Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации
1.1 Проблема адаптации детей третьего года жизни
к дошкольной образовательной организации в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации
2.1 Выявление уровня адаптации детей третьего года жизни
к дошкольной образовательной организации
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни
к дошкольной образовательной организации
2.3 Выявление динамики уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Только сформировав у ребенка положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему, можно прийти к успешной адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Это зависит, прежде всего, от педагогов, от их умения, знания и желания создавать теплую атмосферу доброты, любви и внимания в группе дошкольного учреждения.
Но каждый год, когда формируются первые младшие группы, воспитатели изучают литературу по данной теме. Почему это происходит? Потому, что воспитатели, которые набирают первую младшую группу, выпустили подготовительную группу (где дети с удовольствием ходили в детский сад, самостоятельно одевались, умели организовывать сюжетно-ролевые игры). Педагогам бывает сложно сразу перестроиться на таких маленьких детей, которые впервые переступили порог детского сада. Им важно вспомнить то, о чем они забыли. Организация адаптационного периода, начинается до того, как дети переступят порог дошкольной образовательной организации. Педагог-психолог дошкольной образовательной организации проводит психологическую работу с педагогами, повышая их профессиональный уровень, организуя различные семинары, консультации, тренинги. Все это помогает раскрыть такие качества у педагогов, как умение сочувствовать, навыки общения, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стойкость и так далее.
Адаптация – это серьезное и нелегкое испытание для детей третьего года жизни. Из семейной домашней обстановки, они попадают в новые для себя условия, и это может привести к изменению не только поведения детей, но и нарушению сна и аппетита.
Нужно помнить и об особенностях детей третьего года жизни. Дети данной возрастной категории отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Изменяется привычный образ жизни ребенка, а разлука с близкими людьми вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Если ребенок, будет длительно пребывать в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития. Поэтому воспитателю нужно создать такую эмоционально благоприятную обстановку в группе, чтобы снизить стресс у воспитанников. И в этом ему могут помочь родители детей. Заполняя анкеты, при личной беседе, на консультациях родители рассказывают о привычках своих детей, что они любят, какие сказки у них любимые, засыпают ли дети под колыбельную песню, умеют ли они самостоятельно одеваться, есть. А воспитатель знакомит их с особенностью адаптационного периода. Только объединение усилий воспитателя, родителей и педагога-психолога может привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к новым условиям.
Отечественные и зарубежные педагоги и психологи в своих исследовательских работах заостряли внимание на особенности адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации. Среди них Ж. Пиаже, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, Л.В. Белкина, Н.М. Аксарина, В. Теплюк, А. Атанасова-Вукова и другие. Исследования социальной адаптации можем найти в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика.
Особенности психологической адаптации детей третьего года жизни в дошкольной образовательной организации, важные закономерности психического развития детей, факторы их психологического благополучия изучает в своих исследованиях Т.В. Костяк.
О зависимости характера адаптации детей, их индивидуальных особенностях и особенностях нервной системы, от возраста пишут в своих исследовательских работах педагоги и медики Н.М. Аксарина и Н.П. Жукова.
Н.Д. Ватутина проанализировала оптимизацию условий для успешной адаптации детей в дошкольной образовательной организации, раскрыла запросы к подготовке детей в семье и особенности поведения детей в период адаптации и рассмотрела методы педагогического воздействия на детей в этот период.
Авторы едины во мнении, что значительная роль в период адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации отводится педагогу и его работе с родителями ребёнка. Этот вопрос остаётся актуальным и сейчас, что и определило тему бакалаврской работы.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между признанной важностью вопросов адаптации ребенка третьего года жизни к дошкольной образовательной организации и недостаточным уровнем профессионального уровня педагогов в части их психологического просвещения по вопросам организации соответствующих психолого-педагогических условий успешной адаптации детей.
Проблема исследования: какова роль психолого-педагогических условий в адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации при реализации специально организованных психолого-педагогических условий.
Объект исследования – процесс адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: успешная адаптация детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий:
– организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
– организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации;
– создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.
Задачи исследования.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить уровень адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
- Обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации.
- Выявить динамику уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
– теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
– психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
– количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
– теоретические положения о зависимости характера адаптации детей от возраста, индивидуальных особенностей и особенностей нервной системы детей раннего возраста Н.М. Аксариной и Н.П. Жуковой;
– теоретические положения О.И. Давыдовой, А.А. Майера об адаптации как главной части процесса социализации, предполагающего включение ребенка в социальную практику, усвоение общественного опыта, норм и ценностей, характерных форм поведения;
– теоретические положения К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Г.Г. Голубевой о процессе адаптации как процессе, в результате которого происходит изменение ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, преодоление психологических барьеров.
Новизна исследования: выявлена возможность успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации при реализации специально организованных психолого-педагогических условий; дана характеристика уровням адаптации детей третьего года жизни к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия могут быть реализованы воспитателями и педагогами-психологами на этапе организации работы по адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ №13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска. В исследовании приняли участие 20 детей третьего года жизни и 20 родителей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 рисунками, 7 таблицами.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации
1.1 Проблема адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации в психолого-педагогических исследованиях
Тема адаптации – одна из важных междисциплинарных проблем, которая в наше время усиленно исследуется на медико-биологическом, общественно-хозяйственном, духовно-воспитательном и общественно-духовном уровнях.
В хронике науки трудности взаимодействия личности и общества постоянно была главной в понимании действительности. Потребность в новом понимании личности и ее месте в окружающем ее мире появилась в самых различных сферах знаний, что привело к объединению разных теоретико-методологических аспектов в исследовании человека, к происхождению смежных наук, объединяющих различные характеристики человеческого существования, а также к раскрытию содержания определений, разработанных сначала в узкой области знаний. К таким определениям можно зачислить и определение адаптации.
Научные концепции действия приспособления рассматриваются в работах отечественных ученых А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, В.Ф. Березина, А.А. Началджян, А.А. Реана; трудности адаптации детей дошкольного возраста выявлена в исследовательских работах Н.М. Аксариной, Л.Н. Павловой, А.А. Алямовской, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.В. Беокиной, Д.Н. Исаева, Н.П. Бадьиной и других.
В науку о душе определение «адаптация» появилось из «биологии (от лат. «adapto» – приспособляю). Данное определение было введено во второй половине XVIII века ученым Х. Аубертом и обозначало повышение или понижение световой чувствительности при изменении освещенности. Позднее оно стало обозначать «адаптацию органов чувств и всего организма к новым изменившимся условиям существования».
Со временем понятие адаптация перешло» [6] «в русло психологической науки, где оно изучалось под воздействием бихевиоризма, необихевиоризма, психоанализа, гуманистической, когнитивной психологии, психологии труда. При этом толкование адаптации в зарубежной и отечественной науке стали разными» [6].
В «психологическом словаре адаптация определяется как приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с правилами данного общества и с личными потребностями, мотивами и интересами. То есть происходит сходство терминов адаптации и социализации» [17].
О.И. Давыдова, А.А. Майер анализируют адаптацию как важную долю процесса социализации, считающего: вхождение ребенка в общественную практику, овладение социального навыка, общепринятых мер и ценностей, социальных форм поведения [8].
Ф.Б. Березин обуславливает «адаптацию как процесс установления оптимизированного соотношения личности и находящейся вокруг среды в ходе воплощения присущей человеку деятельности, который» [20] допускает человека реализовать нужные желания и воплощать в жизни связанные с ним главные достижения (при поддержке душевного и физического состояния), в тоже «время гарантировать соотношение психологической деятельности человека, его поведения» [20] притязаниями среды.
К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Г.Г. Голубева определяют понятие «адаптации как процесса, в итоге которого происходит переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, кроме иммунной и физической ломки, преодоление психологических препятствий» [16].
По трактовке Л.В. Белкиной, адаптация – это действие открытия личности в иную для себя жизнь и приспособится к ее правилам.
Н.В. Кирюхина рассматривала три типа адаптации:
– биологическая адаптация – процесс «быстрого взаимодействия организма со средой;
– социальная адаптация – способность приспосабливаться к социальным условиям;
– физиологическая адаптация – реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации» [11].
«Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют» [11] следующие виды «стиля, с помощью которых человек может адаптироваться» [11] к условиям среды:
– «творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
– конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
– избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий» [7].
В опыте большое определение имеет учет личностных действий в приспособлении ребенка к разнообразным условиям его жизни и деятельности при поступлении в образовательные организации, при вхождении ребенка в новый коллектив, это является социальной адаптацией.
Социальная адаптация – приспособление личности к условиям новой общественной среды; один из общественно-духовных рычагов социализации человека.
Исследовательская работа К.Л. Печоры определила, что только 17% воспитанников готовы к поступлению в дошкольную образовательную организацию, «5% не готовы, 73% условно готовы. Поэтому» [16], процесс приспособления к дошкольной образовательной организации происходит не всегда быстро и легко н сопровождается болезнями детей.
В «психолого-педагогических исследованиях отмечается, что понятие адаптации в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация – это и процесс, и результат, то есть определенная организация. С физиологической точки зрения адаптация – это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, внешняя среда есть внешний стереотип» [15]. «При изменении обычного образа жизни, – отмечал И.П. Павлов, – при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового» [15].
«Огромный вклад в объяснение определения адаптации внес Ж. Пиаже. Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление), по Ж. Пиаже» [13], «обеспечивает равновесие между воздействием окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды» [13].
«Адаптация рассматривается учеными с акцентом на различные ее сущностные характеристики, такие, как:
– особая форма отражения системами организма воздействий внешней и внутренней среды, выражающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия;
– индивида, микроцикл его развития;
– формирование наиболее адекватных форм поведения к условиям имеющейся макросоциальной среды» [20].
«Процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим Г.А. Балл выделяет еще две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.
Внешняя адаптация – это процесс приспособления, с помощью которого человек адаптируется к внешним непредвзятым проблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и так далее).
Внутренняя адаптация имеет разновидности:
– адаптация, направлена на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем человека;
– структурная адаптация.
Адаптация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре человека» [2].
А. Остроухова определяет адаптированность как «уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворённости собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован» [14].
«Дезадаптация – всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения) адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности малыша. К индивидуальным особенностям относятся такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность» [2].
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации, можно сделать вывод, что она до сих пор остается актуальной и исследуется на разных уровнях. Таких как: медико-биологический, общественно-хозяйственный, духовно-воспитательный и общественно-духовный. Существует множество определений понятия адаптации. От самых простейших – до очень сложных. В зависимости от того, какая область науки занимается данной проблемой.
Когда родители впервые приводят своего ребенка в дошкольную образовательную организацию, они не могут понять, почему их ребенок плачет. И не бежит в групповую комнату, где так много различных игрушек, пособий, цветных карандашей, красок и все оборудовано для детей. Они вспоминают, как их приводили в детский сад и они с радостью бежали в свою групповую комнату к любимому воспитателю, к игрушкам и своим друзьям. Родителям иногда сложно понять, что для ребенка третьего года жизни это первый социальный опыт. Для него все впервые. И ему нужно время для того чтобы адаптироваться к новым условиям. Пройдет не так много времени, и их малыш с удовольствием будет ходить в детский сад. А взрослые все сделают для того чтобы адаптация прошла в легкой форме.
Малыш третьего году жизни гораздо быстрее адаптируется к новым условиям, это связано с подвижность нервных процессов. Воспитанники данного возраста отличаются любознательностью. Необычная игрушка, новый вид деятельности, сможет привлечь их внимание. У большинства малышей хороший круг общения и этот опыт им пригодится в дошкольной образовательной организации. Они быстрее идут на контакт с детьми и взрослыми и быстрее успокаиваются, слушая потешки и сказки. Но в тоже время они по-разному адаптируются к дошкольной образовательной организации это связано с психологическими особенностями нервной системы [12].
В первый день пребывания в дошкольной образовательной организации, обычно воспитанники долго плачут, зовут маму, не хотят принимать пищи, не играют, не подходят к педагогу и избегают других детям. Таким детям нужно больше времени и, как правило, через 3-4 дня, они начинают играть и общаться.
Другие воспитанники, в первые два дня, ведут себя спокойно. Они послушно, выполняют требования педагога, но не проявляют эмоций. Такие малыши бурно реагируют на приход своих родителей и проявляют все эмоции, которые накопили, пока ждали близких людей. Таким детям нужно больше внимания от педагогического коллектива и родителей чтобы они не заболели [1].
Особое внимание следует уделить детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как им требуются специальные условия для получения образования. Адаптированная образовательная программа, специальные пособия и дидактические материалы. Педагогу следует заранее узнать, будут ли его группу посещать дети с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы подготовить все необходимое к их приходу. И сгладить процесс адаптации.
Что может помочь детям быстрее адаптироваться к дошкольной образовательной организации? Это могут быть предметы, которые ребенок возьмет из дома. Любимая игрушка или фотография родителей, которую можно повесить на шкафчик. Все это поможет снять эмоциональное напряжение малышу в первые дни адаптации.
Дети старших групп быстрее и легче проходят процесс адаптации. Они более выносливы, умеют общаться как с взрослыми, так и с детьми. Умеют организовывать игры и четко придерживаются правил. Дети первой младшей группы напротив, быстро утомляются, что негативным образом сказывается на их поведении. Они становятся плаксивыми, проявляют негативизм, агрессию по отношению к окружающим. Они не могут сразу завершить действие, поведение у них импульсивное. Возбуждение преобладает над торможением. Зная все эти возрастные особенности, педагогу будет легче выстраивать отношения с малышами. И продумывать деятельность детей в режимных моментах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Если педагог будет планировать свою работу с воспитанниками без учета возрастных и индивидуальных особенностей, то это может привести к неврозам. У детей может проявиться: энурез, заикание, тики.
Ребенка пытается простраивать свои отношения с детьми в своей группе детского сада, но это не так просто для него. Действия кратковременные, сначала рядом с малышами вместе, затем действия удлиняются по промежуткам [17].
Духовное формирование воспитанника происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой могут изменяться на протяжении детства.
Эмоциональное состояние малышей первых лет жизни достаточно неустойчивое. Если малыш накормлен, увлечен деятельностью эмоциональное состояние будет стабильным. Эмоциональное состояние будет не стабильным, если изменить вдруг условия проживания. Его ничего не радует, не вызывает восторг. Ребенок может отказаться от любимых игрушек.
Нужно понимать, что эмоциональное состояние взрослого передается малышам. Они как, лакмусная бумага, впитывают в себя настроение педагога. Необходимо менять виды деятельности малышей, чтобы не утомлять их и создавать положительный эмоциональный фон в группе дошкольной образовательной организации.
Индивидуальный подход к ребенку поможет педагогу в работе с ним. В этом ему поможет наблюдение и заполнение индивидуальных карт и анкет. Проанализировав их, педагог сможет качественно выстраивать работу с ребенком и найти к нему индивидуальный подход.
К.Д. Ушинский рассуждал, что «для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях» [3].
Работа с родителями является неотъемлемой частью работы воспитателя. Индивидуальные консультации с родителями, анкетирование родителей, родительские собрания, совместные праздники, совместная образовательная деятельность и экскурсии. Все это в помощь, как воспитателю, так и родителям. Родители лучше узнают педагога, что поможет им снизить уровень тревожности, и они будут спокойно себя чувствовать, пока ребенок находится в дошкольной образовательной организации, что также благоприятно будет сказываться на их детях. Ведь спокойный родитель это спокойные и счастливые дети. И адаптационный процесс пройдет более гладко.
На прохождение адаптации влияет тип высшей нервной системы каждого ребенка. От этого зависит восстановление привычек и темп образования их. Каждый воспитанник ведет себя по-разному, и это связано с возрастными и индивидуальными особенностями, так как тип нервной системы проявляется еще неотчетливо. Наличие отрицательных эмоций в период адаптации, мешает ребенку в образовании привычек.
Тяжелая адаптация замедляет психическое развитие воспитанника. Поэтому важно чтобы уровень адаптации быстрее стал средним и не перешел в дезадаптацию. Для этого нужно работать с родителями. Направить их на консультацию к педагогу-психологу. Выстроить индивидуальную работу с ребенком, привлечь к этому педагога-психолога. И если нужно провести коррекционную работу.
Важно помнить, что для того, чтобы не допустить тяжёлую адаптацию у ребенка, ему нужно постепенно вливаться в детский коллектив дошкольной образовательной организации. И необходимо наблюдать за психологическим состоянием детей. В этом воспитателю и педагогу-психологу поможет адаптационный лист, который заполняется с первого прихода ребенка в дошкольную образовательную организацию. И по нему легко проследить за психологическим состоянием воспитанника.
Выделяют два главных критерия успешной адаптации:
– эмоциональный комфорт (внутренняя удовлетворенность);
– «внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования)» [14].
Адаптацию делят на три периода: острый, подострый и компенсационный. Именно острый период является самым сложным. В данный момент происходит что-то новое для воспитанника и его родителей. В начальной фазе адаптации идет необычная перестройка, которая не должна быть долгой, чтобы не перейти в дезадаптацию.
Для ребенка все события важны. Очень важен для ребенка первый день адаптации. Что говорят родители по дороге в детский сад. Какой настрой у ребенка и его родителей. Как его встретит воспитатель. Какие слова ему скажет. Понравится ли ему группа детского сада. Реакция ребенка может быть необычной даже для его родителей. И педагогу нужно хорошо к этому подготовиться. Подготовить игрушки-забавы, которые легко могут заинтересовать ребенка. Машины и строительный материал, куклы и коляски, мыльные пузыри, красочные книги, пальчиковые краски и большие листы ватмана или обоев. Можно подготовить ёмкость с водой и песком – это хорошо снимает эмоциональное напряжение. Первый день очень важен. Нужно так заинтересовать малыша, чтобы на следующий день, он не испытывал страх перед детским садом. И он с удовольствием пошел бы в детский сад.
Другие ученые говорят о том, что существует несколько степеней адаптации: легкая степень, средняя, степень, тяжелая степень, сложная степень. Легкая степень адаптации может длиться от двух до трех недель, отсутствуют признаки стресса. Средняя степень адаптации длится примерно один месяц. В этот период ребенок может заболеть продолжительностью 5-7 «дней. Могут быть признаки стресса. Тяжелая степень адаптации длится три месяца. В этот период ребенок может» [18] часто болеть, испытывать сильный стресс, может быть регрессия в его развитии. Сложная степень может длиться 6 месяцев и больше. Создается комиссия, чтобы определить, нужно ли ребенку посещать дошкольную образовательную организацию.
Нужен индивидуальный подход к каждому участнику адаптационного периода, как к самому ребенку, так и к родителям ребенка. Все это, несомненно, поможет снизить непростой период адаптации.
Умение детей общаться – важное умение в период адаптации. Педагог побуждает ребенка к общению, задавая ему простые вопросы, обращается к нему с просьбами, используя при этом игрушку. Знакомит его с детьми. Проводит совместные игры. Поведение ребенка может измениться в любой момент, и общение поможет ему в трудной ситуации [21].
Родители воспитанника проходят адаптацию вместе, им нужно привыкнуть к тому, что ребенок ходит в детский сад. И постараться быть спокойными и уравновешенными в этот период.
Третий год жизни, это тот возраст, когда ребенку будет легче адаптироваться к дошкольной образовательной организации. Так как у ребенка уже есть опыт общения с детьми и взрослыми, он умеют разговаривать. В данном возрасте дети очень любознательны и их привлекает, различная деятельность.
На процесс адаптации влияет возраст ребенка, его здоровье, навык общения.
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации
В.А. Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – проникнуть в духовный мир ребенка» [9].
Этими характеристиками обязан владеть каждый педагог. Только так он сможет понять и принять любого ребенка. И сделать его адаптационный период более щадящим.
Во время адаптационного периода, дети могут еще плохо ориентироваться в группе детского сада. Забыть, где находится туалетная комната, стесняться попроситься в туалет, поэтому педагогу нужно быть внимательным к детям и тактично напоминать о туалетной комнате. Предложить родителям принести запасную одежду и сменное белье.
Некоторые дети третьего года жизни не умеют самостоятельно есть. Поэтому потребуется помощь воспитателя. Он поможет детям в данной ситуации, покормит их, покажет, как правильно держать ложку и есть аккуратно, тщательно пережевывая пищу, есть неспешна. Важно понимать нужды и способности воспитанников при планировании существования в обществе [21].
Только воспитатель сможет создать эмоционально-благоприятную и комфортную обстановку в группе. Чтобы встречать детей с радостью и с улыбкой. Ребенку должно быть комфортно в помещении детского сада. Новые игрушки, цветные краски и карандаши, машины, куклы, музыкальные инструменты и веселая музыка создадут атмосферу радости и уюта, как в домашней обстановке. А «Плакат настроения» поможет воспитателю вовремя заметить проблемы ребенка. Игрушка, которая каждое утро встречает, малыша поможет ему справиться с его переживаниями. Она споет ему песню, станцует для него, погладит по голове и успокоит. Игрушке он может рассказать все, а она расскажет ему, как она долго его ждала и скучала по нему. Покажет кроватку малыша, его шкафчик и полотенце. Игрушки-помощники очень нужны на период адаптации во всех режимных моментах. Песочница в группе, цветовой стол, емкости для воды и мыльные пузыри повысят настроение и снимут эмоциональное напряжение. «Уголок для уединения» так же важен для комфортной и благоприятной обстановки в группе. Там ребенок может уединиться и побыть «один».
Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей. Не торопить ребенка, давать четкие указания.
В любой момент поведение ребенка может измениться. Если правила в семье и в детском саду отличаются. Нужно ознакомить родителей с правилами в группе и попросить их соблюдать дома. Так ребенку будет легче проходить адаптацию в детском саду. Он будет ясно понимать, что можно делать, а что нельзя делать. Чтобы детям было легче их запомнить, можно применить наглядность. Нарисовать картинки с правилами поведения и развесить их в групповой комнате и дома у ребенка. Так детский сад будет ассоциироваться у ребенка с домом [6].
Так как дети склонны подражать, речь у окружающих их взрослых должна быть безупречна. Ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении и речь педагога становится для него неким эталоном для подражания. Однако, речь у педагога должна быть не только правильной и понятной для воспитанника, важна выразительность речи и ее эмоциональность. Не у всех детей третьего года жизни хорошо развита речь, есть дети, которые не разговаривают или говорят только несколько слов. И задача воспитателя вовремя заметить таких детей, чтобы запланировать с ними индивидуальную работу. В этом ему поможет учитель-логопед, который работает в дошкольной образовательной организации. Бывает так, что в адаптационный период даже «говорящие» дети, замыкаются в себе и не разговаривают, тогда на помощь воспитателю приходят законные представители детей, заполняя анкеты, они отвечают на вопросы, среди которых есть вопросы о речи детей. Эти знания помогут воспитателю в работе с воспитанниками. Ребенку сложно общаться, когда отсутствует речь. Такие дети чаще вступают в конфликты, дерутся, кусаются, так как их не могут понять и это их злит. Но как только появляется речь они, как правило, становятся спокойными.
Педагоги играют, учат трудиться, но редко учат общению, поэтому педагог должен учить и инициировать потребность и желание ребенка разговаривать. Нужно «помогать» детям разговаривать со взрослыми, поддерживать каждое личное общение, зная, что содержание вещей для «детей в общении в период адаптации качественно изменяется. Важно» [21] знать и уровень форсированности предметно-игровых действий ребенка.
Важна работа методиста, медицинской сестры, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации в адаптационный период. Сотрудники создают условия в дошкольной образовательной организации, которые помогут воспитанникам в адаптационный период.
Методист дошкольной образовательной организации готовит документацию для прохождения адаптационного периода детей в дошкольной образовательной организации. Проводит семинары и консультации для педагогов первой младшей группы и для родителей.
Педагог-психолог проводит консультации и тренинги для сотрудников дошкольной образовательной организации, где рассказывает им об особенностях адаптационного периода. Рассказывает о возрастных особенностях детей третьего года жизни, готовит печатный материал, также проводит работу с родителями и консультирует их по вопросам адаптации. Проводит работу с детьми по профилактике дезадаптации. Помогает педагогам заполнять адаптационные листы, карты нервно-психического развития, листы наблюдений и наблюдает за детьми первой младшей группы во всех режимных моментах. Проводит коррекционную работу с детьми по запросам родителей (законных представителей).
Важна также работа музыкального руководителя, который проводит занятия с детьми, повышая эмоциональное настроение.
Инструктор по физической культуры, также проводит занятия с детьми. Играет с ними в подвижные игры, проводит в игровой форме утреннюю гимнастику. И заряд бодрости сохраняется на целый день.
Важна работа младшего воспитателя, который является главным помощником воспитателя. Он помогает одевать детей на прогулку, укладывает спать, кормит детей. Она также должна знать возрастные и индивидуальные особенности детей, чтобы лучше понимать их.
Несомненно, большая часть работы во время адаптации ложится на плечи воспитателя адаптационной группы, так как он находится постоянно с воспитанниками. За месяц до прихода детей в дошкольную образовательную организацию он проводит родительское собрание, на котором присутствуют заведующий дошкольной образовательной организации, методист, медицинская сестра, педагог-психолог, специалисты дошкольной образовательной организации, где законных представителей знакомят с режимными моментами, правилами посещения дошкольной образовательной организации, с особенностями адаптационного периода, возрастными особенностями детей, раздают наглядную информацию (памятки, буклеты). На индивидуальных консультациях воспитатель раздает родителям анкеты, которые помогут педагогу лучше узнать ребенка, его индивидуальные особенности. Все это поможет педагогу в работе с детьми. Педагог объясняет родителям, что в первые дни посещения дошкольной образовательной организации родители могут находиться с детьми и, наблюдая за педагогом, могут многому от нее научиться, так как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Они научатся, как правильно играть с детьми, общаться с ними, как правильно читать книги и многому другому.
Налаженная работа всего коллектива дошкольной образовательной организации и законных представителей детей поможет создать такие условия для прохождения адаптационного периода, которые позволят воспитанникам пройти период адаптации спокойно, и исключит дезадаптацию.
Работая с детьми, сотрудники дошкольной образовательной организации должны соблюдать основные правила: отслеживать эмоциональное состояние воспитанников, быть внимательными, доброжелательными, помнить о технике безопасности, следить за физическим состоянием воспитанников.
С «приходом ребенка в дошкольную организацию его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а конечно, потенциально, страшного другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, та может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и так далее)» [5].
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова отмечают, что «играя, дети знакомятся с окружающей средой, расположением предметов в ней. Так, например, в игре «Найди игрушку», отыскивая игрушку, они учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне, узнавать предметы, принадлежащие конкретному ребенку. Также можно загадывать местоположение игрушки через функции и особенности посещения («там моют посуду», через действия «лежит тихо, закрыв глаза») и так далее. Затем переходят к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Педагог может провести экскурсию по детскому саду, а потом экскурсии в кабинеты специалистов» [4].
Для снятия эмоционального напряжения и сближения детей проводят различные коммуникативные игры со всеми детьми, которые очень нравятся детям. Например, «Игра-представлялка».
Цель игры – снятие у детей эмоционального напряжения, развитие коммуникации, развитие мелкой моторики рук, речи, внимания, памяти, мышления.
Первый вариант – игра «Сварим суп». Проводится перед обедом.
Дети садятся полукругом. Педагог предлагает сварить суп, но суп не обычный, а волшебный. Педагог спрашивает детей, что нам нужно для супа для супа (кастрюля). Дети берут воображаемую кастрюлю, ставят ее на воображаемую плиту, наливают воду, чистят овощи, нарезают их и готовят суп. И так далее.
Все действия озвучиваются и имитируются действиями: шум воды (протяжно шипим), чистка овощей (звук Ж-Ж-Ж), трем морковку на терке (вжик-вжик).
Когда суп «приготовился» педагог говорит, что сейчас мы пойдем обедать и попробуем свой суп. Как правило, после такой игры у детей очень хороший аппетит и они с удовольствием съедают весь обед.
Второй вариант – игра «Прогулка в лес». Проводится перед прогулкой.
Дети сидят полукругом, педагог сообщает, что они пойдут в лес (принцип проведения такой же, как и у игры первого варианта)
Для сохранения эмоционально-комфортной обстановки в группе воспитателю нужно провести игры на сближение детей. Такие как: «Раздувайся, пузырь!», «Чьи вещи?», «Солнечный зайчик», «Солнышко» [4].
Чтобы поддержать эмоциональный тонус малышей внутренне расслабится ребятам, «Л. Пыжьянова предлагает использовать игры-развлечения. Нужно стремиться к тому, чтобы дети умели играть и действовали самостоятельно, а взрослый как дирижер, советчик, подсказывая и показывая, обогащал игру» [18].
«Правила к играм, проводимым в адаптационный период:
– игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
– игры не должны быть слишком длинными (лучше играть с детьми несколько раз в день, но понемногу);
– игры должны использовать копии реальных предметов, а не их заместителей;
– всем детям давать одинаковые предметы;
– инициатором игры выступает взрослый» [10].
Для становления у воспитанников благоприятного отношения к дошкольной образовательной организации, А.С. Роньжина просит «подобрать игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом дошкольной образовательной организации. При составлении плана игр учитывается:
– принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри коррекционной работы);
– начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка» [19].
«При проведении режимных процессов основная роль принадлежит воспитателю. Создание у воспитанника положительного отношения ко всем действиям, оттачивая разные умения, соответствующие возрастным и личностным возможностям, потребность в отношении со взрослыми и воспитанниками, – все это помогает в решение образовательных задач уже в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации и, тем самым, ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса» [19].
Несомненно, лучшим условием для прохождения адаптационного процесса является специально созданные психолого-педагогические условия, которые создает весь педагогический коллектив задолго до прихода новых детей в первую младшую группу. Примерно за 2-3 месяца. Это и подготовка групповой комнаты, закупка определенного оборудования, пособий с обязательным учетом детей с ограниченными возможностями здоровья, так как для них нужно создавать специальные условия нахождения в дошкольной образовательной организации. Обязательная работа с родителями (законными представителями) детей. Это и предварительное знакомство с родителями, проведение родительского собрания, индивидуальных консультаций, создание памяток и брошюр, заполнение анкет, сбор различной информации по прохождению адаптационного периода воспитанниками. Работа специалистов с педагогами и младшим персоналом по вопросам адаптации воспитанников. Такие как семинары, тренинги, консультации, мастер классы, которые проводит методист, педагог-психолог, учитель-логопед дошкольной образовательной организации. И главное – это работа с воспитанниками первой младшей группы. Это: щадящий режим поступления и нахождения детей в дошкольной образовательной организации, который зависит от индивидуальных особенностях детей; учет возрастных особенностей, особенностей здоровья, темперамента, привязанности к родителям и психологических особенностей. Занятость детей во все режимные моменты также важна. Благодаря, всей проделанной работе по созданию психолого-педагогической условий, адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации пройдет гладко и спокойно.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф