ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РИСКОВ И ЭКСПЕРТИЗА БИЗНЕС — ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Анализ рисков и методы их снижения
В современных условиях деятельность любого предприятия сопряжена с риском. Это обусловлено неопределенностью экономической ситуации в стране.
Под риском в предпринимательской деятельности понимается вероятность потерь хозяйствующего субъекта. Данные потери заключаются в потере ресурсов, либо недополучения какого — либо дохода, возникновения дополнительных расходов в процессе осуществления деятельности как производственной, так и финансовом.
Риск представляет собой деятельность, которая связана с преодолением существующей на рынке неопределенности в ситуациях, в которых необходимо осуществить выбор.
Основой планирования рисков является знание причин их возникновения. В зависимости от причин риски могут быть классифицированы на внешние и внутренние.
В первую группу входят:
- Непредсказуемые внешние риски:
К ним относят:
- меры государственного воздействия в сфере налогообложения, ценообразования, землепользования, финансово-кредитной и т.д.;
- природные катастрофы (землетрясения, наводнения, ураганы и прочие климатические катастрофы);
- уголовные и экономические преступления (терроризм, саботаж, рэкет);
- внешние эффекты: экологические (аварии), социальные (забастовки), экономические (банкротство партнеров, клиентов, срыв поставок), политические.
- Предсказуемые внешние риски:
- рыночный риск (изменение цен и возможных курсов валюты, требования потребителей, конъюнктура, конкуренция, неверная информация, потеря позиций на рынке);
- операционный риск (нарушение правил эксплуатации и техники безопасности, отступление от целей проекта, невозможность поддержания рабочего состояния машин, оборудования и т.д.).
В состав внутренних рисков включают:
- Внутренние организационные риски:
- срывы работ из-за недостатка рабочей силы, материалов, изменения ранее согласованных требований и появления дополнительных требований со стороны заказчиков и партнеров, ошибок в планировании и проектировании и т.п.;
- перерасход средств вследствие срыва планов работ, неэффективной стратегии снабжения и сбыта, низкой квалификации персонала, ошибок в составлении смет и бюджетов, предъявления претензий со стороны партнеров, поставщиков и потребителей.
- Внутренние технические риски:
- изменение технологии выполнения работ, ошибки в проектной документации, поломки техники, низкое качество поставляемых материалов, сырья, комплектующих изделий и т.д.
- Прочие риски:
- правовые (возникающие в связи с приобретением лицензий, патентов, торговых марок);
- транспортные и таможенные инциденты;
- риски, связанные со здоровьем людей;
- повреждение имущества при демонтаже и передислокации и т.д.
Планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных операций.
Потери, связанные с риском, могут быть:
- Материальные
Представляют собой непредусмотренные планом дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии и прочего имущества. Оценка этих потерь производится как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
- Трудовые
Появляются в незапланированных затратах рабочего времени и могут выражаться в натуральных и стоимостных показателях.
- Финансовые
Могут иметь форму прямого денежного ущерба, нанесенного предприятию непредвиденными обстоятельствами, а также при обесценивании финансовых ресурсов.
- Временные
Связанные с темпами реализации стратегии, когда процесс производственно-хозяйственной деятельности осуществляется медленнее, чем было предусмотрено в плане. Выражается, во-первых, в омертвлении ресурсов; во-вторых — в запаздывании поступления финансовых результатов. Их оценка производится с помощью дисконтирования.
- Прочие
Основными рисками, с которыми может столкнуться магазин, являются следующие:
- Появление конкурентов.
- Поломка оборудования.
- Пожар.
- Сбои в поставке.
- Хищение.
- Покупка некачественного товара.
Рассмотрим данные риски более подробно.
Появление конкурентов – на сегодняшний день сфера услуг салонов красоты является привлекательной для многих предпринимателей. В этой связи активно открываются салоны красоты.
Поломка оборудования – в процессе эксплуатации оборудование может выйти из строя, что приведет к остановке процесса оказания услуг. Данный факт отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия.
Пожар – возникновение пожара может нанести серьезный урон деятельности предприятия.
Также достаточно серьезным риском является сбой в поставке товаров. Это обусловлено тем, что без косметических средств невозможно полное и качественное оказание услуг. Риски представлены в таблице 24.
Таблица 24
Риски фирменного магазина ООО «Микоян» и меры по их предупреждению
| Наименование риска | Мера предупреждения |
| Появление конкурентов | Расширение ассортимента продукции, улучшение вкусовых качеств и внешнего вида продукции, качественная реклама. |
| Поломка оборудования | Профилактические осмотры состояния оборудования, соблюдение правил эксплуатации |
| Пожар | Установка противопожарной сигнализации |
| Сбои в поставке товара | Смена поставщика, введение санкций |
| Хищение | Установка охранной сигнализации, введение системы штрафов (для работников) |
| Покупка некачественного товара | Тщательный выбор поставщиков, внедрение системы контроля качества |
С помощью экспертного метода оценим вероятность наступления неблагоприятных событий. Данные представлены в таблице 25.
Таблица 25
Оценка вероятности наступления неблагоприятных событий экспертным методом
| Наименование риска | Эксперты | Вес | Балл | ||
| 1 | 2 | 3 | |||
| Появление конкурентов | 25 | 25 | 50 | 1/6 | 16,7 |
| Поломка оборудования | 50 | 75 | 25 | 1/6 | 25 |
| Пожар | 25 | 50 | 75 | 1/6 | 25 |
| Сбои в поставке сырья | 75 | 50 | 50 | 1/6 | 29,2 |
| Хищение | 25 | 25 | 50 | 1/6 | 16,7 |
| Покупка некачественного сырья | 75 | 50 | 25 | 1/6 | 25 |
По данным таблицы мы делаем следующие выводы:
Эксперт № 1 наиболее вероятным риском, который может возникнуть в магазине, называет сбои в поставке.
Эксперт № 2 наиболее вероятным риском, который может возникнуть в магазине, называет поломку оборудования.
Эксперт № 3 наиболее вероятным риском, который может возникнуть в магазине, называет пожар.
Таким образом, оценив вероятность наступления неблагоприятных событий можно сделать вывод о том, что наиболее вероятен в процессе деятельности риск сбоя в поставке товара. Также достаточно высоки риски поломки оборудования, возникновения пожара. С меньшей вероятностью реализуется риск появления новых конкурентов и хищение.
3.2 Оценка устойчивости и чувствительности проекта к рискам
При оценке проектов обычно оцениваются следующие виды рисков: внешние риски − риски, связанные с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации; возможность ухудшения политической ситуации; неправильная оценка спроса, конкурентов и цен на продукцию. Внутренние риски − неполнота или неточность информации; неправильный подбор специалистов; производственный риск (отказы оборудования и т. д.).
Показатели предельного уровня характеризуют степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации. К качестве таких показателей могут рассматриваться максимальная сумма капитальных и текущих затрат, минимальная ставка доходности капитала, минимальная цена реализации продукции и т. д. В практике инвестирования для характеристики степени устойчивости проекта часто используются показатели критического объема продаж (уровня безубыточности), запаса финансовой прочности и эффекта производственного рычага.
Более правильно считать критический объем продаж по каждому шагу расчетов, поскольку результаты анализа характерны для определенного релевантного периода деятельности предприятия, в котором сохраняется постоянной структура себестоимости (переменные + постоянные затраты) и структура цены продукции (затраты +прибыль).
Показатель используется только для оценки влияния возможного изменения параметров цены, себестоимости и объемов продаж на финансовую реализуемость и эффективность проекта, но сам он не относится к показателям эффективности проекта, и его вычисление не заменяет интегральных показателей эффективности.
Критический объем продаж или точка безубыточности − это объем продаж продукции, при котором доход от продаж равен издержкам на производство и реализацию продукции. Т. е. точка безубыточности служит порогом между убыточностью и прибыльностью коммерческого предприятия.
Рассчитаем чувствительность проекта по реалистичному варианту по каждому виду продукции. Исходные данные представлены в таблице 26.
Таблица 26
Оценка безубыточности продажи (исходные данные)
| Объем продаж, шт | Постоянные затраты | Переменные затраты | Выручка, руб | Все затраты, руб |
| 5160 | 1 364 | 412800 | 1274520 | 414 164 |
| 5880 | 1 364 | 470400 | 1452360 | 471 764 |
| 6480 | 1 364 | 518400 | 1600560 | 519 764 |
Продолжение таблицы 26
| 6910 | 1 364 | 552800 | 1706770 | 554 164 |
| 7350 | 1 364 | 588000 | 1815450 | 589 364 |
| 7800 | 1 364 | 624000 | 1926600 | 625 364 |
| 8240 | 1 364 | 659200 | 2035280 | 660 564 |
| 8670 | 1 364 | 693600 | 2141490 | 694 964 |
| 9180 | 1 364 | 734400 | 2267460 | 735 764 |
| 9600 | 1 364 | 768000 | 2371200 | 769 364 |
| 10030 | 1 364 | 802400 | 2477410 | 803 764 |
На основе таблицы построим график безубыточности (рисунок 13)

Рисунок 13 – Точка безубыточности реализации проекта
Таким образом, организации необходимо реализовать 8000 единиц продукции для достижения безубыточности.
Рассчитаем точку безубыточности бизнес – проекта по оптимистичному варианту. Данные расчетов представлены в таблице 27.
Таблица 27
Расчет точки безубыточности бизнес проекта (оптимистичный вариант)
| Показатель | Оптимистический вариант |
| Значение | |
| Выручка, тыс.руб. | 28194 |
| Постоянные затраты, тыс.руб. | 16904 |
| Переменные затраты, тыс.руб. | 9183 |
| Прибыль, тыс.руб. | 2107 |
| Маржинальный доход, тыс.руб. | 19011 |
| Доля маржинального дохода в выручке, ед. | 0,67 |
| Безубыточный объём продаж (порог рентабельности),руб. | 25069,24 |
По данным таблицы видно, что маржинальный доход компании з составит 25069 тыс. рублей, что является достаточно хорошим показателем.
При определении устойчивости проекта важно также рассчитать запас финансовой прочности организации.
Запас финансовой прочности показывает, насколько может снизиться планируемый объем продаж в стоимостном выражении прежде, чем будет достигнута точка безубыточности.
Для магазина при оптимистичном варианте развития событий запас финансовой прочности составит:
В целом, организация может делать хорошую наценку на товар, поскольку поставщиком является учредитель ЗАО «Микояновский мясокомбинат».
Далее проанализируем как изменение цены на 20% скажется на показателях эффективности проекта. Данное сокращение будет способствовать снижению выручки на 20%:
В случае сокращения цены товара, чистый дисконтированный доход будет отрицательный. Однако важно отметить, что для пищевой продукции не характерно такое резкое сокращение цены, поэтому данный фактор не окажет влияния на организацию. Тем не менее необходимо учитывать данный риск при реализации проекта.
По результатам анализа можно сделать следующие выводы:
- оценив вероятность наступления неблагоприятных событий можно сделать вывод о том, что наиболее вероятен в процессе деятельности риск сбоя в поставке товара. Также достаточно высоки риски поломки оборудования, возникновения пожара. С меньшей вероятностью реализуется риск появления новых конкурентов и хищение.
- организация может делать хорошую наценку на товар, поскольку поставщиком является учредитель ЗАО «Микояновский мясокомбинат».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях под предпринимательством понимается инициативная деятельность, связанная хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске.
Для эффективной деятельности каждый предприниматель должен тщательно планировать свою деятельность, непрерывно собирать и анализировать информацию о состоянии собственного бизнеса (микросреда) и об изменениях, происходящих во внешней среде (макросреда). Перед предпринимателем возникает множество проблем, связанных с функционированием и развитием бизнеса, одной из таких проблем является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Бизнес-план способствует аргументации и обоснованию проектов (предложений) требующих инвестиций.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом.
Процесс разработки бизнес плана представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется при непосредственном участии руководителя предприятия и группы специалистов, и состоит из нескольких последовательных этапов.
Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.
Объектом исследования в работе является ЗАО «Микояновский мясокомбинат». По результатам анализа можно сделать выводы:
- выручка компании имеет отрицательную динамику, что говорит о неэффективном функционировании компании. В 2019 году по сравнению с 2017 годом отмечается снижение на 13,48%. Уменьшение показателя свидетельствует о наличии внутренних проблем.
- себестоимость в компании на протяжении анализируемого периода снижается, что свидетельствует об оптимизации управления затратами в компании. Темпы снижения себестоимости выше темпов снижения выручки, что является положительным фактором.
- прибыль от продаж на протяжении анализируемого периода имеет тенденцию к снижению. Так в 2019 году по сравнению с 2017 годом уменьшение составило 74226 тыс. рублей или 14,81%. Снижение прибыли от продаж свидетельствует о неэффективности сбытовой деятельности.
- проанализировав показатели деятельности организации можно сделать вывод, что оно функционирует неэффективно, отмечается снижение объемов продаж;
- структура организации является линейно-функциональной.
Для совершенствования деятельности предприятия необходимо развивать торговлю производимой продукции в собственных магазинах. На сегодняшний день завод реализует свою продукцию через торговые сети. Целесообразно начать с открытия одного магазина. Для этого нужно реализовать бизнес-проект.
Индекс доходности, равный 101,5% и 108,1% соответственно говорит о том, что проект достаточно быстро окупиться. Такой высокий индекс доходности связан с тем, что у магазина существует высокая наценка на товар.
Маржинальный доход компании з составит 25069 тыс. рублей, что является достаточно хорошим показателем.
Таким образом, анализ инвестиционного проекта по расширению присутствия организации на рынке можно считать эффективны и целесообразным к внедрению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51 ФЗ //СПС Консультант Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.12.2020)
- Закон «О защите прав потребителей» от 07.12.1992 № 2300-1 ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС Консультант Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.12.2020)
Научная и учебная литература
- Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. — М.: КноРус, 2017. — 432 c.
- Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 288 c.
- Артеменко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. — М.: КноРус, 2017. — 288 c.
- Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 366 c.
- Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, Инфра-М, 2016. — 224 c
- Булышева, Т. С. Моделирование рыночной стратегии предприятия. Курс лекций / Т.С. Булышева, К.А. Милорадов, М.А. Халиков. — Москва: РГГУ, 2017. — 200 c.
- Волков, А. С. Бизнес-планирование / А.С. Волков, А.А. Марченко. — М.: РИОР, Инфра-М, 2019. — 80 c.
- Гайнутдинов, Э. М. Бизнес-планирование / Э.М. Гайнутдинов, Л.И. Поддерегина. — М.: Вышэйшая школа, 2019. — 208 c.
- Головань, С. И. Бизнес-планирование и инвестирование / С.И. Головань, М.А. Спиридонов. — М.: Феникс, 2014. — 368 c.
- Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. — М.: Юрайт, 2018. — 704 c.
- Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 432 c.
- Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии. Учебник / И.А. Дубровин. — Москва: Огни, 2016. — 432 c.
- Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н. Иванов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 352 c.
- Кузык, Б. Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — М.: Экономика, 2019. — 606 c.
- Лопарева, А. М. Бизнес-планирование / А.М. Лопарева. — М.: Форум, 2014. — 176 c.
- Савкина Р.В. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Р.В. Савкина; под ред. Р.В. Савкина. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 324 с.
- Шапкин, А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. — М.: Дашков и К, 2016. — 544 c.
Периодические издания
- Бабкина Н.И. Особенности создания и функционирования интегрированной системы внутрифирменного стратегического планирования предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. №3 (197). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-i-funktsionirovaniya-integrirovannoy-sistemy-vnutrifirmennogo-strategicheskogo-planirovaniya-predpriyatiya (дата обращения: 15.12.2020).
- Бекирова О.Н., Агафонова М.С., Плетнев А.А. Особенности бизнес планирования для малого предпринимательства // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2.;
[Электронный ресурс] Режим доступа:http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13435 (дата обращения: 12.2020). - Белал Абдул Албаки, Голубева Лидия Филипповна Основные категории бизнес-плана // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kategorii-biznes-plana (дата обращения: 16.12.2020).
- Бухорбаева А. Т. Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1151-1154. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31757/ (дата обращения: 12.2020).
- Бухорбаева, А. Т. Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса / А. Т. Бухорбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1151-1154. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31757/ (дата обращения: 16.12.2020).
- Воробьева И. М., Пономарев А. М. Роль инвестиций в экономике // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 572-574. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://moluch.ru/archive/90/18920/ (дата обращения: 12.2020).
- Голубева Л.Ф. Основные категории бизнес-плана // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kategorii-biznes-plana (дата обращения: 15.12.2020).
- Киракосьян Артур Артурович, Бузовский Павел Юрьевич, Гончаренко Лариса Николаевна Структура и основные виды бизнес-планов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. №4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-osnovnye-vidy-biznes-planov (дата обращения: 16.12.2020).
- Мироненко В. О. Стратегическое планирование, его значение и этапы // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 331-333. — URL https://moluch.ru/archive/146/40933/ (дата обращения: 15.12.2020).
- Мухитдинова, Т. А. Особенности бизнес-планирования / Т. А. Мухитдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60624/ (дата обращения: 16.12.2020).
- Филатова С. Э., Тетерин Ю. А. Проблемы планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1490-1492. — Режим доступа https://moluch.ru/archive/116/31512/ (дата обращения: 15.12.2020).
- Чумакова М. В. Современное состояние процессов планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 451-457. — URL https://moluch.ru/archive/124/34207/ (дата обращения: 15.12.2020).
Стандарты
- ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» // СПС Консультант Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.12.2020)
- ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги розничной торговли, общие требования» // СПС Консультант Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.12.2020)
- ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу» // СПС Консультант Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.12.2020)
