Меню Услуги

Психологическое просвещение как средство психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

После рождения ребенка у женщин возникают другие проблемы.

Проблема первая — недостаток времени, отсутствие личностного роста.

Посвящая все вакантное время ребенку и дому, мать-одиночка не занимается собой, не имеет времени на общение с друзьями, круг интересов уменьшается. Она делается раздражительной и болезненно переживает личное одиночество. Отдавая все время дому и ребенку, имея огромную физическую, психологическую и моральную нагрузку, женщина мало обращает внимания на себя, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг ее интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Естественно, у женщины с ребенком всегда много забот. Но хозяйственные заботы бесконечны. Поэтому важно в какой-то момент остановиться: собраться и вместе с малышом отправиться в гости, просто выйти из дома, не забыв при этом хорошо одеться и уже этим создать себе хорошее настроение.

Проблема вторая — чувство вины. Часто матери, воспитывающие ребенка в одиночку, испытывают чувство вины перед ребенком за то, что не смогли сохранить полную семью. Часто «виноватые» мамы, пытаясь исправить положение, целиком посвящают себя ребенку. В результате такие женщины гораздо больше, чем следует, тревожатся о своих детях, пытаясь слишком опекать их, начинают чересчур внимательно относиться к второстепенным моментам жизни ребенка: покупают ему самую модную одежду, дорогие игрушки.

Чем больше мать тревожится о здоровье и настроении ребенка, тем более мнительным и фиксированным на себе он становится. Еще одна из распространенных ошибок одиноких мам — завышение требований к ребенку, стремление к тому, чтобы он был лучшим во всем (в одежде, развитии, умениях и т.д.). Возможно, это происходит из-за желания компенсировать свои неудачи за счет его успехов.

Женщины, которые остались без мужа на руках с ребенком, переживают ощущение вины перед ребенком за то, что не сумели сберечь отца в семье. Не каждая женщина понимает, что проблема не в отсутствии отца, а в ее психологическом состоянии, в ощущении вины и угрызения, которое она в этой ситуации испытывает [19].

Проблема третья — проблема воспитания. Ребенку, выросшему в неполной семье, трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. А родитель, воспитавший ребенка в одиночку, может создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было неприятным и причинило боль. Поэтому одинокая мама должна проявить исключительную гибкость и талант, чтобы создать у своего малыша ощущение ответственности и защищенности одновременно.

Проблема четвертая — гипертревога и психологические трудности.

Ощущение тревоги может быть бесконечно, и предлог для очередного беспокойства отыскивается всегда. Возникает гипертревога. Кроме этого мать-одиночка стремится сформировать вид видимого психологического благополучия, и не обсуждает с ребенком вопросы собственного бытия. Дети не имеют представления о финансовых трудностях, не помогают по дому. Результат – не только негативные последствия для ребенка, но и для матери это также пагубно [39, с. 10].

Проблема пятая — гиперопека. Мать, стараясь откорректировать обстановку, полностью отдает себя ребенку, потакает капризам ребенка. В итоге подобные женщины больше, чем нужно, беспокоятся о своих детях, стремятся опекать и проверять каждый их шаг, чрезмерно погружаются во второстепенные моменты жизни ребенка: дорогостоящая одежда, необычные игрушки для детей первых месяцев жизни и не только. А чем больше мать-одиночка беспокоится о здоровье и расположении духа ребенка, тем более мнительным и концентрированным на себе делается сам ребенок. Очень часто мать-одиночка из-за гиперболизированной опеки разрешает собственные проблемы — она имеет страх остаться не у дел. Однако необходимо сдерживать себя, уметь оставлять ребенка в покое. Пары часов общения в день достаточно для полноценного психологического контакта.

Проблема шестая — ощущение того, что любимый человек разбил сердце, и женщина теперь принадлежите только ребенку и больше никогда не устроит свою личную жизнь.

Несмотря на то, что на долю неполной семьи выпадает больше испытаний, исследования детей из трех типов семей — полной благополучной, полной конфликтной и неполной — обнаружили, что по большинству показателей (интеллект, эмоциональная устойчивость, когнитивные процессы) дети из неполных семей чаще отличаются большими успехами, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

Женщине, в силу обстоятельств оказавшейся главой семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

Опыт множества женщин, растящих детей самостоятельно, свидетельствует, что достичь этого возможно, тем более что наличие ребенка не мешает женщине устроить свою личную жизнь, если только у нее нет внутренней негативной установки на то, что она должна посвятить свою жизнь ребенку ценой личного счастья. По мнению психологов, подобная установка вредит не только женщине, но и ее ребенку, формируя у него неадекватные представления о взаимоотношениях мужчины и женщины.

Таким образом, у женщин самостоятельно воспитывающих детей возникает много проблем, требующих разрешения. Это и неоднозначная реакция окружающих и близких людей на беременность незамужней женщины; отсутствие поддержки и подчас негативное отношение к отцу ребенка. Важными психологическими проблемами являются недостаток времени для личностного роста; чувство вины перед ребенком за то, что не смогли сохранить полную семью, гипертревога и гиперопека ребенка; страх, что женщина теперь принадлежит только ребенку и больше никогда не устроит свою личную жизнь.

Велика роль психологического просвещения одиноких матерей в период беременности. Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение — это создание условий для приобретения психологических знаний и навыков, необходимых для достижения успеха в различных сферах жизни.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

  • формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
  • информирование населения по вопросам психологического знания;
  • формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
  • профилактика дидактогений (ятрогений), как одного из вариантов проявления синдрома эмоционального сгорания (или выгорания).

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения.

Выводы по второй главе

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Психологическое здоровье — важнейшая составляющая здоровья человека. Оно относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психологически здоровый человек — это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий уникальность окружающих людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей. Понимая, что его жизнь может быть не совсем легкой, он легко адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей: вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей.

Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений. Это и неоднозначная реакция окружающих и близких людей на беременность незамужней женщины; отсутствие поддержки и подчас негативное отношение к отцу ребенка. Важными психологическими проблемами являются:

  • недостаток времени для личностного роста;
  • чувство вины перед ребенком за то, что не смогли сохранить полную семью,
  • гипертревога и гиперопека ребенка;
  • страх, что женщина теперь принадлежит только ребенку и больше никогда не устроит свою личную жизнь.

Выяснению вопроса психологического здоровья одиноких матерей и их психологического просвещения посвящены следующие главы исследования.

 

Глава 3. Эксперементальное исследование эффективности психологического просвещения как средства психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка

3.1. Организация экспериментального исследования

Психология материнства – одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки, изучение которой в настоящее время становится все более популярным в теоретическом и прикладном аспектах. Исследования в этой области таких авторов, как Г. Г. Филиппова, В. И. Брутмана, И. Ю. Хамитовой, С. Ю. Мещеряковой и др., подчеркивают необходимость рассмотрения материнства как психосоциального феномена: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины. Проблема смыслового переживания материнства касается процесса изменения смысловой сферы как основного новообразования самосознания матери [10].

Необходимость изучения психологии материнства обусловлена бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку. Материнство – это самый важный и значительный этап в жизни каждой женщины.

В нашем исследовании предпринята попытка изучения смыслового переживания матерей-одиночек в контексте жизненного пути, особенностей смысловых процессов на разных этапах беременности. Смысловая сфера, представленная процессами смысло-образования и временной организацией смысловых процессов, на каждой стадии беременности имеет свою специфику, которая зависит от срока беременности и от индивидуально-личностных особенностей беременной женщины.

Предметом нашего исследования является изучение переживания беременности матерей-одиночек, а также определение индивидуально-личностных детерминант формирования готовности к материнству.

Концептуально-теоретическими основаниями эмпирического исследования готовности к материнству являются:

  • субъектно-деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев),
  • социально-психологический подход к исследованию личности (Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева),
  • концепция смысла (Д. А. Леонтьев),
  • концепция материнства (Г. Г. Филиппова, С. Ю. Меще-рякова, В. И. Брутман, И. Ю. Хамитова).

В нашей работе мы рассматриваем беременность и материнство в целом как специфический вид деятельности, направленный на обеспечение адекватных условий для вынашивания и развития ребенка. Эффективность данной деятельности зависит от процессов саморегуляции беременной женщиной своего поведения. Регуляция поведения, в свою очередь, основывается на возможностях организации своей активности в форме индивидуальной композиции психических ресурсов, избираемых в соответствии с жизненной ситуацией (А. В. Брушлинский). В качестве данной индивидуальной композиции мы понимаем переживание беременности, основными качественными составляющими которого являются эмоциональный и смысловой компоненты.

Говоря о беременности как о специфической деятельности, необходимо указать на социально-психологический аспект рассмотрения данного феномена, так как данная деятельность осуществляется в определенной социальной системе и под воздействием социальных факторов. Беременность представляет собой модель естественной трудной жизненной ситуации, и изменения, которые происходят с беременной женщиной, затрагивают не только соматическое функционирование, но и систему ценностей, отношений, социальных условий.

А переживание беременности, по нашему мнению, связано с такими социальными процессами, как взаимодействие с собственной матерью, усвоение паттернов поведения и отношения к ребенку в родительской семье, а также собственный ранний семейный опыт беременной женщины.

Согласно основному предположению о связи готовности к материнству и переживания беременности в контексте жизненного пути личности, можно обозначить основные линии исследования. Переживание, согласно С. Л. Рубинштейну, – это «психический факт, кусок собственной жизни личности, специфическое проявление его индивидуальной жизни» [14]. Аспект переживания представлен в сознании беременной женщины с того момента, когда она впервые узнает о своей беременности и непосредственно включается во взаимоотношения с собственным еще не родившимся ребенком. Происходящие с женщиной физиологические, психологические, эмоциональные процессы, изменения самосознания становятся содержанием ее переживания.

Переживание беременности связано с контекстом жизни личности. В сознании беременной женщины, переживающей это уникальное событие ее жизни, контекст выступает как связь целей и мотивов, которые определяют смысл пережитого. Согласно Д. А. Леонтьеву, «смысл представляет собой образование, связывающее объективные жизненные отношения субъекта, предметное содержание сознания и строение его деятельности» [7]. Смысл беременности, в свою очередь, определяет формирование готовности к материнству. Мы предполагаем связь переживания беременности и жизненного пути: как контекст жизненный путь с совокупностью целей, мотивов, событий может определять характер переживания беременности, так и переживание беременности может реконструировать жизненный путь, изменяя смысл произошедшего с беременной женщиной ранее, а также формируя новые смыслы ее будущей жизни.

Жизненный путь представляет собой историю становления личности в определенном обществе, подчиненную социальным закономерностям, в качестве которых выступают: психологическая зрелость (высокий уровень рефлексивности, интернальный локус контроля, средний уровень эгоцентрической направленности), разрешенность детских и пубертатных конфликтов, благополучие в родительской семье, паттерн заботливого отношения к ребенку, эмоциональная независимость от матери, несмотря на позитивные отношения с ней, а также возраст беременной женщины, срок беременности, ожидание первого ребенка и отсутствие патологий (абортов, выкидышей).

Таким образом,  успешность адаптации женщины к материнству и обеспечение адекватных условий для развития ребенка, зависят от следующих факторов:

личностные особенности женщины, история ее жизни, особенности адаптации как свойства личности, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями с матерью, унаследованная модель материнства, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.

Готовность к материнству рассматривается как «способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, которая проявляется в определенном типе отношения матери к ребенку, который соответствует готовности или неготовности к материнству и связан с ценностью ребенка для матери» [18].

Готовность к материнству может быть рассмотрена также как «специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектобъектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку» [10]. Мы предполагаем, что формирование готовности к материнству (негативной, позитивной и конфликтной) связано с эмоциональной окраской состояния беременности, смыслом беременности и событийно-смысловым контекстом жизненного пути беременной женщины.

Цель исследования:  проследить связь между переживанием беременности в контексте жизненного пути личности и готовностью к материнству. Рассмотреть аффективность психологического просвещения как средства психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования:

  • сравнить особенности переживания беременности, готовности к материнству и жизненного пути беременных женщин с разными сроками и на разных возрастных этапах;
  • определить, как связаны индивидуальные особенности беременной (рефлексивность, локус контроля, характер телесных переживаний, эгоцентризм) с переживанием беременности  (особенности эмоциональной сферы, отношение к беременности), контекстом жизненного пути и готовностью к материнству.

В соответствии с целями и задачами была выдвинута гипотеза: о связи переживания беременности в контексте жизненного пути личности и готовностик материнству.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Исследование проводилось на базе ряда родильных отделений г. Москва. Всего в исследовании приняло участие 63 испытуемых.

Для проверки центральной рабочей гипотезы было сформировано две группы:

  1. Экспериментальную группу составили беременные женщины в возрасте 28–32 года, находящиеся на 1-м, 2-м, и 3-м триместрах беременности (n = 22)
  2. В контрольную группу вошли беременные женщины в возрасте 22–27 лет, находящиеся на 1-м, 2-м и 3-м триместрах беременности (n = 41).

В каждой из групп выявлялись женщины с несформированной готовностью к материнству и женщины, готовность к материнству которых признавалась сформированной.

Необходимыми условиями отбора испытуемых явились:

  • количество детей в семье (в выборку вошли беременные женщины, ожидающие первого ребенка);
  • возраст беременных женщин (выборка была разбита на две группы – беременные женщины в возрасте 22–27 лет как нормородящие; и беременные женщины в возрасте 28–32 лет как позднеродящие);
  • отсутствие партнера.
  • отсутствие негативного опыта беременности (группу составили беременные женщины, в опыте беременности которых отсутствовали выкидыши, аборты и патологии);
  • срок беременности (группы были разделены по триместрам беременности);

В нашем исследовании применялись следующие методики:

  • тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (СЖО) [8];
  • проективная методика исследования жизненного пути личности «Линия жизни» в варианте, разрабатываемом Т. Д. Василенко, по аналогии с методом предложенным Schoots, 1989 [19], основанным на использовании метафоры «тропы», которая подводит к графическому, двухмерному представлению пространства жизни – с временем, отложенным по горизонтали, и аффективностью – по вертикали.

Суть процедуры по Т. Д. Василенко состоит в том, что испытуемому предлагается на бланке со шкалой от +5 вверх и до –5 вниз, изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни (прошлого, настоящего и будущего), при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы. Оценивались показатели, отражающие переживание настоящего момента (точка настоящего), удельный вес прошлого на линии жизни (индекс линии жизни), а также качественный анализ событий жизненного пути;

  • Методика «Индекс эгоцентризма», состоящая из 40 незаконченных предложений, которые должны быть завершены испытуемым. Результаты методики позволяют судить о степени выраженности эгоцентрической направленности личности. Индекс эгоцентризма определяется по количеству предложений, в которых употребляется местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («Я», «мне», «мой», «моих» и т. п.). Учитываются также продолженные, но незаконченные испытуемым предложения, содержащие данные местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа;
  • Восьмицветовой тест Люшера Эткинда [17];
  • «Цветовой тест отношений» в адаптации Л. Н. Собчик (ЦТО) [15; 16];
  • методика «Локус контроля» в адапта-ции Е. Г. Ксенофонтовой [6];
  • методика «Уровень рефлективности» А. В. Карпова [5];
  • тест «Фигуры» Г. Г. Филипповой [3; 4]. Для статистической обработки данных использовалась компьютерная программа Stat Soft Statistica 6.0.

В исследовании были проверены следующие рабочие гипотезы.

Гипотеза 1. На готовность к материнству оказывает влияние событийный и смысловой контекст жизненного пути личности.

  • результате статистической обработки
  • достоверным уровнем значимости p < 0,05 были выявлены значимые различия по особенностям смысловой сферы в группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет и женщин в возрасте 28–32 лет (табл. 1).

Таблица 1. Таблица различий по смысловому переживанию беременности между беременными женщинами в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 1-м триместре беременности

Показатель p-level* Ме* нормородящие

1-й триместр

Ме позднеродящие

1-й триместр

Общая осмысленность жизни 0,029 87 104
Шкала «Цели» 0,001 29 40
Шкала «Результат» 0,032 23 27
Шкала «Локус контроля-Я» 0,002 19 26
Индекс линии жизни 0,000006 0,9 0,5

* Здесь и далее: p-level – уровень статистической значимости, Ме – медиана.

 

В группе позднеродящих, находящихся на 1-м триместре беременности, отмечаются более высокие показатели по шкалам «Цели» (р = 0,001), «Результат» (р = 0,032), «Локус контроля-Я» (р = 0,002) и общий показатель осмысленности жизни «ОЖ» (р = 0,029) по сравнению с группой нормородящих 1 триместра.

С достоверным уровнем значимости p << 0,05 были выявлены значимые различия по особенностям жизненного пути в группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет. В группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет, находящихся на 1-м триместре беременности,  отмечается значимо более высокий показатель «Индекса линии жизни», по сравнению с группой позднеродящих (р = 0,000006). Данный показатель характеризует представленность прошлого на линии жизни; беременные женщины в возрасте 22–27 лет более склонны к осмыслению событий прошлого, события прошлого определяют содержание переживания настоящего, контекст жизненного пути представлен событиями, связанными с учебой, родительской семьей. Контекст жизненного пути в группе беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на 1-м триместре

беременности, представлен событиями, связанными с учебой, родительской семьей, а также событиями, связанными с социальными процессами и экзистенциальными проблемами.

С достоверным уровнем значимости p <0,05 были выявлены различия по особенностям эмоциональной составляющей переживания беременности (коэффициент вегетативного тонуса, отклонение от аутогенной нормы) в группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет (табл. 2).

Таблица 2. Таблица различий по эмоциональному компоненту переживания беременности между беременными женщинами в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 1-м триместре беременности

Показатель p-level Ме нормородящие 1-й триместр Ме позднеродящие 1-й триместр
Коэффициент вегетативного тонуса р = 0,03 0,89 0,73
Отклонение от аутогенной нормы р = 0,143 14 12

 

Данные свидетельствуют о наличии у беременных женщин в возрасте 22–27 лет, находящихся на 1-м триместре беременности, эмоционального напряжения. В группе беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на 1-м триместре беременности, отмечается отсутствие тревоги, беспокойства и эмоционального напряжения.

Статистическая обработка данных выявила значимые различия с достоверным уровнем значимости p < 0,05 в группах нормо- и позднеродящих, находящихся на 1-м триместре беременности, по игнорирующему типу готовности к материнству (рис. 1).

Рис. 1. Тип готовности к материнству в группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет и беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на 1-м триместре беременности

В группе нормородящих, находящихся на 1-м триместре беременности, имеют место более низкие, по сравнению с позднеродящими, находящихся на 1-м триместре беременности, показатели адекватного и тревожного типов готовности к материнству.

Но у 42% беременных женщин в возрасте 22–27 лет отмечается игнорирующий тип готовности к материнству, что характеризует данную группу неприятием данного состояния – состояния беременности, отсутствием желания создавать условия для развития будущего ребенка и пр. Высокие показатели тревожного и адекватного типов готовности к материнству в группе женщин в возрасте 28–32 лет характеризуют данную группу следующим образом: с одной стороны, хорошей выраженностью соматических ощущений, снижением эмоционального состояния без депрессивных эпизодов, но, с другой стороны, наличием тревожного состояния,  связанного с болезненными состояниями и беспокойством по поводу благополучного течения беременности.

В группе позднеродящих, находящихся на 2-м триместре беременности, отмечаются более высокие показатели по «ОЖ», по сравнению с нормородящими (р = 0,247) (табл. 3).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таблица 3. Таблица различий по смысловому переживанию беременности между беременными женщинами в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности

Показатель p-level Ме нормородящие

2-й триместр

Ме позднеродящие

2-й триместр

Общая осмысленность жизни 0,247 100,5 109
Шкала «Цели» 0,045 35,5 41

 

Высокие показатели характеризуют группу наличием в будущем целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие показатели характеризуют испытуемых как людей, живущих сегодняшним или вчерашним днем, не способным строить планы на будущее.

В группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет, находящихся на 2-м триместре беременности, отмечаются высокие показатели по всем шкалам «Линии жизни» (табл. 4).

Таблица 4. Таблица различий по смысловому переживанию беременности между беременными женщинами в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности

Показатель p-level Ме нормородящие

2-й триместр

Ме позднеродящие

2-й триместр

Индекс линии жизни 0,000058 0,925 0,5
Осмысленность 0,000018 0,88 0,5

 

Данные характеризует группу нормородящих следующим образом: имеет место ориентация на прошлое. Осмысленность событий прошлого больше осмысленности событий будущего, но события будущего представляются положительно окрашенными. На данном этапе беременности значимость приобретают события, связанные с процессами в собственной семье и здоровьем. В группе беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности, имеет место ориентация на будущие события, которые связаны с рождением и воспитанием будущего ребенка.

Но в настоящий момент имеет место концентрация на своих мыслях и переживаниях, которые отражают опасения за благополучный исход периода беременности и родов. События прошлого, определяющие контекст жизненного пути, связаны с проблемами с семьей и учебой.

В группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности, значимых различий по особенностям эмоционального компонента переживания беременности выявлено не было.

В результате статистической обработки данных значимых различий в группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности, по типам готовности к материнству значимых различий выявлено не было (рис. 2).

Рис. 2. Тип готовности к материнству в группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет и беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности

Позднородящие характеризуются высоким процентом женщин с адекватным типом готовности к материнству (65%) по сравнению с группой нормородящих (50%). Данные свидетельствуют о том, что в группе беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности, имеет место благополучное эмоциональное состояние; первое шевеление ощущается в 16–20 недель и переживается положительно-эмоционально и приятно по соматическому ощущению.

В группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет, находящихся на 2 триместре беременности, более высокий процент испытуемых (45%) с тревожным типом готовности к материнству. На втором триместре имеет место повторение депрессивных и тревожных эпизодов; первое шевеление ощущается рано, сопровождается сомнениями, тревогой, испугом по поводу здоровья будущего ребенка и своего здоровья, что усиливает болезненные ощущения. Также позднородящие на 2-м триместре беременности характеризуются абсолютным отсутствием испытуемых с игнорирующим типом готовности к материнству, в то время, когда у нормородящих беременных женщин с игнорирующим типом готовности к материнству 5% испытуемых.

В группе позднеродящих, находящихся на 3-м триместре беременности, отмечаются более высокие показатели по шкалам «Цели» (р = 0,038) и «Локус контроля – жизнь» (р = 0,016), по сравнению с группой нормородящих 3-м триместра (табл. 5).

Таблица 5. Таблица различий по смысловому переживанию беременности между беременными женщинами в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 3-м триместре беременности

Показатель p-level Ме нормородящие Ме позднеродящие
3-й триместр 3-й триместр
Шкала «Цели» 0,038 39 41
Шкала «Локус контроля-жизнь» 0,016 31 34

Данные результаты характеризуют позднеродящих наличием целей в будущем, связанных с ожиданием первого ребенка, обеспечением адекватных условий для его существования и развития. Испытуемые придают жизни  осмысленность, направленность и временную перспективу.  Прошлому придается важное значение, так как именно события прошлого придают смысл событиям настоящего. Группа нормородящих характеризуется тем, что женщинам данной группы присуще жить сегодняшним или вчерашним днем. Их жизнь не подвластна сознательному контролю, а также отсутствует желание планировать будущее. Согласно результатам исследования особенностей жизненного пути в группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет, находящихся на 3-м триместре беременности, отмечается присваивание положительной эмоциональной окраски событиям прошлого и будущего. При этом настоящее состояние –состояние беременности – не является на столько актуальным, чтобы беременная женщина центрировалась на своем состоянии и состоянии еще не родившегося ребенка. Событийный контекст представлен событиями, связанными с экзистенциальными проблемами и социальными процессами:  в группе позднородящих, находящихся на 3-м триместре беременности, в прошлом приобретают значимость события, связанные с социальными проблемами, при уменьшении значимости событий, связанных с собственной семьей и родительской семьей.

Эмоциональный компонент переживания беременности в группе нормородящих находящихся на 3-м триместре беременности, характеризуется снижением уровня тревоги и напряжения, беременность сопровождается удовлетворением, а женщина чувствует себя приспособленной к сложившейся ситуации в ее жизни. В группе позднородящих отмечается сосредоточенность на своем состоянии (табл. 6).

Таблица 6. Таблица различий по эмоциональному компоненту переживания беременности между беременными женщинами в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности

Показатель p-level* Ме* нормородящие Ме позднеродящие
3-й триместр 3-й триместр
Коэффициент вегетативного тону- р = 0,03 1 1,4
Са
Отклонение от аутогенной нормы р = 0,059 10 8

В результате статистической обработки данных значимых различий в группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 3-м триместре беременности, по типам готовности к материнству значимых различий выявлено не было (рис. 3).

В группе беременных женщин в третьем триместре вне зависимости от возраста преобладает адекватный тип готовности к материнству, что характеризует понижение тревожности к окончанию срока беременности, активность ориентирована на подготовку к родовому и послеродовому периоду, шевеление ребенка дифференцировано от других телесных ощущений и характеризуется положительными соматическими и эмоциональными переживаниями.

В группе беременных женщин в третьем триместре вне зависимости от возраста преобладает адекватный тип готовности к материнству, что характеризует понижение тревожности к окончанию срока беременности, активность ориентирована на подготовку к родовому и послеродовому периоду, шевеление ребенка дифференцировано от других телесных ощущений и характеризуется положительными соматическими и эмоциональными переживаниями.

Рис. 3. Тип готовности к материнству в группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет и беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на 3-м триместре беременности

Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!