Меню Услуги

Психологическое просвещение как средство психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В данном случае мы можем говорить о динамике готовности к материнству в группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет на 1-м, 2-м и 3-м триместрах, которая проявляется в увеличении процентного соотношения адекватного и тревожного типов готовности к материнству и уменьшении до полного отсутствия игнорирующего типа готовности к материнству.

Гипотеза 2. На готовность к материнству оказывает влияние возраст беременной женщины (нормо- и позднеродящие) и срок беременности.

В результате статистической обработки с достоверным уровнем значимости p < 0,05 были выявлены значимые различия в группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет по игнорирующему типу готовности к материнству (рис. 4).

Рис. 4. Тип готовности к материнству в группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет и беременных женщин в возрасте 28–32 года

В группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет имеет место более низкий процент беременных женщин с адекватным типом готовности к материнству по сравнению с группой беременных женщин в возрасте 28–32 лет, и более высокий процент игнорирующего типа готовности к материнству.

Значимые различия с достоверным уровнем значимости p < 0,05 выявлены в группах нормо- и позднеродящих, находящихся на 1-м триместре беременности,  по игнорирующему типу готовности к материнству.

В группе нормородящих, находящимися на 1-м триместре беременности, имеют место более низкие, по сравнению с позднеродящими, находящихся на 1-м триместре беременности, показатели адекватного и тревожного типов готовности к материнству. В результате статистической обработки данных значимых различий в группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м и 3-м триместрах беременности, по типам готовности к материнству значимых различий выявлено не было.

Преобладающим является адекватный тип отношения матери к ребенку.

Гипотеза 3. На готовность к материнству оказывают влияние индивидуально-личностные особенности беременной женщины (уровень рефлексивности,  уровень интернальности, уровень эгоцентрической направленности).

Статистическая обработка данных не показала значимых различий по показателю эгоцентрической направленности в группах беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 1-м триместре беременности. В этих группах отмечаются средние показатели по данной шкале, что характеризует испытуемых данных групп как способных адекватно реагировать на происходящее событие их жизни. Вместе с тем в группе нормородящих данный показатель несколько превышает уровень эгоцентрической направленности в группе позднеродящих.

Значимых различий в результате статистической обработки данных по показателю рефлексивности не выявлено. И во всех группах испытуемых отмечается средний уровень данного показателя, что указывает на наличие у всех групп испытуемых процесса размышления о происходящем в их жизни важном, уникальном событии. Беременная женщина сосредоточивается на содержании своих мыслей, которые направлены на образ еще не родившегося ребенка.

Качество рефлексивности представляет,  на наш взгляд,  внутренний опыт, самоотчет женщины об испытываемом событии жизни, а также самоанализ собственных психических состояний.

При статистической обработке значимых различий по уровню субъективного контроля выявлено не было: во всех группах испытуемых имеет место интернальный локус контроля. Высокие показатели по шкале общей интернальности во всех группах испытуемых характеризуют беременных женщин с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, для групп беременных женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 1-м триместре беременности,  гипотеза о влиянии индивидуально-личностных особенностей на готовность к материнству не подтвердилась.

Сравнение индивидуально-личностных особенностей у женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 3-м триместре беременности, не обнаружило значимых различий по показателям эгоцентрической направленности, рефлексивности и интернальности.

При сравнении тех же индивидуально-личностных особенностей у женщин в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности,  отмечаются следующие результаты (табл. 7).

Таблица 7. Таблица различий по индивидуально-личностным особенностям между беременными женщинами в возрасте 22–27 лет и 28–32 лет, находящихся на 2-м триместре беременности

Показатель p-level Ме нормородящие Ме позднеродящие  
2-й триместр 2-й триместр  
     
Эгоцентризм р = 0,007 15 23  
Рефлексивность р = 0,109 115,5 127  
Локус контроля р = 0,247 20 21  

 

Как видно из таблицы, испытуемые в группе позднеродящих, находящихся на 2-м триместре беременности,  характеризуются более высокими показателями эгоцентризма в пределах средних значений, по сравнению с группой беременных женщин в возрасте 22–27 лет, находящихся на 2-м триместре беременности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

3.2. Результаты экспериментального исследования

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Контекст жизненного пути с адекватным типом готовности к материнству представлен опытом социального взаимодействия в родительской семье (отношения с матерью), взаимоотношениями с отцом ребенка(или отсутствием этих взаимоотношений и переживаний по этому поводу), событиями, связанными с получением образования. Контекст жизненного пути у женщин с игнорирующим и тревожным типами готовности к материнству представлен неразрешенными проблемами родительской семьи, собственной семьи и событиями, связанными с учебой: разводы родителей, удочерение, смерть родителей, расставание с собственным мужем, трудности в обучении и пр.
  2. В результате исследования типов готовности к материнству у беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности и принадлежащих к разным возрастным категориям, выявлена положительная динамика формирования готовности к материнству, которая зависит от срока беременности и возраста беременной женщины.

Так, сформированный адекватный тип готовности к материнству отмечается в группе беременных женщин в возрасте 28–32 лет, находящихся на третьем триместре беременности. Переживание материнства сопровождается снижением уровня тревожного состояния и страхов относительно благополучного протекания беременности и материнства в целом. В группе беременных женщин в возрасте 22–27 лет, находящихся на первом триместре беременности, преобладающими являются тревожный и игнорирующий типы готовности к материнству, переживание материнства связано с наличием нестабильного эмоционального состояния.

  1. Формирование адекватного типа готовности к материнству связано с повышением уровня осмысленности жизни.

Результаты проведенного нами исследования дают основание для разработки принципов психологической подготовки беременных к родам с учетом индивидуально-личностных особенностей жизненного пути беременной женщины. Основаниями для проведения коррекционных мероприятий являются тревожный и игнорирующий типы готовности к материнству, неразвитость смысловой сферы, высокий уровень эгоцентрической направленности, повышенная тревожность, неразрешенные проблемы беременных, связанные с событиями в родительской семье.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе проведенного исследования, мы убедились в том, что проблема психологического здоровья одиноких матерей очень актуальна и важна. В процессе решения поставленных задач мы достигли цели исследования и частично подтвердили гипотезу.

Развитая психологическая готовность молодой женщины к материнству является важным условием репродуктивного здоровья и благосостояния нации. Теоретический анализ проблемы исследования, теоретические обобщения эксперимент убедительно показывают, что психологические особенности подготовки молодой женщины к рождению и воспитанию ребенка заключаются в необходимости учета всех компонентов структуры психологической готовности женщины к материнству, которая, по нашему мнению, должна включать: ценностно мотивационный, информационно-познавательный, коммуникативный, емпатийний, эмоционально-чувственный компоненты.

Программа учета психологических особенностей в подготовке молодых женщин до рождения ребенка базируется на выводах проведенного нами исследования и включает следующие основные положения:

  1. Развитие ценностно-мотивационного компонента предусматривает изменения в ценностно-смысловой сфере будущей матери, связанные с осознанием ценности ребенка как уникального существа, который под влиянием воспитания станет достойной личностью, ответственным гражданином в обществе.

Особенность развития ценностно-мотивационного компонента психологической готовности женщины к материнству заключается в целесообразности направления психолого-педагогического воздействия на развитие у женщин осознание ценности жизни как собственной, так и жизни ребенка, мотивации роста ответственности за будущее семьи и государства в целом, к овладению психологическими навыками, необходимыми для успешного рождения и воспитания ребенка.

  1. Развитие информационно-познавательного компонента передполагает овладение женщиной целостной системой знаний, необходимых в процессе подготовки к рождению и воспитанию ребенка. Эти знания касаются, прежде всего, особенностей течения беременности, возможных психологических кризисов и средств их предвидения и предотвращения, психологических потребностей в общении беременной женщины, требований к ее отношениям с мужем, родными и окружающими. С первых дней после рождения ребенка мать берет на себя функцию его воспитания, что также требует психологических знаний о межличностного общения, специфики психологических потребностей ребенка на разных возрастных этапах.

Развитие информационно-познавательного компонента будущих матерей целесообразно осуществлять при психологического консультирования, при непосредственном общении с психологом, через предоставление возможности ознакомления со специальной психологической литературой, путем ознакомления женщин на вступительных частях тренинговых занятий со знаниями об особенностях течения беременности, новейшей психологической информации о рождение и воспитание ребенка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  1. Развитие коммуникативного компонента психологической готовности женщины к материнству предполагает сформированную способность к вербальному и невербальному общению с ребенком, установление доброжелательных отношений с ребенком через заботу и т.д.. Важным показателем развитых организационных способностей является способность молодой женщины в организации условий жизни ребенка, внешней среды, которое обеспечит его оптимальное развитие.
    Развитие коммуникативного компонента психологической готовности женщины к материнству целесообразно осуществлять в условиях проведения психологического тренинга, включающего в свой состав специальные упражнения, направленные на формирование способности к вербальному и невербальному общению с ребенком, установление доброжелательных отношений с нем через заботу и т.д..
    Содержание и форма проведения коммуникативно-организационных упражнений и игр должны способствовать развитию таких личностных черт как собранность, сосредоточенность на главном, умение рационально планировать и правильно использовать время и т.д..
  2. Развитость эмпатического компонента предполагает сформированную способность будущей матери к пониманию чувств других людей, их эмоционального состояния, проникновение-ощущение в переживания ребенка, способность предвидеть ее аффективные реакции в конкретных ситуациях, определенным образом отождествляться с ней, проявлять сочувствие — переживание личных эмоциональных состояний с поводу чувств малыша.

Особенности развития эмпатического компонента психологической готовности женщины к материнству заключаются в необходимости применения специальных упражнений, направленных на формирование способности к пониманию чувств ребенка, рационального и одновременно эмоционального восприятия проявлений его поведения, предсказания ее аффективных реакций, сопереживание, сочувствие. Целесообразно включение упражнений на развитие ролевой идентификации с ребенком, поможет видеть мир глазами малыша, лучше понимать его психофизиологические и психологические потребности.

  1. Развитость эмоционально-чувственного компонента предусматривает действенную саморегуляцию личности, которая обеспечивает необходимые психологические условия для ребенка в период беременности, во время и после рождения. При этом благоприятными для ребенка положительные эмоции матери, такие как радость, вдохновение, возвышенность, оптимизм, чувство уверенности. Овладения будущей матерью навыками саморегуляции помогают ее стрессоустойчивости, преодолению негативных эмоциональных реакций, таких как пессимизм, тревожность, растерянность, депрессивные настроения и т.д.. Особенности развития эмоционально-чувственного компонента психологической готовности женщины к материнству заключаются в необходимости использования упражнений, направленных на достижение эмоциональной уравновешенности, саногенного мышления, содержание длительных и устойчивых положительных эмоций матери (таких как радость, вдохновение, возвышенность, оптимизм, чувство уверенности). Целесообразно включение в программу тренинга аутогенной тренировки, медитационных упражнений, в совокупности поможет развитию у женщин стрессоустойчивости, преодолению негативных эмоциональных реакций.
  2. По типичной психологической реакцией на будущие роды, женщин целесообразно распределить на 4 основные группы. К первой группе можно отнести женщин, для которых все впервые. Они, как правило, боятся процесса рождения ребенка и относятся к врачу, медицинской сестре как к своей маме, которая может защитить и поддержать. Специфика их состояния приводит к уделению первоочередного внимания развитию эмоционально чувственного компонента готовности к материнству. Только после успокоения, чувствуя поддержку психолога и окружающих такие женщины способны к осознанию ценности ребенка, восприятия информации и т.п..
    Ко второй группе следует отнести женщин, у которых предыдущая беременность закончилась неудачей (прервана беременность, аборт). Для этих женщин тяжелым является дородовый период, поскольку в это время к ним возвращаются старые воспоминания, возникают негативные ассоциации и т.п.. Вместе с тем с такими женщинами легко работать медицинскому персоналу непосредственно в процессе родов, поскольку негативные ассоциации в настоящее время уже не действуют на личность женщины и она может сосредоточиться на новом опыте. Для этой категории молодых женщин первоочередным является развитие информационно-познавательного и эмоционально-чувственного компонентов готовности к материнству.

К третьей группе отнесены женщин с недостаточно развитой ответственностью, которые забеременели «случайно» и относятся к предстоящему рождению ребенка как к неизбежной необходимости («в семье должен быть ребенок»). Ребенок для них не является ценностью самой по себе, а скорее — ценность их жизни. Таких женщин, как правило, не интересуют психологические знания по воспитанию ребенка, они не стремятся к активному общению с другими беременными и медицинским персоналом, не проявляют эмпатии и не высказывают мыслей и чувств. Все это в совокупности затрудняет процесс подготовки к будущему материнству. Для этих женщин исключительно необходимо развитие ценностно-мотивационного компонента готовности к материнству.

К четвертой группе женщин отнесены те, которые уже имеют опыт рождения ребенка. Такие женщины, в большинстве, осознают ценность ребенка и материнства, имеют сложившуюся мотивацию, стремятся к увеличению психологических знаний о материнстве и воспитании детей. Именно эти женщины активно общаются с медицинским персоналом и другими беременными, нуждаются в передаче собственного опыта молодым женщинам. Опираясь на эту потребность, целесообразно привлекать опытных матерей к активному целенаправленного общения с теми, для которых рождение ребенка происходит впервые.

  1. Среди эффективных форм психологической подготовки молодой женщины к предстоящему материнству целесообразно использовать такие как:
    — Индивидуальное психологическое консультирование молодых женщин;
    — Психологическая работа с семьей беременной;
    — Проведение психологического тренинга с разновозрастными группами беременных
    — Организация межличностного общения будущих матерей;
    — Психологическая просвещение будущих матерей.
  2. Психологическое консультирование может осуществляться как в условиях медицинской консультации, так и в роддоме. В процессе индивидуального психологического консультирования психолог должен собрать всю необходимую информацию, касающуюся личности беременной, выяснить ее отношение и мотивы о рождении ребенка, стремление сделать аборт или после рождения отказаться от малыша. При наличии тревожных сигналов именно психолог должен выявить причины принятия женщиной негативных решений.

Целесообразно также привлечь женщин к ведению дневника самонаблюдения, они записывают мнения относительно будущих родов и ценности материнства, отслеживают собственные чувства к ребенку, эмоциональные состояния, анализируют свое поведение и характер взаимоотношений с разными людьми.
Опираясь на разработанную структуру психологической готовности женщины к материнству, психолог осуществляет психологическую диагностику ценностно-мотивационного, информационно-познавательного, комуникативного, эмпатического и эмоционально-чувственного компонентов, выявляет актуальные проблемы беременной

Важный показатель психологического здоровья — позитивное самоотношение, также достаточно высок у этой категории женщин. Они уверены в себе и в положительной оценке окружающих. Заинтересованы в собственном «Я», проявляют любовь к себе, ощущают ценность собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего «я» для других. Дружески относятся к самим себе, во многом согласны с собой, принимают себя такими, какие они есть на самом деле, пусть даже с некоторыми недостатками. На фоне положительного отношения к себе большая часть испытуемых не желают меняться. У большей части из них отсутствуют внутриличностные конфликты и обвинения в свой адрес. Проведенное корреляционное исследование показало, что параметры психологического здоровья достаточно тесно взаимосвязаны между собой.

Мы полагаем, что самостоятельно воспитание ребенка закаляет женщин — о чем говорят высокие показатели стрессоустойчивости. Поэтому, несмотря на неудовлетворенность некоторыми аспектами жизни они демонстрируют положительные эмоции и позитивное самоотношение.

В целом, проведенное исследование показало, что проблема является актуальной и нуждается в продолжении исследований.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М, 2004. – 320 с.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 2009.- 367 с.
  3. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М, 2005. – 287 с.
  4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 2009. – 106 с.
  5. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 2007. — 296 с.
  6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М, 2008г. – 207 с.
  7. Быстрицкая И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., 2003. – 782 с.
  8. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: 2001.-236с.
  9. Василькова К.Г. «Как сохранить здоровье», М.: ЮНИТИ. 2003. — 769с.
  10. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. — 352 с.
  11. Вахоловский К.К. «Здоровый образ жизни». — М., Новая школа. — 2005. – 111 с.
  12. Виткин Дж. Женщина и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 320 с.
  13. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 208с.
  14. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 2005. № 5. С.
  15. Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». — М.: Академия, 2009. — 256 с.
  16. Ермолаева М.В. Психология развития. — М, 2003. — 246 с.
  17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. — ЭКОР, 2003.-465 с.
  18. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М: Политиздат, 2004. — 274с.
  19. Корольков К.Р. «Основы психологии здоровья» М.: ЮНИТИ. 2004. –184с.
  20. Купер К. Индивидуальные различия. М., Аспект-Пресс, 2009. – 200 с.
  21. Кузьмин. Здоровый образ жизни. М., Мир книги. 2001. – 127 с.
  22. Лапова Ю.Г. Образ жизни и здоровье населения. М.: «Знание». 2002.–75с.
  23. Лаптев А.А. Психология здоровья. М., Медицина 2009.- 873 с.
  24. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 2006. – 160 с.
  25. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учеб. пособ. к спецкурсу. – Пермь, 2009. – 107 с.
  26. Мид М. Культура и мир детства. М., 2008. – 428 с.
  27. Обозов Н.Н. Образ жизни населения России //СоцИс.2001. №4. – 5 с.
  28. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. — СПб., 2003.- 248 с.
  29. Одинокая мать и ее ребенок// Энциклопедия молодой женщины. М.2008г. – 126 с.
  30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. пед. учеб. зав. – М., 2008. С.3-22.
  31. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 2008.- 173 с.
  32. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  33. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 2005. -384 с.
  34. Физиология развития человека. Материалы международной конференции. — М., 2009.-140 с.
  35. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2001.- 142с.
  36. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.- 272 с.
  37. Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград, 2009г.- 408 с.
  38. Целуйко В.М Психология неблагополучной семьи. М.2006г – 376 с.
  39. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 256 с.
  40. Цукерман Г.А.., Мастеров БН. Психология саморазвития.- М.: Академия, 2005.- 405 с.

Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!