -положение друзей в иерархии значимых других (родителей, учителей и т.д.), на которых ориентируются дети разного возраста.

Наличие друзей или их отсутствие позволяет выявить положение ребенка среди сверстников, а также уровень его коммуникабельности, сопоставить лидеров и аутсайдеров, выявить характерный коммуникативный стиль ребенка.

Подростковая дружба отличается исповедальным характером и эмоциональностью, которая может выражаться не столько в словах и предложениях, сколько в особых интонациях, акцентах, недоговоренностях, недомолвках, которые подростку трудно перевести в понятия, но которые доносят до его друга нюансы его настроений, оставаясь бессмысленным и непонятным для постороннего слушателя.

Основу юношеской тяги к дружбе формирует страстная потребность в понимании друга, себя, а также в самораскрытии.

Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы считают поддержание самоуважения. Временами дружба может стать формой психотерапии, позволяющей молодым выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Литература

[1] Психологический словарь / Авторы составители В.Н. Корпулина и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 640 с.

[2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «А ТЕМП», 2014. — С. 181.

[3] Кон И. С. Дружба. СПб.: Питер, 2013. – 309 с.

[4] Альберони Ф. Дружба и любовь / общ. ред. А. В. Мудрика. М.: Прогресс, 1991. — С. 7.

[5] Клецина И.С. Отношения как многоуровневый конструкт: социально-психологический анализ / Интегративный подход в психологии. Сборник научных статей / И.С. Клецина. — СПб: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 363 с.

[6] Станиславская, И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Человек, 2014. – 322 с.

Прикрепленные файлы:

_osobennosti_druzhby

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф