Меню Услуги

Применение специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Часть 2.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2. Использование специальных знаний в форме участия специалиста в следственных действиях: осмотре места происшествия, предварительных исследованиях, и консультационной деятельности при расследовании дорожно-транспортных происшествий

2.1. Участие специалистов при осмотре места происшествия, предварительных исследованиях при расследовании ДТП

Сложность механизма дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) во многом обусловлена динамичностью этих событий. На первый взгляд обстановка ДТП простотой лишь кажется. Первоначальное ознакомление с нею не всегда дает возможность четко представить то, что произошло. Поэтому принципиально тщательное и детальное изучение всей системы следов и объектов, имеющихся на месте происшествия, позволяют восстановить картину события и проследить его динамику.

Под осмотром, как следственным действием, следует понимать непосредственное наблюдение и обследование связанных с расследуемым происшествием материальных объектов. В ходе этого действия следователь (или иные уполномоченные на это лица) выявляет (обнаруживает), воспринимает, исследует (насколько это возможно в данном месте) и фиксирует сведения о фактических данных, имеющих значение для дела.

На этапе подготовки к осмотру места дорожно-транспортного происшествия следователь, принимая решение о привлечении к участию в осмотре места ДТП специалиста-криминалиста, должен возложить на него следующие обязанности:

— оказывать помощь следователю в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке следов и вещественных доказательств;

— в ходе осмотра предоставлять следователю свои умозаключения о происхождении следов, причин появления на месте происшествия тех или иных предметов;

— оказывать помощь следователю в установлении механизма происшествия, его причин и следов, позволяющих идентифицировать

транспортное средство, в измерении следов транспортных средств, причастных к ДТП, указывающих на скорость движения транспортного средства и иные обстоятельства происшествия;

— по обнаруженным следам, например, по следам протектора, определять тип, марку и модель транспортного средства (если это возможно);

— проверять, по возможности, техническое состояние транспортных средств, работу отдельных узлов и деталей;

— вносить предложения о возможности использования обнаруженных следов и предметов для раскрытия преступления;

— фотографировать и (или) вести видеосъемку места происшествия;

— оказывать следователю помощь в описании следов и предметов при составлении протокола осмотра, в вычерчивании планов и схем;

— обращать внимание следователя на особенности организации дорожного движения в месте ДТП;

— по решению следователя принимать участие в проведении следственных экспериментов по определению видимости, обзорности, проверке работоспособности тормозной системы;

— консультировать следователя по иным вопросам, относящимся к его компетенции и при условии, что это не входит в противоречие со ст.58 УПК РФ».

Изучение литературы по тематике расследования автодорожных происшествий показывает нам на комплексную обобщенную направленность, охватывающую одновременно многие стороны исследований существующей проблемы, куда в качестве компонентов входит и место происшествия. Важно, что место происшествия по делам данной категории представляет собой основной объект исследования, так как на нем сосредотачиваются все материальные носители информации, имеющие основное значение для доказывания наличия или отсутствия преступления (ст.ст. 73 и 74 УПК РФ).

Дело в том, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, относятся к неосторожным преступлениям, для которых характерно отсутствие подготовки к его совершению. В силу этих причин преступление и его следообразование начинается и, как правило, заканчивается на месте происшествия. Поэтому, представляется, что исследование места происшествия заслуживает отдельного научного рассмотрения в качестве основного элемента криминалистической характеристики всех автодорожных преступлений. Предварительным определением места автодорожного происшествия как сложной системы материального образования с определенными самостоятельными структурными элементами, способными быть носителями как трасологической информации, так и самостоятельными образованиями

сигнально-знаковой информации, зачастую имеющими основное значение для установления причин происшествия».

В этой связи целесообразно рассмотреть вопросы, решаемые при осмотре места совершения дорожно-транспортного происшествия.

Одним из разделов судебно-трасологической экспертизы является транспортно-трасологическая экспертиза. Предметом данной экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном или ином происшествии, и механизма происшествия в целом на основе специальных знаний в области судебной трасологии и судебной автотехники.

Изучение следов транспортных средств позволяет решить ряд не идентификационных задач, таких как:

  1. направление движения транспортного средства,
  2. место столкновения транспортных средств,
  3. угол столкновения транспортных средств.
  4. взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения,
  5. образованы ли следы в результате наезда или переезда,
  6. последовательность образования повреждений

Позволяют установить:

  1. родовую,
  2. групповую принадлежность транспортных средств, их частей, а также идентифицировать конкретное транспортное средство.

Классификация транспортных средств. Следы транспортных средств.

Транспорт можно условно разделить на наземный, подземный, воздушный и водный; самоходный и несамоходный; колесный, гусеничный, на полозьях; рельсовый и безрельсовый.

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что следы наземных безрельсовых транспортных средств очень часто являются объектами трасологической экспертизы.

Под следами транспортных средств понимают:

— следы, отображающие строение отдельных частей транспортных средств;

— части отделившиеся от транспортных средств;

— вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств;

— вещества, перевозимые транспортным средством.

Наибольшее трасологическое значение имеют следы колес автомототранспортных, как наиболее специфичные для этого вида транспорта. Следы транспортного средства на месте происшествия, в зависимости от вида и состояния дорожного покрытия бывают:

— объемные;

— поверхностные (наслоения и отслоения).

По механизму возникновения:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— статические (образующиеся при длительной остановке);

— динамические (образующиеся при движении транспортного средства).

Динамические следы подразделяются на:

— следы качения (оставляемые вращающимся колесом);

— следы торможения (возникающие при блокировке колес).

Объемные следы образуются на мягком грунте  (земле, пыли, снегу), в них отображается рельеф протектора.

Поверхностные следы образуются на твердых поверхностях дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля или других транспортных средств, а в случаях наезда на пешехода на одежде и теле потерпевшего за счет отслоения или наслоения следообразующего вещества, а также на теле в виде синяков и кровоподтеков. След отслоения образуется в результате прилипания частиц следоносителя к поверхности протектора, а след наслоения — в результате переноса каких-либо частиц с поверхности протектора (частицы почвы, пыли, крови, масла или других веществ) на следовоспринимающую поверхность. Поверхностные следы могут быть позитивными и негативными.

Позитивные (практически наиболее часто встречающиеся) отображают только выступающие части рисунка протектора.

Негативные следы образуются за счет грязи или иных веществ, застрявших в углублениях протектора, выступающие части протектора при этом отображаются в виде пробелов.

Определение направление движения транспортного средства.

При исследовании следов автотранспортных средств на месте происшествия можно определить направление их движения. При этом руководствуются следующими положениями:

  1. Следы брызг при переезде лужи, ориентированы в направлении движения транспортного средства. Осыпь грунта, снега, отделившаяся от деталей автомобиля, расширенной частью ориентирована в сторону движения автомобиля.
  2. Плотность вещества в следе наслоения снижается по направлению движения.
  3. Острый конец капель жидкости отделившихся от автомобиля указывает на направление движения.
  4. Вершина угла сломанных веток обращена в сторону, противоположную направлению движения.
  5. Частицы пыли, снега оседают на дорогу в виде дугообразных полос, обращенных в сторону, противоположную движению.
  6. Сдвиг грунта, образованный при переезде и вдавливании небольших камней в мягкое дорожное покрытие, обращен в сторону движения.
  7. Частицы грунта, выбрасываемые при движении или буксовании, направлены в сторону, противоположную движению.
  8. В следах торможения увеличение насыщенности следа происходит в направлении движения автомобиля.
  9. Вершина угла в следах с направленным рисунком протектора типа «елочка» обращена в сторону противоположную движению.
  10. Рельефный след, образованный при движении по мягкому грунту, имеет зубцы, пологая сторона которых направлена в сторону движения.
  11. Верхушки стеблей растений, придавленные транспортом, направлены в сторону движения.
  12. Разволокнение древесины, при контакте с транспортным средством, направлено в сторону движения.
  13. Следы в виде дугообразных полос на стенках глубокой колеи направлены в сторону движения автомобиля.
  14. Угол между следами, образованными передними и задними колесами в начале крутого поворота, больше угла в конце поворота.

Основные параметры автомобиля, отражающиеся в следах.

Конструкция, типы и трасологическая характеристика автомобильных шин.

Шина — это резино-тканевая оболочка, укрепляемая на ободе колеса. Использование шин позволяет уменьшить динамические нагрузки на колеса при переезде дорожных препятствий и обеспечить необходимое сцепление колес с поверхностью дороги.

Современный автотранспорт снабжен пневматическими шинами. В зависимости от способа герметизации они бывают камерными и бескамерными. В комплект камерных шин входит: покрышка, камера и ободная лента.

Конструкция покрышки.

Основные части покрышки: каркас, брекер, протектор и боковины.

Каркас — прочный остов покрышки. Он изготавливается из слоев специальной прорезиненной с двух сторон ткани, которая называется кордом. Для укрепления бортов покрышки внутри них помещены проволочные кольца.

Брекер — резино-тканевая или резиновая прослойка между каркасом и протектором.

Протектор — толстая профилированная полоса резины, предназначенная для сцепления шины с поверхностью дороги.

Боковина — резиновый слой небольшой толщины, покрывающий боковые стенки каркаса.

К внешним элементам покрышки относятся беговая дорожка, плечо (плечевая часть), боковые стенки и борта (у бортов имеются носок и пятка).

Наибольшее трасологическое значение имеет беговая дорожка, которая представляет собой рабочую часть протектора и шины в целом. Именно беговой дорожкой образуются большинство следов шины.

Наиболее распространенная ширина беговой дорожки протектора современных шин составляет 50-65% ширины профиля шины. Форма ее поперечного сечения, как правило, выпуклая, но в некоторых шинах она ровная. На поверхности беговой дорожки имеется рельефный рисунок, который образуется выступами разнообразных форм и размеров, а также продольными и поперечными канавками глубиной 60-80% толщины протектора.

Рисунок современной автомобильной шины может быть различным, но, как правило, любой из них относится к трем основным типам: дорожному, универсальному и повышенной проходимости.

Дорожный тип шины характеризуется наличием изолированных выступов (шашечек) или продольных ребер, разделенных узкими канавками. Общая площадь выступов составляет 65-80% площади беговой дорожки. Шины с подобным рисунком протектора используются для движения по дорогам с асфальтированным покрытием.

Универсальный тип характеризуется комбинацией изолированных выступов (шашечек) или продольных зигзагообразных ребер в центральной зоне беговой дорожки с грунтозацепами по краям. Из-за большей ширины канавок общая площадь разделяемых выступов составляет 55-60% площади беговой дорожки. Шины предназначены для движения по различным дорожным покрытиям.

Тип шины повышенной проходимости определяется массивными грунтозацепами разнообразной формы с положением в виде «елочки». Здесь грунтозацепы разделяются глубокими и широкими канавками, площадь грунтозацепов составляет около 50% площади беговой дорожки. Такие шины предназначаются для движения в условиях бездорожья.

У протектора, помимо конфигурации отдельных элементов и их сочетания, различают шаг рисунка — длину участка беговой дорожки, на котором расположены все элементы, составляющие данный рисунок и повторяющиеся по окружности покрышки в определенной последовательности. У грузовых автомобилей и автобусов шаг рисунка постоянный, у легковых — переменный.

Шины различаются не только конструкцией и рисунком протектора, но и своими размерами.

Основные размеры шины:

— наружный диаметр (D);

— внутренний диаметр (d);

— ширина (В) и высота (Н) поперечного сечения или профиля шины.

Моделью шины называют условное обозначение конкретной ее конструкции. Каждая модель шины имеет хотя бы одну отличительную особенность. Различаться могут те или иные размеры шин либо рисунок их протекторов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Все шины при изготовлении маркируются (маркировка наносится на боковину шины), где указываются:

— данные о заводе изготовителе, время изготовления шины, ее серийный номер;

— тип и основные размеры шины, преимущественно посадочный диаметр (на шинах высокого давления — наружный диаметр) и ширина профиля (в дюймах, в мм и дюймах, либо только в мм), первое число — ширина профиля, второе — посадочный диаметр;

— модель шины.

Фотосъемка и изъятие следов осуществляются, так же как и следов

обуви. Таким образом, изучив оставленные на месте происшествия следы, можно установить основные параметры автомобиля: колею, базу, количество колес и осей, модели шин — и, руководствуясь которыми, можно определить или значительно сузить тип, марку или модель транспортного.

Стоит заметить, что сужение границ места происшествия, отказ от применения фотографии, узкий круг привлекаемых к участию в осмотре места происшествия специалистов и, в частности, производство осмотра места происшествия без приглашения специалиста-автотехника и пр. — все это составные части исследования места происшествия, без которых оно не может быть полным и представлять целостный завершенный объем.

При осмотре следует исходить из того, что транспортные средства могут быть тщательно вымыты, просушены, либо, наоборот, искусственно запылены для имитации их длительной неподвижности, частично разобраны, завалены грузами, строительными материалами или заставлены другими автомобилями. В ходе осмотра основное внимание необходимо обращать на наличие внешних повреждений, степень их давности, наличие мелкого сора в щелях салона и кабины, обычно собирающегося там после столкновения. При массовом осмотре подозрительных транспортных средств велика вероятность получения данных об их причастности к происшествиям, не связанным с тем событием, по поводу которого проводится осмотр.

Следователь или специалист, осматривая автомобиль, должен принимать во внимание тот факт, что следы причастности к ДТП на обнаруженном транспортном средстве могут быть умышленно смыты, замазаны дизельным топливом, маслом, грязью и т. п. Для этих целей водители обычно используют куски поролона, тряпки, ветошь и другие волокнистые материалы, которые затем выбрасывают на месте мойки, у гаражей, стоянок, во дворах. Частицы от них остаются на поверхностях транспортного средства, а смытые кровь, мозговое вещество и грунт с места происшествия остаются на тряпках.

Ликвидация следов причастности к ДТП водителями обычно ведется в спешке и, поэтому они не всегда обращают внимание на прилипшие волосы потерпевших, небольшие пятна засохшей крови и других веществ, которые быстро меняют свою окраску. В ситуациях, когда возникает угроза уничтожения подобных следов, можно воспользоваться известными способами изъятия обнаруженных веществ и микрообъектов (соскоб, смыв ватным или марлевым тампоном, сбор образца мягкой полихлорвинилхлоридной пленкой или микропылесосом). Собранные материалы упаковываются в соответствии с методическими рекомендациями.

Нельзя соскабливать, растворять, измельчать или очищать пятна или частицы краски, обнаруженные на поверхностях транспортного средства, так как для проведения в последующем химической экспертизы важно сохранить не только образцы лакокрасочного покрытия, но и имеющиеся на них слои грунта и шпаклевки. Именно на основе оценки технологии их нанесения возможна последующая идентификация. Кроме того, поверхности, контактировавшие с другими транспортными средствами или пешеходами при наездах, могут быть специально закрашены водителем уже после ДТП.

При осмотре кабины автомобиля осуществляется поиск следов рук водителя, отдельных волос, волокон одежды, т. к. порой бывает, что за рулем оказался человек, которому водитель передал управление машиной.

Важно это и в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство.

Наконец, принимая во внимание, что для покраски автомобильных кузовов и кабин применяются материалы с высокой химической стабильностью, они в необходимых случаях могут быть изъяты экспертом после доставки транспортного средства на место осмотра.

Если же при транспортировке не удается исключить механические воздействия на данные следы, лучше всего изъять в установленном законом порядке детали и узлы, на которых они находятся (бампер, решетку радиатора, зеркала, фары и т. п.). Аналогичным путем можно сохранить следы пальцев рук и другие следы на рулевом колесе, педалях, рычагах и кнопках управления, замках и ключах зажигания, сидениях и подголовниках. Разумеется, в этом случае детали, несмотря на их громоздкость, должны быть сняты, упакованы и опечатаны в присутствии понятых.

Большое значение при поиске скрывшегося с места дорожно- транспортного происшествия автомобиля имеет информация о продолжительности времени с момента прекращения им движения до момента его обнаружения.

Определение продолжительности стоянки обнаруженного ТС помогает выдвинуть версии и установить, в связи с чем оно оказалось именно в данном месте, кто мог его видеть за прошедшее время, далеко ли могут уйти водитель или пассажиры транспортного средства, кому оно могло принадлежать, а также проверить достоверность показаний заявителей, свидетелей и участников происшествия.

Таким образом, сложность и специфика поиска, обнаружения и интерпретации следов характеризуют один из важнейших этапов расследования преступлений в сфере дорожно-транспортных происшествий — этап осмотра места происшествия. При этом отсутствие в процессе осмотра такого субъекта, как специалист, может привести к безвозвратной потере значимой криминалистической информации, восполнить которую в процессе дальнейшего расследования уголовного дела не представится возможным. Привлечение специалиста-автотехника к осмотру места дорожно-транспортного происшествия служит гарантией получения достоверной информации, открывающей возможности дальнейшего объективного расследования дорожно-транспортных преступлений.

Кроме того, объектами исследования могут оказаться люди и трупы, что предусмотрено отдельными статьями УПК РФ. В частности, ст. 179 УПК РФ предусматривает освидетельствование человека. Аналогичная статья об освидетельствовании была также в УПК РСФСР. Следует заметить, редакция освидетельствования ныне действующего УПК шире и более конкретно ставит задачи и условия освидетельствования в то же время, ограничивая возможности нарушения личных прав освидетельствуемых.

По своей природе освидетельствование ближе всего к осмотру, суть которых состоит в непосредственном обнаружении, изучении и закреплении материальных объектов и их признаков для установления обстоятельств, имеющих отношение к расследуемому преступлению. От осмотра освидетельствование отличается тем, что его объектом является тело живого человека.

При освидетельствовании приходится иметь дело с большим объемом следов, чем при судебно-медицинской экспертизе живых лиц, в ходе которой изучаются лишь телесные повреждения. Но телесные повреждения в ходе экспертизы в отличие от освидетельствования не только осматриваются, но и исследуются с использованием специальных знаний; при этом определяется давность их происхождения, механизм образования, орудия, предметы, которыми они были причинены. В ходе освидетельствования фиксируются признаки, очевидные, наглядные, не требующие исследования и выводов; поэтому в частности, не решаются вопросы о тяжести телесных повреждений, времени и механизме их нанесения.

По закону освидетельствование может проводиться для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

Как сказано в законе освидетельствование проводится для того, чтобы установить на теле человека следы преступления или особые приметы. В данном случае следы преступления могут быть как в виде телесных повреждений, так и в виде пятен и частиц различных веществ их можно условно разделить на две группы:

1) которые, попадают на освидетельствуемого с лиц, имеющих отношение к преступлению. В данной группе различают два вида пятен и частиц различных веществ, а) следы крови, мозгового вещества, других веществ человеческого организма, а также волосы; эта группа следов обычно попадает на преступника при нанесении последнему телесных повреждений, но бывает и иная картина, в частности нередко важной уликой в отношении подозреваемого становятся волосы, сперма, оставленные им на теле потерпевшего; б) текстильные волокна и другие микрочастицы, попавшие на освидетельствуемого с одежды и тела лица, имеющего отношение к преступлению.

2) которые попали на тело освидетельствуемого с орудия преступления (следы ржавчины, пороховых газов, смазки и т.д.) или с предметов и веществ, находящихся на месте совершения преступления (частицы почвы, растительности, пыли, горюче-смазочных веществ и т.д.).

Внедрение в экспертную практику высокочувствительных и точных современных физико-химических методов исследования привело к тому, что в последние годы возросло значение текстильных волокон и других микрочастиц как следов преступления. Микрочастицы, оставшиеся на теле освидетельствуемого, обычно визуально не заметны, но нередко сохраняются, не смотря на меры, принятые для уничтожения следов преступления. Рассматриваемое следственное действие получило широкое распространение в виду обнаружения и фиксации таких следов преступления.

К участию в освидетельствовании обычно привлекаются в качестве специалистов криминалисты, судебные медики и биологи, имеющие опыт экспертного исследования соответствующих микрочастиц. По нашему мнению, лицам, участвующим в качестве специалистов в сборе микрочастиц, нельзя поручать их экспертное исследование, но участие указанных специалистов в обнаружении, закреплении и изъятии микрочастиц, подлежащих экспертному исследованию, во многом определяет успех освидетельствования.

Освидетельствование может быть проведено для установления особых примет:

1) особенности, аномалии анатомического строения, как врожденные (шесть пальцев на ноге, укороченность конечности), так и приобретенные (отсутствие одного или нескольких пальцев на одной из конечностей, послеоперационный рубец, горбатость, искривление позвоночника);

2) особенности, аномалии функционального характера (походка, жестикуляция, мимика);

3) особые приметы (родимые пятна, бородавки, приобретенные татуировки, следы травм, а также следы удаленных особых примет);

4) признаки, указывающие на профессию или привычки освидетельствуемого (мозоли на руках, при работе определенного вида — особая окраска пальцев, проникновение в коже угольной пыли и т.д.).

Информация, имеющая значение для расследования, может быть получена и проверена при производстве различных следственных действий, однако только следственный эксперимент позволяет участникам непосредственно наблюдать результаты опытных действий, воспроизводящих те или иные составляющие совершенного преступления. Только следственный эксперимент позволяет наглядно продемонстрировать тот или иной процесс, объективные и субъективные возможности и т.п.

Уголовно-процессуальное законодательство лишь в общих чертах регламентирует производство следственного эксперимента, поскольку законодатель понимает, сколь многообразно это следственное действие. В соответствии с законом следственный эксперимент проводится в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела (ст. 181 УПК РФ).

Отталкиваясь от определения — под следственным экспериментом в настоящее время, следует понимать процессуальное (следственное или судебное) действие, состоящее в воспроизведении действий, обстановки, иных обстоятельств определенного события с целью проверки и уточнения, имеющих значение для дела данных и (или) получения по нему новых доказательств.

Проведение следственного эксперимента осуществляется в спорных ситуациях и позволяет устранять существующие противоречия, подтвердить или опровергнуть показания очевидцев, свидетелей, потерпевшего и других участников происшествия с помощью определения:

— фактической скорости движения транспортных средств, когда отсутствуют объективные данные для экспертных расчетов;

— видимости и обзорности в разных условиях;

— фактической скорости движения пешеходов или времени прибывания его в поле зрения водителя;

— эффективности торможения, т.е. величины тормозного пути или замедления транспортного средства;

— времени реакции водителя.

Следственный эксперимент должен проходить в максимально приближенных погодных, дорожных и временных условиях. В нем должны использоваться транспортные средства соответствующей марки и техническим характеристикам, лица, подходящие по полу, росту, возрасту и т.д. Все эти составляющие формируются для того, чтобы как можно лучше воспроизвести аварийную ситуацию и приблизить эксперимент к реальной обстановке, а полученные результаты можно было бы сравнить с имеющимися в деле доказательствами.

Привлечение специалиста-криминалиста для помощи следователю необходимо для реконструкции обстановки по фотоснимкам, протокольным записям, показаниям очевидцев, в подборе инструментов и предметов, аналогичных использованным для совершения преступления.

Помощь специалиста-криминалиста следователю также необходима:

— для создания специальных условий, в которых наиболее целесообразно провести эксперимент;

— в воспроизведении обстановки и обстоятельств для производства опытов, расстановки и инструктажа его участников;

— в производстве самих опытов с тем, чтобы они были поставлены технически правильно;

— в фиксации результатов эксперимента;

— в оценке полученных данных.

В качестве дополнительных средств фиксации могут быть использованы фотографирование, киносъемка, кроме того, по ходу производства следственного эксперимента может появиться необходимость в некоторых измерениях. Конечно, при необходимости этим может заняться и следователь, но в таком случае ему придется отвлечься от роли организатора и руководителя следственного действия, что может отрицательно сказаться на результатах. Поэтому более предпочтительным представляется привлечение специалиста (чаще всего это бывает эксперт-криминалист).

При использовании звуко- и видеозаписи их материалы должны отражать весь ход следственного эксперимента. В случае приостановления записи делается отметка о времени и причинах приостановления, а при возобновлении — о времени ее возобновления. Кроме того, следователь

должен обратить внимание специалистов, производящих фото- и видеосъемку, на необходимость фиксации происходящего таким образом, чтобы в кадре периодически присутствовали все участники следственного действия (не обязательно одновременно), и в первую очередь понятые.

При такой организации фиксации хода и результатов следственного эксперимента следователь в определенной степени будет гарантирован от обоснованных сомнений со стороны защиты и суда в достоверности полученных результатов.

В некоторых случаях можно произвести следственные эксперименты, результаты которых могут быть использованы также и экспертизой. С помощью таких экспериментов определяют:

— фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных расчетов;

— видимость и обзорность в разных условиях;

— фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водителя;

— эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления транспортных средств;

— время реакции водителя.

Заслуживает внимания и такое весьма распространенное направление реализации непроцессуальной формы использования специальных знаний, как производство по заданию следователя предварительных исследований различных объектов. Взаимодействие в этом направлении осуществляется в ходе исследования каких-либо объектов фактически экспертными методами, но с оформлением результатов не заключением эксперта, а справкой, которая не является доказательством и к материалам уголовного дела не приобщается. Впоследствии эти объекты могут быть направлены на соответствующую судебную экспертизу. Использование специальных знаний с целью проведения подобных исследований преследует цель выявления таких свойств и качеств объекта, которые могут помочь обнаружить признаки преступления и послужить, таким образом, основанием для возбуждения уголовного дела либо выступить в качестве ориентирующей информации в ходе расследования преступления. Предварительные исследования могут также проводиться специалистом в ходе осмотра места происшествия или другого следственного действия. Довольно часто по делам о ДТП специалисты-криминалисты и специалисты-автотехники проводят предварительные исследования по заданию следователя, в том числе и в ходе осмотра места происшествия.

2.2. участие специалистов в консультационной деятельности при расследовании ДТП

В стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного следствия знания сведущих лиц, кроме того, используются и в формах, которые даже и косвенно не предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Наряду с участием специалистов в подготовке к назначению судебных экспертиз, различными выступлениями с лекциями на занятиях по повышению квалификации следователей, производством ими доэкспертных исследований, выступает и консультационная деятельность сведущих лиц.

Консультационная помощь специалиста следователю может быть оказана в устной и в письменной форме (в виде справок). Она может способствовать подготовке качественных материалов для экспертизы, включая формулирование вопросов эксперту и подбор образцов для сравнительного исследования; подготовке к проведению следственных действий и оценке их результатов, а также выводов эксперта и т.д.

Как свидетельствует следственная и экспертная практика, следователи чаще всего осуществляют взаимодействие с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при подготовке к производству судебных экспертиз и реже — при подготовке к проведению других следственных действий. Проведенным опросом экспертов установлено, что 91% из них консультировали следователя при назначении судебной экспертизы и 35% — при подготовке к другим следственным действиям. Опрос следователей У(0)МВД России, специализирующих на расследовании ДТП, показал, что 88% следователей консультировались у сотрудников экспертно-криминалистических подразделений при назначении экспертизы и 17% — при подготовке к другим следственным действиям. Таким, образом, взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений, чаще всего, осуществляется в непроцессуальной форме — в виде консультаций при назначении судебных экспертиз.

Кроме того, установлено, что при проведении экспертизы следователи прибегают к консультационной помощи специалистов для определения рода (вида) экспертиз — 13 %, формулирования вопросов эксперту — 42 %, подготовки материалов для экспертизы — 19 %, подбора образцов — 12 %, оценки заключения эксперта — 8 %, выбора экспертного учреждения или эксперта — 6 %.

Зачастую специалист отказывается от дачи заключения. Он лишь дает консультации по делу и советует следователю, какую экспертизу необходимо назначить.

Очевидно, что сотрудники экспертно-криминалистического подразделения при расследовании дорожно-транспортных преступлений могут оказать существенную помощь следователю также при подготовке к следственному эксперименту, к допросу с использованием следов и иных вещественных доказательств, к проверке показаний на месте и т.д.

Столь же важной может оказаться их помощь и при оценке результатов некоторых следственных действий, например, следственного эксперимента, когда от сходства обстановки экспериментального и проверяемого событий зависит достоверность результатов проведенных опытов.

Кроме того, при получении консультаций сотрудники экспертно- криминалистического подразделения помогают следователю правильно оценить те или иные факты или явления, признаки и свойства объектов; получить актуальную информацию о личности того или иного лица, способе совершения и сокрытия дорожно-транспортного преступления и т.д.

Следователь может также воспользоваться помощью сотрудника экспертно-криминалистического подразделения с целью осуществления проверки объектов по криминалистическим учетам.


Страницы:   1   2   3