Скоро защита?
Меню Услуги

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Подбор методик и процедура исследования особенностей
подростковой агрессии

В целях определения особенностей подростковой агрессии, нами бы-ло проведено исследование, которое заключалось в определении преобла-дающего вида агрессивного поведения подростков и исследовании преоб-ладающих черт их характера.
Исследование особенностей подростковой агрессии проводилось на базе Лицея №1 города Морозовск и Ростовский государственный эконо-мический университет (РИНХ) Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал). Выборку составили 210 человек, из них: 90 человек – дети младшего школьного возраста, 90 человек – подростки, 90 человек – сту-денты 18-23 лет.
Методики исследования:
1) опросник Л. Г. Почебут «Тест агрессивности»;
2) опросник П.А. Ковалева «Личностная агрессивность»;
3) опросник А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрес-сии»;
4) методика А. Е. Личко «Акцентуация характера».
1. Методика Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» представляет собой опросник из 40 утверждений и 5 шкал оценки формы агрессивного пове-дения (вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия).
2. Опросник П.А. Ковалева «Личностная агрессивность». Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
3. Тестирование по методике: анкетирование по опроснику А. Басса и А. Дарки (Диагностика состояния агрессии), целью которого является: вы-явление агрессивных и враждебных реакций у субъекта. Методика направ-лена на определение уровня агрессивности подростка. Создатели этого ме-тода А. Басс и А. Дарки решили учесть различные формы агрессивных ре-акций и изучили два направления: агрессивные реакции и враждебность. Методика позволяет определить типичные уровни агрессивности и, соот-ветственно, агрессивного поведения. Используя эту методику, можно убе-диться, что разные категории подростков имеют разные качественные и количественные характеристики. Данная методика позволяет получить данные о готовности детей действовать в определенном направлении.
4. Методика А. Е. Личко «Акцентуация характера». Опросник поз-воляет выявить тип и степень выраженности у взрослых или у подростков. Данную методику будем применять только по отношению к подросткам, так как у них, в силу возрастных особенностей, акцентуации появляются чаще, и они более выражены.
Данные методики соответствуют целям и задачам нашей работы, на их проведение не требуется много времени. Обработка результатов иссле-дования также достаточно оперативна за счет четкой интерпретации отве-тов испытуемых.
Диагностика проходила со всеми испытуемыми фронтально. Под-росткам были предложены тексты опросников и бланки для заполнения своих ответов. Время, за которое было выполнено тестирование, составило 45 минут, что соответствует одному школьному уроку.

2.2. Анализ результатов исследования особенностей
подростковой агрессии

После проведения диагностического тестирования всех респонден-тов, нами были произведены подсчет, интерпретация и анализ результатов исследования.
Анализируя результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивно-сти», мы внимательно рассмотрели данные по каждой шкале исследуемой формы агрессивного поведения. Анализ подсчетов результатов по шкале «Вербальная агрессия» представлены в таблице 2.1. «Результаты опросни-ка Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Вербальная агрессия».

Таблица 2.1

Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Вербальная агрессия»

Респонденты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Младшие школьники 20% 32% 48%
Подростки 60% 27% 13%
Студенты 24% 36% 40%

Для наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке ниже (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 — Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Вербальная агрессия»

Таким образом, данные таблицы 2.1. и рисунка 2.1 свидетельствуют о том, что у подростков более высокий уровень агрессивности по шкале «Вербальная агрессия», чем у младших школьников и студентов. Так, у 60%  подростков имеется высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности по шкале «Вербальная агрессия», у 27% подростков отмечается средний уровень агрессивности и адаптивности по данной шкале, и только у 13% подростков был выявлен низкий уровень агрессивности и высокая степень адаптивности по шкале «Вербальная агрессия».

Анализ подсчетов результатов по шкале «Физическая агрессия» представлены в таблице 2.2 «Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Физическая агрессия».

Таблица 2.2

Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Физическая агрессия»

Респонденты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Младшие школьники 24% 31% 45%
Подростки 58% 26% 16%
Студенты 25% 35% 40%

 

Полученные данные представим для визуального восприятия на диаграмме ниже (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 — Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Физическая агрессия»

Таким образом, рассматривая данные результаты, мы можем отметить, что, так же, как и по предыдущей шкале, уровень агрессии подростков выше, чем уровень агрессии младших школьников и студентов. Так, мы видим, что у 58% подростков выявлен высокий уровень агрессивности и низкий уровень адаптивности по шкале «Физическая агрессия». У 26% подростков мы видим средний уровень агрессивности и средний уровень адаптивности, и только у 16% подростков был выявлен низкий уровень агрессивности и высокая адаптивность по шкале «Физическая агрессия».

Анализ подсчетов результатов по шкале «Физическая агрессия» представлены в таблице 2.3 «Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Предметная агрессия».

Таблица 2.3

Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Предметная агрессия»

Респонденты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Младшие школьники 20% 30% 50%
Подростки 55% 25% 20%
Студенты 25% 35% 40%

Для наглядности представим полученные данные в виде диаграммы на рисунке ниже (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 — Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Предметная агрессия»

Таким образом, рассматривая полученные результаты по шкале «Предметная агрессия», мы выявили, что у подростков уровень агрессии по шкале «Предметная агрессия» выше, чем у младших школьников и студентов. Так, у 55% подростков был выявлен высокий уровень агрессивности и низкий уровень адаптивности. У 25% подростков агрессивность и адаптивность находятся на среднем уровне, а у 20% подростков — уровень агрессивности низкий, а адаптивности является высоким.

Анализ подсчетов результатов по шкале «Эмоциональная агрессия» представлены в таблице 2.4 «Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Эмоциональная агрессия».

Таблица 2.4

Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Эмоциональная агрессия»

Респонденты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Младшие школьники 20% 32% 48%
Подростки 60% 27% 13%
Студенты 24% 36% 40%

Для наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке ниже (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 — Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Эмоциональная агрессия»

 

Исследование шкалы «Эмоциональная агрессия» показало, что у 60% подростков выявлен высокий уровень агрессивности и низкий уровень адаптивности. У 27% подростков агрессивность и адаптивность находятся на среднем уровне. Также у 13% подростков отмечается низкий уровень агрессивности и высокий уровень адаптивности.

Анализ подсчетов результатов по шкале «Самоагрессия» представлены в таблице 2.5 «Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Самоагрессия».

Таблица 2.5

Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Самоагрессия»

Респонденты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Младшие школьники 24% 31% 45%
Подростки 58% 26% 16%
Студенты 25% 35% 40%

Полученные данные представим для визуального восприятия на диаграмме ниже (рисунок 2.5)

Рисунок 2.5 — Результаты опросника Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» по шкале «Самоагрессия»

 

Данные исследования шкалы «Самоагрессия» показали, что у подростков уровень агрессии выше, чем у младших школьников и студентов. Так, у 58% подростков был выявлен высокий уровень агрессии и низкий уровень адаптивности по данной шкале, 26% подростков обладают средним уровнем агрессивности и адаптивности, а у 16% подростков агрессивность находится на низком уровне, а адаптивность на высоком.

Вторым этапом нашего эмпирического исследования было проведение диагностики уровня агрессивности респондентов с помощью опросника П.А. Ковалёва «Агрессивное поведение». После проведения диагностического тестирования трёх групп респондентов (младших школьников, подростков и студентов), нами были произведены подсчет и интерпретация результатов каждого исследуемого.

Полученные результаты опросника «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева представим ниже в таблице (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6

Результаты опросника «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева

  Вид агрессии

 

 

 

 

Респонденты

Прямая вербальная Прямая физическая Косвенная вербальная Косвенная физическая
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Младшие школьники 14 15% 14 15% 36 40% 26 30%
Подростки 32 35% 36 40% 7 8% 15 17%
Студенты 18 20% 22 25% 22 25% 26 30%

 

Полученные данные представим для наглядности в виде диаграммы на рисунке ниже (рисунок 2.6).

 

Рисунок 2.6 — Результаты опросника «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева

 

Таким образом, как видно из таблицы 2.6 и рисунка 2.6, что младшие школьники больше всего склонны к косвенной вербальной и косвенной физической  агрессии (данные виды склонности к агрессивному поведению наблюдаются у 70% младших школьников), 28 младших школьников по результатам опросника П.А. Ковалева, имеют склонность к прямой вербальной и к прямой физической агрессии.

Обработка ответов и интерпретация результатов опросника П.А. Ковалева «Агрессивное поведение» показали, что к прямой вербальной агрессии склонны 32 подростка (35%), к косвенной вербальной агрессии склонны 7 подростков (8 %), к прямой физической агрессии склонны 36 подростка (40 %), а к косвенной физической склонны 15 подростков (17 %).

У студентов также были выявлены все виды агрессивного поведения. Так, к прямой вербальной агрессии склонны 18 студентов (20%), к прямой физической агрессии склонны 22 студента (25%), к косвенной вербальной агрессии склонны также 22 студента (25%), и склонность к косвенной физической агрессии была выявлена у 26 студентов (30%).

Продолжая анализ результатов опросника «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева, нами было выявлено, что сдержанными можно считать 32  подростков (35%), 62 младших школьников (68%) и 70 (78%) студентов. Склонность к несдержанности была выявлена у 58 подростков (65%), 28 младших школьников (32%) и 20 студентов (22%).

Результаты представлены на рисунке 2.7.

 

Рисунок 2.7 -Уровень сдержанности по результатам опросника «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева

 

Рассматривая результаты опросника П.А. Ковалева «Личностная агрессивность», нами было выявлено следующее: у 34 подростков (37%) преобладает такая черта характера, как вспыльчивость; у 14 подростков (15%) – мстительность; нетерпимость к чужому мнению отмечается у 7 подростков (8%); обидчивость преобладает у 18 подростков (20%); склонность к компромиссу выделяется у 18 подростков  (20%). Склонность к наступательности, атакующему стилю поведения и общения, склонность к неуступчивости и подозрительность не были выявлены в ходе оценки результатов теста.

Также по результатам данной диагностики, было выявлено, что у 15 младших школьников (17%) преобладает такая черта характера, как вспыльчивость; у 5 младших школьников (5%) – мстительность; нетерпимость к чужому мнению отмечается у 24 младших школьников (28%); обидчивость преобладает у 36 младших школьников (40%); склонность к компромиссу выделяется у 6 младших школьников (6%), склонность к неуступчивости и подозрительность была выявлена у 4 младших школьников (4%). Склонность к наступательности, атакующему стилю поведения и общения, не были выявлены в ходе оценки результатов теста.

Что касается диагностики студентов, то, по результатам опросника П.А. Ковалева «Личностная агрессивность», нами было выявлено следующее: у 15 студентов (17%) преобладает такая черта характера, как вспыльчивость; у 5 студентов (5%) – мстительность; нетерпимость к чужому мнению отмечается у 7 студентов (8%); обидчивость преобладает у 5 студентов (5%); склонность к компромиссу выделяется у 54 студентов (60%). Склонность к наступательности, атакующему стилю поведения и общения наблюдается у 1 студента (1%), склонность к неуступчивости и подозрительность была выявлена у 3 студентов(4%).

Полученные результаты представим в виде диаграммы на рисунке ниже (рисунок 2.8).

Рисунок 2.3- Черта характера респондентов по результатам опросника «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева

Таким образом, обобщая результаты диагностики по опроснику «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева, можно сделать вывод о том, что из трёх групп респондентов, агрессивное поведение ярче выражено у подростков, нежели у младших школьников и студентов.

 

Третьим этапом эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления агрессивности у респондентов, было проведеие диагностики с помощью анкетирования по опроснику А. Басса и А. Дарки (Диагностика состояния агрессии).

После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных нам удалось определить уровень агрессии каждой группы респондентов, участвующих в исследовании. Результаты представлены ниже.

Общий результат представим в таблице 2.7

Таблица 2.7

Уровень агрессии у респондентов по результатам опроснику А. Басса и А. Дарки (Диагностика состояния агрессии)

Респонденты Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Чел. % Чел. % Чел. %
Младшие школьники 36 40 40 45 14 15
Подростки 2 20 5 35 3 45
Студенты 23 26 45 50 22 24

 

Для наглядного восприятия представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.9).

 

Рисунок 2.9 – Уровень агрессии у респондентов по результатам опроснику А. Басса и А. Дарки (Диагностика состояния агрессии).

Таким образом, по результатам третьей диагностики, мы приходим к выводу, что агрессивности больше всех подвержены подростки.

Четвертым этапом нашего эмпирического исследования было проведение методики А. Е. Личко «Акцентуация характера». Опросник позволяет выявить тип и степень выраженности у взрослых или у подростков. Данную методику будем применять только по отношению к подросткам, так как у них, по результатам предыдущих трёх диагностик, уровень агрессии значительно выше, чем у младших школьников и студентов. Также отметим, что, у подростков, в силу возрастных особенностей, акцентуации появляются чаще, и они более выражены.

После обработки результатов исследования акцентуаций характера подростков по методике А.Е. Личко, нами были получены следующие данные.

Из 90 подростков, которые участвовали в эксперименте, акцентуация характера была выявлена у 64 человека, в том числе:

  • гипертимный тип — 17 человека;
  • лабильный тип — 9 человека;
  • психастенический тип — 12 человека;
  • шизоидный тип — 7 человек;
  • эпилептоидный — 8 человек;
  • истероидный тип — 11 человек.

 

Таким образом, подводя итог проведённому эмпирическому исследования, можно сделать вывод о том, что по трём диагностикам, уровень агрессии у подростков значительно выше, чем у младших школьников и студентов. Это подтверждает наши гипотезы о том, что:

1) агрессия более выражена в подростковом возрасте, чем у детей младшего школьного возраста;

2) агрессия более выражена у подростков, чем у взрослых.

Результаты, полученные после проведения методики А. Е. Личко «Акцентуация характера», свидетельствуют о том, что у всех подростков, имеющих акцентуацию характера, выявлено нарушение по всем трём проведённым методикам. Это подтверждает наши гипотезы о том, что:

1) агрессия подростков связана с акцентуациями характера;

2) акцентуация характера часто проявляется в комплексе с неадекватной самооценкой, высоким уровнем агрессии и агрессивным или зависимым ведущим типом коммуникативной реакции.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования уровня агрессии подростков, показали, что уровень проявления агрессии у подростков выше, чем у других возрастных групп. Также было выявлено, что количество подростков с прямой и косвенной вербальной агрессии преобладает. Это свидетельствует о том, что проведение коррекционно-профилактических мероприятий необходимо.

 

2.3 Рекомендации для педагогов и психологов образовательной организации по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков

Анализируя результаты проведенного исследования, нами было выделено несколько основных направлений, необходимых для реализации в коррекционно-развивающей работе с подростками:

1.Обучить подростков приемам эффективного общения, стимулировать развитие их коммуникативных навыков и культуры общения;

  1. Формировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
  2. Формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Коррекционная работа также должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения и на улучшение условий обучения подростков.

Методологической основой разработки программы коррекции агрессивного поведения подростков стали следующие принципы:

  • Гуманизма — утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
  • Конфиденциальности — информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.
  • Компетентности — психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности
  • Ответственности — психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Подросток большую часть времени проводит в школе, именно поэтому школа занимает одно из важных мест в его жизни. Именно в школе подросток знакомится с миром, узнает его, ведущий вид деятельности в школе у ребенка – учебная [9].

На основании этого нами было отобран ряд методов коррекции девиантного агрессивного поведения личности подростка, которые можно использовать в процессе школьного обучения:

  1. Метод обсуждения проблемных ситуаций и дискуссий;
  2. Парная работа;
  3. Работа в малых группах;
  4. Рисунок;
  5. Психологическая игра;
  6. Метод визуализации;
  7. Интерактивная игра.

Программа коррекционно-развивающей работы, разработанная нами, предназначена для подростков 13-14 лет. Занятия предполагают групповой вид работы малыми группами с 10-12 детьми. Продолжительность одного занятия не более 60 минут, что соответствует одному занятию внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 8 занятий, график которых определяет педагог-психолог.

Каждое занятие состоит из приветствия и основной части (упражнения) (Приложение 6). В конце занятия проводится рефлексия и саморефлексия.

Тематический план коррекционно-развивающей программы работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков представлен в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8

Тематический план коррекционно-развивающей программы работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков

Тема занятия Упражнение Кол-во часов Оборудование
1 «Агрессивное поведение»- что это? Упражнение «Агрессивное поведение» 1 час Карандаши, бумага
2 Учимся понимать свои эмоции и внутреннее состояние Упражнение «Прогноз

погоды»

1 час Карандаши, восковые мелки, фломастеры, лист бумаги формата
3 Агрессия – не только разрушение Упражнение «Датский бокс» 1 час
4 Учимся управлять гневом и обидой Упражнение «Спустить пар» 1 час Бумага, карандаши, корзина для бумаги
5 Лидерство со знаком «+» Упражнение

«Король»

1 час

Продолжение таблицы 2.8

6 Учимся распознавать эмоциональное состояние Упражнение «Пиктограммы» 1 час
7 Формирование навыка регулирования эмоций Упражнение «Любовь и злость» 1 час
8 Решаем конфликты конструктивно Упражнение

«Ковер мира»

1 час

 

Помимо групповой работы в рамках реализации программы предполагается индивидуальная работа в форме бесед по запросам подростков и по инициативе педагога-психолога для дополнительного положительного коррекционного эффекта.

После окончания групповой работы проводится тестирование с использованием следующих методики Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» и опросник «Личностная агрессивность» П. А. Ковалева.

Повторное тестирование позволит отследить динамику усвоения подростками новых положительных умений и установок.

Также подростки являются участниками других видов деятельности, таких как: общественно полезная трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность и др. [6].

Для подростка данные виды деятельности интересны лишь в условии их эмоционального удовлетворения чувств и достижения намеченных целей. А. Д. Гонеев в своих исследованиях показывает, что необходимым является, при проведении коррекционного воздействия на подростков, включение их в позицию активного участника данного вида деятельности [6].

Для усиления эмоционально-действенной стороны коррекционно-познавательного процесса, мы предлагаем ещё одно направление – овладение учащимися познавательными умениями. Формируя познавательный интерес, мы даем понять подросткам назначение данных умений, их роль [16].

Для слабоуспевающих и отстающих школьников необходима систематичная и последовательная отработка каждого умения. Нельзя изучать новое, не усвоив предыдущее. При формировании и развитии учебно-познавательных умений рекомендуется прописывать каждое действие. Это дисциплинирует мысли подростков и приучает их к последовательному ходу рассуждений, а также учит строить умозаключение и делать правильные выводы.

На основании этого можно сказать, что образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса — это единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, благодаря чему мы можем скорректировать, как внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, которая проявляется в выполнении учебного задания, так и внутреннюю, которая выражается в отношении подростка к учебному предмету и школе.

Ю. А. Клейберг в своих исследованиях доказывает, что именно познавательный интерес изменяет характер умственной деятельности подростков. В связи с этим педагогу необходимо показать перспективу предстоящей работы, значимость данных.

Поэтому для начала необходимо создать ситуацию желания получения знаний. Данными ситуациями являются: ситуации эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, раскрывающие практическую и познавательную значимость изучаемого материала; ситуации, с помощью которых школьник осознает недостаточность своих знаний и умений, которые необходимы для приобретения новых.

Педагогам стоит учитывать, что на формирование личности подростка влияют и межличностные взаимоотношения со сверстниками. В связи с этим, организовывая и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, необходимо использовать следующие педагогические приёмы, которые предлагает А. Е. Кочетков [14].

Первым является прием доверия. Подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения.

Второй прием постепенного приучения к деятельности на общую пользу- поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью.

Следующий прием поддержки коллективистических проявлений – это поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих.

Еще один немаловажный прием — это прием недоверия. Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике.

Прием отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы также важен. Коллектив заставляет переделать работу, мотивируя своё решение возможностью более качественного её выполнения.

Прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка может применяться педагогами совместно с приемом переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих.

Последний прием, который предлагает А. Е. Кочетков, это -включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить своё отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками [14].

Так же немаловажно учитывать позицию подростка к самому себе, узнать, как он оценивает свои действия и поступки, хочет ли их исправить, устранить отрицательные качества и привычки, заняться своим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Для того, чтобы заинтересовать подростка в самовоспитании, донести необходимость и возможности целесообразно, мы рекомендуем использовать следующие приёмы, предложенные В.  А. Колгановым [16]:

− мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;

− активизации (создания) целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать её результативность, анализировать ошибки);

-контрастности – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

‒ стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

‒ требовательного доверия – подчёркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

‒ поощрения – похвала – поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие [16].

Проводя коррекционную работу с подростками с агрессивным поведением, сочетая индивидуальное и коллективное педагогическое воздействие, применения различные формы и виды внеучебной деятельности, можно добиться повышения результативности.

 

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

В целях определения особенностей подростковой агрессии, нами было проведено исследование, которое заключалось в определении преобладающего вида агрессивного поведения подростков и исследовании преобладающих черт их характера.

Методики исследования:

1)      опросник Л. Г. Почебут «Тест агрессивности»;

2)      опросник П.А. Ковалева «Личностная агрессивность»;

3)      опросник А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрес-сии»;

4)      методика А. Е. Личко «Акцентуация характера».

По результатам проведённого исследования, мы пришли к выводу, что по трём диагностикам, уровень агрессии у подростков значительно выше, чем у младших школьников и студентов. Это подтверждает наши гипотезы о том, что:

1) агрессия более выражена в подростковом возрасте, чем у детей младшего школьного возраста;

2) агрессия более выражена у подростков, чем у взрослых.

Результаты, полученные после проведения методики А. Е. Личко «Акцентуация характера», свидетельствуют о том, что у всех подростков, имеющих акцентуацию характера, выявлено нарушение по всем трём проведённым методикам. Это подтверждает наши гипотезы о том, что:

1) агрессия подростков связана с акцентуациями характера;

2) акцентуация характера часто проявляется в комплексе с неадекват-ной самооценкой, высоким уровнем агрессии и агрессивным или зависимым ведущим типом коммуникативной реакции.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования уровня агрессии подростков, показали, что уровень проявления агрессии у подростков выше, чем у других возрастных групп. Также было выявлено, что количество подростков с прямой и косвенной вербальной агрессии преобладает. Это свидетельствует о том, что проведение коррекционно-профилактических мероприятий необходимо.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав научную литературу по теме исследования, мы увидели разные подходы к определению понятия агрессии, авторы дают разные определения понятия агрессии. Несмотря на обилие определений в психологии, мы считаем, что агрессия — это любая форма поведения, имеющая целью причинить вред другому живому существу, а агрессивность — готовность к совершению таких действий.

Причинами агрессивного поведения могут служить биологические, социальные, психологические факторы.

Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация. Главная личностная черта — личностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения.

В современных условиях агрессия для подростка становится одним из главных методов и способов решения проблем, связанных с сохранением безопасности. Агрессивное поведение выступает как метод приспособления к социальным условиям: подростки усваивают агрессивные образцы поведения как социально признаваемые в обыденной жизни, СМИ, в семье. Агрессивное поведение подростков содержит сформированные гендерные отличия.

Агрессивное поведение подростков-мальчиков является не только ре-акцией, которая определена социальными ожиданиями, но и реакцией на депривацию структурных звеньев самосознания личности, ответственных за имя, половую принадлежность и притязание на признание. У мальчиков-подростков наблюдается сильная агрессивная реакция в ситуациях с фрустрацией. С возрастом у них прослеживается тенденция к уменьшению агрессивной реакции на ситуации с фрустрацией. Агрессивное поведение подростков-девочек выходит за пределы социальных ожиданий. У подростков-девочек прослеживается единая тенденция реакций с фрустрацией по поводу депривации пола. С возрастом у подростков-девочек прослеживается тенденция к увеличению агрессивных реакций на ситуации с фрустрацией.

В целях определения особенностей подростковой агрессии, нами было проведено исследование, которое заключалось в определении преобладающего вида агрессивного поведения подростков и исследовании преобладающих черт их характера.

Исследование особенностей подростковой агрессии проводилось на базе Лицея №1 города Морозовск и Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал). Выборку составили 210 человек, из них: 90 человек – дети младшего школьного возраста, 90 человек – подростки, 90 человек – студенты 18-23 лет.

Методики исследования:

1)      опросник Л. Г. Почебут «Тест агрессивности»;

2)      опросник П.А. Ковалева «Личностная агрессивность»;

3)      опросник А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрес-сии»;

4)      методика А. Е. Личко «Акцентуация характера».

По результатам проведённого исследования, мы пришли к выводу, что по трём диагностикам, уровень агрессии у подростков значительно выше, чем у младших школьников и студентов. Это подтверждает наши гипотезы о том, что:

1) агрессия более выражена в подростковом возрасте, чем у детей младшего школьного возраста;

2) агрессия более выражена у подростков, чем у взрослых.

Результаты, полученные после проведения методики А. Е. Личко «Акцентуация характера», свидетельствуют о том, что у всех подростков, имеющих акцентуацию характера, выявлено нарушение по всем трём проведённым методикам. Это подтверждает наши гипотезы о том, что:

1) агрессия подростков связана с акцентуациями характера;

2) акцентуация характера часто проявляется в комплексе с неадекват-ной самооценкой, высоким уровнем агрессии и агрессивным или зависимым ведущим типом коммуникативной реакции.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования уровня агрессии подростков, показали, что уровень проявления агрессии у подростков выше, чем у других возрастных групп. Также было выявлено, что количество подростков с прямой и косвенной вербальной агрессии преобладает. Это свидетельствует о том, что проведение коррекционно-профилактических мероприятий необходимо.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2014. 336 с.
  2. Агрессия. Лоренц Конрад З. Психология, Классическая и профессиональная психология. Издательство: Римис, 2009.
  3. Бенилова С. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. Учебное пособие / ред. Секачев В. Ю., 2015 –2015 с.
  4. Битянова, М.Р. Управление деятельностью педагога-психолога в образовательном учреждении / М.Р. Битянова и др. – М.: Сент., 2010. –175 с.
  5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М., 2001.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2011. 352 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  7. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. Москва, — изд. Институт психологии РАН, 2011 –396 с.
  8. Гордеев В. Простой метод диагностики, коррекции мониторинга поведенческих отклонений у детей и подростков. / Гордеев В., Ивахнова А., Погорельчук В. — ЭЛБИ-СПб, 2009 –100 с.
  9. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.
  10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Аспект. Пресс, 2013. 605 с. 71
  11. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография / Долгова В. И.. — Москва : КДУ, 2009. –227 с.
  12. Долгова В. И. Психологическая защита / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. — Москва : Перо, 2014. –156 с.
  13. .Долгова В. И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция/ В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева. — Челябинск : Атоксо, 2010. — 183 с.
  14. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Смолин А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 121–125.
  15. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 — 1008 с.
  16. Долгова В. И., Нуртдинова А. А., Белозерцева Н. А. Агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 16–20.
  17. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). — Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124 с.
  18. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. — М.: Прогресс, 2000. — 14с.
  19. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. — Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112 с.
  20. Долгова В.И., Бецкова Н.В. Психофизиологические проблемы учащихся с расстройствами поведения/ Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 54-61.
  21. Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 11-15.
  22. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф