ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»
1.1 Общая характеристика деятельности аэропорта «Пулково»
Аэропорт Пулково начал функционировать с 24 июня 1932 г. в организационно-правовой форме ФГУАП «Пулково», когда был сдан в эксплуатацию первый инфраструктурный объект комплекса – аэродром, раннее носивший название «Шоссейная».
В 2005 г. состоялось разделение единого авиапредприятия ФГУАП «Пулково» на АО «Авиакомпания Россия» и ФГУП «Аэропорт Пулково»[1].
Далее, исходя из данных выписки из ЕГРЮЛ, от 1 марта 2007 г. по распоряжению правительства Российской Федерации ФГУП «Аэропорт Пулково» было преобразовано в открытое акционерное общество АО «Аэропорт Пулково», ОГРН 1077847061687. Несколькими месяцами позже было подписано распоряжение Росимущества о передачи 100% акций АО «Аэропорт Пулково» из федеральной собственности в собственность города Санкт-Петербург. Таким образом, владельцем аэропорта стал город.
Являясь эффективным владельцем, город всячески развивает имеющийся в собственности важнейший транспортный узел региона.
В обязанности компании АО «Аэропорт Пулково» входят следующие функции:
- Выполнение контролирующих действий по отношению к ООО «ВВСС» (компания-оператор) по выполнению своих обязательств соглашения о ГЧП[2];
- Помощь и взаимодействие с органами правительства Санкт-Петербурга при реализации положений соглашения о ГЧП, подписываемых с ООО «ВВСС» по реализации развития аэропортовой инфраструктуры;
- Контроль качества услуг, оказываемых непосредственно в самом аэропорту Пулково;
- В течении всего периода действия договора сопровождать проект по развитию аэропортового комплекса Пулково.
Приведенные выше контролирующие полномочия, возложенные на АО «Аэропорт Пулково», являются лишь малой частью. Одновременно компании необходимо развивать второстепенную инфраструктуру аэропорта, не входящую в единоличные полномочия ООО «ВВСС», строительство объектов инфраструктуры на землях, арендуемых у Санкт-Петербурга[3]
Аэропорт Пулково – единственный гражданский международный аэропорт города Санкт-Петербург. В государственном реестре имеет статус федерального международного аэропорта, действующего на территории Северо-Западного округа. Сфера деятельности: оказание аэропортовых услуг.
Оператором аэропорта Пулково является компания ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», осуществляя и реализуя уникальный проект в России, лежащий на основе сотрудничества государства и частных инвесторов. Полное название консорциума – общество с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы».
Санкт-Петербург и АО «Аэропорт «Пулково» передали имущественный комплекс аэропорта в долгосрочную аренду ВВСС на срок 30 лет для осуществления масштабной реконструкции существующих и строительства новых объектов аэропортовой инфраструктуры. В течение всего этого периода ВВСС будет управлять аэропортом Пулково, оказывать аэропортовые услуги и инвестировать в развитие аэропорта в соответствии с Соглашением о ГЧП. ВВСС предоставлено эксклюзивное право оказания аэропортовых услуг на территории аэропорта Пулково.
Далее рассмотрим организационную структуру ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», которая на сегодняшний день является Оператором «Аэропорта Пулково».

Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»[4]
Как можно увидеть из представленного выше рисунка, организационная структура ООО «ВВСС» является дивизиональной, что обусловлено спецификой деятельности компании.
Возглавляет данную структуру Генеральный директор ООО «ВВСС», который руководит непосредственно дирекциями:
–стратегии и развития;
– авиационной коммерции;
–строительства;
–безопасности клиентов;
–связи с общественностью;
–по эксплуатации;
–штабом ГО и ЧС;
–ревизионным отделом, и др.
Далее, руководители данных дирекций и отделов выполняют руководство своими подразделениями в рамках их прямых и непосредственных обязанностей, что значительно облегчает функции руководства, так как обязанности дирекций практически не ппересекаются.
Далее рассмотрим финансовые показатели ООО «ВВСС», основанные на Бухгалтерской отчетности предприятия за 2011-2018 гг. (см. Приложение 1). В Бухгалтерскую отчетность, представленную в Приложении 1. Входят:
– Бухгалтерский баланс;
– Отчет о прибылях и убытках.
Краткий анализ баланса ООО «ВВСС» представлен на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. – Краткий анализ баланса ООО «ВВСС»[5]
Как можно увидеть из данных, представленных на рисунке 2.2, в 2011 году:
– чистые активы компании составляли – 1,376 млрд. руб.;
– внеоборотные активы составляли – 14,076 млрд. руб.;
– всего активов предприятия – 15,964 млрд руб.;
– капитал и резервы составили – 1,376 млрд. руб.
В 2018 году финансовые показатели ООО «ВВСС» следующие:
– чистые активы компании составляют – 14,42 млрд. руб. (+13,044 млрд руб.);
– внеоборотные активы составляют – 40,991 млрд. руб. (+26,915 млрд. руб.);
– всего активов предприятия – 58,626 млрд руб. (+42,662 млрд. руб.);
– капитал и резервы составили – 14,362 млрд. руб. (+12,986 млрд. руб.)
Из чего можно сделать вывод, что финансовые показатели данной компании показывают устойчивый финансовый рост.
1.2 Ключевые показатели аэропорта «Пулково»
Экономический кризис серьёзно ударил по показателям аэропортов, особенно тех, чей пассажиропоток превышает 1 миллион пассажиров. По итогам 2014 года в России насчитывалось 25 аэропортов-миллионников. В период с 2014 по 2018гг. у многих наблюдалась отрицательная динамика роста, но тем не менее, в 2018г. аэропортов, преодолевших планку в 1 млн перевезенных пассажиров стало 30 единиц[6].
Большое количество аэропортов федерального значения в РФ показали отрицательную динамику пассажиропотока в период 2014-2015 гг. Во многом это стало следствием закрытия направлений в Турцию и Египет. При этом, внутренний рынок показал рост в динамике. Что говорит, о проявленном интересе к внутреннему туризму.
После заключения соглашения о ГЧП, было оговорено, что вся перестройка аэропорта будет разделена на несколько этапов. В настоящее время главной целью является планка в 23 млн перевезенных пассажиров в год. Обновленный документ о расширении должен был рассмотрен правительством города в первом полугодии 2019 года.
Во второй очереди планируется расширение до рекордных 35 млн. человек, что почти в 2 раза больше, чем было перевезено в 2018 г.[7]
Факт, что ПАО «Аэрофлот» плотно занимается аэропортом Шереметьево, планируя в нем построить хаб, оттесняет Санкт-Петербургский Пулково на второй план. Если ПАО «Аэрофлот» возьмет дополнительный курс развития на Санкт-Петербургский аэропорт, то это может сказаться на экономической стабильности всей Группы Аэрофлота. Такой исход может привести к финансовым потерям и экономическому спаду.
Ранее, были попытки у авиакомпании Трансаэро стать базовым перевозчиком Пулково и даже был подписан меморандум о партнерстве с оператором, но вскоре компания обанкротилась.
И хотя аэропорт планирует значительное увеличение пассажиропотока, модернизацию и расширение инфраструктуры, пока никто из отечественных авиакомпаний не готов всерьез развивать Пулково, хотя потенциал стать хабом у аэропорта имеется. Этому способствуют туристы, посещающие Санкт-Петербург, ведь город является одним из крупнейших туристических, деловых, промышленных центров страны.
По состоянию на 2018 г. (см. рисунок 2.3), аэропорт Пулково обслуживает 75 авиакомпаний[8]. Из них 26 российских, 38 международных и 11 компаний из стран входящих в Содружество Независимых Государств.
До 2011 года наблюдался стабильный рост сотрудничающих с Пулково авиакомпаний. После трехлетнего кризиса, 2012-2015 гг., динамика вновь имеет положительный характер.
Рисунок 2.3 – Количество авиакомпаний, сотрудничающих с Пулково
Аэропорт занимает 4 место по пассажиропотоку в России, уступая по своим показателям ведущим аэропортам Москвы – Шереметьево, Домодедово и Внуково (см. рисунок 2.4)[9]
Рисунок 2.4 – Пассажиропоток ведущих аэропортов России на 2017-2018 гг. в динамике
Исследуя статистические показатели главных авиаузлов всех регионов России, наблюдается интересная тенденция роста у 37 из 40 аэропортов. Так, понизили свои показатели аэропорты Домодедово, Нижневартовска и Томска. Абсолютный рекорд по приросту пассажиропотока у аэропорта Москвы (Раменское) – Жуковский (+173%).
Очень сильно экономический кризис 2014-го сказался на аэропорту Домодедово. Падение пассажиропотока происходит и по сей день. Во многом, тому виной становится конкурирующая борьба с аэропортом Внуково, где предлагают более комфортные и привлекательные условия сотрудничества для авиакомпаний.
В 2018 году свои рейсы прекратили «Саратовские авиалинии», «Руслайн», «Azur Uzbekistan Airways». Следуя аналогичным темпам динамики, в скором времени Внуково обойдет по пассажиропотоку Московский Домодедово.
Как видно из данных таблицы (см. таблицу 2.1), Московский авиаузел имеет огромный разрыв в сравнении с другими аэропортами. Это говорит о том, что Московская авиасистема имеет большое значение, через Москву осуществляется подавляющее большинство рейсов в Европу, в Азию, в страны бывшего СССР, причем в первой двадцатке 11 аэропортов России.
Таблица 2.1 – Пассажиропоток стран бывшего СССР за 2018 год[10]
| № | Город | Аэропорт | Пассажиропоток, млн. чел. |
| 1 | Москва | Шереметьево | 45,83 |
| 2 | Москва | Домодедово | 29,4 |
| 3 | Москва | Внуково | 21,47 |
| 4 | С.-Петербург | Пулково | 18,12 |
| 5 | Киев | Борисполь | 12,6 |
| 6 | Рига | Рига | 7,05 |
| 7 | Сочи | Адлер | 6,34 |
| 8 | Екатеринбург | Кольцово | 6,1 |
| 9 | Новосибирск | Толмачево | 5,9 |
| 10 | Алматы | Алма-Ата | 5,68 |
| 11 | Симферополь | Симферополь | 5,14 |
| 12 | Вильнюс | Вильнюс | 4,92 |
| 13 | Минск | Минск | 4,53 |
| 14 | Астана | Астана | 4,5 |
| 15 | Баку | Гейдар Алиев | 4,43 |
| 16 | Краснодар | Пашковский | 4,17 |
| 17 | Тбилиси | Шота Руставели | 3,8 |
| 18 | Ташкент | Ташкент | 3,3 |
| 19 | Ростов-на-Дону | Платов | 3,23 |
| 20 | Уфа | Уфа | 3,22 |
Ближайший последователь у Московского авиационного узла (Шереметьево, Домодедово, Внуково) и Пулково – Киевский Борисполь. Примечателен факт, что за последнее время аэропорт наращивает свой пассажиропоток. В 2016 — +18,9%, в 2017 — +22,1%, в 2018 — +19,4%.
Рассматривая только российский опыт, невозможно получить общую картину пассажиропотока, поэтому автор приводит и мировую статистику наиболее загруженных аэропортов мира в сравнении с российскими. Как видно из диаграммы, даже Шереметьево значительно уступает первой десятке самых загруженных (см. рисунок 2.5)[11].
В заключении ко второй главе стоит отметить, аэропорт Пулково имеет богатую историю своего жизненного цикла. И не смотря на факт наличия, как падений так и взлётов, в целом наблюдается положительная тенденция, сеющая перспективы на будущее. Ни один аэропорт не стоит на месте, каждый старается ежегодно внести свои коррективы в развитии: что то улучшить, что то модернизировать и. т. д.
Рисунок 2.5 – Самые загруженные аэропорты мира в 2017 году
Оператор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» усердно занимается развитием аэропорта Пулково. Следуя намеченному курсу развития, компания постепенно стремится достичь определённых высот, если не в мировом масштабе, то на европейском уровне авиасферы. Отметка в 35 млн перевезённых пассажиров к 2040 году весьма прилична и вполне осуществима, но хватит ли этого, чтобы составить серьезную конкуренцию тому же Шереметьево, остаётся вопросом.
