Меню Услуги

Применение специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 3. Особенности назначения и производства экспертиз по делам о ДТП

3.1. Судебно автотехническая экспертиза (САТЭ) и его виды

В большинстве случаев состав преступления возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличения можно утверждать: эффективность расследования уголовных дел этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, полноты и достоверности исследования.

Чтобы более подробно раскрыть сущность и значение автотехнической экспертизы обратимся к теории общего понятия названной экспертизы и прежде всего, отметим, что механизм автодорожного происшествия в качестве комплексного объекта экспертизы объемлет целостную и тесно взаимосвязанную систему материальных объектов, к которым следует отнести:

  • дорожное полотно с присущей ему подсистемой полотна, разметки, дорожных знаков, бровки, кюветов, мостов и пр.;
  • транспорт всех видов, находящийся на дороге в движении или припаркованный к элементам дороги, который в потенциале может стать участвующим в автодорожном происшествии;
  • пешеходы, животные, а также различные предметы, находящиеся на проезжей части дороги и ограничивающие обзор с места водителя;
  • и самое главное, водители, управляющие транспортом, с их особенностями умения управлять определенным транспортом, основательно знающие и руководствующиеся Правилами дорожного движения. Во всяком случае, их деловые качества и резюмируются и должны подтверждаться документально соответствующими правами. Но кроме всего прочего водителям как личностям присущи психиатрические и психологические характеристики, определяющие их индивидуальность, способность правильно реагировать на сложную автодорожную динамическую систему, а также своевременно отреагировать на её ситуации, особенно аварийные.

Научной основой САТЭ является судебная автотехника — своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач САТЭ. САТЭ — род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия, ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель.

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП. а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных знаний и материалов уголовного (гражданского) дела.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ можно выделить следующие виды:

судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

судебная экспертиза технического состояния ТС;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно- трасологическая диагностика).

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, а также с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, — трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой и др.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное; исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС) (ДТС — совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаи­модействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП — фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следу­ющие задачи:

  • определение скорости движения ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные следствием (судом) моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП торможением и объездом в заданные следствием (судом) моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП; определение времени преодоления ТС конкретных участков пути; установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие; как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они предусмотрены
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом, назначившим экспертизу, совершить действия, предписанные теми или иными пунктами ПДД, во избежание происшествия;
  • установление технической возможности у водителя предотвратить ДТП путем снижения скорости движения ТС или объездом в момент, определенный органом, назначившим экспертизу, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение препятствия либо опасности для движения;
  • определение наличия (отсутствия) причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом, назначившим экспер­тизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Судебная экспертиза технического состояния ТС

Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экс­пертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

Работоспособное состояние объекта — состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Неисправное состояние ТС — состояние, при котором ТС не отвечает хотя бы одному требованию нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС яв­ляются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей;
  • определение причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих появлению неисправностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Многие из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа) и времени поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно- трасологическая диагностика) включает комплексное трасолого- автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП — обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • определение механизма ДТП;
  • установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
  • установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  • определение угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  • установление взаимного расположения ТС относительно границ и оси проезжей части;
  • определение места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении;
  • определение части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • определение наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  • установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП.

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно- медицинской экспертизой:

  • установление взаиморасположения человека и частей ТС:
  • оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  • определение позы и двигательных реакций пострадавших;
  • выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно- медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе с автотехнической, медицинской, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.

 

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Специальными, в процессуальном смысле, на наш взгляд, являются такие знания, которыми обладают сведущие лица в области науки (кроме отраслевых юридических и мировоззренческих наук), техники, искусства или ремесла, приобретенные ими в результате профессионального образования и обладающие соответствующими умениями и навыками в практической деятельности, кроме практической деятельности в области юриспруденции.
  2. Решение организационных, тактических и методических проблем при производстве следственных действий в ходе предварительного расследования дорожно-транспортных преступлений во многом зависит от специальных знаний, которыми обладают специалисты различных отраслей знаний. В качестве специалистов чаще всего, по нашему мнению, необходимо привлекать специалистов-дорожников, автотехников, специалистов — криминалистов, владеющих знаниями в области транспортной трасологии и других специалистов. Специалисты-дорожники необходимы для оказания помощи в фиксации требуемых параметров дорожной обстановки, автотехники для квалифицированного проведения осмотра автотранспортного средства; криминалисты-трасологи требуются для изучения следов, возникающих на дорожном покрытии, автотранспортных средствах, предметах окружающей обстановки, одежде и обуви потерпевшего. Поэтому привлечение широкого круга специалистов для решения подобных проблем в конечном итоге будет способствовать повышению раскрываемости уголовных дел по дорожно-транспортным преступлениям.
  3. Судебно автотехническая экспертиза проводится с применением современных технических средств, расчётными методами, анализом действий и возможностей водителя. Проводится как по уголовным делам, также и по гражданским делам. Выводы экспертизы оформляются в виде заключения эксперта, которое рассматривается в качестве доказательства в суде.

Уровень общественно опасных деяний в сфере управления автотранспортом вот уже на протяжении десятилетия с каждым годом возрастает. Это обусловлено в первую очередь тем, что лица, садящиеся за руль транспортных средств, не осознают тот высокий уровень общественной опасности, который они представляю для общества в момент управления транспортным средством. Это обуславливается тем, что в последнее время резко возросло количество информации (под термином информация, мы подразумеваем фильмы, аудио треки и другое), в которых идет пропаганда развязной жизни «жизни в кайф» которая действует в свою очередь на не сформировавшеюся психологию молодежи и заставляет садиться молодых людей в состоянии наркотического, психотропного или алкогольного опьянения за управления транспортным средством, лишний раз «давить педаль акселератора в пол» неважно пусть это будет на моргающий зеленый или желтый сигнал светофора, либо где-нибудь на трассе «выжимать» максимум скорости из своего автомобиля, чтобы почувствовать, как адреналин разойдется по их венам, подвергая в первую очередь свою жизнь, а во вторую очередь жизни окружающих их людей великой опасности потерять то самое ценное, что у нас есть жизнь.

Во избежание большого количества ДТП лицами, севшими за управление транспортного средства в состоянии алкогольного, наркотического, либо психотропного опьянения, должны нести более суровое наказание, чем это предусматривает наше действующее законодательство.

 

Список использованной литературы

  1. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013)»О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014)»О безопасности дорожного движения».
  4. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647(ред. от 04.09.2012)»Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий».
  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 30.03.2015).
  6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ(ред. от 08.03.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015).
  7. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: курс общей теории. — М., 2006.
  8. Александров  И.В., Криминалистика — М, 2007.
  9. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно- практическое пособие / М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  10. Белкина Р.С. Криминалистика: Учебник для вузов.- М.: НОРМА, 2007.
  11. Белкин P.C. Криминалистическая энциклопедия/ Р. С. Белкин. -М.: Изд. БЕК, 1997.
  12. Буромский И.В Кпевно В.А, Пашинян Г.А. «Судебно- медицинская экспертиза» термины и понятия, словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов. Норма, М., 2006.
  13. Винберг А. И. Специалист в процессе предварительного расследования. Соц. законность, 1961, № 9.
  14. ЖилинскийГ.В. Основы судебно-экспертного исследования технического состояния транспортных средств. — Киев, 1987.
  15. Зинин A.M. Криминалист в следственных действиях / A.M. Зинин. — М., 2004.
  16. Зинин A.M. Судебная экспертиза: учебник./ А. М. Зинин. — М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002.
  17. Зуев Е.И. «Криминалистическая экспертиза» 6-й выпуск, М.1968.
  18. Ишенко Е.П. Криминалистика: Учебник. / Ищенко Е.П., Топорков A.A. — М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М., 2003.
  19. Корухова Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования): Метод, пособ. для экспертов, следователей и судей / Под ред. — М., 1988. — Вып. I,
  20. Кутафин В. Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Ростов/Д.: Издательство Феникс, 2007.
  21. Кравченко A.A., Щербаковский М.Г. Применение специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений. — Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999.
  22. Майлис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза / Н. П. Майлис. — М„ 2000.
  23. Матусовский Г. А. Уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы осмотра следов на месте происшествия. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1965.
  24. Мельникова Э. Б. Участие специалистов в следственных действиях. М., 1964.
  25. Найденов В.В, Олейник П.А. Руководство для следователей // часть I // М. «Юридическая  литература» 1981.
  26. Новиков С. И. Криминалистические и иные специальные знания при исследовании места дорожно-транспортного происшествия. Одесса, 1973.
  27. Педенчук А.К. Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы / Под ред.. — М., 1988.
  28. Пророков И.И. «Криминалистическая экспертиза следов» BCLLI МВД СССР, Волгоград, 1980.
  29. «Предварительные криминалистические исследования материальных следов на месте происшествия» М.ВНИИ МВД СССР, 1987.
  30. Российская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе / Е. Р. Российская. — М.: Норма, 2005.
  31. Российская Е.Р. Криминалистика — дисциплина базовой части высшего юридического образования в ГОС ВПО третьего поколения («Юридическое образование и наука», 2008, N 4).
  32. Свод методических и нормативно-технических документов в области экспертного исследования обстоятельств ДТП. — М., 1993.
  33. Справочник следователя «Осмотр места происшествия» М.1982.
  34. Судебная автотехническая экспертиза. — М, 1980. — Ч. I,
  35. Суворов Ю.Б. Новые виды, состояние и перспективы развития САТЭ // Проблемы судебной автотехнической экспертизы: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ. — М 1988.
  36. Трубицын Р.Ю ., В.Н. Хрусталев. Участие специалиста- криминалиста в следственных действиях. Спб./ Питер., 2003.
  37. Чава И.И. Современная структура научно-исследовательской лаборатории судебной автотехнической экспертизы в СЭУ МЮ СССР и ее совершенствование // Вопросы теории и практики судебной экспертизы: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ. – М,
  38. Чава И. И. и др. Экспертная профилактика по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, связанных с организацией дорожного движения, дорогой и дорожными условиями: Метод, реком. для экспертов, следователей и судей. — Баку, 1992.
  39. Яблоков Н.П. Криминалистика, , М., изд-во «Юристь» 2001.
  40. Яблоков Н.П.  Криминалистика: Практикум М.: Юристь. 2004.

Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!