Содержание
- Введение.
- Основные характеристики проекта создания электронного предприятия.
- 1.1 Анализ существующих методических основ проектирования информационной системы электронного предприятия.
- 1.2 Обоснование выбора методических положений проектирования информационной системы электронного предприятия.
- 1.3 Этап проектирования информационной системы электронного предприятия.
- Моделирование основных бизнес-процессов проекта создания электронного предприятия.
- 2.1 Моделирование бизнес-процессов проекта создания информационной системы электронного предприятия.
- 2.2 Формирование бизнес-процессов создания электронного книжного магазина.
- Технико-экономическое обоснование проекта создания электронного предприятия.
- 3.1 Расчет и построение сетевого плана-графика разработки и внедрения ИС предприятия.
- 3.2 Расчет затрат.
- 3.3 Оценка экономической эффективности предполагаемого проекта.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложение А.
Введение
Процесс проектирования информационной системы (ИС) представляет собой утверждение проектно-конструкторских решений, они дают возможность разработать проект системы, который сможет удовлетворить требования заказчика. Проект — это конструкторская, технологическая, программная документация, в которой представлено описание всех решений по созданию и эксплуатации системы в конкретно организационной и программно-аппаратной среде.
На современном этапе, для успешной деятельности предприятия необходимо использовать современные технологии, особенно, такие как автоматизированные информационные системы. Эти системы позволяют быстро и эффективно обновлять данные, в такой системе легко ориентироваться и найти нужную для клиента информацию о товаре, тем самым облегчая работу персоналу.
Цель бакалаврской работы заключается в разработке бизнес-процессов проекта создания электронного книжного магазина, с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с выбранной целью, в выпускной бакалаврской работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты проекта создания электронного предприятия;
- рассмотрены основные бизнес-процессы проекта создания электронного предприятия;
- разработано технико-экономическое обоснование проекта создания электронного предприятия.
Основная задача, решаемая в бакалаврской работе — это разработка проекта ИС для автоматизации работы электронного книжного магазина, в которой должны быть реализованы функции необходимые для обеспечения работы предприятия.
1. Основные характеристики проекта создания электронного предприятия
1.1 Анализ существующих методических основ проектирования информационной системы электронного предприятия
Способ разработки выбирается исходя из задач бизнеса, объема работ, времени и бюджета. Наиболее популярными считаются Waterfall — каскадная, и Agile — гибкая.
Waterfall – это четко запланированный и детализированный подход, где исполнитель придерживается плану. [6] Agile – прямая противоположность, которая предполагает гибкость разработки с возможностью внесения изменений на каждом этапе проекта. [8] На рисунке 1.1.1 показаны различия данных методологий.

Рисунок 1.1.1 Различие между Waterfall и Agile [30]
В этом разделе определим, в чем особенности этих двух методологий, назовем положительные и отрицательные стороны, а также разберемся, какой способ реализации подойдет для выбранного проекта.
Agile – система, основанная на принципе «гибкого» управления проектами. Сюда относят методики Scrum, FDD, Kanban, Экстремальное программирование (XP), Lean и т.д. [6] Ключевая особенность такого подхода — создание проекта в несколько циклов (итераций), в конце каждого виден конкретный результат, который позволяет понять, по какому пути двигаться дальше.
Гибкие методологии строятся на принципе итераций. Создание нового продукта делится на несколько циклов от одной недели до месяца. В зависимости от особенностей проекта, временные рамки оговариваются отдельно. Каждый цикл представляет собой завершенный мини-проект, в котором есть этапы анализа, планирования, тестирования и реализации. В итоге клиент получает продукт, который, при необходимости, корректируется.
Главные принципы Agile:
- Эффективное взаимодействие в команде важнее процессов и технологий. Цель – создание качественного проекта.
- Внести необходимые изменения можно в любом из циклов разработки.
- Лучший способ получения обратной связи с заказчиком и коллегами – личное общение.
- Создаваемый продукт обновляется в конце каждого цикла или один раз в несколько месяцев.
- Готовность к изменениям в процессе разработки важнее, чем беспрекословное следование изначальному плану. [8]
Наиболее популярные методики Agile:
Scrum – система гибкой разработки проектов, основанная на принципе спринта. От 1 недели до месяца должна быть готова рабочая версия продукта.
Экстремальное программирование (XP) – методика, при которой важно взаимодействие с клиентом на каждом этапе. Благодаря такому подходу, выявляются недостатки предыдущих этапов, определяется необходимый функционал продукта и другие параметры. [12]
Lean – базируется на системе управления производством. Главное отличие – принцип постоянного совершенствования продукта на всех уровнях организации процесса. [19]
Про гибкую модель управления можно сказать, что она универсальна, так как подойдет к любому проекту. Сложность выбора заключается только в ограничениях заказчика по времени и боязнью «дыр» в бюджете. Качество обратной связи при данном подходе поможет прийти к согласованному решению. Выбирая эту модель, заказчик может быть уверен, что его проект будет уникальным, интересным и проверенным до мелочей.
Waterfall (с англ. – «водопад») – предполагает последовательный переход к каждому этапу разработки и невозможностью вернуться на шаг назад. [6] Внести какие-либо изменения будет возможно только после релиза проекта.
Выбирая данную модель для своего проекта, необходимо понимать, что конечный продукт будет иметь недочеты. Предусмотреть все на этапе анализа и планирования просто невозможно, в процессе разработки могут появится новые требования. Однако, в Waterfall сделать правки в течении проекта невозможно также, как и вернуться на шаг назад. Классический подход представляет из себя каскадную модель, которая базируется на последовательном создании проекта, разбитого на циклы.
Выделяют следующие стадии разработки в Waterfall:
- Анализ системных и программных требований, которые закреплены в документе (Word или PDF).
- Планирование всех этапов разработки. Важный пункт, так как вся последующая работа будет четко следовать составленному плану.
- Проектирование. Разрабатывается внутренняя архитектура проекта, его внешний вид, структура, рассматриваются варианты реализации.
- Реализация дизайна, верстки, программного продукта.
- Интеграция. Проводятся необходимые работы по обмену данных и пишется код программы.
- Тестирование. Готовый продукт проверяется на наличие программных ошибок, также выявляются недочеты функционала. После этого идет исправление нужных багов.
- Выпуск продукта. Релиз готового проекта и окончание разработки. Возможна также работа по адаптации проекта к иным видам систем.
- Техническая поддержка. Поддержание работоспособности ресурса и оперативное реагирование на возникающие вопросы или проблемы в системе.
Востребованные методики Waterfal:
Сашими – одна из самых популярных моделей Waterfal. Представляет собой наслаивающиеся друг на друга этапы, которые перекрываются по времени. [19]
Waterfall с субпроектами – методика работы с тремя крупными стадиями: разработка концепции, проектирование и структурирование продукта. [12] Каждый из этих блоков имеет свои этапы разработки. По окончании работ в каждой стадии проводится их интеграция.
Модель снижения риска – проект разделяется на более мелкие проекты, которые направлены на выявление недочетов до релиза программного продукта.
Ключевая особенность Waterfall – невозможность сделать шаг назад или перепрыгнуть через итерацию, переход на следующую стадию возможен только после прекращения всех работ на предыдущей. [8] Изменение функционала или исправление ошибок происходит только после релиза проекта. Работа по каскадной модели четко структурирована, определи точные сроки и конкретная стоимость разработки.
Преимущества методологий
Agile:
- Внесение необходимых изменений и внедрение нового функционала может происходить независимо от цикла разработки продукта, что значительно повышает конкурентные преимущества готового проекта.
- Проект состоит из коротких и понятных циклов, по окончании которых клиент получает рабочий продукт.
- Гибкий процесс корректировок в любой итерации позволяет снизить производственные риски. — Довольно быстрый релиз пробной версии для дальнейших корректировок и тестирования.
- Высокая степень вовлеченности всех членов команды и постоянное взаимодействие с заказчиком. Он всегда в курсе, на какой стадии находится проект.
- Показателем эффективности является рабочий продукт, что требует высокого профессионализма от исполнителей и грамотной организации рабочего процесса.
Waterfall:
- Стоимость и сроки выполнения понятны ещё до начала работ. Поэтому заказчик точно будет знать, когда проект завершится и какой бюджет требуется потратить.
- Интуитивно понятная структура работы, как для опытных специалистов, так и для новичков.
- Детально структурированный план работ и продуманная документация.
- Благодаря удобной отчетности легко отследить потраченное время, возможные риски и используемые ресурсы в процессе работы над проектом.
- Задачи, которые ставятся перед командой ясны и не меняются на протяжении всего проекта.
- Качество проекта занимает первоочередное место, а потраченное время и бюджет отходят на второй план. [19]
Недостатки методологий
Agile:
- Рассчитать конечные затраты практически невозможно – требования могут постоянно меняться в зависимости от особенностей проекта. Сложность заключается в том, что они могут противоречить уже существующей структуре.
- Требует большой вовлеченности в процесс и полному погружению в него, что бывает сложно, особенно для молодых подрядчиков.
- Возможность частого внесения правок может обернуться риском в бесконечном совершенствовании проекта. Здесь также возможна и обратная сторона – снижение качества продукта. [6]
Waterfall:
- Требования к проекту закрепляются в начале и не могут меняться до окончания работ. Этот факт лишает проект гибкости.
- Тратится большой объем денежных средств, времени и ресурсов.
- Невозможность внесения изменений в процессе разработки.
- Заказчик увидит готовый проект только после его релиза, при необходимости изменений могут потребоваться дополнительные средства и время.
- Взаимодействие между этапами разработки полностью отсутствует.
- При использовании каскадной модели продукт тестируется после его выпуска. Поэтому в большинстве случаев проблемы выявляются только на этапе тестирования. [12]
Каждая из моделей, рассмотренных выше, имеет определенный набор характеристик и подходит для реализации проектов разной направленности.
Как Agile, так и Waterfall помогут в создании практически любого продукта. Однако в первую очередь выбирается та методология, которая может максимально эффективно и качественно реализовать проект.
1.2 Обоснование выбора методических положений проектирования информационной системы электронного предприятия
Чтобы обосновать выбор определенной модели проектирования ИС нужно провести анализ предметной области. Анализом предметной области (или бизнес-моделированием, говоря о коммерческих организациях) называют деятельность, направленную на:
- обнаружение реальных потребностей людей и организаций (которые часто отличаются от непосредственно выражаемых пользователями желаний), выяснения смысла высказанных требований пользователей;
- выявление свойств желаемых результатов;
- установление набора задач, для их достижения;
- установление набора сущностей, необходимых при решении этих задач;
- установление области ответственности будущей программной системы.
Системный анализ, который является начальным этапом создания ИС, включает в себя анализ предметной области. [4] Разработчики должны:
- понимать язык, на котором говорят заказчики;
- выявить цели их деятельности;
- определить набор решаемых ими задач;
- определить набор сущностей, с которыми приходится иметь дело при решении этих задач. [10]
После проведения анализа предметной области можно определять требования к информационной системе.
В бакалаврской работе создается ИС для книжного электронного магазина, она имеет небольшое количество аналогов, поэтому ее создание уникально на 30-50%. В следующих разделах будут подробно рассмотрены этапы разработки ИС, сроки и ресурсы, с помощью которых будет реализован данный проект.
На современном этапе развития менеджмента не придуман универсальный способ, который можно было применить к процессу разработки ИС. Нет оптимального метода, подходящего под любой проект. Во главе любого метода встали стандарты, определения, процедуры, функции и др.
В данном проекте будет использоваться методология Waterfall (Рисунок 1.2.1). Связанно это с требованиями заказчика, которые прописаны и не могут изменяться в течение всей работы.
Рисунок 1.2.1 Модель Waterfall [27]
У заказчика есть четко сформулированная концепция продукта, вследствие чего проектные требования тщательно продуманы и неизменны. Технологии и инструменты реализации поставленных задач известны заранее. Приоритетом является качество продукта. Поэтому заказчик выделяет время и денежные средства, так как результат окупит вложения. Заказчик не планирует принимать участие в проекте. Главное правильно выполненные задачи и готовый результат. Клиенту важно знать точные сроки выполнения всех работ над проектом. Исполнитель полностью несет ответственность за срыв сроков и незапланированное увеличение бюджета. Поэтому были подписаны все необходимые документы о сроках, выполнении и реализации продукта.
1.3 Этап проектирования информационной системы электронного предприятия
Создание информационной системы – это трудоемкий, длительный и динамический процесс. На сегодняшний день проектирование информационной системы базируется на том, что её разработка состоит из этапов. Если у этапов есть цель, которая их объединяет, то тогда они могут объединяться в стадии. Эти стадии и этапы с момента их развития, реализации и до момента их прекращения существования представляют собой жизненный цикл. [11]
Во время создания ИС в основе жизненного цикла (ЖЦ) содержатся следующие стадии:
- Стадия представляет собой планирование и анализ требований к создаваемой информационной системе. Состоит из:
- Анализа уже созданной информационной системы;
- Определения требований к новой ИС;
- Оформления технического задания (ТЗ);
- Технико-экономического обоснования.
- Стадия представляет собой проектирование информационной системы. На этой стадии создается проект исходя из ТЗ, требований заказника и на основе этого оформляется технический проект ИС.
- На этой стадии происходит реализация ИС. Здесь идет разработка и создание программы, наполняется базы данных, создаются рабочие инструкции для персонала.
- Стадия внедрения. Эта стадия включает в себя:
- Отладку подсистем ИС;
- Подготовку персонала к работе на разработанной ИС;
- Поэтапное внедрение ИС в эксплуатацию, которое происходит по подразделениям предприятия;
- Оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ИС.
Стадия является эксплуатацией ИС. На этой стадии происходит:
- Сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС;
- Исправление ошибок и недоработок;
- Оформление требований к модернизации ИС и их выполнение (повторение стадий 2-5).
Создание ИС уникально на 30-50% и проводится с использованием типовых решений, поэтому ИС имеет степень новизны B и относится ко второй группе сложности.
Объем ИС в мегабайтах равен 5, в машинных командах составляет 20 000, а директивный срок разработки продукта составляет 7 месяцев.
Для данной группы сложности ИС определили дополнительный коэффициент сложности по формуле.
где Ki — коэффициент, учитывающий уровень повышения сложности по дополнительным характеристикам ПС ВТ (программные средства вычислительной техники);
n — количество дополнительно учитываемых характеристик ПС ВТ.
В данном случае К1 = 0,07, К2 = 0,08, так как к дополнительным характеристикам относятся обеспечение хранения, введения и поиска данных в сложных структурах, а также функционирование ПС ВТ в расширенной операционной среде (связь с другими ПС ВТ).
Для данной ИС получили следующие значения коэффициента использования в разработке типовых стандартных систем: КТ = 0,6, т.е. степень охвата реализуемых функций разрабатываемого ИС типовыми стандартными системами ПС 30-50%
Создание данной ИС включает 5 этапов:
- Техническое задание. Во время этого этапа заказчиком формулируются требования к информационной системе, после чего он может консультировать разработчиков по этим требованиям. Исходя из требований заказчика, определяются сроки, за которые должен быть разработан проект, и способы которыми он будет реализован.
- Эскизный проект (ЭП). На этапе создания эскизного проекта происходит проработка ТЗ и только после этого можно начинать создание бизнес-процессов и способ реализации ИС.
- Технический проект (ТП). Этот этап представляет собой формирование программной документации и определения конфигурации технических средств, на основе которых будет создаваться ИС.
- Рабочий проект (РП). На этом этапе происходит создание ИС. Этот этап считается самым трудозатратным. После того как ИС будет разработана, она проходит испытание и отладку. На основе ИС создаются руководства и документации для пользователей. В завершении утверждается РП и отправляется на внедрение.
- Внедрение (ВН). На данном этапе проверяется разработанная информационная система в процессе её эксплуатации. После чего создается документация, и информационная система сдается в эксплуатацию.
В бакалаврской работе будет использоваться сетевой график, для отражения последовательности и зависимости работ, необходимых для успешного создания ИС. Сетевой график отображает сроки реализации запланированных работ и ресурсы, которые нужны для их выполнения, а также прямые финансовые затраты, появляющиеся во время реализации этих работ.
Главная цель использования сетевого графика – это эффективное планирование и управление работами и ресурсами проекта. При этом, под ресурсами в данном контексте понимается как оборудование, производственные мощности или денежные средства, так и трудовые ресурсы, внутренние или внешние для организации, реализующей проект. [23]
