Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологические предикторы аполитичности и активности молодёжи в политике. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АПОЛИТИЧНОСТИ И АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ В ПОЛИТИКЕ

2.1. Психологический портрет российской молодежи

Молодость представляет собой важный период в жизни человека, когда переосмысливаются и структурируются основные представления, убеждения, установки, ценности и смыслы. Молодые люди стоят оказываются перед необходимостью определения в дальнейшей жизни, поиска собственного места и роли, значимости в окружающем мире и системе социальных отношений. При этом основным аспектом в выборе дальнейшего пути является соотнесение внутренних потребностей, ценностей и целей с требованиями и направлениями социальной жизни. В этой связи, современные исследователи все чаще обращаются к проблеме формирования образа мира, рассматривая его в качестве основного ориентира в личностном и социальном самоопределении .
В большинстве современных исследований подчеркивается роль интрасубъектных и межсубъектных феноменов, определяющих включенность молодежи в те или иные формы активности. Данный конструкт отражает глубинное мировоззрение человека, систему его ценностей, потребностей, его окружение, психофизическую природу, профессиональную, коммуникативную, духовную компетенции, социальный и личностный опыт [Соина]. Образ общества формируются в сознании молодых людей в процессе наблюдений за социальной действительностью, познания ее основных явлений, процессов, тенденций преобразования. При этом каждый человек выбирает в качестве ведущего ориентира некую обобщенную модель мира, следование за примером на основе «стихийного» психологического опыта.
Образ политического устройства государства воспроизводит цели и функции общества. В даннном аспекте С.И. Сильнова отмечает, что: «Образ общества может выступать в функции перспективы, горизонта, фокуса: фокуса — в смысле высвечивания несовершенств общества, горизонта — как обозначения возможностей социальной прогрессии, перспективы — как направления желаемого и реально осуществляемого движения по совершенствованию или преодолению социальных недостатков и аллюзий» [Сильнова, с. 87]. В связи с чем анализ образов политического устройства помогает выявить основные проблемы в жизни и развитии общества, динамику его преобразований, ориентиры и цели деятельности его представителей: он также позволяет описать и оценить реальные процессы, происходящие в нем и их соответствие идеальным социальным представлениям. При этом искажение представлений приводит к формированию социальных, мировоззренческих, политических, психологических, идеологических и духовных проблем.
Аспекты представления себя и своей активности в политической сфере представляют собой форму познания социальной действительности. Они рождаются в мышлении человека для того, чтобы помочь осознавать и интерпретировать социальную реальность, классифицировать явления и процессы, происходящие в мире, соотносить их с определенными нормативными критериями – как установленными в обществе, так и формируемыми на базе собственных взглядов и оценок, впечатлений и образов.
В структуре социальных представлений, во многом обусловливающих политическую активность молодежи, исследователи выделяют три основных компонента:
— информация (сумма знаний об объекте);
— поле (общая смысловая рамка, диапазон возможных толкований того или иного явления);
— установка (совокупное отношение к объекту).
Следовательно, образ политического и социального устройства, сформированный в сознании человека или группы на основе системы социальных представлений, выполняет важные в социально-психологическом и философском плане функции:
1. Функция познания – описание, классификация и объяснение явлений;
2. Функция опосредования действительности и отражения ее норм в поведении индивида;
3. Функция социальной адаптации – интеграция новых знаний о мире в систему сложившихся представлений, знаний, образов.
Таким образом, политическая активность молодежи характеризует определенную систему отношений к тому или иному явлению жизни или характеристике общества. При этом группа и представления о политической деятельности и ее роли в обеспечении благосостояния индивида и общества оказывают взаимное влияние друг на друга, формируя специфику социально-политического самосознания личности.
В процессе формирования социальной идентичности происходит соотнесение Образа-Я с Образом-Группы. Таким образом образуется новая категория самосознания, называемая «образ-Я в группе». При этом, осознавая свою социальную, групповую принадлежность, оценивая свое место и роль в социуме, индивид проводит переоценку собственного прошлого, настоящее и строит перспективные планы на будущее, что позволяет ему абстрагироваться от сиюминутного взгляда на мир и увидеть более глобальные перспективы и возможности. Подобная способность означает временную децентрацию человека, позволяющую лучше осознать и спроектировать свой жизненный путь, осмыслить его в историко-культурном и социальном контексте.
Немаловажную роль в становлении самоидентичности индивида играет и аспект соотнесения себя со средой, определенным местом пребывания. При этом большинство исследователей обращают свое внимание на психологические аспекты взаимоотношения человека с окружаю¬щей средой, выполнение окружающим пространством функции регуляции поведения индивида.
Таким образом, обобщение представлений о психологических основах личностного выбора форм активности молодежи позволяет прийти к заключению о том, что данный феномен сочетает в себе объективные социальные, физические, материальные характеристики и особенности субъективного восприятия окружающей действительности конкретным человеком или группой с позиций соотнесения образа Я, образа Другого, образа Группы, образа Времени и образа Среды с определенными убеждениями, ценностями, социальными представлениями об идеальном устройстве общества.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.2. Особенности участия молодежи в политических протестах в современной России

С целью выявления особенностей участия молодежи в политической жизни страны нами было проведено эмпирическое исследование, основанное на анкетировании 900 молодых людей в возрасте до 30 лет. Из них 300 испытуемых составили активисты действующих провластных политических партий и организаций, проявляющие активную позицию – активисты-сторонники; 300 человек – оппозиционно настроенные молодые люди, также занимающие активную позицию в политической жизни – активисты-оппозиционеры; 300 респондентов – аполитичные молодые люди, не проявляющие интерес к участию в политических движениях и организациях.
Рекрутинг респондентов проводился при помощи активистов провластных и оппозиционных партий – в рядах их приверженцев, а также – посредством коммуникаций в социальных сетях. При этом основным маркером выбора был вопрос «Участвуете ли вы каким-либо образом в политической жизни страны?».
Исходя из выбранных каналов политического вовлечения, первая группа респондентов получила название «активисты-сторонники», вторая – «активисты-оппозиционеры», третья – «аполитичные граждане».
Задачи исследования подразумевали оценку степени и характера проявления активности респондентов в политической сфере, их осознанности в выборе политических сил и способов их поддержки, причин и факторов, мотивирующих молодежь участвовать в том или ином виде политической деятельности, или же – отказываться от политической активности.
В ходе ответа на первый вопрос молодые люди должны были определить свои политическую позицию и указать, идеология каких политических сил им наиболее близка. Согласно результатам опроса, приверженность молодых людей к политическим партиям и движениям существенно различается (Рис. 1).

Так, в группе активистов-сторонников наблюдаются разносторонние предпочтения. Они рассматривают привлекательной политическую деятельность как таковую, не выделяя определенную партию в качестве приоритета. Кроме того, 43% опрошенных вообще затрудняются дать ответ на вопрос о приверженности к политическим движениям. При этом около половины активистов-оппозиционеров придерживаются идеологии либеральных политических сил, что может являться свидетельством стремления к открытости, свободе, принятию концепций и убеждений других партий. Между тем, 36% представителей данной группы не могут сказать, что они выбрали какую-то одну партию или направления. Для них политика – скорее многоплановая сфера деятельности, в которой они могут проявить себя и привнести свои идеи преобразования мира. Аполитичные молодые люди не имеют идеологических ориентиров среди политических движений, в связи с чем, более половины представителей данной группы рассматривают политику как общую сферу жизни, к которой они не хотят иметь отношения (40%), либо не могут назвать конкретных партий и движений, которым они симпатизируют (19%).
В рамках данного вопроса мы смогли проследить особенности политической идентификации молодежи. При этом можно констатировать, что большинство представителей данной социальной группы, несмотря на приверженность оппозиции или провластным структурам, не имеют четких представлений о собственной идеологической направленности в сфере политики. Активисты молодежных движений стремятся изменить мир. При этом оппозиционно настроенные молодые люди не согласны с существующим режимом и видят в либеральных течениях возможность привнести что-то новое в социальную, культурную и иные сферы жизни общества. Активисты-сторонники, наоборот, стремятся поддерживать власть, полагая, что она является гарантом уверенности в завтрашнем дне. Аполитичная же молодежь, большей частью, разочарована в существующем режиме, но не вилит в политических силах иной направленности высокого потенциала для кардинальных изменений.
Можно предположить, что уровень политической компетенции молодых людей всех трех групп находится в стадии развития, в связи с чем, представления о идеологической направленности тех или иных сил и партий они имеют только отдаленные.
Между тем, в сознании современной молодежи определенно присутствует некий позитивный образ будущего и образ, в котором они хотели бы жить, трудиться, реализовывать свой потенциал. В связи с чем, второй вопрос анкеты касался того, каким он видят идеал общественного развития.
Результаты опроса представлены на рис. 2.

Рис. 2. Разделяемый респондентами идеал общественного развития (можно указать до трех вариантов ответа), %.

Как видно из результатов обобщения ответов молодых людей, вне зависимости от позиции в политической жизни страны, большинство респондентов в качестве желаемого идеала видят общество высоких технологий, уровня жизни и развитой экономики. Другими словами, современная молодежь стремится к обеспеченной и комфортной жизни, возможности самореализации и использования новейших технологий. При этом всем группам достаточно близки идеи толерантности, гуманизма и справедливости. Однако, данные идеалы почти вдвое уступают идеалам процветания и успеха.
Следует отметить, что в отношении других позиций в группах испытуемых отмечаются значительные различия. Так наиболее спорным является вопрос о роли государства в обеспечении успешного функционирования общества. Если активисты-сторонники именно не государственную власть возлагают надежды на позитивное преобразования и развитие общества, то активисты-оппозиционеры всего в 2% случаев ставят данный показатель на первое место в ценностях общественного развития.
Идеи равенства, добра, справедливости, гуманизма и толерантности более близки представителям аполитично настроенной молодежи. Подобные показатели свидетельствуют о том, что для данных молодых людей на первое местов достижении общественного идеала выходит человеческий фактор и стремление к эффективной цивилизованной жизни, развитию культуры, образования и иных сфер жизни. Достаточно близки эти идеалы и активистам-оппозиционерам (28-29%), что может свидетельствовать об осознании недостаточного развития данных ценностей в современном обществе, что воспринимается как важный фактор снижения уровня жизни.
Следует отметить, что сами молодые люди – активисты политических движений имеют достаточно четкие представления о способах преобразования общества. Так, среди активистов сторонников приоритетными шагами видятся: повышение законности власти и ответственности ее перед народом, укрепление вертикали власти и перевод крупных, успешных корпораций под государственное управление.
При этом активисты-оппозиционеры также отмечают необходимость повышения ответственности власти перед народом, однако приоритетным способом видят все-таки кардинальную смену власти (Рис. 3).

Рис. 3. Перспективные шаги по улучшению жизни, по мнению респондентов %.

Аполитичная молодежь, в большинстве случаев уклонилась от ответа, поскольку недостаточно владеет представлениями о возможных рычагах общественных преобразований.
Таким образом, можно заключить, что одним из побудительных мотивов участия молодых людей в политической жизни выступает стремление к лучшей жизни. Еще одним стимулом является вера в то, что кардинальные преобразования или укрепление позиций определенных политических сил смогут существенно повысить уровень жизни в государстве. Собственную же включенность в политическую деятельность большинство активистов-сторонников (85%) и оппозиционеров (90%) объясняют видением способов изменения жизни и осознанием собственного внутреннего потенциала.
Подобные мотивы проявлены только у 5% аполитичных граждан. При этом они указывают, что не реализуют свой потенциал, поскольку не настало время или недостаточно опыта реальных политических действий.
Полученные ответы обусловили выдвижение предположения о том, что стимулом к участию молодежи в политической жизни выступает, в общих чертах, уровень социального самочувствия, понимаемый как совокупный показатель удовлетворенности граждан различными сторонами социальной жизни. В данном случае высокий уровень удовлетворенности обусловливает стремление к поддержанию внутреннего комфорта и уровня жизни, который активисты-сторонники видят в программе провластных партий. При этом обратный показатель – высокая степень неудовлетворенности – также является стимулом к активности, но только в протестной форме. Поскольку оппозиционеры не видят перспектив достижения социального благополучия при существующем строе и власти.
Высокий уровень социального самочувствия становится предпосылкой к формированию у молодых людей веры в собственные силы и возможности. В связи с чем, они стремятся выстраивать определенные стратегии собственного успешного будущего. Активисты-оппозиционеры, наоборот, не видят возможностей и перспектив для самореализации в условиях действующей политической власти, но связывают свои надежды с кардинальной перестройкой политической системы.
Исследование результатов анкетирования молодежи показало, что среди большинства активистов-сторонников удовлетворены своим уровнем жизни (86%). Тогда как оппозиционеры демонстрируют высокий уровень социального самочувствия только в 33% случаев. Среди аполитичных молодых людей данный процент достигает всего 18%.
При этом среди маркеров благополучия активисты-сторонники и оппозиционеры выделяют как личное, так и социальное самочувствие. Тогда как аполитичные граждане ориентируются только на субъективное состояние как личности – индивидуальный комфорт .
При этом, как показал проведенный анализ, активисты-сторонники видят большие перспективы для собственного развития и самореализации, повышения собственного благополучия – в компонентах социально-экономической и политической среды. Тогда как оппозиционеры утверждают, что существующая политическая система, скорее препятствует достижению психосоциального благополучия. При этом аполитически настроенные молодые люди не видят перспектив ни при существующем строе, ни в приходе к власти оппозиционных сил. В связи с чем, собственный успех и благополучие они склонны рассматривать только с личностными качествами и достижениями.
Исследование показало, что сферой, которая в наибольшей степени заботит как активистов, так и оппозиционеров, является атмосфера в семье и отношения с близкими. Отношения с коллегами по работе также имеют высокий уровень значимости для данных групп молодежи. Третью позицию в рейтинге значимых показателей социального самочувствия занимает уровень здоровья. Среди аполитичных молодых людей высоких показателей по всем шкалам не было обнаружено, а сферы, которые тем или иным образом рассматриваются ими как маркеры благополучия – это здоровье и финансовое положение (табл. 2).

Таблица 2

Удовлетворенность различными аспектами жизни (1 – совершенно не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен; представлен средний балл)

 

Уровень удовлетворенности Активисты-сторонники Активисты-оппозиционеры Аполитичные граждане
Финансовым положением 3,09 2,39 1
Уровнем здоровья 3,68 3,10 1,2
Работой 3,37 2,91 0,2
Уровнем и доступностью образования 3,69 2,83 0,2
Атмосферой в семье 4,26 3,79 0,41
Отношениями с коллегами 4,03 3,64 0,4
Экологической ситуацией 2,78 1,7 0,5

 

Отмечая потенциал окружающей среды в обеспечении социального и психологического благополучия, молодые люди придают немаловажное значение и собственным внутренним ресурсам, полагая, что отдельные их качества могут способствовать развитию определенных сфер жизни (Табл. 3).

 

Таблица 3

Оценка респондентами своих возможностей (1 – очень ограниченны,

5 – очень широки, средний балл)

Насколько широки или ограниченны Ваши возможности в следующем? Активисты-сторонники Активисты-оппозиционеры Аполитичные граждане
обеспечить себе правовую защиту в случае необходимости 3,28 1,99 0,2
организовать свой бизнес 3,06 2,05 0,3,
получить качественное образование или повысить свой образовательный уровень 3,73 2,75 0,1
поддерживать здоровье на необходимом уровне, вести здоровый образ жизни 3,84 2,9 0,5
получать достоверную и объективную информацию о событиях и фактах общественной жизни 3,53 2,94 0,30
реализовать свой профессиональный потенциал 3,71 2,70 0,4
внедрять или использовать новшества 3,47 2,46 0,1

 

Как можно судить из таблицы 3, аполитичные молодые люди не полагаются на внутренние качества как предикторы социально-психологического благополучия. В связи с чем, не стремятся реализовывать те или иные действия по стабилизации данного показателя.

Итак, если в качестве факторов проявления социально-политической активности первой группы (активисты-сторонники) можно отметить высокий уровень социального благополучия, побуждающий искать способы его закрепления, поддержания и повышения, то в двух других группах наблюдается обратная ситуация – опора на состояние социально-психологического неблагополучия, побуждающего оппозиционеров включаться в активную деятельность по изменению ситуации, а аполитичных граждан заставляя уклоняться от активных политических преобразований.

Стремление к реализации собственных прав и свобод, гражданское самосознание также является важным показателем включения молодежи в активную политическую деятельность. Между тем, как низкий уровень данных мотивов служит предиктором аполитичного образа жизни (табл. 4).

Таблица 4

Факторы политической активности молодежи (%)

В чем лично Ваши мотивы участия в общественно-политической жизни (можно указать не более трех вариантов ответа)? Активисты-сторонники Активисты-оппозиционеры Аполитичные граждане
это вопрос наших прав, убежден, что все граждане должны быть активны и участвовать в общественно-политической жизни 56,1 81,3 12,2
я бы хотел достичь успеха на этом поприще и сделать карьеру политического или общественного деятеля 38,5 11,8 15,8
это интересно, здесь я могу приложить свои способности и таланты 31,1 21,5 5,6
меня интересуют проблемы построения более справедливого общества 37,8 57,6 4,8
меня вдохновляет опыт и авторитет выдающихся людей моих близких и знакомых 17,6 1,8 8,5
ИТОГО 181,1 184 46,9

 

Следует также отметить, что проведенное исследование отражает восприятие активистами разных видов политической деятельности в качестве сферы, предоставляющей большие возможности для самореализации. Тогда как аполитичные молодые люди не видят перспектив приложения собственных сил, возможностей и способностей в политической сфере.

При этом разграничение ведущих мотивов самореализации в политике позволяет констатировать, что среди активистов-сторонников одно из ведущих мест занимает мотив карьерного роста. Тогда как для оппозиционеров приоритетными являются мотивы установления социальной справедливости.

И те, и другие мотивы совершенно не характерны для группы аполитичных молодых людей, у которых на первом месте значится семейное благополучие и психологический комфорт.

Следует отметить, что подобные приоритеты обусловливают и различие в сферах приложения усилий и активности активистами-сторонниками и активистами-оппозиционерами. Так, в качестве ведущих видов общественно-политической жизни провластно настроенной молодежи значатся:

— участие в волонтерской деятельности социально-культурной направленности,

— участие в работе молодежных организаций.

Тогда как активисты-оппозиционеры заняты, главным образом деятельностью радикального, протестного характера, направленной на демонстрацию несостоятельности существующей власти (митинги, забастовки, агитационные акции и др.)

Аполитичные молодые люди не проявляют особой активности, изредка участвуя в гуманитарных акциях помощи ветеранам, инвалидам, а также – в культмассовых и спортивных мероприятиях (Табл. 5).

Таблица 5

Виды общественно-политической активности, в которых участвовали респонденты, %

Какими видами общественно-политической деятельности Вы занимались в последние 1-3 месяца Активисты-сторонники Активисты-оппозиционеры Аполитичные
оказывал помощь ветеранам, инвалидам, людям престарелого возраста 39,5 7,6 8,5
участвовал в волонтерских акциях, социальных, культурных и спортивных мероприятиях 80,3 47,2 5,6
принимал участие в работе молодежных объединений (правительства, парламента, общественной палаты, политических партий и т.д.) 65,1 22,9 1,2
участвовал в подготовке законопроекта (иного государственного решения) 7,2 1,4 0,8
участвовал в забастовках, антиправительственных пикетах, митингах, шествиях принимал участие в работе правозащитных организаций 17,8 91,7 0,89
создавал и организовывал сбор подписей под петицией 3,9 17,4 1,2
ИТОГО 213,8 188,2 18,19

 

Таким образом, можно констатировать, что в первых двух группах степень активности находится на примерно одинаковом уровне (213,8 и 188,2 балла). Тогда как среди аполитичных граждан данный показатель в 10 раз меньше. Подобное распределение может указывать на отсутствие мотивов активной деятельности, разочарование в существующей социально-политической системе, неуверенность в собственных возможностях и способности что-либо изменить.

2.3. Психологические факторы аполитичности и активности современной российской молодежи

Как показывает исследование, степень успешности политических трансформаций во многом зависит от активности и характера участия граждан в принятии государственных решений. При этом, формы проявления политической активности молодежью, как правило, ограничиваются волонтерским и агитационным движением, участием в заседаниях и мероприятиях, организованных молодежными политическими объединениями и движениями. Сравнительно небольшой процент молодых людей в реальности имеет опыт привлечения к принятию значимых политических решений на государственном и региональном уровне. Подобное расхождение между лозунгами политических партий, декламирующих активное участие каждого в регулировании жизни государства и реальным положением дел, где молодежь используется лишь в качестве «рычага» политической пропаганды, во многом обусловливает разочарование в политической деятельности и формирование аполитичной позиции.
Вторым значимым фактором является некоторая неопределенность позиций молодых людей, недостаточное владение ими центральными идеологическими позициями разных политических сил и механизмами их реализации на разных уровнях политической власти. Кроме того, в некоторых случаях, идейные убеждения и готовность активно отстаивать свою позицию в реальных политических и социальных ситуациях у многих молодых людей существенно отличаются. Так, в ситуации необходимости совершения активных действий, большинство из них, скорее предпочтут уход от конфликта, чем реальное противостояние.
Подобные положения были проверены посредством решения ситуативных задач, в которых респондентам предлагалось представить себя участником определенных событий и высказать свою позицию в отношении поведенческих реакций.
Ситуация 1. Представьте себе, что Вы – работник крупного предприятия, получающий высокую зарплату и имеющий определенные льготы и надбавки за сверхурочный труд. В своей работе Вы столкнулись с тем, что начальник ущемляет права сотрудников низшего звена. Кроме того, случайно обнаружили, что он берет взятки и обходит некоторые законодательные и нормативные положения в своей работе. Пойдете ли вы на открытый конфликт с начальством, открыв перед другими его недостатки, или указав ему на недопустимость подобной деятельности? При этом Вы должны понимать, что конфликт с начальством, скорее всего, приведет к вашему увольнению, или, по крайней мере, ухудшению отношений, что скажется на финансовом благополучии и стабильной работе.
Анализ ответов молодых людей показал, что только 14% активистов-сторонников пошли бы на открытый конфликт. Тогда как 28% не видят смысла в подобном поведении, 21% считает, что это не в их компетенции, 19% предпочли бы устраниться от конфликта, а 17% не смогли ответить, как бы они поступили в данном случае.
Еще большее число уклоняющихся от открытого конфликта (80%) отмечено в группе аполитичных молодых людей. При этом 20% указали, что от них не зависит решение, в связи с чем, переложили бы ответственность на более компетентные структуры.
Совершенно иная ситуация наблюдалась в группе активистов-оппозиционеров, среди которых 42% выразили готовность отстаивать справедливость вне зависимости от последствий для себя. При этом 22% указали бы, что открыли ли бы факт несправедливости начальника перед высшим руководством компании или учредителями и только 19% предпочли бы избежать конфликта.
Таким образом, можно констатировать что, несмотря на теоретические заявления о стремлении к справедливому обществу и приоритете прав граждан, аполитичные люди и активисты-сторонники не склонны к участию в открытом противостоянии. Тогда как в группе оппозиционеров слова привыкли подтверждать делом, а устранение несправедливости представителей власти на любом уровне они считают делом чести и готовы бороться до конца решительными мерами.
Ситуация 2. Представьте себе ситуацию, когда в Вашем городе молодежные партии организуют движение в защиту прав человека. При этом имеется группа людей, права которых постоянно ущемляются, и которые стремятся донести данный факт до руководства региона. Партийные организации санкционировали митинг, где Вы являетесь активным участником. Между тем, в последний момент обнаруживается, что местная администрация дала отвод организации митинга, запретив массовые собрания. Ваши действия?
Анализ ответов респондентов показал, что среди активистов-сторонников готовность отстаивать права, несмотря на запрет, продемонстрировали всего 24%. Позицию уклонения заняли 17,2% представителей данной группы. Тогда как 35,5% постарались бы отстоять права людей иными способами, а 23,3% затруднились ответить на этот вопрос.
Отказ от активных действий продемонстрировали и 78% аполитичных граждан. При этом 12% представителей данной группы выразили готовность к поиску иных способов отстоять справедливость, а 10% не смогли определиться с выбором.
Более решительную позицию заняли представители группы оппозиционеров (60,5%), выразившие готовность провести акцию, несмотря на запрет. 35% ответили, что постарались бы соотнести возможные риски открытого противостояния для себя, рассмотрев различные варианты решения конфликта. 4,5% затруднились дать ответ.
Таким образом, можно констатировать, что одним из предикторов активного участия в политике активистов-оппозиционеров является готовность идти на риск и принципиальная позиция в отстаивании своего мнения любыми способами. Тогда как среди активистов-сторонников конформистская позиция и отказ от активного противостояния является преобладающей тенденцией. При этом позиция приспособления и «соглашательства», нейтралитет и пассивность в большей мере служат факторами формирования аполитичной позиции.
Обобщение результатов опроса по различным методикам и вопросам позволяет выделить распределение основных предикторов проявления политической активности и аполитичности в исследуемых группах молодежи (табл. 6).

Таблица 6

Особенности проявления внутренней и внешней активности, лежащей в основе выбранной формы политического участия

Фактор активности Активисты-сторонники Активисты-оппозиционеры Аполитичные
Внутренняя активность высокая высокая низкая
Внешняя активность высокая высокая низкая
Идейно-политические воззрения выраженные размытые размытые
Мотивация высокая высокая низкая
Социальное самочувствие средний низкий низкий
Готовность к конфликтам низкий высокий низкая
Восприятие социальной среды позитивное негативное негативное

 

Таким образом, по результатам исследования можно выделить в каждой группе основные предикторы участия или неучастия молодежи в политической жизни.

Так, в группах активистов (как сторонников, так и оппозиционеров) основными психологическими предикторами участия в политической жизни страны являются:

— Внутренняя активность, выраженная в наличии высокого уровня стремлений изменить, улучшить, развивать социальную ситуацию. В связи с чем, они включаются в разные формы активности, направленные на улучшение жизни людей, продвижение социальных и экономических, политических, спортивных, образовательных, культурных и иных проектов.

— Внешняя активность, проявляющаяся в активных действиях по организации, распространению идей, агитации, пропаганде, сотрудничестве с политическими партиями в роли волонтеров, помощников, участие в обсуждениях, молодежных собраниях, митингов в поддержку той или иной партии, чьи идеалы они считают близкими для себя. При этом оппозиционеры большую степень внешней активности проявляют в направлении участия в протестных акциях, демонстрациях, создании и продвижении лозунгов в защиту смены власти и режима.

— Идейно-политические воззрения: ярко выраженные социально-демократические, гуманистические идеи у представителей активистов-сторонников и нечеткие, размытые у активистов-оппозиционеров. Данный показатель свидетельствует об отсутствии у оппозиционеров четкой политической, идейной стратегии, видения того, в каком направлении и какими средствами изменить существующий порядок. В связи с чем, их действия и мотивы часто хаотичны и спонтанны.

— Высокая внутренняя мотивация, выраженная у активистов-сторонников в стремлении к поддержке и продвижению политических идей, способных обеспечить благосостояние народа, высокий экономический и социальный уровень и т.д. Активисты-оппозиционеры также демонстрируют высокую мотивацию на активность в политической жизни. Однако характер данных мотивов иной: стремление сметить власть кардинальными методами и выстраивать новое экономически и культурно процветающее общество.

— Восприятие социальной среды. Как позитивное, так и негативное восприятие окружающего пространства является стимулом к совершению активных действий по развитию, улучшению или трансформации его компонентов. При этом отмечена связь высокой политической активности с низким или средним уровнем позитивного восприятия действительности и социального самочувствия. Другими словами, молодые люди, испытывающие некоторую степень неудовлетворенности существующим состоянием экономики, экологии, медицины, культуры и других сфер жизни, стремятся к активным преобразованиям. При этом активисты-сторонники уверены в том, что курс политической партии верный, но недостает четкой программы действий. К тому же они готовы самостоятельно разработать и предложить такую программу. Тогда как активисты-оппозиционеры выражают готовность вступать в открытое противостояние для свержения существующей власти, которая не оправдывает их ожидания.

— Готовность к конфликтам служит предиктором политической активности только для активистов-оппозиционеров, которые видят возможность социально-политических преобразованиях только в кардинальных мерах и открытом противостоянии.

Предикторами аполитичности молодежи выступают, в первую очередь:

— Неудовлетворенность социальной ситуацией, негативное восприятие социальной среды, в которой они, в отличие от активистов, не видят источников позитивных перемен. В связи с чем, возникает пассивность и разочарованность;

— Разочарование в действиях политических сил и собственных побуждениях, и попытках изменить ситуацию, что обусловливает низкую мотивацию включения в политическую активность любого рода.

— Аполитичность и несклонность к конфликтам. Поскольку в сознании данной группы людей политика связана с какими-либо противостояниями, конфронтацией, противоборством разных сил, которые не приводят к ожидаемому позитивному результату, представители данной группы предпочитают устраниться от участия в данных конфликтах.

— Низкий или средний уровень социального самочувствия. В данном отношении аполитичные молодые люди усматривают возможности изменения собственного социального статуса, материального благополучия, уровня жизни, скорее, не в политической активности, а в личных достижениях, самореализации в профессии, общении и т.д.  Данный фактор также непосредственно связан с разочарованием в возможности преобразования общества посредством любого рода политической активности.

Исходя из результатов опроса и анкетирования молодежи, можно предположить, что в группе аполитичны молодых людей преобладает средний уровень представлений о происходящих в политическом и социальном мире событиях, что связано с пассивностью в поиске информации, получении сведений об актуальных тенденциях и идеологических трансформациях. В связи с чем,  наиболее прогностически информативными показателями в отношении активности политического поведения можно считать:

— Медиакомпетентность избирателей, состоящую в активном и открытом информировании граждан, привлечении к активности в социальных сетях, молодежным акциям и иным движениям. Целесообразным является проведение интерактивных мероприятий, направленных на формирование у молодежи социально-политических мировозренческих позиций, убеждений, взглядов; на выработку мотивации и способов действия по улучшению ситуации в стране. В данном случае эффективными являются разного рода квесты, ролевые игры, проекты социально-политической направленности и др.

— Оценка текущего экономического положения в стране, культурная оценка страны. Молодежь должна владеть определенными критериями оценки различных компонентов социального мира и политических процессов, на основании которых может не только делать выводы о состоянии политической, социальной, экономической, культурной жизни, но и о способах и средствах ее улучшения.

— Формирование представлений о подконтрольности политических процессов. Молодежь должна четко представлять связи между политическими процессами и активностью населения. Поскольку на сегодняшний день, демократическое общество среди приоритетных направлений развития пропагандирует открытость политических систем, установление диалога с народом, возможность внесения корректив в концепции и программы на основании видения потребностей и запросов людей.

— Позитивная оценка жителя России. Рост гражданского самосознания народа, обеспечиваемый пропагандой достижений российской экономики, политики, культуры, формирует чувство сопричастности к данным процессам, заставляя молодежь активнее включаться в развитие и распространение данного опыта, достижение новых высот личностного, гражданского, профессионального, социального роста и развития.

Между тем, следует отметить, что негативная оценка текущего уровня развития страны, негативное отношение к среднему жителю России и представления о неподконтрольности политических процессов при высоком уровне медиакомпетентности, могут побудить избирателей к активным политическим действиям протестного характера. Таким образом, основные перспективы активизации политической активности молодежи лежат в поле формирования гражданского самосознания и гражданской ответственности молодых людей за собственное будущее и будущее своей страны.

 

Выводы по второй главе

В ходе реализации эмпирического исследования особенностей политической активности или аполитичности молодежи в современном обществе нами были выделены три группы респондентов – на основании критерии включенности в политическую жизнь, а также – позитивного или протестного характера активности и воспрития действительности. В результате были сформированы группы «активистов-сторонников», «активистов-оппозиционеров» и «аполитичных».

Дальнейшее исследование позволило выявить основные различия между характером участия в политической жизни страны и факторах, побуждающих молодых людей к выбору того или иного вида активности.

На основании полученных результатов было установлено, что современные активисты-сторонники разделяют социально-демократические и гуманистические взгляды существующих российских лидеров, в связи с чем, активно включаются в политическую жизнь, политическую агитацию, участие в волонтерских и иных молодежных движениях. При этом активисты-оппозиционеры, наоборот, выражают недовольство существующей политической системой и демонстрируют склонности и стремления к участию в разного рода протестных формах активности, направленных на свержение существующего режима. При этом данная группа не имеет четких представлений о том, каким путем следует идти и какие идейно-политические тенденции должны установиться в качестве приоритетных после изменения политической системы. Третья группа (аполитичные граждане) не видят перспектив развития как существующих, так и оппозиционных структур, что заставляет их отходить от любых форм политической активности.

При этом в ходе исследования были выделены основные предикторы политической активности (внутренняя и внешняя активность, мотивация, социальное самочувствие) и аполитичности (внутренняя и внешняя пассивность, разочарованность, негативное социальное самочувствия).

Полученные результаты позволили определить основные перспективные направления развития политического и гражданского самосознания молодежи и подростков: медиакомпетентность, способность к объективной оценке текущего состояния в стране, оценка российского гражданина, формирование представлений о возможностях и формах собственного участия в жизни страны.

Указанные компоненты помогают составить перспективный портрет современной молодежи в политике.

Страницы: 1 2 3 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф