Скоро защита?
Меню Услуги

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 


Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации

 

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 2-3 лет, 20 родителей. Списочный состав детей представлен в приложении А.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

Исходя из теоретических положений, в исследованиях Н.М. Аксариной, В.А. Алямовской, Г.В. Пантюхиной, Л.Н. Павловой, К.Л. Печоры, Н.В. Соколовской для определения уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации «мы выделили следующие показатели:

– эмоциональное самочувствие ребенка;

– социальные контакты ребенка;

– сон ребенка;

– аппетит ребенка» [16].

Для изучения выделенных показателей, нами были подобраны следующие диагностические методы и методики, представленные в диагностической карте в таблице 1:

– анкетирование законных представителей; диагностическая методика «Готовность Вашего ребенка к поступлению в детский сад» (автор Н.В. Соколовская);

– «наблюдение за деятельностью и особенностями протекания адаптационного периода» [14] у воспитанников; диагностическая методика «Успешность адаптации детей 2-3 лет в условиях дошкольного учреждения» (автор А. Остроухова) – 4 серии.

 

Таблица 1 – Диагностическая карта

Шкалы оценивания этих показателей представлены в содержании диагностических методик.

Анкета для родителей (законных представителей) «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад» (автор: Н.В. Соколовская).

Цель: выявить уровень готовности детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

Для диагностики особенностей воспитанников необходимы сведения, получаемые в результате опроса родителей (законных представителей), так как только они предоставят нужные сведения о воспитаннике, которые будут определять первый прогноз его адаптации к дошкольной образовательной организации.

Материал: бланк анкеты «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад».

Содержание. Родители (законные представители) дают ответы на вопросы анкеты. При ответах родителям (законным представителям) нужно учитывать обычные реакции ребенка третьего года жизни на разные ситуации.

«Критерии оценки результата:

– настроение – номер вопроса 1; возможные баллы: 3, 2, 1;

– сон – номера вопросов 2, 3, 4; возможные баллы: 3, 2, 1;

– аппетит – номер вопроса 5; возможные баллы: 4, 3, 2, 1;

– игровая и познавательная активность – номера вопросов 7, 9, 12, 13; возможные баллы: 3, 2, 1;

– общение с взрослыми и сверстниками – номера вопросов 8, 10, 11; возможные баллы: 3, 2, 1;

– аффектная привязанность к взрослому – номера вопросов 14, 15;возможные баллы: 3, 1.

Интерпретация результатов:

– высокий уровень готовности к поступлению в детский сад (готов) – от 40 до 55 баллов;

– средний уровень готовности к поступлению в детский сад (условно готов) – от 24 до 39 баллов;

– низкий уровень готовности к поступлению в детский сад (не готов) – от 16 до 23 баллов» [22].

Результаты.

После обработки данных, которые предоставлены экспериментатору 20 родителями (законными представителями) детей 2-3 лет был выявлен уровень готовности детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Количественные результаты представлены в таблице 2 и в приложении Б.

 

Таблица 2 – Доля воспитанников, имеющих различные уровни готовности     к дошкольной образовательной организации (в % от общего числа воспитанников)

Наглядно результаты представлены на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Уровень готовности детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации

 

Оценив полученные сведения, можем констатировать, что высокий уровень готовности к поступлению в ДОО условно имеют 5 детей (25%), средний уровень готовности к поступлению в ДОО условно имеют 11 детей (55%) и низкий уровень готовности к поступлению в ДОО (не готов) условно имеют 4 ребенка (20%).

Итак, у 15 воспитанников (75%) был зафиксирован средний или низкий уровень готовности к поступлению в ДОО, то есть несовершенный уровень готовности к условиям ДОО. Данные получены при помощи анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников и наблюдений за воспитанниками.

Метод наблюдения.

Критерии наблюдения:

– «поведенческие реакции;

– уровень нервно-психического развития;

– заболеваемость и течение» [16] адаптации;

– антропометрические показатели.

Диагностика адаптации полагает участие различных представителей ДОО: медицинского работника, педагога, педагог-психолога, родителей (законных представителей).

Здоровье воспитанника, шкала болезни, антропометрические данные –это сфера медицинского работника.

Контроль за динамикой приспособления проводится с первого дня адаптации воспитанника ДОО и до полного приспособления, затем поводится итог о степени адаптации воспитанника.

Для выявления успешности адаптации воспитанников использовали диагностическую методику «Успешность адаптации детей 2-3 лет в условиях дошкольного учреждения» (автор: А. Остроухова) [14].

Было проведено 4 серии этой методики, организуя контроль за определенными факторами поведенческой адаптации.

Цель методики: определить уровень адаптации детей третьего года жизни к ДОО по выделенным показателям.

Цель 1 серии: определить особенности эмоционального самочувствия детей третьего года жизни.

«Цель 2 серии: выявить наличие / отсутствие аппетита у детей» [14] третьего года жизни.

«Цель 3 серии: выявить особенности протекания дневного сна у детей» [14] третьего года жизни.

«Цель 4 серии: выявить особенности и проявления коммуникативной сферы детей» [14] третьего года жизни.

Материал: карта адаптации на каждого воспитанника.

Содержание: педагог ведет контроль за процессом адаптации каждого воспитанника и заносит данные в специальный протокол – адаптационную карту.

Шкала оценивания результата. Чтобы выявить успешность / не успешность адаптации ребенка третьего года жизни к ДОО, нужно изучить «поведенческие реакции (они же называются факторами поведенческой адаптации):

– особенности эмоционального самочувствия;

– наличие / отсутствие аппетита;

– сон в тихий час;

– особенности коммуникативной сферы.

Выводы о продолжительности периода адаптации. Каждая из поведенческих реакций» [14] «оценивается от +3 баллов (отличная адаптация) до -3 баллов (полная дезадаптация).

Для удобной обработки и во избежание необъективного объяснения даются краткие характеристики разных оценок» [14] (+1, +2, +3, 0, минус 1, минус 2, минус 3).

При сложении всех четырех факторов поведенческой адаптации можем получить от минус 12 баллов до +12 баллов. «В интервале между этими суммарными показателями устанавливается тот или иной уровень адаптации» [14]. Продолжительность адаптационного процесса может быть всего один день. Когда для социализации ребенка в ДОО достаточно одного дня. Адаптация может затянуться на несколько недель или месяцев

Итоги об уровне адаптации воспитанника делаются на основе взаимоанализа продолжительности периода адаптации (А) и баллов, полученных в рамках поведенческих реакций (П). Критерии оценки по уровням адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации представлены в таблице 3.

Результаты анализа карт адаптации детей представлены в таблице 4.

Наглядно в процентном соотношении уровни адаптации можно увидеть на рисунке 2.

 

 

Таблица 3 – Критериальная таблица по уровням адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации

 

Таблица 4 – Уровень адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации (констатирующий этап)

 

 

Рисунок 2 – Уровень адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации (констатирующий этап)

Оценка эмоционального самочувствия, деятельности воспитанников, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи, аппетита детей позволил нам условно отнести каждого воспитанника к одной из групп адаптации и дать характеристику каждой группе:

– к первой группе (дезадаптация) условно относится 1 воспитанник (5%). У него всегда подавленное настроение, сопровождающееся сильным плачем, ребенок отказывается от приема пищи, его кормление очень затруднительно; он не засыпает, постоянно плачет и проявляет агрессию, препятствует играм сверстников;

– ко второй группе (сложная адаптация) условно относятся 2 ребенка (10%). Они часто плачут, проявляют плаксивость, чаще всего начинают плакать «за компанию»; плач характеризуется приступообразностью; дети отклоняют ряд блюд, во время приема пищи показывают свои капризы, или демонстрируют низкий уровень аппетита, взрослый наблюдает, чтобы они принимали пищу, а дети едят долго и неохотно; они долго плачут перед тем, как заснуть, сон тревожен, беспокоен; дети постоянно грустят, тревожны, отказываются общаться с воспитанниками, когда их зовут в;

– к третьей группе (средняя адаптация) условно относятся 10 воспитанников (50%). Дети замкнуты, задумчивы; они демонстрируют обычный аппетит, принимают пищу, пока не насытятся или демонстрируют выборочный аппетит, начинают принимать пищу хорошо, но затем аппетит спадает; дети засыпают не быстро и, хотя спят достаточно спокойно, сон не глубокий и недолгий; дети могут поиграть со сверстниками; они часто просятся на ручки;

– к четвертой группе (легкая адаптация) условно относятся 7 детей (35%). Дети имеют удовлетворительное эмоциональное состояние, они активные, веселые, подвижные, жизнерадостные, спокойные, у них хорошее настроение, они часто улыбаются; дети демонстрируют хороший аппетит, съедают всю порцию с удовольствием; сон детей спокойный, они быстро засыпают, сон характеризуется глубиной; дети положительно адекватно реагируют на любое предложение взрослого, вокруг этих детей немало сверстников, с которыми они с удовольствием играют, адекватно реагируют на желание общаться.

Итак, результаты диагностики адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО определили группу воспитанников, которые не приспособились к ДОО, их адаптационный период превысил 4 недели. С данными воспитанниками нужно провести организованную работу с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей (законных представителей).

 

2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации

 

Итоги констатирующего эксперимента доказали важность реализации психолого-педагогических условий для успешной адаптации воспитанников третьего года жизни к дошкольной образовательной организации, исходя из того, что почти у 75% воспитанников зафиксирован средний и низкий уровень адаптации.

Цель формирующего эксперимента: экспериментально проверить обоснованные нами психолого-педагогические условия успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

Мы предположили, что успешная адаптация детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий:

– организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

– организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации;

– создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.

При разработке содержания формирующего эксперимента мы опирались на исследования К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Н.В. Соколовской.

Экспериментальная работа по повышению уровня адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО проходит поэтапно, каждый этап направлен на решение определенных целей и задач.

1 этап – работа с родителями (законными представителями), предполагает следующее:

– информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями), которая включает в себя групповые и индивидуальные консультации; информирование родителей об особенностях адаптации и условиях, обеспечивающих наиболее благоприятное протекание адаптационного периода у воспитанника;

– оптимизация взаимоотношений родителей (законных представителей) и воспитанников для успешной адаптации;

– подготовка воспитанника к поступлению ДОО через общую с родителями (законными представителями) деятельность в новой для воспитанника общественной среде, идентификации ребенка с опытом близкого взрослого, что способствует менее травматично отделиться от него, чаще всего от матери, постепенно войти в социум и легче адаптироваться к новым условиям к дошкольной образовательной организации.

На данном этапе происходит реализация психолого-педагогического условия – организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации и учет индивидуальных особенностей адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации в процессе работы с ними.

На первом этапе исследования была консультация с родителями (законными представителями) за одну неделю до поступления воспитанника в группу дошкольной образовательной организации. Родителям (законным представителям), предлагалось ответить на вопросы анкеты «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад» (автор: Н.В. Соколовская), отвечая на вопросы, дали характеристику своему ребенку. При анализе данной анкеты нами были сделаны выводы об особенностях поведения ребенка, его навыков, интересах и так далее. Это помогает педагогу находить правильный подход к каждому ребенку правильно контактировать с детьми в период адаптации, поддержать детей в привыкании к новым для них условиям.

В таблице 5 представлены методы и приемы работы с родителями (законными представителями).

 

Таблица 5 – Методы и приемы работы с родителями в адаптационный период

 

Во время консультаций мы выясняли у родителей (законных представителей) бытовые условия жизни воспитанника в семье, состояние его здоровья, особенности характера, поведения, темперамента, сформированные привычки, особенности режима дня и построения взаимоотношений между взрослыми; знакомили с сотрудниками ДОО, которые будут работать с воспитанниками; детально рассказывали о режиме дня воспитанников в детском саду. Использовали при этом наглядную информацию: подготовили буклеты и памятки.

2 этап – работа с детьми.

На данном этапе происходит реализация психолого-педагогического условия – организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации.

И реализация психолого-педагогического условия – создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.

Работа на этом этапе нацелена на стабилизацию их эмоционального настроя, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитие познавательно-исследовательской и игровой активности, уверенности в собственных силах. Главными педагогическими требованиями на этапе работы с воспитанниками были учет индивидуальных особенностей адаптации детей третьего года жизни к ДОО в процессе построения работы с ними и создание эмоционально-благоприятной атмосферы в первой младшей группе.

Этапы адаптации, в соответствии с которыми выстраивается работа, представлены в таблице 6.

С воспитанниками мы общались в игровой форме, использовали как индивидуальные, так и групповые формы организации общения.

Также мы продолжали работать с родителями (законными представителями) детей третьего года жизни.

 

Таблица 6 – Работа с детьми и родителями с учетом фазы адаптации ребенка

 

Программа работы с детьми и их законными представителями, была направлена на повышение уровня адаптации детей, поступивших в ДОО, к условиям дошкольной образовательной организации, учитывая социальные, психологические факторы, влияющие на уровень адаптации детей к ДОО.

Для проверки результативности нашей формирующей работы по реализации в условиях ДОО психолого-педагогических условий успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации, будет проведен контрольный срез.

 

2.3 Выявление динамики уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации

 

Цель контрольного эксперимента: определение результативности психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к ДОО.

На этапе контрольного эксперимента использовали показатели, 4 серии диагностической методики и критерии оценки результатов, повторяющий констатирующий эксперимент.

Экспериментальную работу проводили с детьми третьего года жизни. Использовался метод наблюдения: проведена диагностическая методика «Успешность адаптации детей 2-3 лет в условиях дошкольного учреждения» (автор А. Остроухова), 4 серии.

Провели 4 серии данной методики, организовали наблюдение за факторами поведенческой адаптации.

Цель методики: выявить динамику уровня адаптации детей третьего года жизни к ДОО.

Цель 1 серии: выявить динамику эмоционального состояния детей третьего года жизни.

Цель 2 серии: выявить динамику наличия аппетита у детей третьего года жизни.

Цель 3 серии: выявить динамику в организации протекания дневного сна у детей третьего года жизни.

Цель 4 серии: выявить динамику проявлений коммуникативной сферы детей третьего года жизни.

Установление поведенческих реакций (П) в соответствии с отметкой причины адаптации.

  1. Особенности эмоционального самочувствия ребенка:

+ 3 балла – «ребенок активный, веселый, подвижный, жизнерадостный;

+ 2 балла – ребенок спокойный, настроение хорошее, часто улыбается;

+ 1 балл – ребенок замкнут, задумчив;

– 1 балл – ребенок часто хнычет, проявляет плаксивость;

– 2 балла – ребенок чаще всего начинает плакать «за компанию», его плач характеризуется приступообразностью;

минус 3 балла – у ребенка постоянно удрученное настроение, сопровождающиеся сильным плачем, определяющий как плач профилактический.

  1. Наличие / отсутствие аппетита у ребенка:

+ 3 балла – у ребенка хороший аппетит, он съедает всю порцию с удовольствием;

+ 2 балла – у ребенка обычный аппетит, принимает пищу, пока не насытится;

+ 1 балл – у ребенка выборочный аппетит, он не отказывается от еды, но аппетит спадает;

– 1 балл – ребенок отказывается от некоторых блюд, во время приема пищи капризничает;

– 2 балла – у ребенок плохой аппетит, ест долго и неохотно;

– 3 балла – у ребенка нет аппетита, его кормление затруднено.

  1. Протекание дневного сна ребенка:

+ 3 балла – сон ребенка спокойный, быстро засыпает, сон характеризуется глубиной;

+ 2 балла – сон ребенка спокойный;

+ 1 балл – ребенок засыпает медленно, спит спокойно, сон у него неглубокий и недолгий;

– 1 балл – ребенок долго хнычет, перед тем как заснуть, сон его» тревожный;

– 2 балла – ребенок долго плачет, перед тем как заснуть, сон его беспокойный;

– 3 балла – ребенок не засыпает, постоянно плачет».

  1. Особенности коммуникативной сферы ребенка, установления социальных контактов со сверстниками»:

+ 3 балла – рядом ребенка много сверстников, с которыми он с удовольствием играет;

+ 2 балла – ребенок неохота может поиграть со сверстниками, часто просится на руки;

+ 1 балл – ребенок замкнут, его не интересуют игры со сверстниками»;

– 1 балл – ребенок постоянно грустит, отказывается взаимодействовать со сверстниками, даже если его привлекли в игру»;

– 2 балла – ребенок тревожен, если начинает взаимодействие со сверстниками, быстро заканчивает его»;

– 3 балла – ребенок враждебен, проявляет агрессию, препятствует играм сверстников».

Основные симптомы успешного адаптационного периода:

– удовлетворительное эмоциональное» самочувствие;

– хороший аппетит;

– адекватное реагирование на любое предложение взрослого, при общении с детьми адекватные реакции на действия и коммуникативные проявления сверстников.

Результаты анализа карты адаптации детей представлены в таблице 7. В процентном соотношении уровни адаптации можно увидеть на рисунке 3.

 

Таблица 7 – Уровень адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации (контрольный этап)

 

 

Рисунок 3 – Уровень адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации (контрольный этап)

Оценка эмоционального самочувствия, деятельности детей, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи, аппетита детей позволили нам условно отнести каждого ребенка к одной из групп адаптации:

– к группе дезадаптация условно не относится ни один ребенок;

– к группе сложной адаптации условно относится 1 ребенок (5%);

– к группе средней адаптации условно относятся 7 детей (35%);

– к группе легкой адаптации условно относятся 12 детей (60%).

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО оказалась успешной, это подтверждают количественные данные:

– количество детей третьего года жизни с легкой степенью адаптации увеличилось на 25%;

– количество детей третьего года жизни со средней степенью адаптации снизилось на 15%;

– количество детей третьего года жизни со сложной степенью адаптации снизилось на 5%;

– количество детей третьего года жизни с дезадаптацией снизилось на 5%.

Доказано, что у большего количества детей улучшилось эмоциональное самочувствие, нормализовался сон и аппетит, дети научились налаживать правильные социальные контакты с взрослыми и сверстниками.

Итогом проделанной работы, является вывод о том, что теоретически обоснованные и экспериментально апробированные психолого-педагогические условия действительно способствуют успешной адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

 

Заключение

 

Научные концепции действия приспособления рассматриваются в работах А.А. Началджян, А.А. Реана; трудности адаптации детей дошкольного возраста выявлена в исследовательских работах Н.М. Аксариной, Л.Н. Павловой, А.А. Алямовской, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.В. Беокиной, Д.Н. Исаева, Н.П. Бадьиной и других.

Исследования социальной адаптации можем найти в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика.

Особенности психологической адаптации детей третьего года жизни в

дошкольной образовательной организации, важные закономерности психического развития детей, факторы их психологического благополучия изучает в своих исследованиях Т.В. Костяк.

О зависимости характера адаптации детей, их индивидуальных особенностях и особенностях нервной системы, от возраста пишут в своих исследовательских работах педагоги и медики Н.М. Аксарина и Н.П. Жукова.

Авторы едины во мнении, что значительная роль в период адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации отводится педагогу и его работе с родителями ребёнка. Этот вопрос остаётся актуальным и сейчас, что и определило тему бакалаврской работы.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 2-3 лет, 20 родителей.

Исходя из теоретических положений, в исследованиях Н.М. Аксариной, В.А. Алямовской, Г.В. Пантюхиной, Л.Н. Павловой, К.Л. Печоры, Н.В. Соколовской мы выделили показатели и подобрали диагностические методы и методики для выявления уровня адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

Оценка эмоционального самочувствия, деятельности воспитанников, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи, аппетита детей позволил нам условно отнести каждого воспитанника к одной из групп адаптации:

– к первой группе (дезадаптация) условно относится 1 воспитанник (5%);

– ко второй группе (сложная адаптация) условно относятся 2 ребенка (10%);

– к третьей группе (средняя адаптация) условно относятся 10 воспитанников (50%);

– к четвертой группе (легкая адаптация) условно относятся 7 детей (35%);

Итоги констатирующего эксперимента доказали важность реализации психолого-педагогических условий для успешной адаптации воспитанников третьего года жизни к дошкольной образовательной организации, исходя из того, что почти у 75% воспитанников зафиксирован средний и низкий уровень адаптации.

Целью формирующего эксперимента было экспериментально проверить обоснованные нами психолого-педагогические условия успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

Мы предположили, что успешная адаптация детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий:

– организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.

– организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации;

– создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.

При разработке содержания формирующего эксперимента мы опирались на исследования К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Н.В. Соколовской.

Экспериментальная работа по повышению уровня адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО проходила поэтапно, каждый этап был направлен на решение определенных целей и задач.

1 этап – работа с родителями (законными представителями). На данном этапе происходила реализация психолого-педагогического условия – организация просвещения родителей (законных представителей) по вопросам адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации и учет индивидуальных особенностей адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации в процессе работы с ними.

2 этап – работа с детьми. На данном этапе происходила реализация психолого-педагогических условий: организация работы с детьми третьего года жизни с учетом индивидуальных особенностей адаптации детей к дошкольной образовательной организации; создание эмоционально-благоприятной атмосферы для детей в адаптационный период.

Работа на этом этапе была нацелена на стабилизацию эмоционального настроя детей, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитие познавательно-исследовательской и игровой активности, уверенности в собственных силах. Главными педагогическими требованиями на этапе работы с воспитанниками были учет индивидуальных особенностей адаптации детей третьего года жизни к ДОО в процессе построения работы с ними и создание эмоционально-благоприятной атмосферы в первой младшей группе.

Для проверки результативности нашей формирующей работы по реализации в условиях ДОО психолого-педагогических условий успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации, будет проведен контрольный срез.

По результатам контрольного среза можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО оказалась успешной, это подтверждают количественные данные:

– количество детей третьего года жизни с легкой степенью адаптации увеличилось на 25%;

– количество детей третьего года жизни со средней степенью адаптации снизилось на 15%;

– количество детей третьего года жизни со сложной степенью адаптации снизилось на 5%;

– количество детей третьего года жизни с дезадаптацией снизилось на 5%.

Доказано, что у большого количества детей улучшилось эмоциональное самочувствие, нормализовался сон и аппетит, дети научились налаживать правильные социальные контакты с взрослыми и сверстниками.

Итогом проделанной работы, является вывод о том, что работа по теоретическому обоснованию и экспериментальной апробации психолого-педагогических условий адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОО оказались успешной. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

 

Список используемой литературы

 

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Просвещение, 1991. 228 с.
  2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 57–64.
  3. Белкина В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
  4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2001. 189 с.
  5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М. : Просвещение, 1993. 170 с.
  6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. М.: Педагогика, 2004. 232 с.
  7. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 108 с.
  8. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ. М. : Сфера, 2006. 128 с.
  9. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. : Педагогика, 1999. С. 220.
  10. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста / Сост.: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г .В. Губанова. М. : Просвещение, 2003. 80 с.
  11. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М. : Айрис-пресс, 2006. 112 с.
  12. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 34–37.
  13. Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2000. 992 с.
  14. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. 2000. № 3. С. 16–18.
  15. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 3, кн. 2. М. : Педагогика, 1999. 354 с.
  16. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М. : Просвещение, 2006. 214 с.
  17. Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. 64 с.
  18. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2003. №2. С. 12-18.
  19. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2009. 184 с.
  20. Руденский Е. В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Новосибирск : Институт психологии личности, 2006. 96 с.
  21. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М. : Школа-Пресс, 2005. 162 с.
  22. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации. М. : Учитель, 2020. 188 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф