Меню Услуги

Разработка атласа экскурсионных маршрутов

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • I. Теоретическая часть: теоретические и методологические основы изучения экскурсионных маршрутов
  • 1.1. Теоретический анализ экскурсионной деятельности
  • 1.2. Теоретический анализ научно-методических подходов в изучении экскурсионных маршрутов
  • 1.3. Мировой опыт в разработке туристских карт
  • II. Аналитическая часть: анализ современного состояния экскурсионных маршрутов Республики Дагестан
  • 2.1. Оценка туристических ресурсов Республики Дагестан

    2.2. Анализ объектов туристской инфраструктуры Республики Дагестан

  • 2.3. Общая характеристика экскурсионных маршрутов Республики Дагестан
  • III. Практическая часть: разработка мероприятий по составлению атласа экскурсионных маршрутов на территории Республики Дагестан
  • 3.1. Мероприятия по разработке атласа экскурсионных маршрутов
  • 3.2. Информационное обеспечение
  • 3.4. Экономическая оценка эффективности внедрения атласа экскурсионных маршрутов на территории Республики Дагестан
  • Заключение
  • Библиография

 

Введение

 

Республика Дагестан обладает большим потенциалом для развития туризма, это и природно-климатические условия, богатый фольклор, прикладное искусство. На территории Республики насчитывается более шести тысяч памятников истории и культуры из них 132 памятника имеют статус федерального значения и используются как объекты показа. Республика Дагестан может предложить большое разнообразие экскурсионных маршрутов по наиболее достопримечательным местам, среди которых множество памятников природы, являющихся предметом эстетического отдыха. Но при всем своем потенциале сегодня Дагестан на международном и внутреннем рынке не востребован в полной мере. Одним из сдерживающих факторов развития туризма в Республике является слабая информированность потенциальных клиентов о туристских возможностях региона. Для разрешения данной ситуации была разработана целая PR- компания по продвижению Республики на российские и международные туристские рынки. В рамках данной компании успешно проводятся рекламные и пресс-туры, арендуются

стенды на российских и международных выставках, выпускается печатная продукция и наружная реклама, прошла серия показов фильмов, сюжетов и передач о Дагестане по ведущим каналам российского теле-радио вещания, создан сайт в сети Интернет. Разновидность туристских карт востребована среди туристов. Таким образом, разработка атласа экскурсионных маршрутов в РД является актуальной темой, так как это будет способствовать повышению информированности о существующих экскурсионных маршрутах разработанных как для потенциальных гостей Республики, так и для местного населения.

Объектом исследования являются экскурсионные маршруты по территории Республики Дагестан

Предметом исследования — туристские карты и составление на их основе атласа экскурсионных маршрутов.

Целью исследования является создание туристского атласа с комплектом карт, на которых обозначены общегеографические элементы (дорожная сеть,

населѐнные пункты, реки, озѐра, леса, рельеф и др.) и объекты туристского значения (архитектурные и исторические памятники, заповедники,

национальные парки, музеи, гостиницы, туристские базы, кемпинги и т.п.).

Исходя из целей исследования можно выделить следующий ряд задач:

  1. Сбор информации по туристским ресурсам;
  2. Создание туристского атласа Республики Дагестан со схемами экскурсионных маршрутов и объектов показа;
  3. Повышение уровня спроса на туристско-экскурсионные услуги;

В современных условиях туристский рынок нуждается в новом подходе к организации экскурсионной деятельности, так как это является одним из основных туристских продуктов. Создавая экскурсионный продукт, следует учитывать спрос потребителей и разделение обслуживания.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанный атлас можно будет использовать в качестве продвижения и реализации экскурсий на туристском рынке, поможет студентам специализации туризм в процессе учебы ориентироваться по туристской карте Дагестана, а также в проведении дальнейших научных исследований. Разработанный атлас может найти широкое использование в туристских фирмах Республики Дагестан, способствовать спросу предложений на экскурсии. В процессе работы была применена совокупность методов исследования. В качестве методов исследования применялись теоретические методы: метод анализа литературы, используемой при составлении дипломной работы (книги, журналы и пр. печатные  издания), метод системного описания метод классификации.

 

1. Теоретическая часть: теоретические и методологические основы изучения экскурсионных маршрутов.

1.1. Теоретический анализ экскурсионной деятельности

 

Экскурсионная деятельность это работа по организации ознакомления путешественников и экскурсантов с достопримечательными объектами показа в месте временного нахождения в отсутствии предоставления услуг размещения.

Санкционированная экскурсионная работа обязана исполняться грамотными сотрудниками, которые знают нормы и правила, предъявляемые к технологии существа проектирования экскурсионной услуги, а также реализации экскурсионной услуги экскурсанту, и затрагивать самые широкие слои общества.

Другими словами считаются туроператорами. Экскурсионная компания сразу считается турагентом, привлекая к этой работе экскурсоводов, организаторов туристско-экскурсионных групп, учителей средних учебных заведений, тружеников профсоюзов и поручая им роль турагента. У такой фирмы, учреждения есть возможность выступать в виде торговца экскурсионных услуг, созданным иным туроператором и имеет возможность делать свой собственный турпакет экскурсионных услуг, в случае если найдет на туристском рынке требуемый ему спрос.

Экскурсионные фирмы либо бюро традиционно организуют экскурсионный сервис путешественников в местах их временного пребывания.

Необходимо обратить внимание на то, что экскурсионная программа сервиса – есть план экскурсионных событий для ублажения определенных либо узкоспециализированных потребностей местных жителей, путешественников либо экскурсантов исходя из целей их приезда в страну. Набор услуг, находящихся в составе программы считается продуктом экскурсионной компании, либо экскурсионного отдела туристской компании.

По мнению автора книги «Экскурсионное дело» Долженко Г.П., «исходя из задач программы экскурсионного сервиса, достигаются следующие цели:

  • Познавательные (историческая, архитектурно градостроительная, литературная, искусствоведческая, природоведческая тема);
  • Увеселительные (отдых, спорт);
  • Профессиональные (деловые, бизнес туристские поездки, роль в выставках, ярмарках и др.);
  • Иные (паломничество, хобби, изучение, увеличение квалификации и др.)»

По содержанию программы могут быть ознакомительными и тематическими. Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о населенном пункте, стране, исторических фактах, отличительных чертах, обычаях местного населения, о строительных монументах, и прогрессивной жизни. Задача тематической программы сервиса туристов заключается в расширении познания экскурсантов по некой теме (в частности в познавательных турах), а еще организация и предоставление иных услуг.

Разработка организации экскурсионных услуг проходит ряд этапов, таких как:

  1. Выделить цели и задачи проведения экскурсии;
  2. Отбор тематики;
  3. Выбор литературных источников и составления библиографического списка;
  4. Знакомство с экспонатами музеев;
  5. Разработка маршрута экскурсии;
  6. Дополнительные объезды в экскурсии;
  7. Составление текста экскурсии, используемый экскурсоводом в профессиональной деятельности;
  8. Формирование методической разработки;
  9. Подготовка персонального текстового сообщения;
  10. Прием (сдача) экскурсии;
  11. Подтверждение экскурсии как продукта экскурсионной фирмы в гостинице.

«Отвечающие за проведение экскурсий фирмы обязаны иметь в собственном штате специализированных гидов-переводчиков, которые с легкостью могут рассказать экскурсию на родном туристу языке. Если такой специалист отсутствует, то это скорей всего произведет плохое впечатление на иностранного туриста и испортит поездку. К специалисту гиду-переводчику применяют ряд основных требований, которые должны быть учтены при приеме на работу.»  Такие как, например:

  1. Большой запас знаний и мастерство изменять предлагаемый текст согласно с особенностями целевой аудитории путешественников, возрастных рамок и социальной принадлежности;
  2. Креативный способ проведения работы, мастерство привлечь огромный интерес к достопримечательности у каждого в группе экскурсанта;
  3. Постоянная работа над своим кругозором знаний, улучшение профессиональных навыков и познаний в области иностранных языков, соблюдение общепринятых стандартов обслуживания и особенности поведения экскурсовода, корректность по отношению к экскурсантам.

К прямым обязанностям гида-переводчика относятся:

  • Превосходное познание и четкое исполнение правил приема и сервиса международных экскурсантов;
  • Сопровождение экскурсантов в течение всего экскурсионного мероприятия, с момента знакомства с группой и приветствия до заключительной части экскурсии и прощания с туристами;
  • Предоставление устного перевода в течение всего периода проведения экскурсионных мероприятий, запланированных заказчиком тура;
  • Четкий контроль за исполнением предприятиями размещения и питания требований по оказанию услуг заграничным туристам;
  • Постоянное саморазвитие и ведение научной работы (формирование методичек и лексических пособий, обновление текста экскурсии свежими данными комплектование и пополнение портфеля экскурсовода и др.) в свободное от работы время.

«При назначении гида на работу с определенной заграничной группой ему даются пропуска в отель, где расположены туристы, в том числе содержание программы путешествий с уточнением числа, времени и места проведения запланированных мероприятий.»  Во время предоставления услуг трансфера гид обязан помочь экскурсанту в прохождении таможенных и пограничных формальностей, предоставление информации путешественникам о нормах заезда в страну посещения (таможенных формальностях и существующих ограничениях), о правилах размена валюты, о возможных ограничениях в создание фото- и видеосъемки, правила получения багажа.

При размещении экскурсантов экскурсовод должен:

  • Представиться сотрудникам гостиницы и уведомить о том, что туристы приехали;
  • Оказывать поддержку администрации отеля в целях скорейшего расселения всех путешественников из группы;
  • Проследить за заполнением регистрационных карточек и посодействовать путешественникам в их надлежавшем заполнении;
  • Составить полный поименный список всех туристов с указанием их номеров в отеле;
  • Досрочно проинформировать путешественников о предстоящей программе присутствия в данном месте остановки (в частности, в гостинице);
  • При выезде из гостиницы выяснить были ли возвращены ключи администратору отеля.

При необходимости экскурсовод может расположиться в этой же гостинице, как и его экскурсанты в одно- либо двухместном номере вместе с водителем экскурсионного автобуса. Как правило, экскурсовод размещается отдельно от экскурсантов и ни в коем случает не в одном номере с ним. Если организация питания входит в пакет услуг, то экскурсовод обязан предоставить группу с экскурсантами в объект питания вовремя, без задержки, а также предупредить сотрудников объекта питания о том, что группа прибыла. Если у кого-то из числа экскурсантов есть определенные требования к еде, то они должны быть учтены и уведомлены до поваров и сотрудником ресторана.

При работе с экскурсантами экскурсоводу категорически возбраняется:

  • Без согласования с другими сотрудниками изменять задуманный маршрут
  • вносить перемены в программку;
  • Поменять время проведения экскурсионной программы, которое было заранее согласовано, в том числе долгие по продолжительности экскурсии, лично планировать посещение достопримечательностей, не входящих в экскурсионную программу.»

В экскурсионной деятельности предусмотрено предоставление услуги сопровождения туриста и услуги «встречи-проводы». Групповой тур требует тщательной организации мероприятий, которые связаны с переездом экскурсантов, трансферу к гостинице, размещению в гостинице, последующем проведении программы экскурсии.

Набор литературы, иллюстраций входит в так называемый портфель экскурсовода. Портфелем экскурсовода называют набор информационных материалов, к которым относятся копии документов, фотографии, географические карты, репродукции с картин. Все это используется экскурсоводом при проведении экскурсии для дополнения недостающих элементов зрительного восприятия. Это используется при показе объектов,

которые по тем или иным причинам частично не сохранились или исчезли вовсе. С помощью фотографий, рисунков можно воссоздать начальный вид объекта. Содержание «портфеля» зависит от тематики экскурсии.

Нельзя забывать о том, что материал должен быть необычным, выразительным.

При разработке маршрута может быть использован самый разнообразный материал:

справочники, путеводители и другая краеведческая литература; картографический материал.

«Для фотографий, используемых при показе экскурсоводом должны иметь определенные размеры не менее 18×24 см, иметь картонное основание и четкое, ясное изображение. Наглядные пособия увеличивают до размеров 24х30 см для того, чтобы их можно было рассмотреть с последних рядов автобуса».

Наглядные пособия постоянно совершенствуются и дополняются с опытом работы экскурсовода.

Деятельность по оказания экскурсионных услуг ведут следующие специалисты: экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики и инструктора-проводники. Рассмотрим каждую специальность отдельно.

Экскурсовод – это специалист в области проведения экскурсий, который обладает знаниями в области истории, культуры, географии. Навыки общения с людьми, умение управлять группой людей, а также хорошо поставленная речь необходимы экскурсоводу в работе. В свою очередь экскурсант является потребителем экскурсионных услуг. Согласно Федеральному Закону РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ, экскурсовод является синонимом термина гид и обозначает профессионально подготовленное лицо, которые ведет ознакомительную деятельность для экскурсантов с объектами показа в стране или месте временного пребывания. Экскурсант – это лицо, посетившее страну или место временного пребывания в познавательных целях на период не менее 24 часов без ночевки в стране или месте временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

Гид-переводчик – это профессионально подготовленное лицо, которое в свободной форме владеет иностранными языками и знаниями для осуществления ознакомительной деятельности с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Инструктор-проводник – также является профессионально подготовленным лицом, которое сопровождает туристов для обеспечения безопасности при прохождении туристских маршрутов.

Экскурсовод с помощью объектов воздействует на экскурсантов посредством зрения, слуха и ощущений, помогая им тем самым овладеть навыками.

Экскурсионный маршрут – это путь следования экскурсионной группы.

Для того чтобы маршрут был компактным следует избегать длинных проездов или проходов между объектами показа. Существует регламент по времени, который составляет 10-15 минут.

Туристские маршруты также подразделяются по времени функционирования — на круглогодичные, сезонные (летние, зимние) и межсезонные — и по построению трассы — на линейные, кольцевые и радиальные.

Линейные — это маршруты, действие которых начинается в одном туристском учреждении (городе) и заканчивается в другом, с обязательными переездами организованно, всей группой через промежуточные пункты (например, Гуниб – Чох – Гамсутль – Согратль, где пунктом А будет являться аул Гуниб, а пунктом В будет аул Согратль) (Рисунок 1.1.).

Рисунок 1.1. 1. Линейный маршрут

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Кольцевые — это маршруты, которые начинаются и заканчиваются в одном и том же туристском учреждении

Рисунок 1.1.2. Кольцевой маршрут

 

Радиальные—это когда туристы весь срок, указанный в путевке, отдыхают на одном месте и выезжают на экскурсии в другие населенные пункты (Рисунок 1.1.3.)

Рисунок 1.1.3. Радиальный маршрут.

 

Комбинированный маршрут-путь следования, который сочетает в себе элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации (Рисунок 1.4.).

Рисунок 1.1. 4. Комбинированный маршрут.

 

Для наглядного примера продемонстрируем все виды маршрутов схематически (Рисунок 1.1.5)

Рисунок 1.1.5. Виды маршрутов

 

Где, Н — начало маршрута;

К — конец маршрута;

ПП1-ПП4 — промежуточные пункты пребывания на маршруте.

«Маршруты строятся по хронологическому принципу, имеют тематику и тематико-хронологический порядок (Рисунок 1.6.). При составлении маршрута экскурсии по городу не придерживаются хронологического порядка, так как объекты показа разбросаны по всему городу». Это затрудняет составить маршрут по данному принципу. Примером хронологического принципа построения маршрута является экскурсии по местам жизни и творчества известных людей. Городские экскурсии проводятся по тематическому принципу. Экскурсии, посвященные жизни города или другого события, объекта используют тематический принцип. Тематический принцип составления маршрута экскурсии применяется довольно часто, как и тематико-хронологический принцип. В городских обзорных экскурсиях используются тематико-хронологические принципы. В таких экскурсиях последовательность показа объектов и ведение рассказа экскурсоводом применяется внутри отдельных подтем. Одной из ошибок составления маршрута экскурсии служит повторные проезды по одной и той же дороге, улице. Этого сложно избежать, но обзор одного и того же объекта дважды становится ошибкой в проведении экскурсии (Рисунок 1.6.).

Рисунок 1.1.6. Принципы построения экскурсий.

 

Финальным этапом разработки нового маршрута является создание схемы экскурсионного маршрута. Схема маршрута содержит информацию о наименовании улиц, площадей, по которым рассчитано проводить экскурсантов. Объекты показа в виде условных обозначений наносятся на схему, также указываются места остановки автобуса и выхода экскурсантов, участки на которых рассказывают подтемы экскурсий. В зависимости от скорости движения автобуса указывается на схеме:

«медленная» около 30 км/ч;

«средняя» от40 до 45 км/ч;

«быстрая» около 60 км/ч.

Указание скорости следует указывать при освоении экскурсии новыми экскурсоводами. Большое внимание уделяется нормативно-правовым документам при составлении автобусных маршрутов: «Правила дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта», «Правилам перевозки пассажиров».

Разработанный в итоге маршрут обязан пройти ряд требований, в числе которых составление показа объектов в логическом порядке и предоставление зрительной основы для общего представления темы. Переезд от одного объекта к другому не должен занимать 10-15 минут, длительные паузы не допустимы в рассказе и показе. Маршрут должен проходить в благоустроенных пунктах показа и остановок с наличием санитарных и парковочных мест для автотранспорта.

Определить культурный уровень, настроение и поведение группы экскурсантов заранее не возможно, поэтому необходимо разработать несколько вариантов движения группы. Изменения в маршруте могут быть связаны с рядом форс-мажорных обстоятельств, таких как: пробки на дорогах, поломка или неисправность автотранспорта, ремонт автострады. Необходимо учитывать все возможные нестыковки и разработать несколько вариантов маршрута.

В 1994г. впервые был  одобрен ГОСТ Р 50681-94 «Туристско — экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» № 177, в соответствии с которым туристский маршрут – это заранее определенный путь туристского похода (экскурсии, путешествия), который характеризуется специальным порядком движения туристов по географическим пунктам.

Туристская трасса – это одобренный и должным образом оснащенный маршрут.

Технологическая карта экскурсии – документ, который определяет соответствующую последовательность показа достопримечательностей, находящихся на маршруте. Технологическая карта обладает пространственно-временными характеристиками, например, продолжительность, протяженность, месторасположение остановок и точек обзора, включает в себя творческие задачи экскурсовода на отдельных этапах экскурсии.

Содержание программы, а также условия обслуживания туристов на каждом этапе экскурсии называется технологической картой туристского путешествия.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

1.2. Теоретический анализ научных подходов в рассмотрении экскурсионных маршрутов.

 

В книге «Экскурсоведение» Емельянов Б.В. дает следующее определение термину экскурсия – «это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними».

Для того чтобы в полной степени раскрыть термин экскурсия рассмотрим следующие определения, которые были опубликованы в ранних изданиях. Одно из первых определений выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию».

Экскурсионист Л. Бархаш говорил о том, что экскурсия является наглядным методом, с помощью которого можно усвоить определенные знания. Посещение определенных объектов, заранее спланированных помогает воспитать чувство патриотизма и прекрасного во внешкольной работе с детьми.

По мнению других ученых-экскурсионистов Соколовского и Родина, «экскурсия является формой как учебной, так и внеучебной работы, где деятельность учителя-экскурсовода и учеников-экскурсантов ведется совместно с помощью наблюдения явлений действительности в естественных условиях или в специально созданных хранилищах коллекций.»  В естественных условиях можно наблюдать такие объекты как: памятники истории и культуры, памятные места, природа, заводы и т.д. к специально созданным хранилищам коллекций относятся: музеи, выставки.

В Малой советской энциклопедии от 1931 г. термин «экскурсия» характеризуется как «коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью». В 1960 г. Малая советская энциклопедия дала более обобщенное толкование термину «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

Большая советская энциклопедия (1993 г.) дает более полное толкование термину «экскурсия»: «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения». В 1978 г. в Большой советской энциклопедии сказано, что «экскурсия – это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода».

Под экскурсией понимают спланированный показ чего-либо (произведения искусства, памятники, сооружения и пр.) в образовательных и ознакомительных целях.

По мнению Б.В. Емельянова, «экскурсия состоит из ряда признаков, без которых она теряет свою значимость»,  таких как:

  • Временные рамки: протяженность экскурсии по времени (от академического часа до одного дня);
  • Наличие экскурсионной группы (15-30 человек);
  • Наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода;
  • Осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
  • Знакомство с объектами в движении и на остановках, с выходом из автобуса;
  • Четкая определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.

Вопросы классификации экскурсий во все времена интересовали работников в этой области. Первым классифицировать экскурсии решился ученый-экскурсионист В.А. Герд, это был конец 1920 года. Он разделил впервые экскурсии на группы и подгруппы, выделив три характерные черты. Выделение основных черт определяло характер ведения экскурсии, что тем самым помогало руководителю ориентироваться в вопросах разработки. Деление экскурсии на группы и подгруппы играло основное значение в практической деятельности (Рисунок 1.2.1.). Классификация помогала экскурсоводам улучшить условия работы, облегчить специализацию с учетом знаний и предпочтений экскурсовода. Применение закономерностей проведения экскурсии определенной группы приводит к эффективности экскурсии

Рисунок 1.2.2. Классификация экскурсий.

 

Экскурсионные услуги могут выступать как самостоятельная деятельность (к примеру, в школах, домах отдыха и пр.), так и в качестве части комплекса туристских услуг (экскурсионные услуги, предоставляемые туристскими фирмами).

В середине 70-х гг. ХХ века, Центральным советом по туризму и экскурсиям была принята классификация, которая служит неизменной основой современной классификации.  В соответствии с этой классификацией все экскурсии делятся на ряд признаков:

  • По содержанию (Рисунок 1.2.2.);
  • По составу участников;
  • По месту проведения;
  • По способу передвижения
  • По форме проведения.
Рисунок 1.2.2. Классификация экскурсий по содержанию представлена в виде схемы.

 

Автор книги «Экскурсоведение» Б.В. Емельянов дает другую классификацию экскурсий по содержанию. Тематические экскурсии делятся на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. В свою очередь исторические экскурсии подразделяются на подгруппы:

  1. Историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Махачкалы);
  2. Археологические (например, стоянка древних людей в с. Чох, Гунибского района);
  3. Этнографические (обычаи и традиции народов Дагестана);
  4. Военно-исторические (места боевой славы, например, мемориальный комплекс Ватан, с. Согратль);
  5. Историко-биографические (места жизни и деятельности знаменитых личностей, например, Верхний Гуниб, беседка Имама Шамиля);
  6. Экскурсии в исторические музее.

Производственные экскурсии состоят из ряда подгрупп:

  1. Производственно-исторические;
  2. Производственно-экономические;
  3. Производственно-технические;
  4. Профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие подразделяются на подгруппы:

  1. Историко-театральные;
  2. Историко-музыкальные;
  3. Народные художественные промыслы;
  4. Места жизни и творчества деятелей культуры;
  5. Картинные галереи и выставочные залы, музеи, мастерские художников и скульпторов;

Литературные имеют ряд характерных подгрупп:

  1. Литературно-биографические (места памяти творчества писателей, поэтов, например, Р. Гамзатов в с. Цада);
  2. Историко-литературные, связанные с развитием русской национальной литературы;
  3. Литературно-художественные.

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

  1. экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
  2. экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
  3. экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
  4. экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
  5. экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
  6. экскурсии по новостройкам.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

  • экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
  • экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
  • экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
  • экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
  • эскурсия-спектакль — это форма проведения литературно художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

  1. экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
  2. экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
  3. экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
  4. учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
  5. пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
  6. показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
  7. рекламная экскурсия.

Согласно «Правилам проведения туристских спортивных походов» спортивные походы проводятся по семи видам туризма, а также по 6 категориям сложности:

  1. Пешеходный Некатегорийные маршруты (н/к)
  2. Лыжный 1 категория сложности (к.с.) самая простая
  3. Горный 2 к.с.
  4. Водный 3 к.с.
  5. Велосипедный 4 к.с.
  6. Автомобильный и мотоциклетный 5 к.с.
  7. Спелеологический 6 к.с. — самая сложная

Подробнее рассмотрим некоторые из вышеперечисленных маршрутов в следующей главе.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3