Меню Услуги

Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Часть 5.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников и их анализ

 

Согласно целям и задачам исследования изучение методологических, теоретических и практических основ организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников сочеталось с педагогическим экспериментом, который проходил в реальном воспитательном процессе общеобразовательной школы. Экспериментальная деятельность предполагала проверку системы организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, а также реализацию определенных педагогических условий: актуализация мотивации педагогов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, совершенствование знаний педагогов и приобретение ими опыта организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников с использованием интерактивных методов, организация творческого взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников.

В исследовании были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, контент-анализ, экспертные оценки. Во время проведения эксперимента проводился анализ полученных результатов, применялся метод математической статистики для обработки и сравнения результатов количественного и качественного анализа полученных данных.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях, происходила без изменений структуры и хода учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы пгт. Черноморское.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал изучение реального состояния организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, по результатам которого разрабатывалась система его эффективной реализации, определялись педагогические условия. Оценка состояния организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников проходила с использованием специфического диагностического инструментария, подобранного отдельно для каждого его критерия с учетом показателей (таблица 2.1.).

Таблица 2.1 Диагностическая карта изучения уровня организованности психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания

Критерий Показатели Методы диагностики
Обеспечивающий Обеспеченность воспитательного процесса и использование необходимыми помещениями, техническим оснащением, нужным инвентарем.

Создание и использование информационно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.

Создание школьной системы подготовки педагогов к психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания.

Контент-анализ,

беседа.

Процессуальный Осуществление организационно-методического сопровождения психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.

Стимулирование педагогов к психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания поддержка их инициатив.

Положительный социально-психологический климат в школе.

Насыщенность и систематичность использования в воспитательном процессе в семьях учащихся новых воспитательных идей, форм, методов и технологий.

Соответствие решений воспитательной проблемы особенностям семьи, запросам и потребностям субъектов воспитательного процесса.

Опрос.

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в коллективе (А. Михайлюк,

Л. Шалито).

Методика изучения психологического климата в коллективе (А.Лутошкин).

Диагностика делового, творческого и морального климата в коллективе.

Контент-анализ, анкета.

Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении (Е. Степанов).

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А. Андреев).

Личностный Личностное развитие педагогов, родителей, учащихся. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич).

Методика «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).

Методика «Закончи предложение» (И.Дерманова).

Тест «Размышления о жизненном опыте» (Н. Щуркова).

Методика определения общественной активности (Е.Степанов).

 

С целью определения эффективности реализации разработанной в ходе исследования системы организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено повторное диагностирование по вышеуказанным критериям в экспериментальной и контрольной группах. По результатам диагностической работы были выявлены качественные изменения уровня организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников.

Анализ бесед с педагогами на контрольном этапе эксперимента дает основания для вывода о том, что педагоги стали активнее изучать и внедрять в практику психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания школьников, их отношения с родителями гармонизировались. Отмечены положительные изменения в отношениях с родителями учеников, что проявлялось в их активности в воспитательных творческих делах, полезно-общественных акциях; существенно уменьшилась агрессивное поведение школьников и конфликты в ученических коллективах.

По мнению педагогов, обеспечение активного участия каждого ученика в воспитательном процессе, налаживание сотрудничества педагогов, учащихся и родителей и принятие совместных решений способствовали улучшению содержания семейного воспитания, что обеспечило развитие у учащихся ответственности, самостоятельности, умения работать в команде, рефлексивных способностей, способности высказывать и отстаивать собственное мнение, критически воспринимать информацию, творчески решать проблемы.

Педагоги получали положительный опыт организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, активизировали самообразование по вопросам семейного воспитания, стали целесообразнее применять формы и методы в воспитательном процессе.

Системное оценивание эффективности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников требует анализа количественных результатов контрольного диагностирования и их сравнение с результатами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Рассмотрим динамику уровней организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников по каждому критерию. Так, результаты контрольного диагностирования представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Результаты сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента (в%)

Критерии Уровни сформированности
высокий достаточный средний низкий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Обеспечивающий 28,7 2,6 57,1 11,7 11,2 51,3 3 34,4
Процессуальный 32,5 10,3 60,2 16,5 7,1 35,7 0,2 37,5
Личностный 20,8 6,3 55,5 21 19,2 42,6 4,5 30,1

 

Как свидетельствуют результаты, после проведения экспериментальной работы показатели экспериментальной группы значительно превышают показатели контрольной.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Так, по обеспечивающему критерию высокий уровень определен у 28,7% (ЭГ) и 2,6% (КГ), достаточный – 57,1% (ЭГ) и 11,7% (КГ), средний – 11,2% (ЭГ) и 51,3% (КГ), низкий – 3% (ЭГ) и 34,3% (КГ).

По процессуальному критерию на высоком уровне было выявлено – 32,5% (ЭГ) и 10,3% (КГ), на достаточном – 60,2% (ЭГ) и 16,5% (КГ), на среднем 7,1% (ЭГ) и 35,7% (КГ), на низком – 0,2% (ЭГ) и 37,5% (КГ).

По личностному критерию было обнаружено на высоком уровне – 20,8% респондентов (ЭГ) и 6,3% (КГ), на достаточном – 55,5% (ЭГ) и 21% (КГ), на среднем – 19,2% (ЭГ) и 42,6% (КГ), на низком – 4,5% (ЭГ) и 30,1% (КГ). Для наглядности полученные после эксперимента обобщенные результаты сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания экспериментальной и контрольной групп представлено в диаграмме 2.1.

Диаграмма 2.1
Сравнительные данные уровней сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на заключительном этапе эксперимента

 

Анализ результатов общего уровня организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников также подтверждает вышесказанное (таблица 2.3).

Таблица 2.3 Общий уровень организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на заключительном этапе экспериментальной работы

Критерии

Группа

высокий достаточный средний низкий
% % % %
ЭГ 27,3 57,6 12,5 2,6
КГ 6,4 16,4 43,2 34

 

Обобщенные данные по всем критериям позволили установить, что: на высоком уровне находятся – 27,3% (ЭГ) и 6,4% (КГ), на достаточном – 57,6% (ЭГ) и 16,4% (КГ), на среднем – 12,5% (ЭГ) и 43,2% (КГ), на низком – 2,6% (ЭГ) и 34% (КГ) (диаграмма 2.2).

 

Диаграмма 2.2 Сравнительные данные уровней сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на заключительном этапе эксперимента

 

Для более детального изучения эффективности экспериментальной деятельности необходимо сравнить результаты, полученные на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (таблица 2.4). Зафиксированные в таблице 2.4. экспериментальные результаты свидетельствуют о значительных положительных изменениях, которые произошли в экспериментальной группе, и незначительное улучшение результатов в контрольной группе. Так, значительные изменения оказались в экспериментальной группе на достаточном уровне всех критериев: по обеспечивающему – до начала эксперимента – 9,1%, а после – 57,1%, по процессуальному до начала – 15,3% и после – 60,2%, по личностному до начала – 20,8%, после – 55,5%.

Таблица 2.4 Сравнительные данные уровней сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на заключительном этапе эксперимента экспериментальная и контрольная группа (в %)

Критерии Уровни сформированности
высокий достаточный средний низкий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Обеспечивающий конст. 1,2 1,9 9,1 10 50,8 52,7 38,9 35,4
контр 28,7 2,6 57,1 11,7 11,2 51,3 3 34,4
Процессуальный конст. 10,1 9,3 15,3 16,5 32,5 35,7 42,1 38,5
контр 32,5 10,3 60,2 16,5 7,1 35,7 0,2 37,5
Личностный конст. 5,8 6,3 20,8 19,6 40,5 41,5 32,9 32,6
контр 20,8 6,3 55,5 21 19,2 42,6 4,5 30,1

 

Существенно улучшились результаты в экспериментальной группе на высоком уровне: по обеспечивающему критерию до начала эксперимента было выявлено – 1,2%, после – 28,7%, по процессуальному критерию до начала – 10,1%, после – 32,5%, по личностному критерию к началу – 5,8% и после – 20,8%.

Значительно уменьшились результаты экспериментальной группы на среднем и низком уровнях. Так, по обеспечивающему критерию средний уровень до начала эксперимента составлял 50,8%, после – 11,2%, а низкий – 38,9% и 3% соответственно. По процессуальному критерию на удовлетворительном уровне до начала – 32,5%, после – 7,1%, а низкий уровень до начала – 42,1%, после – 0,2%. По личностному критерию на среднем уровне до начала – 40,5%, после – 19,2%, а критерию на низком уровне до начала – 32,9%, после – 4,5%.

В контрольной группе без изменений оказался высокий уровень личностного критерия (до и после эксперимента – 6,3%), средний уровень процессуального критерия (до и после эксперимента – 35,7%), достаточный уровень процессуального критерия (до и после эксперимента – 16,5%).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Наибольшие изменения произошли на низком уровне по обеспечивающему критерию – до начала – 35,4%, после – 34,4%, по процессуальному критерию – к началу – 38,5%, после – 37,5%, по личностному критерию – 32,6%, после – 30,1%.

Улучшение результатов более 1% произошло на среднем уровне: обеспечивающий критерий – до начала – 52,7%, после – 51,3%, личностный критерий – 41,5% и 42,6% соответственно. Незначительные изменения произошли на высоком уровне по обеспечивающему критерию: на высоком уровне – до начала – 1,9%, после – 2,6%, процессуальному критерию – до начала – 9,3%, после – 10,3%, а также на достаточном уровне – до начала – 10%, после – 11,7%.

Наглядно динамику изменений результатов в экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Сравнительные данные уровней сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на заключительном этапе эксперимента экспериментальная и контрольная группа (в %)

Этапы эксперимента Уровни сформированности
высокий достаточный средний низкий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Констатирующий 5,7 5,8 15,1 14,9 41,3 42,9 37,9 36,4
Контрольный 27,3 6,4 57,6 16,4 12,5 43,2 2,6 34

 

В целом, как свидетельствуют сравнительные данные, приведенные в таблице 2.5, в экспериментальной группе оказались лучшие результаты организованности психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания: высокий уровень – 27,3% (на констатирующем этапе – 5,7%), на достаточном уровне выявлено 57,6% (на констатирующем этапе – 15,1%), на среднем уровне – 12,5% (на констатирующем этапе – 41,3%), на низком 2,6% (на констатирующем этапе – 37,9%).

В контрольной группе результаты изменились незначительно: высокий уровень – 6,4% (на констатирующем этапе – 5,8%), достаточный – 16,4% (на констатирующем этапе – 14,9%), средний – 43,2% (на констатирующем этапе – 42,9%), низкий – 34% респондентов (на констатирующем этапе – 36,4%). Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии изменений в организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, если не будет проводиться соответствующая целенаправленная работа. Наглядно динамику изменений результатов в экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента представлены в диаграмме 2.3.

Диаграмма 2.3
Сравнительные данные уровней сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников на заключительном этапе эксперимента

 

Как видно из диаграммы 2.3, после формирующего эксперимента значительно изменились результаты уровней сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания. Так, в экспериментальной группе на высоком уровне показатели увеличились на 21,6% (в контрольной группе на 0,6%), на достаточном уровне – на 42,5% (в контрольной группе на 1,5%), на среднем уровне показатели уменьшились на 28,8% (в контрольной группе – увеличились на 0,3%) и на низком – на 35,3 % (в контрольной группе уменьшились на 2,4%).

Представим математическую обработку полученных результатов формирующего эксперимента, данные которого приведены в таблице 2.5. Целью обработки его результатов с помощью статистических методов было выявление достоверности результатов, полученных в ходе экспериментальной деятельности.

Расчет эмпирического значения c2 на заключительном этапе формирующего эксперимента (c2эмп ф =) осуществлялся по такой же формуле и алгоритму, что и на констатирующем этапе.

Промежуточные расчеты приведены в приложении 2.

Эмпирическое значение критерия c2 на заключительном этапе формирующего эксперимента c2эмп ф =79,76. То есть, эмпирическое значение критерия c2 сравнения экспериментальной и контрольной групп на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы значительно больше критического значения c20,05 = 7,82. Таким образом, достоверность различий характеристик контрольной и экспериментальной групп относительно уровня сформированности психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания после формирующего эксперимента составляет 95%.

Чтобы быть более уверенными, что положительная динамика в уровне сформированности психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания в экспериментальной группе произошла именно за счет проведенного эксперимента возникла дополнительно определено эмпирическое значение критерия c2 сравнения экспериментальной группы на констатирующем этапе и после формирующего эксперимента (контрольном этапе). Эмпирическое значение критерия c2 такого сравнения согласно расчету, представленному в приложении Г, составляет 85,17, что значительно больше критическое значение критерия c20,05=7,82.

Таким образом, с вероятностью 95% можно утверждать, что в результате формирующего эксперимента произошли значительные положительные изменения в уровне организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания в экспериментальной группе.

Также было определено эмпирическое значение критерия c2 сравнения контрольной группы на констатирующем и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы. Эмпирическое значение критерия c2 такого сравнения в контрольной группе составляет 0,18, что значительно меньше критического значения c20,05=7,82 (расчеты представлены в приложении 2).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Итак, в контрольной группе за период проведения формирующего эксперимента не произошло значительных изменений в уровне сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, так как не проводилась целенаправленная экспериментальная работа по исследуемой теме.

Следовательно, полученные результаты подтверждают эффективность системы организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников.

 

Выводы по второй главе

 

В ходе реализации опытно-экспериментальной деятельности были получены результаты, позволяющие сформулировать следующие выводы:

К критериям сформированности организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников относятся: обеспечивающий, процессуальный и личностный. Каждый из выделенных критериев характеризуется специфическими показателями, а их совокупные проявления образуют уровни: высокий, достаточный, средний, низкий.

Определены и реализованы в экспериментальной деятельности педагогические условия организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, среди которых: актуализация мотивации педагогов к организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, совершенствование знаний педагогов и приобретение ими опыта организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников с использованием интерактивных методов, организация творческого взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников.

Диагностика организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников осуществлялась с помощью опросов, наблюдения, контент-анализа, бесед, анкетирования, тестирования, метода экспертных оценок. Количественный анализ полученных результатов подтвердил эффективность опытно-экспериментальной деятельности. Так, в экспериментальной группе повысились показатели высокого (на 21,6 %) и достаточного (на 42,5 %) уровней, снизились показатели среднего (на 295,4 %) и низкого (на 35,4 %) уровней. Расчет эмпирического значения c2 подтвердил значимость полученных результатов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В исследовании представлено теоретическое обобщение и предложена система организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников в образовательной организации. Результаты проведенного исследования подтвердили правомерность сформулированной гипотезы, показали достижение поставленной цели и эффективность решения выдвинутых задач и дали основания для формулировки следующих выводов:

  1. Воспитание представляет собой целенаправленное педагогическое взаимодействие, в ходе которого происходит закономерное, последовательное, непрерывное изменение развития субъектов. Семейное воспитание понимается как активное личностно-преобразующее взаимодействие родителей или лиц, их замещающих (близких родственников, опекунов, усыновителей, приемных родителей, родителей-воспитателей), других членов семьи и детей, а также между детьми в процессе их со-бытия в семейной среде, общения, хозяйственной и досуговой деятельности путем реализации актуальных мотивов-потребностей и социальных ожиданий, духовного обогащения, утверждения и выработки новых семейных ценностей, обретение жизненной компетентности, воспитательного и социального опыта.
  2. Раскрыто, что особенности представлений о семейном воспитании характеризуются концептуальностью теоретических представлений. Так, в теориях сущностный смысл семейного воспитания основывается на фундаментальных положениях теорий психодинамического, когнитивного, бихевиористического и гуманистического направления и раскрывается как: социальные отношения между ребенком и родителями; социальное действие, направленное на другого; социальный процесс, обусловленный организацией структуры семьи и жизни ребенка; партнерство родителей и детей в воспитательном процессе; интегрированный процесс взаимодействия и воздействия всех социально-экономических, духовных, биогенетических факторов. Среди отечественных теорий наиболее весомыми являются: концепция родительского воспитания А.С. Макаренко, модель родительской школы В.А. Сухомлинского, модель семейного воспитания О.А. Захаренко.
  3. Выяснено, что организация психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников обусловлено современным положением семьи в социуме, его требованиями к личностному развитию подрастающего поколения, а, следовательно, нацелено на содействие эффективному воспитанию, развитию и социализации ребенка, создание внутрисемейных условий для его самореализации. Для решения актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников необходимо насыщение воспитательного процесса интерактивными формами и методами. Психолого-педагогическое сопровождение современного воспитательного процесса в семье осуществляется в общеобразовательных школах как составляющая целостного процесса развития современной школы или как самостоятельное направление ее деятельности.
  4. Определены и обоснованы критерии, показатели и уровни организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников. Характеристика критериев обоснована с учетом совокупности показателей: обеспечивающий (обеспеченность воспитательного процесса необходимыми помещениями и их использование; обеспеченность воспитательного процесса техническим оснащением, необходимым инвентарем и их использование; создание и использование информационно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников; создание школьной системы подготовки педагогов к психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания школьников); процессуальный (организационно-методическое сопровождения семейного воспитания; стимулирование педагогов к осуществлению воспитательной деятельности и поддержка их инициатив; положительный социально-психологический климат в школе; насыщенность и систематичность использования в воспитательном процессе новых воспитательных идей, форм, методов и технологий, моделей воспитательных систем; соответствие выбранных форм и методов решению воспитательной проблемы и особенностям школы, региона, запросам и потребностям субъектов воспитательного процесса); личностный характеризует личностное развитие учащихся, личностное и профессиональное развитие педагогов, сформированность педагогической компетентности родителей. Описаны содержательные характеристики уровней организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников (высокий, достаточный, средний и низкий).
  5. Описано содержание опытно-экспериментальной деятельности по организации системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников, включавшей в себя учет специфических факторов (социально-педагогический, организационно-методический, психолого-педагогический) и реализацию педагогических условий, среди которых: актуализация мотивации педагогов к организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания; совершенствование знаний педагогов и приобретение ими опыта организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников с использованием интерактивных методов; организация творческого взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников.
  6. Экспериментальное исследование в целом подтвердило эффективность опытно-экспериментальной деятельности по созданию системы организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников. По результатам заключительного этапа эксперимента выявлены существенные положительные изменения по всем критериям организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников в экспериментальной группе: в экспериментальной группе увеличились показатели высокого уровня на 21,6%, достаточного уровня – на 42,5%, вместе с тем уменьшились показатели среднего уровня на 29,4% и низкого уровня на 35,4 %. Положительные изменения в уровнях организации психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания школьников контрольной группы являются незначительными или почти отсутствуют.

Результаты проведенного исследования дают основания для вывода о том, что цель достигнута, гипотеза доказана, сформулированные задачи решены, реализация предложенной системы психолого-педагогического сопровождения существенно повышает эффективность семейного воспитания школьников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова, Г. С. Деловые игры : теория и организация / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – 192 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 1980. – 335 с.
  3. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы: монография / В. С. Агеев. – М. : Изд-во моск. Ун-та, 1990. – 240 с.
  4. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. А. Валеева и Р.А. Валеевой; пер с англ. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – 448с. 6.
  5. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: [Учебное пособие для вузов] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – Москва : Академия, 2002. – 208 c.
  6. Алєксєєнко, Т.Ф. Сучасні тенденції становлення сім’ї та її виховної функції / Т.Ф. Алєксєєнко // Оновлення змісту, форм та методів навчання і виховання в закладах освіти : наукові записки Рівненського держ. гуманітарного ун-ту. – Рівне, 2000. – № 9. – С.184-188. 52.
  7. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход к воспитанию учащихся : (в вопросах и ответах) / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. – К. : Рад. школа, 1985. – 256 с.
  8. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с. 80.
  9. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: (учеб. для индустр.-пед. техникумов : учеб. пособие для инженер. — пед. спец. вузов) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1996. – 339 с. 57.
  10. Бережнова, Е. В. Прикладное исследование в педагогике : монография / Е.В. Бережнова. – Волгоград : Перемена, 2003. – 164 с.
  11. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Э. Берн; пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 480 с. 92.
  12. Бех, И. Д. Воспитательный процесс с глубинным психопогружением как инновационная задумка / И. Д. Бех // Педагогика и психология, 2007. – № 4. – С. 5-20. 63.
  13. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад – М.: Наука, 2008. – 528 с. 76.
  14. Битинас, Б. П. Введение в диагностику воспитания / Б. П. Битинас, Н.К. Голубев – М. : Педагогика, 1989. – 160 с.
  15. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
  16. Бойко, А. М. Субьект-субьектные отношения в педагогическом процессе общеобразовательной и высшей школы / А. М. Бойко // Педагогические науки. – 2012. – № 54. – С. 5-14. 93.
  17. Бойко, А. М. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе : монография / А. М. Бойко. – К. : Вища школа, 1990. – 267 с.
  18. Боулби, Дж. Привязанность. / Дж. Боулби – М.: Гардарики, 2003. – 480с. 113.
  19. Будинайте, Г. Современные стратегии воспитания глазами семейного психотерапевта / Г. Будинайте // Отечеств. записки – 2004. – № 3. –[Электронный ресурс] – Режим доступа : http://vvww.strana-oz.ru/?numid=18&articIe=865
  20. Ващенко, Г. Вибрані педагогічні твори / Г. Ващенко. – Дрогобич: Видавнича фірма «Відродження», 1997. – 214 с. 123.
  21. Вебер, М. Понятие социологии и “смысла” социального действия / М. Вебер // Общая социология :хрестоматия / [сост.: А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин] ; пер. В.Г. Кузьминов; под общ. ред. Н.И. Лапина – М.: Высш. шк., 2006. –783 с. 131.
  22. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. – СПб.: ПИТЕР, 1992. – 151 с. 164.
  23. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 261 с.
  24. Голиков, Н. А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция : монография / Н. А. Голиков. – М. : Экшен, 2007. – 240 с.
  25. Гришина, Т. В. Образовательная технология как объект методической работы / Т. В. Гришина. – Xарьков : Основа, 2003. – 96 с.
  26. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. – М.: АСТ, 2010. – 815 с.
  27. Демакова, И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И. Д. Демакова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2007. – 159 с.
  28. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети / Хайм Дж. Джайнотт – М.: Знание, Народный университет, 1986. – 96 с. 192.
  29. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 176 с.
  30. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – 352 с. 207.
  31. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М. : Педагогика. – 1987. – № 1. – С. 29-32.
  32. Зимняя, И. А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) / И. А. Зимняя. – М.: Знание, 2007. – 34 с.
  33. Зязюн І. А. Краса педагогічної дії / І. А. Зязюн, Г. М. Сагач. – К., 1997. – 208 с. 254.
  34. Иванова, Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях : монография / Г.П.Иванова – М. : Социум, 2001. – 160 с. 258.
  35. Ильина, Т. А. Педагогика : учеб. пособ. / Т. А. Ильина. – М. : «Школьная пресса», 2005. – 328 с. 265.
  36. Касьянова, О. М. Мониторинг управления образовательной организацией / О. М. Касьянова. – Харьков, 2004. – 150 с. 294.
  37. Коберник, О. М. Психолого-педагогічне проектування виховного процесу в сільській загальноосвітній школі : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.07 / О.М.Коберник ; Центр. ін-т післядипломної пед. освіти АПН України. – К., 2000. – 466 с. 312.
  38. Кобзарева, И.И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения / И.И. Кобзарева. – Наука. Инновации. Технологии. – 2010. – №4. – С. 95-101.
  39. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176 с. 318.
  40. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии: монография / Е. В. Коротаева. – Уральский государственный педагогический университет. – М. : Academia, 2007. – 256 с.
  41. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко ; Под общ.ред. А. П. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,1998. – 512 с. 351.
  42. Кремень, В. Г. Вища освіта в соціокультурних змінах сучасності / В. Г. Кремень // Вища освіта Україна, 2007. – № 3. – С. 9-13. 353-356.
  43. Крикунова, Т. К. Практическая педагогика : Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Т. К. Крикунова. – М. : Академия, 1999. – 152 с. 362.
  44. Ксензова, Г. Ю. Психологиеские основы воспитательной деятельности учителя / Г. Ю. Ксензова – М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. – 224 с.
  45. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в современной школе : от колективизма к взаимодействию : учеб.-метод. пособ. / С. В. Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 272 с. 374.
  46. Кульневич, С. В. Педагогика личности: от концепций до технологий : учеб. пособ. / С. В. Кульневич. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2001. – 160 с. 375.
  47. Курлянд, З. Н. Педагогика высшей школы : учеб. пособ. / З. Н. Курлянд, Г.И.Хмелюк, А. В. Семенова и др. – К. : Знание, 2007. – 495 c. 382.
  48. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика : учебник / Л.В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с. 337.
  49. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В.Кузьминой. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. – 172 с. 441.
  50. Москаленко, В. В. Психология социального влияния : уч. пособ. / В.В. Москаленко – К. : Центр учебной литературы, 2007. – 448 с. 450.
  51. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. [для студ. пед. вузов] / А.В.Мудрик ; под ред. В.А. Сластенина. – [3-е изд., испр. и доп.]. – М. : Академия, 2000. – 200 с. 356.
  52. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. [Електронний ресурс] / Научно-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. М., Мысль, 2010. – Режим доступа: http://elibra.ru/read/253222-novaya-filosofskaya-yenciklopediya.-tom-pervyj.html
  53. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. – М. : МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
  54. Новикова, Л. И. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. – 1998. – № 1. – С.132-134. 466.
  55. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. – М. : Академ. Проект, 2002. – 832 с. 382.
  56. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 720 с. 447
  57. Педагогика : учеб пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М. Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  58. Педагогика : учеб. пособ. для студ. пед. институтов / под ред. Ю.К.Бабанского. – М., Просвещение, 1983. – 603 с. 506.
  59. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. – М. : Просвещение, 1977. – 384 с.
  60. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд. испр. – М., 2000. – 512 с.
  61. Песталоцци, Й. Г. Избранные педагогические сочинения : в 2 томах / Й.Г.Песталоцци. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 1. – 333 с. 518.
  62. Плугина, М. И. Система психолого-акмеологического сопровождения преподавателей высшей школы : монография / М. И. Плугина. – Ставрополь, РИО ИДНК, 2006. – 274 с.
  63. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – М. : Издательство Юрайт, 2011. – 574 с.
  64. Поляков, С. Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания : дисс. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / С. Д. Поляков ; Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании – Ульяновск, 1993. – 398 с. 546.
  65. Радул, В. В. Цілісність та системність у педагогічних дослідженнях / В.В.Радул // Рідна школа. – 2004. – № 6. – С. 12-14. 578.
  66. Роджерс, К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Роджерс К. ; пер. с англ. Е. Г. Разановой. – М. : Этерна, 2006. – 320 с. 454.
  67. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Роджерс К . ; перевод М.М.Исениной; под ред. д.п.н. Е.И.Исениной. – М. : Прогресс, 1994. – 480 с. 455.
  68. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Владос-Пресс, 2004. – 384 с. 587.
  69. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г.К.Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с.
  70. Сидоренко, Е. В. Технологии создания тренинга: от замысла к результату / Е.В. Сидоренко. – Спб.: Речь; Сидоренко и К, 2007. – 336 с.
  71. Скрипченко, О. В. Довідник з педагогіки та психології : навч. посіб. для викладачів та студ. пед. навч. закл. / О. В. Скрипченко, Т. М. Лисянська, Л.О.Скрипченко. – К.: Просвита, 2001. – 216 с. 624.
  72. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост.П. В. Степанов. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 33 с. 633. 638
  73. Соцiологiя : підруч. для студ. вищ. навч. закл. / В. I. Волович,М. I. Горлач, В. Г. Кремень та ін. – К. : Центр учбової літератури, 2009. – 808 с. 648.
  74. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 224с. 654.
  75. Таланчук, Н. М. Архитектоника воспитательного процесса : современная концепция и теория воспитания : В 2-х ч. / Н. М. Таланчук. – Казань, 1990. – 206 с. 683.
  76. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2008. – 1054 с. 129
  77. Фромм, Э. Человек для самого себя / Э. Фромм // Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 33-36. 594.
  78. Фромм, Э. Душа человека. / Э. Фромм/; общ. ред. П. С. Гуревича. – М.: Республика, 1992. –429 с. 595.-662
  79. Хоменко, И.А. Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики / И.А. Хоменко // Известия Самарского научного центра РАН . –2009. – № 4 (6). – С.887-890. 608.
  80. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / Карен Хорни; пер. с англ. В.В. Старовойтова; общ. ред. и послесл. Г.В. Бурменской. – М.: Прогресс: Универс, 1993. – 208с. 610.
  81. Щуркова, Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов школы) / Н. Е. Щуркова. – Смоленск, 1995. – 62 с. 772.
  82. Ядрихинский, А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А.М. Ядрихинский. – Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №6. – С.224-229.
  83. Яничева, Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка / Т.Г. Яничева // Журнал практического психолога. – 1999. – №3. – С.101-119.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3   4   5