Заявка на расчет
Меню Услуги

Расторжение договора за ненадлежащее исполнение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ
1.1. Понятие ответственности в системе исполнения государственных и муниципальных контрактов
1.2. Основания заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов
1.3. Правовое регулирование особенностей расторжения государственных и муниципальных контрактов в случае ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД СОЛНЫШКО», ИСПОЛЬЗУЮЩЕЙ СИСТЕМУ ГОСЗАКАЗОВ
2.1. Расторжение государственных и муниципальных контрактов в силу ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком на основании ФЗ-44
2.2. Формы расторжения государственных и муниципальных контрактов: внесудебная и судебная
2.3. Анализ споров арбитражного суда по расторжению государственных и муниципальных контрактов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Наделение сторон гражданско-правовых отношений возможностью определять юридическую судьбу договоров является одним из составляющих элементов договорной свободы, то есть лица, обладающие правом заключать договоры, вправе расторгнуть либо изменить их условия. Это аксиоматическое правило характерно, в том числе, для государственного и муниципального контрактов, несмотря на то, что они, как правило, заключаются не в силу свободного взаимного волеизъявления сторон, а на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией, заявкой.

Расторжение контракта (договора) является последним этапом в цепочке сложных правоотношений участников контрактной системы, после чего в правовом поле они уже будут снова существовать как отдельные субъекты, не связанные договорными обязательствами.

С одной стороны, данный вопрос уже много раз являлся предметом исследования многих авторов, но при этом правоприменительная практика свидетельствует о том, что на практике у заказчиков и поставщиков до сих пор возникают сложности.

Анализ судебной практики показывает, что расторжение государственных и муниципальных контрактов в связи с ненадлежащим исполнением сторонами своих обязательств увеличивается, что напрямую связано с нарушением договорной дисциплины со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя); как правило, это нарушение срока исполнения, замена предмета контракта, нарушение условий об оплате и др.

Кроме того, стоит отметить и несовершенство законодательной регламентации вопросов, которые бы отражали не только общие положения расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, но и их правовые особенности.

В связи с вышеизложенным, представляется, что выделенные вопросы довольно злободневны и позволяют подчеркнуть актуальность настоящего исследования и соответственно обратиться к обозначенным направлениям.

Степень разработанности темы. Проблемы теоретического обоснования вопросов, связанных с расторжением за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, поднимаются учеными уже довольно продолжительным период времени, к их числу относятся Л.В. Андреева, А.И. Бардаков, В.Е. Белов, Я.Б. Гребенщикова, И.Е. Кабанова, Ф.Н. Кадыров, Э.А.  Кипарисов, В.В. Кириенко, В.К. Кичик, Л.Е. Пермяков, Г.Г. Титова, Д.А. Чваненко, И.А. Шаталов и другие ученые.

Несмотря на то, что вопросы, связанные с расторжением за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, являются предметом длительных дискуссий, многие аспекты данной темы остаются до конца не исследованными и не урегулированными, что позволяет придать особую значимость, востребованность и своевременность проведения исследования, по избранной теме.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в результате расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов.

Предметом исследования является действующее законодательство, регламентирующее положения, относящиеся к расторжению за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов.

Целью настоящего исследования является анализ расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, а также выявление проблем действующего российского законодательства по данному вопросу с последующим формулированием научно обоснованных предложений по совершенствованию правового регулирования в аспекте темы исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику понятия ответственности в системе исполнения государственных и муниципальных контрактов;
  2. Исследовать основания заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов;
  3. Рассмотреть правовое регулирование особенностей расторжения государственных и муниципальных контрактов в случае ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком;
  4. Охарактеризовать расторжение государственных и муниципальных контрактов в силу ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком на основании ФЗ-44;
  5. Раскрыть такие формы расторжения государственных и муниципальных контрактов как внесудебная и судебная;
  6. Провести анализ споров арбитражного суда по расторжению государственных и муниципальных контрактов.

Методологическую основу исследования составили методы общенаучного познания: диалектический, формально-логический, исторический, системного анализа, индукции и дедукции, структурно-функциональный, аналогии. Использовались также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод толкования правовых норм.

Нормативной основой исследования являются положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также некоторые другие нормативные акты РФ.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых как А.Г. Ананьев, А.И. Бардаков, В.Е. Белов, Я.Б. Гребенщикова, Н.А. Игнатов, И.Е. Кабанова, Ф.Н. Кадыров, Э.А.  Кипарисов, В.В. Кириенко, В.К. Кичик, Н.Ю. Лапина, Н.А. Мамедова, Н.Н. Мамин, Л.Е. Пермяков, Г.Г. Титова, Д.А. Чваненко, И.А. Шаталов и других.

Эмпирической основой исследования является судебная практика.

Научная новизна работы. В условиях развития общества представляется значимым исследование по избранной теме в целях дальнейшей проработки данного вопроса и внесения теоретических и практических наработок в научную среду по вопросу расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследуются недостаточно изученные в науке вопросы расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов. Представляется, что каждое теоретическое рассуждение на данную тему могут приблизить к достижению максимальной разработанности особенностей расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, что позволит избежать ошибок в правоприменительной практике.

Практическая значимость настоящего исследования охватывается углубленным познанием с теоретического и практического подхода расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, что способствует выявлению проблем в действующем законодательстве по вопросу исследования, а также позволяет выработать собственное мнение на массив современного действующего законодательства, закрепляющего положения о расторжения за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, и предложить решение некоторых обозначенных выше вопросов посредством рекомендаций, позволяющих усовершенствовать правовое регулирование.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. В содержании определяется план исследования. Во введении приведена актуальность исследования, определена степень разработанности темы, а также обозначены цель, задачи, объект и предмет исследования, указываются методологическая, нормативная, теоретическая и эмпирическая основы работы, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. В первой главе исследуются общие положения и правовая природа мер ответственности сторон за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов.  Во второй главе анализируется применение мер ответственности при расторжении государственных и муниципальных контрактов на примере деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад солнышко», использующей систему госзаказов. В заключении подведены итоги исследования, предложены пути совершенствования действующего законодательства.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА мер ответственности сторон за ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов

1.1. Понятие ответственности в системе исполнения государственных и муниципальных контрактов

 

С момента начала формирования рыночной экономики и нового гражданского законодательства система проведения государственных закупок в Российской Федерации, стала выступать в качестве нового института в экономической и правовой государственной политике, несмотря на то факт, что институт закупок в 90-е годы XX века не был урегулирован на законодательном уровне.

Институт государственных закупок получил правовой статус в главе 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 18.03.2019).

В ст. 525 ГК РФ раскрывается юридическое содержание государственных закупок в следующем нормативном положении: поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).

Как юридический факт государственные закупки можно связать с понятием государственного контракта, как инструмента, который опосредует процедуру проведения закупок.

Государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы обеспечить соответственно государственные (муниципальные) нужды.

Согласно ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Данное определение государственного контракта, закрепленное в ГК РФ стало первым шагом в правовом регулировании юридического понятия, но стоит сказать, что в системе государственных закупок, ГК РФ стал основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы осуществления поставок для государственных и муниципальных нужд, но нормы государственного контракта, прописанные в Федеральном законе Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) и подзаконных актах, которые приняты во исполнение ФЗ РФ №44-ФЗ, все же обладают общим характером, не раскрывающие в полном объеме вопросы проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, которые осуществляются в установленном ФЗ РФ №44-ФЗ порядке заказчиком и направленные на то, чтобы обеспечить государственные или муниципальные нужды.

Закупка для государственных и муниципальных нужд может быть начата с момента определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и может быть завершена исполнением обязательств сторонами государственного контракта.

Если не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки для государственных и муниципальных нужд или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), то закупка может быть начата с момента заключения государственного контракта и может быть завершена фактом исполнения обязательств сторонами контракта.

ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) установлен ряд специальных правил о применении гражданско-правовой ответственности к отношениям, которые направлены на то, чтобы обеспечить государственные и муниципальные нужды.

Штрафы и пени, которые предусмотрены ст. 34 ФЗ РФ №44-ФЗ, необходимо рассматривать или в качестве законной, или в качестве договорной неустойки.

Согласно ст. 34 ФЗ РФ №44-ФЗ сторонами уплачивается неустойка за просрочку исполнения обязательств, а также в других случаях когда обязательства не исполняются или исполняются ненадлежащим способом.

Размер неустойки для заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть определен разным способом. Пеня может быть начислена за каждый день просрочки исполнения обязательства, которое предусмотрено государственным (муниципальным) контрактом заказчиком или исполнителем.

Для заказчика в ч. 5 ст. 34 ФЗ РФ №44-ФЗ пеня может быть установлена в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ действующей на дату уплаты пеней от не уплаченной в срок суммы. Штрафы могут быть начислены за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, которые предусмотрены контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом. Размер штрафа может быть установлен контрактом в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

Лицо, которое подписывает государственный (муниципальный) контракт, не имеет возможности выражения собственной воли в отношении порядка начисления неустойки и должно принять это условие посредством присоединения к контракту в целом (договор присоединения), включая в проект государственного контракта заведомо невыгодное для контрагента условие, от которого победитель размещения заказа не может отказаться.

Соответственно, возможность увеличения размера неустойки заказчиком говорит о несоответствии общему признаку гражданско-правовой ответственности, как равенство участников имущественного оборота при наложении на них мер гражданско-правовой ответственности.

Неустойка в форме штрафа может быть установлена за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусмотрены государственным (муниципальным) контрактом, за исключением просрочки.

Таким образом, институт государственных закупок получил правовой статус в главе 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 18.03.2019). В ст. 525 ГК РФ раскрывается юридическое содержание государственных закупок в следующем нормативном положении: поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).[13]

Среди мер ответственности за неисполнение или надлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта выделяют нестойки, пени и штрафы. Штрафы и пени, которые предусмотрены ст. 34 ФЗ РФ №44-ФЗ, необходимо рассматривать или в качестве законной, или в качестве договорной неустойки.

1.2. Основания заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов

Заключение государственного (муниципального) контракта может быть проведено на основе заказа на поставку товаров, который принят исполнителем для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Для государственного или муниципального заказчика, который разместил заказ, факт заключения государственного (муниципального) контракта – это обязательное условие, если иное не было установлено законом.

Для поставщика факт заключения государственного (муниципального) контракта – это обязательное условие, только тогда, когда это установлено законом, и при наличии условий, что государственный или муниципальный заказчик должен возместить убытки, причиненные поставщику (исполнителю) по причине выполнения государственного (муниципального) контракта.

Условие о возмещении убытков, которые предусмотрены п. 2 ст. 527 ГК РФ, не могут быть применены в отношении казенного предприятия.

В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары или лица, с которым согласно закону заключается государственный (муниципальный) контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не может быть применено условие о возмещении убытков, которые предусмотрены п. 2 ст. 527 ГК РФ, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.

Таким образом, видно, что заключение государственного (муниципального) контракта для заказчика, который его разместил является обязательным, если иное не установлено законом, а для исполнителя государственного (муниципального) заказа исполнение может быть обаятельным только тогда, когда имеются случаи, установленные законом, и при наличии условий, что заказчик возместит все убытки, причиненные поставщику (исполнителю) по причине выполнения государственного (муниципального) контракта. Не может быть применено условие о возмещении убытков по государственному (муниципального) контракта в отношении казенного предприятия.

Процесс размещения государственного (муниципального) заказа может быть осуществлен:

  • при помощи проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (посредством запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В ст. 528 ГК РФ прописан порядок заключения государственного (муниципального) контракта.

Проект государственного (муниципального) контракта может быть разработан государственным (муниципальным) заказчиком и направлен поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Сторона, которая получила проект государственного (муниципального) контракта, не позднее срока 30 дней должна подписать его и возвратить один экземпляр государственного (муниципального) контракта другой стороне, а при имеющихся разногласий по условиям государственного (муниципального) контракта в срок 30 дней должна составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным государственным (муниципальным) контрактом другой стороне или уведомить ее об отказе от заключения государственного (муниципального) контракта.

Сторона, которая получила государственный (муниципальный) контракт с протоколом разногласий, должна в срок 30 дней рассмотреть разногласия, принять все меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного (муниципального) контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении срока 30 дней неурегулированные разногласия по государственному (муниципальному) контракту, заключение которого выступает как обязательное для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее срока 30 дней на рассмотрение суда.

Если государственный (муниципальный) контракт заключен по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, то государственный (муниципальный) контракт должен быть заключен не позднее срока 20 дней со дня проведения торгов.

Если сторона, для которой заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, то другой стороне предоставлено право на обращение в суд с требованием о понуждении данной стороны заключить государственный (муниципальный) контракт.

Согласно ст. 529 ГК РФ в том случае, если государственным (муниципальным) контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществлена поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее срока 30 дней со дня когда был подписан государственный (муниципальный) контракт, должен направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), которое выдано государственным (муниципальным) заказчиком согласно государственному (муниципальному) контракту, выступает в качестве основания для того, чтобы заключить договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Поставщик (исполнитель) должен направить проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд покупателю, который указан в извещении о прикреплении, не позднее срока 30 дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если другой порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным (муниципальным) контрактом или проект договора не представлен покупателем.

Сторона, которая получила проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, должна подписать его и возвратить один экземпляр другой стороне в течение срока 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в срок 30 дней составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, которая получила подписанный проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять все меры по тому, чтобы согласовать условия договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции или об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в срок 30 дней могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Если поставщик (исполнитель) по тем или иным причинам уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, то покупатель обладает правом на обращение в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключения договора на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Согласно ст. 530 ГК РФ покупатель имеет право на полный или частичный отказ от товаров, которые указаны в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку.

В данном случае поставщик (исполнитель) обязан сразу же уведомить государственного (муниципального) заказчика и потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Государственный (муниципальный) заказчик не позднее срока 30 дней с того дня, когда было получено уведомление поставщика (исполнителя) или выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, или направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, или должен сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

Если государственный (муниципальный) по той или иной причине не выполняет свои обязанности, которые предусмотрены п. 2 ст. 530 ГК РФ, то поставщик (исполнитель) имеет право на требование от государственного (муниципального) заказчика принятия и оплаты товаров, или реализации товаров на свой цели с отнесением разумных расходов, которые связаны с их реализацией, на государственного (муниципального) заказчика.

Согласно ст. 531 ГК РФ в случаях, когда согласно условиям государственного (муниципального) контракта поставка товаров осуществлена непосредственно государственному (муниципальному) заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта должно регулироваться правилами, которые предусмотрены ст. 506-522 ГК РФ.

Если поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд осуществлена получателем, который указан в отгрузочной разнарядке, то оплата товаров должна быть произведена государственным (муниципальным) заказчиком, если другой порядок расчетов не предусмотрен государственным (муниципальным) контрактом.

Согласно ст. 532 ГК РФ при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд оплата товаров должна быть произведена покупателями по ценам, которые определены согласно государственным (муниципальным) контрактом, если другой порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным (муниципальным) контрактом.

При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд государственный (муниципальный) заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

Таким образом, заключение государственного (муниципального) контракта может быть проведено на основе заказа на поставку товаров, который принят исполнителем для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Процесс размещения государственного (муниципального) заказа может быть осуществлен: при помощи проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (посредством запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

1.3. Правовое регулирование особенностей расторжения государственных и муниципальных контрактов в случае ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком

 

Проблемы, связанные с порядком расторжения государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в разное время вызывали споры как в научных кругах, так в правоприменительной практике.

С вопросами расторжения государственных (муниципальных) контрактов по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного (муниципального) контракта непосредственным образом связаны ст. ст. 533 и 534 ГК РФ, которые предполагают наличие возможности отказа от исполнения государственного (муниципального) контракта как со стороны поставщика, так и заказчика при соблюдении условий, которые в этих статьях прописаны.[25]

Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ), подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.

В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного (муниципального) контракта, не возмещаются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного (муниципального) контракта.

При расторжении государственного (муниципального) контракта по основаниям, указанным в п. 2 ст. 533 ГК РФ, поставщик имеет право на отказ от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.

Убытки, которые причинены покупателю таким отказом поставщика, должны быть возмещены государственным (муниципальным) заказчиком.

Ф.Н. Кадыров считает, что согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) в качестве оснований для расторжения договора, разновидностью которых является государственный (муниципальный) контракт, соглашение сторон, требование одной из сторон, рассматриваемое в судебном порядке и односторонний отказ от исполнения договора.

Согласно п. 2 ст. 407 ГК РФ прекращение обязательства по требованию одной из сторон может быть допущено в случаях, которые предусмотрены законом или договором.

Согласно п. 3. ст. 450 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично возможен, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. Односторонний отказ от исполнения контракта может быть допущен тогда, когда такой отказ прямо предусмотрен государственным (муниципальным) контрактом. Данный автор считает, что необходимо предусмотреть в государственных (муниципальных) контрактах право заказчика на отказ в одностороннем порядке от исполнения государственного (муниципального) контракта при наличии значительного нарушения взятых обязательств поставщиком.

Э.А. Кипарисов предусматривает наличие возможности расторжения государственного (муниципального) контракта в одностороннем порядке при наличии данной оговорки в тексте контракта.

Согласно мнения Л.Е. Пермякова, заказчику может быть предоставлено право на изменение и расторжение государственного (муниципального) контракта в одностороннем порядке даже при надлежащем исполнении поставщиком договорных обязательств.

Расторжение государственного (муниципального) контракта может быть допущено исключительно на основании соглашения сторон или решения суда на основании, которые предусмотрены ГК РФ.

Процедура одностороннего отказа является аналогичной той, которая установлена в ч. 9-16, 19-22, 26 ст. 95 ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

Согласно ФЗ РФ №44-ФЗ односторонний отказ может быть допущен по основаниям, которые предусмотрены ГК РФ. В частности, любая сторона сможет отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта, при условии если заказчиком будет установлено соответствующее условие в государственном (муниципальном) контракте. Но включение в государственный (муниципальный) контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта вместе с тем означает возникновение у поставщика (подрядчика, исполнителя) права на такой же отказ (ч. 19 ст. 95 ФЗ РФ № 44-ФЗ).

В ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) определено, что до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного (муниципального) контракта заказчик имеет право на привлечение экспертов, экспертных организаций. Если заказчиком привлекаются эксперты, экспертные организации для проведения экспертизы, то заказчик может отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта, только в том случае, если эксперты подтвердят нарушения условий государственного (муниципального) контракта, которые стали основанием для одностороннего отказа.

При расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения другая сторона имеет право на требование возмещения только фактически понесенного ущерба, который был вызван обстоятельствами, которые стали основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного (муниципального) контракта.

Однако ГК РФ предусматривается возможность такого отказа заказчика не только в случаях, когда другой стороной существенно нарушаются условия контракта, но и вообще без оснований (ст. 717 и ст. 782 ГК РФ). Кроме того, ч. 23 ст. 95 ФЗ РФ №44-ФЗ фактически отменена обязанность заказчика на компенсацию подрядчику убытков, которые вызваны необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Заказчику не придется даже как-то мотивировать свое решение, то есть, такой подход дает заказчику необоснованно широкую возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, прежде всего по контрактам на выполнение работ и оказание услуг.

В таких условиях добросовестный бизнес просто откажется участвовать в закупках из-за неоправданных и неограниченных рисков. Как следствие, действующая редакция закона о контрактной системе приведет к существенному снижению конкуренции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, крайне негативно отразится на возможности заказчика эффективно и экономно реализовывать свои функции по обеспечению государственных и муниципальных нужд.

В этой связи ФЗ РФ №44-ФЗ следует дополнить следующим образом:

  • установить непосредственно исчерпывающие и объективные, насколько это возможно, основания для одностороннего отказа от исполнения государственного (муниципального) контракта (нарушение сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, неустранимые и существенные нарушения условий исполнения государственного (муниципального) контракта, поставка товаров ненадлежащего качества и т.п.);
  • установить обязанность заказчика до расторжения государственного (муниципального) контракта проводить экспертизу, если расторжение осуществляется по «оценочным» основаниям;
  • установить процедуру досудебного обжалования одностороннего отказа заказчика в контрольный орган.Таким образом, при условии устранения выявленных выше правовых недочетов, внесенные законодателем изменения можно охарактеризовать как направленные на упрощение процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта, по которому исполнитель не выполняет принятые на себя обязательства. С другой стороны, для добросовестных исполнителей по государственному (муниципальному) контракту указанная норма несет в себе потенциальные риски, связанные, прежде всего, с возможностью злоупотребления заказчиком предоставленным правом. Все это может привести к снижению конкуренции в сфере закупок, что будет способствовать еще большим проблемам в будущем, в том числе и повышению уровня неисполнения бюджета.

Таким образом, подведем итоги первой главы.

Институт государственных закупок получил правовой статус в главе 30 ГК РФ. В ст. 525 ГК РФ раскрывается юридическое содержание государственных закупок в следующем нормативном положении: поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Среди мер ответственности за неисполнение или надлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта выделяют нестойки, пени и штрафы. Штрафы и пени, которые предусмотрены ст. 34 ФЗ РФ №44-ФЗ, необходимо рассматривать или в качестве законной, или в качестве договорной неустойки.

Заключение государственного (муниципального) контракта может быть проведено на основе заказа на поставку товаров, который принят исполнителем для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Процесс размещения государственного (муниципального) заказа может быть осуществлен: при помощи проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (посредством запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф