Заявка на расчет
Меню Услуги

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и подходы к изучению агрессии и агрессивности в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические особенности развития подростков
1.3. Специфика агрессии в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Подбор методик и процедура исследования особенностей
подростковой агрессии
2.2. Анализ результатов исследования особенностей
подростковой агрессии
2.3 Рекомендации для педагогов и психологов образовательной организации по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный подросток живет в обществе, непростом по своему содержанию и направлениям социализа-ции. Напряженная, неуравновешенная социальная, экологическая, эконо-мическая, идеологическая ситуация, сформировавшаяся в наше время в нашем обществе, объясняет увеличение разных отклонений в индивиду-альном формировании и поведении подрастающего поколения.
Одной из важнейших характеристик подросткового возраста счита-ется вступление в общественную жизнь, появление новых обязательств, ин-тенсивное стремление к самореализации. Подросток показывает успехи в определённом виде деятельности, излагает идеи о будущей профессии. Од-новременно в подростковом возрасте происходит формирование психоло-гических познавательных процессов, формируется его личность, вслед-ствие чего меняются интересы ребёнка. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс зачастую выражается в форме агрес-сивного поведения.
Подростковый период − это стадия чрезмерного и особого психоло-гического становления, когда формируются постоянные формы поведения, особенности характера и методы психологического реагирования. Это пе-риод формирования личности. В последние десятилетие, агрессивное по-ведение детей получило массовый характер и находится в центре внимания у психологов, социологов, социальных психологов, учителей, медиков, работников правоохранительных органов.
Бреслав Г. Э. отмечает, что формируется агрессия в детском и под-ростковом возрасте, и непосредственно этот возраст более благосклонен для профилактики и коррекции [6, c. 61]. Сложность проблемы состоит в том, что определить причину возникновения агрессии сложно (признак это психического заболевания, дефект воспитания или же это психологическая особенность переходного возраста). Исходя из этого, была выбрана дан-ная тема исследования: «Психологические особенности подростковой агрессии».
Степень изученности темы. Актуальность и многоплановость рас-сматриваемой проблемы обусловили интерес к ней специалистов в области психологии, педагогики, социологии, криминологии и других наук о чело-веке.
Причины, формы агрессии и насилия среди несовершеннолетних анализируются в работах отечественных и зарубежных психологов и педа-гогов: Р. Бэрона и Д.Ричардсон, С.Н. Ениколопова, X. Ремшмидта, С.А. Беличевой и др.
Обращение к работам ведущих психологов Л.С.Выготского, А.Г.Ковалева, И.С. Кона и Н.Д. Левитова способствовало актуализации для нас психологических особенностей подросткового возраста, выявле-нию группы причин агрессивного поведения.
Но, не смотря на успехи исследования агрессии, данная проблема не является до конца решенной, отдельные ее аспекты не раскрыты, напри-мер, динамика агрессивности в подростковом периоде, влияние личност-ных и психологических факторов на ее возникновение и развитие. В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы подростковой агрессии.
В качестве проблемы выступает противоречие, возникающее между необходимостью нахождения путей совершенствования работы по профи-лактике агрессии и агрессивности в подростковой среде и отсутствием эф-фективной методики осуществления данной деятельности
Объект исследования – агрессия подростков.
Предмет – психологические особенности подростковой агрессии.
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей подростко-вой агрессии и выявлении направлений совершенствования работы по профилактике агрессивного поведения подростков.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
3) дать теоретико-методологическое обоснование «агрессии» и «агрессивности»;
4) рассмотреть виды и механизмы агрессии;
5) изучить основные психологические особенности подросткового возраста;
6) описать агрессивное поведение подростков и его особенности;
7) обосновать выбор методики исследования подростковой агрес-сии;
8) проанализировать результаты проведенного исследования подростковой агрессии;
9) разработать рекомендации педагогам и психологам по пси-хокоррекции агрессивного поведения подростков в процессе школьного обучения.
Методы исследования ‒ анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, метод теоретического и математического анализа, классификации и структуризации, метод тестирования, методы математи-ческой статистики.
Методики исследования:
1) опросник Л. Г. Почебут «Тест агрессивности»;
2) опросник П.А. Ковалева «Личностная агрессивность»;
3) опросник А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрес-сии»;
4) методика А. Е. Личко «Акцентуация харакрера».
Методологическую основу исследования составили труды отече-ственных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением рас-сматриваемой темы: Авдуловой Т. П. [1], Адлера А. [2], Бандуры А., Уол-терса Р. [3], Берковиц Л. [5], Бреслава Г. Э. [6], Гонеева А.Д. [7] и других.
Гипотеза исследования:
1) агрессия подростков связана с акцентуациями характера;
2) агрессия более выражена в подростковом возрасте, чем у детей младшего школьного возраста;
3) агрессия более выражена у подростков, чем у взрослых.
4) акцентуация характера часто проявляется в комплексе с неадек-ватной самооценкой, высоким уровнем агрессии и агрессивным или зави-симым ведущим типом коммуникативной реакции
Апробация результатов ВКР. Основные научные результаты дис-сертации отражены в авторских научных статьях, написанных в 2017- 2019 годах.
База исследования ‒ Лицей №1 города Морозовск и Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский инсти-тут имени А.П. Чехова (филиал). Выборку составили люди разных возрас-тов, из них: 90 человек – дети младшего школьного возраста, 90 человек – подростки, 90 человек – студенты 18-23 лет.
Практическая значимость работы состоит в разработке програм-мы коррекционно-развивающей работы по преодолению и профилактике агрессивного поведения подростков, которая может применяться в работе педагога-психолога в образовательной организации.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, первой тео-ретической главы, второй практической главы, заключения, списка ис-пользованных источников и приложений. Общий объем работы ‒ 82 стра-ницы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Понятие и подходы к изучению агрессии и агрессивности в зарубежной и отечественной психологии

В психологии существует множество трактовок термина «агрессия» и «агрессивность». Для того, чтобы прийти к итоговому определению дан-ных терминов, следует рассмотреть и сравнить мнения отечественных и зарубежных исследователей.
Термины «агрессия» и «агрессивность» в настоящее время часто ис-пользуются в широком контексте. Целью научного понимания природы агрессивности человека должно быть уточнение значения этого определе-ния. Эта проблема решалась лучшими умами человечества на протяжении многих веков и рассматривалась с разных точек зрения — философии, ре-лигии и поэзии. В наше столетие этот вопрос стал предметом регулярного научного изучения, но не все проблемы, возникающие в связи с проблемой гнева, решаются.
К. Лоренц считает, что агрессия – это биологические предпосылки организма человека, которые при спокойных условиях не могут реализо-ваться, пока не появятся условия для реализации [2, с. 147].
А. Басс определяет агрессию, как поведение, которое содержит угро-зу или же ущерб другим [14, c. 120].
Проявления агрессии в людях бесконечны и разнообразны, А. Басс выявил 3 ключевые шкалы, в которых можно сформулировать агрессив-ные действия: физические — словесные; активные — пассивные; прямые – косвенные [14, с. 121] (см. табл. 1)/

Таблица 1

Категории агрессии по А. Бассу- А. Дарки [14, c. 121]

Тип агрессии Примеры
1 Физическая
1.1 Активная-прямая Использование силы согласно взаимоотношению к иному человеку, причинение физических повреждений, рукоприкладство, причинение ударов холодным орудием, повреждение при помощи огнестрельного оружия
1.2 Активная-непрямая Агрессия, что обходными способами ориентирована на иной субъект
1.3 Пассивная-прямая Желание на физическом уровне никак не предоставить возможность иному человеку достигнуть нужной цели или заняться желанной работой
1.4 Пассивная-непрямая Отклонение от исполнения необходимых задач: отказ избавить территорию в период демонстрации
2 Вербальная
2.1 Активная-прямая Вербальное унижение, критика, оскорбление иного лица.
2.2 Активная-непрямая Продвижение злостной клеветы, сплетен о ином человеке.
2.3 Пассивная-прямая Отказ говорить с иным человеком, давать ответы на вопросы.
2.4 Пассивная-непрямая Несогласие давать конкретные вербальные объяснения, разъяснения.

 

По мнению Рукавишниковой Н.Г, «агрессия ‒ это иная конфигурация поведения, направленная на унижение или повреждение другого живого существа, которое никоим образом не хочет такого обращения» [61, с. 97].
Сторожук С. И. отмечает, что «агрессия ‒ это личное, тайное, недо-стижимое прямое наблюдение за планами» [65, c. 102].
Но в некоторых случаях планы причинения ущерба просты: агрес-сор прямо признается в намерении причинить вред своим жертвам и сожа-леет, что их нападения оказались тщетными.
Таким образом, агрессия в той или иной форме не выражает себя, предполагает действия, направленные на причинение вреда или вреда дру-гому живому существу, которое имеет все основания остерегаться такого поведения и лечения. Он характеризуется соответствующими отличитель-ными чертами:
1. Агрессией можно считать только такое поведение, которое причи-няет вред или вред живым организмам.
2. Агрессия обязательно подразумевает умышленное и умышленное причинение вреда потерпевшему
3. Жертва должна быть мотивирована на то, чтобы избежать такого обращения [3, с. 48].
Агрессия (от лат. aggressiō — атака) ‒ это личное или социальное по-ведение, действие, направленное на причинение физиологического или эмоционального вреда, либо на ликвидацию другого лица или группы лиц. Большая часть агрессии возникает в ответ на разочарование и сопро-вождается эмоциональными состояниями бешенства, враждебности, гнева и ненависти. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. в своих трудах под-разделяли агрессию на: экспрессивную (сила проявления чувств, эмоций); злонамеренную агрессию, которая характеризуется целенаправленностью, преднамеренным умыслом нанести вред другим; инструментальную ‒ ко-гда цель субъекта нейтральна, а агрессия используется как способ ее до-стижения [10, с. 37].
В трудах Долговой В.И., Ивановой Л.В., Банщиковой А.И. отмечено, что готовность субъекта к агрессивным действиям рассматривается как от-носительно стабильная сторона личности ‒ агрессивность. Факторы агрес-сивности указывают на проблематичность, несоблюдение психологических взаимоотношений в семье, потребность в семейном воспитании. Агрессив-ные действия могут быть ориентированы на себя (автоагрессия) ‒ само-убийство, самодовольство, самообвинения [21, с.93].
«Агрессивное поведение (французский agression — причиняющий, во-инственный; от латинского агрессора — атакующий) ‒ действия, направлен-ные на причинение морального или физиологического вреда другим» [41, с.86].
«Агрессия ‒ это действие, целью которого является нанесение ущер-ба определенному объекту или лицу. Агрессия ‒ это результат искаженно-го процесса социализации, издевательств над отцом с матерью наказания, жестокости над ребятами. Агрессивная ориентация выражается в действи-ях, направленных против личности, оскорблениях, изнасилованиях, убий-ствах. Существует взаимосвязь между беспристрастностью ситуации и агрессивностью действий человека, и действиями посреднических обстоя-тельств: готовность к агрессии (гнев, ярость) и интерпретация ситуации для себя» [43, с. 221].
Агрессия предполагает комплекс характеристик: физическая, косвен-ная, словесная агрессия [32, с.86].
Физическая агрессия ‒ это причинение боли или увечий другому че-ловеку: человек приносит скулы, шею, пищит зубами, просыпается с сжа-тыми кулаками, любит смотреть враждебные фильмы, сцены угнетения [38, с.271].
Вербальная агрессия ‒ это использование речевых средств, которые причиняют страдания и оскорбления [1].
Может быть:
a) Многочисленные реакции;
б) отрицательные ответы и опасная критика;
в) Презентация негативных чувств — негодование в виде ругань, тай-ного негодования, сомнения, ярости, гнева;
г) Утверждение идей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д) оскорбления, обвинения;
e) запугивание, вымогательство, насилие.
Кроме того, обычные крики часто являются угрожающими.
Прямая агрессия направлена против жертвы.
В случае косвенной агрессии ‒ жертвы нет ни в коей мере, но, не-смотря на это или категорию людей, прикрывающих ее, ложь расширяется [39, c.1025].
Агрессия может выражаться как в одиночку, так и в команде в раз-ных конфигурациях: ярко выраженные ‒ запугивание, смелость, храб-рость; в скрытой фигуре ‒ неприязнь, твердость. [30, c.27] Существует позиция, что если человек не чувствует себя оскорблен-ным или смущенным каким-либо образом, то он или она не сердится. Гневные жалюзи ‒ это серьезное существо, которое может нанести вред другому живому существу.
Свойства гнева несут в себе очевидную и скрытую конфигурацию: гнев, всплеск бешенства; гнев; абсолютное бездействие, страх; осмысленное уход с работы; печаль; депрессия ‒ длительная депрессия; насмешка, же-стокие шутки, оскорбление другого; эгоизм, гордость [13, с.61].
Аналогичным образом, агрессия, в той или иной форме, не выражает себя, подразумевает такой способ действия, направленный на причинение вреда другому живому существу, которое не хочет, чтобы с ним так об-ращались.
Если рассматривать агрессию как недобровольное поведение, начи-ная с психоаналитического плана, то агрессией в данном случае считается действие, целью которого является причинение вреда определенному объ-екту или лицу, сформировавшееся согласно взглядам представителей пси-хоаналитической ориентации, вследствие того, что при различных обстоя-тельствах не приобретают реализации определенных изначально врож-денных бессознательных желаний, что вызывает наличие агрессивной энергии разрушения. Подавление этих желаний, жесткое блокирование их реализации порождает чувство тревоги, неполноценности, агрессивности, что приводит к социально неприемлемым формам поведения [4, с.74].
С точки зрения этологического подхода агрессия рассматривается как инстинкт, изначально и неразрывно присущий человеку. К. Лоренц сказал: «Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявле-нием «смертельного инстинкта», является таким же инстинктом, как и лю-бая другая, и в естественных условиях направлена на сохранение жизни и вида. Человек должен признать, что его действия зависят от природы». Изучая агрессию, К. Лоренц проанализировал ее как часть единого зооло-гического общества, законы природы объясняют действия и влияния [2].
Согласно К. Лоренцу, агрессия берет основание в первую очередь с естественного инстинкта борьбы ради выживания, какой имеется у людей так и у иных живых существ. Данный инстинкт формировался в процессе продолжительного развития [2].
Э. Фромм заметил, что разочарование потребностей и желаний счи-тается распространенным явлением в мире, отметив, что агрессия и при-нуждение проявляются регулярно и выражаются по-другому. Э. Фромм сочетал задачу принуждения и гнева с задачей социального характера че-ловека. Социум, группа людей сознательно создает специфические черты своей личности, с точки зрения количества и отношения к насилию [71, с. 122].
Можно сделать вывод, что первое место для абсолютно всех психо-аналитических концепций занимает государство, что агрессия рассматри-вается как инструмент превосходства инстинктивных, естественных усло-вий, что агрессивные проявления практически не могут быть ликвидиро-ваны. Агрессия считается необходимой составляющей человеческой при-роды.
Агрессия также связана с разочарованием. Эта теория возникла как противоречие понятию желания. Здесь агрессивное поведение рассматри-вается как ситуационный, а не эволюционный процесс. Основателем этого направления исследования агрессии является Д. Доллард. Его главный вы-вод: «агрессия всегда является следствием разочарования». Также Д. Дол-лард писал, что психологическое ослабление гнева возможно: есть воз-можность высказать свое мнение, составить повествование, нарисовать картину. И все это без исключения представлено как взаимодействия, за-меняющие реальное выражение агрессии и принуждения — это результат катарсиса. Результат катарсиса используется для реконструкции агрессив-ного действия. В концепции говорится, что, во-первых, агрессия постоянно является результатом разочарования, а, во-вторых, разочарование посто-янно тянет агрессию.
Позже последователи концепции разочарования изменили свою по-зицию. Л. Берковец считается приверженцем такой измененной формы по-нятия обусловливающей агрессию разочарования. Он продемонстрировал влияние социальных и эмоциональных характеристик, то есть социального общества, отношений с другими социальными субъектами, в выражении агрессивности, в действиях человека [5].
Если перейти к понятию социального обучения и проанализировать поведенческую модель, которая демонстрирует, что агрессия предполагает освоенное действие в процессе социализации при соблюдении правильного способа действий и социального направления. Уотсон анализировал в сво-их действиях выражение агрессии, принуждения, а также результат про-шлого мастерства человека, влияние сферы вокруг него. Применение ме-тодов усиления и наказания показывает значительное влияние на формы проявления гнева и степень его насыщения. Подтверждено, что действия отца и матери способны изображать как модификацию агрессии, и что агрессивные действия отца и матери имеют агрессивных детей.
Одним из представителей такой концепции считается А. Бандура. Он выдвинул 3 этапа рассмотрения агрессивного поведения [9]:
а) метод освоения аналогичных операций;
б) условия, инициирующие их поступки;
в) требование, при которых они фиксируются.
По мнению Долговой В. И., человек научается и более результатив-ным агрессивным поступкам: чем больше он их применяет, тем больше, безупречнее они станут. Обладают значения и успешность агрессивных операций: результат фурора при проявлении агрессии способно значи-тельно увеличить мощь её мотивации, а регулярно циклический провал — силу тенденции торможения. Существенным компонентом данной концеп-ции считается общественное подкрепление [12, c. 57].
Смирнова Т.П. писала, что подкрепление – это тот или иной процесс, вызванный повышением конкретной реакции. Это может являться одобре-ние и нотация, улыбочка и шутка, дружеские или же агрессивные жесты [63, c.110].
Работы К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлза можно отнести к гума-нистическому направлению. Они изучают и поясняют выражение агрессии и насилия в согласовании с собственными ключевыми утверждениями [22].
К. Роджерс полагал, что агрессия и насилие считаются принуждён-ными встречными поступками индивидуума в лимитирование его незави-симости, возможности выбора. Увеличение абстрактного внимания к ис-следованию младенческой и подростковой агрессии определен тем, что пе-реходные, переломные этапы трансформации социальных концепций по-стоянно объединены с увеличением агрессии. Это тем наиболее важно, что преобразование нашего сообщества сопряжена с перестройкой личности и сознания, с переоценкой единого строя личностно-психологических ка-честв. Из числа остального, это принадлежит и к переоценке значимости и участка агрессии в формировании личности 22, c.156].
Г.И. Колесникова также занималась изучением агрессии. В своих ра-ботах она брала во внимание представления Б.Г. Ананьева. На основе ис-следований, Г.И. Колесникова выделила трёхуровневую систему агрессии: индивидный, субъектно-деятельностный, личностный [37, c.112].
Ещё одно нестандартное толкование понятия «агрессия» было пред-ставлено учёной О.Ю. Михайловой. Автор, в своих трудах, под агрессией понимала поведенческую стратегию интенсивного разрешения неудовле-творительного субъекта ситуации, которая формируется на основе поиско-вой инициативы. Сформировавшись ранее, она выражается в форме само-стоятельной модели действия, несмотря на то, что она содержит следую-щие компоненты поисковой деятельности, сохраняя при этом свойства соб-ственного происхождения [36, c. 10].
В русской литературе агрессивность ребенка рассматривается как некое свойство, созданное в возрасте около 3-х лет, существующее до по-ловой зрелости, в большей степени в форме физиологической агрессии, переживающее ход социализации, содержащее освоение новейших, наибо-лее социально применимых, вербальных методов агрессивного поведения.
Таким образом, несмотря на обилие определений в психологии, мы считаем, что агрессия ‒ это любая форма поведения, имеющая целью при-чинить вред другому живому существу, а агрессивность — готовность к со-вершению таких действий.

1.2 Психологические особенности развития подростков

Подростковый возраст − это грань между детством и взрослой жиз-нью, связанная с возрастом бесспорного участия в общественной жизни. Во многих древних обществах такой переход сопровождался ритуалом, вследствие которого ребёнок как заново рождался, получал новое имя и т.д.
Как отмечает Фиофанова О.А.: «Подростковый возраст ‒ стадия он-тогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмо-тивом психического развития в подростковом возрасте является становле-ние нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом воз-расте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принад-лежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок» [69, с. 47].
Особое формирование подросткового возраста отражено в его ста-диях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них отмечена значимость и трудность совершающихся в данном возрасте про-цессов формирования и развития, объединённых с переходом от одного периода развития к другому. Переход от детства к взрослости является главной сущностью и характерным отличием всех сторон формирования в данный промежуток. Буквально по всем направлениям совершается фор-мирование новых образований, происходит перестройка организма, само-сознания, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, меняются инте-ресы и многое другое. Дубинин С.Н. отмечает, что в повседневной жизни, семье, школе зачастую возможно услышать: «был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, иногда даже грубым; был сдержанным – стал вспыльчивым; был застенчивым, чрезмерно стеснительным – стал само-стоятельным и решительным» и т.д. [25, c. 98].
Для того, чтобы понять причины проявления агрессии в этом воз-расте, проанализируем наиболее подробно психологические особенности подросткового возраста. Одна из первых особенностей этого возраста, по мнению Харламенковой Н. Е. − это изменение взаимоотношений с родите-лями, переход к взаимоотношениям, базирующимся на обоюдном уваже-нии и равенстве [72, c. 39]. Ещё подростковый возраст называют переход-ным. Психологическое состояния данного возраста связано с двумя «пере-ломными» моментами данного возраста: психофизиологическим и соци-альным. Психофизическое подразумевает половое созревание, социальное — вступление в мир взрослых.
Психофизические моменты связанны с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой физические переме-ны, неосознанное половое влечение, а кроме того, эмоционально-чувствительные перемены.
Социальный момент связан с формированием в понимании ребёнка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Можно сказать, что это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и формирует главное ведущее разногласие в жизни подростка. Рассудоч-ная, формальная жесткая логика владеет разумом ребёнка. Логика ребенка возникает в его сознании, как принудительная сила, требующая однознач-ных ответов на те или иные вопросы. Это формирует в сознании ребёнка конкретное направление к максимализму, вынуждая его жертвовать друж-бой, возникают враждебные отношения с близкими людьми, так как раз-нообразие действительности поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудоч-ной логики, а подросток готов отклонить всё то, что не отвечает данной логике [10, с. 55].
По типу логического мышления подросток равен взрослому, по жиз-ненному опыту и сознанию ‒ остаётся ещё ребёнком. Протестуя против обмана, лицемерия, подросток всё равно нуждается в теплоте, ласке, по-нимании, поощрении от взрослых. Отвергая авторитеты, ребёнок всё рав-но в них нуждается. Он нуждается во взрослом, которому можно было бы доверять. Возникает потребность отойти от мира детства и от мира взрос-лых, чтобы создать свой собственный мир ровесников, схожих друг с дру-гом.
Практически каждый подросток, в период переходного возраста сталкивается с особыми проблемами, стремясь найти себя. Переходный возраст – наиболее короткий и важный период жизни. И немаловажно без особых травм пережить его.
Другая психологическая приобретённая особенность − это открытие своего внутреннего мира. Этот период связан с возникновением проблем самосознания и самоопределения. С поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, собственные возможности, поиск себя в взаимоотношениях с окружающими людьми. Осознаваемая реальность для ребёнка − это внешний мир, куда он проецирует своё воображение. Обретая умение уходить в себя, получать удовольствие от своих пережи-ваний, подросток открывает много новых чувств. Подросток начинает принимать и объяснять собственные чувства как статус своего собственно-го «Я». Иногда любая информация зачастую активизирует подростка к ин-троспекции, размышлению о себе, своих проблемах.
Открытие собственного внутреннего мира порождает, кроме того, большое количество тревожных и драматических переживаний. Совместно с сознанием собственной особенности приходит ощущение одиночества. Подростковое «Я» ещё до конца неопределенно, зачастую это переживает-ся как чувство внутренней пустоты. Из-за этого возникает потребность в общении. У некоторых подростков возникает чувство одиночества или страх одиночества [10, с. 17].
Представления подростка о себе всегда основываются на групповом образе типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.
Старшеклассникам свойственно преувеличение своей особенности, которое с годами проходит. Чем старше человек, тем больше находит раз-личий между собой и сверстниками. Из этого вытекает потребность в пси-хологической близости. Понимание собственной непохожести на других предшествует осмыслению собственной глубочайшей внутренней взаимо-связи и целостности с окружающими людьми [10, с. 20].
Но равно как понимание своей особенности приводит к открытию одиночества, так ощущение текучести и необратимости времени сталкивает подростка с понятием смерти. Это ещё одна немаловажная проблема под-росткового возраста. Одни углубляются в обыденность, другие сводят к восстановлению иррационального детского страха. Обострённое чувство необратимости времени зачастую смешивается с нежеланием его замечать, или о том, что оно остановилось. В подростковом возрасте представление о возможности разных эпох человеческой жизни весьма субъективны: 14-летнему 25-летний может показаться уже старым, а зрелость отождествля-ется с неподвижностью и повседневностью [12, с. 34].
Ещё одной характеристикой подросткового возраста является значе-ние внешности. С годами люди привыкают к собственному внешнему виду. Первостепенными выступают другие качества личности − ум, воля, мо-ральные качества, от которых зависит эффективная работа, взаимоотно-шения с окружающими.
С годами увеличивается соответствие самооценок. Самооценки лю-дей старшего поколения наиболее реалистичны и объективны, нежели юношеские, а юношеские, чем подростковые. Следует принимать во вни-мание перемену с годами самих критериев самооценки. В средних классах огромную роль для ребёнка играет мнение учителя и в его самооценке значительную роль играет отметка, то в старших классах роль оценок снижается. На первом плане суждение сверстников и самооценка собствен-ных достижений в различных видах деятельности, будь то учёба или заня-тие спортом, или что-то другое. Это стремительно уменьшает роль оценки как стимула к учёбе. Однако в то же время отображает увеличение само-стоятельности, дифференциации и так далее. Подростковые самоописания правильнее сформированы и структурированы, нежели детские, сгруппи-рованы они обычно около основных качеств. Но неопределённость степени притязаний и проблемы переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних противоречий сознания. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипер-трофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.
Если говорить о подростковом этапе формирования человека, мы постоянно предполагаем, что это непростой, сложный период. Сложность данного этапа заключается не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но и в главную очередь, в половозрелом кризисе, кризисе подростковой идентичности, успех которого будет одним из ос-новных условий развития подростка в будущем.
Таким образом, подводя итог данному параграфу, можно отметить, что главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образова-ния. Период развития охватывает возраст с 10-11 до 14-15 лет.
Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпа-дения темпов роста разных частей тела. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. След-ствием переживаний по этому поводу может быть заниженная самооценка. Подростку нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменя-ющего всю систему мотивов и переживаний.
Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадек-ватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложне-ниями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию».
Все это требует от взрослых пристального внимания к каждому под-ростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

1.3. Специфика агрессии в подростковом возрасте

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе является подрост-ковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образова-ния, закладываются основы социального поведения, вырисовывается об-щая направленность в формировании нравственных представлений и со-циальных установок.
С одной стороны, для этого сложного этапа показательные негатив-ные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности. Этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоя-тельность ребенка, значительно более многообразным и содержательным становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно из-меняется и качественно расширяется сферы его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям.
Определение подросткового возраста в качестве пубертатного пери-ода, где главную роль играет половое созревание, оно и другие изменения, связаны с развитием организма, оказывает свое влияние на психическое развитие. Тревожащие моменты в поведении подростка ‒ такие как агрес-сивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно ‒ группового общения, складыва-ющегося в различных компаниях.
Подросток жаждет не просто внимания, он жаждет понимания, дове-рия взрослых. Он стремится играть определенную роль среди сверстников и старших. Во взрослом сообществе утверждается позиция, препятствую-щая развитию социальной активности подростков ‒ ребенок должен слу-шаться. В результате складывается между взрослыми и подростками пси-хологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения, желая привлечь на себя вни-мание, показать, что Я изменился, что у Меня есть свои права и обязанно-сти. [8, с.98] Сущность агрессивного поведения проявляется в анализе его моти-ваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негатив-ного характера ‒ гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмуще-ние, страх, тревожность, вина. Агрессивное поведение, связанное с эмоци-ями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных по-вреждениях, в повреждении или уничтожении имущества.
Одна и та же эмоция, по ‒ разному, влияет на разных людей. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира. Индивидуальные особен-ности, различие эмоциональных порогов у детей, влияют на частоту, с ко-торой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них у окружающих. Характер же реагирования на эмоциональное поведение де-тей обусловливает их экспрессивный стиль, личностные особенности. Чув-ства, эмоции, переживания, порождаемые внешними и внутренними при-чинами, выражаются у человека обычно в той форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит.
Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ.
Агрессивный подросток ‒ это прежде всего обычный ребенок, кото-рому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрес-сивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упуще-ний в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрес-сивность в личностных характеристиках подростка формируется в основ-ном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовле-творенности своим положением в обществе, что проявляется в соответ-ствующем поведении.
Так же могут влиять и природные особенности ‒ его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя. Подросток ищет выход для снятия внутреннего напряжения
Очень часто агрессивное поведение подростка является для его близ-ких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
На основе анализа психологической литературы по данной теме, мы можем выделить две основных тенденции в проявлении агрессии у под-ростков. Речь идет либо о биологическом механизме, в котором подчерки-вается важность нейрофизиологических медиаторов и многофункциональ-ного состояния глубоких строений мозга, или на первом плане стоит ди-намическая теория агрессивного поведения, допускающая, то, что главным механизмом агрессии считается патологическое личностное формирование [19, с. 139].
Многие агрессивные поступки молодых людей, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие психи-атрического анализа, являются результатом личностного кризиса. Нередко свойства разлада личности выражаются в виде болезненного отношения к восприятию своего «Я» окружающими людьми, несоответствия собствен-ного «Я» ошибочным идеалам, чувства потери целостности внутреннего мира сопровождаются жёсткой агрессией. Внутри подросткового возраста имеются возрастные периоды с наиболее высоким и наиболее низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так известно, что у мальчи-ков существует два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У дево-чек тоже существует два пика: максимальный уровень проявления агрес-сивного поведения отмечается в 11 и в 13 лет [11, с. 54].
Сравнивая степень выраженности разных частей агрессивного пове-дения у мальчиков и девочек выявило, что у мальчиков больше выражена тенденция к прямой физической и вербальной агрессии, а у девочек − к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для маль-чиков наиболее характерно выражение агрессии в открытой форме и напрямую с конфликтующим. Для девочек свойственно применение пря-мой либо косвенной вербальной агрессии [11, с. 63].
Говоря об особенностях агрессии, следует принимать во внимание, что ребёнок растёт в семье, семья считается практически всегда главным фактором социализации, являясь главным образцом живых примеров агрессивного поведения.
Формирование агрессивного поведения у подростков − непростой процесс, в котором принимают участие многочисленные условия и факто-ры. Также агрессивное поведение обусловливается воздействием семьи, ровесников, массовой информации. Ребята обучаются агрессивному пове-дению не только с помощью непосредственных подкреплений, но и с по-мощью наблюдения за агрессивными действиями. Стараясь прекратить отрицательное взаимоотношение среди своих детей, родители могут не-преднамеренно вознаграждать поведение, от которого желают избавиться [17, с. 54]. Родители, применяющие жёсткие наказания и которые не осу-ществляют контроль за ребёнком, имеют все шансы выявить, что их ребё-нок агрессивен и непослушен.
Для семей, из которых выходят агрессивные дети, свойственны спе-циальные отношения среди членов семьи. Аналогичные веяния психолога-ми описаны равно как «цикл насилия». Дети предрасположены воспроиз-водить взаимоотношения, какие «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Выясняя отношения с братом или сестрой, подросток берёт пример с родителей. Когда ребята вырастут и создадут семью, эти спосо-бы они будут применять у себя, затем передают их собственным детям. Внутри самой личности тоже наблюдается такая тенденция. Точно опреде-лено, то, что жёсткое обращение с ребёнком в семье повышает агрессив-ность и может развивать склонность к насилию в зрелом возрасте.
На формирование агрессивного поведения оказывает большое влия-ние сплочённость семьи, близость между родителями и детьми. Дети, у ко-торых в семье сильные разногласия больше склонны к агрессии. Так же подросток получает сведения об агрессии из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, следя за поведением остальных ребят.
Один из самых спорных источников обучения агрессии ‒ средства массовой информации. Однако педагоги и психологи всё ещё не обнару-жили уровень воздействия СМИ на агрессивное поведение. Считается, что масс-медиа всё же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Но степень его влияние остаётся неизвестной.
Таким образом, все перечисленные выше факторы обязаны преду-сматриваться родителями, педагогами, психологами и обществом при вза-имодействии с подростками вследствие того, что агрессию проще избе-жать, нежели затем корректировать агрессивное поведение.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

Проанализировав научную литературу по теме исследования, мы увидели разные подходы к определению понятия агрессии, авторы дают разные определения понятия агрессии. Несмотря на обилие определений в психологии, мы считаем, что агрессия — это любая форма поведения, име-ющая целью причинить вред другому живому существу, а агрессивность — готовность к совершению таких действий.
Причинами агрессивного поведения могут служить биологические, социальные, психологические факторы.
Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: поло-вое созревание, половая идентификация. Главная личностная черта — лич-ностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения.
В современных условиях агрессия для подростка становится одним из главных методов и способов решения проблем, связанных с сохранени-ем безопасности. Агрессивное поведение выступает как метод приспособ-ления к социальным условиям: подростки усваивают агрессивные образцы поведения как социально признаваемые в обыденной жизни, СМИ, в семье. Агрессивное поведение подростков содержит сформированные гендерные отличия.
Агрессивное поведение подростков-мальчиков является не только реакцией, которая определена социальными ожиданиями, но и реакцией на депривацию структурных звеньев самосознания личности, ответственных за имя, половую принадлежность и притязание на признание. У мальчи-ков-подростков наблюдается сильная агрессивная реакция в ситуациях с фрустрацией. С возрастом у них прослеживается тенденция к уменьшению агрессивной реакции на ситуации с фрустрацией. Агрессивное поведение подростков-девочек выходит за пределы социальных ожиданий. У под-ростков-девочек прослеживается единая тенденция реакций с фрустрацией по поводу депривации пола. С возрастом у подростков-девочек прослежи-вается тенденция к увеличению агрессивных реакций на ситуации с фрустрацией.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф