Скоро защита?
Меню Услуги

Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных ценностях. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет

2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет

 

Как мы уже отмечали в первой главе, в старший дошкольный возраст характеризуется большими изменениями в духовно-нравственном становлении ребёнка. Но именно этот возраст благоприятен для формирования ценностного отношения к семье.

Для подтверждения предполагаемой гипотезы о создании более успешного развития ценностного отношения к семье была организована экспериментальная работа. В экспериментальной работе принимали участие две подготовительные группы, общей численностью 50 человек. Формирующий эксперимент мы проводили в группе «Солнышко», дошкольники которого стали экспериментальной группой. Контрольной группой выступили дети  группы «Зайчонок» МАДОУ «Детский сад №273» г. Перми. Численность каждой группы была по 25 человек.

Основные задачи опытно-экспериментальной работы:

Начальный этап. На данном этапе мы провели констатирующий эксперимент. Это позволило нам выделить «начальный» уровень сформированности ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста.

Основной этап. Был проведён формирующий эксперимент, в ходе которого мы апробировали программу духовно-нравственной направленности в экспериментальной группе. В контрольной группе работа велась по традиционной методике, в рамках общей программы.

Заключительный этап. Был проведён контрольный эксперимент, который позволил изучить динамику уровня сформированности ценностного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста. После этого мы подвели итоги опытно экспериментальной работы.

На основе работ О.С. Пермовской [45], М.С. Кореньковой [34], С.П. Акутиной [3], П.Е. Кильдюшовой [29], И.В. Федосовой [65] нами были выделены компоненты сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников: когнитивный (осознанность ценностного отношения), эмоционально-чувственный (выраженность эмоций и чувств при проявлении отношений), поведенческо-деятельностный (активность поведения и деятельности). Критерии соответствуют возрастным характеристикам старших дошкольников.

Указанные критерии определяют основные показатели уровня сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников в условиях ДОУ.

На первом этапе констатирующего эксперимента нами была разработана диагностическая карта, представленная в таблице 1.

Констатирующий эксперимент был проведён в соответствии с логикой изучения качеств. Основываясь на показатели, мы выделили три линии в исследовании.

Первая линия была связана с изучением уровня сформированности когнитивного компонента.

Вторая линия связана с раскрытием уровня сформированности эмоционально-чувственного компонента.

Третье направление предполагало выявление уровня сформированности поведенческо-деятельностного компонента.

Для изучения уровня сформированности когнитивного компонента нами была использована анкета «Я и моя семья» Р.В. Овчарова. Цель диагностики изучить уровень сформированности семейных ценностей, значимость семьи в жизни старших дошкольников.

С каждым из воспитанников экспериментальной и контрольной группы психолог проводил беседу по предложенному по бланку с вопросами и вариантами ответов. Дошкольники должны были прочитать вопросы и выбрать один из предложенных вариантов ответов, который им ближе всего.

Таблица 1 — Диагностическая карта эксперимента

Анализ и выводы делаются в соответствии с ответами дошкольников. Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты (Рис.2):

В экспериментальной группе высокий уровень наблюдался у 8 % (2 человека); средний уровень был зафиксирован у 44 % (11 детей); низкий уровень был выявлен у 48 % (12 анкетируемых).

В контрольной группе мы отметили следующие показатели: высокий уровень у 12 % (3 человека), средний — 48 % (12 детей), низкий — у 40 % (10 человек).

Высокий уровень был выявлен у 5 из 50 детей. Это дети, у которых сформированы основы семейных ценностей, они почтительно относятся к родителям, проявляют уважительное отношение к старшим, с заботой и опекой относятся к младшим. Эти дети сами предлагают помощь в семейных делах. Им нравится та семья, в которой они живут и в дальнейшем хотели бы иметь такую же семью.

Рисунок 2. Уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи у старших дошкольников

Средний уровень был зафиксирован у 23 из 50 воспитанников. В семьях этих ребят существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье. Но семейные ценности они не всегда принимаются полностью, есть моменты, которые не устаивают ребенка. Этих детей больше привлекает совместный отдых и развлечения, нежели бытовые заботы и хлопоты. Такие дети достаточно успешно ощущают себя в семье. Но иногда бывают разногласия и недопонимания, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию. Семья в которой они живут нравится, но хотели бы изменить некоторые семейные правила.

Низкий уровень был отмечен у 22 из 50 воспитанников. Это дети, которые в семье ощущают себя не комфортно, без желания принимают участие в семейных делах, выбирают удовольствие перед деятельностью. С членами семьи контактируют неохотно, без особого желания. Традиции семьи не уважают и не соблюдают. Семейное окружение воспринимают как враждебную среду, нахождение в которой для них невыносимо. Часто у подобных детей наблюдаются нарушения нервно-психического здоровья.

Затем дошкольникам была предложена анкета С.П. Акутиной «Ценности и традиции моей семьи». Целью данного анкетирования было выявить знания дошкольников об истории семьи, существует ли семейный архив, есть ли традиции. С каждым ребенком психолог проводил беседу по вопросам анкеты, на которые они должны были ответить.

Рисунок 3. Уровень сформированности знаний об истории семьи у старших дошкольников

В результате данной диагностики было выявлено, что к высокому уровню относятся в экспериментальной и контрольной группах по 1 ребенку, что составляет 4%. Средний уровень был зафиксирован в экспериментальной группе у 36 % (9 человек), а в контрольной у 44 % (11 детей). Низкий уровень был отмечен в экспериментальной группе у 60 % (15 человек), а в контрольной у 52 % (13 детей).

По данной диагностике высокий уровень был отмечен у 2 дошкольников из 50. Дети с высоким уровнем сформированности знаний об истории семьи хорошо. Знают как познакомились, поженились их родители, другие родственники. Эти дошкольники могут рассказать и представить генеалогическое древо на уровне двух-трех поколений. Хорошо ориентируются в семейном альбоме, могут рассказать о родственниках, о торжествах и других моментах семейной жизни. Знают и понимают значимость семейных традиций.

Средний уровень был выявлен у 20 из 50 детей. Дошкольники со средним уровнем сформированности знаний об истории семьи частично знают о значении имен и происхождении фамилий родственников. Знают значимые праздники, но, когда они  происходят, не всегда знают. В родственных связях ориентируются не достаточно хорошо. Могут рассказать о семейных традициях, но, что они значат для семьи, не очень понимают.

У детей с низким уровнем сформированности знаний об истории семьи (а это 28 человек из 50) было выявлено, что они не знают значимых семейных дат. О родственных связях имеют плохое представление. В семейном фотоальбоме плохо ориентируются, многих родственников не знают по фотографиям. О семейных традициях ничего не могут рассказать, и что они значат для семьи, не понимают.

Следующий этап констатирующего эксперимента был связан с выявлением уровня эмоционально-чувственного компонента. Мы использовали диагностическую методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви и методику М.В. Мартынова «Семейные ценности».

Методика «Незаконченные предложения» позволила нам выявить осознаваемые и не осознаваемые установки дошкольников, выявить отношение к родителям, семье (Рисунок 4).

Рисунок 4. Уровень сформированности отношения к родителям, семье у старших дошкольников

Анализ результатов исследования позволил прийти к следующему. Положительное отношение к отцу, матери и семье в целом испытывают в экспериментальной группе 12 % (3 ребенка), а в контрольной 8 % (2 ребенка). Нейтральное отношение испытывают в экспериментальной группе 36 % (9 дошкольников), в контрольной — 28 % (7 ребенка). Отрицательное отношении к родителям и семье испытывают в экспериментальной группе 13 детей, что составляет 52%, а в контрольной 16 детей, что соответствует 64%.

В целом диагностика показала, что уважительное отношении и к отцу, и к матери демонстрируют 5 дошкольников из 50. Средний уровень был выявлен (то есть учтивое, обходительное отношение демонстрируют по отношению только к одному из родителей) у 16 из 50 дошкольников. Низкий уровень продемонстрировали 27 детей из 50.

Цель методики «Семейные ценности» М.В. Мартынова выявить представления старших дошкольников о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, заботе о младших и старших (Рисунок 5).

Рисунок 5. Уровень сформированности взаимопонимания между членами семьи у старших дошкольников

Анализируя результаты данной диагностики, мы выяснили, что дети понимают взаимоотношения между родственниками, почитают родителей, заботятся о младших и старших членах семьи, руководствуются моральными нормами и законами в соответствии с возрастными представлениями. Высокий уровень был выявлен в экспериментальной группе у 4 % (1 ребенок), в контрольной зафиксировали у 8 % (2 дошкольников).

Средний уровень был выявлен у 16 % (4 детей) в экспериментальной группе и у 20 % (5 дошкольников) в контрольной. Эти дети понимают взаимоотношения между родственниками, почитают родителей, но не всегда проявляют уважительное отношение к другим членам семьи, понимают необходимость соблюдения в жизни норм морали и права и в основном им следуют.

Низкий уровень мы зафиксировали у 80 % (20 детей) экспериментальной группы и у 72 % (18 ребенок) контрольной группы. Эти дошкольники не всегда понимают взаимоотношения между членами семьи, уважение к членам семьи носит ситуативный характер, имеют отрывочные представления о принципах и нормах морали.

Таким образом, высокий уровень взаимопонимания между членами семьи мы выявили у 3 из 50 детей, средний — у 9 ребят из 50, низкий — у 38 из 50 детей.

Рисунок 6. Уровень активного участия в жизни семьи у старших дошкольников

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы использовали «Методику исследования ценностных ориентаций» С.А. Степанова. Цель данной диагностики является выяснение уровня активного участия в семейной жизни старшего дошкольника (Рисунок 6).

В результате диагностики было выявлено, что высокий уровень участия в семейной жизни показали в контрольной группе у 4 % (1 ребенок), а в экспериментальной 0 %. Средний уровень зафиксировали в экспериментальной и контрольной группе по 24 % (по 6 детей).

Низкий уровень мы зафиксировали у 76 % (19 детей) экспериментальной группы и у 72 % (18 детей) контрольной группы.

Для дошкольников с высоким уровнем (был выявлен у 1 ребенок  из 50) характерна высокая значимость ценности семьи. Эти дети дорожат семейными традициями, обычаями. Они помнят даже о самих незначительных положительных мелочах, доставляющих радостные моменты в жизни членов семьи. В подготовке к семейным праздникам они всегда принимают самое активное участие. В дальнейшем эти дети хотят создать семью, похожую на семью их родителей.

Дошкольники со средним уровнем (были зафиксированы у 12 детей из 50) семью и семейные традиции воспринимают как нечто естественное. Подготовка к семейным праздникам проходит не без напоминания о помощи. Не знают дни рождения близких родственников. Родительскую заботу воспринимают как должное, само собой разумеющееся. Эти дети в будущем планируют создать семью, но не хотят, чтобы она была похожа на ту, в которой они живут сейчас.

Для дошкольников с низким уровнем (37 детей из 50) характерно потребительское отношение. Они считают, что родители должны и обязаны им прощать все проступки, должны давать деньги на их нужды. В семейных праздниках участие принимают редко и с неохотой. Сами же они считают, что ничего и никому не должны.

Обобщая данные, мы охарактеризовали уровни сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников (Рис. 7).

Рисунок 7. Итоговый уровень сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников

Высокий уровень в экспериментальной группе был выявлен у 4 % (1 ребенок), а в контрольной — у 8 % (2 человека). У этих детей сформированы достаточно глубокие знания и представления о семье, семейных ценностях, семейных традициях. Проявляют повышенный интерес и демонстрируют положительные эмоции к родителям, младшим и старшим членам семьи. Соблюдают правила общения с членами семьи и взрослыми, находят способы разрешения конфликтных ситуаций. Узнают информацию по различным вопросам от членов семьи и оформляют её, охотно участвуют в создании родословной, принимают активное участие в конкурсах, фестивалях, связанных с семьей, семейными традициями.

Средний уровень мы выявили в экспериментальной и контрольной группе на одинаковом уровне по 8 человек, что составило по 32%.

У этих ребят накоплен определенный объем знаний о семье, семейных ценностях, семейных традициях, обязанности и права её членов, которые еще не являются глубокими и системными. Ребенок проявляет интерес и эмоционально-положительное отношение к родителям, младшим и старшим членам семьи, но недостаточно сильно и долго. Чаще всего занимает позицию ведомого исполнителя в процессе создания родословной, участия в семейных конкурсах.

Низкий уровень был зафиксирован в экспериментальной группе у 16 детей, что составило 64%, а в контрольной группе у 15 человек, что составило 60%.

Эти дошкольники продемонстрировали отсутствие или накопление минимума знаний и представлений о семье, семейных ценностях, семейных традициях. Они не знают семейных дат, не интересуются родственными отношениями, не всегда понимают взаимоотношения между родственниками. В семейном альбоме ориентируются трудно, иногда путают родственников по именам. Проявляют безразличие, не вызывающее эмоционального отношения к родителям, младшим и старшим членам семьи. Занимает позицию пассивного наблюдателя в семейных праздниках, конкурсах и викторинах, связанных с семьей.

Таким образом, полученные результаты по составляющим элементам в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе свидетельствуют о низком уровне сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Низкий и средний уровни сформированности ценностного отношения к семье выявлен у 24 детей экспериментальной группы, что составило 96% и 23 детей контрольной группы, что составило 92%. Подтвердилась необходимость развития ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе.

2.2. Реализация экспериментальной методики формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет

 

Чтобы экспериментально проверить методику, направленную на формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников, нами был изучен педагогический опыт, способствующий развитию ценностного отношения к семье у детей в учебно-воспитательном процессе.

Цель формирующего эксперимента — повысить уровень сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Для осуществления обозначенной цели была разработана программа духовно-нравственной направленности для старших дошкольников «Моя семья — моё богатство» .

Программа «Моя семья — мое богатство», духовно-нравственной направленности, направлена на формирование активной жизненной позиции и представления о современной семье, становления гражданского самосознания личности, осознания дошкольниками семейных ценностей.

Данная программа направлена на глубокое изучение своей семьи: истории, традиций, родословной. Для подготовки к занятиям, необходимо узнавать информацию от членов семьи, что будет способствовать развитию доверительных отношений в семье. Совместная деятельность детей со взрослыми формирует социальные и коммуникативные навыки, развивает мышление, память, внимательность. В течение года предусмотрено выполнение семейных проектов.

Программа «Моя семья — моё богатство» ориентирована на воспитанников подготовительных групп и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятой группой, так и с группой воспитанников. Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа, из них 10 часов теории и 24 часа — практических занятий (Приложение 1). Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

В результате освоения программного материала, обучающиеся узнали:

—         семейные ценности;

—         обязанности и права членов семьи;

—         правила общения с членами семьи, взрослыми;

—         правила ведения здорового образа жизни.

Формирующий этап педагогического эксперимента был поделен на три раздела: «Семейные ценности», «История семьи», «Традиции». В результате занятий у детей накапливался материал для составления родословной. Этому способствовало введение в процесс работы над проектами. Детям важно осмысливать свой личный опыт, чтобы приобрести ценный опыт. За время занятий ребята подготовили несколько проектов: «Родословное древо», «Карта путешествий», «Кулинарная книга моей семьи», «Календарь семейных праздников».

Формированию ценностного отношения к семье способствуют игровые технологии. Поэтому почти во все наши занятия были включены игры. Игра как метод даёт возможность перевести пассивное владение ценностями в умение использовать их в практической деятельности.

Ценность семьи нашла своё отражение в народных пословицах и поговорках. Народные изречения вводят ребенка в мир ценностных ориентаций. Пословицы и поговорки побуждают детей к размышлениям или действиям. Во время проведения эксперимента ребята подобрали большое количество пословиц и поговорок, связанных с семьей. Совместно с родителями они объясняли значение пословиц, отмечали как часто эти пословицы и поговорки звучат в их семьях.

Остановимся более подробно на формах и методах программы.

Программа построена таким образом, что на занятиях дошкольники не только получали теоретические знания, но и добывали их самостоятельно.

Блок «Семейные ценности» был направлен на формирование ценностного отношения к родителями и семьи в целом. В основном занятия этого блока строились в форме нравственных бесед и сюжетно-ролевых игр. На занятиях этого блока мы использовали структуру занятий, в ходе которого происходила частая смена деятельности, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии дошкольников и давало возможность поддерживать постоянный интерес к занятию.

В ходе этих занятий большинство ребят принимали активное участие в беседах, делились своим личным опытом, переживаниями. Нами для создания беседы были использованы рассказы Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, К.Г. Паустовского. При обсуждении нравственных качеств и поступков героев ребята не только приводили примеры из жизни, но и сравнивали действия героев рассказов со своими поступками. Особое оживление при обсуждении на занятиях вызвал рассказ Л.Н. Толстого «Дед». Ребята вспоминали своих бабушек и дедушек, своё поведение по отношению к ним. В ходе обсуждения поступков многие приводили в пример пословицы, как подтверждение своих слов.

В ходе занятия «Забота о младших и старших» была создана картотека игр для младших братишек и сестрёнок. Ребята вспоминали в какие игры они любят играть. На занятиях мы обсуждали как в старину пествовали малышей, какие игрушки для них делали. Работу по этой теме ребятам было предложено продолжить дома: обсудить со старшими членами семьи в какие игры они играли, составить картотеку семейных игр. В самые интересные, по мнению ребят, игры были проиграны с ними на следующем занятии: «Крокодильчик», «Резиночки», «Карусель».

Занятие «Этикет на каждый день» мы провели в форме сюжетно-ролевой игры, где ребята разыграли бытовые сценки, в которых с большим удовольствием участвовали. Ребята разделились на несколько команд- семей по три — четыре человека. Каждая команда должна была проиграть определенную задачу. Например, поход семьёй в магазин или в театр, сборы ребёнка в школу или детский сад. Ребята в ходе подготовки вели бурные обсуждения. После инсценировки мы совместно обсуждали действия каждого «члена семьи». Ребята давали оценку поступкам, комментировали, как можно было бы поступить по-другому.

На занятии «Святость отцовства и материнства» с ребятами обсуждалась «Притча о блудном сыне». Затем мы посмотрели мультфильм, снятый по ненецкой народной сказке «Кукушка». Просмотр мультфильма также закончился бурным обсуждением.

Блок «История семьи» был направлен на формирование когнитивного компонента и поддержание интереса к истории семьи дошкольников. В ходе занятий этого блока ребята с большим интересом слушали теоретический материал, задавали много вопросов, активно высказывали свои предположения по истории возникновения имён и фамилий. В ходе этих занятий ребята узнали очень много о значении имён и фамилий, в каком родстве состоят члены семьи, научились создавать генеалогическое древо.

На занятии «Откуда появились имена и фамилии» ребята познакомились с историей возникновения имени. Многие до этого занятия не знали, что их имя что-то означает. При обсуждении значении того или иного имени многие отметили, что имя отражает во многом характер человека.

Многие из ребят создали своей семейный герб и сочинили семейную легенду. На этих занятиях мы сначала познакомились с геральдикой, символами, цветами, используемыми при создании семейного герба. Ребята отразили в этой работе свои знания об истории семьи. Эти занятия закончились проведённой выставкой семейных гербов.

На занятии «На свет появился — с людьми породнился», чтобы ребята лучше запомнили названия родственников, мы играли.

Очень запомнилось ребятам занятие «Семейный альбом». Дошкольникам предлагалось принести семейные фотографии. Но не все, а лишь те на которых отражены самые значимые события семьи. По этим фотографиям ребята составляли рассказ.

Занятие «Профессии в нашей семье» отразило не только профессиональную деятельность родителей дошкольников, их бабушек и дедушек. Мы рассматривали то, как в семьях дошкольников трудились на благо страны. Кем работали и что делали их родственники в трудные или значимые годы для нашей страны. И многие ребята после этого с большой гордостью рассказывали о том, что их дедушка был не просто рабочим или крестьянином, а что его труд помог стране в тяжелые времена.

Для занятий «Семейные легенды и предания» ребята подошли творчески. Многие дети рассказывали реальные истории, происходившие с их прадедами во время отечественной войны. Многие легенды были связаны с вещами, которые до сих пор хранятся и передаются из поколения в поколение.

В блоке «Традиции моей семьи» мы использовали форму вэб-квест, основанную на разработке С.В. Козициной «Семейные традиции» [34]. Целью данных занятий являлось активизация деятельности старших дошкольников. Ребята получали задание и с помощью интернет ресурсов находили нужную информацию. Практически в ходе каждого занятия у детей получался готовый продукт деятельности. Так после занятия «Мама, папа, я — читающая семья» ребята составили каталог прочитанных произведений в семье.

Занятия «Спорт в нашей жизни» нашли большой отклик не только среди ребят, но и среди родителей дошкольников. Ребятам было предложено рассказать какое значение имеет спорт для их семьи. Многие дети сами занимаются спортом (футбол, хореография). Ребята рассказали об каждом из этих видов спорта более подробно. Многие семьи принимают активное участие в спортивных соревнованяих, проводимых в нашем городе. Самыми любимыми видами спорта оказались плавание и лыжи.

Занятие «Кулинарная книга моей семьи» так же вызвало большой интерес у ребят. В ходе этих занятий и подготовки к ним ребята изготовили книжки-малышки с семейными рецептами. Многие книжки были проиллюстрированы рисунками или фотографиями. А на второе занятие ребята захотели принести блюда, приготовленные родителями по семейным рецептам. Так что пришлось устраивать чаепитие, чему они были несказанно рады.

Занятия «Наши любимые песни» проходили в радостной дружественной атмосфере. Мы вспомнили не только любимые песни из мультфильмов, кинофильмов, сказок, но и какие песни любимы у родителей детей. Какое значение имеют эти песни для их семьи, с какими событиями они связаны.

Во время занятий «Календарь семейных праздников» ребята создавали семейный календарь со значимыми для семьи событиями и датами. Некоторые дети создавали календарь будущего, в котором планировались совместные дела, походы, праздники с родителями и родственниками.

В ходе занятий «Наши руки не для скуки» мы провели ярмарку поделок «Обережное чудо». В ходе занятий ребята узнали, что такое обереги, каково их назначение, какие обереги бывают и конечно научились создавать обереги сами. Детям рассказывалось как создавались и для чего обереги. Какое значение имел ручной труд, познакомились с народными промыслами. Ребятам было предложено узнать, каким видом народно-прикладного творчества владеют члены их семьи, рассказать и принести изделие, созданное руками родителей.

На занятиях «Путешествия моей семьи» ребята создавали карту путешествий, где они уже были и куда бы ещё хотели поехать. Рассказывали, чем особенно запомнились им поездки с родителями, какие эмоции они получили. Это занятие строилось с целью вызвать положительные эмоции и воспоминания о совместном семейном отдыхе. Проговаривание и проживание прошлого учит ценить и беречь минуты, проведенные с семьёй.

Занятие «Семейный праздник» завершилось совместным написанием сценария семейного праздника, на который были приглашены родители дошкольников.

В ходе проведения занятий этого блока все ребята принимали активное участие, проявляли творческие способности. В ходе подготовки к занятиям большинство из них активно взаимодействовало с родителями, бабушками, дедушками.

Проведенные нами занятия в течение учебного года способствовали развитию осознанного ценностного отношения к семье, воспитанию уважительного отношения к членам семьи, традициям, культуре. Дошкольники научились создавать родословную, выполнять проекты, создавать сценарии и проводить праздники. Дошкольники овладели информацией о возникновении традиций в семье, о семейных реликвиях.

Таким образом, используемые педагогические условия: учёт возрастных особенностей, использование различных форм и методов, изучение организованной работы способствуют формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников во внеурочной деятельности.

2.3. Анализ и итого опытно-экспериментальной работы

 

После проведения работы по формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников в условиях ДОУ была проведена повторная диагностика.

Для исследования уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи мы повторно использовали анкету для старших дошкольников «Я и моя семья» Р.В. Овчарова (Рисунок 8). По результатам диагностики было выявлено:

Рисунок 8. Уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи у старших дошкольников

Высокий уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи был выявлен у 56 % (14 детей) в экспериментальной группе и у 28 % (7 детей) в контрольной группе.

Средний уровень был зафиксирован в экспериментальной у 28 % (7 дошкольников), а в контрольной у 40 % (10 детей). Низкий уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи выявлен у 16 % (4 человека) в экспериментальной группе и у 32 % (8 старших дошкольников) в контрольной (Рисунок 8).

Таким образом, в результате проведённой диагностики было выявлено, что в контрольной группе качественных изменений не произошло.

В группе, в которой проводился формирующий эксперимент, высокий уровень сформированности семейных ценности и значимости семьи поднялся на 48% (12 человек), показания среднего уровня снизились на 16% , низкий уровень убавился на 32% (8 человек).

Для определения уровня знаний об истории семьи было проведено повторно анкетирование С.П. Акутиной «Ценности и традиции моей семьи» (Рисунок 9).

Рисунок 9. Уровень сформированности знаний об истории семьи у старших дошкольников.

В результате анкетирования показатели высокого уровня в экспериментальной группе выявлены у 64 % (12 человек), в контрольной группе у 12 % (3 человека).

Средний уровень выявлен у 24 % (6 детей) в экспериментальной и у 44 % (11 дошкольников) в контрольной группах.

Низкий уровень был выявлен в экспериментальной группе у 28 % (7 человек), в контрольной у 44 % (11  детей) (Рис. 9).

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в контрольной группе качественных изменений не произошло. Показатели высокого уровня увеличились на 8%, средний уровень остался без изменений, а низкий уровень уменьшился на 8%.

В экспериментальной группе произошли положительные изменения. Высокий уровень сформированности знаний об истории семьи увеличился на 44%, средний уровень уменьшился на 12% и низкий уровень так же уменьшился на 32%.

Затем мы повторно провели методику «Незаконченные предложения», позволяющую выявить уровень отношения к родителям, семье (Рисунок 10). В результате нами были зафиксированы следующие изменения:

По результатам диагностики выявлено, что к высокому уровню относятся 52 % (13 детей) экспериментальной группы и 12 % (3 ребенка) из контрольной группы.

К среднему уровню относятся 20 % (5 человек) из экспериментальной группы и 36 % (9 дошкольников) из контрольной группы.

Низкий уровень был выявлен у 28 % (7дошкольников) экспериментальной группы и 52 % (13 детей) в контрольной группе (Рис. 10).

Рисунок 10. Уровень сформированности отношения к родителям, семье у старших  дошкольников

Заметные изменения были зафиксированы в экспериментальной группе после формирующего эксперимента. Высокий уровень увеличился на 40% (10 человек), средний уровень уменьшился на 16% (4 человека), низкий уровень уменьшился на 24% (6 человек).

В контрольной группе таких качественных изменений не наблюдалось. Высокий уровень увеличился на 4%, средний уровень уменьшился на 8%, а низкий уровень уменьшился на 12%.

Чтобы зафиксировать изменения в уровне сформированности представления старших дошкольников о взаимопонимании между членами семьи, мы провели повторную диагностику «Семейные ценности» В.В.Мартынова (Рисунок 11).

Рисунок 11. Уровень сформированности взаимопонимания между членами семьи у старших  дошкольников.

В результате диагностики мы выявили, что к высокому уровню относятся 20 % (5 детей) в экспериментальной группе и 8 % (2 человека) в контрольной.

К среднему уровню относятся 24 % (6 старших дошкольников) экспериментальной группы и 28 % (7 детей) из контрольной группы.

Низкий уровень был выявлен у 56 % (14 детей) экспериментальной группы и у 64 % (16 детей) контрольной группы (Рис.11).

Для выявления изменений в уровне активного участия в семейной жизни мы использовали диагностику С.А. Степанова «Ценностные ориентации» (Рисунок 12). В ходе повторного наблюдения было выявлено:

Высокого уровня в экспериментальной группе достигли 32 % (8 дошкольников), а в контрольной 4 % (1 человек).

Средний уровень был выявлен у 16 % (4 детей) экспериментальной группы и у 32 % (8 детей) контрольной группы.

Низкий уровень выявили у 52 % (13 детей) экспериментальной группы и у 64 % (16 человек) в контрольной группе (Рис.12).

Рисунок 12. Уровень активного участия в семейной жизни старших  дошкольников

Итоговый уровень сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников в условиях ДОУ предполагает обобщение данных по каждому этапу исследования (Рис. 13).

Высокий уровень в экспериментальной группе был зафиксирован у 48 % (12 воспитанников), а в контрольной группе 20 % (5 человек). У этих дошкольников сформированы достаточно глубокие знания и представления о семье, семейных ценностях, семейных традициях. Они хорошо знают историю своей семьи, обязанности и права её членов. Проявляют повышенный интерес и демонстрируют положительные эмоции к родителям, младшим и старшим членам семьи. Придерживаются норм и правил общения с членами семьи и взрослыми, выбирают и применяют конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. Узнают информацию по различным вопросам от членов семьи и правильно используют её, охотно участвуют в создании родословной, принимают активное участие в конкурсах, фестивалях, связанных с семьей, семейными традициями.

Рисунок 13. Итоговый уровень сформированности ценностного отношения к семье у старших  дошкольников

Средний уровень был выявлен в экспериментальной группе у 36 % (9 детей), а в контрольной 32 % (8 человек). У этих ребят накоплен определенный объем знаний о семье, семейных ценностях, семейных традициях, знают родословную своей семьи, обязанности и права её членов, которые еще не являются глубокими и системными. Ребенок проявляет интерес и эмоционально-положительное отношение к родителям, младшим и старшим членам семьи, но недостаточно сильно и долго. Чаще всего занимает позицию ведомого исполнителя в процессе создания родословной, участия в семейных конкурсах.

Низкий уровень мы выявили в экспериментальной группе у 16 % (4 детей), а в контрольной у 48 % (12 человек). Эти дошкольники продемонстрировали отсутствие или накопление минимума знаний и представлений о семье, семейных ценностях, семейных традициях. Они мало что знают об истории семьи, ближайших родственников, не интересуются или проявляют минимум интереса. Они плохо ориентируются в семейных датах, не интересуются родственными отношениями, не всегда понимают взаимоотношения между родственниками. В семейном альбоме ориентируются трудно, иногда путают родственников по именам. Проявляют безразличие, не вызывающее эмоционального отношения к родителям, младшим и старшим членам семьи. Занимает позицию пассивного наблюдателя в создании родословной, семейных праздниках, конкурсах и викторинах, связанных с семьей

Обобщая имеющиеся после контрольного эксперимента результаты, мы пришли к выводу, что уровень сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников в экспериментальной группе изменился в положительную сторону.

Обобщив полученные результаты, мы видим, что количество воспитанников с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семье в экспериментальной группе увеличилось на 11 человек, что составило 44%.

Средний уровень увеличился на 1 человека, что составило 4%.

Рисунок 14. Сравнительная характеристика итогового уровня сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников в экспериментальной группе

Количество дошкольников с низким уровнем сформированности ценностного отношения к семье уменьшилось на 12 человек, что составило 48% детей (Рис. 14). Среди детей, которых мы отнесли к низкому уровню сформированности ценностного отношения к семье оказались двое часто болеющих детей, которые посещали не все занятия нашей программы, один ребёнок из неблагополучной семьи и один ребёнок, у которого умерла мама и он воспитывается бабушкой.

В контрольной группе таких качественных изменений не произошло.

Таким образом, подвергнув анализу результаты повторных диагностик, мы можем сделать вывод, что разработанная нами методика, направленная на формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе даёт результаты.

В экспериментальной группе показатели диагностик повышаются, в то время как в контрольной группе существенных изменений зафиксировано не было.

Выводы по 2 главе

Во второй главе исследования была апробирована структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Была организована опытно-экспериментальная работа, которая проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В процессе проведения диагностики на констатирующем этапе нашего эксперимента у большинства детей был выявлен низкий уровень сформированности ценностного отношения к семье. Эти дети продемонстрировали отсутствие или накопление минимума знаний и представлений о семье, семейных ценностях, семейных традициях. Они мало что знают об истории семьи, происхождением имен и фамилий ближайших родственников не интересуются или проявляют минимум интереса. Занимают позицию пассивного наблюдателя в создании родословной, семейных праздниках, конкурсах и викторинах, связанных с семьей.

Исходя из полученных результатов диагностической работы и с целью формирования требуемого уровня ценностного отношения к семье была разработана программа духовно-нравственной направленности. Цель программы сформировать у старших дошкольников ценностного отношения к семье. Программа «Моя семья — моё богатство» состоит из трёх блоков: «Семейные ценности», «История моей семьи», «Наши традиции». Во время проведения занятий ребята участвовали в различных конкурсах. Выполнили несколько проектов.

В процессе диагностики на контрольном этапе был выявлен только один ребенок с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семье, тогда как повторная диагностика, после реализуемой программы, показала увеличение количества детей, имеющих высокий уровень сформированности ценностного отношения к семье. У этих детей сформированы достаточно глубокие знания и представления о семье, семейных ценностях, семейных традициях. Они хорошо знают историю и родословную своей семьи, обязанности и права её членов. Проявляют повышенный интерес и демонстрируют положительные эмоции к родителям, младшим и старшим членам семьи. Соблюдают правила общения с членами семьи и взрослыми, находят способы разрешения конфликтных ситуаций. Узнают информацию по различным вопросам от членов семьи и оформляют её, охотно участвуют в создании родословной, принимают активное участие в конкурсах, фестивалях, связанных с семьей, семейными традициями.

Заключение

Данное исследование, затронуло проблемы представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Нами были изучены научно-методическая, психолого-педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников таких учёных как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, О.С. Пермовская, О.В. Володина, П.Е. Кильдюшова и многих других.

В ходе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения старших дошкольников к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально-ориентированной деятельности.

Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена на базе МАДОУ «Детский сад №273» г. Перми. Она включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В диагностической части эксперимента были проведены следующие методики: анкета «Я и моя семья», «Ценности и традиции моей семьи», методика «Незаконченные предложения», методика «Семейные ценности», методика «Ценностные ориентации». Согласно результатам диагностики были выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников.

В ходе исследования была разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в условиях ДОУ.

Модель состоит из четырёх компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного.

Практическая работа с дошкольниками МАДОУ «Детский сад №273» г. Перми включала в себя разные занятия. Нами была разработана программа духовно-нравственной направленности «Моя семья — моё богатство», направленная на формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников.

Программа включала в себя три блока «Семейные ценности», «История моей семьи», «Наши традиции», направленных на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческо-деятельностного компонентов. В ходе программы были использованы различные формы и виды деятельности: викторины, беседы, вэб-квесты, проекты, праздники, игры, конкурсы, ярмарки, экскурсии.

Целенаправленная работа способствовала повышению уровня знаний о семье, осознанности ценностного отношения к семье, яркость и выраженность эмоций при проявлении отношений, что свидетельствует о повышении уровня сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Данные экспериментальной проверки подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Список используемой литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496с.
  2. Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210- летию Казанского университета. Выпуск 18. / под ред. Р.А. Валеевой. Казань: Изд-во «Отечество», 2015. 296с.
  3. Акутина С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. №2. С.16 — 21.
  4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа; под ред. Н.М.Матвеева. М.: Школьная пресса, 2013. 192 с.
  5. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический, антрополого-педагогический анализ: Монография. М.: Интеллектуальная книга — Новый хронограф, 2017. 352 с.
  6. Божович Л.И., Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
  7. Боликова Л.Ю., Сильнова Ю.А. Формируем духовно-нравственные установки старших дошкольников // Начальная школа. 2016. №11. С.23 — 27.
  8. Большая российская энциклопедия // Электронный ресурс. URL https://bigenc.ru/philosophy/text/4674699 (дата обращения 12.05.2019)
  9. Бородина О.В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 95 — 98.
  10. Василенко В.А. Ценности и ценностные отношения / Проблема ценности в философии; под ред. А.Г.Харчева. Ленинград: Наука, 1966. 244 с.
  11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 160 с.
  12. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Изменения в социально­педагогическом портрете выпускника петербургской школы // Вопросы образования. 2011. №1. С. 99 — 113.
  13. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  14. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. 2001. №4. С. 29 — 46.
  15. Володина Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2014. 196с.
  16. Володина Л.О. Развитие ценностей семейного воспитания как научно­педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 131 — 134.
  17. Воспитательная деятельность педагога: от проблем к результатам. Сборник научных трудов / под ред. П.В. Степанова. М.: изд-во АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. 108 с.
  18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.
  19. Городилина М.В. Время как интегрирующий фактор семьи в зарубежных исследованиях // Социальная психология и общество. 2017. Т. №1. С. 5 — 16.
  20. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС. М.: Просвещение, 2014. 223с.
  21. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2014. 736 с.
  22. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2011. 23с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф