Меню Услуги

Экспериментальное исследование эффективности психолого–педагогической коррекции агрессивного отношения. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4


2.3. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах и их последствия

Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.) [20].

Однако наличие таких корреляционных связей на самом деле еще не дает оснований для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес — это одно и то же, что эти понятия синонимичны.

С содержательно-психологической точки зрения понятия «агрессивность» и «конфликтность» обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А, кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.

Социальная среда ребенка постоянно расширяется и меняется. Не только классный коллектив, семья, ближайшее окружение составляют его социальный мир. Особенно существенно меняются социальные сети в подростковом возрасте. В них он может проявлять себя в разнообразных ролях, позициях и условиях, как позитивных, так и негативных. Подростки, неудовлетворенные межличностными отношениями в семье и школе, отвергаемые по причине своей несостоятельности в социально одобряемых видах деятельности, склонны к группообразованию по месту жительства, где удовлетворяется большая часть их интересов и находит выражение нереализованная в школе социальная активность. Однако в этой неформальной среде они не только усваивают, асоциальный опыт, деформируют свои ценностные ориентации, но и подвергаются еще большим репрессиям со стороны примитивной группы [25].

Подростковая и юношеская группа — это своеобразный социальный «полигон», на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение [27]. В группах подростками отрабатывается также и умение разрешать конфликтные ситуации, при этом часто или постоянно со сверстниками конфликтует только 7,5% подростков, иногда — 31% [19]. Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола [17].

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдывается заверениями типа — «они предатели… мы должны защищать своих… мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» [17].

Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты — конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.

Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или словесная (вербальная) агрессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т.п. [4]. В основе этих ситуаций лежит межличностный (иногда — межгрупповой) конфликт — провокация, которая часто заканчивается вербальными или физическими выпадами. Следует отметить, что психологические особенности подростков способствуют появлению конфликтных ситуаций практически па всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), школе/училище (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения). Ряд социально-психологических экспериментов подтверждает большое влияние разного рода провокаций на степень агрессивности [6]. Большинство людей в межличностных отношениях использует принцип «око за око, зуб за зуб», отвечая агрессией на агрессию.

Для выявления взаимосвязи между разными типами социальных ситуаций, провоцирующими агрессию, и личностными характеристиками индивидов в 2001 г. Дроздовым А.Ю. проведено социально-психологическое исследование [9]. Опрошены 166 человек (83 мужчины) в возрасте 14-20 лет, проживающие в г. Чернигове, — учащиеся старших классов средних школ, студенты педагогического университета, военнослужащие срочной службы. Им предлагалась анкета с описанием нескольких ситуаций и типов агрессивных поступков, которые нужно было соотнести между собой. В исследовании использована типология агрессивного поведения А. Басса [17] (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Типология форм агрессивного поведения (по А. Бассу)

Типы Пример
Физическая-активная-прямая

Физическая-активная-косвенная

Физическая-пассивная-прямая

Физическая-пассивная-косвенная

Вербальная-активная-прямая

Вербальная-активная-косвенная

Вербальная-пассивная-прямая

Вербальная-пассивная-косвенная

Нанесение побоев человеку

 

Сговор с наемным убийцей, закладка мин

 

Сидячая забастовка

 

Отказ выполнить приказ

 

Словесное оскорбление человека

 

Распространение клеветы, сплетен

 

Отказ разговаривать с человеком

 

Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикую

 

Наиболее распространенной оказалась вербальная-активная-прямая и физическая-пассивная-косвенная агрессия: только 4 и 7% респондентов «никогда так не поступали». Популярность первой закономерна, ибо такое поведение в большей степени «социализировано», соответствует современным субкультурным нормативам. Распространенность второго типа поведения (месть через неповиновение «агрессору») может быть объяснена возрастными особенностями опрошенных. 81% респондентов никогда не проявляли физической-активной-косвенной агрессии.

Можно выделить ситуации, в большей степени, провоцирующие агрессивное поведение молодежи: антипатия к человеку (81% опрошенных), намеренная вербальная агрессия (столько же) и намеренная физическая агрессия со стороны другого человека (73%). Менее провокационны ситуации нахождения в нетрезвом состоянии и ненамеренного словесного оскорбления или толчка. Таким образом, подтверждается точка зрения ряда исследователей о том, что люди отвечают агрессией, преимущественно, на намеренную агрессию других лиц, редко реагируя, таким образом, на случайные [6], и о том, что само по себе употребление алкоголя не является непосредственной причиной агрессии.

Антипатия к человеку у большей части (примерно 80%) как несовершеннолетних, так и совершеннолетних вызывает агрессию. В данной ситуации поведут себя агрессивно 75% респондентов мужского и 87 % — женского пола. Для первых предпочтительней оказывается физическая-пассивная-косвенная форма, для вторых – вербальная — активная косвенная и физическая-пассивная-косвенная.

Плохое настроение также провоцирует агрессию приблизительно у двух третей опрошенных всех категорий. Несовершеннолетние и респонденты мужского пола чаще выбирали физическую-пассивную-косвенную, а опрошенные постарше и девушки — вербальную-активную-прямую формы агрессии.

Нахождение в нетрезвом состоянии способствует проявлениям агрессии только у 11-16% молодых людей. Соотношение типов реакций у разных возрастных групп примерно равное. Однако девушки реже выбирают прямые формы агрессии.

Ненамеренное словесное оскорбление не провоцирует агрессии у большинства (около 80%) респондентов всех подгрупп. Остальные выбирают вербальную-активную-прямую форму (подростки), физическую-пассивную-косвенную (совершеннолетние), вербальную-пассивную-прямую (девушки).

Намеренное словесное оскорбление большинство всех групп опрошенных соотносит с вербальной-активной-прямой формой агрессии («дурак — сам дурак»). И все же ответная агрессия чаще проявляется у подростков и девушек.

На ненамеренный толчок большинство (82-87%) респондентов во всех подгруппах реагирует неагрессивно. В случае агрессивной реакции подростки и девушки чаще выбирают вербальную-активную-прямую форму, а юноши — еще и физическую-активную-прямую [3].

Намеренная физическая агрессия с высокой степенью вероятности вызовет ответную агрессию. Такая реакция наблюдается у 82% подростков, 66% совершеннолетних респондентов, у 69% юношей и 78% девушек. Юноши в основном прибегают к активным и прямым формам физической (41%) и вербальной (столько же) агрессии, девушки предпочитают последнюю (55%). Эти типы реагирования, дополненные физической-пассивной-косвенной формой, чаще используются подростками, нежели совершеннолетними [13].

В ситуации создания помех «мне или моим друзьям» агрессивно реагирует каждый второй опрошенный в каждой подгруппе. Основными формами агрессии здесь выступают вербальная-активная-прямая и физическая-пассивная-косвенная.

Пребывание в компании друзей по-разному влияет на степень агрессивности возрастных подгрупп. На наличие агрессивных реакций в этом случае указало 11 % подростков по сравнению с 29% более взрослых респондентов. Обе группы чаще выбирают вербальную-активную-косвенную форму, но подростки в большей степени склонны к проявлению физической силы. Половая принадлежность не влияет на специфику реагирования.

Специфическая ситуация приказа к агрессивному поведению понуждает вести себя соответственно 18% подростков и 12% совершеннолетних, 20% юношей и 30% девушек. Основной тип агрессии — физический-пассивный-косвенный [31].

Таким образом, объединение подростков в группы свидетельствует, что устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками. Однако, подростковые сообщества не являются стабильными и потому могут являться основным условием проявления агрессивности подростков и молодежи.

 

Глава III. Экспериментальное исследование эффективности психолого–педагогической коррекции агрессивного отношения подростков к сверстникам

3.1. Обоснование методов и методик исследования

Исследование проводилось на базе МАОУ Заборьевская средняя общеобразовательная школа.

В исследовании принимали участие учащиеся восьмых классов – в количестве 15 человек – 8 мальчиков и 7 девочек.

В школе работает психолог. Основные направления работы психолога: просветительская, диагностическая, коррекционная, профилактическая деятельности. Работа строится по запросам администрации школы, учителей, родителей учащихся. В настоящее время психолог работает с начальными классами, занимается вопросами готовности детей к школе и адаптацией учащихся. Вопросами агрессии, агрессивного поведения подростков не занимается.

С учащимися подросткового возраста не работает, хотя учителя обращаются по поводу плохого поведения и низкой успеваемости. Проводятся беседы-консультации с учителями, родителями, детьми, развивающие и коррекционные занятия.

Воспитательная работа в школе строится на основе правовой базы. Цель воспитательной работы: создание атмосферы толерантности в детско-взрослом коллективе.

Основные задачи:

  • Определение путей обновления воспитательной системы школы.
  • Разработка системы мероприятий, направленных на формирования самосознания здорового образа жизни.
  • Обеспечение формирования информационного поля по развитию гражданско-патриотического воспитания.

Для решения задач проводится комплексный анализ работы классных руководителей, проведение мониторингов, проведение родительских собраний. Прямой работы с агрессивными подростками не проводится, хотя в школе работает совет по профилактике – работа ведется с «трудными» учащимися, которые состоят на ВШУ (внутри школьный учет). В течение года классные руководители выходят в трудные семьи, проводятся встречи с инспектором ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних), врачами наркологического диспансера, психологом; оформляют информационные стенды, круглые столы, семинары, конференции. Школа организует каникулы с целью занятости учащихся, которые находятся на ВШУ.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  • Подготовительный этап: беседа с администрацией, учителями, психологом, учащимися школы, подбор методик, формирование первичной выборки.
  • Констатирующий этап: подготовка к диагностическому обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов, формирование коррекционной группы, описание психологических особенностей личности агрессивных подростков.
  • Разработка и реализация коррекционной программы.
  • Контрольный этап: диагностика уровня сформированности особенностей личности агрессивных подростков.

На подготовительном этапе была проведена беседа с директором школы, с его заместителем по воспитательной работе.

Директор школы для исследования выделила два восьмых класса, в которых один классный руководитель. Один класс заявлен как «благополучный», второй как «проблемный», так как в нем обучаются дети из неблагополучных семей.

Заместитель директора по воспитательной работе рассказала о методах воспитательной работы в школе, о способах работы с трудными учащимися.

В беседе с классным руководителем мы попросили его по внешним признакам выделить группу подростков, склонных к агрессивному поведению в разных классах, на основе собственного наблюдения. Учителем была выделена группа агрессивных подростков в количестве 14 человек.

Используемые диагностические методики:

  • Методика диагностики межличностных отношений Лири;
  • Опросник Басса-Дарки на выявление агрессии;
  • «ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ» Шуберт (PSK).

Методика диагностики межличностных отношений Лири.

При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность [7]. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность [36].

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей [10].

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа [12].

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу [4, 7, 16].

Опросник Басса-Дарки.

Можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки [29].

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как:».реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» [14, 18].

«ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ»  Шуберт (PSK).

Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная  опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Инструкция.

Оцените степень своей  готовности  совершать действия при ответе на каждый из 25 вопросов (приложение). Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме:

  • «полностью согласен», «полное да»: 2 балла;
  • «больше да, чем нет»: 1 балл;
  • «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;
  • «больше нет, чем да»: –1 балл;
  • «полное нет»: –2 балла.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования также показали:

  • с возрастом готовность к риску падает;
  • у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
  • у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
  • у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
  • с ростом отверженности личности в  ситуации  внутреннего  конфликта  растет  готовность  к  риску;
  • в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий [22].

3.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических особенностей агрессивных подростков

Тест «Методика диагностики межличностных отношений Лири»

Результаты диагностики.

Общие результаты по диагностике межличностных отношений по всей группе представлены (Таблица 3.1)

Таблица 3.1 Общие результаты по диагностике межличностных отношений по всей группе

Типы межличностных отношений Кол-во человек в %
1 Авторитарный 6
2 Эгоистичный 6
3 Агрессивный 53
4 Подозрительный 0
5 Подчиняемый 0
6 Зависимый 0
7 Дружелюбный 6
8 Альтруистический 0

Графически это представлено на диаграмме 3.1.

Диаграмма 3.1 Общие результаты по диагностике межличностных отношений по всей группе

Анализ полученных результатов.

В результате исследования было выявлено, что в данной группе учащихся выраженной акцентуацией является агрессивность, т.к. по шкале «агрессивность» у 8 учащихся (53%) показатели превышают или равны 8 баллам.

Такая выраженная межличностная акцентуация может свидетельствовать о завышенной требовательности к окружающим, резкости в оценке других, непримиримости, склонности во всем обвинять окружающих. Люди с такой акцентуацией характера часто насмешливы, раздражительны, иногда упрямы, упорны и настойчивы.

Следует отметить, что данная выраженность акцентуации свойственна в данной группе исключительно мальчикам. Также необходимо отметить, что в результатах достаточно много низких показателей по всем октантам (0-3 балла). Это могло быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемых, что говорит о том, что данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не была расположена к откровенности.

Опросник Басса-Дарки .

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Результаты диагностики.

Общие результаты по диагностике агрессивности и враждебности по всей группе представлены (Таблица 3.2).

Таблица 3.2 Общие результаты по диагностике межличностных отношений по всей группе

Виды реакций Кол-во человек в %
1 Враждебность 66
2 Агрессивность 6

 

Графически это представлено на диаграмме 3.2.

Диаграмма 3.2 Общие результаты по диагностике агрессивности и враждебности по всей группе

Анализ полученных результатов.

В результате анализа полученных данных, можно определить, что в данной группе учащихся индекс «враждебности» превышает норму (6,5-7 ± 3) у 10 учащихся (66%). Это говорит о том, что в данной группе учащихся часто могут происходить конфликтные, враждебные ситуации. Это стоит учесть при составлении психопрофилактической программы для предотвращения подобных ситуаций и уменьшения уровня враждебности в данной группе испытуемых. Уровень по шкале «агрессивность» в данной группе учащихся находится в норме (21 ± 4).

«ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ»  ШУБЕРТ (PSK).

Результаты диагностики.

Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе

Испытуемый Количество балов
1 Оксана Р. 6
2 Светлана К. -12
3 Виктория С. 2
4 Александр К. 22
5 Дамир А. -8
6 София Ш. -12
7 Вадим Р. 4
8 Александр Н. 12
9 Вячеслав М. 18
10 Алексей Г. 16
11 Анна В. -22
12 Мария Н. 8
13 Алена Д. -15
14 Павел Ш. 18
15 Игорь Б. 12

 

Меньше –30 баллов –  Вы слишком осторожны.

От –10 до +10 баллов – средние значения.

Свыше +20 баллов – Вы склонны к риску.

Диаграмма 3.3 Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе
Диаграмма 3.4 Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе

Анализ полученных результатов.

Анализируя результаты теста, можно сделать вывод, что «осторожными» являются (27%). Средние показатели у (33%).Довольно большой показатель по «склонности к риску» (40%).

Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы:

· В данной группе учащихся выявлены такие девиации как экстремальное поведение, агрессивность, враждебность, асоциальное поведение.

· Анализ общих табличных данных позволяет сделать вывод, что данной группе учащихся свойственна чрезмерная самостоятельность, которая может служить у них источником конфликта. Характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу.

· Склонность к аморальным поступкам, повышенной раздражительности.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!