Меню Услуги

Экспериментальное исследование эффективности психолого–педагогической коррекции агрессивного отношения. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4


3.3. методы психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков к сверстникам

Для коррекции психологических особенностей личности агрессивных подростков нами была разработана психокоррекционная программа.

Основной целью программы является коррекция психологических особенностей личности подростков.

Задачи психокоррекционной работы с агрессивными подростками:

  • знакомство подростков с особенностями формирования типов человеческой личности;
  • знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения,факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами«борьбы» с агрессией;
  • снижение уровня агрессивности;
  • снижение эмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;
  • обучение эффективным способам общения;
  • коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка;
  • коррекция поведения с помощью ролевых игр;
  • формирование у подростков моральных представлений;
  • обучение ауторелаксации.

Психокоррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, В.В. Петрусинского, К. Рудестама,Л.М.Семенюка.

Разработка программы коррекции проводилась в несколько этапов:

Просветительский этап – проведение бесед с подростками, чтение лекций. Этот этап включает три занятия; цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах«борьбы» с агрессивными проявлениями в поведении.

Задачи:

  • знакомство подростков с особенностями формирования типов человеческой личности;
  • знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами,влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы» с агрессией. Следующий этап- подбор игр, упражнений на снижение уровня агрессивности, коррекции выделенных показателей. Цель этого этапа –является коррекция психологических особенностей личности подростков.

Задачи:

  • снижение уровня агрессивности;
  • снижение эмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;
  • обучение эффективным способам общения;
  • коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка;
  • коррекция поведения с помощью ролевых игр;
  • формирование у подростков моральных представлений;
  • обучение ауторелаксации.

Программа была обсуждена и принята на заседании педагогического совета школы.

Методические основания психокоррекционной программы:

Обсуждение с администрацией, учителями, родителями показало, что агрессивное поведение подростков очень актуальная тема в наше время. Подростки конфликтны, наблюдается недостаточная саморегуляция, неумение приемлемым способом для общества выражать свои чувства, недостаточная сформированность ценностей, моральных представлений.

Развитие ребенка определяет его самостоятельное соприкосновение с социально-культурной средой: как ребенок проходит процесс социализации и адаптации.

Нами было получено разрешение на проведение коррекционной работы от администрации школы, родителей учащихся и согласие самих подростков.

В малой группе проявляются специфические механизмы естественного взаимодействия между подростками; в процессе такого взаимодействия подростки успешно «учат» друг друга. Учатся понимать себя, других, реализовывать себя, свои способности, узнают, как, каким образом реагировать в тех или иных ситуациях.

Задача ведущего тренинга — сопровождение, «умение на равных»войти в деятельность детей.

Программа составлена таким образом, чтобы при сохранении цели того или иного занятия, можно было бы варьировать всем остальным:

  • Заданиями, упражнениями; материалом, продолжительностью проведения занятия.
  • Занятия проводились внеурочное время. Выбирался день, когда у учащихся мало уроков.
  • Каждое занятие может длиться от 40 минут до 1,5 – 2 часов в зависимости от эмоционального настроя участников, степени вовлечения в процесс, проработанности эмоциональных проблем, более конкретных задач каждого занятия. Занятия проходили один раз в неделю по субботам с 12.45.

Структура занятий:

Все занятия имеют одинаковую структуру, при этом, возможно, менять местами или опускать отдельные его компоненты, исходя из более конкретных целей, задач каждого занятия.

В общем виде занятия состоят:

  • Ритуала приветствия, ритуала прощания;
  • Бесед, лекций, дискуссий;
  • Проведение коммуникативных игр, игр для тренировки психических процессов;
  • Коллективного и свободного рисования;
  • Психотехнических упражнений, этюдов на отработку чувств, эмоций, этюдов для отработки эталонов поведения в различных ситуациях;
  • Подвижных игр и динамической релаксации;
  • Упражнения аутогенной тренировки, дыхательных упражнений, медитаций;
  • Прослушивание психотерапевтических историй с последующим обсуждением и свободным рисованием;
  • Бесед, дискуссий, проговаривание сюжетов, индивидуальных рисунков.

В структуре занятия чередуются модули напряжения и расслабления; совместной и индивидуальной работы; их чередование создает дополнительные условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения, способствуют отдыху и расслаблению.

Необходимые материалы:

  • магнитофон;
  • кассеты с записью музыки для медитации и релаксации;
  • бланки с чувствами и эмоциями; карточки с ситуациями; бланки с положительными качествами;
  • подсвечник, свеча, скотч, ножницы;
  • бумага для рисования, карандаши, ластики, ручки, цветные карандаши;
  • мягкие игрушки, повязки на глаза (шарфы)

Критерии эффективности:

Критерием эффективности работы является развитие индивидуальных личностных качеств подростка, раскрытие его творческих ресурсов, гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.

Тематический план:

Программа коррекции психологических особенностей личности агрессивных подростков включает в себя 12 занятий.

Занятие №1

Время – 40 минут. Лекция – беседа с учащимися об агрессивном поведении.

Цель: дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы» с агрессивными проявлениями в поведении.

Занятие №2

Время – 40 минут. Лекция «От слов своих».

Цель: дать представление подросткам о том, как наша речь, слова влияют на нашу жизнь, здоровье.

Занятие №3

Время 1,5 часа.

Цель: знакомство, установка на совместную работу; дать представления о дружбе, друге, развитие навыков общения.

Введение. Вводиться понятие тренинга, правила, дается установка на совместную работу.

«Снежный ком».

Цель: знакомство сплочение группы.

«Знакомство по парам».

Цель: опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Беседа о дружбе. Вводится понятие ответственности за себя и других. Понятие об общении.

«Общение в паре».

Цель: поэкспериментировать с вербальными и невербальными способами общения.

«Хлопки».

Цель: отдых, разрядка.

Ритуал прощания.

Занятие №4

Время 1,5 – 2 часа. Цель: представления об уверенном, неуверенном, агрессивном поведении.

Подвижная игра «Путаница».

Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу.

«Слепец и поводырь».

Цель: сплочение, установление контакта, опыт ответственности и беспомощности, доверие к партнеру.

«Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».

Цель: отработка разного типа поведения, проигрывание ситуаций, умение отличать одно поведение от другого.

Подвижная игра «Мальчик/ девочка наоборот».

Цель: произвольный контроль за своими действиями, снятие негативизма, разрядка. Ритуал прощания.

Занятие №5

Время 1,5 часа. Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности, снятие тревожности, отреагирование негативных эмоций. Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Прорвись в круг».

Цель: сплочение, установление контакта. Беседа о чувствах, эмоциях. Как их можно выразить.

Игра «Выражение чувств».

Сказка «Змейка».

Цель: отреагирование негативных эмоций, разрядка гнева, агрессивности, снятие тревожности. Обучение релаксации, отработка отреагирования негативных эмоций.

Подвижная игра «Поросята и котята». Ритуал прощания.

Занятие №6

Время 1,5 – 2 часа. Цель: исследования себя, осознание своих эмоций, актуализация «Я — состояний», «Я — мотиваций», процессов мотивации и волевой регуляции. Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Дракон и его хвост».

Осознание своего Я, своих мотивов, упражнение «Я — состояние», «Я — мотивация».Рисование чувств, эмоций, своего эмоционального состояния. Обсуждение рисунков.

Игра «Зоопарк».

Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии. Ритуал прощания.

Занятие №7

Время 1,5 часа.

Цель: осознание своих прав и прав других людей. Просьба.

Умение высказать, принять отказ или согласие о ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу. Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Переманивание».

Беседа о правах людей. Упражнение «Мои права», принятие декларации о правах подростка.

Обсуждение понятия «просьба», отношение к просьбе. Упражнение «Пирог с начинкой». Индивидуальное рисование, обсуждение рисунков.

«Скульптура».

Цель: овладение своим телом, развитие фантазии, отработка уверенного, неуверенного, агрессивного поведения. Ритуал прощания.

Занятие №8

Время 1,5 часа.

Цель: работа с обидами, обучение релаксации, создание предпосылок для более свободного выражения чувств. Ритуал приветствия.

Осознание своего пространства, как мы взаимодействуем с окружающими, упражнение «Моя граница».

Беседа о том, что такое обида, обсуждение ситуаций. Упражнение «Детские обиды». Умение выразить обиду, осознание своего отношения к ней. Упражнение «Копилка обид», рисование, обсуждение. Ритуал прощания.

Занятие №9

Время 2 часа.

Цель: как справиться с раздражением, плохим настроением, снятие тревожности. Ритуал приветствия.

«Мое тайное место».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Цель: развитие фантазии, воображения, чувства безопасности.

Осознание форм поведения, как справиться с плохим настроением, упражнение «Аукцион».

Упражнение «Моя энергия».

Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения. Упражнение «Хоровод». Ритуал прощания.

Занятие №10

Время 1,5 – 2 часа.

Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций, снятие тревожности. Восстановление позитивного эмоционального состояния. Ритуал приветствия. Игра «Приветствие».

Упражнение «На выставке».

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности. Изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств. Упражнение «Разговор».

«Мое безопасное место».

Цель: восстановление позитивного эмоционального настроя. Ритуал прощания.

Занятие №11

Время 1,5 часа.

Цель: осознание своих сильных и слабых сторон. Снятие тревожности. Ритуал приветствия.

Упражнение «Свеча».

Цель: снятие напряжения, выход негативный эмоций, чувств. Осознание своего Я. Упражнение «Мои идеалы» Цель: осознание своих слабых и сильных сторон. Подвижная игра «Я самый лучший». Цель: снятия напряжения, разрядка. Освобождение от своих негативных качеств упражнение «Монстр». Осознание своих личностных положительных качеств «Магазин желаний».Ритуал прощания.

Занятие №12

Время 2 часа.

Цель: осознание своего собственного Я. Прояснение внутренней позиции. Подведение итогов. Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Жмурки».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе. Упражнение «Вопросы на бумажках».

Упражнение «Моя Вселенная».

Цель осознание, что меня радует в жизни. Обсуждение.

Игра «Я никогда не».

Цель: разрядка, отдых. Обучение релаксации. Медитация «Дивная роза». Цель: расслабление, прощение себя и других.

Упражнение «Ладошка».

Цель: возможность выражения позитивных эмоций, позитивная обратная связь. Упражнение «Хоровод». Подведение итогов занятий. Ритуал прощания [43].

3.4. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков

После проведения коррекционной работы по изменению уровня психологических особенностей агрессивных подростков. Нами проведено контрольное обследование экспериментальной группы с использованием тестов:

  • Методика диагностики межличностных отношений Лири;
  • Опросник Басса-Дарки на выявление агрессии;
  • «ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ» ШУБЕРТ (PSK).

Тест «Методика диагностики межличностных отношений Лири»

Результаты повторной диагностики.

Общие результаты по диагностике межличностных отношений по всей группе представлены (Таблица 3.4)

Таблица 3.4 Общие результаты по диагностике межличностных отношений по всей группе

Типы межличностных отношений Кол-во человек в %
1 Авторитарный 9
2 Эгоистичный 8
3 Агрессивный 32
4 Подозрительный 0
5 Подчиняемый 4
6 Зависимый 0
7 Дружелюбный 12
8 Альтруистический 6

 

Графически это представлено на диаграмме 3.5.

Диаграмма 3.5 Общие результаты по диагностике межличностных отношений по всей группе

Анализ полученных результатов.

Сравнивая результаты группы подростков на констатирующем и контрольном этапах, мы наблюдаем небольшое снижение уровня состояния агрессии у подростков.

После проведения коррекционной программы по снижению состояния уровня агрессивности и коррекции, выделенных нами личностных показателей, у подростков получились следующие результаты.

В результате исследования было выявлено, что в данной группе (32%) показатели превышают или равны 8 баллам.

Следует отметить, что также как и в констатирующем эксперименте, данная выраженность акцентуации свойственна в данной группе исключительно мальчикам.

Опросник Басса-Дарки.

Результаты контрольной диагностики.

Общие результаты по диагностике агрессивности и враждебности по всей группе представлены (Таблица 3.5).

Таблица 3.5 Общие результаты по диагностике агрессивности и враждебности по всей группе представлены

Виды реакций Кол-во человек в %
1 Враждебность 46
2 Агрессивность 4

 

Анализ полученных результатов.

Сравнивая результаты группы подростков на констатирующем и контрольном этапах, мы наблюдаем небольшое снижение уровня враждебности и агрессии у подростков.

После проведения коррекционной программы по снижению состояния уровня агрессивности и коррекции, выделенных нами личностных показателей, у подростков получились следующие результаты.

В результате анализа полученных данных, можно определить, что в данной группе учащихся у 8 учащихся (46%). Уровень по шкале «агрессивность» в данной группе учащихся находится в норме (7 ± 4).

«ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ»  Шуберт (PSK).

Результаты диагностики.

Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе представлены в таблице 3.6.

Таблица 3.6 Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе

Испытуемый Количество балов
1 Оксана Р. 6
2 Светлана К. -32
3 Виктория С. 2
4 Александр К. 16
5 Дамир А. -8
6 София Ш. -30
7 Вадим Р. 4
8 Александр Н. 32
9 Вячеслав М. 28
10 Алексей Г. 26
11 Анна В. -31
12 Мария Н. 10
13 Алена Д. -30
14 Павел Ш. 22
15 Игорь Б. 18

 

Меньше –30 баллов –  Вы слишком осторожны.

От –10 до +10 баллов – средние значения.

Свыше +20 баллов – Вы склонны к риску.

Диаграмма 3.6 Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе
Диаграмма 3.7 Общие результаты по диагностике «Готовность к риску» по всей группе

Анализ полученных результатов.

Сравнивая результаты группы подростков на констатирующем и контрольном этапах, мы наблюдаем небольшое снижение уровня склонности к риску у подростков.

После проведения коррекционной программы по снижению состояния уровня склонности к риску и коррекции, выделенных нами личностных показателей, у подростков получились следующие результаты.

Анализируя результаты теста, можно сделать вывод, что «осторожными» являются (20%). Средние показатели у (53%). Уменьшился показатель по «склонности к риску» (27%).

Сравнивая результаты группы подростков на констатирующем и контрольном этапе (диаграмма 3.8).

Диаграмма 3.8. Сравнивая результаты группы подростков на констатирующем и контрольном этапе

Сравнивая результаты группы подростков по методике диагностики межличностных отношений Лири, опроснику Басса-Дарки на выявление агрессии и враждебности и «ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ» Шуберта, на констатирующем и контрольном этапах.

Мы наблюдаем небольшое снижение уровня состояния агрессии, враждебности и склонности к риску у подростков.

 

Заключение

Изучение проблемы выявления психических особенностей агрессивной личности не является процессом завершенным. В нашей работе мы рассмотрели одну из сторон этого процесса — важность и необходимость учета психологических особенностей личности подростка при выборе способов коррекционного воздействия на всю группу испытуемых.

Определили, что существует взаимосвязь между агрессией подростков к сверстникам и общим уровнем агрессии в той группе сверстников, с которой он чаще всего общается, что подтверждает нашу гипотезу.

Дальнейшая перспектива видеться в разработке необходимых программ для школьников среднего и младшего звена, а так же для дошкольного возраста.

Кроме того, предположенные нами совокупность психологических характеристик, обусловливающих агрессивное поведение, расширено или снижено в зависимости от особенностей возраста и других состояний школьников.

Далее может стать перспективным разработка программы занятий — тренингов с учителями, родителями по эффективному применению программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных учащихся разных возрастных категорий.

Расширение сферы практического воздействия психологического характера – это залог формирования адекватных условий жизни учащихся, как в школе, так и дома.

Таким образом, как указывалось выше, в исследовании принимали участие учащиеся общеобразовательной школы, контингент выборки составили 15 человек: 7 девочек и 8 мальчиков в возрасте 15-16 лет. Исследование проводилось 3 — 21 апреля 2015 г.

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Агрессия – это комплексное образование, агрессивная направленность личности обусловливаться вложившимися в процессе жизни совокупностью определенных психологических особенностей.

Агрессивное поведение подростка обусловлено определенным набором психологических особенностей личности, уровнями их проявления у человека.

Разработанная нами психокоррекционная программа позволяет в условиях школы психологом целенаправленно воздействовать на общий уровень агрессии в той группе сверстников, с которой он чаще всего общается.

Апробирование психокоррекционной программы прошло успешно, благодаря ее применению были снижены показатели в группе испытуемых: склонность к риску, спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость; повешены следующие показатели: общительность, недостаточная саморегуляция. Уровень агрессии учащихся снизился до адекватного.

Таким образом, можно сказать, что выделенные нами в теоретическом анализе психические особенности агрессивных подростков и разработанная нами психокоррекционная программа способствуют оптимизации уровня этих особенностей и снижения уровня агрессивного поведения.

Эти факты подтверждают предложенную нами гипотезу.

 

Терминология

  1. Агрессия – это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и деструктивными действиями, цель которых – нанесение вреда или оскорбления окружающим
  2. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого человека или объекта.
  3. Прямая агрессия – непосредственно направленная против раздражителя (человека или предмета).
  4. Косвенная агрессия – действия, которые направлены окольным путём на другое лицо (злобные действия, шутки),
  5. Вербальная агрессия — действия, которые не направленны, ни на кого  (вызовы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.).
  6. Инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели.
  7. Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
  8. Аутоагрессия – проявляется в самообвинении, самоуничтожении, причинении себе вреда, вплоть до самоубийства.

 

 

Список литературы

Нормативно-законодательная литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 03.06.2009 N 118-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 248 (ред. от 26.11.2013) «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Основная литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 624 с.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2009. – 512 с.
  4. Башкатов И.Л. Притеснение: обидчики и обиженные // Социс, 2012. — №12.
  5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Питер, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2011. – 528 с.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989. – 256 с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.
  4. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Сер. 14. – Психология. – №1. – с. 52–65.
  5. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации //Социс, 2003. — № 4. – С. 95-98.
  6. Ениколопов С.Н., Ерофеева Л.В., Соковня И. и др. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. — М.: Просвещение, 2002.
  7. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. – М.: Просвещение, 2010. – 110 с.
  8. Зaxаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – с. 66-74.
  9. Завражин С.А. Воспитание подростков с девиантным поведением: история, теория, опыт. – Рязань: РГУ, 2006.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 480 с.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности.–М.: Просвещение, 2007 – 356с.
  12. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – СПб.: Питер, 2009. – 219 с.
  13. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности //Начальная школа, 2011. — № 5. – С. 78-79.
  14. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 511 с.
  15. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 2007. – 234 с.
  16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: «Педагогическая книга», 2002. – 416 с.
  17. Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // Социс, 1992. — № 3.
  18. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.3. – М.: «Владос», 2007. – 565 с.
  19. Обухов Я.Л. Образ–рисунок–символ // Журнал практического психолога. – 2006. – №2. – с. 16-25.
  20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 2006. – 468 с.
  21. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной. — Киев, 1991.
  22. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – с. 49-55.
  23. Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Владос, 2001. – Т.1. – 312 с.
  24. Психология (словарь)/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Изд. политической литературы, 2010. – 284 с.
  25. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1987. – 352 с.
  26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
  27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст // Серия «Мир». 2004.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2006. – 529 с.
  29. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 2008. – 155 с.
  30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2010 — 712 с.
  31. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2013.
  32. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Академия, 2006. – 180 с.
  33. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 2010. – 288 с.
  34. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс, 2002. — № 5. – С. 95-98.
  35. Э. Фромм. Анатомия человеческойдеструктивности. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова М.: АСТ, 2004. — 635 с.
  36. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – СПб: Фолиум, 2006. – 318 с.
  37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 2006. – 221 с.

Интернет ресурсы:

  1. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни. [http//old.prosv.ru/metod/sokovnja/index.htm]
  2. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [http://www.psychologos.ru/Виды_агрессии_(агрессивности)]
  3. Сайт «всетесты.ру». Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей) [http://vsetesti.ru/182/]

Страницы:   1   2   3   4