Меню Услуги

Психологические условия развития профессиональной предрасположенности личности. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.2. Особенности развития профессиональной предрасположенности студентов-психологов на разных этапах профессионализации

 

Сегодня многочисленные исследования, проведенные Г.С. Абрамовым, И.В. Вачковым, И.Б. Гриншпуном, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, В.В. Зацепиным, А.М. Прихожаном, Н.С. Пряжниковым, Н.Н. Толстых и другими, доказывают, что в рамках психологии требования к личности профессионала являются особенно высокими, а роль личностных качеств психолога в успешной деятельности намного выше, чем предъявляется в других профессиях класса «человек-человек». Для психолога собственная личность является важным инструментом и в исследовательской, и практической работе. «Идет ли речь о психотерапии гуманистического толка или экспериментальном изучении мотивации социального поведения, личностными характеристиками психолога обязательно будет оказана влияние на результаты и сам способ деятельности» [2]. Не случайно анализ личности и личностных качеств психолога является важнейшим направлением профессиографического изучения психологии. Особую роль в этих исследованиях отводят мотивационно-эмоциональным образованиям личности психолога.

Современными исследованиями, проведенными Т.И. Артемовой, Л.Я. Гозманом, И.Б. Котовой, Е.Б. Лисовской, B.C. Мерлином, Е.Н. Шияновым и другими, доказано, что на сегодняшний день профессиональная деятельность практического психолога является наиболее эффективной, если ее осуществляют, основываясь на гуманистической парадигме или личностно-ориентированном подходе, то есть основа деятельности психолога составляется морально-нравственными принципами, ориентацией к высшим общечеловеческим ценностям.

Зачастую молодыми людьми, при выборе профессии психолога, движут прагматичные установки, характеризующие то, что, получив профессиональные психологические знания, умения и навыки, они смогут осуществлять успешную манипуляцию людьми, делая их зависимыми от сформировавшихся потребностей в получении психологической помощи, зарабатывая, так, деньги на «чужих проблемах» [6].

Так, А.А. Бодалев пишет: «…профессия психолога предполагает, что овладевший ею человек на познавательном уровне проявит способность капитально ориентироваться в общем, особенно в единичном, характеризующем психику людей, и хорошо знать причины, которые обусловливают тот или иной тип её развития или появления в ней конкретных изменений.

На уровне поведенческо-инструментальном он сумеет с позиции своей профессии найти и осуществить способы успешного решения любой из проблем, характер которых входит в компетенцию психолога. Естественно, что вероятность достижения именно такого результата после обучения молодых людей на психологических факультетах страны будет выше, если овладевший ею человек на уровне мотивационно-эмоциональном будет относиться к другому человеку как высшей ценности» [3].

Профессионально важные качества в профессии психолога являются наиболее актуальными, учитывая, что инструментом в деятельности является он сам, что подтверждает А. Абрамова [1], Ю. Жуков [3], Дж. Бюдженталь, Л. Браммер, А. Комбс. Анализ литературы показал, что основными качествами являются эмпатия, аутентичность, креативность, интуиция, стремление к самопониманию и самопознанию.

Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности говорит Шадриков, но они не исчерпывают всего объема ПВК [29, с.57].

На стадии профессиональной подготовки формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие личности средствами профессионального обучения. В связи с этим, возникает необходимость анализа и устранения тех рисков, которые способны затормозить процесс эффективного обучения и профессионального становления будущих психологов, поскольку к их личности и деятельности сегодня предъявляются достаточно высокие социальные и профессиональные требования.

Годы учёбы в вузе – это важный этап становления личности специалиста, когда происходит «консолидация психических сил человека». У студентов будущих психологов формируется готовность к развитию культуры восприятия другого человека как объекта профессиональной деятельности и культуры самовосприятия и самовыражения как субъекта в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Веру в свои профессиональные возможности студент обретает постепенно, шаг за шагом, проходя через периоды серьёзных сомнений и тревог. Кроме того, сама психологическая ситуация представляет собой серьёзный вызов не только профессиональным, но и личным качествам будущего специалиста.

Н.С. Пряжников выделяет нежелательные личностные качества для студентов- психологов: лень, безынициативность, а также установка на то, что преподаватели «должны» развлекать студента на своих занятиях [10].

Студент обладает большими интеллектуальными ресурсами, не востребованными часто в ходе обучения. В связи с этим обучение, построенное по любому типу и на любой ступени образовательной системы, «не может не учитывать особенности развития, если оно хочет быть управляемым и добиваться основной цели – развития личности обучающегося, его психического развития» (И.А. Зимняя) [6, с.102].

Педагогический процесс вуза – основа общего и профессионального развития будущих специалистов. Главная линия его развития – повышение самостоятельности студентов и постепенное их превращение из объекта педагогических воздействий в активный субъект научно-познавательной и практически-производственной деятельности.

Этот процесс требует определённой активности самого обучающегося. И так же, как в процессе развития личности, индивидуальный путь профессионального развития осуществляется как многократный переход от одной стадии её развития к другой.

На наш взгляд, необходимо разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального развития студентов на этапе обучения в ВУЗе. Идея создания «системы психологического сопровождения, поддержки становления психолога-профессионала в вузе» была заявлена ещё Е.А. Климовым и В.Я. Романовым, как «главная перспективная цель лаборатории психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ» [8, с. 33].

М.Е. Литвак утверждает, что в вуз приходят юноши и девушки, которые не умеют учиться для себя. Они обычно учатся, чтобы сдать экзамены [10, с.226].

Студенты первого курса:

а) выбирая профессию психолога, ориентируются на решение своих личностных проблем, познание самого себя, самосовершенствование; на получение определенных знаний и умений, способствующих становлению конкурентоспособного специалиста в данной сфере. Успешность обучения связана со степенью осознания норм и правил поведения, ответственности за свои дела и за взаимоотношения с другими людьми.

Их обобщенный психологический портрет: наличие средне-слабого типа нервной системы, развитое воображение и хорошая концентрация внимания, конкретность и некоторая ригидность мышления, эмоциональные зрелость и устойчивость, эмпатичность, ориентация на соблюдение общественных правил поведения и моральных норм.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии.

Эмпатия (от греч. cmpathtia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.[3, с.32]

Преподаватели, воспитатели и психологи, социальные, работающие в сфере «человек-человек» непосредственно связанны с общением, при этом общение происходит с совершенно разными личностями. Через психолога за годы его работы проходят множество людей, все они индивидуальны, и к ним нужен особый подход, поэтому очень важно, чтобы за годы работы психолог не утратил способность понимать людей и чувствовать их эмоциональный настрой, а это, главным образом, связанно с эмпатической способностью его как профессионала.

Ответственность, эмпатия и толерантность являются стержневыми качествами личности, так как благодаря этим качествам, принимается и реализуется то или иное профессиональное решение, специалист осознает значимость своего поведения.

Эмпатия как качество личности профессионала характеризуется его ценностным отношением к окружающим, предполагает ориентацию на определенный тип отношений, который проявляется и в профессиональных действиях.

Таким образом, на наш взгляд, эмпатия – это одно из важных профессионально значимых личностных качеств психолога, которое обеспечивается процессом внутренней настроенности психолога на позицию партнёра по общению. Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. [3, с.32]

Толерантность как необходимое личностное качество психолога также основывается на понимающем сопереживании, которое ведёт к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации точек зрения.

Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнёра не приводит к конфликту. Его мнение принимается как данность, объективно существующая реальность. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Для психолога толерантность выступает регулятором его профессиональной и внепрофессиональной деятельности.

Эмпатия осуществляется посредством не единичного, а нескольких механизмов, из которых отчетливо выделяются идентификация и децентрация. Феномен входит структурной составляющей в такие сложные явления, как альтруизм и любовь. Различные сочетания параметров эмпатии, степень доминирования каждого из них, характеризуют качественное своеобразие эмпатии в зависимости от специфики деятельности и условий протекания эмпатического взаимодействия.

Студент-будущий психолог настойчив в достижении цели, активен в повышении своего статуса, ориентирован на успех, несколько прямолинеен в поведении и скептичен в оценках, склонен к инновациям в жизни и соперничеству во взаимодействии, имеет высокий уровень общей интернальности при низком уровне субъективного контроля в области семейных отношений, склонен к самоутверждению и независимости.

б) студенты имеют представления о работе психолога-практика, отождествляя его профессионально-важные качества (далее ПВК) с ПВК деятельности психолога вообще.

Преувеличивается уровень значимости профессиональных качеств: важными считается большинство предъявленных качеств и имеют слабое представление о ПВК психолога в исследовательской сфере. Практически все качества признаются одинаково необходимыми.

На втором курсе:

а) происходит сопоставление ПВК с представлениями о себе, с ощущениями ценности собственной личности, своего «Я» для других. Наблюдается тенденция большей устойчивости к традиционным трудностям и эмоциональной устойчивости. Происходит его внутренняя работа над собой как личностью: наблюдается внутренняя конфликтность представлений о себе. Повышается ответственность за собственные жизненные достижения.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

б) вырабатывается психологическая устойчивость к трудностям студенческой жизни, более чётко осознаются морально-нравственные установки, происходит кристаллизация доминирующих стереотипов, которые активно защищаются от изменений. Наблюдается тенденция к переносу ответственности в межличностных отношениях на других людей.

Успешность обучения связана с устойчивостью студента к традиционным трудностям и с его эмоциональной устойчивостью.

В представлениях студентов первых курсов основными трудностями, являются: недостаточный уровень профессиональной подготовки, некомпетентность, неумение понять человека и его проблему (внутренние трудности); низкий уровень психологических знаний клиентов, непонимание ими задач работы психолога, недоверие к специалисту-психологу (внешние трудности). Студенты делают больший акцент внешние сложности, снимая с себя ответственность за возможные неудачи в своей профессиональной деятельности. Эта тенденция усиливается ко второму и третьему курсу

На третьем курсе:

а) появляется предрасположенность и повышается интерес к изучению тех или иных дисциплин, к сотрудничеству с теми или иными преподавателями. Проявляются большая устойчивость к традиционным трудностям обучения в вузе, укрепляются жизненные идеалы, происходит большая концентрация на себе, на внутреннем мире.

Необходимо еще до обучения в вузе на основе индивидуального тестирования выявить личностную направленность студентов и определить те профессиональные функции, при реализациях которых они смогли бы быть наиболее эффективны.

Итак, в течение первых трех лет обучения на факультете психологии студенты становятся более консервативными, менее эмоционально устойчивыми; усиливается их склонность к раздражительности и утомляемости; снижается самоконтроль.

Вместе с тем, роль самооценки повышается: придается большое значение таким качествам, как самоценность, самопринятие, то есть у студентов появляется уважение к себе, к своему внутреннему миру, снижается желание изменить себя в соответствии с идеальными представлениями. Все это способствует большей открытости и развитию коммуникативных способностей. Снижается уровень эмпатии и интернальности. Получает реализацию существенный для многих студентов мотив поступления на факультет психологии – стремление к самопознанию.

С 3 курса обычно начинается специализация. На 4-5 курсах уточняются представления о ПВК практического психолога, происходит знакомство с исследовательской деятельностью в области психологической науки при помощи курсовых и дипломных работ. Значимое увеличение показателей самоактуализации происходит с приобретением опыта практической деятельности. У студентов магистратуры отмечается некоторый спад в уровне показателей самоактуализации по сравнению со студентами младших курсов. Это, видимо, связано с большей критичностью старшекурсников, более точным пониманием самой сути оцениваемых качеств, лучшей способности к восприятию их проявлений и самооценке.

Основная специализация начинается после окончания вуза. Основная карьера психолога осуществляется не в плане продвижения по служебной лестнице, а в плане квалификационного роста.

Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.

Т.В. Кудрявцев считает, что профессиональное становление не кратковременный акт, охватывающий лишь период обучения в стенах одного из типов профессиональных учебных заведений, а длительный динамичный процесс. Переход к каждому этапу закладывается в ходе предыдущего и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и кризисных ситуаций [8].

В рамках профессиографического подхода Е.С. Романова разработаны требования к личности и деятельности психолога, на формирование и развитие которых должен быть ориентирован образовательный процесс вуза.

Речь идет о высоком уровне развития концентрации и устойчивости внимания (способности длительное время сосредотачиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания); о высоком уровне развития переключения и распределения внимания (способности быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий); о хорошем развитии образной и словесно-логической памяти; о высоком уровне развития образного мышления; о развитии логического мышления; о хорошем развитии мнемических способностей; о коммуникативных способностях; об умении слушать; о вербальных способностях; о способности к самоконтролю [2].

Мы считаем, что наряду с такими профессионально важными качествами, как ответственность, этичность, коммуникабельность, креативность, толерантность психологу необходимо быть эмоционально гибким, т. е. готовым к изменению программы действий в соответствии с ситуационными требованиями; демонстрировать способность адаптироваться к неожиданным изменениям; проявлять вариабельность, многосторонность.

С началом профессиональной деятельности развиваются такие ПВК психологов, как аутентичность, креативность, стремление к самопониманию и самопознанию. Стремление к самопониманию и самопознанию отраженно в значимом увеличении понимания природы человека как позитивной, без ложных дихотомий, от студентов к практикам, и от молодых специалистов к опытным. Эта внутренняя обоснованность жизни, ведущая к самодостаточности бытия, отчасти объясняется изначальной радостью от самого процесса познания и развития, а отчасти — от достижения результатов.

Самоактуализирующиеся люди не борются (что мы и наблюдаем в значимом увеличении принятия агрессии у опытных специалистов по сравнению с молодыми, хотя первоначально этот показатель значимо снижался от студентов магистратуры к молодым специалистам, еще не готовым ко всепринятию), а развиваются, стремясь достичь совершенства, более полно реализовать себя, что подтверждается увеличением самоактуализации у опытных психологов по сравнению со студентами магистратуры. Полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей (и мы видим значимое увеличение креативности от студентов магистратуры к практикам, и, в частности, к опытным специалистам), автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем, что осуществляется при помощи целостного видения своей жизни, формирующегося с началом профессиональной деятельности. Молодые специалисты и в целом опытные психологи по-новому, полноценно воспринимают свою жизнь по сравнению со студентами магистратуры, уходит дискретное восприятие жизненного пути. Это же подтверждает развитие аутентичности от студентов к практическим психологам, выраженное и в значимом увеличении самоуважения и самопринятия.

Позже других аспектов самоактуализации развиваются самопринятие и позитивное представление о природе человека. Принятие агрессии даже у опытных психологов не достигает того уровня, на котором оно было у первокурсников. Возможно, для развития этого аспекта недостаточно простого включения в профессиональную психологическую деятельность, а требуется более глубокая и длительная внутренняя работа, которую проделывают даже не все опытные практические психологи.

Увеличение социальной желательности «Я» и саморуководства показывает возрастание самоуважения, особенно в процессе профессиональной деятельности от молодых специалистов к опытным. Рост самоценности и самопринятия — значимое увеличение аутосимпатии психологов от студентов магистратуры к молодым специалистам и практикам в целом.

Автор подчёркивает, что аутентичность, выраженная как аутосимпатия, возрастает от студентов магистратуры к молодым специалистам, а далее — к опытным профессионалам она возрастает как самоуважение. Когда человек подходит к своей целостности, то сначала он полностью принимает и ценит себя как личность, а затем из глубины своей целостной личности — аутентичности — начинает и руководить своим творением. Растет закрытость и внутренняя нечестность, проявляется социальная значимость Я.

Появляется возможность противостоять внутренним конфликтам, что мы и наблюдаем в снижении их от студентов магистратуры к молодым специалистам, а также блока самоуничижения (включающего и самообвинения) — от студентов к практикам.

Общая картина общительности показывает, что за время обучения на факультете психологии у студентов постепенно возрастает стеничность, экстернальность, социоцентричность и результативность в общении.

Целенаправленная общительность больше выражена у студентов магистратуры, личностно-значимые цели остаются актуальными и у психологов-практиков. Эргичность, интернальность и осмысленность выше у студентов магистратуры и у опытных психологов; аэргичность, астеничность, осведомленность — у практиков. Уровень трудностей выше у начинающих как учебную, так и практическую деятельность психологов.

Такие показатели общительности, как доминирование личностно-значимых целей, интернальной регуляции, осмысленности, эгоцентрической мотивации и результативности (как предметной, так и субъектной) статистически значимо выше у студентов магистратуры, чем у студентов младших курсов. Возможно, студенты магистратуры больше внимания уделяют становлению своей личности в процессе общения. У них преобладает интернальный локус контроля, они приписывают себе, своим способностям и своему поведению ответственность за то, как складывается их общение, что говорит о возросшей личностной зрелости.

На дальнейших этапах профессионализации отмечается существенное изменение только двух показателей: рост осведомленности с началом профессиональной деятельности и постепенное снижение эгоцентрической мотивации (у магистров эти показатели значительно выше, чем у группы практикующих психологов в целом). Рост осведомлённости может быть связан с началом наработки практического опыта с использованием общительности, с активным получением информации в процессе общения. Плавное снижение эгоцентричности говорит о том, что психологи-практики готовы помогать другим и становятся более душевными, альтруистичными, эмпатичными.

Общительность развивается раньше других ПВК практических психологов.

За время обучения в вузе это свойство становится более гармоничным. С началом профессиональной деятельности большинство показателей общительности снижается, и с приобретением профессионального опыта либо достигает прежнего уровня, либо незначительно его превосходит.

По большинству показателей коммуникативной социальной компетентности в период профессионального становления психологов значимых изменений не происходит. По данным КСК, мы наблюдаем формирование ПВК аутентичности в период перехода от студентов магистратуры к молодым специалистам, что выражается в значимом возрастании самоконтроля с началом профессиональной деятельности, молчаливости и серьезности.

На протяжении всего курса обучения по мнению автора также меняется структура направленности: значимо растет гностическая (у студентов и профессионалов) и практическая (у профессионалов), постепенно снижаются глористическая и гедонистическая направленности; пугностическая и романтическая первоначально снижаются, а затем значимо возрастают у опытных психологов.

Возрастание самопонимания и самопознания в эмоциональном плане от студентов младших курсов к старшим реализуется благодаря эмоциональной осведомлённости и продолжает возрастать от студентов к практикам, от студентов магистратуры к опытным психологам — в умении распознавать эмоции других людей и умении управлять своими эмоциями, в повышении общего эмоционального интеллекта. Эмпатия возрастает от студентов к практикам и от студентов магистратуры к опытным психологам, как ПВК, обеспечивающее вчувствование во внутренний мир клиента в процессе успешной профессиональной деятельности.

Интересно, на наш взгляд, исследование Дмитриевой Л.А., по мнению которой в результате анализа различий уровня развития профессионально важных качеств психологов, находящихся на разных этапах профессионализации, можно отметить, что:

— у студентов магистратуры меняется уровень развития общительности: возрастает степень выраженности личностно-значимых целей, интернальности, эгоцентричности, осмысленности, предметности и субъектности; а также гностической эмоциональной направленности, эмоциональной осведомленности, социальной креативности. Начинают формироваться такие ПВК, как аутентичность, стремление к самопониманию и самопознанию, креативность;

— у молодых специалистов возрастают показатели ориентации во времени, самоценности, самопринятия, осведомленности, серьезности, самоконтроля, снижаются степень принятия агрессии, показатели внутренней конфликтности, пугностической и гедонистической эмоциональной направленности. Основной акцент — на формирование ПВК аутентичности;

— у опытных психологов возрастает уровень позитивного представления о природе человека, степень принятия агрессии, социальной значимости Я, саморуководства, выраженность практической, гностической и романтической эмоциональной направленности, социальной креативности. Формируются такие ПВК, как аутентичность, стремление к самопониманию, самопознанию, креативность;

— эмпатия формируется плавно от студентов младших курсов к профессионалам, в то время как уровень социальной эмпатии самый высокий у студентов магистратуры.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




По результатам исследования Пименовой Е.В. будущие психологи старших курсов, осознавая для себя личностную потребность в удовлетворении именно данной системы ценностей, при ранжировании указывают не столько иерархию личностных ценностей вообще, сколько применительно к своим актуальным потребностям. [12, с.300]

Анализ результатов ранжирования инструментальных ценностей среди студентов-психологов показал, что за период профессионального обучения переосмысливаются и инструментальные ценности, изменяется их иерархия.

Постепенно к старшим курсам приоритетными становятся ценности, связанные с культурой, образованием и нравственностью (воспитанность, образованность, широта взглядов, честность), а также с интересами других людей (чуткость, терпимость, ответственность), а потребительские ценности (высокие запросы, независимость и др.), преобладающие на младших курсах, становятся наименее значимыми.

Групповая иерархия ценностей будущих психологов на начальном этапе обучения отражает несформированность позитивной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб общенравственным и общечеловеческим ценностям. К концу обучения складывается согласованная, по нашему мнению, система ценностей, соответствующая иерархии уровней ценностно- смысловой сферы высокоразвитой, гармоничной личности психолога, нацеленной на благо других, самоактуализацию и саморазвитие.

Выводы.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в процессе профессионального обучения у студентов-психологов наблюдается положительная динамика ценностных ориентаций личности студента, заключающаяся в их постепенном согласовании с профессиональной системой ценностей психолога.

Также заслуживает внимание мнение автора Чеботаревой Е.Ю., которая делает следующие выводы:профессиональная подготовка студентов в современном вузе не способствует автоматически адаптации студентов к профессии, развитию у них основных профессионально важных качеств. Для этого нужна специально организованная целенаправленная работа. [20, с.31]

Основными профессионально важными качествами практических психологов являются: эмпатия, искренность (аутентичность), креативность, интуиция, стремление к самопознанию, самопониманию.

Из ПВК психологов активнее всего за время обучения в вузе, по мнению автора развивается именно аутентичность. Общительность студентов магистратуры, по сравнению со студентами младших курсов, становится более целенаправленной, мотивированной, осмысленной, интернальной и результативной. Усиливается гностическая направленность, увеличивается самоуверенность и социальная креативность.

Становление ПВК студентов происходит не только за счет изменения уровней выраженности свойств, но и за счет изменения их связей между качествами.

К старшим курсам у студентов психологов увеличивается число связей самоактуализации с коммуникативной социальной компетентностью и личной креативностью.

При этом снижается число связей самоотношения с эмоциональным интеллектом, самоакутуализацией, эмоциональной направленностью.

Происходит переструктурирование связей между рядом ПВК. В частности, на младших курсах связи общительности с самоактуализацией и самоотношением более однозначны, а в магистратуре — более сложны и противоречивы. Студенты младших курсов проявляют свою общительность спонтанно, а для старшекурсников это целенаправленный и произвольно регулируемый процесс самореализации.

Самоактуализация студентов магистратуры носит более интровертированный характер. Самоотношение на младших курсах больше связано с отношением с другими людьми, а на старших — с уровнем личностной зрелости.

Самоконтроль на младших курсах призван сдерживать проявления индивидуальности, а на старших наличие развитого самоконтроля, скорее, служит поводом для более открытого проявления себя.

На основании теоретических исследований проблемы становления профессиональной компетентности студентов психологического факультета, можно сделать вывод, что необходимо развитие у них таких личностных характеристик, которые помогли бы им адаптироваться к условиям конкретной профессиональной среды и стимулировали их профессиональное развитие и готовность к выполнению различных видов деятельности психолога, преодолевать социально-психологические и профессиональные риски.

 

Глава 2. Исследование профессиональной предрасположенности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность

2.1 Методы и организация исследования

 

База исследования

В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии разных курсов 1 и 5.

Мы посчитали целесообразным, основываясь на теоретические положения нашей работы, провести исследование профессиональной предрасположенности студентов-психологов в зависимости от курса обучения

Гипотеза исследования- профессиональная предрасположенность студентов-психологов формируется и совершенствуется под воздействием определенных условий, направленных на становление личностных качеств, свойственных психологам, основанной на комплексном подходе и совершенствуется к старшему курсу обучения.

Исходя из теоретических положений о том, что в понятие и структуру профессиональной предрасположенности входит большое количество как профессионально-важных, так и личностных качеств, мы пришли к выводу, что к сожалению, регламент нашего исследования не позволяет изучить все ПВК студентов-психологов, поэтому мы остановились на основных с нашей точки зрения: коммуникативных и организаторских склонностях, уровне эмпатии и мотивах к выбору данного факультета.

При проведении исследования нами были использованы следующие методики:

Методика №1. КОС-2 (Приложение 1). Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение чётко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин (вопросы к методике также представлены в приложении № 1).

Обработка результатов осуществляется согласно следующему ключу:

Коммуникативные склонности

(+) Да: 1. 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(–) Нет: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности

(+) Да: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(–) Нет: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле:

К = 0,05•С, где

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




К — величина оценочного коэффициента;

С — количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых умений.

Методика №2. – Методика диагностики социальной эмпатии И.М. Юсупова. [3, с.39]

Суть метода заключается в субъективной оценке нескольких утверждений. На первый взгляд, они кажутся далекими от темы сопереживания и эмоциональной включённости в проблемы других, однако, учёный создавал тест таким с целью минимизировать количество социально ожидаемых ответов. Они не могут быть хорошими или плохими – самое главное, отвечать честно и первое, что приходит в голову. Результаты оформляются в таблице, где каждому варианту ответа присваивается свой балл.

Обработка результатов теста склонности к эмпатии заключалась в получении индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого. [3, с.39]

Для того, чтобы получить индекс эмпатийности, нам необходимо было подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим «ключом»:

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) – сумма совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет» (тест представлен нами в приложении №2).

Для определения уровня эмпатических тенденций к тесту прилагается таблица интерпретации индекса Иэ.

Таблица 3 — Уровни эмпатических тенденций

Высокий Средний Низкий

 

33-29 28-22 21-12

 

 

 

2.2 Результаты исследования профессиональной предрасположенности студентов-психологов

 

После проведения тестирования, считаем целесообразным представить результаты по обеим группам испытуемых: студентов 1 и 5 курсов.

Интерпретация результатов по методике КОС-2 осуществлялась нами исходя из следующих критериев.

Таблица 4 — Интерпретация результатов по методике КОС-2

Уровни склонностей Оценочный коэффициент
  Коммуникативные
склонности:
Организаторские
склонности
I низкий 0,10-0,45 0,20-0,55
II ниже среднего 0,46-0,55 0,56-0,65
III средний 0,56-0,65 0,66-0,70
IV высокий 0,66-0,75 0,71-0,80
V очень высокий 0,76-1,00 0,81-1,00

 

После того, как мы ознакомились с особенностями проведения методики КОС-2 и провели её на первокурсниках и старшекурсниках, представим полученные результаты в виде таблиц по каждой группе и по каждому фактору в отдельности.

Таблица 5- Результаты теста: КОС -2 (группа старшекурсников психологического факультета) – коммуникативные склонности

№ испытуемого баллы уровень
1. 0.35 1 низкий
2. 0.95 5 очень высокий
3. 0.55 2 ниже среднего
4. 0.85 5 очень высокий
5. 0.7 4 высокий
6. 0.5 2 ниже среднего
7. 0.75 4 высокий
8. 0.6 3 средний
9. 0.75 4 высокий
10. 0.45 1 низкий
11. 0.62 3 (средний)
12. 0.65 3 (средний)
13. 0.56 3 (средний)
14. 0.76 5 (очень высокий)
15. 0.77 5 (очень высокий)
16. 0.57 3 (средний)
17. 0.67 4 (высокий)
18. 0.57 3 (средний)
19. 0.56 3 (средний)
20. 0.57 3 (средний)

 

Низкий — 2 (10%) человека, ниже среднего — 2 (10%) человека, средний — 8 (40%) человек, высокий – 3 человека (15%); очень высокий – 4 человека (25%)

Представим полученные данные в виде рисунка 1.

Рис. 1 Коммуникативные склонности
старшекурсников психологического факультета

 

В таблице представим результаты теста: КОС -2 (организаторские склонности первокурсников психологического факультета)

Таблица 6- Результаты теста: КОС -2 (организаторские склонности старшекурсников психологического факультета)

№ испытуемого баллы уровень
1. 0.55 1 (низкий)
2. 0.65 2 (ниже среднего)
3. 0.45 1(низкий)
4. 0.7 3(средний)
5. 0.75 4 (высокий)
6. 0.65 2(ниже среднего)
7. 0.7 3(средний)
8. 0.75 4 (высокий)
9. 0.7 3(средний)
10. 0.8 4 (высокий)
11. 0.71 4 (высокий)
12. 0.7 4 (высокий)
13. 0.67 3 (средний)
14. 0.69 3 (средний)
15. 0.78 4 (высокий)
16. 0.69 3 (средний)
17. 0.77 4 (высокий)
18. 0.67 3 (средний)
19. 0.68 3 (средний)
20. 0.75 4 (высокий)

 

Представим полученные результаты в виде рисунка 2.

Рис. 2 Организаторские склонности старшекурсников психологического факультета

 

Таким образом, низкий результат организаторских склонностей по методике КОС-2 в группе студентов-старшекурсников факультета психологии продемонстрировали – 2 студентов (10%), ниже среднего – двое студентов (10%), средний уровень организаторских склонностей оказался свойственен – 8 студентам (40%), высокий уровень продемонстрировали – также 8 студентов (40%), очень высокий уровень не продемонстрировал никто (0%).

На следующем этапе представим результаты по группе первокурсников.

Таблица 7 -Результаты теста: КОС- 2 (группа студентов первого курса) Коммуникативные склонности

№ испытуемого баллы уровень
1. 0.35 1 (низкий)
2. 0.45 1(низкий)
3. 0.5 2(ниже среднего)
4. 0.65 3(средний)
5. 0.7 4(высокий)
6. 0.5 2(ниже среднего)
7. 0.6 3(средний)
8. 0.45 1(низкий)
9. 0.35 1(низкий)
10. 0.35 1(низкий)
11. 0.5 2(ниже среднего)
12. 0.65 3(средний)
13. 0.7 4(высокий)
14. 0.5 2(ниже среднего)
15. 0.6 3(средний)
16. 0.45 1(низкий)
17. 0.35 1(низкий)
18. 0.35 1(низкий)
19. 0.45 1(низкий)
20. 0.35 1(низкий)

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3