Скоро защита?
Меню Услуги

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВА ФИКСАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Проверка и оценка достижений, обучающихся является весьма существенной составляющей образовательного процесса и одной из важных задач деятельности педагога. Этот компонент наряду с другими компонентами образовательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической науке, а также основным приоритетам и целям образования [14,  с. 14]. 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Сущность современного процесса обучения не может ограничиваться утилитарной целью, такой как дать обучающимся знания, умения и навыки, развивать у них мышление. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, оценивать собственную деятельность, находить ошибки и пути их устранения [20, с. 138].  На сегодняшний день в подходе к оценке учебных результатов выработался определенный сдвиг: накопительная оценка, возрастает роль самооценивания, участия обучающихся не только в получении результата, но и в его анализе. В последние 15 – 20 лет в образовательной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим обучающимся, и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений – это портфолио. Портфолио считается совокупностью документов и работ, которая создается с целью фиксации и демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося. 

По мнению О.Г. Смоляниновой «Электронное портфолио (также известное как Портфолио, е-портфолио, электронное фолио, цифровое портфолио, вебфолио и т.д.) – это, по существу, электронная версия обычного бумажного портфолио, созданного в компьютерной среде и включающего не только текст, но и графику, аудио- и видеоматериалы» [26, с. 165]. 

Внедрение портфолио в российском образовании связывается специалистами с обоснованием его понимания и представления, которое даст возможность осуществить необходимую трансформацию учебного процесса [10, с. 24]. 

Различные вариации «портфеля достижений», используемые для этой цели, позволяют получать информацию об отдельных «видимых» результатах, фиксируя внешние проявления активности обучающихся.

Одним из приоритетных направлений развития системы российского образования является информатизация. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в период модернизации педагогического образования в РФ становятся все более актуальными, отвечая запросам современного общества и требованиям государства.

Выбранная тема дипломного проекта является актуальной, так как в настоящее время использование современной образовательной технологии, такой как портфолио, гарантирует личностное развитие обучающегося и рассматривается как ключевое условие повышения качества образования. 

Технология портфолио широко используется в учебной практике общего образования и успешно реализуется учителями предметниками и классными руководителями для активизации деятельности ученика на уроке и во внеурочное время. В дополнительном образовании тоже применяется портфолио, и потребность в данной технологии обусловлена возможностью использования портфолио в качестве средства фиксации результатов деятельности обучающегося. Однако существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в дополнительное образование. Но также портфолио даёт новый толчок к развитию обучающегося, показывает возможные направления обновления традиционной системе, и в конечном счёте, формирует понимание самого процесса обучения. Для организации этой работы необходимо изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться со сложившимся опытом работы в различных регионах России. Основная сложность  внедрения этой инновации в дополнительное образование заключается в том, что существует проблема общей неготовности обучающихся к работе с новым методом фиксации образовательной деятельности:

  • в центрах дополнительного образования слабо разработана методическая база по работе с электронным портфолио;
  • слабая подготовленность руководителей детских образовательных объединений, педагогов по организации деятельности ведения и оформления портфолио;
  • у обучающихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт.

Разработка шаблона электронного портфолио для дополнительного образования позволит учитывать все результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности — творческой, учебной, социальной, коммуникативной. Данная технология дает возможность не только повысить объективность оценки, но и способствует формированию у обучающихся рефлексивно-оценочных навыков, которые большинство исследователей приписывают к наиболее важным профессиональным качествам.

В связи с обозначенной проблемой было подобрано и изучено более 20 информационных источников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: 

  • теория содержания основного общего образования и концепция федеральных государственных стандартов (А.М. Кондаков, В.В. Козлов, А.А. Кузнецов); 
  • работы по проблеме достижения познавательных результатов (П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, В.В. Дрозина); 
  • работы, посвященные возможностям использования электронного портфолио для оценки обучающихся в дополнительном образовании (Е.С. Полат, О.Г. Смолянинова, Т.Г. Новикова, С.В. Панюкова, И.Б. Государев). 

Основные понятия дипломного проекта были найдены и изучены у  разных авторов. Переверзев В.Ю. и Синельников С.А. определяют «Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство» [21, с. 71];  Смолянинова О.Г. — «Технология электронного портфолио студента» [25, с. 11-12]; Игонина Е.В., Эрганова Н.Е. «Портфолио педагога профессиональной школы: зарубежный и отечественный опыт» [11, с. 5]; у специалиста по дополнительному образованию Золотаревой  А.В «Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для СПО » [7, с. 377].

Основные понятия темы исследования были найдены также в рекомендациях  по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы [29]. Данные рекомендации дали возможность изучить и создать шаблон электронного портфолио. Также было изучено   Положение об электронной информационно-образовательной среде, утвержденное решением Ученого совета Московского университета, протокол № 11/427 от 25.06.2018 [28].  Оно помогло составить и разработать инструкцию педагогу дополнительного образования для пользования составленным шаблоном электронного портфолио. При написании дипломного проекта была исследована различная литература. Важную роль в написании работы сыграла диссертация Е.В. Игониной, в которой она обобщает опыт и анализирует современное состояние применения портфолио в образовательном процессе, а также более подробно и четко раскрывает смысл процессуальных и результативных характеристик портфолио [12, с.  173]. Были изучены также учебные пособия, таких авторов как Г.Н. Артемьевой и      Н.А. Зыковой, в которых представлены организационно-методические требования к портфолио как средству оценивания учебных достижений, обучающихся [5, с. 68].  Также были рассмотрены специальные работы, посвященные отдельным узким аспектам. К данной группе относится статья, авторов  Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, в ней раскрыты цели и сущность портфолио [19, с. 32-35]. Автор А.В. Абрамов в своем учебном пособии рассматривает основные теоретические подходы к трактовке формирования и оценивания компетенций.  Автор Н.В. Бекузарова в своей статье описывает составляющие части и выделяет главную идею портфолио [6, с. 25-30]. Здесь же представлены модели портфолио, после которых авторы определяют достоинства портфолио как популярной и востребованной технологии.

На основе изученных информационных источников была составлена следующая логика исследования.

Тема исследования:  Разработка электронного портфолио как фиксация достижений  обучающихся в дополнительном образовании.

Объект исследования: учебно-методическое обеспечение детского образовательного объединения.

Предмет исследования: электронное портфолио как средство фиксации оценивания обучающихся в дополнительном образовании.

Цель исследования: разработка шаблона  электронного портфолио для фиксации достижений в детском образовательном  объединении  разных направленностей.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Подобрать и изучить информационные источники по теме исследования.

2. Изучить и систематизировать требования к электронному портфолио. 

3. Разработать шаблон электронного портфолио для фиксации достижений обучающихся в дополнительном образовании, его структуру, содержание и механизм наполнения.

4. Осуществить апробацию электронного портфолио в детском образовательном объединении «Музейное дело «Поиск»» в  МБОУ СОШ №1 села Абалаково.

5. Сделать выводы.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: теоретические: анализ и синтез, изучение документации; эмпирические: наблюдение, беседа, педагогическое тестирование. 

Основными методами, которые использовались в работе, являются: 

  • метод синтеза, который позволил нам выделить литературу и нормативные источники, максим помощью была изучена литература, посвященная технологии портфолио, её определение и разновидности, также анализ позволил нам выявить структуру и содержание электронного портфолио;
  • метод сравнения, который  использовался при сравнении разных точек зрения авторов;
  • метод моделирования, благодаря которому был разработан шаблон портфолио; 
  • метод анкетирования. Анкетирование  — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. В результате анкетирования была получена информация от педагогов дополнительного образования.

Цель и задачи дипломного проекта обусловили выбор его структуры. Дипломный проект состоит из пояснительной записки, введения, описательной части, заключения, списка использованных источников, а также приложения, в котором представлен шаблон электронного портфолио и рекомендации по его применению.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

«Этот цифровой след будет формироваться и проходить не только через школу, университет, но и дальше, через дополнительное образование. В тренде — обучение через всю жизнь, и всё, что накоплено в электронном портфолио, будет определять, в том числе твою ценность на рынке труда».

                                                                                                 Валерий Николаевич Фальков,

                                                                                 министр науки и высшего образования РФ

История понятия «портфолио» пришло из Западной Европы XV—XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. С начала 1990-х годов в результате интенсивного развития качества образования, портфолио вошли в учебный процесс как полноправные оценочные средства в России, так и во многих других странах [4, с. 27].

Распространенным считается мнение у Крысина Л.П., что слово «портфолио» произошло от латинских portāre — «носить», «иметь при себе», «переносить» и folium – «фолио», «страница», «лист бумаги» [13, с. 187]. 

У Загвязинского В.И. сказано, что в переводе с итальянского языка оно означает «рекламный проспект», «рекламная выставка», «фотоальбом», «портфель»; с английского языка – «портфель», «папка», «набор», «перечень»; с французского языка – «блок фотоснимков». Кроме того, во французском языке существует слово «portefeuille», тесное по значению, переводимое как ««портфель», «бумажник», или «папка» [9, с. 251]. По мнению Новиковой Л.И. в русском языке термин «портфолио» синонимов не имеет, но, в некоторых случаях, практикуется его замена иными словами в следующих значениях [18, с. 48]:

  • «презентация» – способ представления информации о себе, созданном продукте либо о проделанной работе;
  • «автобиография» – последовательное представление человеком событий и ключевых этапов собственной жизни; 
  • «коллекция» – систематический сбор и систематизированное собрание однородных или объединенных всеобщей темой материалов.

Понятие «портфолио» заимствовано педагогикой из области политики и бизнеса, как демонстрация достижений и, к настоящему времени, широко распространилось в экономической и маркетинговой сферах с целью обозначения совокупности достижений. 

Одним из основных понятий дипломного проекта является электронное портфолио, в связи с этим необходимо было изучить определения данного понятия у разных авторов.

Медведева И.Н  утверждает, что «Портфолио является одним из средств накопления индивидуальных результатов образования (особенно компетентностных, составляющих эти результаты) и отражает все достижения студента — выпускника, удостоверяет фактические достижения и выступает как доказательное средство достигнутых результатов» [16, с. 134]. Определение портфолио в дополнительном образовании было рассмотрено также и у Золотарёвой. А.В. По её мнению, портфолио — это набор работ обучающихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину, портфолио — нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это — спланированная заранее индивидуальная подборка их достижений. Автор Н.Н. Суртаева в своем учебном пособии дает определение портфолио как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и обучающимся для мониторинга навыков и отношений обучаемых [23, с. 14]. Другое определение было предложено Д. Майером: «Портфолио — это целенаправленный набор работ учащегося, демонстрирующий его усилия, прогресс, достижения в одной или нескольких областей. Портфолио должно вовлекать учащегося в выбор его содержания, определение критериев отбора, должен содержать критерии оценки и размышления учащегося [17, с. 55].

Таким образом портфолио. по мнению разных авторов, является способом фиксирования достижений обучающегося за определенный период времени. Его использование позволяет решать задачи контроля, планирования, организации и самоорганизации, включения обучающегося в процесс развития своих компетенций, поощрения активности и самостоятельности.

На сегодняшний день первостепенной задачей становится не получение обязательного минимума знаний за счет механической передачи их от педагога к обучающимся, а ориентация на полноценное включение обучающихся в активную познавательную деятельность, что требует качественно новых форм и методов оценки познавательных достижений обучающихся, среди которых весьма популярным в последнее время становится электронное портфолио. 

Особенно это актуально для сферы дополнительного образования, где, в силу её специфики, именно индивидуальное развитие и личностный рост являются главными доказательствами успешности ребёнка в выбранной сфере деятельности. В задачи педагога дополнительного образования входит оказание помощи обучающемуся в сборе и систематизации свидетельств его индивидуальных достижений, в осознании своих успехов, проблем и перспектив дальнейшего развития. Таким образом, портфолио в системе дополнительного образования можно определить, как средство психолого–педагогического сопровождения процесса личностного развития, обучающегося в выбранной сфере, как средство, которое обеспечивает фиксацию и систематизацию его достижений, позволяющую формировать мотивационную базу для осознанного его включения в дополнительную образовательную деятельность.

Психолого-педагогические возможности портфолио:

 — стимулирует и поддерживает высокую учебную мотивацию обучающихся;

 — расширяет возможности обучения и самообучения для развития профессиональных компетенций;

 — способствует развитию умения целеполагания, планирования, организации собственной учебной деятельности с целью получения конкретного продукта;

— способствует развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности;

— выявляет динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности обучающихся в усвоении учебного материала;  

  • способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки профессиональных компетентностей;
  • — определяет образовательные результаты, включая различные виды компетентностей; 

— содействует персонализации образования, реализации индивидуальной образовательной программы с фиксацией процесса ее освоения.

Цель использования портфолио в дополнительном образовании можно определить следующим образом: обеспечение психолого–педагогического сопровождения процесса развития обучающегося в дополнительном образовании через включение его с помощью формирования портфолио в деятельность по фиксации, систематизации и отслеживанию достигаемых в выбранной сфере индивидуальных результатов. Обозначенная выше цель предполагает реализацию группы задач использования электронного портфолио в системе дополнительного образования.

Таблица 1- Значение портфолио по Золотаревой А.В.

                                                                 ПОРТФОЛИО

Представляет собой подборку, коллекцию работ, сбор сертифицированных документов и отзывов

Даёт информацию о знаниях, умениях и навыках обучающегося

Обеспечивает непрерывный доступ с целью контроля и внесения коррективов в учебную деятельность

 Таким образом, на основании значений и возможностей портфолио можно отметить, что электронное портфолио решает следующие задачи:

  • упорядочивание деятельности педагога дополнительного образования по включению обучающегося в процесс отслеживания и оценки достигнутых им результатов;
  • формирование у обучающегося качеств, необходимых для осознания себя активным субъектом образовательной деятельности;
  • создание основы для принятия обучающимся самостоятельных решений относительно выбора направлений своего личностного развития в сфере дополнительного образования;
  • помощь педагогу дополнительного образования в решении проблем психолого–педагогического сопровождения, касающихся создания благоприятного эмоционально-психологического фона процесса установления контакта и сотруднических отношений с участниками образовательной деятельности.

 Указанные цель и задачи использования портфолио в системе дополнительного образования обеспечивают реализацию функций психолого-педагогического сопровождения деятельности обучающихся. 

 По мнению авторов технологии портфолио С. Дж. Пейп, М. Чошанов определяют наиболее значимые функции, которые реализует портфолио в системе дополнительного образования, их можно разделить на две группы. Они позволяют педагогу эффективно решать задачи психолого–педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающегося. Содержание большинства из названных функций обуславливает возможность использования портфолио в качестве формы фиксации, систематизации и отслеживания результатов деятельности его автора [22, с. 209].

Реализация первой группы функций портфолио способствует упорядочиванию деятельности обучающегося в выбранной сфере дополнительного образования, к ней можно отнести следующие функции. 

Таблица 2 — Функции портфолио упорядочивание деятельности

п/п

Функция 

портфолио

                   Сущность

1.

диагностическая

заключается в фиксации и учёте изменений, прежде всего, профессионального роста, обучающегося за определённый период времени;

2.

целеполагания

связана с поддержанием учебных целей, она  помогает спланировать дальнейшую деятельность обучающегося и определить перспективы своего развития;

3.

мотивационная

развивающая

обеспечивает непрерывный процесс самообразования, связана с поддержанием стремления обучающегося к овладению высоким уровнем компетентности в области изучаемой дисциплины, поощряет результаты деятельности;

4.

планирование

систематизирует деятельность по достижению поставленных целей в выбранной сфере;

5.

аналитическая 

накопительная

анализирует и обобщает, проявляется в раскрытии всего спектра выполняемых обучающимися работ, отражает все достижения обучающегося (грамоты, дипломы, сертификаты и т.п.) и раскрывает весь спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования и т.д.); способствует осознанию своих интересов, возможностей, желаний;

6.

рефлексивная

проявляется в анализе обучающимся собственной образовательной деятельности.

Реализация второй группы функций портфолио позволяет его использовать как средство отслеживания результатов деятельности обучающегося.

Таблица 3 — Функции портфолио – отслеживание результатов

Функция 

портфолио

                     Сущность

1.

воспитательная

помогает решать задачи формирования у обучающегося умений самодиагностики, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии своей деятельности;

2.

стимулирующая

предусматривает создание условий для активизации позиции обучающегося в рамках выбранной деятельности;

3.

корректирующая

позволяет создать условия для формирования у обучающегося адекватной самооценки, осознания им необходимости вносить изменения в свою деятельность в соответствии с полученными результатами;

4.

психотерапевтическая

обеспечивает формирование у обучающегося чувства успешности и целесообразности затраченных усилий;

5.

ориентирующая

направлена на осознание обучающимся этапов своего развития в выбранной сфере, ключевых моментов принятия самостоятельных решений, спектра возможных вариантов выбора.

Таким образом, реализация обозначенных выше групп функций портфолио, обуславливает целесообразность использования данной технологии для решения педагогического сопровождения обучающихся в системе дополнительного образования. Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше цель и задачи портфолио могут быть реализованы в полной мере при условии верного подхода к проектированию содержания разделов портфолио обучающегося, используемого в организациях дополнительного образования. Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определённым образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае.

    В зависимости от цели использования портфолио существуют различные виды. Например, презентационное портфолио — это коллекция лучших работ обучающегося. Может использоваться при поступлении в другое учреждение дополнительного образования или детского объединения, или для участия в различных конкурсах. 

 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио. 

Портфолио достижений. В этой модели наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успешную деятельность обучающегося в той или иной области. Портфолио проекта. Оно содержит более полную выборку работ по определенному проекту. Данное портфолио отражает объем работ, выполненных по проекту, показывая все этапы, от зарождения идей до завершения проекта.

Рефлексивное портфолио содержит материалы по оценке (самооценке) достижения целей.

Тематическое портфолио. В этой модели акцент делается на тематически обособленные работы в рамках той или иной темы или модуля. Тематическое портфолио имеет смысл делать, если обучающийся занимается какой-то определенной темой не разово, а постоянно или часто. 

Общепринятой и чаще всего использующейся является структура  комплексного портфолио, которое содержит элементы всех перечисленных моделей и, как показала практика, является наиболее эффективной и востребованной моделью, включающей разные разделы. Такое портфолио состоит из семи разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.

 

Рисунок 1 — Структура портфолио по Золотарёвой А.В.

Таким образом, была определена общая структура «универсального портфеля достижений», которая может быть использована в качестве основы для построения реальной личностной «презентации». Исходя из этого, можно выделить структурные характеристики портфолио, предлагаемого для использования в фиксации достижений. Опираясь на труды авторов Золотарёвой А. В, Криницкой Г. М., Пикиной А. Л, был определен перечень разделов, которые могут содержаться в портфолио, и их содержание.

Таблица 5 —  Структура комплексного портфолио 

Разделы портфолио

Содержание

1.  «Титульный лист» 

Он содержит:

— название папки (например, «Творческое досье «);

— Ф.И.О. автора;

— название места обучения;

— адрес, рабочий телефон, e-mail;

— содержание портфолио

2. Раздел «Визитная карточка»

Его можно назвать и по-другому, например: «Анкетные данные», «Общие сведения об авторе», «Персональный блок», «Портрет», «Паспорт»  

В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

— фотографию автора;

— автобиографию;

  цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);

личные интересы;

3. Раздел «Творческое досье» («Рабочие материалы», «Методическая копилка»). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. 

В него могут входить:

— исследовательские работы;

— программно-проектная деятельность;

— индивидуальная работа;

— массовая работа (выставки, фотографии и видеокассеты с записью участия в различных мероприятиях и т. п.);

— справочно-информационная деятельность;

— использование компьютерных технологий;

4. Раздел «Образовательный коллектор» («Карта профессионального роста», «Научно-методическая деятельность», «Индивидуальная образовательная карта»)   Он позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио.

 Здесь отражаются:

— результаты итоговой аттестации, тестирования;

— работа в объединениях;

— участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);

— участие в профессиональных и творческих конкурсах;

— публикации и выступления в СМИ;

5. Раздел «Банк личных достижений» («Портфолио документов», «Мои достижения») Он представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. 

Здесь могут быть представлены:

— копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

— сертификаты, свидетельства;

— грамоты;

— благодарственные письма;

— дипломы различных конкурсов;

— другие награды по усмотрению автора;

6. Раздел «Портфель отзывов» включает

.

Он содержит:

— оценки результатов труда;

— статьи об авторе портфолио;

7. Раздел «Авторская самооценка» или «Рефлексия» предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. 

Данный раздел может содержать:

— размышления автора по поводу той сферы обучения; самоанализ;

— коррекцию собственной деятельности;

— стратегию профессионального развития.

Рассматривая содержание портфолио, необходимо отметить, что приведенная структура является лишь неким шаблоном, и, состав оцениваемых достижений может быть расширен.

        Существуют множество различных видов портфолио, и структура может быть какой угодно, потому что в настоящее время не существует единых для всех правил. Все зависит от пожеланий того, для кого оно делается. Стиль, в котором будет выполнено портфолио, количество и названия разделов, какие работы, и в каком порядке, будут предоставлены, все эти задачи обучающийся решает сам. Учитывается при этом объем информации, которая будет представлена в портфолио, какая информация, цель использования портфолио и другое.

    На настоящем этапе, когда компьютерная коммуникация и информационные технологии начинают широко применяться при решении образовательных задач, актуальным становится ведение обучающимися электронного портфолио или онлайн-портфолио. Они представляют собой разновидности портфолио, организация, обработка и хранение которых осуществляются с использованием программного обеспечения, позволяющего оптимизировать данные процессы и облегчить доступ к содержанию портфолио заинтересованным пользователям [28, c. 61-66].  

Важной целью создания и формирования портфолио является предоставление отчета по процессу образования, формирование «картины» значимых образовательных результатов в целом, отслеживание индивидуального прогресса, в широком образовательном контексте, демонстрирование его способностей применять приобретенные знания и умения в практической деятельности. 

Ведение портфолио считается творческой работой, позволяющей обучающемуся представить свой личный образовательный уровень. 

Из этого следует, что портфолио  является способом фиксирования, накопления и оценки персональных достижений обучающегося за определенный период времени. Его использование позволяет решать задачи контроля, планирования, организации и самоорганизации, включения обучающегося в процесс развития своих компетенций, поощрения активности и самостоятельности.

Портфолио в современных условиях должно использоваться и рассматриваться не только в качестве самостоятельно используемого инструмента, но и как составляющая целостной образовательной системы, реализация которой неизбежно сопровождается пересмотром режима взаимодействия субъектов образовательного процесса.

По этой причине обоснование портфолио современным способом оценивания, в большей части исследовательских работ осуществляется по единому алгоритму, в них также акцентируется внимание на предоставляемых портфолио возможностях в преодолении недостатков традиционных оценочных средств. Одним из основных преимуществ портфолио нам всеми традиционными способами контроля и оценивания считается то, что он необходим, в первую очередь, самим обучающимся.

Традиционно портфолио представляет собой огромную книгу или кожаный чехол с образцами работ. 

Но с развитием всемирной паутины портфолио приобрело электронный вид, с помощью которого можно быстро и легко ознакомить со своими достижениями и успехами любого человека во всём мире.

Ниже представлены  определения электронного портфолио и его значение. Электронное портфолио – это совокупность работ представленных, либо на цифровых носителях, либо в виде WEB- сайта [30]. Электронное портфолио позволяет работать с большим объёмом информации, создать удобный способ навигации с добавлением гиперссылок, предоставить работы в единой стилистике (шрифт, цветовая палитра и т.д), обучающийся сам может вносить изменения в структуре портфолио.

 Демонстрационное электронное портфолио — демонстрационное электронное портфолио отражает опыт своего владельца, представляя примеры лучших работ. 

Электронное портфолио развития навыков — электронное портфолио развития навыков демонстрирует несколько примеров работ, выполненных в рамках одного проекта, чтобы показать процесс развития навыков обучающегося.

Например, можно включить в портфолио несколько баннеров для страницы, чтобы продемонстрировать этапы эволюции дизайна. Баннеры — важная часть для личного портфолио. Что лучше него демонстрирует ваши достижения. Именно с помощью правильного баннера можно легко и быстро создать нужное портфолио.

ВЕБ — портфолио — это может быть личный сайт с индивидуальным дизайном, с полным функционалом социальной сети для создания сообществ и общения, возможностью простого и самостоятельного обновления. На страничках сайта — портфолио размещается заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов (текст. фото, аудио, видео файлы), которые демонстрируют все достижения обучающегося в дополнительном образовании и не только. Электронное портфолио может использоваться в разных областях (в школе, в дополнительном образовании, в вузах, в профессиональной деятельности). Психолого-педагогическое сопровождение детей в дополнительном образовании предусматривает использование разнообразных педагогических технологий. Арсенал педагога дополнительного образования, сопровождающего процесс индивидуального развития и личностного роста ребенка, должен включать формы, методы, приемы и технологии, которые обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса и помогают активизировать в его рамках позицию ребенка. К числу педагогических технологий, способствующих решению и реализации обозначенных в предыдущем параграфе задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании (в частности, обеспечение реализации диагностической функции деятельности сопровождающего), в полной мере можно отнести технологию портфолио.

Портфолио относится к группе индивидуально ориентированных технологий. Одна из основных задач их использования в учреждении дополнительного образования — обеспечение субъектной позиции ребенка и рефлексивного отношения к собственной деятельности в процессе его личностного развития.

 В дополнительном образовании портфолио позволяет:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • формировать умение учиться ставить цели;
  • планировать и организовывать собственную  деятельность;

оценить его творческие, научные, технические достижения, а также дополнить(заменить) результаты деятельности.

Электронное портфолио удобно тем, что:

  • его легче дополнить и усовершенствовать;
  • можно переслать в сети интернета в любую точку одним щелчком;
  • если портфолио сделано в виде веб-страницы, то это удобная система навигации по разделам, если таковые имеются;
  • всегда можно взять отдельную часть и распечатать по мере необходимости;
  • портфолио можно хранить на электронных носителях.

Из этого  следует отметить, что ценность всех рассмотренных портфолио заключается в том, чтобы систематизировать знание о портфолио как инструменте, включенном в реальный образовательный процесс. Таким образом, портфолио как средство фиксации достижений обучающихся отвечает всем требованиям к оцениванию – оно базируется на субъект — субъектном подходе, сочетает самооценку с внешней оценкой, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. 

Электронный портфолио помогает строить различные визуализации диаграммы, графики, создавать презентации. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Электронное портфолио отображает результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой,

социальной, коммуникативной.

В сети Интернет существует несколько ресурсов, создающих условия педагогам для формирования и ведения электронного портфолио или сайта.

  1. Сайт «Современный учительский портал»
  2. Сайт Электронное портфолио педагога «Netfolio»
  3. Бесплатный конструктор электронных портфолио учителя и ученика «uPortfolio»
  4. Международный образовательный портал «МААМ.ру»
  5. Информационно — образовательная сеть для ведения профессионального, учебного и творческого ВЕБ – ПОРТФОЛИО «4 Портфолио»
  6. «УЧПортфолио».

      Анализ изученных источников и интернет ресурсов показал, что в России метод применения электронного портфолио обучающегося находится на данный момент  на стадии разработки, поэтому очень важно разработать электронный шаблон портфолио обучающегося для дополнительного образования. Выбирая среду для создания портфолио, необходимо исходить из целевых установок. Так, например, портфолио  целесообразно создавать в профессиональных сетевых сообществах.

Технически для создания портфолио подойдет большинство существующих сегодня сервисов Web 2.0, например, wiki, блоги, социальные сети.

       Таким образом, на основе изученной теории был разработан шаблон электронного портфолио, который можно использовать в дополнительном образовании для фиксации достижений обучающихся, и который был апробирован в МБОУ СОШ №1.   

    Шаблон создан с помощью платформы Moodle – это модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, система  управления образовательными электронными курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением Moodle или виртуальная обучающая среда Moodle. Данная платформа была выбрана потому что система Moodle является одной из актуальных и из тех платформ, с помощью которой можно получить знания, пройти отдельные курсы. В Moodle можно пройти обучение поэтапно, получая оценки и комментарии от педагога. Кроме того, эта платформа позволяет создавать педагогам свои собственные курсы. И платформа представляет собой невероятно широкий набор настроек, богатство функционала и надёжность в работе.

Таким образом, на платформе Moodle был создан курс под названием «Портфолио обучающихся» содержащий краткую информацию о себе, благодарственные письма, грамоты, дипломы, фото, видео. Так же здесь есть блог «Объявления», где педагог может писать комментарии обучающимся. Обучающийся может сам зарегистрироваться в системе или это может сделать администратор (педагог).

 Структура электронного портфолио соответствует рекомендациям доктора педагогических наук, профессора кафедры дополнительного и технологического образования, заслуженного учителя Российской Федерации  Золотаревой  А.В. 

Титульный лист оформлен в соответствии с общими требованиями, рецензия на дипломный проект написана Ларисой Валентиновной Ивановой, заместитель директора по воспитательной работе, учитель младших классов.

Во введении к портфолио сформулированы цель и задачи, которые позволяют получать информацию об отдельных «видимых» результатах, фиксируя внешние проявления активности обучающихся, развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, оценивать собственную деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Во время педагогической практики с 24.04.2023 г. по 20.05.2023г. в  МБОУ СОШ №1 села Абалаково прошла апробация шаблона электронного портфолио. Школа представляет собой двухэтажное кирпичное здание, и в ней учится около 70 детей с 5 класса по 11 класс. Младшие школьники с 1 класса по 4 класс учатся в  здании, которое расположено рядом. В 2021 году в старшей школе был открыт Центр образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста», где проходят занятия по дополнительному образованию. «Точка роста» – это многофункциональное образовательное пространство, максимально эффективно задействованные  помещения школы для образовательной и сопутствующей деятельности в различных форматах: теоретическая и практическая работа в рамках основного и дополнительного образования. Кабинеты укомплектованы современным учебным оборудованием. Также образовательный центр «Точка роста» федерального проекта «Современная школа» реализует ряд программ дополнительного образования. В разнообразную проектно-исследовательскую деятельность вовлечено около 50% всех школьников, проживающих в сельской местности. 

Целью прохождения преддипломной практики было ознакомление с деятельностью дополнительного образования в Абалаковской средней школе и выполнение задания по дипломному проекту на тему «Разработка электронного портофолио как средства фиксации достижений обучающихся в дополнительном образовании» и его апробация  в  данном учреждении. Апробация электронного портфолио  была осуществлена в детском образовательном объединении «Музейное дело «Поиск»», куда входили 7 обучающихся из 8 «А» класса. В соответствии с уровнем  компьютерной подготовленности обучающихся были  определены темы, целевые установки и содержание консультаций, которые представлены в таблице.

 Таблица 7  – Темы  консультаций

Темы консультаций

Целевые установки

Особенности проведения занятия

1

Понятие электронного портфолио,

значение, виды.

Изучение инструкции для входа на платформу MOODLE

Познакомить обучающихся с электронным портфолио, видах,  и назначении.  Изучить инструкцию

Консультация проводится с представлением презентации

2

Структура  портфолио, его содержание и  оформление

Изучение структуры и содержания.

Работа на платформе MOODLE

3

Определение конкретного наполнения разделов портфолио

 Сбор информации

Работа на платформе MOODLE

4

 Наполнение портфолио информацией 

Применение информации и распределение по нужным разделам

Работа на платформе  MOODLE

5

Заполнение и размещение на сайте школы

Пробное заполнение портфолио и размещение на сайте школы 

Работа на платформе  MOODLE

Все консультации были направлены на реализацию целей и задач  освоения технологии электронного портфолио. Были соблюдены принципы построения портфолио:

системность и достоверность, открытость, прозрачность, простота,  доступность, полнота представления.

Таким образом в детском образовательном объединении «Музейное дело «Поиск»» был апробирован шаблон электронного портфолио. Проведены 5 консультаций обучающихся. Проведено анкетирование педагогов с целью выяснить, насколько они знакомы  с данной инновацией, необходимостью создания электронного портфолио для демонстрации достижений обучающихся в дополнительном образовании, какие основные проблемы, на их взгляд, могут возникнуть при внедрении электронного портфолио  в данном образовательном учреждении.

Во время проведения первой консультации на тему «Понятие электронного портфолио. Значение, виды» особое внимание было уделено разным видам портфолио. Обучающиеся познакомились с понятием электронного портфолио и в каком детском образовательном объединении можно применить его на практике.

Во время проведения второй консультации было знакомство со структурой   электронного портфолио и его содержанием. Обучающиеся познакомились с различной структурой портфолио  и его содержанием.

Темой третьей консультации стало определение конкретного наполнения разделов портфолио. Обучающиеся  активно участвовали в поисковой деятельности, проявляли инициативу, креативность и творчество. Однако сбор портфолио вызвал трудности, потому что ведение портфолио должно вестись с начала учебного года.  

На четвертой консультации при работе на платформе Moodle осуществлялось применение информации и распределение по нужным разделам электронного портфолио.

Темой пятой консультации было пробное заполнение и размещение электронного портфолио на сайте школы. Таким образом семь обучающихся школы создали свои портфолио. Но они находятся в стадии не окончательной завершенности. За недостаточностью опыта в информационно компьютерных технологиях для выполнения данной задачи обратились к специалисту школы по IT — технологиям. 

Таким образом, все консультации  были направлены на реализацию целей и задач разработки шаблона электронного портфолио. Формы проведения: консультации в которых присутствовали элементы: наблюдение, беседа, презентации, работа с ИКТ.

Во время апробации продукта  было проведено 5  консультаций по освоению  шаблона электронного портфолио в Абалаковской СОШ № 1. При наблюдениях обучающиеся овладели и закрепили приемы работы по заполнению электронного портфолио. В результате наблюдений за деятельностью обучающихся на консультациях была обнаружена положительная динамика, которая дала понять необходимость данной инновации в дополнительном образовании. Обучающиеся активно погружались в процесс обучения,  выполняли все по инструкции педагога, закрепляли  практические навыки в области наполнения портфолио. Однако на основании проведенной работы  выяснилось, что применение  шаблона для создания электронного портфолио обучающимися требует значительно  большего времени для внедрения и изучения в дополнительном образовании. 

  

                                                          

                                                           

                                                           

                                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы и интернет ресурсов по рассматриваемому вопросу позволил сделать вывод о том, что портфолио является современной эффективной образовательной технологией. Проведённый анализ позволяет увидеть, что портфолио в современных условиях должно использоваться и рассматриваться не только в качестве самостоятельно используемого инструмента, но и как составляющая целостной образовательной системы, реализация которой неизбежно сопровождается пересмотром режима взаимодействия субъектов образовательного процесса.   Во время работы над проектом  был разработан шаблон электронного портфолио для фиксации достижений обучающихся дополнительного образования, составлена инструкция педагогу по использованию этого шаблона. Инструкция представляет собой пошаговый алгоритм действий с помощью которого можно понять куда надо двигаться  педагогу или обучающимся. Инструкция находится в приложении. 

Уникальность электронного портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился, и как можно использовать приобретенные знания.
Предложенный шаблон портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в дополнительном образовании разной направленности. Практическая значимость работы в том, что разработан шаблон электронного портфолио на образовательной платформе MOODLE в дополнительном образовании, его структура, содержание и механизм, является важным элементом практико-ориентированного подхода.  

 Необходимость применения  электронного портфолио   в дополнительном образовании определяется:

  • недостаточной теоретической проработкой оснований для внедрения   в учебный процесс   инструмента «электронное портфолио»;
  • господством позитивистского подхода, – из всего многообразия   функций   портфолио   больше   внимания уделяется функции «инструмент внешнего оценивания», а функция «инструмент самооценивания, саморазвития» используется редко; 
  • отсутствием разработки вопросов рефлексии педагогом хода процесса обучения; 
  • нереализованностью   возможностей   электронного   портфолио как   виртуального   рабочего   кабинета обучающегося и учителя;
  • недостаточной проработанностью критериев внешнего оценивания продвижения процесса в овладении обучающимся теми или иными компетенциями;
  • отсутствием критериев рефлексивного оценивания обучающимися процессов обучения и развития;
  • форма работы с портфолио, неоправданно большими тратами времени обучающихся на ведение и учителей на проверку портфолио.

 Следует помнить, что четких правил, описывающих то, как должен выглядеть портфолио обучающегося, на данный момент нет. 

Если   рассматривать   портфолио   как   действенный   инструмент   совершенствования фиксации достижений у обучающихся в дополнительном образовании, необходимо в планах выделять время   на   работу с этим инструментом. Дальнейшего исследования требуют, теоретические основания для   внедрения  инструмента «электронное   портфолио», возможности использования электронного   портфолио для рефлексии   педагогом   хода процесса   обучения, критерии (само)оценивания продвижения   процесса в овладении   обучающимся   теми   или   иными   компетенциями, возможности   электронного   портфолио как виртуального рабочего кабинета обучающегося и педагога.

        Для создания дипломного проекта было подобрано и изучено достаточное количество информационных источников. Это справочно-энциклопедическая, психолого-педагогическая, методическая, и специальная литература, в том числе интернет источники.

К сожалению, шаблон электронного портфолио был разработан в конце учебного года. Однако  в школе пошли навстречу, помогли и дали возможность поработать в   детском образовательном объединении «Музейное дело «Поиск»», где вместе с обучающимися  можно было разработать электронное портфолио. Обучающиеся на следующий год будут продолжать посещать это детское объедение ,поскольку программа рассчитана на два года и они продолжат ведение электронного портфолио. Следовательно, нужно учесть, что, портфолио лучше заводить в начале учебного года, тогда обучающийся будет в течение всего учебного года  заполнять свой портфолио пользуясь данным шаблоном. Благодаря работе по созданию дипломного проекта у выпускника осуществлялось формирование профессиональных компетенций, связанных с разработкой шаблона электронного портфолио.

               

                  

  

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации:  Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля. 
  2. О персональных данных: Федеральный закон Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля.
  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
  4. Абрамов А. В., Артемьева Г. Н., Махутов Б. Н. Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений: учебное пособие. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2018. – 100 с.
  5. Артемьева Г. Н., Зыкова Н. А. Портфолио студента вуза по психологопедагогическим дисциплинам: учебно — методическое пособие. Нижневартовск: НВГУ, 2018. — 104 с.
  6. Бекузарова Н. В. К проблеме использования профессионального портфолио студента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. №1. – 30 с.
  7. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для СПО / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина.— Москва: Юрайт, 2018. — 399 с. — URL: www.biblio-online.ru/book/5B350CC9-CE7E-4CDD-84DB-F04B3935BA09  (дата обращения 11.06.2023)
  8. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практик для вузов / А. В. Золоторева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. -2-е издание — Москва:  Юрайт, 2023. — 315 с. – (Высшее образование). – Текст : непосредственный.
  9. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2020. —  251 с. 
  10. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2021. № 8. – 24 с.
  11. Игонина Е. В, Эрганова Н. Е. Портфолио педагога профессиональной школы: зарубежный и отечественный опыт: монография. Екатеринбург: Издательствово Российского государственного  профессионального педагогического университета, 2018. – 162 с.
  12. Игонина Е. В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2019. — 173 с.
  13. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. Москва: ЭКСМО, 2019. – 187 с.
  14. Карпова Е. В. Проблема оценивания: традиции и инновации // Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования. Ярославль. 2020. — 14с.
  15. Кныш И. А., Пастухова И. П. Электронное портфолио студента: особенности формирования и внедрения в практику образовательного                      процесса // Приложение к журналу «Среднее профессиональное    образование». 2007. № 11. С. 63.
  16. Медведева И. Н. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки №5. 2018. – 140 с.  
  17. Меттус, Е. В. Личностное портфолио. Воспитай в себе человека / Е.В. Меттус, А.В. Литвина. — Москва.: Учитель, 2019. — 520 c.     
  18. Новикова Л.И. Красивое слово – портфолио // Профессиональное образование. Столица.№ 4. 2019. – 48 с.
  19. Новикова Т.Г., Пинская М. А., Прутченков А.С. «Портфолио» — новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2020. – 35 с.
  20. Новикова Т. Г. Оценивание с помощью портфолио // Народное образование. 2021. -138 с.  — Текст : непосредственный.
  21. Переверзев В. Ю., Синельников С. А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. 2018. – 71 с. 
  22. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для вузов / Л. В. Байбородова.  – Москва: Юрайт, 2023. – 363 с. — (Высшее образование). – Текст: непосредственный.
  23. Суртаевой Н. Н. Портфолио в современном образовательном поле: учебно — методическое пособие. — Санкт-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО-НМЦ, 2021. — 40 с.
  24. Смолянинова О. Г. Использование электронного портфолио в практике зарубежных ВУЗов // Информатика и образование. 2018.  №11.- 77 с.
  25. Смолянинова О. Г. Технология электронного портфолио студента // Профессиональное образование. Столица. 2020. № 12. – 12 с.
  26. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. «Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской федерации», статья, Сибирский педагогический журнал №7, 2019. — 170 с.
  27. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебнометодическое пособие. — Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2018. —  82 с.
  28. Положением об электронной информационно-образовательной среде: Решением Ученого совета университета, протокол № 11/427 от 25.06.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsvpu.ru/filedirectory/9314/01_R_826P_Polozh_ob_yelektr_portfolio_o buch_v_inf_obraz_srede.pdf. (дата обращения 15.05.2023). — Текст : электронный.
  29. Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы: Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.2004 №31-17/122929 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc. (дата обращения 15.05.2023).  — Текст : электронный.
  30. Портфолио [Электронный ресурс] // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/ 234276/портфолио (дата обращения 16.06.2023). — Текст : электронный.

 

               

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф