Заявка на расчет
Меню Услуги

Пути совершенствования механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Эволюция доктринального и нормативно-правового закрепления прав несовершеннолетних в России и мире
1.2. Теоретико-правовые аспекты регулирования правового статуса несовершеннолетних
1.3. Структура основных конституционно гарантированных и закрепленных в международных стандартах прав несовершеннолетних
Глава 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Понятие механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России
2.2. Структура и составные элементы механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России
2.3. Основные направления деятельности органов государственной власти России относительно юридического обеспечения защиты прав несовершеннолетних
Глава 3. ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы непосредственной реализации механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации
3.2. Особенности государственно-властной деятельности, направленной на реализацию основных направлений механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в зарубежных государствах (на примере Венгрии)
3.3. Перспективные направления совершенствования отечественного механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних с учетом опыта Венгрии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Показателем приобретения Россией качества правового демократического государства является реальное ценностное отношение государства к человеку, его правам и свободам с учетом специфики их различных категорий и групп, в том числе несовершеннолетние. С одной стороны, будущее любого государства объективно связано с несовершеннолетними, с другой — они беззащитны в силу полной или частичной физической, умственной, социальной незрелости. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав ребенка входят в спектр приоритетов как для нашего государства, так и для других стран мирового сообщества.

Конституция Российской Федерации устанавливает правовой статус человека и гражданина Российской Федерации, признает и гарантирует неотъемлемость основных прав и свобод, обязывает государство поддерживать семью, материнство, отцовство и детство. При этом в современной России остается противоречие между конституционной сущностью системы защиты прав ребенка и ее эффективным функционированием. Следовательно, обществу необходимо создать действенный механизм правового регулирования конституционных прав и законных интересов детей.

Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность ювенального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей.

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. На международном уровне этот неоспоримый факт давно осознан и закреплен во множестве нормативных правовых актов. Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Российской Федерацией отдельных положений международных правовых актов.

Степень разработанности проблемы. Проблемы познания юридического механизма обеспечения прав несовершеннолетних представлены исследованиями В.Л.Васильева, Л.С.Выготского, А.С.Гречина, Г.И.Забрянского, М.И.Еникеева, А.И.Кравченко, С.И.Курганова, B.В.Романова, М.М.Рубинштейна, С.Л.Рубинштейна и других. Различные аспекты проблемы возрождения в России ювенальной юстиции и создания института Уполномоченного по правам ребенка исследовались А.С.Автономовым, Л.И.Беляевой, В.В.Бойцовой, Г.Н.Ветровой, Э.Б.Мельниковой, В.В.Стребиж, Н.Ю.Хаманевой, Н.Л.Хананашвили и других. Вопросы гражданско-правового статуса несовершеннолетнего исследовались в работах Е.П. Андреева, Б.А.Булаевского, Л.Г.Гелукашвили, Л.А. Дульневой, Л.Г.Кузнецовой, Ю.А.Томилова, Я.Н.Шевченко и других.

Целью исследования является разработка путей совершенствования механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних.

Указанная цель данной магистерской диссертации обусловила постановку и решение следующих основных задач:

  • изложить теоретико-правовые аспекты регулирования прав несовершеннолетних в России и мире,
  • определеить структуру и составные элементы механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России,
  • исследовать проблемы непосредственной реализации механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации
  • рассмотреть особенности государственно-властной деятельности, направленной на реализацию основных направлений механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в зарубежных государствах (на примере Венгрии)
  • обозначить перспективные направления совершенствования отечественного механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних с учетом опыта Венгрии.

Объектом исследования выступает защита прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.

Предметом исследования является конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

В работе подробно проанализированы составные части конституционно-правового механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации: нормативную и институциональную подсистемы. На основе анализа выделены органы государственной власти, в функции которых входит защита прав и законных интересов детей на территории Российской Федерации.

Особым вкладом в исследование темы является комплексный анализ полномочий органов государственной власти по защите прав и законных интересов детей в Российской Федерации.

Новизна исследования заключается в рассмотрении возможности использования опыта Венгрии в государственно-властной деятельности, направленной на реализацию основных направлений механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также частнонаучные методы: анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников; сравнение; обобщение.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на девять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1. Эволюция доктринального и нормативно-правового закрепления прав несовершеннолетних в России и мире

 

Мировым сообществом вопрос о необходимости регулирования прав детей поднялся после Первой мировой войны и это было вызвано особой необходимостью обеспечения защиты детей. Исторически всегда было сложено так, что правовой статус взрослого человека стоял намного выше, чем статус ребенка.

В настоящее время интернациональная гарантия прав ребенка предполагает теорию согласованных деяний государства и неправительственных организаций, нацеленных на гарантию охраны прав ребенка и помощь их осуществления, а помимо этого в обеспечении интернациональной поддержки детей стран третьего мира. «Основой с целью такого рода охраны являются международные контракты, конвенции, договоры»[1].

Трактат «К вечному миру» И. Канта обозначил принципы мирного сообщества наций, которые были использованы в качестве основы объединения народов и создания Лиги Наций для контроля конфликтных ситуаций, сохранения и укрепления мира среди стран – это своего рода новый этап формирования новейшей концепции интернациональных взаимоотношений.

В 1919 году на базе Лиги Наций был создан Комитет детского благополучия, функции которого были направлены на решение вопросов защиты прав детей и защиты от гнета, от принуждения к работе детей, продажи детей, и детской проституции в тяжелые послевоенные годы.

Эглантайн Джебб основала Международный союз спасения детей – частную компанию, которая занималась разработкой социальных мер защиты детей и в 1923 годы создала декларацию по защите детей, содержащая ключевые требования к поведению общества.[2]

На следующий год Международный союз спасения детей на 5 — й сессии Лиги Наций вынес к обсуждению и принятию новый нормативно — правовой акт, получивший название «Декларация прав ребенка»[3], провозглашающая уход, внимание и спасение детей общечеловеческим долгом.

Декларация о защите прав детей, принятая Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве, состояла из пяти основных принципов: ребенок должен быть наделен средствами, необходимыми для его нормального развития, как физического, так и духовного; голодного ребенка нужно накормить: нужно помочь больному ребенку; ребенка, который виноват, нужно исправить, а сироте и бездомному ребенку предоставить кров и поддержку в трудную минуту; ребенок должен прежде всего получить помощь в трудные моменты испытания: ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации; ребенок должен быть воспитан с осознанием того, что его лучшие качества должны приносить пользу другим.

Ассамблея Лиги Наций призывала всех своих членов — государств руководствоваться положениями Декларации с целью защиты детей и заботиться об их благополучии.

Почти все международные органы по правам человека, принимающие участие в защите прав и свобод детей действуют на универсальном уровне в рамках Организации Объединенных Наций 1945 г.

Международные стандарты включают в себя основные права человека, закрепленные в важнейших международно — правовых актах, устанавливающих «планку», ниже которой государство не должно «опускаться»[4].

Организация Объединенных Наций, созданная после Второй мировой войны закрепила законную базу развития механизма международной защиты прав человека, в частности разработка стандартов и создание надзорных учреждений.

Выделение охраны прав ребенка в обособленное направление обусловило создание отдельных органов, например, фонд ЮНИСЕФ, основанный на Организации Объединенных Наций, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Спустя только несколько лет после принятия Устава ООН появились крупные международно — правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человека[5], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ней не делается различие между правами человека и правами гражданина, все права трактовались как принадлежащие всем людям.

Всеобщую декларацию именуют «выдающимся документом в истории человечества»[6], «Хартией вольности для всего человечества»[7]. Таких высочайших оценок не получал ни один международный документ.

Статья первая Всеобщей декларации гласит; «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступить в отношении друг друга в духе братства»[8].

Несмотря на то, что нормы Декларации носили декларативный характер и она не предусматривала механизма обеспечения прав, она сыграла огромную роль в истории человечества, в ней были провозглашены права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, экономические, социальные, культурные права,

Принятие Всеобщей Декларации послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля.

К ним, прежде всего, относятся Декларация прав ребенка[9], принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года, которая

Главная позиция Декларации прав ребенка заключалась в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что он имеет. Международный документ провозглашает 1010 социальных и правовых норм, относящихся к защите и благополучию детей в международном формате. Основными принципами которой являются: забота о детях и их защита, как обязанность семьи и отдельного государства, всё человечество должно заботиться о защите детей.

Декларация прав ребенка содержит в себе десять основных правил — принципов для обязательного исполнения, согласно которым ребенок в равной степени наделен правами вне зависимости от цвета кожи, языка, пола, расы, религиозных или политических убеждений, социального или имущественного положения и т.д., то есть Декларация исключила любые формы дискриминации.

Фактически Декларация о правах ребенка 1959 года была выстроена на некоторых положениях Женевской конвенции 1924 года, и впервые закрепила основные и обязательные для всех требования по обращению с детьми.

Декларация носила рекомендательный характер и не возлагала обязательств на государств — участников ООН по исполнению изложенных в ней принципов.

Данный недостаток был устранен Конвенцией о правах ребенка (1989 г.)[10], которая не только конкретизировала положения Декларации о правах ребенка, но и предусмотрела создание необходимого контроля за соблюдением государствами положений Конвенции.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка в начале 1991 г. была организована встреча представителей государств-участников Конвенции о правах ребенка с целью проведения первых выборов в орган, курирующий ее выполнение — Комитет по правам ребенка. Было выдвинуто около 40 кандидатов из 10 мест. Эксперты, избранные первым членом Комитета (шесть женщин и четыре мужчины), были гражданами Барбадоса, Бразилии, Буркина-Фасо, Зимбабве, Перу, Португалии, бывшего Советского Союза, Филиппин и Швеции. Их подготовка охватывала широкий круг предметов, включая права человека и международное право, ювенальную юстицию, социальную работу, медицину, журналистику и функционирование государственных и неправительственных структур.

В настоящее время Комитет по правам человека состоит из 18 экспертов и проводит три сессии в год, каждая продолжительностью четыре недели. Комитет обслуживается Центром ООН по правам человека в Женеве. В соответствии со статьей 44 Конвенции государства-участники обязуются регулярно представлять Комитету отчеты о мерах, которые они приняли для защиты прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом ими в реализации прав ребенка на своей территории.

Особый интерес представляют Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций (1985 г.), касающиеся правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), которые основывались на принципах Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международных пактов по гражданским и политическим вопросам 1966 г., экономических законов и прав. социальные и культурные, если они отражают общие принципы защиты прав человека, сформулированные в некоторых основных международных документах.

Соответственно, в Пекинских правилах значительное место заняли проблемы создания достойных условий жизни и воспитания молодежи и подростков, что оценивается как важнейшее средство ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Пекинские правила содержат основные положения правовой доктрины несовершеннолетнего, совершенные им преступления, его уголовную и иную юридическую ответственность, реакцию государства на правонарушение в виде наказания и других принудительных мер и, наконец, основные положения концепции судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в орбите уголовной юстиции.

Российская Федерация ратифицировав «Пекинские правила» взяла на себя обязательства привести свое законодательство в соответствии с международным стандартом. В Концепции судебной реформы было предусмотрено создание специальных судов по делам несовершеннолетних и в соответствии с этим был разработан проект закона о ювенальной юстиции, получивший одобрение на международном симпозиуме по проблемам ювенальной юстиции в рамках Совета Европы в ноябре 1995 года.

Пекинские правила инициировали принятие ряда международно-правовых документов в отношении несовершеннолетних, в которых ряд статей касается задач и деятельности ювенальной юстиции. Это Руководящие принципы ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы Организации Объединенных Наций 1988 г.), принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), и Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. свободы (утверждено на 68-м пленарном заседании 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.).

Таким образом, произошло закрепление прав детей в международном праве. Все без исключения государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны реализовывать права несовершеннолетних, в том числе и путем разработки региональных программ, конвенций и законов.

1.2. Теоретико-правовые аспекты регулирования правового статуса несовершеннолетних

 

Субъектами гражданских правоотношений являются физические и юридические лица, а также публичные образования. Как указал Е.А. Суханов[11], граждане являются «естественными» субъектами гражданского права, поскольку их появление и выбытие из гражданского оборота определяются естественно-биологическими процессами (рождение, смерть, достижение определенного возраста), а не юридическими значимыми действиями (как, например, у юридических лиц). Безусловно, закон устанавливает определенные юридические аспекты в отношении физических лиц (например, регистрация актов гражданского состояния), однако они по большей части являются не предпосылками и условиями появления физического лица как субъекта правоотношений, а лишь следствиями его появления, необходимыми правовыми атрибутами.

Возможность физического лица быть субъектом гражданского права связывается с признанием за ним особого свойства – гражданской правосубъектности, которая состоит из следующих элементов – гражданской правоспособности, гражданской дееспособности и гражданской деликтоспособности.

Гражданская правоспособность – это способность человека иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. В свою очередь, гражданская дееспособность – способность человека своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Как известно, моменты возникновения правоспособности и дееспособности не совпадают. Первая возникает в момент рождения, вторая – позднее, по мере взросления гражданина, формирования волевых и интеллектуальных качеств, достижения определенного уровня психического развития. Наконец, гражданская деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести ответственность за совершенное гражданское правонарушение. Данный элемент неразрывно связан с дееспособностью, поскольку с психическим взрослением и возможностью осознавать свои действия наступает и обязанность нести ответственность за свои действия в случае их противоправности.

Несовершеннолетние как субъекты гражданского права имеют специальный правовой статус. Обусловлено это тем, что государство, с одной стороны, должно обеспечивать особую защиту детей (в сфере гражданских правоотношений – в первую очередь имущественную защиту), однако с другой, эта защита не должна носить чрезмерного характера, ограничивая несовершеннолетнего в его правосубъектности. В связи с этим должен быть обеспечен определенный правовой баланс, который, как показывает современное правовое регулирование, в достаточной форме еще не достигнут.

Правосубъектность несовершеннолетних определяется нормами различных отраслей права – гражданского, семейного, административного, уголовного, процессуального и т.д. Вместе с тем, основы правого статуса несовершеннолетнего как субъекта права заложены нормами гражданского законодательства. В свою очередь, семейное законодательство в большей части регулирует вопросы осуществления и защиты семейных прав и интересов несовершеннолетних по отношению к родителям.

ГК РФ апеллирует понятием «несовершеннолетний», делая акцент на возрастном параметре. В свою очередь, СК РФ использует понятия «ребенок», «дети», т.е. на первый план выдвигаются родственные и приравненные к ним связи «родитель – ребенок», «права ребенка – обязанности родителей». В связи с этим в научной и учебной литературе продолжаются дискуссии относительно тождественности и различий данных понятий.

Например, Н.М. Савельева предлагает различать понятия «несовершеннолетний» и «ребенок». Первое понятие должно быть связано только с возрастом, а второе должно указывать на отсутствие у человека полной дееспособности по гражданскому и семейному праву. Поэтому, считает ученый, понятие «ребенок» следует определять как любого несовершеннолетнего до того, как он приобретет полную гражданскую и (или) семейную правоспособность.[12]

По мнению Г.А. Трофимова, термин «ребенок» употребляется в нескольких значениях: несовершеннолетний; человек, рожденный от других людей (или усыновленный другими людьми); лицо, которое, независимо от возраста совершеннолетия, находится в родстве, родстве или законных отношениях со своими родителями.[13]

Другие исследователи данные термины отождествляют, указывая лишь на различные подходы в отраслях российского права относительно применяемого термина, в связи с чем несовершеннолетний является субъектом гражданских правоотношений, на которого в полной мере распространяются нормы законодательства, использующие дефиницию «ребенок».

Обратимся к нормативному регулированию рассматриваемых понятий. Гражданское законодательство использует термин «несовершеннолетний», не давая ему определение, но раскрывая уровень дееспособности несовершеннолетнего исходя из его возраста, из которых выделяет специальную категорию «малолетних» не достигших четырнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 28)[14]. В соответствии с п. 1 ст. 54 СК РФ «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)»[15]. Аналогичное понятие приведено и в ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» («лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет»)[16]. Данные определения полностью совпадают с нормами международного права. Согласно ст. 1 Конвенции о защите прав ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»[17].

Как было указано, содержание правого статуса несовершеннолетнего зависит от того, какой отраслью российского права он регламентируется. В ГК РФ это зависит от возраста несовершеннолетнего, в то время как семейное законодательство такую зависимость, как правило, не устанавливает.

Возрастное различие с другими субъектами гражданских правоотношений позволяет сделать вывод, что несовершеннолетний в сравнении с взрослыми субъектами обладает определенной спецификой своего правового статуса, в следующих аспектах:

  1. Обязанности несовершеннолетнего. Семейным законодательством обязанностей для несовершеннолетнего не установлено вообще. В свою очередь ГК РФ также не устанавливает обязанностей для малолетних. Обязанности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет прямо не поименованы, однако их можно выделить исходя из сделок и видов деятельности, которые закон разрешает им совершать и осуществлять самостоятельно.
  2. Деликтоспособность несовершеннолетнего. Аналогично с обязанностями, малолетние не несут никакой гражданско-правовой ответственности. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет несут ответственность на общих основаниях.
  3. Ограничение участия в гражданских правоотношениях. В данном аспекте правовой статус несовершеннолетнего ставится в зависимость от возраста, а также возможности получить полную дееспособность ранее достижения совершеннолетия. Например, малолетние в возрасте до шести вообще не могут совершать никаких сделок, даже мелких бытовых, в возврате от шести до четырнадцати лет – сделки, поименованные в п. 2 ст. 28 ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать сделки лично. Относительно видов сделок, которые могут быть совершены последней категорией несовершеннолетних, законом установлены две группы – это специальные виды сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно (п. 2 ст. 26 ГК РФ), а также остальные сделки, которые могут быть совершены только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.
  4. Участие специальных субъектов – родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, органов опеки и попечительства. За малолетних совершать сделки могут только родители, усыновители и опекуны (исключение составляют мелкие бытовые сделки, поименованные в п. 2 ст. 28 ГК РФ). Для совершения сделок, установленных п. 1 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетнему требуется письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей. Наконец, для совершения сделок несовершеннолетним по отчуждению (уменьшению) имущества требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Таким образом, гражданско-правовой статус несовершеннолетнего зависит от возрастного ценза, в соответствии с которым можно выделить три вида правового статуса несовершеннолетнего, исходя из объема обязанностей, деликтоспособности, возможности самостоятельного участия в отдельных гражданских правоотношениях несовершеннолетнего, а также участия специальных субъектов:

  1. Гражданско-правовой статус малолетних, не достигших возраста шести лет;
  2. Гражданско-правовой статус малолетних, не достигших возраста четырнадцати лет;
  3. Гражданско-правовой статус несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Проблема определения правового статуса ребенка находится в спектре приоритетных направлений государственной политики. Ее эффективное решение обеспечивает не только поступательное развитие каждого общества, нормальный процесс социализации подрастающего поколения, но и является залогом успешной реализации в новом тысячелетии стратегической задачи дальнейшего развития России — формирования нового, здорового поколения, способного стать носителем гражданской идеи.

1.3. Структура основных конституционно гарантированных и закрепленных в международных стандартах прав несовершеннолетних

 

Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников публичных правоотношений (права, обязанности, гарантии уважения прав и обязанностей) и закрепляющих основы правового и социального обеспечения. организация деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита распространяется на все сферы жизни несовершеннолетнего: образование, образование, медицинское обслуживание, трудоустройство, социальное обеспечение, досуг и т. д.

По мнению О.В. Батовой, «правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации по обеспечению защиты прав детей»[18].

Практика показывает, что нормативные правовые акты и соответствующие правовые нормы в сфере защиты прав несовершеннолетних можно классифицировать по различным основаниям:

  • по юридической силе;
  • по назначению;
  • по территории действия;
  • по отраслевой принадлежности;
  • по методу правового регулирования и др.

Предлагаемая классификация, хотя и имеет условный характер, но помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования.

  1. По юридической силе можно выделить:

а) международные нормативные правовые акты;

б) Конституцию Российской Федерации;

в) федеральные законы РФ;

г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);

д) законодательство субъектов РФ;

е) акты органов местного самоуправления.

Высшей юридической силой обладают международные правовые акты.

Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших эти правовые акты, в области защиты прав детей. Среди этих направлений необходимо выделить:

  • осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, предотвращение их дискриминации, усиление основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений;
  • формирование нормативно-правовой базы обеспечения прав ребенка;
  • способствовать физическому, интеллектуальному, умственному, духовному и нравственному развитию детей, воспитывать в них патриотизм и гражданственность, а также реализовывать личность ребенка в интересах общества;
  • соблюдение международных стандартов в области защиты прав детей;
  • демократичность, гуманность, справедливость и прозрачность в деятельности органов по защите прав несовершеннолетних;
  • законодательное обеспечение прав детей;
  • государственная поддержка семьи, чтобы гарантировать целостное образование детей, защитить их права, подготовить их к полноценной жизни в обществе;
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов по основным показателям качества жизни детей с учетом региональных различий в этих показателях;
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение законных прав и интересов ребенка, причинение вреда ребенку;
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

С 1993 года принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизни семьи и детей, направленных на усиление мер их социальной защиты, в том числе федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др.

  1. По назначению нормы конституционной защиты прав несовершеннолетних подразделяются на:

а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющиеся на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и ряде отраслевых федеральных законов;

б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», гл. 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».

  1. По территории действия можно выделить:

а) международные правовые акты:

– Всеобщую декларацию прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН)[19];

– Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.1950 г.)[20];

– Декларацию прав ребенка (от 20.11.1959 г.);

– Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966 г.)[21];

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16.12.1966 г.);

– Конвенцию ООН о правах ребенка (от 20.11.1989 г.);

– Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (от 30.09.1990 г.)42;

– Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.[22];

б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ[23]:

– Конституция РФ;

– Семейный кодекс РФ;

– Гражданский кодекс РФ;

– Уголовный кодекс РФ;

– Кодекс РФ об административных правонарушениях;

– Кодекс административного судопроизводства;

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

– Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.;

в) законодательство субъектов Федерации, включающее, например:

– Закон Воронежской области от 03 июня 2013 г. № 87-ОЗ (ред. от 28.10.2016) «Об отдельных мерах по защите прав ребенка на территории Воронежской области»;

– Закон Воронежской области от 18.07.2016 № 100-ОЗ «О некоторых вопросах защиты прав детей, с участием которых или в интересах которых осуществляются правоприменительные процедуры (действия) на территории Воронежской области»[24] и др.

  1. К отраслям отнесены нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского судопроизводства, уголовно-процессуального и других норм. правила общественных отношений.
  2. По способу правового регулирования следует различать два основных типа правовых норм:

а) императивные нормы — категорические и строго обязательные предписания, не допускающие отклонений от их формулировок (присущие в наибольшей степени нормам уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);

б) диспозитивные правовые нормы — прописывающие вариант поведения или предоставление субъектам возможности регулировать отношения по своему усмотрению (примером чего являются нормы гражданского, гражданско-процессуального, семейного права).

Центральное место в определении правового статуса несовершеннолетних занимает Конституция Российской Федерации. Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В этом документе закреплена обязанность Российского государства защищать и поддерживать семью, материнство, отцовство и детство (ст. 7, 38).

Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» по существу относится в полной мере и к детям, ибо, как указано в ч. 2 ст. 17 Конституции, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. На это указывает и ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поэтому несовершеннолетние граждане нашей страны должны рассматриваться как полноправные члены общества, обладающие всем комплексом конституционных прав и свобод человека и гражданина, с той лишь разницей, что некоторые из принадлежащих им прав и свобод они в силу возраста могут реализовывать с помощью своих родителей, а при отсутствии родителей – с помощью иных законных представителей и органов опеки и попечительства. Так, согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Вместе с тем в п. 2 ст. 56 Семейного кодекса подчеркнуто, что при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

В статье 38 Конституции РФ отражены основные принципы отношений семьи и государства, согласно которым «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Эти принципы находят отражение и закрепление в федеральных законах, касающихся защиты прав родителей и детей. Например, в п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ указано, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Права несовершеннолетних, провозглашенные в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ, находят свое отражение и закрепление в федеральных законах о правах несовершеннолетних. Укажем на некоторые наиболее значимые из них.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, такие как:

а) дополнительные гарантии права на образование (ст. 6 Закона);

б) дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7 Закона);

в) дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8 Закона);

г) дополнительные гарантии права на труд (ст. 9 Закона);

д) судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Закона).

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также предусматривает:

– меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9 Закона). Подробнее эти вопросы регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Об образовании»[25];

– обеспечение прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление (ст. 10, 12 Закона). Вопросы прав несовершеннолетних на охрану здоровья регулируются также Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)[26];

– защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (ст. 13 Закона);

– защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 Закона);

– защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15 Закона).

К другим федеральным законам, обеспечивающим защиту прав несовершеннолетних и их родителей, следует отнести:

– Семейный кодекс РФ, нормами которого регулируются:

а) права и обязанности родителей и детей;

б) алиментные обязательства родителей по отношению к детям;

в) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления (удочерения) детей, опеки и попечительства над ними, приемной семьи, патроната и др.;

– Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», нормы которого устанавливают единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающую гарантированную государством минимальную материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

– Трудовой кодекс РФ, которым установлены:

а) особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет;

б) гарантии и компенсации работникам, в том числе несовершеннолетним, совмещающим работу с обучением;

– Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно ст. 2 которого основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Некоторые права несовершеннолетних установлены также в других федеральных законах, к которым следует отнести: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и иные федеральные законы, регулирующие вопросы предоставления и защиты прав несовершеннолетних.

Важную роль в законодательстве, регламентирующем права несовершеннолетних, играют Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства России. В частности:

– Указ Президента РФ от 13.04.2011 № 444 (ред. от 29.06.2013) «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»,

– Указ Президента РФ от 28.12.2012 №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

– Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»[27],

– Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 № 548 (ред. от 16.04.2016) «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.

Подводя итог вопросу правового регулирования защиты прав и свобод несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы:

  • во-первых власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;
  • во-вторых, выделяют три уровня законодательства, регламентирующего вопросы конституционно-правового статуса несовершеннолетних: международный, федеральный, региональный;
  • в-третьих, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;
  • в-четвертых, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;
  • в-пятых, действующее законодательство Российской Федерации, в основном, соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, однако для эффективности его реализации требуется искоренить имеющиеся пробелы.

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф