Меню Услуги

Экспериментальное исследование эффективности психолого–педагогической коррекции агрессивного отношения


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты агрессивного поведения подростков
  • 1.1. Агрессия и условия формирования агрессивного поведения личности
  • 1.2. Показатели проявления агрессивности у подростков
  • 1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
  • 1.4. Практика исследования агрессивного поведения подростков
  • Глава II. Источники, факторы и последствия проявления агрессии подростков к сверстникам
  • 2.1. Источники подростковой агрессии к сверстникам
  • 2.2. Агрессия и тревожность в группе сверстников как факторы повышения агрессивности подростков
  • 2.3. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах и их последствия
  • Глава III. Экспериментальное исследование эффективности психолого–педагогической коррекции агрессивного отношения подростков к сверстникам
  • 3.1. Обоснование методов и методик исследования
  • 3.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических особенностей агрессивных подростков
  • 3.3. методы психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков к сверстникам
  • 3.4. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков
  • Заключение
  • Терминология
  • Список литературы

 

Введение

Актуальность исследования. Сложная социальная обстановка, сложившаяся в обществе нашего времени, обусловлена ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия подростков.

К сожалению, в последние годы наблюдается значительный рост подростковой агрессии. Агрессивное поведение становится источником страданий не только родителей, но и самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников. Нет никаких сомнений в том, что агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что такое поведение опасно. Это вызывает глубокое беспокойство педагогов и сотрудников правоохранительных органов. Оно затрагивает практически всех, кто, так или иначе, в контакт с подростками.

Стоит отметить, что один из важнейших источников агрессии находится в области социального поведения подростков, а именно среде сверстников. Степень притягательности и отторжения среды сверстников зависит от индивидуальных особенностей подростков, однако подавляющее большинство из них находится в той или иной степени в тесном, контакте со сверстниками. Около 80% подростков входят в группы сверстников, и только 20% являются одиночками. С одной стороны общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания, а с другой стороны, это общение может привести к повышенной его агрессии к сверстникам, если эта агрессия не подавляется самой группой или культивируется в ней.

Таким образом, актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии подростков к сверстникам, поиска психолого-педагогических способов ее коррекции.

Теоретическое исследование. В последние десятилетия агрессивное поведение подростков стало одной из социальных проблем современного общества. Проблема изучения агрессии и агрессивного поведения подростков представлена в работах ученых разных стран: Р. Бэрона, Э. Фромма, С.Н. Ениколопова, Л.В. Ерофеевой, И.Соковни, С.А. Завражина и других.

Труд Р. Бэрона и Д. Ричардсон «Агрессия» является первым учебным пособием в России по психологии агрессии и включает в себя широкий обзор теорий, экспериментальных подходов, дополненных выводами и обобщениями авторов.

Работа Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности» посвящена переосмыслению весьма острой проблемы— природе разрушительного в индивиде, формируя целостное представление о реформированном психоанализе, при этом в ходе своего исследования Э. Фромм исследует большое количество биологических, психологических и антропологических учений.

Фундаментальный труд Выготского Л. С. «Педология подростка» в значительной мере определил подходы к исследованию подростковой агрессии к сверстникам, поскольку раскрывает фундаментальные основы подростковой психологии, истоки современного понимания девиантного поведения подростков.

Труд С.Н. Ениколопова в соавторстве с Л.В. Ерофеевой и И.Соковня «Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков» представляет собой исследование одной из актуальных социальных проблем — профилактике агрессивных, аутоагрессивных и террористических склонностей у подростков, содержащий современный теоретический, методический, тренинговый и справочный материал, конкретные разработки тем для бесед и дискуссий, личностные тесты для подростков, коррекционные методики.

Стоит отметить и труд Завражина С.А. «Воспитание подростков с девиантным поведением: история, теория, опыт», в котором обобщен обширный материал по вопросам девиантного поведения, в том числе и подростковой агрессии.

Нельзя не отметить и труд Кон И.С. «Психология ранней юности», который объединил более ранние его труды «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», изданных в 1979—1982 гг., и представляет собой систематическое изложение основных психологических проблем 14—18-летних школьников и учащихся ПТУ, в том числе в части неформальных юношеских групп и субкультур.

Свое влияние оказала работа Кондратьева М.Ю. «Подросток в замкнутом круге общения», в которой исследуется специфика внутригруппового структурирования в закрытых подростковых сообществах, описана совокупность социально-психологических феноменов, характеризующих межличностные отношения в подобных группах, в том числе агрессивности к сверстникам.

Леонтьев Д. А. в своем труде «Психология смысла» раскрывает вопросы межличностных отношений, а также выделяет особенности подросткового развития, обусловленные развитием самосознания.

Цель исследования – определение эффективных условий психологической коррекции агрессивного отношения подростков к сверстникам.

Объект исследования – психологическая коррекция агрессивного поведения подростков.

Предмет исследования – психологические условия, влияющие на формирование агрессивного поведения и способы его коррекции у подростков.

Гипотеза исследования – эффективность психологической коррекции агрессивного поведения подростков определяется рядом психологических условий:

— существует взаимосвязь между агрессией подростков к сверстникам и общим уровнем агрессии в той группе сверстников, с которой он чаще всего общается;

— существует взаимосвязь агрессивных проявлений со статусом

подростков в группе сверстников;

-психокоррекционная программа нацелена на снижение агрессии как у самого подростка, так и в среде его сверстников.

Исходя из цели и гипотезы исследования, решению подлежат следующие задачи:

  1. Проанализировать источники, факторы и последствия агрессии подростков к сверстникам, раскрыть способы ее коррекции.
  2. Выявить взаимосвязь агрессивных проявлений со статусом подростков в группе сверстников.
  3. Разработать программу по коррекции агрессивных проявлений у подростков.

Методологическую основу исследования составили труды в области изучения агрессии и агрессивного поведения подростков  ученых разных стран: Р. Бэрона, Э. Фромма, С.Н. Ениколопова, Л.В. Ерофеевой, И.Соковни, С.А. Завражина и других.

Методы исследования. В ходе работы использовались теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы: опросники и тесты на определение агрессивности и тревожности в поведении подростков, социометрическая процедура с целью выявления социометрического статуса в группе сверстников; качественный и количественный анализ результатов исследования.

Основная проблема исследования состоит в необходимости стыковки противоречивых данных об уровне агрессии подростков к своим сверстникам для определения степени воздействия исследуемых факторов на проявления такой агрессии.

Обработка информации проводилась с использованием методов математической статистики и обработки данных.

Новизна исследования заключается в обобщении обширного теоретического материала об агрессии подростков в отношении своих сверстников, источниках и причинах ее появления, факторах и последствиях такой агрессии, а также о способах психолого-педагогической профилактики агрессии подростков.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов (в частности – разработанной нами коррекционной программы) в работе психолога по психолого-педагогической коррекции агрессии подростков к своим сверстникам.

 

Глава I. Теоретические аспекты агрессивного поведения подростков

1.1. Агрессия и условия формирования агрессивного поведения личности

Изучение агрессии и насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Дискуссии о насилии осложнены межличностным, политическим и научным подтекстом. Большинство научных дискуссий сводится к вопросу об источнике агрессии и насилия в обществе и о том, является ли оно присущим человеческой природе или его причины изначально заложены в устройстве общества. Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной, и использоваться с целью защиты, или разрушительной, и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления:

  • Выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях.
  • Тенденцию к разрушению.
  • Направленность на причинение вреда окружающим людям.
  • Склонность к насилию и причинению боли.

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от гражданских обязанностей и долга. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учёбы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков и т. п. Крайнее проявление социально-пассивной позиции — суицид.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения, связанные со стремлением получить материальную выгоду (кражи, хищения и т. д.).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления как изнасилование и убийства).

В работах, посвящённых социальным отклонениям, одно из первых мест занимает проблема агрессивности. Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, такими как гнев, злорадство, досада и т.п. П. Экман на примере рассмотрения гнева показывает, сколь разнообразными по насыщенности и интенсивности могут быть эти переживания. Он перечисляет такие формы проявления гнева, как:

  • интенсивность (от легкого раздражения до ярости);
  • степень контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);
  • накал (от кипящего до хладнокровного);
  • темп развития (от внезапной вспышки до медленного кипения);
  • темп угасания (от внезапного до затяжного);
  • формы проявления (от неподдельного до наигранного)[15] .

По мере формирования и развития самой личности, в частности, её самосознания, агрессивность становится всё более контролируемым параметром. Такая динамика становления агрессивных форм поведения, прежде всего, свидетельствует о том, что агрессия отнюдь не является неизбежным атрибутом поведения. Она говорит о возможности установления контроля над агрессией и указывает на конкретные механизмы, ответственные за этот контроль. Это — уровень развития личности в целом, в котором отражается мера её структурированности и интегрированности, а также уровень развития самосознания личности.

Влияя на процесс его формирования, создавая условия для его оптимального развития, мы тем самым создаём условия, предотвращающие появление сознательных форм агрессивного поведения. Именно поэтому становится важным выяснение факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения человека.

При всей важности возрастного, тендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Внутрисемейный конфликт (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, высокие стандарты академической успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать преступниками, чем дети, выросшие в хороших, благополучных семьях, что более подробно будет рассмотрено в дальнейших главах.

Пренебрежение или безразличие родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у детей.

Личные проблемы, наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера.

Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: «я взрослый, а они обращаются со мной как с ребенком».

Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под вопрос поступки взрослых, в знак протеста против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, малообразован или тупой). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, с помощью которых они компенсируют свои неудачи.

Социальные причины (культ насилия, которые возникли в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы).

1.2. Показатели проявления агрессивности у подростков

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже[3].

Рост проявлений агрессивного поведения подростков вызывает тревогу всего общества. На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится вопрос о профилактике преступлений несовершеннолетних, диагностике, психологической оценке и коррекции их агрессивного поведения.

Феномен агрессии широко исследуется в психологии и социологии — на сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Связано это, вероятнее всего, с беспрецедентным ростом уровня агрессии и насилия в современном обществе.

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [15]. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

Несмотря на то, что подростковый возраст рассматривается в литературе как кризисный, связанный с выраженной перестройкой основных физиологических систем, специальных исследований, посвященных изучению психофизиологических механизмов формирования агрессивного поведения, в частности — роли функциональной организации головного мозга в формировании агрессивного поведения у подростков, — явно недостаточно, а имеющиеся данные зачастую противоречивы.

Необходимость определения реальных психофизиологических детерминант агрессивности подростков, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает актуальность разработки данной проблемы.

Традиционно агрессивность рассматривается как свойство личности, склонность к проявлению агрессии. Однако в таком определении имманентно содержатся два ключевых вопроса, то или иное разрешение которых приводит к расхождениям во взглядах на этот феномен. Это, во-первых, вопрос о природе и сущности самой агрессии, во-вторых, вопрос о том, является ли агрессивность врожденным или приобретенным свойством личности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Хотя проблема агрессии привлекает неизменный интерес многочисленных исследователей, в научной литературе до сих пор не существует единой общепринятой полной теории, объясняющей ее многообразные проявления.

В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и не правильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому[9].

Изучая связь между социализацией подростков и их семейными условиями, А. Бандура и Р. Уолтерс выделили три основные особенности, определяющие поведение подростка: его готовность устанавливать зависимые (интимно — личностные) отношения, степень развития совести, силу мотивации к агрессии. По мнению авторов, семья должна создавать минимальные условия эффективной социализации. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности по средствам, которой подросток изучается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладание над методами поощрения желательного поведения), не согласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями [1] .

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она так же выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилие над другими или собой. Судьба собственной агрессии  — дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией – одна из труднейших задач вообще [19].

На формирование агрессивного поведения подростка влияют группы факторов внешнего и внутреннего характера. К таковым относятся:

  • факторы внутреннего характера (половые особенности, устойчивость нервной системы, характера и темперамента, неудовлетворенность основных потребностей в самоактуализации, самовыражении и общении),
  • факторы внешнего характера (состояние физической среды, стиль семейных отношений, асоциальное влияние групп сверстников и употребление детьми алкоголя и наркотиков; влияние СМИ).

Внешние и внутренние факторы влияют на формирование агрессивного поведения подростков не в приоритетном отношении, а в отношении взаимного действия, в котором в качестве корректирующего механизма проявления агрессии со стороны конкретного подростка выступает ситуационная обусловленность [27].

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия
  • Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Причин агрессивного поведения:

  • Это выраженные эмоциональные нарушения, являющиеся следствием различных проблем перинатального или натального периода. Это ослабленные дети, подвижные, неустойчивые.
  • Это семейное неблагополучие.
  • Это стрессы, перемены или любые изменения.
  • Это излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы
  • Или наоборот, это излишняя опёка, потакание любым прихотям.
  • Это повторение стиля поведения одного из родителей.

Н.Д. Левитов предлагает рассматривать следующую структуру проявления агрессии [8] (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Структура проявления агрессии по Н.Д. Левитову

По направленности  Агрессия, направленная вовне 
Аутоагрессия — направленная на себя
По цели  Интеллектуальная агрессия
Враждебная агрессия
По методу выражения  Физическая агрессия
Вербальная агрессия
По степени выраженности  Прямая агрессия
Косвенная агрессия
По наличию инициативы  Инициативная агрессия
Оборонительная агрессия

 

По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий (таблица1.2).

Таблица 1.2 Классификация агрессивных действия Басса

Прямая  Непрямая 
ФИЗИЧЕСКАЯ  активная Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
пассивная Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью. Отказ от выполнения необходимых задач.
ВЕРБАЛЬНАЯ  Активная Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
Пассивная Отказ разговаривать с другим человеком. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения

 

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории.

Агрессия относится к:

  • Врожденным побуждениям и задаткам;
  • Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
  • Познавательным и эмоциональным процессам;
  • Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением [45].

Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!