Заявка на расчет
Меню Услуги

РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЁТНО-КАССОВОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ ………………………………

1.1 Сущность, структура и особенности реализации расчётно-кассового

обслуживания в банках…………………………………………………….

1.2 Текущая практика расчетно-кассового обслуживания в РФ…….

1.3 Анализ и методы управления эффективностью расчётно-кассовых операций
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»……

2.1 Экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»………

2.2 Порядок осуществления расчётно-кассового обслуживания в банке

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСЧЕТНО -КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

В ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» ……………………………..

3.1Проблемы коммерческого банка при осуществлении расчётно-кассовых

операций………….

3.2 Направления совершенствования расчётно-кассового обслуживания в

банке…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях расчетно-кассовое обслуживание является

одной из наиболее востребованных услуг, оказываемых кредитными организациями. Причиной этого является как хорошо разработанная технология проведения данных операций, так и достаточно совершенная нормативная база. Следует также отметить, что расчетно-кассовые услуги базисом, на котором строятся все взаимоотношения банка с клиентами, так как если кредитные и депозитные услуги могут быть невостребованными отдельными видами клиентов, то расчетно-кассовые услуги являются услугами, спрос на которые есть у всех категорий клиентов.
Актуальность исследования расчетно-кассовых операций в банках состоит втом, что данные операции ввиду увеличения конкуренции нарынке банковских услуг, всё меньше определяют возможности банка по извлечению прибыли. Снижение уровня рентабельности данных операций ставит вопрос о необходимости проведения действий, направленных как на совершенствование механизма их проведения, так и на достижение уровня, который бы позволял банку развиваться.
Развитие кассовых операций банков на сегодняшний день определяется возможностями развития электронно-вычислительной техники. Практика функционирования банковских учреждений за рубежом показывает, что наблюдаемое снижение объёмов и доли кассовых операций в целом по экономике определяется стремлением общества к минимизации издержек, что требует перехода к безналичным платежам. Однако, в условиях РФ, когда у населения достаточно низкая культура использования финансовых услуг, а также ввиду относительно низкого уровня дохода, ждать быстрого снижения кассовых операций не приходится, хотя процесс в данном направлении постепенно идёт.

В отличие от кассовых операций, развитие которых заключается в снижении их значимости, расчетные операции развиваются в противоположном направлении. Для расчетных операций характерно расширение их использования, причиной чего является как повышение потребностей хозяйствующих субъектов и населения, так и необходимость в повышении оборачиваемости средств и снижение потребности в них.
Объединение кассовых и расчетных операций в единый блок обуславливается, в основном, историческими причинами, а также единым технологическим процессом, который практикуется в большинстве банков. Практика обслуживания, прежде всего, юридических лиц, показывает, что наиболее приемлемым способом проведения операций, является организация взаимодействия, при которой клиенту нет необходимости обслуживаться у нескольких специалистов, а все операции ведутся в режиме «единого окна». Следует отметить, что подобный подход постепенно распространяется и на обслуживание физических лиц. Более того, актуальной темой становится тема использования специальных технических средств, позволяющих организовать обслуживание не только в пределах единого окна, но даже в пределах одного работника.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ, связанных с проведением расчетно-кассового обслуживания, анализ действующей практики проведения данного обслуживания и его оценке, а также разработка на основании полученных результатов практических рекомендаций по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания.
Объект исследования – ПАО «Сбербанк России».

Предмет исследования – организация расчетно-кассовых операций и анализ их эффективности на примере ПАО «Сбербанк России».
Задачи работы:

1) изучить теоретические аспекты расчётно-кассового обслуживания в современных условиях;

2) дать характеристику финансово-экономической деятельности ПАО «Сбербанк России»;
3) изучить порядок осуществления расчётно-кассового обслуживания в банке;
4) провести анализ эффективности расчётно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России»;
5) изучить направления совершенствования расчётно-кассового обслуживания в банке.
При написании работы использовались следующие методы исследования: ⎯ монографические;
⎯ экономико-статистические; ⎯ графические.
Исходными материалами для исследования послужили публикации в учебной, научной и периодической печати, данные государственной статистики, нормативные документы государственных регулирующих органов, бухгалтерская финансовая отчётность ПАО «Сбербанк России».
Интервал исследования – 2015-2017 гг.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЁТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1 Сущность, структура и особенности реализации расчётно-кассового обслуживания в банках

Несмотря на то, что расчетно-кассовые операции по своей сути являются наиболее распространёнными операциями, в учебной и научной литературе определение данных операций, как правило, даётся применительно к составным частям этой категории – отдельно к расчетным и отдельно к кассовым операциям.
Согласно определения О.И. Лаврушина «…расчетно-кассовые операции – ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению»1. Неявным образом данное определение поддержано К.Р. Тагирбековым, который определил расчетно-кассовые операции посредством расчетно-кассового обслуживания, как «…открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц». Однако, следует признать данное определение чрезвычайно узким.
По мнению А.М. Тавасиева, имеет смысл говорить о расчетно-платежных операциях, так как кассовые операции имеют все признаки как расчетных, так и платежных операций.
Другой точки зрения придерживается Г.Н. Белоглазова и Л.П. Кроливецкая. Они выделяют расчетные и кассовые операции в отдельные блоки операций, в значительной степени независимые друг от друга. Следует отметить и изменение позиции О.И. Лаврушина, который в экспресс-курсе «Банковское дело» также разделил данные операции на две независимых группы. Аналогичного подхода придерживается и Т.М. Костерина, а также ряд других авторов, например, Г.Г. Коробова.
Кроме того, встречаются также и следующие определения данного понятия:

1) расчетно-кассовым обслуживанием называют систему безналичных и наличных расчетов, проводимую финансовым учреждением (банком) по счету, который открыт с позволения физического лица или юридической фирмы;
2) расчетно-кассовое обслуживание – обеспечение взаимных расчетов предприятий, осуществление таких расчетов через банки и другие финансово-кредитные учреждения;
3) расчетно-кассовое обслуживание – услуги, связанные с осуществлением безналичных расчетов, а также приемом и выдачей наличных;
Анализ подходов к определению расчетно-кассовых операций позволяет сделать вывод о том, что данные операции могут рассматриваться либо как часть платежных операций, на что делает упор А.М. Тавасиев, либо как комплекс из двух видов операций, совмещаемых с целью предоставления комплексных услуг клиентам.
Исходя из первой точки зрения, возможно дать следующую классификацию данной группы операций (рисунок 1).
Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).
С точки зрения технологии проведения (необходимого состава кредитных организаций-участников) те и другие подразделяются следующим образом:
– внутрибанковские платежи (участник – один данный банк);

– межбанковские платежи (участников – минимум две кредитные организации), которые можно проводить: через корреспондентские счета в подразделениях центрального банка; через клиринговые центры; через корреспондентские счета, открытые банками непосредственно друг у друга;

1. Операции открытия счетов клиентов
2. Акцептные операции (получение

согласия или отказа плательщика оплатить платежный документ)
3. Авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает
не сам банк)
4. Блокировка счетов клиентов и снятие блокировки
5. Операции закрытия счетов клиентов
6. Операции информирования

клиентов о движении средств на счетах 1. Операции ведения счетов кл — зачисление на счета средств: пос владельцам счетов от третьих вносимых самими владельцами получаемых от банка (кредиты, п др.);
— списание со счетов средств в выполнения клиентами своих обяз перед третьими лицами (оплат

приобретаемых товаров, работ выполнения клиентами своих обяз перед банками, в которых они

обслуживаются (возврат кредито процентов, комиссионных и др.) клиентами налогов и исполнени обязательных платежей; получ клиентами наличных денег на опл сотрудников и на текущие хозяйс нужды

2. Кассовые операции (прием и наличныхденег)
3. Операции ведения собственных учреждениях центрального банка и кредитных организациях;
4. Операции ведения корреспон счетов других кредитных орган открытых в данных банках

1. Переводные операции (перевод средств клиента с одного его счета на другой);
2. Кассовые операции (конвертация одной валюты в другую, перевод наличных денег в
безналичные, и наоборот, размен и обмен денег и др.); 3. Операции инкассирования

денежной выручки клиентов;
4. Акцептные операции (когда банк дает согласие или отказывает оплатить платежный документ, предъявленный к счету его клиента);
5. Авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает сам банк); 6. Учетные, факторинговые и передаточные (индоссирование) операции
Рисунок 1. Классификация платежных операций.

В целом, комплекс услуг РКО в современных банках может быть представлен следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Состав комплекса РКО в современных банках.

Все рассмотренные банковские операции (услуги) являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. Добиться конкурентных преимуществ на рынке данных услуг можно по сути лишь двумя способами – проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что требует применения современных, но достаточно дорогих технических средств и разработки оптимальных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов
тарифы за свои услуги.

При рассмотрении расчетно-кассовых операций исходя из второго подхода, следует признать, что их совмещение в единый блок подразумевает различную внутреннюю организацию предоставления таких услуг, так как кассовые операции предполагают взаимодействие только двух сторон – банка и его клиента, а расчетные операции (в виде безналичных расчетов), ещё и третьей стороны – расчетной организации в виде расчетного банка или РКЦ.

Представляется, что первый подход является более правильным, что опирается на практический банковский опыт, свидетельствующий о том, что расчетно-платежные операции внутри банковских структур обычно компонуются в единый производственно-технический комплекс, с целью снижения как операционных издержек, так и повышения качества обслуживания клиентов.
Привлечение юридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание позволяет банкам установить с ними деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и т.д. Отношения, построенные таким образом, являются весьма прочными, так как банки клиентхорошо знаюти доверяют друг другу, а, следовательно, становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными партнерами.
Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. В самом деле, остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как заемные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные заемные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты.
С точки зрения формы денег, используемой для целей платежа, расчетно-кассовые операции делятся на операции наличными и операции безналичными. Первые проводятся путем непосредственной передачи банкнот и монеты. Что касается вторых, не предполагающих использования наличных денег, то поводить их можно только с помощью специальных документов, известных как инструменты безналичных платежей (безналичного оборота).

Для того чтобы стать клиентом банка и встать на расчетно-кассовое обслуживание в нем, юридические и физические лица должны открыть в банке счет и заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание.
Все виды счетов, порядок открытия и закрытия которых регулируется Инструкцией № 153-И от 30.05.2014 г., поименованы в п. 2.1, где предусмотрено следующее правило. Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах:
– текущие счета;

– расчетные счета; – бюджетные счета;
– корреспондентские счета;

– корреспондентские субсчета;

– счета доверительного управления; – специальные банковские счета;
– депозитные счета судов, подразделений Службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов;
– счета по вкладам (депозитам).

Учредительные документы различных юридических лиц, могущих стать клиентами банка, подтверждают их правовой статус и представляются ими в числе документов, необходимых для открытия в банке расчетных, текущих и иных счетов.
В комплект таких документов обычно входят: 1) заявление на открытие счета;
2) свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально или регистрирующим органом);
3) копия учредительного документа (документов), заверенная нотариально или органом, зарегистрировавшим его, или органом, издавшим (утвердившим) учредительный документ, вышестоящей организацией. В случае представления в банк подлинного экземпляра учредительного документа его не нужно заверять;
4) справка из органов статистики о присвоении кодов ОКПО и классификационных признаков;
5) подлинник документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе (для открытия расчетного или текущего счета), или справки, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке другие (кроме расчетного и текущего) счета;
6) адресованные банку подлинники документов, подтверждающих регистрацию в качестве плательщика взносов в Пенсионном фонде РФ и других внебюджетных фондах;
7) карточка с образцами подписей (первая и вторая подписи) и оттиска печати в двух экземплярах, один из которых должен быть заверен нотариально или иным образом;
8) документ, подтверждающий полномочия должностных лиц распоряжаться счетом.
По мнению А.М. Тавасиева, реализация расчётно-кассового обслуживания как платёжных операций, обуславливается выполнением банком ряда правил, что представлено в таблице 1.

Таблица 1. Правила реализации расчётно-кассового обслуживания в банке

Наименование правила Содержание
Определения размеров расчётов Расчёты – это процесс определения размера обязательств (долга) одной стороны перед другой или размеров взаимных обязательств
Денежное правило Расчёты проводятся исключительно посредством мысленно представляемых       денег       (заменителей       денег).       Платежи совершаются только с использованием денег
Правило зачёта Расчёт взаимных обязательств может включать в себя момент платежа в случае зачёта сторонами сделки взаимных однородных требований
Облигаторность денег Обязательство, действительно являющееся денежным, нельзя использовать как-то без помощи денег
Правило конверсии Деньги в процессе своего обращения принимают две формы – наличную и безналичную. Деньги любой формы равны друг другу
Персонифицированность денег Обе формы денег персонифицированы применительно к клиенту
Правило завершения Расчёты имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами

 

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.
Прежде всего, это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка – это тот критерий, по которому, согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.
Расчёты как банковская услуга в РФ регламентированы следующими нормативными документами:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;
Согласно п. 2 ст. 861 ГК РФ, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Согласно п. 3 той же статьи, безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
2) Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
Согласно ст. 1 Закона, он устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
3) Положение Банка России № 383-П от 19.06.2012 г. «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
Данным положением устанавливается порядок перевода денежных средств, процедуры приёма к исполнению, отзыва, аннулирования распоряжений на перевод, формы расчётов, особенности их реализации, отдельные особенности перевода средств, формы платёжных документов;
4) Положение Банка России № 385-П от 16.07.2012 г. «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ».
Даннымположениемустанавливается порядокбухгалтерского учёта, втом числе, расчётных операций, совершаемых банком от своего имени, и по распоряжению клиентов.
Схема системы безналичных расчетов представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Система организации безналичных расчетов. Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям
хозяйственной жизни. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие

обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств.
Документом, которым были установлены основные условия организации наличного денежного обращения, является Указание № 3210-У от 11.03.2014 г.
«О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Данным Положением установлен порядок организации обращения наличных денег, правила составления кассовой отчетности, формы документов, а также порядок определения лимита кассы для организаций.
Основным внутренним документом при работе с наличными деньгами, которым банки руководствуются, является Положение ЦБ РФ № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, Перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской федерации» от 24.04.2008 г.
Кроме того, применяется также Инструкция Банка России №136-И от 16.09.2010 «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»
Прочие нормативные документы устанавливаются внутренними распоряжениями руководства банка с учетом конкретных условий.
Двумя важными направлениями работы, касающейся кассового обслуживания клиентов, являются:
1) соблюдение минимально допустимого остатка денежных средств в операционной кассе банка;
2) проведение проверок кассовой дисциплины на предприятиях.

Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег со счетов организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня, который устанавливается ЦБ РФ исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступлений денежной наличности от клиентов, порядке ее обработке и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы. Фактический остаток в кассе не должен быть ниже установленного, если данный факт установлен, то это влечет за собой санкции или репрессивные меры со стороны Центрального банка. С другой стороны превышение установленного остатка и накопление излишних сумм наличных денег для коммерческого банка является своего рода санкцией в отношение самого себя, так как сумма наличных денег учитывается по активу баланса банка и, значит, снижает кредитные ресурс банка, сокращает остаток на корреспондентском счете, вызывая целый ряд других негативных
последствий.

Увеличениеналичных средств вкассебанка повышаетего ликвидность, но в тоже время не позволяет банкуполучить дополнительный доход. Такой подход к установлению остатка операционной кассы коммерческих банков существует в настоящее время. Рассмотрим некоторые исторические моменты.
Осуществляемый коммерческими банками контроль за деятельностью клиентов носит, в основном, гражданско-правовой характер. Одним из направлений финансового контроля со стороны банков является проверка соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями порядка ведения кассовых операций, правил работы с денежной наличностью. Данное направление призвано обеспечить стабильность денежного обращения.
Сокращение внебанковского оборота и усиление контроля за потоками наличных денег с целью повышения собираемости налогов и иных платежей.
Все предприятия, независимо от их организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные
средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются учреждениями банков каждому обслуживаемому предприятию по согласованию с их руководителями. Для установления лимита предприятие предоставляет в банк
«Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплат социального характера и стипендий не свыше трех рабочих дней.
Расчетыс участиемгражданмогутпроизводиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке.
На основании проведённого в пункте 1.1 исследования возможно сделать следующие выводы:
1) расчетно-кассовые операции представляют собой ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению;
2) комплекс операций в рамках РКО возможно рассматривать как совокупность трёх групп операций – расчётных, кассовых и информационных.
При этом, если расчётные и кассовые операции предполагают изменение остатка на счёте клиента, то информационные операции не предусматривают обязательности данного изменения;
3) ведение РКО в банке подразумевает соблюдение комплекса правил, которые предусматривают обязательность использования денег в расчётах, равность нличной и безналичной форм денежных средств, их персонифицированность и других;

4) реализация безналичных расчётов в банке осуществляется с использованием системы безналичных расчётов, которая предполагает установление корреспондентских отношений между банками. Реализация кассовых операций, входящих в состав РКО подразумевает соблюдение правил оборота наличных денежных средств в банке.

1.2 Текущая практика расчетно-кассового обслуживания в РФ

Особенностью текущих российских условий организации РКО является,

прежде всего, жёстко закреплённый перечень форм безналичных расчётов согласно Положения № 383-П. Для этого используются расчеты платежными поручениями, чеками, аккредитивами и в форме инкассо.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие формы расчетов:
– расчеты платежными поручениями; – расчеты по аккредитиву;
– расчеты инкассовыми поручениями; – расчеты чеками;
– расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
– расчеты в форме перевода электронных денежных средств.14

Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:
– наименование расчетного документа;

– номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; – номер кредитной организации плательщика, ее наименование; – наименование плательщика, номер счета;
– наименование получателя средств, номер счета;

– наименование кредитной организации получателя (в чеке не указывается), ее номер;

– идентификационные номера, присвоенные юридическим лицам при постановке на учет в налоговых органах;
– назначение платежа (в чеке не указывается); – сумму платежа цифрами и прописью;
– на первом экземпляре подписи должностных лиц, имеющих право подписи.
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денежных средств и зачисление их на счет получателя. Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон. Платежные поручения выписываются с использованием технических средств. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки.
Схема документооборота при использовании платежных поручений представлена на рисунке 4.

1 – Заключение договора. 2 – Отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ. 3 – Передача платежного поручения для списания суммы платежа. 4 – Выписка с расчетного счета о списании средств. 5 – Перевод денег через платежную систему. 6 – Выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

Рисунок 4. Схема документооборота при расчётах платежными поручениями.
Выписываются платежные поручения в трех экземплярах. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером предприятия и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются. Первый экземпляр служит основанием для записи операций банка и остается в документах дня. Второй экземпляр пересылается в банк клиента (получателя денег). Третий экземпляр прилагается к выписке из

расчетного счета. Общие положения о расчётах платёжными поручениями определены статьёй 863 ГК РФ.15
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные всрок» и оплачиваются по мере поступления средствв очередности, установленной законодательством.
Согласно Положению № 383-П Центрального банкаРФ при осуществлении безналичных расчетов могут использоваться
расчетные чеки. Чек – документ установленной формы, позволяющий произвести платежи чекодателя чекодержателю. Чекодатель – лицо, выписавшее чек. Чекодержатель – лицо, владеющее выписанным чеком. Плательщик – банк, производящий платеж по предъявленному чеку.
Схема документооборота при использовании чековой формы расчётов представлена на рисунке 5.

1 – заявление на покупку чековой книжки; 2 – выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита; 3 – передача товара, отгрузка продукции; 4 – передача чека в оплатутоваров или услуг; 5 – документы на оплату; 6
– зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя; 7 – выписка из счета депонированных сумм; 8 – выписка из расчетного счета поставщика

Рисунок 5. Схема организации документооборота при использовании чековой формы расчетов.
Для получения чеков юридическое лицо представляет в банк заявление. При необходимости вместе с заявлением представляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя 40903 «Средства для расчета чеками, предоплаченными картами» (счет пассивный). На

этот счет зачисляется сумма средств, депонируемая с соответствующего расчетного счета.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Схема документооборота при организации безналичных расчётов инкассовыми поручениями представлена на рисунке 6.
При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).

Рисунок 6. Схема организации документооборота при организации безналичных расчетов инкассовыми поручениями.
Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком
взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его 21

дубликата. Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора.
Инкассовое поручениедолжно содержать ссылкунадату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика для удовлетворения требований взыскателя инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом помещают в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». На исполнительном документе делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств. Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством. Проводки при использовании инкассовых поручений аналогичны проводкам при использовании платёжных поручений.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство кредитной организации, выдаваемое по поручениюклиента впользуконтрагента по договору, по которому открывшая аккредитив кредитная организация может произвести платеж при условии представления документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении условий аккредитива.
Схема организации безналичных расчетов с использованием аккредитива представлена на рисунке 7.

1 – заключение договора с указанием аккредитивной формы расчетов; 2 – заявление на открытие аккредитива; 3
–выписка из расчетногосчета об открытииаккредитива; 4 – извещение об открытии аккредитива, егоусловия; 5 – сообщение поставщику условий аккредитива; 6 – отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива; 7 – передача поставщиком в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива; 8 – извещение об использовании аккредитива; 9 – выписка из расчетного счета о зачислении платежа за счет аккредитива; 10 – сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива
Рисунок 7. Схема организации безналичных расчетов с использованием аккредитива.

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямом дебетовании) оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляетсписаниеденежных средствс банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.
Форма прямого дебетования используется в тех случаях, когда возможно списание средств со счёта организации или частного лица по заранее данному акцепту на такие операции. Наибольшее распространение данная форма получила при платежах за периодические услуги (например, коммунальные, жилищные или бытовые). Содержание и порядок применения этой формы расчетов представлены на рисунке 8.
Получив расчетный документ, операционист проверяет правильность оформления документов, представленных клиентом для совершения расчетно-кассовой операции, обоснованность совершения соответствующей операции и определяет достаточность средств на счете для ее проведения. Частичная оплата расчетных документов допускается только в случаях, предусмотренных в законодательстве. Если с клиентом заключен договор об электронном документообороте, то он представляет расчетные документы в банк в
электронном виде, заверяя их своей электронной цифровой подписью (ЭЦП).

1 – заключение основного договора; 2 – заключение договора с банком о заранее данном акцепте; 3 – выполнение обязательств по основному договору; 4 – предъявление платежного требования к оплате, проверка соответствия заранее данному акцепту; 4а – предъявление платежного требования непосредственно в банк плательщика; 5 – оплата платежного требования; 6 – уведомление плательщика об исполнении требования получателя

Рисунок 8. Организация документооборота в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств в порядке заранее данного акцепта.
Все экземпляры документов, принятых банком к исполнению, заверяются штампом и подписью исполнителя, после чего делаются необходимые записи в лицевом счете, а также в операционном дневнике. В лицевой счет заносится следующая информация: дата проведения операции (можетуказываться один раз при записи первой операции текущего дня); номер документа; номер счета плательщика в банке; код банка, откуда поступила сумма; общаясумма оборотов по дебету и кредиту за день и сумма исходящего остатка.
Учет средств клиентов ведется на бланках лицевого счета в двух экземплярах под копирку. При этом первые экземпляры лицевых счетов после оформления всех операций, заключения операционного дня и переноса остатка средств на счете на новый бланк подшиваются в отдельные дела по клиентам и в хронологическом порядке, а второй экземпляр служит выпиской и предназначается для выдачи клиенту; он заверяется подписью операциониста и скрепляется оттиском печати банка.
Выписки из счета выдаются клиенту в зависимости от условий договора (ежедневно, один раз внеделю, по мересовершенияопераций и т.д.). Квыпискам должны прилагаться копии документов, на основании которых в лицевой счет
были внесены записи. Если с клиентом заключен договор об электронном 24

документообороте, то сведения об операциях и другие данные относительно счета емупредоставляются вэлектронном виде, заверенные ЭЦПбанка. Вслучае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат выдается с письменного разрешения руководителя банка или главного бухгалтера. Дубликат выдается под расписку клиента на его соответствующем заявлении в банк.
По окончании года клиентам направляются извещения об остатках средств на их счетах по состоянию на 1 января нового года с просьбой подтвердить указанные остатки. Поступившие от клиентов подтверждения направляются в бухгалтерию банка.
Основными операциями при использовании наличных денежных средств в современных банках являются:
1) прием от клиентов наличных денег;

Наличные деньги принимаются для зачисления на счет на основании объявления на взнос наличными, состоящего из собственно объявления, ордера и квитанции.
Операционист банка осуществляет следующие действия:

а) записывает операцию приема денег в лицевой счет и операционный дневник, указав на обороте объявления размер средств на счете после совершения операции;
б) ставит дату и свою подпись;

в) отделяет от объявления ордер и присоединяет его к лицевому счету (для выдачи владельцу вместе с выпиской из счета);
г) передает объявление и квитанцию кассиру. Кассир проверяет правильность заполнения документов, подписывает их и выдает вносителю квитанцию.
Собственно объявление в составе отчета передается в бухгалтерию для контроля. Суммы кассовых документов должны быть отражены в операционном дневнике в тот же рабочий день. Никакие исправления и помарки в кассовых документах не допускаются.
2) получение наличных денег юридическими лицами; 25

Клиенты – юридические лица могут получать наличные только со своего расчетного (текущего) и/или бюджетного счета, только в пределах имеющихся средств на указанных счетах и только в размере, необходимом на разрешенные цели. Наличные деньги, полученные в банке, должны расходоваться строго по целевому назначению.
3) выдача денег по чеку.

Деньги по чеку выдаются лицу, указанному в чеке. Как правило, выдача денег представителю клиента, чья подпись на чеке является второй, а также другому счетному работнику, не допускается.
При выдаче наличных денег операционист:

а) проверяет правильность заполнения чека, совпадение сумм прописью и цифрами;
б) сличает подписи, оттиск печати на чеке и его номер с образцами подписей, печатью и номерами чеков в карточке;
в) списывает сумму чека со счета клиента, проставляет на обороте чека остаток средств на счете после совершения операции, дату и свою подпись;
г) удостоверяется в личности получателя денег, предложив ему расписаться на обороте чека и сличив эту подпись с подписью, имеющейся в предъявленном паспорте (документе, его заменяющем);
д) записывает на обороте чека данные паспорта (заменяющего его документа) и ставит свою подпись;
е) записывает операцию в операционный дневник и передает документы в кассу.
Кассир банка в свою очередь:

а) проверяет наличие на обороте чека данных о предъявленном документе, удостоверяющем личность получателя;
б) сверяет распискув получении денег на обороте чека с образцом подписи в паспорте (документе, его заменяющем);
в) проверяет наличие на чеке подписи операциониста; г) подписывает чек;

д) выдает получателю деньги и возвращает ему документ, удостоверяющий личность.
Средства клиентов – предпринимателей без образования юридического лица, открывших счета в банке, могут учитываться для их удобства на бланках лицевых счетов (с выдачей сберегательной книжки). Лицевые счета таких клиентов хранятся в отдельной картотеке. При этом в лицевой счет заносятся все сведения о каждой операции: номер документа, номер счета плательщика (получателя), БИК, дата операции, сведения об общей сумме оборотов. В сберегательную книжку записываются все приходные и расходные операции и все совершаемые в безналичном порядке операции по счету.
При совершении операций владельцам счетов выдаются копии документов, служащих основанием приходных и расходных операций, а сберегательная книжка служит выпиской из лицевого счета. Исписанные лицевые счета хранятся в бухгалтерии банка в возрастающем порядке номеров в течение трех лет.
Проведённый в пункте 1.2 анализ текущей практики реализации РКО в банках РФ позволяет сформулировать следующие выводы:
1) расчётно-кассовое обслуживание в банках предполагает предоставление клиентам комплекса услуг, связанных с осуществлением как расчётных, так и кассовых операций, в рамках которых обслуживается текущая деятельность предприятия, не связанная с привлечением банка для привлечения или размещения средств;
2) наиболее распространёнными операциями с наличными денежными средствами в РФ на сегодняшний день являются приём от клиентов наличных денег и их выдача им. При этом, обязательным условием проведения таких операций является соблюдение требований Указания №3210-У.

1.3 Анализ и методы управления эффективностью расчётно-кассовых операций

Порядок оценки эффективности расчетно-кассовых операций в учебной
литературе рассматривается, исходя из рассмотрения двух видов операций: – расчетных;
– кассовых.

Несмотря на повсеместную распространённость данного вида операций, вопросам анализа кассовых операций в периодической литературе уделяется очень мало внимания. При этом, если ранее доходы и расходы от расчётно-кассовых операций в отчёте о финансовых результатах было возможным разделить, то начиная с инструкции № 302-П доходы от таких операций объединены в один символ, что действовало и в последней перед принятием Положения № 446-П Положении № 385-П. Действующее на сегодняшний день
Положение № 446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций» от 22.12.2014 г. также не разбивает доходы и расходы от расчётных и кассовых операций, однако, группирует данные доходы и расходы по видам клиентов:
а) доходы от расчётного и кассового обслуживания:

– кредитных организаций и банков-нерезидентов (символ 27201);

– юридических лиц и юридических лиц-нерезидентов, кроме кредитных организаций и банков-нерезидентов (символ 27202);
– индивидуальных предпринимателей (символ 27203);

– граждан (физических лиц) и физических лиц-нерезидентов (символ 27204).
б) расходы за расчетное и кассовое обслуживание (символ 47103).

Таким образом, если ранее для проведения экономического анализа рентабельности РКО использование аналитических счетов не было обязательным (например, при вычислении разницы между доходами и расходами по кассовым операциям), то на сегодняшний момент аналитические счета должны использоваться в обязательном порядке.

Рассматривая кассовые операции как источник доходов банка, возможно определить 2 класса операций, которые приносят доход и являются чисто кассовыми:
1) комиссия за снятие наличных денежных средств со счетов;

2) комиссия за проведение пересчета денежных средств при их внесении на счет20.
Особенностью учета в банках является то, что большое количество банковских продуктов включают в себя кассовые операции, однако, доходы или расходы по ним учитываются по другим статьям. Так, операция по инкассации банкомата является по всем показателям кассовой, выдача/приём денежных средств в банкомате также может быть рассматриваема в определённой степени как кассовая операция, так как она по сути является с наличными денежными средствами, проводимой с помощью технического средства. В то же время, суммы комиссионных, которые выплачивает банку предприятие за зачисление средств на счета пластиковых карт, отражаются на других символах.
Рассматривая виды кассовых операций относительно их классов, возможно проведение анализа по символам формы № 202, которая составляется ежемесячно. Аналитическую значимость в части доходов имеют символа 40-62, расходов – 02-32.
Возможно выделить следующие показатели, характеризующие кассовые операции в банке:
Возможно выделить следующие показатели, характеризующие кассовые операции в банке:
1) уровень рентабельности кассовых операций:

В том случае, если данный показатель меньше 1, банку стоит пересмотреть свою тарифную политику, в сторону увеличения ставок по кассовому обслуживанию, так как при уровне 1 и ниже банк реализует только нормальный уровень прибыли, а экономическая прибыль – отсутствует.
Анализ безналичных операций должен проводиться по следующим направлениям:
1) оценка динамики объёмов проведённых операций (нетто);

Прежде всего, оценивается объём проведённых безналичных расчётов. Для этого, совокупный оборот по корреспондентским счетам (301) необходимо уменьшить на сумму операций, связанных с получением и инкассацией наличных денежных средств (оборот по счёту 20209).
Оценка динамики объёмов проведённых операций должна проводиться с учётом происходящих инфляционных процессов, так как в условиях активного роста уровня цен это может маскировать фактическую динамику оборота.
2) доля безналичного оборота по расчётным операция в общем обороте банка;
Данный показатель характеризует значимость безналичных операций в целом по всем группам клиентов. Он рассчитывается по формуле:
Дбо ООБ100% , (9)

Показатель общего оборота банка возможно получить из данных оборотной ведомости 101.
3) оборачиваемость средств юридических лиц;

Данный показатель определяется по формуле:

где Ороюл – оборот по расчётным операциям юридических лиц (организаций); ООБ – общий оборот банка.22
6) доля расчётных операций юридических лиц, обслуживающихся в банке, в общем их обороте;
Данный показатель характеризует клиентскую базу (юридических лиц) банка относительно потребности у них наличного оборота. Формула для расчёта данного показателя:

Применительно к безналичным операциям возможен также расчёт

следующей системы показателей:

где ОС – средний остаток по соответствующей категории счетов; О – оборот по соответствующей категории счетов.
Кроме того, в процессе анализа могут изучаться следующие аспекты безналичных расчётов:
1) структура банков-получателей средств;

Суть данного направления анализа безналичных расчётов юридических лиц состоит в том, чтобы выявить банки – основные получателей средств по безналичным операциям клиентов. Данное направление анализа возможно провести с использованием показателя БИК и группировкой полученной информации по двум направлениям:
– по сумме платежей;

– по количеству платежей.

При этом, также возможно проведение анализа как по отправленным, так и полученным платежам.
Особенностью безналичных платежей в РФ является то, что государственные органы (прежде всего, налоговые инспекции, социальные фонды) являются получателями значительного количества безналичных средств по количеству. Однако, их сумма, как правило, невелика. В то же время, расчёты между банками осуществляются с использованием существенно больших разовых сумм платежей. В любом случае, необходимо учитывать тот факт, что полученная информация во многом будет являться отражением текущего конкурентного состояния банка.
2) структура форм безналичных расчётов, используемых банком;

Ещё одним направлением анализа безналичных операций юридических лиц может являться использование тех или иных форм безналичных расчётов. При этом, необходимо учитывать также и тот факт, что в подавляющем большинстве случаев используются расчёты с использованием платёжных
поручений, а прочие формы безналичных расчётов используются крайне слабо. 35

3) использование инструментов удалённого доступа к управлению счётом юридическими лицами;
Важным направлением анализа безналичных операций юридических лиц в банке может быть также использование инструментов удалённого
банковского обслуживания для инициирования платежей (Банк-клиент, Интернет-банк и прочие). Также, как и другие направления анализа, он
может проводиться как по сумме документов, так и по их количеству. Увеличение доли операций, которые проводятся с использованием средств удалённого доступа свидетельствует о повышении уровня автоматизации общения с клиентами-юридическими лицами, что является положительным фактором, исходя из двух аспектов:
– снижаются затраты банка на ввод информации в собственные информационные системы, соответственно, снижаются операционные затраты;
– тяжесть ошибки при вводе информации перекладывается на клиентов. Как правило, при проведении контроля таких документов он
осуществляется по формальным признакам, без исследования сути документа.23 4) значимость безналичных расчётов юридических лиц по счетам
банков-корреспондентов.

При наличии развитого банковского рынка и развитой системы корреспондентских счетов актуальным становится исследование доли безналичных операций, проводимых через банки-корреспонденты. Как правило, такие операции не предполагают работы с государственными органами, а ориентированы на расчёты между коммерческими контрагентами.
В результате этого, значительные объёмы операций могут осуществляться на двусторонней основе, без привлечения РКЦ в качестве расчётных посредников.
В качестве основных методов управления эффективностью расчётно-кассовых операций возможно указать:
1) метод заданного уровня рентабельности;

Суть данного метода управления рентабельностью расчётно-кассовых операций состоит в том, что ставки комиссионных, назначаемых за их проведение, устанавливаются, исходя из приемлемого для банка уровня. При этом, как правило, банк ориентируется на полное возмещение своих затрат (трудовых, материальных, организационных и прочих), возникающих впроцессе предоставления данной услуги.
Как правило, данный подходвыражается втом, что ставки стоимости услуг устанавливаются в процентах от базисного показателя. Например, по кассовым операциям – в виде процента от снятия наличных со счёта или внесения наличных на счёт.
Достоинством такого метода управления является его простота и понятность для клиентов и менеджмента банка. В то же время, данный метод управления расчётно-кассовыми операциями не предполагает учёта того, что обслуживание в банке это комплексный процесс, в результате чего клиенты, для которых более важны прочие операции, не относящиеся к расчётно-кассовым, могут выбрать другой банк.
2) метод фиксированного возмещения;

Метод фиксированного возмещения получил распространение при пакетном (комплексном) обслуживании. Его суть состоит в том, что плата за расчётно-кассовое обслуживание устанавливается в твёрдой сумме при непревышении обслуживаемымклиентом тех или иных параметров. Книммогут относиться такие, как:
– оборот по снятию наличных; – количество снятий наличных;
– количество операций по расчётному счёту; – количество дубликатов выписки и прочие.
Достоинством такого метода управления доходностью является то, что данный подход также прост и очевиден для клиентов. Однако, на уровне банка он

3) обеспечивающий метод;

Суть данного метода состоит в том, что доходность расчётно-кассовых операций рассматривается в контексте предоставления банком общего комплекса услуг и максимизации отдачи от клиента. В результате этого, назначение ставок комиссионных, как правило, производится комбинацией первых двух методов, причём экономическая эффективность только расчётно-кассового обслуживания не играет первостепенной роли. В качестве главных целей при данном методе выступают:
– максимизация прибыли по группе клиентов в целом по всем операциям; – увеличение объёмов привлечения ресурсов по приемлемым банком
– повышение обеспеченности оборота наличными и безналичными средствами и прочие.
Данный метод существенно более сложен, так как предполагает оценку не доходов от расчётно-кассового обслуживания, а последствий влияния тарифной политики по данному обслуживанию на эффективность работы банка в целом.
На основании проведённого в п. 1.3 исследования возможно сформулировать следующие выводы:
1) система показателей эффективности расчетно-кассового обслуживания клиентов состоит из двух категорий показателей – показателей расчетного и кассового обслуживания;
2) в показателях кассового обслуживания можно выделить показатели уровня комиссионных, а также показатели рентабельности и количества недополученных доходов;
3) в показателях, характеризующих расчетное обслуживание, возможно выделить две группы показателей – показатели рентабельности обслуживания, а также показатели качества расчетного обслуживанияклиентов. Здесь же возможно анализировать также показатели, характеризующие показатели развития уровня инфраструктуры банка, продвижения тех или иных платёжных услуг и прочих.

На основании проведённого в главе 1 исследования возможно сформулировать следующие обобщающие выводы:
1) реализация банком расчётно-кассового обслуживания предполагает удовлетворение потребностей клиентов в наиболее распространённых услугах, к которым относятся расчётные, кассовые и информационные услуги;
2) в российской практике РКО регламентированы формы безналичных расчётов, а также условия проведения кассовых операций. Нормативное регулирование информационных услуг в комплексе РКО регламентировано существенно меньше;
3) основным направлением анализа операций РКО является рентабельность таких операций, а также показатели, связанные с иммобилизацией средств в расчётах. Кроме того, могут рассматриваться также показатели, связанные с качественными аспектами деятельности банка – развитием тех или иных услуг, инфраструктуры, использования тех или иных платёжных инструментов;
4) в качестве основных методов управления эффективностью расчётно-кассовых операций выступают такие методы, как метод заданного уровня рентабельности, метод фиксированного возмещения, обеспечивающий метод. Обеспечивающий метод является наиболее прогрессивным, однако, и наиболее сложным в реализации, так как требует учёта влияния расчётно-кассовых операций в целом на бизнес банка.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф