Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологические предикторы аполитичности и активности молодёжи в политике. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ АПОЛИТИЧНОСТИ И АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ В ПОЛИТИКЕ

3.1. Организационные формы вовлеченности молодежи в политическую жизнь страны

Политические представления избирателей различаются в зависимости от уровня их медиакомпетентности и когнитивной оценки современной социально-политической ситуации, что проявляется в активности политического поведения.
Анализ способов активности современных граждан в политике позволяет выделить два приоритетных направления: провластное и оппозиционное. При этом политические силы обоих типов стремятся активно вовлекать молодежь в свою деятельность. Данное явление обусловлено социальным статусом молодых людей, которые представляют основной идейный, нравственный, культурный, экономический потенциал развития страны. При этом, как показывает практика, формы привлечения молодежи к политическим акциям носят, скорее, пропагандистский и агитационный характер, а также – характер убеждения в значимости и перспективности отстаиваемых идей непосредственно для будущего государства. Сторонники провластных партий стремятся продемонстрировать все перспективы и позитивные стороны действующей власти, опираясь на достижения и развитие определенных сфер жизни, а также – на общечеловеческие ценности (мораль, гуманизм, справедливость, благополучие и т.д.). В данном случае молодежь используется для дальнейшего распространения среди граждан данных идей.
Оппозиция, в свою очередь, также оперирует идеями добра и справедливости, благополучия и благосостояния граждан. При этом молодежь является для них основной движущей силой. Ее энергию и идеалистические настроения используются при организации и продвижении протестных акций и движений.
Аполитичные молодые люди представляют собой потенциал для обоих сторон политической активности. Поскольку данная категория не имеет определенных политических убеждений и существует шанс вдохновить ее, апеллируя к основным потребностям и мотивами: достижение счастья, стабильности, уверенности в завтрашнем дне, получение социальных благ и т.д.
Разберем основные каналы вовлечения современной молодежи в политические движения в стране.
1. Провластное политическое движение. Основным механизмом привлечения молодежи к политической активности и демонстрации перспектив приверженности политики власти является усиление внимания к нуждам молодежи на государственном, законодательном уровне. В действующих нормативных документах молодежь позиционируется как основная сила и ресурс государства. В связи с чем, принят целый ряд законов о молодежи – как в сфере социальной поддержки, образования, защиты, так и в отношении организации молодежных политических структур, которым делегируются некоторые полномочия власти: молодежные парламенты, форумы активистов, молодежные правительства и т.д. Подобные образования получают право голоса в политических кругах и могут отстаивать права молодежи на высоком уровне, раскрывая перед представителями власти основные проблемы и потребности указанной социальной группы. Следует сказать, что молодежные объединения становятся реальной силой в условиях истинного демократического государства, что создает определенные перспективы развития общества в прогрессивном направлении.
В аспекте вовлечения молодежи в политическую провластную активность следует отметить наличие определенной иерархии, когда внутри каждого движения создаются активистские группы, задачей которых становится распространение идей и вовлечение большего числа молодежи в деятельность того или иного объединения в поддержку существующей власти. В связи с тем, что главным аргументом в привлечении внимания молодежных партий к своим проблемам является наличие закрепленных в Конституции прав и гарантий, большинство партий современной России стремится организовать под своим началом молодежные подразделения, служащие рекламаторами их идей. При этом следует отметить, что в числе основных идей, которые пропагандируют представители данных движений, содержатся общечеловеческие и гражданские ценности: любовь к родине, уважение к старшим, забота о ближнем, обеспечение социальных гарантий, гуманность и справедливость и т.д. [17].
Между тем, некоторые специалисты-политологи отмечают, что на сегодняшний день отмечается усиление симулятивного и спекулятивного характера подобного вовлечения молодежи в политическую активность, что проявляется в ограниченном доступе данной силы к реальным рычагам управления и принятию управленческих решений. Так, В.А. Смирнов отмечает, что в современном обществе обнаруживается «трансформация социальной и гражданской активности молодежи в бюрократическую, которая формирует у молодых парламентариев адаптационные практики чиновников, построенные на механизмах успешного взаимодействия с руководством, демонстрации лояльности, имитации продуктивной деятельности» [18, с. 212].
В связи с этим, молодежные провластные движения могут стать перспективной силой, обеспечивающей продвижение государства по пути социально-экономического развития – в том случае, если они получат реальное право голоса при решении важных государственных проблем.
2. Оппозиционные каналы, как правило ориентируют молодежь на активное протестное участие. При этом следует отметить, что оппозиция является достаточно неоднородной структурой, содержащей в своем составе целый спектр политических партий и движений, отстаивающих отдельные идеи, или протестующие против тех или иных компонентов и направлений деятельности власти. В связи с чем, выработка определеной идеологической позиции в рамках приверженности оппозиции, а также – сознательное вовлечение молодежи в деятельность по пропаганде основных идей партии представляется трудоемким и не оправдывающим себя процессом. На основании этого, можно констатировать, что оппозиционные силы организуют и объединяют усилия по привлечению молодежи к действиям, компрометирующим существующую власть.
Между тем, следует отметить, что в составе оппозиционных партий существуют так называемые «системные» силы, имеющие определенный вес и имя в политических кругах. Свой авторитет и индивидуальные хараткеристики они используют для привлечения молодежи к деятельности в составе «дочерних» организаций – по аналогии с провластными партиями. В данных структурах существует свой свод правил и нормативных положений, своя специфика и иерархия, законные механизмы осуществления политического влияния и выражения воли народа.
В противовес данным силам на политической арене время от времени возникают различные организации «несистемной оппозиции». Не имея «имени» и репутации в политических и осциальных кругах, они выбирают основной стратегией действий критику власти, активные действия по демонстрации проблем и несовершенства существующей жизни, обвинения и иные рычаги воздействия на сознание граждан. В связи с чем, они стремятся вовлекать молодежь к участию в массовых протестных акциях, призванных «заявить» о наличии подобной партии и ее идеологии. В рамках такого движения организуются всевозможные митинги, шествия, массовые флешмобы, пикеты и т.д. Подобные мероприятия нередко носят стихийный характер и не согласуются с представителями власти, в результате чего оппозиционные стихийные партии становятся инициаторами социальных конфликтов.
Достаточно значимым фактором вовлечения молодежи в протестные движения является наличие информационных каналов (в социальных сетях, на сайтах и блогах, в молодежных чатах и т.д.). Воздействуя на психологические и эмоциональные компоненты восприятия действительности молодежи, данные структуры берут за основу естественное стремление данной категории граждан в самореализации и приобретении определенного статуса, значимости на политической и социальной арене.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

3.2. Перспективы аполитичности и активности современной российской молодежи

Как можно судить из описания основных аспектов политической активности молодежи и способов привлечения данной социальной группы к деятельности различных политических партий, как аполитичность, так и протестные явления оказывают деструктивное воздействие на развитие общества и формирование идеологии населения.
Проведенный анализ показал, что главными психологическими предикторами активной позиции молодежи являются:
— стремление к улучшению благополучия и благосостояния, жизнь в развитом, цивилизованном обществе;
— наличие возможности для самореализации, выражения собственного мнения и собственных политических и социальных взглядов;
— стремление к карьерному росту и приобретению имиджа, занятию лидерских позиций в определенной группе;
— стремление к отстаиванию прав и свобод молодежи, демонстрация идеалов и ценностей нового поколения и желание воплотить в жизнь идеи инновационного развития общества.
При этом предикторами оппозиционных, протестных настроений и видов активности молодежи в политике являются, в первую очередь:
— неудовлетворенность современным положением дел в разных сферах жизни;
— низкий уровень социального благополучия;
— стремление к выражению собственной гражданской позиции.
Аполитичность молодежи обусловлена, главным образом, разочарованием в существующей политической системе и отсутствием веры в собственные силы.
Подобные тенденции определили основные направления работы по привлечению молодежи в политику:
1. Проведение политической пропаганды и агитации, реализация просветительских программ для повышения гражданского самосознания и социально-политической компетенции современной молодежи, вовлечение данной категории граждан в активную провластную политическую деятельность.
2. Активизация личностной и гражданской позиции аполитичной части населения, выявление проблем и причин политической пассивности, демонстрация перспектив развития общества и государства силами молодежных движений.
3. Выработка конструктивных способов противодействия в рамках закона деструктивным протестным настроениям и стихийным образованиям, движениям оппозиционно настроенных категорий граждан.
При этом указанные направления могут реализовываться посредством различных форм и программ работы с молодежью – начиная от политической агитации, просветительской работы, разработки образовательных, социальных, культурных программ, общественно-политических проектов, позволяющих молодым людям сформировать систему ценностей и убеждений в рамках современного демократического развития государства, выразить собственные идеи и предложения, принять участие в реальных политических трансформациях в рамках действующих политических сил.
При этом, в зависимости от степени активности и личностных качеств молодых людей, системы ценностей и мотивов, потребностей и амбиций в обществе существуют различные индивидуальные и мобилизационные формы политической активности. Так, первые предполагают личностную активность, продвижение собственных идей, личный вклад в принятие решения й организацию мероприятий, акций и т.д. Тогда как вторая форма реализуется в рамках командной деятельности под руководством компетентных представителей политических сил.
На характер мобилизационного участия существенное влияние оказывают доминирующие в обществе формы политической власти: «экстенсивная», «интенсивная», «авторитарная» и «диффузная».
— Экстенсивная власть, как правило, инициирует эпизодические проявления активности и привлечение молодежи в рамках региона, небольшого территориального округа к решению тех или иных проблем и реализации определенных политических идей, внесение поправок, изменений в региональное законодательство, отстаивание прав узкой части населения и т.д. [6].
— Интенсивная власть призвана организовать максимально полное, масштабное и постоянное политическое участие молодежи в жизни страны и кардинальных преобразованиях в разных сферах.
— Авторитарная власть основана на четкой иерархии и подчинении одних структур другими. В которых молодежь, как правило, выполняет исполнительские функции.
— Диффузная власть – особая форма стихийного, неорганизованного, спонтанного вовлечения граждан в различные формы политической активности. Носит бессистемный характер и направлена, скорее на демонстрацию позиций и заявление о себе на политической арене, чем на реальное внедрение преобразовательных перспективных технологий.
Следует отметить, что характер исторического развития российского общества обусловливал формирование на разных этапах активизации тех или иных форм власти и видов политической активности населения. Так, диффузные анархические проявления наблюдались, главным образом в периоды революционных преобразований, вызванных высоким накалом недовольства и неудовлетворенности граждан существующим политическим строем. При этом приоритет протестных, стихийных действий был обусловлен стремлением к изменениям к лучшему при одновременном непонимании того, в какую сторону и какими средствами эти трансформации будут реализованы. В связи с чем, на смену диффузной власти, как правило приходят авторитарные лидеры, основная задача которых состоит в прекращении беспорядков и организации деятельности людей в определенном политическом, социальном, экономическом направлении развития. При этом на фоне авторитарного правления нередко возникают эпизодические трансформации или региональные движения, целью которых является сохранение самобытности и отстаивание интересов отдельной социальной группы.
Между тем, на сегодняшний день все большее число цивилизованных общественных образований приходят к необходимости реализации «демократического типа мобилизационного участия», который достигается не императивными, а более мягкими методами воздействия на граждан, предоставлением возможности свободного выбора вариантов поведения. Данный тип активности находится, как правило, в сбалансированном сочетании с автономным участием.
Следует отметить, что в современном российском обществе ни один из указанных выше типов не реализуется в преобладающей степени и с последовательной определенностью. На сегодняшний день констатируется трансформационный, переходный тип мобилизационного участия, обусловленный формированием определенных структурных изменений в сфере экономики, политики, психологии и самосознания людей.
Анализ исторических преобразований в различных социально-политических системах позволяет прийти к выводу, что только планомерное, осознанное, постепенное внедрение инноваций, с учетом перспективного опыта и особенностей историко-культурного развития отдельного государства, может обеспечить позитивные сдвиги в развитии государства и создании инновационного, благополучного и стабильного общества, в котором благосостояние народа и социально-экономическое развитие регионов и страны в целом оказываются на первом месте. В связи с чем, стихийные, особенно – протестные явления в политической жизни, скорее, могут привести к дестабилизации ситуации. Таким образом, основной задачей работы с молодежью на современном этапе является формирование внутренней мотивации к осознанному участию в развитии государства, осуществлении непосредственного вклада в принятие и реализацию перспективных решений, в развитие экономики, культуры, производства и иных сфер жизни.
Продуктивное участие молодежи в политической жизни может быть достигнуто только в результате максимального учета властями потенциальных возможностей и интересов данного социального слоя. Поскольку молодежь, как социальная группа, обладает определенными социальными представлениями, убеждениями, ценностями, целями, стремлением, предпочтительными формами взаимодействия и принятия решений – важно организовывать командное вовлечение молодых людей в мобилизационные формы политической активности. При этом активизация мобилизационного ресурса непосредственно зависит от развития нравственной составляющей, сформированности ценностных ориентаций, уверенной и осознанной внутренней гражданской позиции молодежи.
Одним из важнейших элементов разработки системы вовлечения молодых людей в политическую деятельность страны является проведение мониторингов различных аспектов мотивации и активности данной группы в следующих направлениях:
— определение качественных и количественных показателей участия молодежи в различных политических партиях, общественных организациях и молодежных движениях;
— определение соотношения форм политической активности молодежи;
— исследование уровня развития социально-политических компетенций и самосознания молодых людей;
— характер взаимодействия политических кругов с молодежными организациями;
— изучение социального и психологического благополучия молодых людей, их стремлений, потребностей, видения ими перспектив собственного развития и роста как гражданина [4].
Анализ мониторингов и статистических данных по указанным позициям позволит оптимизировать работу по привлечению молодежи в разного рода политические объединения. В частности:
1. Активизировать разработку комплекса мер по повышению материального благосостояния и уровня жизни населения.
2. Обеспечение неукоснительного соблюдения закона в части реализации прав и свобод граждан, поддержки и защиты в спорных и конфликтных ситуациях.
3. Вовлечение населения, в том числе – молодежи, в принятие важных социально-экономических, политических и иных решений на уровне региона, области, государства.
4. Принятие комплекса мер по повышению имиджа существующей власти, информирование граждан о достижениях, открытиях, перспективных направлениях развития страны на современном этапе.

Выводы по третьей главе

Выявление предикторов политической активности (как провластной, так и оппозиционной) и аполитичности молодежи в современном обществе позволил определить основные проблемные поля в реализации молодежной политики и привлечении данной категории граждан к решению государственных вопросов.
Как показало исследование, разделение на две категории проявления активности молодежи в политике обусловлено противоборством двух сил – провластной и оппозиционной – в самом обществе. Кроме того, существуют определенные психологические предикторы участия молодых людей в тех или иных формах политической жизни, в числе которых – личностные качества, стремление к лучшей жизни, недовольство существующим социальным положением, уровень социального и психологического комфорта, компетентность в вопросах социально-политической жизни и др.
Так, было установлено, что к основным формам вовлечения молодежи в политическую активность можно отнести:
— мероприятия по сохранению, поддержке, стимулированию активных действий в рамках политических трансформаций;
— активизация гражданского самосознания пассивной, аполитичной части населения;
— противодействие деструктивным процессам, обусловленным активностью оппозиционных, протестных сил;
— формирование представлений об актуальных ценностях власти и способах их реализации.
Между тем, указанные направления предполагают целый спектр приемов, методов, форм работы с молодежью, реализация которых позволит существенно повысить уровень гражданского самосознания, социального благополучия и удовлетворенности граждан, что станет важным условием повышения их политической активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение особенностей политической активности и аполитичности молодежи как основной социальной группы, во многом формирующей направление развития общества и государства, составляет важную отрасль исследований в сфере социологии, психологии, политологии, педагогики и других наук.
Тенденции развития современного общества формируют противоречивые настроения у представителей разных социальных слоев. Так, кризисные явления в экономике, политике, социальной сфере обусловливают возникновение недовольства и негативного восприятия правящих структур и их деятельности.
Современная молодежь во многом разочарована в существующем политическом строе, что формирует основных тенденции: активное участие части данного социального слоя в политических преобразованиях, вовлечение в протестную деятельность или полную аполитичность и отказ от действий по изменению политической системы.
Проведенное исследование помогло выявить основные группы молодежи по отношению к политической деятельности: активисты – сторонники, активисты – оппозиционеры и аполитичные граждане.
При этом каждому слою молодежи присущи определенные психологические детерминанты, которые формируют то или иное отношение к проявлению активности в политической сфере.
Так, политически активные молодые люди, сторонники перспективного развития общества в направлении существующей модели политического устройства среди основных мотивов выделяют стремление изменить жизнь к лучшему, веру в собственные силы, стремление повысить уровень политической грамотности. Тогда как активисты-оппозиционеры основными мотивами деятельности считают несовершенство политической системы и стремление к кардинальным трансформациям, смене власти и мироустройства.
В ходе исследования было установлено, что:
— Основными предикторами политической активности активистов-сторонников в молодежной среде являются: внутренняя и внешняя активность, вызванная стремлением поддержать и улучшить современное состояние социально-экономического, культурного, политического состояния страны; выраженные идейно-политические воззрения, приверженность идеям демократического стиля правления и гуманистических тенденций; высокая позитивная мотивация, обусловленная верой в свои возможности внести вклад в развитие общества и государства; высокий или средний уровень социального самочувствия, обусловливающий стремление закрепить перспективные тенденции и изменить недостаточно целесообразные социальные реформы и преобразования; позитивное восприятие социальной среды, в которой молодые активисты видя большой спектр возможностей личностного и социального развития.
— Предикторами участия в политической жизни активистов оппозиционеров можно считать противоположные тенденции в указанных выше сферах: внутренняя и внешняя активность, мотивация на кардинальные преобразования в стране, вызванная неудовлетворенностью существующей социальной ситуацией; низкий уровень социального самочувствия и негативное восприятие социальной среды, в которой молодые люди не видят перспектив собственного развития и роста. Кроме того, к предикторам протестных видов активности молодежи данной группы можно отнести готовность к конфликтам и стремление отстаивать свои позиции любыми доступными методами и рычагами политической активности.
Предикторы аполитичности заключаются, прежде всего в социальной неудовлетворенности и разочарованности в сочетании с отсутствием видения перспектив и возможностей изменения существующей ситуации. Низкий уровень социального самочувствия в сочетании с неготовностью к конфликтам и открытому противостоянию заставляет молодых людей этой группы избегать любых форм политической активности, трансформируя их ценности и идеалы в личностную сферу.
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи и достигнута цель работы.
Следует отметить, что негативная оценка текущего уровня развития страны, негативное отношение к среднему жителю России и представления о неподконтрольности политических процессов при высоком уровне медиакомпетентности, могут побудить избирателей к активным политическим действиям протестного характера. Таким образом, основные перспективы активизации политической активности молодежи лежат в поле формирования гражданского самосознания и гражданской ответственности молодых людей за собственное будущее и будущее своей страны.
Полученные результаты могут быть использованы в работе политических организаций, педагогов и социальных психологов с молодежью и подростками.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества // Учен. зап. Казан. ун-та. 2007. – Т. 149, – № 1. – С. 34-45.
2. Алексеёнок А.А. Политические установки, политическая активность и политические предпочтения представителей российского среднего класса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2016. – Вып. 3. – С. 72-79.
3. Алексеёнок А.А., Каира Ю.В.Основные направления повышения политической активности населения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. №3. — [Электронная публикация] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-povysheniya-politicheskoy-aktivnosti-naseleniya (дата обращения: 12.05.2022).
4. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Б. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 537 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]. – М., 2009. – 342 с.
6. Артемов Г.П. Социокультурный потенциал и политические диспозиции среднего класса в современной России // Политический анализ: Доклады центра эмпирических политических исследований СПбГУ. Вып. 7 / Под ред. Г.П. Артемова. – СПб., 2006. – 127 с.
7. Багрина А.Ю. Имидж политических институтов в современной России: Концептуальные модели, методы исследований и технологии продвижения. Дисс. канд. полит. наук. – М., 2005. – 173 с.
8. Барсегян В.М. Политическая активность молодежи как канал социальной мобильности в современном российском обществе: автореф. дис. канд. полит. наук. – Москва, 2015. – -170с.
9. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Институционализация самоорганизации граждан: теоретико-методологические аспекты исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – Вып. 3. – С. 116-124.
10. Батанина И.А., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Политическая компетентность россиян как фактор политического участия // Среднерусский вестник общественных наук. – 2014. – № 1 (31). – С. 50-56.
11. Бозаджиев В. Л. Политическая психология [Текст]. – М.: Академия естествознания, 2015 – 129 с.
12. Гордеева Т.Н. Политическая активность в муниципальных образованиях как фактор локальной идентичности // Известия АлтГУ. 2012. №4-2 (76). – [Электронная публикация] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-aktivnost-v-munitsipalnyh-obrazovaniyah-kakfaktor-lokalnoy-identichnosti
13. Горохов А.Ю. Ценностно-смысловые детерминанты участия личности в политической организации: дис. канд. психол. наук. – СПб., 2008. – 162 с.
14. Гражданская активность // Пресс-выпуск «Левада-Центр» от 13.02.2019. — [Электронная публикация] URL: http://www. levada.ru/2021/02/13/grazhdanskaya-aktivnost/ (дата обращения: 14.03.2022).
15. Иванников В.А. Основы психологии: Курс лекций. – СПб., 2010. – 162 с.
16. Каира Ю.В. Социальная напряженность и протестная активность населения региона // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 2. – С. 20-28.
17. Клюев А.В. Политическое участие: состояние и тенденции развития в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование. – 2005. – № 2 (18). – С. 69-77.
18. Клюенко Э. Политическое участие: теория, методология и измерение с применением метода шкалограммирования по Гуттману // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. –№4. – С 15-37.
19. Костюшев В.В., Горьковенко В.В. Социологическое описание коллективных протестных действий: информационная база данных акций протеста (PRODAT-SPb) // Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. – М.: Ин-т социологии РАН. – 1999. – С. 144-177.
20. Котова К. А. Участие молодежи в молодежных политических организациях как инструмент развития гражданского общества: эволюционный аспект // PolitBook. – 2012. – № 2. – С. 21-33.
21. Любарев Р.А. Голосование «против всех»: мотивы и тенденции // Полис. – 2003. – №6. – C. 104-113.
22. Мамонов М. В. Электоральный выбор и политическая активность: взаимосвязи и противоречия // Мониторинг. 2012. №5 (111). – [Электронная публикация] – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektoralnyy-vybor-i-politicheskaya-aktivnost-vzaimosvyazi-i-protivorechiya (дата обращения: 15.01.2017).
23. Москалев А. Е. Провластные и оппозиционные молодежные общественные объединения: критерии эффективности влияния на современную российскую молодежь // Информационный портал знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. – [Электронная публикация] URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/4/Moskalev_Youth_Public_Associations/ (дата обращения 23.12.2021).
24. Ольшанский В.Д. Основы политической психологии. М.: Деловая книга, 2001. 356 с.
25. Пантелеева Д.М. Теоретические подходы к изучению политической активности. – М., 2016. – 97 с.
26. Пустошинская О. С. Политический протест как концепт: проблема дефиниции // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, – 2010. – № 1 (32): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 83-87.
27. Райгородский Д. Я. Психология масс: Душа толпы; Наука о массах; Коллективное поведение: Хрестоматия. – М., 2010. – 318 с.
28. Рябухина Ю.Н. Система факторов политического участия молодежи / Человек. Общество. Управление. 2012, №3. – [Электронная публикация] URL: http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2012_3/2012_3_Ryabukhina.pdf (дата обращения: 01.10.2016)
29. Сабитов М.Р. Политический протест: теоретические проблемы дефиниции и типология // Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – №9. – [Электронная публикация] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-protest-teoreticheskie-problemy-definitsii-i-tipologiya (дата обращения: 20.04.2022).
30. Сильнова Е. И. Социальный образ: начала концептуализации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. №3-1. [Электронная публикация] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-obraz-nachala-kontseptualizatsii
31. Смирнов Л. М. Базовые ценности и антиценности современных россиян // Базовые ценности россиян : социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М., – 2003. – С. 16-26.
32. Соина И. А. Социально-психологическое пространство личности и его особенности // Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.
33. Сунгатулина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности // Вестник Московского университета. – М., 2002. – № 3. – С. 67.
34. Тепляков В. Н. Сущность и функции молодежных организаций в российской политической системе // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 235-237.
35. Тюленев А. И. Политическая культура как фактор электорального поведения избирателей (на материалах республик Татарстан и Марий Эл) // Мониторинг. 2012. №3 (109). — [Электронная публикация] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-kultura-kak-faktor-elektoralnogo-povedeniya-izbirateley-na-materialah-respublik-tatarstan-i-mariy-el (дата обращения: 30.03.2022).
36. Челпанова Д. Д. Характер и динамика протестной активности на юге России: Автореф. дис. …канд. соц. наук. – Новочеркасск, 2011. – С. 13.
37. Jenkins J.S., Klandermans B. The Politics of Protest. Comparative Perspectives on State and Social Movements. — Univ. of Minnesota Press: UCL Press. – 1995. – Р.6.
38. Handbook of political psychology / Ed. J.N. Knutson. San Francisco, 1973. – 143 рр.
39. Marsh A. Political Action : A Theoretical Perspective // Marsh A., Barnes S. H., Kaase M. [et al.]. Political Action : Mass Participation in Five Western Democracies. Beverly Hills, CA : Sage Publications, 1979. – 162 рр.
40. Maslow A. Politics // J. Humanistic Psychol. –1977. V. 17. – № 4. – Р. 65- 69.
41. Nagel J. Participation. – L.: Prentice-Hall, 1987. – P. 1.
42. Tarrow S. G. Power in movement: Social movements and contentious politics. — Cambridge University Press. – 1998. – Р. 331.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф