Сессия под ключ!
Меню Услуги

Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2 3


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Феномен эмоционального выгорания в отечественных и западных психолого-педагогических исследованиях
1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания
1.3. Методы и приемы профилактики синдрома эмоционального выгорания
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ .
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3.Программа психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания работников офиса
2.3. Анализ результатов опытно- экспериментального исследования
2.4. Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Проблема эмоционального выгорания специалистов и профессиональных деформаций личности созвучна большому количеству проблем жизнедеятельности современного человека, когда приоритетна роль человеческого фактора, в совокупности с экзистенциальными личностными ценностями, а также с глубинными проявлениями внутренней структуры личности, которыми определяется целостность мировоззрения.

При анализе проблемы эмоционального выгорания ряд исследователей выделяют в качестве приоритетных факторов его формирования спе6цифические личностные критерии развития, другие в качестве причин, способствующих его формированию и развитию, определяют факторы профессиональной среды. Перечисленные тенденции в развитии научно- исследовательской мысли при исследовании проблемы эмоционального выгорания, также находят свое отражение в специфических особенностях общего методологического исследовательского подхода к сложной системе взаимоотношений личности и профессии. При анализе исследований по проблеме выгорания, можно выделить, что в качестве главного его формирования исследователи определяют влияние совокупности различных внешних и внутренних факторов (В.В. Бойко, А.К. Маркова, В.Е. Орел и др.), чем обусловлена целесообразность их выделения и обоснования, при организации профилактической деятельности. в разработке программных профилактических мероприятий, также особую значимость играет выделения личностных факторов, формирующих предпосылки или напротив препятствующих формированию синдрома эмоционального выгорания личности (Водопьянова Н.Е., Юрьева Л.Н., и др.). Таким образом, при анализе научных исследований, нами была выделена следующая проблема: несмотря на высокую значимость в современных условиях эмоционального и профессионального выгорания личности, данные феномены в науке исследованы недостаточно, что снижает эффективность организации профилактической деятельности. Перечисленными факторами в совокупности обусловлена актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы: В рамках отечественных и зарубежных психологических исследований, можно выделить большое количество научных исследований, рассматривающих понятие и особенности эмоционального выгорания (Г. Селье, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел и др.). Исследования специфических особенностей проявления профессионального стресса представлены в работах: Р.М. Айсина, М.А. Гордеева, Л. Чутко и др. Исследования по проблеме формирования и развития эмоционального выгорания у специалистов офисной сферы малочисленны, узко- ориентированны и не раскрывают ее сущности.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания специалистов офисной сферы.

Объект исследования эмоциональное выгорание специалистов офисной сферы.

Предмет исследования организация коррекционной и профилактической деятельности направленной на решение проблемы эмоционального выгорания  специалистов офисной сферы.

В качестве гипотезы исследования, нами было выдвинуто предположение согласно которому разработка комплексной программы психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания специалистов офисной сферы, будет способствовать повышению эффективности деятельности направленной на профилактику развития у них эмоционального выгорания.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания специалистов офисной сферы;
  2. Проанализировать исследования феномена эмоционального выгорания, представленные в психолого-педагогической литературе;
  3. Выделить особенности эмоционального выгорания специалистов офисной сферы;
  4. Провести исследование синдрома эмоционального выгорания специалистов офисной сферы;
  5. Разработать и реализовать программу опытно- экспериментального исследования особенностей эмоционального выгорания специалистов офисной сферы;
  6. Разработать рекомендации по профилактике у них синдрома эмоционального выгорания.

Теоретические и методологические основы исследования представлены: концепциями по проблеме эмоционального выгорания представленными в работах К. Маслач, В. В. Бойко, Е. Хартмана; исследованиями, анализирующими особенности влияния на формирование и развитие эмоционального выгорания, совокупности личностных особенностей, предпочитаемых человеком поведенческих паттернов и стратегий представленными в работах Н.Е. Водопьяновой, Е.С.  Старченковой  и.др.

Методы и методики исследования:

  • теоретические методы: аналитико-синтетический, метод моделирования;
  • эмпирические методы: наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, личностные опросники (Методика «Диагностики эмоционального выгорания» (Бойко В.В.); Опросник профессионального выгорания MBI (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
  • методы математико-статистического анализа: -критерий Манна-Уитни, Т-критерий Уилкоксона.

База исследования: организации ООО «Кофе Сервис», ООО Сити-лайт                  г. Москва.

В исследовании приняло участие 52 офисных работника в возрасте 23-40 лет.

Теоретическая значимость настоящего исследования определяется обобщением и систематизацией результатов теоретико- практических исследований о феномене, факторах формирования синдрома эмоционального выгорания, а также частоте его проявления в профессиональной деятельности специалистов офисной сферы. Проведенный комплексный теоретический анализ различных подходов к изучению проблемы эмоционального выгорания способствует расширению системы научных представлений относительно сущности и основных причин, способствующих возникновению и развитию синдрома эмоционального выгорания в деятельности специалистов офисной сферы.

Практическая значимость. Проведено собственное научное исследование по изучению особенностей эмоционального выгорания специалистов офисной сферы, а также разработаны адресные практические рекомендации, которые направлены на повышение эффективности в области предупреждения и коррекции проявления симптомов эмоционального выгорания. Полученные в ходе настоящего исследования результаты и выводы в дальнейшем могут быть использованы при организации работы психологов с персоналом.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составил 70 страниц, включая приложения. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОФИСНОЙ СФЕРЫ

1.1. Феномен эмоционального выгорания в отечественных и западных психолого-педагогических исследованиях

Эмоциональное выгорание, определяется в виде состояния, при котором человек ощущает себя истощенным на высоком уровне как морально и умственно, так и физически. Начальным этапом изучения феномена эмоционального выгорания были исследования американского врача психиатра Г. Фрейденсбергера, который применял «выгорание» при обозначении особенностей наблюдаемого им при изучении специфики внутреннего состояния медицинских работников, характеризующегося определенной совокупностью признаков выраженного истощения, высокой потери личной и профессиональной мотивации, а также снижения личностной ответственности специалистов                         [23, с. 95].

Несколько позднее в исследованиях К. Маслач были проанализированы особенности когнитивных стратегий, которые используются специалистами из разных профессиональных сфер, для контроля изменений своей эмоциональной сферы и профилактики эмоционального перевозбуждения. В ходе исследований было выделено, что реализация профессиональной деятельности в рамках сферы «помогающих» профессий, при которых повышена вовлеченность специалиста, в систему межличностного взаимодействия, формирует предпосылки для развития эмоционально-поведенческих нарушений личности, которые находят свое проявление в выраженном отрицательном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности, снижении уровня самооценки, деформации способности к пониманию, а также проявлению сочувствия по отношению к партнерам по общению [4, с 8].

При анализе теоретических и практических исследований по проблеме выгорания, можно выделить что при анализе проблемы исследователи по группирующим признакам выделили содержательную модель эмоционального выгорании и процессуальную модель эмоционального выгорании. Характерной особенностью содержательных моделей эмоционального выгорании, является определение выгорания в виде специфического внутреннего состояния личности, в структуру которого включены конкретные элементы, с детальным описанием признаков проявления выгорания, и их систематизацией. В рамках процессуальных моделей эмоционального выгорании, оно определяется в виде процесса, предлагают динамическую характеристику исследуемого феномена, рассматривая эмоциональное выгорание как процесс, включающий ряд следующих друг за другом стадий (фаз) [57, с. 2].

При анализе различных классификацией характеризующих симптоматику эмоционального выгорания, выделим, что в большей степени содержательной и достаточно обоснованной следует рассматривать классификацию, которая была сформулирована в ходе исследований В. Шауфелли и Д. Энзманна, выделившими 132 симптома характерных для выгорания, которые в дальнейшем были сгруппированы авторами в следующие группы: 1) аффективные симптомы эмоционального выгорания; 2) когнитивные симптомы эмоционального выгорания; 3) физические симптомы эмоционального выгорания; 4) поведенческие симптомы эмоционального выгорания; 5) мотивационные симптомы эмоционального выгорания. Авторами также было выделено, что симптоматика выгорания находит свое проявление на следующих уровнях: индивидуально-психологическом уровне, межличностном уровне и организационном уровне [52, с. 312].

В рамках процессуального подхода к исследованиям проблемы эмоционального выгорания, особое внимание исследователи акцентируют на значимости его динамических характеристик и особенностей. Рассматривая эмоциональное выгорание в рамках процессуальной модели, исследователи определяют выгорание в виде специфического высоко- динамичного процесса, развитие которого реализуется в рамках временного пространства по нарастающей.

С. Гринсберг в рамках исследований проблемы эмоционального выгорания в профессиональной сфере, сформулировал комплексную пятиступенчатую модель:

  1. первая стадия, определяемая автором в виде стадии «медового месяца», характеризуется удовлетворенностью специалиста своей трудовой деятельностью и ее результатам, положительным восприятием им своих профессиональных обязанностей, высоким энтузиазмом, и тенденцией к снижению перечисленных показателей при повышении рабочих стрессов;
  2. вторая стадия, определяемая автором в виде стадии «недостатка топлива», характеризуется появления признаков психического и физического утомления, развитием апатии, повышением уровня личностной тревожности, возможной бессонницей. При отсутствии у сотрудника дополнительной мотивации, отмечается тенденция к снижению его интереса к своей профессиональной деятельности. При повышении уровня мотивации, его профессиональная активность подкрепляется внутренним потенциалом личности внутренними ресурсами, что находит негативное проявление на физических показателях развития организма;
  3. третья стадия, определяемая автором в виде стадии «хронических симптомов», с характерным развитием в результате пролонгированной высокой профессиональной активности ощущения внутреннего опустошения, с повышением утомления, нервозности, агрессивности, раздражительности и чувства подавленности;
  4. четвертая стадия, определяемая автором в виде стадии «кризиса», с повышением риска развитием ряда хронических заболеваний, и возможной частичной, а при усугублении и полной утраты работоспособности;
  5. пятая стадия, определяемая автором в виде стадии «пробивания стены» и заключительной стадии эмоционального выгорания, с характерным переходом возникших на предыдущих стадиях физических и психологических проблем, в фазу обострения и риском развития заболеваний, которые несут прямую угрозу для человеческой жизни [59, с 54].

В работах К. Шерниса при исследовании эмоционального выгорания в аспекте профессионального развития личности выделены следующие стадии:

  1. выраженный дисбаланс между совокупностью внутренних ресурсов и требованиями окружающей специалиста среды, на основе которого развивается стрессовое состояние специалиста;
  2. развитие краткосрочного по времени эмоционального напряжения, с утомлением, общей усталостью и истощением;
  3. выраженные изменения в развитии мотивационной сферы специалиста, с изменением поведенческих паттернов, со снижением эмпатии в межличностных отношениях [19, с. 25].

Таким образом, в рамках западных исследований проблемы выгорания можно выделить следующие ключевые позиции:

  • выгорание рассматривается в виде специфического комплекса специфических симптомов выгорания, относительно независимых друг от друга, которые объединяются сложные симптоматические блоки;
  • выгорание рассматривается в виде процесса, который сопутствует профессиональному развитию каждого человека и обладает выраженным стадиальным характером.

Умняшкина С. В. и Агапова М. В. рассматривая проблему эмоционального выгорания, определяют выгорание в виде последствия, представленного результатом нарушения системы процессов личностной самореализации и самоактуализации специалиста. Авторы отмечают, высокий риск формирования синдрома профессионального выгорания, при приоритетном применении конфронтационных копингов, как ответной реакции специалиста на различные неблагоприятные средовые воздействия [56, с.4].

B.B. Бойко выделяет ряд внешних (специфические условия материальной среды, особенности содержания профессиональной деятельности, совокупность социально-психологических характеристик профессиональной деятельности) и внутренних предпосылок (склонность личности к эмоциональной ригидности, выраженная интериоризация, сниженная мотивация на эмоциональную отдачу в рамках профессиональной деятельности, нравственные дефекты, выраженные  дезориентации развития личности) для развития эмоционального выгорания         [13, с. 54].

В.Е. Орел, определяет высокую значимость личностных детерминант развития специалиста, с высоким риском развития синдрома психического выгорания, в результате формирования специфической интегративной реакции определенного субъекта на дезадаптацию в рамках профессиональной среды                  [43, с. 312].

Обобщая выделим, что феномен профессионального выгорания в рамках психологической теории, рассматривается преимущественно в виде специфического сложного явления, которое находит свое проявление в профессиональной деятельности у лиц, не имеющих выраженных признаков психической патологии. Симптоматика, характерная для эмоционального выгорания, рассматривается при этом как вариант нормативного развития, но при развитии эмоционального истощения, формируются предпосылки для развития сложных патологических реакций. Таким образом, выгорание может рассматриваться в виде феномена, который находится на границах между «нормативным» и «патологическим» развитием личности, и представляет собой наиболее крайний вариант нормативного развития.

1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания специалистов офисной сферы

Профессиональная деятельность человека обуславливает особенности формирования его сознания, развития его психических процессов и свойств, а также специфических личностных качеств и черт. При ее реализации, формируются предпосылки для развития творческих способностей личности и, следовательно, своеобразного индивидуального стиля деятельности. При определенных обстоятельствах, профессиональная деятельность формирует риск замедления и прекращения личностного роста профессионала [13, с. 49]. При этом риск формирования различных профессиональных деформаций, возникает в рамках реализации профессиональной деятельности в любой сфере.

При анализе специфики влияния профессии на личность Л.П. Урванцев выделил характерные особенности данного процесса:

  1. формирование и развитие профессиональной избирательности процесса восприятия, со способностью, к выделению наиболее значимых, в аспекте профессиональной деятельности свойств и сторон;
  2. развитие способности к осознанию, анализу и оценке своих психических особенностей, в аспекте их влияния на эффективность профессиональной деятельности;
  3. развитие системы профессионально важных качеств личности, преобразование взаимосвязей между которыми, осуществляется при повышении опыта практической деятельности, с их совершенствованием;
  4. развитие способности к компенсаторному приспособление в рамках профессиональной деятельности, повышающей эффективность трудовой деятельности, вне зависимости от уровня выраженности внутренних функций человека;
  5. приобретение различными личностными и психическими качествами, свойствами, а также процессами специфической парциальности, определяющей особенности их проявления в процессе решения специалистом различных по сложности профессиональных и непрофессиональных задач;
  6. овладение саморегуляцией профессиональной деятельности, которое оказывает существенное влияние на проявление свойств нервной системы, а также темперамента специалиста [15, с. 312-313].

Перечисленные особенности, определяющие специфику влияния профессии на личность специалиста, накладывают специфический отпечаток на внутренний и внешний облик человека. Решение специалистом различных типовых профессиональных задач на протяжении длительного времени, формирует предпосылки не только для совершенствования системы профессиональных знаний, а также умений и навыков, способствует развитию и закреплению профессиональных привычек специалиста, формируя определенный склад его мышления, индивидуальный стиль межличностного взаимодействия, определенные профессиональные стереотипы.

Б.Д. Новиков рассматривая особенности ценностных установок человека в качестве фактора способствующего развитию синдрома эмоционального выгорания личности, отмечает, что начальным этапом его формирования является период детского возраста, с его определенными временными отрезками, определяемыми в качестве своеобразных отрицательных социально-психологических личностных новообразований. В процессе развития личности они углубляются, становятся выраженно ригидными, достаточно устойчивыми, и основными в развитии личности. Впоследствии в рамках профессиональной деятельности ценностные установки реагируют избирательно на различные отрицательные социальные внешние воздействия. Деформация ценностно- смысловой сферы личности, способствует замедлению личностного и, следовательно, профессионального роста, или полностью останавливает его             [21, с. 18].

По мнению Е. И. Рогова эмоциональное выгорание может быть сформировано также на основе особенностей развития мотивационной сферы определенного субъекта труда, сущность влияния которых заключается в выраженной субъективной сверхзначимости реализуемой трудовой деятельности, при сниженном функционально-энергетическом потенциале организма [20, с. 208].

К субъективным причинам эмоционального выгорания исследователи относят: установки, а также ценностные ориентации личности, особенности характера, темперамента и уровень развития трудовой мотивации, особенности выраженности эмоциональных реакций на стресс, адаптационный потенциал.

В исследованиях Е.И. Рогова выделены следующие виды синдрома эмоционального выгорания:

  1. общепрофессиональные, которые являются наиболее типичными для большого количества людей, профессиональная деятельность которых лежит в определенной сфере, и обусловлены специфичными инвариантными особенностями используемых в ходе ее реализации профессиональных задач, а также предмета труда, средств его реализации, определенных привычек, личностных установок, форм межличностного общения;
  2. Типологические, которые образованы в результате взаимосвязи между определенными индивидуально-личностными особенностями и специфическими особенностями, определяющими функциональное строение определенной профессиональной деятельности;
  3. Индивидуальные особенности, которые во многом обусловлены приоритетной личностной направленностью [20, с. 322].

А.В. Филиппов выделяет несколько типов психологических барьеров, способствующих формированию синдрома эмоционального выгорания: когнитивно-психологические психологические барьеры, социально-психологические психологические барьеры, организационно-психологические и психомоторные психологические барьеры. В качестве факторов, способствующих их формированию автор определяет уровень квалификации, особенности стереотипизации проявляемой в межличностных отношениях, специфика организационных процессов, график организации и режим профессиональной деятельности. Психологические барьеры формируют предпосылки для снижения удовлетворенности специалистом трудовой деятельностью, повышения психической напряженности личности, и риска развития конфликтных ситуаций [10, с. 107].

Таким образом, можно выделить, что при длительном выполнении определенной профессиональной деятельности, формируются предпосылки для развития психологических барьеров, выраженной профессиональной усталости, с обеднением способов реализации трудовой деятельности, а также утратой профессиональных навыков и умений, и общим снижением уровня работоспособности.

Рассматривая основные факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания офисных работников, выделим, что реализация их профессиональной деятельности в большинстве случаев осуществляется в условиях жесткой конкуренции. При этом специфику их профессиональной деятельности характеризует высокая интенсивность, насыщенность действий, частое вмешательство в реализацию рабочего процесса различных внешних факторов, расширенный круг разноуровневых межличностных контактов, с преобладанием непосредственного вербального общения. Таким образом, профессиональная деятельность специалистов офисной сферы характеризует высокий стрессовый уровень, обусловленный постоянными организационными, экономическими и социально-психологическими стрессами [3, 4, 13, 20, 26 и др.].

Содержание профессиональной деятельности офисного работника, согласно исследованиям Н.В. Самоукиной, приобретают статус стресс-фактора при:

  • несоответствии предмета трудовой деятельности с комплексом интересов и индивидуально- личностных способностей;
  • отсутствие необходимых условий для эффективной профессиональной самореализации и самовыражения личности специалиста;
  • отсутствие четких должностных обязанностей, инструкции, или их несоответствие ожиданиям определенного специалиста, а также несогласованностью или с обязанностями других специалистов, которые входят в круг межличностного взаимодействия специалиста.

Рабочая нагрузка становится стрессовой, при ее несоответствии возможностям. При ее высокой интенсивности, сотрудник не успевает вовремя решить стоящие перед ним профессиональные задачи, при этом испытывая общее снижение личностной самооценки, повышение личностной тревожности и неуверенности в себе. При сниженной интенсивности, повышается риск ощущения специалистом своей невостребованности, со сниженной профессиональной значимостью и страхом перед возможным увольнением, сокращением. Темп работы рассматривается в качестве своеобразного стресс-фактора, способствующего формированию эмоционального выгорания, при его несоответствии темпераменту и совокупности индивидуально-психологических характеристик определенного сотрудника. В качестве стрессового фактора рассматривается отсутствие профессиональных перспектив для специалиста (карьерный рост, повышение заработной платы), обостряемое при преобладании в мотивационном профиле специалиста выраженной ориентации на достижение профессионального успеха [4, с. 44]. Также стрессовым фактором высокой значимости определяется нарушение графика и режима организации профессиональной деятельности [62, с. 102].

Среди организационных факторов риска эмоционального выгорания офисных работников исследователи выделяют высокие информационные перегрузки профессиональной деятельности специалиста, с необходимостью воспринимать, перерабатывать, оценивать большой объем разноплановой и часто противоречивой информации, формирующей риск развития у специалиста офисной сферы информационного стресса [4, с. 52].

Риск формирования эмоционального выгорания офисных работников повышается, необходимостью их постоянного межличностного взаимодействия специалиста с другими людьми. Ряд исследователей подчеркивают, что причины выгорания лежат не только в области отношений между офисными работниками и клиентами, но могут быть также связаны и с межличностными конфликтами, которые возникают во внутренней структуре организации. В некоторых научных исследованиях выделено, что конфликты, развивающиеся по горизонтали, между сотрудниками, находящимися на одном уровне определенной управленческой иерархии, в меньшей степени психологически опасны, в сравнении с конфликтами, возникающими между людьми, которые занимают более высокий профессиональный статус [62, с. 88]. При этом подчеркивается, что в качестве эффективного фактора, предохраняющего от выгорания в конфликтных ситуациях, может выступать организация социальной поддержки, способствующая развитию сопротивляемости специалиста стрессовым воздействиям и снижающая риск формирования эмоционального выгорания               [35, с. 114].

В некоторых исследованиях в качестве факторов, формирующих предпосылки для развития синдрома выгорания, определяются выраженная ролевая конфликтность специалиста и ролевая неопределенность, во многом обусловленные недостаточно четким и противоречивым разграничением должностных обязанностей специалистов и сфер их профессиональной ответственности [53, с. 10].

Таким образом, при анализе особенностей синдрома эмоционального выгорания специалистов офисной сферы, было выделено, что специфика их профессиональной деятельности и условия ее организации характеризуются следующими психоэмоциональными особенностями, которые отличаются выраженной модальностью, с ее проявлением от высокой ситуативной тревожности специалиста, с проявлением им беспокойства и даже отчаяния в ситуациях безнадежности, до выраженности чувства радости, а также приподнятого общего уровня настроения, при осознании перспектив деятельности и ее результативности.

1.3. Методы и приемы профилактики синдрома эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания, с характерной эмоциональной сухостью, личностной отстраненностью, увеличением сферы экономии эмоций, существенно влияет на профессиональное и личностное развитие. Профессиональная деформация, отрицательно отражается на трудовой деятельности работника и коллектива в целом, чем обусловлена необходимость своевременной профилактики данного явления.

Повышению эффективности психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания, способствует групповая форма работы, включающая целенаправленное использование совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками в коррекционных, позволяя сконцентрировать внимание на проблемных сферах межличностного взаимодействия участников.

Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С., рассматривая теорию и практику преодоления стресса и выгорания, приводят рецепты избавления от стресса, рекомендованные различными авторами: Г. Селье, Б. Швальбе и X. Швальбе, Леоновой А.Б. и Кузнецовой А.С. Все они основаны на ресурсных концепциях стресса и преодоления выгорания.

В частности, Леоновой А.Б. и Кузнецовой А.С. предложен комплексный подход к психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний [42, с. 118]. Они подробно рассматривают варианты использования методов саморегуляции в прикладных условиях при организации работы кабинетов психологической разгрузки. В более поздних работах они предлагают комплексную диагностико-превентивную систему «Интегральная диагностика и коррекция стресса», действие которой апробировано при реализации программы оказания психологической помощи (на примере деятельности врачей). Структура данной системы в целом состоит из трех частей:

  1. Диагностической, направленной на много факторную оценку симптоматики профессионального стресса.
  2. Интерпретационной, включающей вынесение интегративного диагностического суждения об общем уровне развития профессионального стресса и его качественной характеристике.
  3. Превентивной, содержащей индивидуализированный подбор и составление программ оптимизационных мероприятий в соответствии со спецификой выявленного синдрома профессионального стресса [42, с. 124].

Таким образом, можно выделить, что основными средствами предупреждения синдрома эмоционального выгорания являются психотехники, позволяющие обучающимся переживать состояния единства с окружающим миром, становиться объектом самопознания, расширять диапазон чувствительности к своим состояниям, телесным ощущениям, понимать эмоциональный смысл происходящего вокруг, обретать навыки произвольной саморегуляции на телесном, эмоциональном, интеллектуальном уровне, а также на уровне отношения к себе, своему внутреннему миру и миру других людей.

Выводы по первой главе

Анализ литературы исследования по проблеме эмоционального выгорания позволил нам сделать следующие выводы:

  1. феномен профессионального выгорания в рамках психологической теории, рассматривается преимущественно в виде специфического сложного явления, которое находит свое проявление в профессиональной деятельности у лиц, не имеющих выраженных признаков психической патологии. Симптоматика, характерная для эмоционального выгорания, рассматривается при этом как вариант нормативного развития, но при развитии эмоционального истощения, формируются предпосылки для развития сложных патологических реакций. Таким образом, выгорание может рассматриваться в виде феномена, который находится на границах между «нормативным» и «патологическим» развитием личности, и представляет собой наиболее крайний вариант нормативного развития.
  2. Специфика их профессиональной деятельности специалистов офисной сферы и условия ее организации характеризуются следующими психоэмоциональными особенностями, которые отличаются выраженной модальностью, с ее проявлением от высокой ситуативной тревожности специалиста, с проявлением им беспокойства и даже отчаяния в ситуациях безнадежности, до выраженности чувства радости, а также приподнятого общего уровня настроения, при осознании перспектив деятельности и ее результативности.
  3. Основными средствами предупреждения синдрома эмоционального выгорания являются психотехники, позволяющие обучающимся переживать состояния единства с окружающим миром, становиться объектом самопознания, расширять диапазон чувствительности к своим состояниям, телесным ощущениям, понимать эмоциональный смысл происходящего вокруг, обретать навыки произвольной саморегуляции на телесном, эмоциональном, интеллектуальном уровне, а также на уровне отношения к себе, своему внутреннему миру и миру других людей.

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф