ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ НА БАЗЕ САЛОНА КРАСОТЫ «STATUS»
2.1 Организация эмпирического исследования
С целью выявления психологических причин возникновения текучести кадров на базе салона красоты «Status».нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследования проводилось в салоне красоты «Status».
В исследовании приняли участие 15 человек. Из них 5 человек бывшие сотрудники салона красоты «Status», уволенные с салона красоты за последние 7 лет и 10 человек сотрудники салона красоты, которые в настоящее время работают в данном месте.
Методы исследования:
1) анализ фактических причин увольнения сотрудников салона красоты «Status»;
2) анкетирование бывших сотрудников салон красоты «Status» (приложение 1);
3) анкетирование сотрудников, которые на сегодняшний день работают салон красоты «Status» (приложение 1);
4) методика определения психического «выгорания» А.А. Рукавишникова (приложение 2) [64];
5) методика оценки удовлетворенности работой В.А. Разанова (приложение 3) [65].
Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования представим ниже.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Первым этапом выявления психологических причин возникновения текучести кадров на базе салона красоты «Status» было проведение анализа фактических причин увольнения сотрудников салона.
По фактическим данным за последние 7 лет с салона уволились 5 мастеров. Фактические причины увольнения, указанные в документах представим в таблице 1.
Таблица 1 — Фактические причины сотрудников салона красоты «Status», указанные в документах
| № сотрудника | Причины увольнения |
| Сотрудник 1 | По состоянию здоровья |
| Сотрудник 2 | По собственному желанию |
| Сотрудник 3 | По собственному желанию |
| Сотрудник 4 | По собственному желанию |
| Сотрудник 5 | По собственному желанию |
Полученные данные представим на рисунке ниже (рисунок 1)

Рисунок 1 — Фактические причины увольнения сотрудников салона красоты «Status», указанные в документах
Таким образом, как видно из таблицы 1 и рисунка 1, большинство мастеров (80% уволенных), которые ранее работали в салоне красоты «Status», уволились по собственному желанию. Всего 1 мастер салона ушёл с работы по состоянию здоровья.
Следующем этапом нашего эмпирического исследования было проведение анкетирования бывших сотрудников салона красоты «Status». Для этого мы встретились отдельно с каждым из них и предложили ответить на вопросы анкеты. Результаты анкетирования представим ниже.
На вопрос №1. «Устраивают ли Вас организационные условия в работе?» бывшие салона красоты «Status» ответили следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 – Удовлетворённость бывших сотрудников салона красоты «Status» организационными условиями в работе
Таким образом, как видно из рисунка 2, организационными условиями в работе был доволен только 1 опрошенный (20%), Большинство бывших сотрудников ответили, что их не устраивали организационные условия в работе, поэтому они и ушли с этой работы (таких человек 60%). Один опрошенный (20%) ответил, что, в целом, его условия устраивали.
На вопрос №2 «Удовлетворены ли Вы размером оплаты труда?», респонденты ответили следующим образом (рисунок 3):
Рисунок 3 – Удовлетворённость бывших сотрудников салона красоты «Status» размером оплаты труда
Таким образом, как видно из рисунка 3, только 1 человек (20%) ответил, что его устраивал размер оплаты труда. Своей заработной платой были недовольны 2 человека (40%). И такое же количество бывших сотрудников салона красоты «Status» ответили, что их частично удовлетворяла заработная плата, которую они получала.
На вопрос №3. «Насколько высока напряженность и сложность труда?», опрошенные ответили следующем образом (рисунок 4):
Рисунок 4 – Напряженность и сложность труда, по мнению бывших сотрудников салона красоты «Status»
Таким образом, по мнению большинства бывших сотрудников салона красоты «Status», принявших участие в нашем эмпирическом исследовании, напряжённость и сложность труда достаточно высока.
На вопрос №4. «Были ли Вы удовлетворены социально-психологическим климатом в организации?», респонденты ответили следующим образом (рисунок 5):
Рисунок 5 – Удовлетворённость бывших сотрудников салона красоты «Status» социально-психологическим климатом на кафедре
Таким образом, как видно из рисунка 5, социально-психологическим климатом в салоне красоты был доволен только 1 опрошенный (20%), Большинство бывших сотрудников ответили, что их не устраивал социально-психологический климат салона красоты «Status», поэтому они и ушли с этой работы (таких человек 60%). Один опрошенный (20%) ответил, что, в целом, его социально-психологический климат в салоне красоты устраивал.
На вопрос №5. « Устраивали ли Вас взаимоотношения с руководством?», опрошенные ответили следующим образом (рисунок 6):
Рисунок 6 – Удовлетворённость бывших сотрудников салона красоты «Status» взаимоотношением с руководством
Таким образом, как видно из рисунка 6, большинство бывших сотрудников салона красоты «Status» (60%) были не удовлетворены взаимоотношением с руководством, что могло бы стать истинной причиной их увольнения. Всего 2 бывших сотрудника (40%) ответили, что их устраивали отношения с начальством.
На вопрос №6. «Мотивация сотрудников со стороны руководства была на должном уровне?», респонденты ответили следующим образом (рисунок 7):
Рисунок 7 – Удовлетворённость бывших сотрудников салона красоты «Status» мотивацией сотрудников со стороны руководства
Итак, как видно из рисунка 7, 60% опрошенных ответили, что они не удовлетворены мотивацией сотрудников, которая имеется в салоне красоты со стороны руководства. Они считают, что руководству необходимо применять больше как материальную мотивацию сотрудников, так и нематериальную. Два опрошенный (40%) ответили, что они были всем довольны.
Таким образом, подводя итог проведенному анкетированию бывших преподавателей салона красоты «Status», можно сделать вывод, что большинство из них не довольны своей бывшей работой, отношением со стороны руководства, и социально-психологическим климатом в коллективе. Следовательно, можно сделать вывод, что это всё в совокупности и послужило истинной причиной увольнения тех сотрудников, которые ушли по собственному желанию.
Следующим этапом нашего эмпирического исследования было проведение анкетирования мастеров, которые на сегодняшний день работают в салоне красоты «Status». Данным респондентам предлагалось ответить на те же вопросы, что и уволенным сотрудникам. Полученные результаты представим ниже.
На вопрос №1. «Устраивают ли Вас организационные условия в работе?» действующие мастера салона красоты «Status» ответили следующим образом (рисунок 8).
Рисунок 8 – Удовлетворённость действующих мастеров салона красоты «Status» организационными условиями в работе
Итак, как видно из рисунка 8, организационными условиями в работе довольны большинство опрошенных (60%). Один мастер (10%) ответил, что его не устраивают организационные условия в работе. Трое человек (30%) ответили, что, в целом, их условия устраивают, однако есть и минусы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что риск увольнения сотрудников из-за того, что их не устраивают организационные условия нельзя исключать.
На вопрос №2 «Удовлетворены ли Вы размером оплаты труда?», респонденты ответили следующим образом (рисунок 9):
Рисунок 9 – Удовлетворённость действующих мастеров салона красоты «Status» размером оплаты труда
Таким образом, как видно из рисунка 9, 4 человека (40%) ответили, что их устраивал размер оплаты труда. Своей заработной платой были недовольны также 4 человека (40%). Двое действующих мастеров салона красоты «Status» (20%) ответили, что их частично удовлетворяет заработная плата, которую они получают.
На вопрос №3. «Насколько высока напряженность и сложность труда?», опрошенные ответили следующем образом (рисунок 10):
Рисунок 10 – Напряженность и сложность труда, по мнению действующих мастеров салона красоты «Status»
Таким образом, по мнению большинства действующих мастеров салона красоты «Status», принявших участие в нашем эмпирическом исследовании, напряжённость и сложность труда достаточно высока.
На вопрос №4. «Удовлетворены ли Вы социально-психологическим климатом в организации?», респонденты ответили следующим образом (рисунок 11):
Рисунок 11 – Удовлетворённость действующих мастеров салона красоты «Status» социально-психологическим климатом в салоне красоты
Таким образом, как видно из рисунка 11, социально-психологическим климатом в салоне красоты довольны только 2 опрошенных (20%), Большинство действующих мастеров салона красоты «Status» ответили, что их частично устраивает социально-психологический климат в салоне (таких человек 50%). Трое опрошенных (30%) ответили, что их социально-психологический климат в салоне красоты не устраивает, а следовательно, в будущем это может послужить одной из причин их увольнения.
На вопрос №5. «Устраивают ли Вас взаимоотношения с руководством?», опрошенные ответили следующим образом (рисунок 12):
Рисунок 12 – Удовлетворённость действующих мастеров салона красоты «Status» взаимоотношением с руководством
Таким образом, как видно из рисунка 12, большинство действующих мастеров салона красоты «Status» (80%) удовлетворены взаимоотношением с руководством. Всего 2 сотрудника (20%) ответили, что их не устраивают отношения с начальством.
На вопрос №6. «Мотивация сотрудников со стороны руководства на должном уровне?», респонденты ответили следующим образом (рисунок 13):
Рисунок 13 – Удовлетворённость действующих мастеров салона красоты «Status» мотивацией сотрудников со стороны руководства
Итак, как видно из рисунка 13, 80% опрошенных ответили, что они не удовлетворены мотивацией сотрудников, которая имеется в салоне красоты. Они считают, что руководству необходимо применять больше как материальную мотивацию сотрудников, так и нематериальную. Два опрошенных (40%) ответили, что они всем довольны.
Таким образом, подводя итог анкетированию действующих мастеров салона красоты «Status», можно сделать вывод, что, несмотря на то, что, в целом, сотрудники салона довольны своей работой, всё же остаются пробелы, которые необходимо руководству взять во внимание и постараться устранить. К таким пробелам относятся:
- пересмотр отношения со своими подчинёнными;
- пересмотр системы мотивации и стимулирования действующих мастеров салона красоты «Status»;
- налаживание социально-психологического климата внутри коллектива.
Как правило, работа в сфере услуг достаточно трудная, поэтому действующие мастера салона красоты «Status» могут столкнуться с такой проблемой, как «психическое выгорание».
В связи с этим, следующим этапом нашего исследования было проведение методики определения психического «выгорания» А.А. Рукавишникова. Данное тестирование проводилось только среди мастеров, которые на данный момент работают в салоне красоты «Status».
Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, представим ниже в таблице (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты определения психического выгорания действующих мастеров салона красоты «Status» по методике А.А. Рукавишникова
| Психоэмоциональное истощение | Личностное отдаление | Профессиональная мотивация | Психическое выгорание | |||||
| Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
| Крайне низкие значения | — | — | — | — | — | — | — | — |
| Низкие значения | — | — | 1 | 10% | — | — | 1 | 10%- |
| Средние значения | 7 | 70% | 6 | 60% | 8 | 80% | 6 | 60% |
| Высокие значения | 3 | 30% | 3 | 30% | 2 | 20% | 3 | 30% |
| Крайне высокие значения | — | — | — | — | — | — | — | — |
Для наглядности представим полученные данные в виде гистограммы на рисунке ниже (рисунок 14).
Рисунок 14– Результаты определения психического выгорания действующих мастеров салона красоты «Status» по методике А.А. Рукавишникова
Таким образом, как видно из таблицы 2 и рисунка 14, у большинства действующих мастеров салона красоты «Status» психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация и психическое выгорание на среднем уровне. Следовательно, можно уже сделать вывод, что, если не работать над данными проблемами, то у этих сотрудников в скором времени может произойти какой-то психологический толчок, срыв и они могут уволится по собственному желанию.
Следующим этапом нашего эмпирического исследования было проведение тестирования преподавателей по методике оценки удовлетворенности работой В.А. Разановой [65]. Результаты представим ниже (рисунок 15).
Рисунок 15 — Оценка удовлетворенности действующих мастеров салона красоты «Status» работой по методике В.А. Разановой
Итак, как видно из рисунка 15, по результатам методике, 6 действующих мастеров салона красоты «Status» (60%) вполне удовлетворены своей работой, 3 человека (30%) ответили, что они не совсем удовлетворены, и лишь 1 сотрудник (10%) недоволен своей работай.
Таким образом, подводя итог проведённому эмпирическому исследованию, можно сделать вывод, что, в целом, в салоне красоты «Status» нормальные условия работы, в целом, сотрудников они устраивают и они готовы работать. Однако, всё равно, имеются свои недостатки, которые руководству салона красоты необходимо взять во внимание и постараться устранить. К таким недостаткам относятся:
- низкая система мотивации и стимулирования сотрудников;
- недопонимание между руководством и действующими мастерами салона красоты «Status»;
- недостаточное количество корпоративных мероприятий, которые бы сплотили коллектив;
- проблемы в социально-психологическом климате в коллективе и др.
Если эти проблемы не решать, то в салоне красоты «Status» будет наблюдаться текучесть кадров.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации по снижению текучести кадров в организации.
Выводы по второй главе
С целью выявления психологических причин возникновения текучести кадров на базе салона красоты «Status» нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследования проводилось в салоне красоты «Status».
В исследовании приняли участие 15 человек. Из них 5 человек бывшие сотрудники салон красоты «Status», уволенные с салона красоты за последние 7 лет и 10 человек сотрудники салона красоты, которые в настоящее время работают в данном месте.
В результате проведённого эмпирического исследования мы пришли к выводу о том, что, в целом, в салоне красоты «Status» нормальные условия работы, и, в целом, сотрудников они устраивают и они готовы работать. Однако, всё равно, имеются свои недостатки, которые руководству университета необходимо взять во внимание и постараться устранить. К таким недостаткам относятся: низкая система мотивации и стимулирования сотрудников, недопонимание между руководством и преподавателями, недостаточное количество корпоративных мероприятий, которые бы сплотили коллектив, проблемы в социально-психологическом климате в коллективе и др. Если эти проблемы не решать, то в салоне красоты «Status» будет наблюдаться текучесть кадров.
