Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «ШКОЛА 158» ДГ 7, Г. МОСКВА.
2.1. Организация экспериментальной работы и методы исследования
Исследование проводилось в ГБОУ «Школа 158» ДГ 7, г. Москва.
На момент проведения исследования в группе присутствовало 15 детей в возрасте 2-3 лет.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов:
-констатирующий;
-формирующий;
-контрольный.
Цель констатирующего этапа: выявить особенности эмоционального состояния детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Выявить степень позитивного и негативного психического состояния ребёнка;
2. Выявить психическое напряжение и невротические тенденции у ребёнка;
3. Определить уровень тревожности;
При выборе диагностических методик исследования процесса адаптации детей раннего возраста мы руководствовались тем, чтобы они были непродолжительными по времени, щадящими в то же время достаточно информативными. Также диагностические методики должны учитывать социальное развитие ребенка, воспитание, деятельность самого ребенка.
Параметры измеряемого процесса социальной адаптации детей раннего возраста, должны были иметь ту же размерность, что и сравниваемый с ними эталон. Например, деятельность измеряется через эталоны деятельности, относительно возрастного этапа, в нашем случае ранний возраст.
Исследуя работы Н.С. Аксариной, А.И. Баркана, Г.В. Гридневой, М.Ю. Кистяковской, СИ. Поройковой, Б.А. Пыхтеева, Э.Л. Фрухт, А.Г. Хрипковой, Н.М. Щелованова по количественной оценке социальной адаптации, мы пришли к выводу, чтобы повысить диагностическую точности изучаемого процесса, число уровней может быть увеличено с трех уровней до пяти.
Для оценки адаптированности детей раннего возраста в ДОУ нами были взято 5 уровней, каждый уровень описан в соответствии с пятью стадиями, определена характеристика уровня адаптированности в зависимости от показателя в баллах (от 1 до 5): низкий (1 — 30); ниже среднего (31 — 79); средний (80-110); выше среднего (111-149); высокий (150-180).
В нашем исследовании также выделены критерии оценки процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении, которые представлены двумя группами. Первая группа критериев оценивала социальную адаптацию детей раннего возраста в ДОУ, к ним относятся: поведенческий критерий, включенность в ведущую деятельность, уровень резистентности, эмоциональное состояние, ценностный критерий.
Критерий 1. «Включенность в ведущую деятельность», деятельностный показатель, интеллектуальный показатель.
Критерий 2. «Уровень резистентности», медико-биологический показа-тель.
Критерий 3. «Эмоциональное состояние ребенка раннего возраста» включает в себя эмоционально-волевой показатель.
Критерий 4. «Поведенческий», коммуникативный показатель.
Критерий 5. «Ценностный», социальный показатель.
Зная, как в норме меняется поведение ребёнка, можно отобрать показатели, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса. К ним относятся сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватность поведения, характер общения со сверстниками и взрослыми и заболевания ребёнка.
Таким образом, разработка диагностического инструментария экспериментального исследования по определению успешности применению модели социально-педагогического психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении включает в себя: оценку адаптированности детей раннего возраста в ДОУ на основе разработанных критериев и показателей (балловая шкала); также использовались методики:
— методика «Паровозик» – диагностика степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка.
— опросник для родителей, который позволяет выявить психическое напряжение и невротические тенденции у ребёнка.
— тест А. И. Захарова для определения уровня тревожности.
2.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению (констатирующий этап)
После проведения всех методик были получены следующие результаты.
По методике «Паровозик» оказалось, что в экспериментальной группе у 33% детей состояние позитивное, у 47% — состояние негативное легкой степени, и у 20% — негативное средней степени (Приложение 1).
Для наглядности результаты представим в виде диаграммы:
Рис. 2. Уровень психического напряжения детей на констатирующем этапе
— тест А. И. Захарова для определения уровня тревожности. По его итогам видно следующее: у 33% детей отклонения не существенны, 39% необходимо внимание, 14% — негативное состояние низкой степени, у 14%- невроз (Приложение 3).
Рис. 3. Уровень тревожности детей на констатирующем этапе
Для оценки эффективности модели социально-педагогического психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ нами был выбран следующие критерий: критерий «адаптированность ребенка раннего возраста» (Приложение 4).
В результате диагностики на констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие результаты: на высоком уровне адаптации детей к ДОУ оказались 20% детей, на уровне «выше среднего» — 33% детей, на среднем уровне и на уровне «ниже среднего» — по 20%, и на низком уровне – 7%. Эти же данные в количестве детей приведены в таблице в Приложении №5. Для наглядности представим результаты в виде диаграммы:
Рис. 4. Уровень адаптации детей к ДОУ на констатирующем этапе
Эти данные подтвердили вывод о необходимости создания условий для успешного протекания адаптационного периода детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
2.3. Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Цель: Создание благоприятных условий для улучшения эмоционального состояния ребенка в период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Создать условия для каждого из детей в установлении эмоционального контакта со сверстниками и взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
2. Оказать помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.
3. Формировать навыки эмоционального общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Целенаправленность педагогического процесса и каждого его элемента подразумевает постановку педагогом цели, определение задач по ее реализации, планирование деятельности.
Принцип, на основании которого реализовывался целевой компонент – это принцип педагогического взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в ДОУ, предполагает установление связей между субъектами, которое ведет к созданию целостной системы в соответствии с предполагаемой целью – успешная социальная адаптация ребенка раннего возраста в ДОУ.
Для того, чтобы адаптация ребенка к новым условиям в сентябре прошла успешно необходимо подготовительную работу с персоналом и родителями была проведена заранее.
Мы составили следующую таблицу по содержанию деятельности специалистов и родителей, участвующих в процессе адаптации:
Таблица 2
Содержание деятельности специалистов и родителей, участвующих в процессе адаптации
Участники | Деятельность |
Педагог | — налаживание контакте с родителями; — участие в консультациях и собраниях для родителей; — рекомендации для родителей по подготовке детей к ДОУ; — разработка графика посещения детьми группы детского сада совместно с родителями; — анализ сведений о ребенке, которые получены в результате анкетирования родителей на первой встрече; — подготовка информационного материала по вопросам родителей, полученных в результате анкетирования на первой встрече.
|
Психолог | — налаживание контакте с родителями; — проведение консультаций и собраний для родителей — рекомендации для родителей по подготовке детей к ДОУ; — анализ сведений о ребенке, которые получены в результате анкетирования родителей на первой встрече; — подготовка информационного материала по вопросам родителей, полученных в результате анкетирования на первой встрече.
|
Родители | — посещение консультаций и собраний; — налаживание контакте со специалистами; — разработка графика посещения детьми группы детского сада совместно с педагогом; — активное взаимодействие со специалистами. |
Логопед | — рекомендации для родителей по подготовке детей к ДОУ; — подготовка информационного материала по вопросам родителей, полученных в результате анкетирования на первой встрече. |
Медицинский работник | — рекомендации для родителей по состоянию здоровья детей; — подготовка информационного материала по вопросам родителей, полученных в результате анкетирования на первой встрече. |
Подготовительный этап работы является по сути даже более важным, чем непосредственно период адаптации детей в детском саду. На этом этапе мы провели ряд собраний и консультаций для родителей, которые планировали отдать своих детей в сентябре. Во время этих встреч родители, педагоги и персонал ДОУ обменивались нужной и важной информацией, родители задавали вопросы по поводу особенностей пребывания их детей в ДОУ, педагоги – по поводу привычек и особенностей каждого ребенка, пожеланий родителей.
Благодаря данному этапу работы педагоги имели возможность наладить контакт с родителями и детьми еще на стадии знакомства. В процессе подготовки ребенка к той мысли, что он будет посещать детский сад, очень важным моментом была организация совместной работы родителей, воспитателя и психолога. Так же уже во время первой консультации мы познакомили родителей с распорядком дня в ДОУ, который соответствует детям раннего возраста (также объяснив необходимость соблюдения данного режима в домашних условиях), с особенностями питания и меню для детей раннего возраста. Всех родителей проконсультировали по вопросам эмоционального состояния детей во время адаптации к детскому саду. В процессе следующих встреч, проведенных по запросам родителей, нами был составлен график посещения детьми группы детского сада:
— на сентябрь составлялся график выхода ребенка в детский сад – все дети не приходят в один день и в одно и то же время;
— планировалась длительность пребывания ребенка в детском саду, но это во многом зависит от того насколько долго ребенок сможет быть в новом для него коллективе;
— планировалось посещение ребенком детского сада вместе с мамой, папой или кем-то из близких ребенку взрослых.
Подготовительный этап работы включает в себя обязательную работу с персоналом:
— консультация на тему: «Эмоциональное развитие детей 3-го года жизни»
— анализ сведений о ребенке, которые получены в результате анкетирования родителей на первой встрече;
— оснащение развивающей среды на этапе адаптации ребенка в детском саду;
— картотека, наглядный и раздаточный материал для проведения игр с детьми и родителями.
— информационный материал для родителей по вопросам режима дня и питания в детском саду, о работе специалистов с детьми, об адаптации ребенка в д/с, о задачах программы воспитания и развития ребенка на текущий учебный год;
— подготовка информационного материала по вопросам родителей, полученных в результате анкетирования на первой встрече.
Возможность обрести в лице родителей равноценных партнеров и единомышленников в вопросах воспитания и обучения детей зависело от того насколько благополучно завершится подготовительный этап адаптации ребенка в детском саду. Доверительные отношения родителей ребенка к воспитателям формировалось на позитивных отношениях, которые складываются именно на первом этапе и поэтому очень важно всему педагогическому персоналу доказать свою компетентность, заинтересованность и профессионализм.
ФГОС ДО предъявляет определённые требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в число которых входят требования к созданию предметно-развивающей среды.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру.
Ориентируясь на всё вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ, должна быть выстроена в соответствии с принципами стандарта и направлена на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно–эстетическое и физическое развитие дошкольников.
В виду отсутствия возможности закупить современное оборудование для организации игрового пространства ДОУ, мы пришли к выводу, что одним из выходов из сложившейся ситуации может стать активное привлечение родителей к организации ППРС в группах и на участках ДОУ. Изготовление оборудования «своими руками», которое, на наш взгляд (ориентируясь на результаты наблюдений в процессе проводимой работы, педагогами групп), имеет огромную воспитательную ценность, поскольку способствует включению детей и родителей как активных участников в данный процесс, индивидуализирует ППРС группы на конкретных детей, их интересы и склонности. Даёт возможность всем участникам проявить инициативу, творческую активность, развивает организаторские способности, целеустремлённость, активизирует развитие познавательной сферы дошкольников в процессе деятельностного подхода, воспитывает самостоятельность, свободу выбора, бережливость, аккуратность и т.д..
Поскольку непременным условием построения ППРС нами выбрана опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, необходимым стало повышение квалификации педагогов и в данном направлении.
Поэтому работа творческой группы с педагогами ДОУ широко использующая интерактивные методы обучения способствовала устранению данных пробелов, благодаря систематизации работы в данном направлении.
Попутно была организована работа с родителями детей, посещающих наше ДОУ, с целью привлечения к активному взаимодействию для полноценного решения наших проблем.
Второй этап работы: адаптация ребенка в детском саду.
Время пребывания ребенка в детском саду вместе с мамой — тот период работы, когда заинтересованный педагог может обрести каждом родителе активного помощника и сторонника на весь период пребывания ребенка в детском саду. Для этого мы:
— подготовили материал для родителей (и не только наглядный, но и для ознакомления дома) по вопросам, которые были заданы ранее;
— знали детей по имени (то имя, которым называют ребенка домашние);
— выучили имя, отчество родителя, который будет вместе с ребенком в первые дни посещать совместно детский сад;
— подготовились к приему новых детей помещение групповой
комнаты (оснащение развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей);
— спланировали игры и совместную деятельность с детьми и родителями.
В первые дни вместе с воспитателями в группе раннего возраста был приглашен педагог-психолог (наблюдения, консультации, рекомендации, помощь в организации совместной деятельности), мед.сестра (наблюдение, контроль соматического состояния детей, установление контакта с детьми, заполнение листа адаптации),методист (помощь в организации совместной деятельности, консультации, беседы с родителями и персоналом).
Важной задачей на данном этапе было обеспечение благоприятной эмоциональной атмосферы и формирование поведенческих установок взрослых. Содержательный компонент работы с детьми включал в себя использование игр, игрушек-сюрпризов в шкафчиках. Например, вносили большое зеркало, и оно рассказывало, кто сегодня хорошо причесан, кто правильно застегнул пуговицы. Вместе с детьми старались установить связь между гигиенической процедурой и здоровьем: только хорошо расчесанные волосы растут густыми, длинными, красивыми; у того, кто чистит зубы и полощет после еды рот, зубы будут всегда здоровыми; только мыльная пена уничтожает все микробы. На качество сформированного навыка оказывают влияние не только знания, но и методы их сообщения.
Использование народного фольклора в виде потешек помогали сформировать положительное эмоциональное отношение к процедуре умывания: «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется». Фольклорный материал широко используется при знакомстве с телом и органами чувств ребенка. Это может происходить при одевании, раздевании, умывании, подготовке ко сну, на прогулке, во время еды и т.д. Фольклорные гимнастики стали частью системы ознакомления с природными особенностями человека. Гимнастика и фольклор очень хорошо сочетаются.
Для работы с детьми по адаптации их к дошкольному учреждению мы выбрали эффективные на сегодняшний день игры с песком. Игры и упражнения с песком помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с песком, камушками даёт детям почувствовать своё тело и создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.
Принципами работы с детьми раннего возраста являлась опора на возрастные особенности детей раннего возраста в деятельностном компоненте и социодинамический принцип. Реализация данных принципов предполагает создание условий в дошкольном образовательном учреждении, которые способствовали успешному прохождению процесса адаптации детей раннего возраста, организация занятий в ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать развитие всех пяти чувств ребенка раннего возраста (осязание, обоняние, слух, речь и двигательную активность), что требует особой организации содержания и методов воспитательной работы
Третий этап работы – рефлексия.
При анализе проведенной работы обращали внимание на свои профессиональные умения и навыки по организации работы, которая определяет успешность социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
2.4. Анализ эффективности предложенных психолого-педагогического условий
Данные исследования представлены в таблицах (Приложение 5).
Первоначальной методикой, используемой в исследовании, стала оценка адаптированности детей раннего возраста в ДОУ на основе разработанных критериев и показателей. Результаты по применённой методике представлены в таблице 1 (Приложение 5)
По результатам исследования, на начальном этапе адаптированность детей к ДОУ недостаточна. Так, высокий уровень адаптации можно заметить только у 3 детей (20%), уровень адаптации выше среднего наблюдается у 5 детей (33%), средний уровень адаптации у 3 детей (20%), столько же детей имеют уровень адаптации ниже среднего, и у одного ребёнка (7%) низкий уровень адаптации.
Дезадаптация детей выражается в частых капризах, плаче, поиске родителей.
Максим Н. не включается в игру с другими детьми, плохо спит, тревожен, беспокоен, не принимает участие в играх, пугается воспитателя. Частые капризы, истерики с катанием по полу, выполнение стереотипных действий. Во время плача ребёнка трудно успокоить, интерес к погремушке быстро теряется. Ребёнок перестаёт плакать чаще всего, устав от плача и уснув.
У Лены С. нарушен аппетит, девочка зовёт маму, пугается новой обстановки, раздражительная, тревожная, не идёт на контакт. Нарушен сон.
У Миши Н. нарушен аппетит, мальчик раздражительный, тревожный, не идёт на контакт с воспитателями и другими детьми. Ребёнок часто плачет и зовёт маму. Воспитывается в неполной семье, очень привязан к матери.
По окончании коррекционной работы у большинства детей наблюдается хорошая адаптированность к дошкольному учреждению. Так, у 7 детей (46%) уровень адаптации к ДОУ высокий, у 4 детей (26%) уровень адаптации к ДОУ выше среднего, два ребёнка (14%) показали средний уровень адаптации, столько же детей – ниже среднего.
Для наглядности изобразим полученные результаты графически.
Рис. 5. Сравнительная гистограмма уровня адаптации детей к ДОУ
Диаграмма наглядно показывает увеличение процента детей с высокой адаптацией к ДОУ и уменьшение – с низкой адаптацией. При этом следует отметить, что произошедшие изменения весьма значительны – количество детей с высокой адаптацией выросло почти в 2 раза по сравнению с началом эксперимента.
Следующей методикой стала методика «Паровозик», результаты по которой представлены в таблице 2 (Приложение 5).
Как следует из результатов диагностики, большинство детей испытывают негативное состояние. Так, позитивное эмоциональное благополучие испытывают всего 5 детей (33%).
У 7 детей (47%) наблюдается негативное психическое состояние лёгкой степени. Лёгкая степень негативного психического состояния не требует незамедлительной коррекции. Воспитателям нужно провести педагогическую беседу с родителями детей, чтобы выявить негативные факторы в их воспитании и развитии.
У трёх детей (20%) негативное состояние средней степени. Помимо работы с родителями, с этими детьми необходимо проводить дополнительную работу по коррекции их эмоционального состояния. Учитывая возрастную специфику, для детей данного возраста, будет эффективна работа с песком, арттерапевтические методики.
Детей с негативным психическим состоянием в группе обнаружено не было.
Повторная диагностика показала значительное улучшение психического состояния детей после проведения целенаправленной работы по их адаптации к дошкольному учреждению.
Согласно результатам повторного исследования, большинство детей испытывают эмоциональное благополучие. Позитивное состояние характерно для 8 детей, что составляет 54%.
Для 5 детей (33%) характерно негативное психическое состояние лёгкой степени.
У двух детей (13%) негативное психическое состояние средней степени.
Детей с высоким уровнем негативного психического состояния в группе не оказалось.
Для наглядности изобразим полученные результаты в виде диаграммы.
Рис. 6. Сравнительная гистограмма уровня психического состояния детей
Диаграмма наглядно показывает улучшение психического состояния воспитанников ДОУ. Так, количество детей с положительным эмоциональным состоянием увеличилось почти в 2 раза и составило 54% по сравнению с 33% на констатирующем этапе эксперимента. Соответственно, уменьшилось количество детей с негативными проявлениями эмоционального благополучия.
Следующей методикой, использованной в исследовании, стал опросник для родителей, позволяющий выявить психическое напряжение и невротические тенденции у ребёнка.
Результаты отражены в таблице 3 (Приложение 5).
Как следует из результатов диагностики, у большинства детей уровень психического напряжения в норме. Так, низкий уровень психического напряжения характерен для 5 детей (33%) низкий уровень психического напряжения. Эти дети раскованны, у них стабильное положительное эмоциональное состояние. Дети с низким уровнем психического напряжения психологически здоровы.
У большинства детей в группе (8 человек – 53%) средний уровень психического напряжения, что также соответствует норме. Тем не менее, для этих детей рекомендуется проводить занятия по снижению психического напряжения, также рекомендуется работа с родителями.
Высокий уровень напряжения характерен для двух детей (14%). Этим детям требуется помощь психолога для снижения эмоционального стресса. Необходима работа с родителями.
По результатам повторной диагностики, у большинства детей уровень психического напряжения в норме. Таких детей в группе 10, что составляет 66% детей. Для 4 детей (26%) характерен средний уровень психического напряжения.
У одного ребёнка детей (7%) высокий уровень психического напряжения.
Рис.7. Сравнительная гистограмма уровня психического напряжения
Диаграмма наглядно показывает снижение уровня психического напряжения у детей. Так, количество детей с низким уровнем психического напряжения выросло в 2 раза и составило 66%, количество детей со средним и низким уровнями психического напряжения, напротив, в 2 раза уменьшилось.
Следующей методикой, использованной в исследовании, стал тест для исследования тревожности.
Результаты отражены в таблице 4 (Приложение 5)
Проведённого исследование показало повышенную тревожность большинства детей в группе. Так, всего у 5 детей (33%) не обнаружено отклонений).
Несколько повышена тревожность у 6 детей (39%), необходимо проводить с этими детьми упражнения на снятие тревожности.
Негативное психическое состояние низкой степени характерно для 2 детей (14%) и у двух детей (14%) обнаружен невроз.
Согласно повторному исследованию, у большинства детей (10 человек – 66%) тревожность в пределах нормы. У трёх детей в группе (20%) тревожность несколько повышена. У одного ребёнка (7%) был невроз или может развиться в ближайшее время, ему необходима работа с психологом. Также у одного ребёнка (7%) был обнаружен невроз.
Для наглядности изобразим полученные результаты в диаграмме.
Рис. 8. Сравнительная гистограмма уровня тревожности детей
Диаграмма наглядно показывает снижение тревожности детей. Так, количество детей без отклонений возросло в 2 раза и составило 66%. Более чем в 2 раза уменьшилось количество детей, требующих к себе повышенного внимания со стороны воспитателей и психолога (14% по сравнению с 39%). В 2 раза уменьшилось количество детей с негативным психическим состоянием. У одного ребёнка был преодолён невроз.
Анализируя результаты по всем методикам, можно сказать, что большинство детей в группе испытывает эмоциональное благополучие и высокую адаптированность к условиям дошкольного учреждения.
Для оценки эффективности модели психолого-педагогическое сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ мы использовали критерий адаптированности детей к ДОУ.
В процессе наблюдения за процессом адаптации педагог записывал данные в протокол, и затем делал заключение об уровне адаптации каждого ребенка.
Выделяют четыре основных фактора психологической адаптации: это послеполуденный сон; аппетит ребенка и характер мочеиспускания и стула.
Каждый из факторов оценивается по трехбалльной шкале. Суммарно по всем четырём факторам можно получить от 5 до 15 баллов, в результате чего определяются уровни адаптации.
Согласно исследованию, дети в первые дни адаптации к ДОУ были в состоянии некоторого дискомфорта, был нарушен их сон, стул, аппетит. Когда мы проводили коррекционную работу, мы заметили, что самочувствие дошкольников значительно улучшалось. Если раньше они были в подавленном состоянии, с неохотой вступали в контакт с педагогами и сверстниками, то позже, в процессе коррекционной работы их настроение и эмоциональное состояние заметно улучшалось. Некоторые дети так и не наладили контакты со сверстниками, но это объясняется психологическими особенностями данного возраста. К 15 дню пребывания в ДОУ все дети уже обладали стабильным положительным эмоциональным состоянием, хорошей контактностью со сверстниками и педагогами, достаточной познавательной активностью.
Все дети раннего возраста, участвовавшие в исследовании, спокойной адаптировались к условиям ДОУ. Так, большинство из них перенесли адаптацию в легкой форме – на 15 день у них было уже полное освоение в детском саду, полная нормализация деятельности желудочно-кишечного тракта, восстановление аппетита и сна. Три ребенка перенесли среднюю степень тяжести адаптации, но даже у таких детей под конец эксперимента значительно повысился уровень общего самочувствия, нормализовался аппетит и сон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей младшего дошкольного возраста.
Адаптация детей раннего возраста, согласно проведенному теоретическому анализу психолого-педагогических исследований нами понимается, как процесс приспособления ребенка раннего возраста в условиях среды дошкольного образовательного учреждения, ограничен-ный временными и пространственными рамками, результатом которого является адаптированность ребенка к социуму.
Процесс адаптации ребенка является динамичным и предпо¬лагает три стадии: начальная (3-8 недель), частичная (8-18 недель), полная (18-32 недели). Все эти стадии ограничены временем воспитательным пространством дошкольного образовательного учреждения.
Попадая в детский сад, ребёнок испытывает шок в связи с изменением привычной картины мира: он разлучается с матерью, приходится налаживать контакт с другими детьми и воспитательницей, его жизненные ритмы также претерпевают изменения – ведь малыш должен соответствовать режиму, принятому в группе. Неудивительно, что в первые дни пребывания в детском саду ребёнок испытывает эмоциональное потрясение, становится вялым, плаксивым, у него может нарушиться сон и аппетит.
Наша экспериментальная работа состояла из трех этапов:
-констатирующий;
-формирующий;
-контрольный.
Исследование проводилось в ГБОУ «Школа 158» ДГ 7, г. Москва. В нем принимало участие 15 детей в возрасте 2-3 лет.
Цель констатирующего этапа: выявить особенности эмоционального состояния детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ.
Согласно результатам диагностики, большинство детей в первые дни своего пребывания в дошкольном учреждении испытывали негативное эмоциональное благополучие, выражающееся в нарушении режима сна и бодрствования, капризах, раздражительности, повышенной плаксивости. Кроме того, у большинства детей была повышена тревожность и диагностировано негативное психическое состояние.
На этапе формирующего эксперимента разработанная нами программа позволила сделать процесс адаптации менее болезненным. В свое работе мы руководствовались гипотезой: обеспечить эффективность адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения можно если:
— систематически организовывать работу с родителями детей раннего возраста;
— выявлять особенности эмоционального состояния ребенка в процессе адаптации к детскому саду;
— использовать игровую деятельность в адаптационной работе с детьми.
Проведённая повторная диагностика позволяет говорить об улучшении эмоционального состояния детей, повышению их настроения, снижению тревожности. Положительная динамика результатов позволяет говорить об эффективности проведенной работы.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402 — ФЗ (ред. от 23.05. 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, – 2011. – 6 января, № 43. – ст. 3452. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/document/cons_doc_LAW_22855
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013г №26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 29 мая 2013г., регистрационный №28564). – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70314724/
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
Литература (книги, учебники, монографии)
5. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
6. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Медицина, 2006. – 304 с.
7. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. — Москва : Академия, 2002 (ГУП Сарат. полигр. комб.). — 206 с.
8. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель. — 2008. – 264 с.
9. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Москва [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
11. Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с.
12. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Каплан. — Москва : Просвещение, 1983. — 80 с.
13. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 — 111 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
15. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995. – 27 с.
16. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. — М.: Академия, 2008. — 170 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. — 5-е изд. — М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 c.
18. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000- педагогика и психология / К.Н. Поливанова. — Москва : Academia, 2000. – 180 с.
19. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : Психол. исслед. / [А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.]; Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. — Москва : Педагогика, 1986. — 172 с.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. — Москва: Издательский центр «Академия», 2007. — 194 с.
21. Эриксон Эрик Г. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.
Статьи из периодических изданий в научных журналах и сборниках статей
22. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова / И. А. Федякина, М. Ю. Кремнева, И. А. Кипина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 257-260.
23. Аниканова, В. Ю. Управление адаптацией начинающих педагогов дошкольного образовательного учреждения / В. Ю. Аниканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 222-224.
24. Василенко В. Е. Возрастные кризисы детства и отрочества: дискуссионные проблемы // Психология человека в современном мире. 2009. Т. 3. С. 27–35.
25. Газизова, Ф. С. Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ / Ф. С. Газизова, А. Р. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 262-264.
26. Григорьева, Т. Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства / Т. Ю. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 50-53.
27. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. – 1987. — №5. – С. 78-85.
28. Заиченко, М. А. Возможно ли легко и безболезненно адаптировать ребенка к ДОУ? / М. А. Заиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 23-25.
29. Казакова, Е. А. Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания / Е. А. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 157-159.
30. Макова, А. В. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ / А. В. Макова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 397-399.
31. Меринова, Н. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Н. А. Меринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 221-224.
32. Муляр, Н. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских, И. А. Цуканова, А. Р. Садовская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 78-79.
33. Организация адаптации ребенка в детском саду / Р. М. Лукьянова, Т. Н. Дашевская, О. А. Кононова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 17-19.
34. Приходько, О. С. Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ / О. С. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 29-30.
35. Рощина, Е. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 73-75.
36. Ходеева, С. Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста / С. Ф. Ходеева, М. Н. Клевцова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 43-45.
37. Цыбикжапова, Д. С. Адаптация детей к ДОО / Д. С. Цыбикжапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 346-348.
38. Шилова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях дистанционных форм обучения//Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции [Электронный ресурс]: Материалы научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы современной дефектологии. Опыт, достижения, инновации – основа развития науки будущего», МГОУ, 17 ноября 2020 г. / отв. ред. А. А. Дмитриев.– Москва : ИИУ МГОУ, 2021. – С.275–280.
Диссертации
39. Баркан А.И. Особенности адаптации и состояния здоровья детей раннего возраста в дошкольных коллективах: автореф. дис. … канд. мед. наук. — М. 1979.
40. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе./Автореферат.- Ч.:2013.- 27 с.
41. Поройкова С. И. Системный анализ комплекса поведенческих реакций детей раннего возраста при адаптации к дошкольному учреждению: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 1986.
Ресурсы Интернет
42. Демянчук И. Что такое предметно-развивающая среда? Предметно-развивающая среда в ДОУ. [Электронный ресурс], режим доступа: http://fb.ru/article/173355/chto-takoe-predmetno-razvivayuschaya-sreda-predmetno-razvivayuschaya-sreda-v-dou (Дата обращения: 11.04.2023).
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф