Скоро защита?
Меню Услуги

Разработка бизнес-плана для создания туристической компании. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2 3


3.1 План маркетинга

Для формирования маркетингового плана компании в качестве методологии используем «модель 4Р, предусматривающую формирование мероприятий по следующим направлениям — товар, цена, продвижение, место (см. табл. 12).

Продуктовая стратегия фирмы ориентирована на предоставление уникальной услуги по организации индивидуального культурного туризма в азиатские страны. Поскольку спрос на данный вид услуг находится в латентной фазе, то исключительно важным является формирование узнаваемого бренда и положительного имиджа.

Ценовая стратегия фирмы заключается в охвате потребительского сегмента с доходностью выше среднего и VIP-сегмента, обеспечении круглогодичной привлекательности поездок и сглаживании сезонности посредством эффективных скидок и бонусов.

Таблица 12

Модель 4P

Маркетинговая

стратегия

Клиенты Маркетинговые цели
Продуктовая стратегия Предоставление покупателям уникальной услуги. Создать предложение выгодное для покупателей.

Начать формировать бренд и положительный имидж.

Ценовая стратегия Ориентация на сегмент с доходностью выше среднего и VIP-сегмент. Круглогодичная продажа  туров.
Рекламная стратегия (с упором на отдых в дружелюбных странах богатым культурно-историческим наследием и хорошим климатом). §     Наружная реклама (билборды, щиты, лайт-боксы, сити-форматы, перетяги, «тривижн» и др. конструкции),

§     Оn-line реклама (флеш- анимированные баннера на новостных региональных сайтах , ссылки на новостных порталах, статьи в рубриках и на форумах об отдыхе, ведение групп в социальных сетях и др.,

§     Создание сайта и продвижение его в сети Internet,

§     Статьи и макеты в СМИ (заявленного ценового сегмента),

§     Участие в выставках,

§     Теле и радио-реклама.

Привлечение большего числа покупателей через различные каналы коммуникаций.
Каналы продаж §     Создание отдела для прямых продаж,

§     Участие в выставках по выездному туризму со стендом, презентациями, участиями в круглых столах,

§     Продажа через сеть туристических агентств;

§     Интернет-продажи.

Продажа основной части туров через собственный отдел продаж с целью установления долгосрочных отношений .

 

Поскольку потребителями услуг компании являются высокообразованные люди, предпочитающие активный отдых, предполагается, что на этапе создания и выхода компании  на рынок ключевыми каналами продвижения станут — on-line реклама, маркетинг в социальных сетях, наружная реклама, печатная рекламная продукция и продвижение сайта. Бюджет маркетинга на месяц  представлен в таблице 13.

Таблица 13

Бюджет маркетинга

Вид затрат Сумма, тыс. руб./мес.
1. Маркетинг в социальных сетях 100
SMM 100
2. Оnline реклама, продвижение сайта 37*
Контекстная реклама и медийные баннеры в системе Yandex direct 30
Разработка сайта 30*
Продвижение сайта в сети Internet 7
3. Печатная рекламная продукция 10
Брошюры, плакаты, рекламные проспекты 10
4. Наружная реклама 10
ИТОГО 157**

*  — затраты учтены в инвестиционном плане (см. табл. 17);

** — без учета затрат на разработку сайта.

С целью формирования узнаваемого бренда эффективной является наружная реклама, рекламные статьи в СМИ, участие в профильных выставках, на более поздних этапах, с повышением прибыльности бизнеса — теле-, радиореклама. Все это позволит максимально охватить целевую аудиторию и позволит привлечь большее число покупателей.

Несмотря на активное развитие направления интернет-покупок туров через сеть Интернет, для создаваемой фирмы определяющим каналом продаж будет являться собственный отдел продаж. Это обусловлено спецификой создаваемой фирмы — индивидуальным подходом к каждому клиенту. Реализация через собственный отдел продаж, кроме индивидуального подхода, позволит обеспечить установлению доверительных отношений с покупателями, что в дальнейшем будет способствовать развитию предлагаемых маршрутов и экскурсионной программы с целью установления долгосрочных отношений с клиентами.

Целевыми потребителями услуг компании «Asia Closer» являются активные путешественники-интеллектуалы различного возраста, стремящиеся к глубокому познанию культуры, истории и традиций стран Азии (см. приложение 5).

В соответствии с типом потребителей и в зависимости от ценового сегмента «Asia Closer» планирует вывести на рынок продукту по следующим ценовым тарифам[1]:

  • «студенческий»;
  • «стандарт»;
  • «комфорт»;
  • «бизнес».

Комплекс оказываемых компанией услуг представляет собой совокупность опций, входящий в пакет плюс дополнительные опции. К основным опциям относятся: услуги гида, транспортное обслуживание, организация питания согласно выбранного тарифа, круглосуточный WiFi, сим-карта с LTE + бесплатное количество минут в неделю согласно выбранного тарифа, сервис 24/7,  услуги call-центра, информационная поддержка посредством интернет-форума, блога, трансферт в/из аэропорта, билеты при посещении культурно-исторических мест и экскурсионное обслуживание, гарантийное обслуживание. Дополнительные услуги — подбор авиабилетов и варианта проживания.

Для определения плана продаж построим прогноз емкости рынка целенаправленного культурного туризма исходя из следующих фактов и предположений:

  • уровень в 2017 г. выехавших в страны Азии (за исключением стран СНГ) с целью туризма — 10931 тыс. поездок;
  • размер целевого сегмента (целенаправленный культурный туризм) — 2% от туристов, выезжающих в Азиатские страны;
  • прогноза динамики выездного туризма на основании обнаруженной зависимости между приростом поездок выездного туризма от прироста реальных денежных доходов населения и прироста курса рубля по отношению к доллару;
  • сезонности выездного туризма согласно рисунку 6:
    • на 1 квартал в среднем приходится около 17,1% поездок,
    • на 2-ой — 26,1%,
    • на 3-ий — 35,1%,
    • на 4-ый — 21,7% .

На основании данных «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в составе проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минэкономразвития и вышеперечисленных предпосылок получим прогноз емкости рынка выездного целенаправленного культурного туризма в страны Азии (см. табл. 14).

Таблица 14

Прогноз емкости рынка выездного целенаправленного культурного туризма в страны Азии [30]

Сценарий Показатель 2017 2018 2019 2020
базовый Прирост выездного туризма, % пред г. 11,88 10,26 10,65
Выездной туризм в Азию, тыс. поездок 10931 12230 13484 14921
Целенаправленный культурный туризм в Азию , тыс. поездок 219 245 270 298
целевой Прирост выездного туризма, % пред г. 12,19 10,97 11,57
Выездной туризм в Азию, тыс. поездок 10931 12263 13609 15183
Целенаправленный культурный туризм в Азию , тыс. поездок 245 272 304
консервативный Прирост выездного туризма, % пред г. 9,091 8,975 9,363
Выездной туризм в Азию, тыс. поездок 10931 11925 12995 14212
Целенаправленный культурный туризм в Азию, тыс. поездок 238 260 284

 

С учетом сезонности спрос на целенаправленный культурный туризм в Азию будет выглядеть следующим образом (см. табл. 15).

Таблица 15

Целенаправленный культурный туризм в Азию, тыс. поездок

Сценарий 1кв.2018 2кв.2018 3кв.2018 4кв.2018 1кв.2019 2кв.2019
базовый 42 64 86 53 46 70
целевой 42 64 86 53 46 71
консервативный 41 62 84 52 44 68
Сценарий 3кв.2019 4кв.2019 1кв.2020 2кв.2020 3кв.2020 4кв.2020
базовый 95 59 51 78 105 65
целевой 96 59 52 79 107 66
консервативный 91 56 49 74 100 62

 

Поскольку компания только выходит на рынок, переводя латентный спрос в активную потребительскую фазу, и не располагает существенным капиталом собственников, то для повышения реалистичности бизнес-плана прогноз продаж построим исходя из следующих предпосылок:

  • в 3, 4 квартале 2018 г. при обслуживании 20 предложений в день продажи будут составлять 1800 поездок в квартал;
  • в 2019, 2020 гг. после формирования стабильной контрактной базы на поставку широкого спектра услуг предполагается обслуживание 47 заказов в день, что обеспечит реализацию 4230 поездок в квартал;
  • в 2021 г. и далее планируется увеличение обслуживания и, соответственно, продаж на 10% ежегодно.

Очевидно, что предложение фирмы существенно ниже латентного спроса, что гарантирует ей стабильный поток заказов и существенные перспективы развития. Появление конкурентов в данной рыночной нише существенным образом не повлияет на ее рыночное положение.

В соответствии с потребительским портретом и предпосылками по динамике продаж план продаж будет выглядеть следующим образом (см. табл. 16 ).

Таблица 16

План продаж, поездок

Тариф 3 кв. 2018 4 кв. 2018 1 кв. 2019 2 кв. 2019 3 кв. 2019 4 кв. 2019 1 кв. 2020 2 кв. 2020
Студент 540 540 1 170 1 170 1 170 1 170 1 287 1 287
Стандарт 630 630 1 350 1 350 1 350 1 350 1 485 1 485
Комфорт 360 360 1 080 1 080 1 080 1 080 1 188 1 188
Бизнес 270 270 630 630 630 630 693 693
Тариф 3 кв. 2020 4 кв. 2020 1 кв. 2021 2 кв. 2021 3 кв. 2021 4 кв. 2021 1 кв. 2022 2 кв. 2022
Студент 1 287 1 287 1 416 1 416 1 416 1 416 1 558 1 558
Стандарт 1 485 1 485 1 634 1 634 1 634 1 634 1 797 1 797
Комфорт 1 188 1 188 1 307 1 307 1 307 1 307 1 438 1 438
Бизнес 693 693 762 762 762 762 838 838
Студент 1 558 1 558 1 714 1 714 1 714 1 714
Стандарт 1 797 1 797 1 977 1 977 1 977 1 977
Комфорт 1 438 1 438 1 582 1 582 1 582 1 582
Бизнес 838 838 922 922 922 922

 

Вывод:

Маркетинговая стратегия фирмы базируется на следующих положениях:

  • предоставление уникальной услуги по организации индивидуального культурного туризма в азиатские страны. Поскольку спрос на данный вид услуг находится в латентной фазе, то исключительно важным является формирование узнаваемого бренда и положительного имиджа;
  • комплекс оказываемых компанией услуг представляет собой совокупность опций, входящий в пакет плюс дополнительные опции. К основным опциям относятся: услуги гида, транспортное обслуживание, организация питания, круглосуточный WiFi, сим-карта с LTE + бесплатное количество минут, сервис 24/7, услуги call-центра, информационная поддержка, трансферт, билеты при посещении культурно-исторических мест и экскурсионное обслуживание, гарантийное обслуживание. Дополнительные услуги — подбор авиабилетов и варианта проживания;
  • ценовая стратегия фирмы заключается в охвате потребительского сегмента с доходностью выше среднего и VIP-сегмента, обеспечении круглогодичной привлекательности поездок и сглаживании сезонности посредством эффективных скидок и бонусов;
  • в соответствии с типом потребителей и в зависимости от ценового сегмента «AsiaCloser» планирует вывести на рынок продукт по следующим ценовым тарифам: «студенческий»; «стандарт»; «комфорт»; «бизнес»;
  • ключевыми каналами продвижения на этапе создания и выхода компании на рынок станут on-line реклама, маркетинг в социальных сетях, наружная реклама, печатная рекламная продукция и продвижение сайта;
  • с целью формирования узнаваемого бренда эффективной является наружная реклама, рекламные статьи в СМИ, участие в профильных выставках, на более поздних этапах, с повышением прибыльности бизнеса — теле-, радиореклама, что позволит максимально охватить целевую аудиторию и позволит привлечь большее число покупателей;
  • определяющим каналом продаж фирмы будет являться собственный отдел продаж, что обусловлено индивидуальным подходом к каждому клиенту, позволит обеспечить установление доверительных отношений с покупателями, что в дальнейшем будет способствовать развитию предлагаемых маршрутов и экскурсионной программы с целью установления долгосрочных отношений с клиентами.

3.2 Инвестиционный план

Открытие новой фирмы в секторе выездного туризма потребует разовых инвестиционных затрат. Затраты на государственную регистрацию юридического лица (подготовка документов и госпошлина) ООО «Asia Closer» составят 15 тыс. руб. Расходы, связанные с получением статуса туроператора, по оценкам экспертов будут 600 тыс. руб. [42].

Первоначальные вложения в командировочные расходы с целью установления деловых отношений в 6 наиболее привлекательных для культурного туризма странах Азии на первоначальном этапе оцениваются в 720 тыс. руб., услуги переводчиков — в 150 тыс. руб.

Для размещения офиса компании планируется проведение косметического ремонта в арендуемом витринного типа помещении размером 25 кв.м., расположенном на первой линии зданий на одной из оживленных улиц г. Москвы. Ремонт планируется осуществить собственными силами. Затраты на материалы по предварительным оценкам составят 50 тыс. руб.

На приобретение мебели и оргтехники для организации 5 рабочих мест планируется затратить не более 150 тыс. руб. Предполагается к закупке рабочие столы с приемными местами, кресла для сотрудников, стеллаж для каталогов, шкаф для одежды, доска для информации, журнальный столик и диван для посетителей, зеркало, сейф, жалюзи. Оборудование — компьютеры, телефон/факс, МФУ, телевизор для демонстрации фильмов о культурном туризме.

К затратам инвестиционного характера относится также разработка сайта, на которую планируется затратить 30 тыс. руб.

Затраты инвестиционного характера составят 1 715 тыс. руб. (см. табл. 17).

Таблица 17

Инвестиционные затраты

Статья затрат Сумма, тыс. руб.
Государственная регистрация юр лица 15
Расходы на получение статуса туроператора 600
Командировочные расходы на организацию турбизнеса 720
Услуги переводчиков 150
Косметический ремонт помещения 50
Приобретение мебели, орг.техники 150
Разработка сайта 30
ИТОГО 1 715

 

Источниками покрытия инвестиционных затрат являются средства собственников, вносимые в качества взноса в уставный капитал в размере 10 тыс. руб., в качестве целевого взноса — в размере 2700 тыс. руб.

Вместе с тем, несмотря на применение категории инвестиционных затрат — это просто единовременные вложения, произведенные с целью начала предоставления услуг и не имеющие капитального характера. Поскольку стоимость активов не превышает 40 тыс. руб, то такие затраты сразу списываются на стоимость оказания услуг и при планировании финансовых результатов данные расходы относятся к категории производственных затрат.

Вывод: открытие новой фирмы в секторе выездного туризма потребует разовых инвестиционных затрат, не носящих характера капитальных вложений в размере 1715 тыс.руб. и 955 тыс.руб. в качестве оборотного капитала в 3 квартале 2018 г. Источником покрытия затрат на первоначальном этапе является взнос в уставной капитал и целевое финансирование собственников. Во 4 квартале 2018 г. на увеличение потребности в оборотном капитале потребуется привлечение кредитных ресурсов в размере 820 тыс.руб., задолженность по кредиту планируется погасить уже в 1 квартале 2019 г. (см. п.3.5).

3.3 Организационный план

Кадровое обеспечение деятельности турфирмы складывается из привлечения  административного персонала, работающего на постоянной основе (см. табл. 18), а так же привлечения местноговорящих менеджеров и  гидов в странах пребывания туристов, с глубокими знаниями национальных традиций, истории, культуры и специфики бизнес-отношений.

Если работа административного персонала фирмы относительно не так зависит от потока туристов, то количество работающих гидов напрямую связано с количеством туристов, поскольку особенностью создаваемой компании является максимальная ориентация на клиента с предоставлением индивидуальных услуг гидов в странах пребывания.

Система управления компанией представлена на рисунке 28.

Директор осуществляет общее руководство фирмой, заключает договора с работниками фирмы, клиентами и поставщиками услуг, формирует стратегию развития фирмы, кадровую, маркетинговую политику, ценообразование, осуществляет контроль за деятельностью сотрудников, осуществляет представление интересов фирмы в государственных надзорных органах, органах исполнительной власти, несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность фирмы. Квалификационные требования — наличие опыта работы в турбизнесе на руководящих должностях не менее 2-х лет, высшее образование (желательно юридического), наличие стратегического мышления, активная жизненная позиция, ценностные ориентиры, совпадающие с ключевым направлением фирмы — культурным туризмом.

Рисунок 28. Организационная структура управления компанией

Бухгалтер с совмещением функций кассира осуществляет ведение бухгалтерского учета, кассовое обслуживание, производит расчет и выплату заработной платы сотрудникам, расчет стоимости оказываемых услуг, ведет работу по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, состоянием расчетов. Квалификационные требования — высшее экономическое образование, опыт работы главным бухгалтером не менее 2-х лет.

Основным функционалом менеджеров по туризму, работающих в офисе в Москве, является ведение переговоров с клиентами и партнерами, оформление туров, бронирование туров и оформление документов, контроль за выполнением заказов, изменением цен, требованиями к предоставляемым документам, условиями сотрудничества, спецпредложениями поставщиков услуг. Работа менеджеров в странах пребывания заключается в управлении работой гидов, организационном сопровождении туристов в стране пребывания, в ведении переговоров с поставщиками услуг, формировании предложений по повышению прибыльности работы фирмы в стране пребывания Квалификационные требования — высшее образование, опыт работы в туризме, презентабельный внешний вид, грамотная речь, коммуникабельность, инициативность, желательно наличие образования или интересов в сфере культуры и искусства. Для менеджеров, работающих в странах пребывания — обязательное владение местным языком, знание особенностей местного законодательства, культуры, истории, традиций, наличие деловых связей в сфере туризма страны пребывания.

Секретарь обеспечивает работу директора фирмы, выполняет его поручения, осуществляет регистрацию входящей и исходящей корреспонденции, осуществляет прием входящих звонков, принимает посетителей и гостей офиса. Еще одним необходимым специалистом, обеспечивающим деятельность компании, является уборщик помещений.

Расходы на оплату труда в 2018-2019 гг. будут выглядеть следующим образом (см. табл. 18).

Таблица 18

Расходы на оплату труда административного и обслуживающего персонала, тыс. руб./мес.

Статья затрат Количество, чел.

(2 полуг. 2018/2019 г)

Оклад, тыс.руб./

мес.

Отчисления на соц.страх 30%, тыс. руб./мес. Затраты на оплату труда с отчислениями на соцстрах, тыс. руб./мес.
Директор 1 80 24 104
Бухгалтер/кассир 1 50 15 65
Менеджер по продажам г. Москва 1/3 40 12 52/156
Менеджер в странах присутствия 12/18 35 10,5 546/819
Секретарь 1 20 6 26
Уборщик 1 12 3,6 15,6
ИТОГО 808,6/1185,6

 

Количество требуемых гидов зависит от объема реализации туристических пакетов. Поскольку компания предоставляет индивидуальные услуги для каждого туриста, приобретшего пакет, то услуги гида напрямую относятся на стоимость пакета и рассчитываются в расчете на 1 день, исходя из средней стоимости услуг гида в Азиатских странах 15$ в день с учетом квалификации в зависимости от пакета:

  • «студент» — 945 руб./день (15$ в день/ чел.);
  • «стандарт» — 945 руб./день (15$ в день/ чел.);
  • «комфорт» — 1500 руб./день (23,8 $ в день/ чел.);
  • «бизнес» — 1500 руб./день (23,8 $ в день/ чел.).

В отношении гидов при обслуживании более 2-х человек к ежедневной заработной плате за каждого нового туриста в такой группе выплачивается 20%-ая надбавка от ежедневной заработной платы.

На этапе создания компании планируется внедрение беспроцентной системы оплаты труда. В дальнейшем после формирования устойчивого спроса на услуги компании и пула постоянных клиентов планируется переход на мотивационную систему оплаты труда, предполагающую выплату оклада и 10% от стоимости реализованных менеджером туров.

Вывод: организационная структура, принимаемая в компании является традиционной для турфирм. Кадровое обеспечение деятельности турфирмы складывается из привлечения  административного персонала, работающего на постоянной основе, а так же привлечения местноговорящих менеджеров и  гидов в странах пребывания туристов, с глубокими знаниями национальных традиций, истории, культуры и специфики бизнес-отношений. На первоначальном этапе планируется привлечение 17 работников на постоянной основе (с учетом менеджеров, работающих в зарубежных странах) и количества гидов, привлекаемых в зависимости от прямой потребности в обслуживании.

3.4 Операционный план

Для формирования финансовых результатов деятельности компании необходимо оценить затраты на предоставление услуг и определить стоимость их предоставления потребителям.

Расчеты произведем в ценах текущего периода без учета возможного изменения курсовых разниц и инфляции. Это вызвано тем, что инфляционная составляющая в расчетах зачастую сглаживает реальную картину и не позволяет оценить эффективность вложений в базовых условиях. Негативное влияние падения стоимости рубля, инфляции и снижения покупательной способности населения может повлечь за собой изменение трех ключевых параметров проекта: 1) снижение объема продаж; 2) увеличение уровня общих издержек; 3) увеличение стоимости услуг, предоставляемых партнерами. Изменение эффективности проекта в зависимости от динамики этих параметров мы рассмотрим отдельно при анализе чувствительности проекта в пункте 3.7.

Уровень прямых расходов на оказание услуг определялся по туру-аналогу, предлагаемому агентством «Азия-трэвел» с учетом корректировки стоимости на услуги, отличные  от предоставляемых конкурентом путем введения корректирующих коэффициентов для тарифов «Стандарт» и «Бизнес» (см. табл. 19).

Таблица 19

Прямые затраты на оказание услуг, руб./день/чел.

Статьи расходов Азия-трэвел Asia Closer
Стандарт Бизнес Стандарт Бизнес
Заработная плата гида 945 945 945 1500
Питание 1500 2500 1500 2500
Затраты на транспорт 150 500 150 1000
Экскурсионное и культурное обслуживание 1000 1500 1500
Трансфер 200 200 200 200
Связь 160 160 160 160
Итого прямые расходы 3955 4305 4455 6860

 

Так, расходы на питание, трансферт, связь, оплату услуг гида были приняты на уровне затрат компании Азия-трэвел. Несколько были увеличены затраты на оплату услуг гида по тарифу «Бизнес», т.к. в нашей компании предъявляются более высокие требования к гиду по совмещению активной бизнес и культурной программы путешественника.

Наибольшая разница — по статье экскурсионного обслуживания. Поскольку предполагается индивидуальный подход к клиенту, гибкая и более насыщенная программа как по тарифу «Стандарт», так и по тарифу «Бизнес» — расходы по данным статьям приняты выше, чем у конкурента на 50%.

Расходы на транспортное обслуживание для тарифа «Стандарт» были приняты одинаковыми с конкурентами, поскольку предполагается, что перевозки будут осуществляться либо в составе других групп, либо общественным транспортом, расходы на транспортное обслуживание в рамках тарифа «Бизнес» увеличены, т.к. широкая экскурсионная и бизнес-программа потребует индивидуального перемещения автомобильным транспортом.

Кроме прямых затрат на оказание услуг, необходимо оценить накладные расходы. Их уровень можно определить исходя из реально сложившегося уровня расходов, а так же расчетов, произведенных ранее по отдельным статьям затрат (оплата труда административного и обслуживающего персонала, затраты на рекламу и маркетинг) (см. табл. 20).

Таблица 20

Накладные расходы на оказание услуг, тыс. руб.

Статьи расходов В мес. 2 полугодие 2018 г. 2019 г.
Затраты на оплату труда административного и обслуживающего персонала с учетом ЕСН 808,6/1185,6 4851,6 14227,2
Командировочные расходы 900 1800 3600
Арендная плата 40 240 480
Коммунальные платежи 10 60 120
Расходы на Интернет 2 12 24
Расходы на связь 5 30 60
Затраты на маркетинг и продвижение 157 942 1884
Итого накладные расходы 1922,6/2299,6 7935,6 20395,2

С учетом того, что в 2018 г. запланировано около 20 поездок/день, а в 2019 г. — 47 поездок/день, то уровень накладных расходов составит : в 2018 г. 1922,6/30/20= 3,2 тыс. руб./день/чел., а в 2019 г. — 2299,6/30/47=1,63 тыс.руб./день/чел. Так, уровень накладных расходов в 2018 г. составит 57% от среднего уровня прямых затрат на поездку, а с учетом роста продаж в 2019 г. — 29%. Для обеспечения конкурентоспособности предлагаемых услуг в цену услуги включим накладные расходы на уровне 39% от уровня прямых затрат.

Определим стоимость оказания услуг и цену на предоставляемые услуги в соответствии с данными о затратах и планом продаж (см. табл. 16, 19, 20).

Таблица 21

Калькуляция на предоставление услуг, тыс. руб./чел./день

Статьи затрат Студент Стандарт Комфорт Бизнес
Заработная плата гида 0,95 0,95 1,5 1,5
Питание 1 1,5 1,5 2,5
Затраты на транспорт 0,15 0,15 1 1
Экскурсионное и культурное обслуживание 1,5 1,5 1,5 1,5
Трансфер 0,2 0,2 0,2 0,2
Связь 0,16 0,16 0,16 0,16
Итого прямые расходы 3,97 4,47 5,87 6,87
Накладные расходы (39 % от прямых затрат) 1,55 1,74 2,29 2,68
Себестоимость 5,52 6,21 8,16 9,55
Прибыль (10%) 0,55 0,62 0,82 0,95
Цена 6,07 6,83 8,97 10,50

 

На основании данных таблиц 16, 21 получим, что средневзвешенная величина переменных затрат составляет 5,05 тыс.руб./чел./день, средневзвешенная цена 7,71 тыс.руб./чел./день

Точку безубыточности рассчитаем по формуле

где ВЕР — точка безубыточности;

FCпостоянные затраты;

TRвыручка;

VCпеременные затраты на объем.

Определим точку безубыточности для условий 2019 г. (см. табл. 22).

Таблица 22

Точка безубыточности, тыс. руб./год

Параметры Ед.изм. Значение
Объем продаж ед. 16920
Выручка тыс.руб. 130526,5
Постоянные затраты на объем тыс.руб. 20395,2
Переменные затраты на объем тыс.руб. 85367,25
Маржинальный доход тыс.руб. 45159,3
Точка безубыточности тыс.руб. 58949,41

 

Вывод: На основании расчета затрат была определена себестоимость и цена оказания услуг по тарифам «студент», «стандарт», «комфорт», «бизнес», которая составила 6,07 тыс. руб. , 6,83 тыс. руб., 8,97 тыс. руб. и 10,5 тыс. руб. в день соответственно. Точка безубыточности для условий 2019 г. составит 58949,41 тыс. руб.

3.5 Финансовый план

С учетом плана продаж и цены реализации услуг  (см. табл. 16, 21) рассчитаем выручку от реализации (см. табл. 23).

Таблица 23

Выручка от реализации услуг, тыс. руб.

Тариф 3 кв. 2018 4 кв. 2018 1 кв. 2019 2 кв. 2019 3 кв. 2019 4 кв. 2019 1 кв. 2020 2 кв. 2020
Студент 3 277 3 277 7 100 7 100 7 100 7 100 7 810 7 810
Стандарт 4 305 4 305 9 224 9 224 9 224 9 224 10 147 10 147
Комфорт 3 230 3 230 9 691 9 691 9 691 9 691 10 660 10 660
Бизнес 2 836 2 836 6 616 6 616 6 616 6 616 7 278 7 278
Итого 13 647 13 647 32 632 32 632 32 632 32 632 35 895 35 895
Тариф 3 кв. 2020 4 кв. 2020 1 кв. 2021 2 кв. 2021 3 кв. 2021 4 кв. 2021 1 кв. 2022 2 кв. 2022
Студент 7 810 7 810 8 593 8 593 8 593 8 593 9 454 7 810
Стандарт 10 147 10 147 11 165 11 165 11 165 11 165 12 278 10 147
Комфорт 10 660 10 660 11 728 11 728 11 728 11 728 12 904 10 660
Бизнес 7 278 7 278 8 003 8 003 8 003 8 003 8 801 7 278
Итого 35 895 35 895 39 488 39 488 39 488 39 488 43 437 35 895
Тариф 3 кв. 2022 4 кв. 2022 1 кв. 2023 2 кв. 2023 3 кв. 2023 4 кв. 2023
Студент 9 454 9 454 9 454 10 401 10 401 10 401
Стандарт 12 278 12 278 12 278 13 508 13 508 13 508
Комфорт 12 904 12 904 12 904 14 196 14 196 14 196
Бизнес 8 801 8 801 8 801 9 683 9 683 9 683
Итого 43 437 43 437 43 437 47 788 47 788 47 788

Для формирования финансового результата деятельности компании важным является вопрос налогообложения. Поскольку компания является субъектом экономической деятельности с упрощенной системой налогообложения (УСН), то она облагается следующими видами налогов:

1) платит 15% с разницы между доходами и расходами, поскольку режим выплат 6% от доходов менее выгоден для компании. Однако, согласно действующего законодательства в периоды, когда компания получает убыток, она облагается налогом в размере 1% от доходов. Кроме того, компания уменьшает налогообложение за счет отнесения на затраты части социальных выплат, но таким образом, чтобы снижение налоговых выплат в результате уменьшения налоговой базы было не более, чем на 50%, а также выплачиваемые налоговые выплаты не составляли менее 1% от полученных доходов [43, 44].;

2) является плательщиком НДС (ставка 18%), поскольку несмотря на освобождение от уплаты НДС организаций, работающих на УСН, тем не менее в случае работы с зарубежными контрагентами у организации возникает обязанность удержания НДС с зарубежных партнеров. К тому же, освобождение от уплаты от НДС не позволяет принимать к уплате счета с выставлением НДС, поскольку данные расходы неплательщикам НДС не возмещаются, на что организации-плательщики НДС идут очень неохотно. Поэтому в расчетах налогообложения принимаем, что компания является плательщиком НДС, поскольку такая обязанность у нее возникает при работе с зарубежными контрагентами.

Расчет финансовых параметров инвестиционного проекта организации фирмы по предоставлению услуг в сфере культурного туризма осуществим с помощью программного продукта «АльтИнвест». С учетом вышеизложенного расчеты по налогам выглядят следующим образом (см. табл. 24).

Таблица 24

Налоги и платежи в фонды, тыс. руб.

Наименование 3 кв. 2018 4 кв. 2018 1 кв. 2019 2 кв. 2019 3 кв. 2019 4 кв. 2019 1 кв. 2020 2 кв. 2020 3 кв. 2020
НДС полученный 2 082 2 082 4 978 4 978 4 978 4 978 5 475 5 475 5 475
НДС уплаченный 1708 1446 3181 3181 3181 3181 3407 3407 3407
Платежи НДС в бюджет (или возврат из бюджета) 374 635 1 797 1 797 1 797 1 797 2 068 2 068 2 068
Наименование 3 кв. 2018 4 кв. 2018 1 кв. 2019 2 кв. 2019 3 кв. 2019 4 кв. 2019 1 кв. 2020 2 кв. 2020 3 кв. 2020
Начисления на заработную плату 563 563 824 824 824 824 824 824 824
Единый налог на УСН (15% на доходы-расходы) 116 116 277 277 277 277 370 370 370
Суммарные налоговые выплаты 1 052 1 314 2 897 2 897 2 897 2 897 3 262 3 262 3 262
Наименование 4 кв. 2020 1 кв. 2021 2 кв. 2021 3 кв. 2021 4 кв. 2021 1 кв. 2022 2 кв. 2022 3 кв. 2022 4 кв. 2022
НДС полученный 5 475 6 024 6 024 6 024 6 024 6 626 6 626 6 626 6 626
НДС уплаченный 3407 3656 3656 3656 3656 3930 3930 3930 3930
Платежи НДС в бюджет (или возврат из бюджета) 2 068 2 367 2 367 2 367 2 367 2 696 2 696 2 696 2 696
Начисления на заработную плату 824 824 824 824 824 824 824 824 824
Единый налог на УСН (15% на доходы-расходы) 370 537 537 537 537 721 721 721 721
Суммарные налоговые выплаты 3 262 3 728 3 728 3 728 3 728 4 241 4 241 4 241 4 241
Наименование 1 кв. 2023 2 кв. 2023 3 кв. 2023 4 кв. 2023
НДС полученный 7 290 7 290 7 290 7 290
НДС уплаченный 4231 4231 4231 4231
Платежи НДС в бюджет (или возврат из бюджета) 3 058 3 058 3 058 3 058
Начисления на заработную плату 824 824 824 824
Наименование 1 кв. 2023 2 кв. 2023 3 кв. 2023 4 кв. 2023
Единый налог на УСН (15% на доходы-расходы) 924 924 924 924
Суммарные налоговые выплаты 4 806 4 806 4 806 4 806

 

Для покрытия кассовых разрывов и пополнения оборотного капитала фирмы потребуется привлечение кредитных средств по гибкому графику. На основании обзора кредитных ставок для малого и среднего бизнеса примем, что кредитная ставка составит 13% в год [45]. График привлечения и погашения кредита представлен в таблице 25.

Таблица 25

График погашения и привлечения кредита, тыс. руб.

Наименование 4 кв. 2018 1 кв. 2019
Поступление денег от кредита 820
Погашение основного долга 0 820
Выплаченные проценты 0 27
Задолженность на конец текущего периода 1 253 0
 = Итого: Поступления от кредитов 820 0
 = Итого: Погашение кредитов 0 820
 = Итого: Выплата процентов 0 27
 = Итого: Задолженность по кредитам 820 0

 

На основании расчета всех видов затрат и доходов можно сформировать отчет о прибылях и убытках (см. Приложение 6 табл. 1). Чистая прибыль у компании появляется уже в 2019 г. (см. рис. 29).

Рисунок 29. Чистая прибыль, тыс. руб.

С учетом планирования всех вышеперечисленных платежей в поквартальной разбивке получаем график движения денежных средств (см. приложение 6 табл. 2), графическое изображение которого представлено на рисунке 30.

Рисунок 30. Движение денежных средств, тыс. руб.

Таким образом, на основании произведенных расчетов видно, что прибыль от продаж, чистую прибыль компания начинает получать уже в 1 квартале 2019 г., денежный поток от операционной деятельности в 2019 г. также положительный.

Ключевая ставка (ставка рефинансирования) с 26.03.2018 г. составляет 7,25%. Поскольку собственники компании не выдвигают особых требований к стоимости собственного капитала, ставя первоочередной цель выхода и занятие ключевых позиций на новой для российского туризма нише культурно-познавательного туризма новой фирмы, то примем его стоимость на уровне ключевой ставки. Стоимость привлеченного капитала составляет 13%. Объем привлечения кредитных ресурсов в 4 кв. 2018 г. — 820 тыс. руб. (см. табл. 25), при этом объем собственного капитала составляет 2710 тыс. руб. Таким образом, максимально наблюдаемая доля заемного капитала — 23,2%, собственного капитала — 76,8%.

Тогда средневзвешенная стоимость капитала составит: WACC = 7,25*0,768+13*0,232=8,58%.

Произведем расчет эффективности для полных инвестиционных затрат. Для этого рассчитаем дисконтированный денежный поток по проекту согласно методологии DCF. Результаты расчетов представлены в таблице 3 Приложения 6 и на рисунке 31.

Рисунок 31. Дисконтированный денежный поток нарастающим итогом, тыс. руб.

Таким образом, проект будет иметь следующие показатели эффективности:

  • чистая приведенная стоимость (NPV) — 54 420 тыс. руб.;
  • дисконтированный срок окупаемости (PBP) — 1,25 года;
  • простой срок окупаемости — 1,21 года;
  • внутренняя норма рентабельности (IRR) — 257,4%.

Следует отметить, что в расчетах был принят относительно консервативный подход к формированию граничных условий реализации проекта. Это было обусловлено желанием рассмотреть наиболее жесткий вариант развития.

Поскольку сегмент культурно-познавательного туризма является достаточно новой нишей, на котором согласно прогнозам существует высокий латентный спрос, то следует ожидать, что темпы роста продаж будут гораздо выше, что позволит увеличить прибыльность за счет снижения доли накладных расходов в стоимости предоставляемых услуг и реальная эффективность вложений будет гораздо выше.

Консервативный подход был применен и в ценообразовании: ожидается, что возможен более высокий уровень доходности, поскольку компания претендует на практически монопольное положение в новом сегменте. Однако на первоначальном этапе, пока спрос еще только в латентной фазе и имидж новой фирмы не сформирован, на наш взгляд, такой подход к построению прогнозов финансовых результатов и оценке эффективности инвестиций наиболее оправдан.

Так же следует учесть, что в расчетах рассматривался среднесрочный период — 5,5 лет существования фирмы. Это было сделано преднамеренно, т.к. по статистике большинство новых фирм на рынке туризма не переживают 3-х летний срок.

Вывод: На основании финансового плана видно, что чистую прибыль компания начинает получать уже в 1 квартале 2019 г. Проект будет иметь следующие показатели эффективности:

  • чистая приведенная стоимость (NPV) — 54 420 тыс. руб.;
  • дисконтированный срок окупаемости (PBP) — 1,25 года;
  • простой срок окупаемости — 1,21 года;
  • внутренняя норма рентабельности (IRR) — 257,4%.

Даже при относительно консервативных предпосылках создание фирмы в сегменте выездного культурно-познавательного туризма в страны Азии является эффективным инвестиционным вложением и позволяет создать устойчивый и экономически выгодный бизнес для собственников, позволяющий удовлетворить индивидуальные потребности туристов.

3.6 Анализ рисков (чувствительности) проекта

Для оценки рисков рассмотрим различные сценарии и оценим как повлияет на эффективность проекта изменение следующих факторов:

  • объема продаж;
  • общего уровня издержек;
  • стоимости услуг, предоставляемых партнерами.

Чувствительность ЧДД проекта к изменению объема продаж представлена на рисунке 32. Снижение объема продаж более, чем на 25% снижает ЧДД до отрицательных значений.

Рисунок 32. Чистый дисконтированный доход по проекту при изменении объема продаж туристических услуг, тыс. руб.

Чувствительность ЧДД проекта к изменению общего уровня издержек представлена на рисунке 33.

Рисунок 33. Чистый дисконтированный доход по проекту при изменении общего уровня издержек, тыс. руб.

Повышение общего уровня издержек более, чем на 59% снижает ЧДД до отрицательных значений.

Чувствительность ЧДД проекта к изменению стоимости услуг, предоставляемых партнерами, представлена на рисунке 34. Повышение общего уровня издержек более, чем на 20% снижает ЧДД до отрицательных значений.

Рисунок 34. Чистый дисконтированный доход по проекту при изменении стоимости услуг, предоставляемых партнерами, тыс. руб.

Риски, вызванные оттоком покупателей и снижением доходности по проекту в связи с резким повышением курса иностранных валют считаем несущественными, поскольку уровень прогнозируемого спроса при прогнозируемом уровне курса рубля (см. табл. 15, 16) существенно превосходит тот объем услуг, которые предлагает фирма, что даже в условиях резкого повышения стоимости услуг и снижения покупательной способности населения, позволит не снизить объем продаж и доходность, поскольку емкость рынка существенно превосходит предложение услуг в данном сегменте рынка, обеспечивая практически монопольное положение фирме на рынке.

Анализ чувствительности проекта к изменению общего уровня издержек и стоимости услуг, предоставляемых партнерами показывает также высокий «запас прочности» проекта, на которые не окажет критического влияния  повышение курса иностранных валют (в рамках имеющегося в настоящее время прогноза динамики валютных курсов).

Вывод: Проект демонстрирует высокий уровень устойчивости к изменению важнейших факторов, способных повлиять на его эффективность, выдерживая ухудшение ситуации на 20 и более процентов в зависимости от влияющего фактора. Повышение курса иностранных валют (в рамках имеющегося в настоящее время прогноза динамики валютных курсов) не окажет критического влияния на параметры экономической эффективности проекта.

Заключение

Как мировой, так и российский туристический рынок относится к динамичным, неустойчивым и нелинейным, характеризуется высокой волатильностью. На российском рынке выездного туризма наблюдается устойчивая тенденция к росту числа фирм, оказывающих туристические услуги, несмотря на кризисные явления 2014-2017 гг.. Основной туристический поток отправляется из России в страны Азии, что обусловлено безвизовым режимом в большинстве стран, хорошими рекреационными ресурсами, наличием культурного наследия, приемлемой стоимостью в большинстве стран.

Среди факторов, определяющих динамику рынка выездного туризма, ключевая роль принадлежит политической и экономической стабильности,  выражающейся в стабильности курса покупательной способности национальной валюты и росте реальных денежных доходов населения. Технологическое развитие отрасли выездного туризма осуществляется в направлении объединения  различных поставщиков продуктов и услуг на базе единых платформенных сервисов (мега-агрегаторов).

Основной целью выездных туров в настоящее время у респондентов опроса, проведенного в рамках данного исследования, является отдых на пляже и экскурсии. В большинстве случаев они выбирают туристическую поездку с помощью туристических интернет-порталов или рекомендаций. При выборе места назначения для всех категорий важными являются уровень цен и исторические / культурные достопримечательности. При покупке выездных туров респонденты демонстрируют склонность к комфортному проживанию. В настоящее время россиян больше привлекают менее известные места. Они предпочитают путешествия, в которых культурный и исторический опыт более важен, чем стоимость. Спрос на рынке VIP- туризма  неэластичен по цене, поэтому, несмотря на небольшую долю рынка индивидуальные туры и эксклюзивные предложения привлекательны для российских потребителей с доходом выше среднего и средний, которых среди туристов подавляющее большинство.

На основании проведенного в работе стратегического анализа с учетом тенденций развития азиатских стран, туристической отрасли России и, в частности, сегмента выездного туризма:

  • выявлено положительное влияние технологических, политических, социо-культурных факторов. Отрицательным является лишь влияние экономических факторов;
  • сделан вывод о том, что отрасль подвержена среднему уровню влияния имеющейся и потенциальной конкуренции, поставщиков и клиентов. Однако существует высокая степень влияния услуг-заменителей, то есть предложение отдыха в других регионах страны и с отличным набором услуг, предложения со стороны прямых конкурентов;
  • установлено, что для входа на рынок новой компании необходимо предложение уникальной услуги, способной обеспечить лояльность потребителей с низкой вероятностью переключения на другие услуги и более высоким уровнем доходности. Кривая ценности новой фирмы должна иметь следующие параметры: относительно небольшой спектр направлений, высокую степень уникальности услуг при относительно высокой стоимости, сервис заказа услуг должен быть максимально доступным, предполагать различные формы и графики оплаты, удобные для клиентов. Со временем необходимо обеспечить хорошую репутацию фирмы у клиентов и создать имидж специализированной компании, предоставляющей услуги высокого качества в максимально удобной и простой для клиента форме;
  • на основании стратегической канвы для минимизации конкуренции и создания кривой ценности, отличной от основных игроков отрасли, создаваемая турфирма должна быть ориентирована на предоставление услуг индивидуальных гидов в странах Азии, специализирующихся на культурно-исторических ценностях.

Российский рынок ориентирован на предоставление массовых услуг в сфере культурно-познавательного туризма, т.е. планирует охватить 38% культурных туристов, в то время как 2% высокообразованных интеллектуалов остаются неохваченными. Именно в этом рыночном сегменте планируется создать туристическую фирму «Asia Closer» (общество с ограниченной ответственностью,  расположенное в г. Москва, с  упрощенной системой налогообложения), оказывающую услуги по организации индивидуального культурного туризма в азиатские страны.

Целями создаваемой компании являются:

  • ознакомление путешественников с уникальной культурой, историей и обычаями стран Азии;
  • сформировать устойчивый спрос на услуги культурно-познавательного туризма, переведя его из латентного в активное состояние;
  • сформировать успешный и узнаваемый бренд «AsiaCloser» — компании по предоставлению услуг культурно-познавательного туризма в Азиатских странах;
  • реализовать клиентоориентированный подход посредством предоставления индивидуальных туристических услуг в сфере культурного туризма;
  • занять лидирующее положение в рыночном сегменте, характеризуемым низким уровнем конкуренции и способным обеспечить более высокий уровень доходности.

Маркетинговая стратегия фирмы базируется на следующих положениях:

  • предоставление уникальной услуги по организации индивидуального культурного туризма в азиатские страны. Поскольку спрос на данный вид услуг находится в латентной фазе, то исключительно важным является формирование узнаваемого бренда и положительного имиджа;
  • комплекс оказываемых компанией услуг представляет собой совокупность опций, входящий в пакет плюс дополнительные опции. К основным опциям относятся: услуги гида, транспортное обслуживание, организация питания, круглосуточный WiFi, сим-карта с LTE + бесплатное количество минут, сервис 24/7, услуги call-центра, информационная поддержка, трансферт, билеты при посещении культурно-исторических мест и экскурсионное обслуживание, гарантийное обслуживание. Дополнительные услуги — подбор авиабилетов и варианта проживания;
  • ценовая стратегия фирмы заключается в охвате потребительского сегмента с доходностью выше среднего и VIP-сегмента, обеспечении круглогодичной привлекательности поездок и сглаживании сезонности посредством эффективных скидок и бонусов;
  • в соответствии с типом потребителей и в зависимости от ценового сегмента «AsiaCloser» планирует вывести на рынок продукт по следующим ценовым тарифам: «студенческий»; «стандарт»; «комфорт»; «бизнес»;
  • ключевыми каналами продвижения на этапе создания и выхода компании на рынок станут on-line реклама, маркетинг в социальных сетях, наружная реклама, печатная рекламная продукция и продвижение сайта;
  • с целью формирования узнаваемого бренда эффективной является наружная реклама, рекламные статьи в СМИ, участие в профильных выставках, на более поздних этапах, с повышением прибыльности бизнеса — теле-, радиореклама, что позволит максимально охватить целевую аудиторию и позволит привлечь большее число покупателей;
  • определяющим каналом продаж фирмы будет являться собственный отдел продаж, что обусловлено индивидуальным подходом к каждому клиенту, позволит обеспечить установление доверительных отношений с покупателями, что в дальнейшем будет способствовать развитию предлагаемых маршрутов и экскурсионной программы с целью установления долгосрочных отношений с клиентами.

Организационная структура, принимаемая в компании является традиционной для турфирм. Кадровое обеспечение деятельности турфирмы складывается из привлечения  административного персонала, работающего на постоянной основе, а так же привлечения местноговорящих менеджеров и  гидов в странах пребывания туристов, с глубокими знаниями национальных традиций, истории, культуры и специфики бизнес-отношений. На первоначальном этапе планируется привлечение 17 работников на постоянной основе (с учетом менеджеров, работающих в зарубежных странах) и количества гидов, привлекаемых в зависимости от прямой потребности в обслуживании.

Открытие новой фирмы в секторе выездного туризма потребует разовых инвестиционных затрат, не носящих характера капитальных вложений, в размере 1715 тыс. руб. и 955 тыс. руб. в качестве оборотного капитала в 3 квартале 2018 г. Источником покрытия затрат на первоначальном этапе является взнос в уставной капитал и целевое финансирование собственников. Во 4 квартале 2018 г. на увеличение потребности в оборотном капитале потребуется привлечение кредитных ресурсов в размере 820 тыс. руб. со сроком погашения в 1 квартале 2019 г.

Чистую прибыль компания начинает получать уже в 1 квартале 2019 г. Точка безубыточности для условий 2019 г. составит 58949,41 тыс.руб.

Проект будет иметь следующие показатели эффективности:

  • чистая приведенная стоимость (NPV) — 54 420 тыс. руб.;
  • дисконтированный срок окупаемости (PBP) — 1,25 года;
  • простой срок окупаемости — 1,21 года.

Даже при относительно консервативных предпосылках создание фирмы в сегменте выездного культурно-познавательного туризма в страны Азии является эффективным инвестиционным вложением и позволяет создать устойчивый и экономически выгодный бизнес для собственников, позволяющий удовлетворить индивидуальные потребности туристов.

Проект демонстрирует высокий уровень устойчивости к изменению важнейших факторов, способных повлиять на его эффективность, выдерживая ухудшение ситуации на 20 и более процентов в зависимости от влияющего фактора. Повышение курса иностранных валют (в рамках имеющегося в настоящее время прогноза динамики валютных курсов) не окажет критического влияния на параметры экономической эффективности проекта.

Список использованных источников

Монографии, учебники

  1. 1. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса, 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 486 с.
  2. 2. Бадалова А.Г., Пантелеев А.В, Управление рисками деятельности предприятия. – М.: Вузовская книга, 2015. – 234 с.
  3. 3. Белал А.А., Голубева Л.Ф. «Основные категории бизнес-плана» // Социально-экономические явления и процессы. — №3. – Том 10. – 2015. – С.7-12
  4. 4. Грант Р. Современный стратегический анализ, 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 544 с.
  5. 5. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
  6. 6. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы, 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 132 с.
  7. 7. Куницына Н.Н., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Бизнес-планирование в коммерческом банке. – М.: Магистр, 2009. – 383 с.
  8. 8. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании, 2-е изд. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012. – 352 с.
  9. 9. Ляско, А. К. Стратегический менеджмент : современный учебник/ А. К. Ляско. -М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013,- 488 с.
  10. 10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 320 с.
  11. 11. Монахов М.В., Третьякова О.Г. «Бизнес-планирование как основа инвестиционного проектирования» // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. — №4(10). – 2014. – С.10-14
  12. 12. Музыкант, В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. – М.: Эксмо, 2008. – 832 с.
  13. 13. Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – М.: Ось-89, 2012. – 112 с.
  14. 14. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014. – 320 с.
  15. 15. Попов В., Ляпунов С., Млодик С., Зверев А. Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями. – М.: КноРус, 2008. – 336 с.
  16. 16. Портер М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 456 с.
  17. 17. Рябых Д.А., Гладкий А.А. Бизнес-план на практике: опыт успеха в России, 28 реализованных бизнес-планов. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
  18. 18. Савчук В.П. Стратегия + Финансы: базовые знания для руководителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 304 с.
  19. 19. Управление проектом. Основы проектного управления, 4-е изд. / под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2016. – 756 с.
  20. 20. Форд Б.Р., Борнстайн Д., Пруэтт П. Руководство Ernst & Young по составлению бизнес-планов. – М.: Альпина Паблишерз, 2015. – 264 с.
  21. 21. Хомкин К.А. Инновационный проект: подготовка для инвестирования. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 120 с.

Интернет источники

  1.  Будущее онлайн-продаж в туризме: подробности от эксперта рынка/ [Электронный ресурс]. – URL: https://online-express.ru/news/100 (дата обращения: 04.05.2018)
  2.  Внутренний туризм в России http://www.vestifinance.ru/infographics/7380 (дата обращения: 28.04.2018)
  3. Выезд граждан за границу РФ. Официальные итоги 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.atorus.ru/ratings/analitic_mrch/new/42273.html (дата обращения: 02.05.2018)
  4. Выездной туризм в России сократился почти вдвое за годы кризиса [Электронный ресурс]. – URL: atorus.ru/news/press-centre/new/38606.html (дата обращения: 03.05.2018)
  5. Госкомстат [Электронный ресурс]. – http://www.gks.ru/ (дата обращения: 28.04.2018)
  6. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс]. – URL: http://www2.unwto.org/sites/all/files/pdf/ce105_05_a_implementation_of_the_general_programme_of_work_for_2016-2017_ru.pdf (дата обращения: 02.05.2018)
  7. Кредиты для малого и среднего бизнеса в 2018 году [Электронный ресурс]. – URL: https://bank-biznes.ru/kredit-dlya-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 10.05.2018)
  8. Обманчивый рост: когда у россиян закончатся деньги [Электронный ресурс]. – https://www.gazeta.ru/business/2018/03/21/11691181.shtml (дата обращения: 30.05.2018)
  9. Отдельные показатели деятельности турфирм 2011-2016 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/otdelnye-pokazateli-deyatelnosti-kollektivnykh-sredstv-razmeshcheniya-i-turfirm-2011-2015-gg/ (дата обращения: 01.05.2018)
  10.  Платить ли налог, если расходы превышают доходы при УСН? – [Электронный ресурс]. – URL: https://spmag.ru/article/2016/7/platit-li-nalog-esli-rashody-prevyshayutdo-hody-pri-usn (дата обращения: 09.05.2018)
  11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/2017271001 (дата обращения: 05.05.2018)
  12. Российский выездной туризм 2014-2017:Тренды и рейтинги [Электронный ресурс]. – URL: http://internationalinvestment.biz/uploads/files/2018-02/1517939625_rossiiskogo-vyezdnogo-turizma-2014_2017.pdf (дата обращения: 28.04.2018)
  13. Россия в цифрах. 2017 [Электронный ресурс]. – http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения: 28.04.2018)
  14.  Сколько заплатят туроператоры в 2017 году [Электронный ресурс]. – URL: http://www.trn-news.ru/news/46876 (дата обращения: 08.05.2018)
  15. УСН 2018: всё о плюсах и минусах упрощёнки с примерами [Электронный ресурс]. – URL: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/usn (дата обращения: 09.05.2018)
  16. Требования к туроператорам в 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://ukab.ru/trebovaniya-k-turoperatoram-v-2017-godu (дата обращения: 01.05.2018)
  17. Туризм 16/2017: итоги и перспективы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.trn-news.ru/articles/49403 (дата обращения: 28.04.2018)
  18. Турцию в 2017 году посетило 4,6 млн российских туристов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.trn-news.ru/articles/49403 (дата обращения: 01.05.2018)
  19. Что год грядущий нам готовит: прогнозы участников рынка [Электронный ресурс]. – http://www.trn-news.ru/articles/48933 (дата обращения: 28.04.2018)
  20. Электронная путевка и «Египет близко»: тренды 2018-го [Электронный ресурс]. – URL: http://profi.travel/news/32638/details (дата обращения: 01.05.2018)

Источники на иностранном языке:

  1.  Cultural tourism / Hilary du Cros and Bob McKercher.—2nd Edition, 2015, рр.269
  2.  Deloitte: 2018 travel and hospitality industry outlook/ [Электронный ресурс]. – URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/consumer-business/us-cb-2018-travel-hospitality-industry-outlook.pdf (дата обращения: 30.04.2018)
  3.  Outbound travel from Russia. Outcomes of 2016. Outlook for 2017 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ipsos.com/ipsos-comcon/en-ru/outbound-travel-russia-outcomes-2016-outlook-2017 (дата обращения: 03.05.2018)
  4.  Russia — Travel & Tourism [Электронный ресурс]. – URL: https://www.export.gov/article?id=Russia-Travel-Tourism (дата обращения: 02.05.2018)

Страница 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф