Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема бесплодия была актуальна во все времена. В настоящее время в РФ наблюдается наличие довольно тревожной демографической ситуации, которая в значительной степени обусловлена снижением репродуктивного здоровья населения женского пола в стране. Так, по данным Росстат, в 2022 году показатель рождаемости в России сократился на 6,89% [63].
Согласно информации ВОЗ, бесплодие затрагивает миллионы людей репродуктивного возраста во всем мире и оказывает воздействие на их семьи и общины. По оценкам, проблема бесплодия касается от 48 миллионов пар до 186 миллионов человек в мире [64].
В Российской Федерации частота бесплодия колеблется от 17,2% до 24% в различных регионах [65].
Сегодня в РФ решением проблемы бесплодия занимаются как государственные учреждения здравоохранения, так и частные медицинские клиники и она имеет общегосударственный характер [52].
Психологические особенности бесплодных женщин могут иметь решающее значение для успешности лечения данного заболевания, а также в происхождении некоторых форм бесплодия. Поэтому изучение психологических особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием очень актуально и требует пристального исследования.
Проблему понятия «внутренняя картина болезни» и его основные особенности изучали в своих трудах такие ученые как Р.М. Айсина [2], В.М.Банщиков [3], Е.Ю. Васильева [6], В.В. Вустенко [7], Б.Д. Карвасарский [13], В.Е. Каган [14], М.М. Кашапов [15], С.В. Ковалев [16], Н.Д. Лакосина [21], Р.А. Лурия [26] и многие другие.
Характеристика типов представлений о себе и отношения к болезни рассматривалась в работах О.В. Барсуковой [4], И.С. Кона [17], Е.П.Кораблиной [10], К. Леонгарда [22], А.Н. Леонтьева [23], М.С. Мантровой [27], С.Р. Пантелиева [35], В.В. Столина [46] и многих других.
Особенности внутренней картины болезни женщин с бесплодием изучали в своих трудах С.В. Апресян [1], О.С. Берестова [5], В.Е. Гаврилова [8], Б.Г. Ермошенко [11], В.А. Крутова [19], Л.Ф. Масягутова [28], Н.Н.Петрова [36], Н.Н. Стеняева [45], J. Boivin, J. Takefman [55], S. Palomba [56], C. Shani [58], D. Stewart [60], B.M. Vander, C. Wyns [62] и другие.
Вместе с тем, проблема изучения психологических особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием остается относительно малоизученной в психологии. Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность в психологической науке обусловили выбор темы работы: «Психологические особенности внутренней картины болезни женщин с бесплодием».
Таким образом, можно зафиксировать наличие противоречия между растущей необходимостью изучения проблемы психологических особенностей внутренней картины бесплодия у женщин и относительной малоизученностью данной проблемы в психологии.
Необходимость преодоления данного противоречия актуализирует выбор проблемы исследования: каковы психологические особенности внутренней картины бесплодия у женщин?
Объект исследования – личность женщины с бесплодием.
Предмет исследования – психологические особенности внутренней картины бесплодия у женщин.
Цель исследования – изучить психологические особенности внутренней картины бесплодия у женщин.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что существуют психологические особенности внутренней картины болезни женщин с бесплодием.
Для реализации указанной цели и доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
— рассмотреть понятие внутренней картины болезни и его основные особенности;
— изучить характеристику типов представлений о себе и отношения к болезни;
— провести обзор исследований особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием;
— подобрать диагностический инструментарий и описать организацию исследования;
— провести эмпирическое исследование психологических особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Психодиагностические:
— анкета по сбору анамнеза и социально-демографических характеристик респондентов;
— методика «Тип отношения к болезни (ТОБОЛ)» А.Е. Личко и Н.Я.Иванова;
— методика «Шкала депрессии» А.Т. Бека;
— методика «Краткий общий опросник оценки статуса здоровья» (SF-36);
— методика «Шкала личностной тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л.Ханина.
3. Статистические методы обработки данных: проверка на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Для выявления связи типов отношения к болезни и изучаемых психологических особенностей исследуемых женщин использовали корреляционный анализ Спирмена.
Для сравнительного анализа использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Расчеты производились при помощи программы Статистика 22.0.
Выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 женщин с гинекологическими заболеваниями.
Из них:
— 15 женщин с бесплодием (Группа 1. Средний возраст 29 лет);
— 15 женщин без бесплодия, имеющие от 1 до 3 детей (Группа 2. Средний возраст 28,5 лет).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе Благотворительного фонда «Свет в руках» — психологическая помощь в ситуации перинатальных потерь.
Практическая значимость исследования заключается в проведении собственного исследования психологических особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием и в возможности использования полученных данных в практической работе специалистов психологических служб. Полученные данные психологических последствий нарушения в репродуктивной сфере и их причин могут быть полезны при разработке тренингов и коррекционных занятий с целью увеличения эффективности лечения, в том числе, комплаэнтности пациенток с бесплодием, и повышению качества жизни таких женщин, для профилактики невротических и психосоматических расстройств в рамках индивидуального и группового психологического консультирования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, списка литературы, а также приложений.
В первой главе работы изучены теоретико-методологические аспекты исследования психологических особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием, а именно рассмотрено понятие внутренней картины болезни и его основные особенности, изучена характеристика типов представлений о себе и отношения к болезни, а также проведен обзор исследований особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием.
Во второй главе работы проводится эмпирическое исследование психологических особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием, а, именно подобран диагностический инструментарий и описана организация исследования, а также проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
В заключении излагаются выводы, сделанные в работе.
Список литературы включает в себя 66 наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ
1.1 Понятие внутренней картины болезни и его основные особенности
Традиционно психологические исследования особенностей возникновения и протекания тех или иных заболеваний осуществлялись с позиции представлений о внутренней картине болезни (В.Е. Каган [14], Р.А.Лурия [26], В.В. Николаева [32], Т.Н. Резникова [37] и др.).
Основы понятия «внутренняя картина болезни» были заложены А. Гольдшейдером в 1929 г. Автор ввел понятие «аутопластическая картина болезни», которое рассматривал как совокупность всех представлений, ощущений, чувств, переживаний, связанных с физическим состоянием больного, отраженных в ней. А. Гольдшейдер различал «аллопластическую картину болезни», отражающую органические и функциональные (объективные) изменения, связанные с заболеванием, и «аутопластическую картину болезни», то есть субъективные представления о ней [13].
В дальнейшем, отталкиваясь от работ А. Гольдшейдера известный российский врач, исследователем Р.А. Лурия в 1930 г. субъективно-психологическая сторона любой болезни была обозначена термином «внутренняя картина болезни», которую автор толковал как интерпретацию диагноза болезни, когнитивную оценку степени тяжести ее протекания, а также формирование эмоциональных и поведенческих паттернов больного [26].
Р.А. Лурия подчеркивает, что согласно пониманию и объяснению внутреннюю картину болезни необходимо рассматривать не только как субъективные жалобы больного, но и изучать структуру его отношения к сензитивной, интеллектуальной части, поскольку они тесно взаимосвязаны с личностью больного, его общим уровнем образования, культуры, воспитания и социального класса или происхождения. Автор утверждал, что следует различать внешнюю и внутреннюю картины болезни. Под первой подразумеваются все объективные данные, которые можно описать, зафиксировать; под второй – весь комплекс внутренних переживаний самого больного, его ощущение, чувство, эмоциональное реагирование [26].
В концепции Р.А. Лурия внутренняя картина болезни как система переживаний и понимания человеком собственной болезни рассматривается наравне с верифицированными данными анамнеза, соматическими и параклиническими симптомами [26].
Внутренняя картина болезни тесно связана с проблемой критичности мышления. Во внутренней картине болезни фиксируются все отношения человека к заболеванию:
1) это то, что бывает только у больного человека;
2) это психологическое новообразование в самосознании человека (чего в сознании до заболевания не было);
3) возникает на каком-то этапе болезни [26].
По мнению В.Е. Кагана внутренняя картина болезни – это не просто реакция личности на болезнь, но это патопластический и потенциально патогенетический фактор [14].
Е.Ю. Васильева внутреннюю картину болезни рассматривает как реакцию на заболевание. Автор выделяет такие главные типы реакций, как:
— стеническая (активная жизненная позиция);
— астеническая (склонность к пессимизму, подозрительности по выздоровлению, схеме лечения);
— рациональная (характеризуется грамотной, рассудительной оценкой ситуации) [6].
По мнению Е.Ю. Васильевой, любые реакции на болезнь обусловлены влиянием внешних и внутренних факторов, сложившихся психологическими защитами личности, в целом по всей нервной системе [6].
Н.Д. Лакосина с соавторами внутреннюю картину болезни рассматривают как совокупность не только эмоциональных нарушений, но и определенных процессов интеллектуального и волевого порядка, связанных с сознанием, переживанием и отношением к болезни. По мнению авторов, основным и первичным компонентом этой структуры является эмоциональная реакция больного на факт заболевания. Мнения больного опираются не на логические закономерности, а на эмоциональную значимость тех или иных фактов.
Болезнь занимает непропорционально большое место, вытесняя другие сферы (работа, семья, общественная деятельность). У людей со слабой волей заболевание может привести к страху, вине, тревоге, пассивности, депрессии, что нивелирует любые успехи в лечении [16].
Напротив, у людей сильной воли наблюдается принятие и внедрение решений, направленных на борьбу с болезнью, однако эти усилия без соответствующих компетенций могут повредить здоровью. То есть, неадекватное понимание ограничений болезни затрудняет рациональную адаптацию к новому состоянию, снижает эффективность лечения и может стать причиной дальнейших соматических осложнений [20].
Согласно В.В. Николаевой внутренняя картина болезни – это сложное многоуровневое психологическое новообразование в самосознании больного человека, включающее в себя четыре основных уровня отражения болезни (рис. 1) [32].
Рассмотрим структуру внутренней картины болезни подробнее.
Сензитивная сторона внутренней картины болезни отражает болевые локализации, степень их интенсивности и т.д. – это наименее психологический уровень по своему содержанию. Он образован совокупностью всех болезненных ощущений и переживаний, которые есть у больного человека (болит голова, жжение, кожный зуд и т.д.) [3].
При психических расстройствах этот уровень слабо проявляется («ничего не болит»), т.е. у психических больных не возникают неприятные соматические ощущения, но появляются особые психологические состояния, являющиеся собственно проявлениями болезни (страх, тоска, апатия). Но могут быть сложные переживания, бредовые, галлюцинаторные и т.д. У каждого человека этот уровень разный [2].
Рис. 1. Структура внутренней картины болезни
Эмоциональная сторона внутренней картины болезни отражает разные виды эмоционального реагирования личности на ряд отдельных симптомов, болезнь в целом и ее последствия. То есть представляет собой совокупность эмоциональных реакций человека, которые обусловлены фактом осознания у себя того или иного заболевания. Изменяется с течением времени: в начале заболевания острота реакций более выражена, затем снижается. Это уровень отношения к болезни. Эмоциональная переработка того факта, что человек болен [21].
Интеллектуальная сторона связана осознанием своей болезни, она формируется постепенно со временем [25].
Мотивационная сторона отражает возникновение новых мотивов и развитие прежней мотивационной структуры в связи с болезнью. Этот уровень образован совокупностью изменений перестроек, трансформаций в мотивационной сфере человека, которые обусловлены фактом осознания наличия у себя того или иного заболевания [31].
Ю.Г. Фролова предлагает выделять во внутренней картине болезни также и волевую сторону, связанную со стремлением человека справиться с болезнью, актуализировать деятельность, направленную на возвращение и сохранение здоровья личности [48].
Основываясь на этих сторонах, больной создает так называемую модель болезни, то есть складывается комплекс представлений о болезни: причины, клинические проявления, методы лечения и прогноз, переживания и особенности поведения в целом. Модель болезни включает в себя два аспекта (рисунок 2).
Рис. 2. Аспекты модели болезни
По мнению Т.Н. Резниковой, существуют такие структурные компоненты внутренней картины болезни, состоящие из моделей ведущих симптомов, болезни, прогнозаи т.д. Именно особенности субъективных ощущений личности в течение болезни являются определяющими для формирования, обучения психоэдукции внутреннего мира человека – внутренней картины болезни [37].
М.М. Кашапов подчеркивает, что внутренняя картина болезни является психологическим отражением действия болезни на психику. Автор в структуре внутренней картины болезни выделяет следующие компоненты:
— чувственный (сенситивный);
— эмоциональный;
— интеллектуальный (когнитивный) и мотивационный.
Чувственный уровень содержит весь спектр телесных (физических) болезненных ощущений, испытываемых человеком во время заболевания.
Эмоциональный уровень включает различные эмоции, возникающие в связи с болезнью, тогда как интеллектуальное представление, знание и оценку заболевания.
Мотивационная составляющая относится к осознанному отношению индивида к своей болезни, и особенно – к изменению собственного поведения и стиля жизни в условиях заболевания [15].
К. Леонгард выделяет типы психического реагирования человека на заболевание:
— гармоничный, эргопатический, анозогничный типы (социальная адаптация не является нарушеной);
— ипохондрический, тревожный, меланхолический, апатичный (возникновение психической дезадаптации);
— эгоцентрический, неврастенический, обсессивно-фобический, сензитивний, эйфорический, паранойальный (возникновение психической дезадаптации) [22].
Выделяют следующие типы внутренней картины болезни больного (рис. 3) [18].
Рис. 3. Типы внутренней картины болезни
Рассмотрим данные типы подробнее.
Адекватный тип внутренней картины болезни характеризуется достаточно полным адекватным соответствием объективных проявлений заболевания и субъективных реакций на это заболевание [24].
При гипернозогнозии больной воспринимает тяжесть своего состояния труднее, чем это объективно (логический уровень), эмоциональные реакции на заболевание более сильны, более выражены. Эти больные представляют дополнительные проблемы при лечении. Основной метод лечения – психокоррекция. В рамках этой внутренней картины болезни функционирует механизм семантико-перцептивной защиты (универсальный механизм защиты, когда мы видим не то, что есть на самом деле белое – черное.) Такой больной декларирует крайне трудные оценки своего состояния, но от других ждет более легкой оценки, убежденности, поддержки [29].
Гипонозогнозия представляет собой неполное, частичное, фрагментарное отражение проявлений болезни на одном или нескольких уровнях внутренней картины болезни. Это самый частый вариант внутренней картины болезни [34].
Анозогназия – отрицание наличия у себя заболевания. При таком варианте внутренней картины болезни нет, нет осознания болезни. Больной считает себя здоровым, отрицает любое проявление своего заболевания. Сам к врачу не обращается, возникает проблема поведения. Анозогнозия встречается чаще при психических заболеваниях, когда психически больной человек не расценивает свое состояние как болезненное. С такими больными существуют проблемы (так как есть принцип добровольности обращения к психиатру). Анозогнозия бывает также у тяжелобольных людей, когда у умирающего больного за счет интоксикации всего организма, и прежде всего мозга, отсутствует возможность адекватно оценивать свое состояние. В данном случае – анозогнозия носит защитный характер [27].
Формирование внутренней картины болезни – это взаимодействие внешних и внутренних факторов, а именно характер нозологии (продолжительность, тяжесть, прогноз, симптоматика), жизненного опыта, возраста, уровня образования и культуры, интеллектуальных способностей, личностных свойств больного. У детей дошкольного и младшего школьного возраста внутренняя картина болезни преимущественно формируется на основе аффективно-чувственной составляющей, в то время как у взрослых интенсивно включаются интеллектуальный и мотивационный компоненты [43].
Формирование внутренней картины болезни также связано с проекцией объективной реальности здоровья на самосознание человека, с субъективным восприятием и переживанием своей болезни [41].
При построении внутренней картины болезни больного важное место принадлежит схеме тела – отсутствию/принятию телесного дискомфорта в любой его части. Восприятие больным телесного дискомфорта как предупреждение относительно угрозы здоровью и толчок к действиям, направленным на его восстановление, является путем получения своевременного лечения и сохранения здоровья на ранних этапах заболевания [24].
На содержание внутренней картины болезни влияет ряд факторов, представленных на рисунке 4 [37].
Рис. 4. Факторы, влияющие на содержание внутренней картины болезни
В.Д. Менделевич подчеркивает, что построение конгруэнтной внутренней картины болезни – путь к принятию болезни как части жизни. Принимая заболевание, свое новое состояние, больной строит представление о болезни и ее реальных ограничениях и происходит интеграция внутренней картины болезни в новую внутреннюю картину здоровья [29].
Диагностика внутренней картины болезни включает следующие этапы (рисунок 5) [6].
Рис. 5. Этапы диагностики внутренней картины болезни
Внутренняя картина болезни больного всегда корректируется сложностью заболевания, уровнем угрозы его жизни, жизненным опытом, возрастом, социальной адаптацией и т.д. Чем большую угрозу несет заболевание, тем сложнее отделить болезнь от здоровья, возникает угроза генерализации болезни. Путь к уменьшению негативного влияния болезни на жизнь человека – это коррекция интеллектуальных представлений о нынешнем состоянии здоровья и будущих перспективах выздоровления, комплекс мероприятий по контролю эмоциональных переживаний и ощущений симптомов заболевания, а также построение системы поведения по сохранению и восстановлению здоровья [32].
Знание структуры и типа внутренней картины болезни позволяет осуществлять адекватное психологическое сопровождение процесса выздоровления человека, выбирать адекватную программу психокоррекционных мер [40].
Анализируя вышесказанное, пришли к следующим выводам. Внутренняя картина болезни отражает совокупность всех представлений, ощущений, чувств, переживаний, связанных с физическим состоянием больного.
1.2 Характеристика типов представлений о себе и отношения к болезни
Личность является специфической системой, которая характеризуется не только определенным статусом в системе межличностных отношений и соответствующим отношением к социальной среде, но и особым отношением к себе. В отечественной психологии фундаментальные исследования феномена отношения человека к себе были начаты А.Н. Леонтьевым [23], С.Л.Рубинштейном [39], А.Г. Спиркиным [44] и в дальнейшем продолжены И.С. Коном [17], И.И. Чесноковой [49] и др.
Согласно Л.Б. Шнейдеру отношение к самому себе (самоотношение) представлено осмысленным отношением к собственным субъективным образованиям, то есть личностным свойствам [50].
Самоотношение как определенная подструктурная единица в общей системе отношений человека тесно связана с особенностями отношения субъекта к внешне-предметному и социальному миру [33].
По мнению Н.И. Сарджвеладзе, основное отличие самоотношения от отношения к окружающему миру заключается в разнице между референтами – в первом случае основным референтом отношения выступает собственное тело или психосоциальные и личностные особенности, во втором – объекты внешнего мира или другие люди. Исходя из этого, автор акцентирует два основных способа самоотношения – объектный и субъектный [42].
По нашему мнению, основная ценность такого подхода позволяет расширить диагностику и последующее описание эмпирически полученных и теоретически осознанных особенностей, раскрывающих своеобразие и неповторимость отношения личности к себе.
Анализ последних исследований и публикаций (О.В. Барсукова с соавторами [4], В.Л. Леонтьева [25], В.Б. Шумский [51] и др.) показывает следующее.
В психологии существует два противоположных подхода к толкованию структуры отношения к себе. В пределах первого отношение к себе рассматривается как одномерное, во втором – как сложноструктурированное психическое образование [14].
Определение отношения как одномерного образования не нашло своего эмпирического подтверждения как в современной отечественной, так и иностранной психологии [49].
Содержательный анализ структурных компонентов отношения к себе позволил С.Р. Пантелиеву выделить две разные по семантическому содержанию подсистемы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» [35].
Различия между составляющими отношения к себе выделяют целый ряд иностранных и отечественных психологов.
Так, И.С. Кон, основываясь на теории диспозиционной регуляции поведения, настаивает на трехкомпонентной структуре самоотношения, включающей когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуры [17].
Н.И. Сарджвеладзе также выделяет когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты и настаивает на тенденции консистентности между ними, поскольку самоотношение является одной из разновидностей аттитюдов, характеризующихся этим генерализованным свойством [42].
Двухкомпонентный состав самоотношения рассматривается также В.В. Столиным, который в качестве двух основных образующих отношений к себе выделяет следующие (рисунок 6) [46].
Рис. 6. Двухкомпонентный состав самоотношения
А.С. Обухова в структуре отношения личности к себе выделяет два основных компонента:
1) общие, глобальные показатели личности или субъект-объектная подструктура (глобальное самоотношение, общая система ценностей, цели жизни);
2) частичные, или субъект-субъектные подструктуры (частичная самооценка, локус контроля, самоотношение, самоинтерес и т.п.), что в дальнейшем влияет на всеобщую интеграцию личности в систему микросоциальных отношений со средой [33].
В научной литературе (В.Л. Леонтьева [25], А.С. Обухова [33], К. Роджерс [38]) выделяют следующие типы отношения личности к себе (рисунок 7).
Рис. 7. Типы отношения личности к себе
Рассмотрим данные типы отношения личности к себе подробнее.
В.Л. Леонтьева отмечает, что положительное устойчивое самоотношение лежит в основе веры человека в свои возможности, связанное с его готовностью к риску, обуславливает оптимизм по поводу ожидания успешности собственных действий [25].
Р.С. Немов подчеркивает, что при положительном личностном отношении человек принимает свою личность в целом, обретает чувство уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я» [31].
А.С. Обухова отмечает, что амбивалентное (конфликтное) самоотношение – двойное, зачастую парадоксальное, сопровождается внутриличностными конфликтами [33].
По мнению Б.В. Овчинникова с соавторами, негативное отношение к себе сопровождается стремлением человека винить себя за свои ошибки и неудачи, характеризуется внутренней конфликтностью, недостаточной самооценкой, чрезмерным использованием защитных механизмов. Негативное отношение личности к себе приводит к поведенческим аддикциям, девиациям [34].
По мнению К. Роджерса, базовым условием проявления гибкости личности в оценке себя как субъекта межличностных отношений является положительное отношение к себе. Положительное отношение к себе является основой полноценного функционирования личности, ее открытости внутренним переживанием. Оно обеспечивает возможность восприятия человеком себя и других без искажений и возражений, взаимодействия с другими без защит, тогда как амбивалентное и негативное самоотношение влекут за собой неустойчивость самоотношения, его зависимость от оценок других людей [38].
Важной составляющей самоотношения личности является отношение к своей болезни.
Согласно своим ощущениям, эмоциям, психическим особенностям каждый человек по-разному относится к собственной болезни. В клинической психологи выделяют:
— стеническую;
— астеническую;
— рациональную реакцию людей на заболевание [2].
При стеническом типе реакции больной слабо способен выполнять необходимые ограничения, накладываемые заболеванием.
При астенической – развивается пессимизм, подозрительность, но личности относительно легче приспособиться к болезни, нежели при наличии стенического типа реакции.
При оптимальном типе реагирования имеет место настоящая оценка ситуации и рациональный выход из фрустрации [2].
Наиболее распространенной в современной научной литературе является следующая классификация типов отношения к болезни (рис. 8) [21].
Рис. 8. Типы отношения к болезни
Рассмотрим данные типы подробнее.
Гармонический тип – адекватная оценка болезни без преувеличения ее тяжести, видение собственных перспектив.
Эргопатический тип – бегством от болезни в работу, желание сохранения высокой работоспособности.
Анозогнозический тип – активное отвержение мыслей о болезни, о ее последствиях, отказ от прохождения обследования и лечения [3].
Тревожный тип отношения – непрерывное беспокойство и мнительность, постоянные рассуждения о не благоприятности течения болезни, неэффективности прохождения лечения.
Ипохондрический тип – сосредоточенность на субъективном ощущении болезни и преувеличение ее значения, поиск несуществующих заболеваний [29].
Неврастенический тип – вспышки раздражительности, в особенности при болях, при неудаче лечения и т.д. [61].
Меланхолический тип – отсутствие веры в выздоровление даже при наличии благоприятного прогноза, наличие сильной депрессии, суицидальных мыслей [27].
Апатичный тип – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение лечению, потеря любопытства ко всему окружающему [59].
Сенситивный тип – чрезмерная взволнованность относительно возможных неприятных восприятий человека окружающим миром из-за болезни, боязнью быть обузой для родных [33].
Эгоцентрический тип – «бегство в болезнь», выставление напоказ страданий [54].
Дисфорический тип – доминирование мрачно-озлобленного настроения, депрессии, ненависти к здоровому человеку, вспышки чрезмерной ярости, склонность к обвинению в своем заболевании другого и т.д. [33].
Паранояльный тип – уверенность, что заболевание это результат злых умыслов, подозрительность к лечению и врачам, безосновательное обвинение медицинского персонала [37].
Анализируя вышесказанное, пришли к следующим выводам. Под самоотношением следует понимать осмысленное отношение личности к собственным личностным свойствам. Существует несколько типов самотношения: положительное, конфликтное и негативное. Важная составляющая самоотношения представлена отношением к собственной болезни. Существуют различные типы отношения к болезни: гармонический, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхоличный, апатичный, сенситивный, эгоцентрический, дисфорический, паранояльный.
1.3 Обзор исследований особенностей внутренней картины болезни женщин с бесплодием
Бесплодие – основное физиологическое препятствие для рождения детей и приобретения женщиной статуса материнства [1].
Проведем обзор исследований особенностей болезни женщин с бесплодием.
В.В. Вустенко предполагает, что в качестве ведущего этиопатогенетического звена бесплодия у женщин, причину которого не удается установить, выступает наличие эмоционального стресса. Автор указывает, что длительное бесплодие порождает нервно-психическую напряженность не только у женщины с данным диагнозом, но и у ее партнера, что часто приводит к разводам [7]. Согласно данным, Росстат [63], до 70% бесплодных пар разводятся.
В труде Б.Г. Ермошенко отмечается, что для женщин с бесплодием свойственно наличие болезненной фиксации на собственном диагнозе, одержимости идеями материнства и высокой чувствительностью, что способствует формированию синдрома, который носит название «репродуктивная неполноценность». У множества женщин, которые имеют диагноз «бесплодие», отмечают наличие различных психосоматических расстройств (заболевания ЖКТ, ожирение, ВГСД, артериальная гипо- и гипертензия). Наличие у женщин тревожного ожидания и разочарования в начале очередного менструального цикла способствует возникновению нарушений в менструальном цикле [11].
В исследовании В.А. Крутова было выявлено, что для женщин с бесплодием характерно преобладание высокого уровня тревожности и фрустрации, среднего уровня ригидности, в сравнении с женщинами, которые не имеют бесплодия. Также в данном исследовании было установлено, что для женщин с бесплодием характерно наличие высокого уровня как ситуативной, так и личностной тревожности [19].
В научном труде Н.Н. Петровой выявлено, что женщины, характеризующиеся наличием бесплодия, имеют повышенную чувствительность к стрессовым факторам и низкую стрессоустойчивость. Автор отмечает, что у бесплодных женщин могут наблюдаться мотивы, несколько отличающиеся от традиционных. Кроме потребности в заботе о ребенке и ответственности за его воспитание, могут возникать мотивы «удержать мужчину», «заполнить пустоту», «соблюдать семейные традиции», «почувствовать себя нормальной» и прочее [36].
О.С. Берестова в своей работе утверждает, что физически у женщин с бесплодием наблюдаются гипертонус мышц всего тела, особенно мышц репродуктивной сферы, нарушение дыхания, которое характеризуется усиленной частотой и поверхностностью, нарушение сна (бессонница, удлинение или сокращение фаз длинного/короткого режимов сна), психосоматические явления и заболевания; нарушение менструального цикла; снижение либидо; хронический стресс и т.д. [5].
Н.О. Дементьева в своем исследовании установила, что на уровне психики у женщин с бесплодием наблюдается нарушение работы симпатических и парасимпатических отделов ЦНС, когда симпатический отдел в режиме интенсивной работы, а работа парасимпатического отдела минимизированная. Ментальное напряжение у женщин с таким диагнозом проявляется в неконструктивных глубинных переживаниях, в появлении навязчивых мыслей о зачатии, навязчивых идей о необходимости забеременеть и родить ребенка [10].
Согласно исследованию Е.С. Мордас невозможность женщин с бесплодием забеременеть вызывает у них массу негативных эмоций, с которыми женщина не может справиться и которые со временем проявляются все больше и накапливаются в виде физического напряжения и психосоматических проявлений: стыд и вина из-за невозможности быть «нормальной», выполнить женское назначение; злость на себя и партнера; снижение чувства самоценности; искаженное самопринятие или неприятие себя и своего тела; снижение либидо, редкость или отсутствие оргазма; эмоциональное выгорание, проявляющееся в пониженной интенсивности эмоций или в полном отсутствии эмоционального реагирования; аффективные вспышки и т.д. [30].
В.Е. Гаврилова отмечает, что у женщин с бесплодием наблюдается нарушение аффективной сферы и снижение уровня развития эмоционального интеллекта. Женщины с таким диагнозом начинают плохо дифференцировать собственные эмоциональные состояния, не могут выражать свои чувства адекватно, не могут говорить о них, общаться конструктивно. Все вышеописанное вызывает очень сильное эмоциональное напряжение у женщины, состояние хронического стресса, невозможности расслабиться. Напряжение проявляется также и в социальной жизни женщины, а именно: в карьере, отношениях с другими людьми, особенно с близкими [8].
М.С. Голышкина утверждает, что постоянный стресс, навязчивая идея зачать и родить ребенка не дают женщине с бесплодием самоактуализироваться, проявиться, добиться успеха в других социальных ролях. В труде данного автора установлено, что у женщин с бесплодием во взаимоотношениях с партнером чаще всего диагностируются деструктивные модели отношений: жертва – агрессор, отец – ребенок и другие. В таких парах вообще речь не идет о зрелых партнерских отношениях. Конфликты, обвинение друг друга, давление со стороны партнера или других близких людей, перевода ответственности, а в результате постоянно растущее напряжение от невозможности зачать, может приводить к разводу, что еще сильнее ухудшает эмоциональное состояние женщин с бесплодием [9].
Л.Ф. Масягутова в своем исследовании определила, что у женщин, имеющих бесплодие, в отношениях с родителями, особенно с матерью, диагностируются нарушения. Зачастую у таких женщин отношения с матерью конфликтные. В исследовании выявлено, что бесплодие у женщины часто может сопровождаться изменением ее самооценки, образа «Я», социального положения и т.д. Диагноз «бесплодие» способствует возникновению у женщин «чувства неполноценности», изменению «телесного образа», потери сексуальной привлекательности, искажению образа «Я», ощущению «личностной дефектности», «социальной незавершенности», снижению самооценки женщины [28].
В.С. Зыбайло по результатам своего исследования выделили несколько этапов эмоционального реагирования женщин на диагноз «бесплодие»: удивление, горе, злоба, изоляция, отрицание и согласие. Первичная реакция удивления сменяется периодом шока и страдания. Затем добавляются чувства вины, стыда и социального несоответствия. Возникающее стремление к изоляции и уменьшение контактов вызывает снижение у бесплодных женщин социальной адаптации. Они неохотно идут на контакт с другими людьми, в том числе и с психологом, тем самым усложняя терапию [12].
Н.А. Тювина утверждает, что у подавляющего большинства женщин с бесплодием выявляются различные нарушения психоэмоциональной сферы: чувство неполноценности, одиночества, истерические состояния, диспареунии и аменореи и т.д. Комплекс подобных симптомов объединяют в «синдром ожидания беременности». Если причины бесплодия психогенные, то часто бывает, что беременность наступает именно в тот момент, когда женщина принимает решение о прекращение лечения [47].
Не следует забывать о психологическом давлении на женщину с бесплодием, которое она испытывает в случае, когда мужчина и родные ждут рождения ребенка и постоянно на этом настаивают. Мало кто понимает, что лишнее беспокойство по поводу бесплодия наносит большой вред женскому организму.
Так, при изучении психологического статуса 100 супружеских пар, лечившихся по поводу бесплодия Н.Н. Стеняева установила, что у таких женщин, была дисфункциональная семья в связи с необоснованной критической оценкой мужчины, постоянными воспоминаниями о бывших партнерах, высокой производственной загруженности, экономическими неурядицами и т.д. У женщин без такого диагноза такие стрессоры встречались реже. Если говорить о психогенном бесплодии, то было установлено, что есть детерминанты бесплодия у женщин в соответствии с их личностными характеристиками. Можно выделить две группы наиболее распространенных черт таких женщин:
1) маскулинность, т.е. женщина выступает в мужской роли, конкурирует в разных сферах, имеет выраженное стремление к доминированию и желание независимости;
2) инфантильность, т.е. женщина физически и психически незрелая, зависимая, несамостоятельная, виктимная [45].
Согласно данным, изложенным в исследовании Н.Н. Стеняевой, бесплодие женщины негативно влияет на ее поведение и сознание, часто возникают такие состояния как дистресс, и развитие так называемого «проблемного брака». Психическое состояние женщины с бесплодием характеризуется психической дисгармонией. Наибольшее обострение семейных отношений испытывают женщины после трех лет бесплодного брака [45].
В труде C. Shani установлено, что для женщин, имеющих диагноз «бесплодие» ощущение депрессии, подпитывается внутренним гневом, который провоцирует желание изолироваться и избегать контактов [58].
S. Palomba отмечает, что бесплодие может стать причиной хронического стресса, что в свою очередь поддерживает инфертильность женщины (порождает цикличность). К причинам стресса у женщин с бесплодием исследователь относит изолированность такой женщины, жизнь на фоне нереализованной материнской функции и ощущения нерожденного ребенка, разобщенность мужа и жены в результате продолжительности и количества лечебно-диагностических процедур при лечении бесплодия. Автор указывает на то, что женщины с бесплодием испытывают стыд за то, что не смогли зачать как большинство их друзей, и вину за то, что не могут подарить внуков своим родителям и продлить род. Даже если процедура искусственного оплодотворения окажется успешной, зачастую женщина продолжает переживать и ей необходимо смириться с тем, что она не смогла зачать ребенка естественным путем [56].
В работе Г.Г. Филипповой рассматриваются особенности психологической помощи женщинам при использовании вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Отмечается, что резкое увеличение нарушений репродуктивного здоровья населения привело к распространению ВРТ как метода лечения бесплодия. Связанные с этим психологические проблемы привлекли пристальное внимание психологов и психотерапевтов разных направлений. Обозначены направления и разработаны методы психологической помощи бесплодным парам в программах ВРТ. Выделяются 3 блока психологических проблем при использовании ВРТ: психологические проблемы пациентов, психологические особенности взаимодействия «врач-пациент», проблемы организации психологической помощи в ВРТ [66].
B.M. Vander и C. Wyns в своем исследовании установил, что женщинам с бесплодием характерны высокий уровень страхов и опасений, чувства вины, конфликтные отношения с собственным отцом и матерью, чувство нереализованных возможностей, негативное отношение к мужчинам. Среди страхов и опасений женщин данной группы доминируют следующие: страх одиночества (встречается чаще всего), боли (при родах), уколов, врачей, будущего, мнения окружающих (друзей, свекрови) и специфические страхи (темноты, собак, замкнутых пространств, тараканов и т.п.). Чувство вины у женщины возникает из-за бесплодия, возможного аборта, небрежного отношения к своему здоровью, супружеской измене, оскорблениям родных и знакомых. Характерно, что у подавляющего большинства женщин с бесплодием неясного характера не простые отношения с отцом. Это свидетельствует о том, что в отношениях с первым значимым мужчиной в их жизни, они получили эмоциональную травму. Если у женщины был отец-алкоголик, то в результате таких отношений возникает подозрительность к мужчинам, проблемы чувства вины, стыда, отсутствия доверия. Суровый и авторитарный отец мог привить своей дочери склонность к стабильности, порядку и дисциплине, но часто дает мало того, что связано с любовью, эмоциональной поддержкой и признанием феминных ценностей. Отец, который хотел, чтобы у него родился сын, склонен делать из дочери (особенно это касается старшей дочери) мальчика, ожидая, что она добьется того, что не удалось реализовать в жизни родителям. Женщины, страдавшие из-за ранней потери отца, получили эмоциональную травму, связанную с потерей, чувством одиночества и заброшенности [62].
В работе J. Boivin и J. Takefman установлено, что у женщин с бесплодием в эмоциональных отношениях в семье имеется некоторая разделенность. Время, которое члены семьи таких женщин проводят отдельно, для них более важно. Но, несмотря на это, такие женщины способны собираться вместе, обсуждать важные темы, оказывать поддержку друг другу, принимать общие решения. Авторами установлено, что женщина, которая сталкивается с проблемой бесплодия, вступает в сложную фазу жизненного пути, связанную с переоценкой ценностей и смысла жизни, отношение к себе и своему месту в мире [55].
D. Stewart выявлено, что семейные системы женщин, страдающих бесплодием, находятся в состоянии, характерном для семей, переживающих кризис. Автор отмечает, что реакция на бесплодие более выражена у женщин (что не зависит от того, женское или мужское бесплодие) [60].
Анализируя вышесказанное, пришли к следующим выводам. Бесплодие можно рассматривать как основное физиологическое препятствие материнства. У женщин с бесплодием, помимо нарушений репродуктивной системы, также присутствуют определённые психологические особенности, которые усугубляют течение данного патологического процесса. У женщин с бесплодием присутствует болезненная фиксация на собственном диагнозе, они часто одержимы идеями материнства, характеризуются повышенной чувствительностью, тревожностью, депрессивностью, снижением либидо, снижением самооценки и т.п., что вызывает целый ряд расстройств в различных сферах.
Выводы по главе 1
1. Под внутренней картиной болезни необходимо понимать переживания личностью собственной болезни, ее ощущения, представления, реакции о собственной болезни. Процесс формирования внутренней картины болезни представлен взаимодействием ряда различных факторов, к которым относятся нозология болезни, жизненный опыт, возраст, интеллектуальные способности, личностные свойства больной личности и т.п.
2. Самоотношение рассматривается как осмысленное отношение индивида к самому себе. Можно выделить позитивное, амбивалентное и отрицательное самоотношение. Одной из важных составляющих самоотношения выступает отношение к своей болезни. Выделяются следующие типы отношения к болезни: гармонический, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхоличный, апатичный, сенситивный, эгоцентрический, дисфорический, паранояльный.
3. Бесплодие определяется как неспособность человека в детородном возрасте зачать ребёнка при регулярной половой жизни. Женщины с бесплодием имеют нарушения не только в репродуктивной системе, но и в психологической сфере, что приводит к ухудшению течения основного заболевания. Женщины с бесплодием чрезмерно фиксируются на собственной болезни, одержимы идеей зачать ребенка, высоко чувствительны, тревожны, депрессивны, характеризуются понижением либидо и самооценки и т.д.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф