Содержание
- Введение
- 1 Обзорный раздел
- 1.1 Сущность и направления инновационной деятельности организации
- 1.1.1 Основные сведения об АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ее хозяйственной деятельности
- 1.1.2 Система управления организацией
- 1.1.3 Основные характеристики продукции АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 1.1.4 Особенности инновационной деятельности организации
- 1.2 Описание внешней среды организации и ее особенностей
- 1.2.1 Характеристика и анализ отрасли, к которой принадлежит организация
- 1.2.2 Оценка рыночной среды
- 1.2.3 Характеристика агентов рыночной конъюнктуры
- 1.3 Особенности развития инновационной деятельности отрасли
- 2 Аналитический раздел
- 2.1 Предварительный обзор финансово-экономического положения АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 2.1.1 Оценка имущественного положения
- 2.1.2 Оценка финансовой устойчивости
- 2.1.3 Оценка платежеспособности и ликвидности
- 2.1.4 Анализ деловой активности предприятия
- 2.1.5 Анализ рентабельности предприятия
- 2.2 Стратегический анализ деятельности АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 2.2.1 Определение места фирмы среди конкурентов
- 2.2.2 Проектирование и анализ цепочки ценности
- 2.2.3 Определение масштаба бизнеса
- 2.2.4 Анализ конкурентного облика организации
- 2.2.5 Анализ цели организации
- 2.2.6 Стратегический анализ активов организации
- 2.2.7 SWOT – анализ деятельности АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 2.2.8 Анализ дальней внешней среды
- 3 Специальный раздел
- 3.1 Описание основных тенденций совершенствования деятельности АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 3.2 Актуальность внедрения интегрированной системы управления и организации АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 3.3 Содержание работ по внедрению интегрированные системы управления и организации производственных процессов АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 4 Организационно-экономический раздел
- 4.1 Планирование мероприятий по внедрению интегрированные системы управле-ния и организации производственных процессов АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
- 4.2 Расчет эффективности проекта
- Заключение
- Список использованных источников
Введение
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является удовлетворение потребностей граждан в продукциях, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах. Для решения главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Для получения прибыли люди изыскивают более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретение новых видов продукции, на которые возникает спрос, также применение организационных и технических нововведений, которые могут повысить эффективность производства. Принося прибыль, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие государства, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Деятельность каждого предприятия ориентирована на финансовый результат — прибыль, которая является достижением необходимой рентабельности продукции (работ, услуг).
Актуальность темы выпускной квалификационной работы выражена способностью и умением быстро перестраиваться, не упускать возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития, присущие данные качества в настоящее время становятся главными аргументами предприятия в конкурентной борьбе. Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической, инновационной и рыночной политики являются основополагающими идеями новой философии управления организацией и ее развития.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и реализация проекта развития организации в условиях проектного управления.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть сущность и направления инновационной деятельности АО «МВЗ им. М.Л. Миля»;
— описать внешнюю среду организации и ее особенности;
— проанализировать особенности развития инновационной деятельности отрасли;
— проанализировать и оценить финансовую деятельность АО «МВЗ им. М.Л. Миля»;
— изучить стратегии деятельности АО «МВЗ им. М.Л. Миля»;
— описать основные тенденции совершенствования деятельности АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
— разработать проект развития организации в современных условиях;
— рассчитать экономическую эффективность проекта.
Предметом выпускной квалификационной работы является разработка и реализация проекта развития организации в условиях проектного управления.
Объектом исследования в данной работе является акционерное общество «Московский вертолетный завод имени Михаила Леонтьевича Миля». Завод занимается опытно-конструкторской работой и проектированием, включает прогрессивный научно-экспериментально-исследовательский комплекс, инженерно-инновационный центр и уникальную летно-испытательную базу и является составной частью основной интеллектуальной площадки холдинга «Вертолеты России».
Теоретической и методологической базой исследования являются системный подход к анализу экономических явлений и процессов, основные законы рыночной
экономики, современные концепции устойчивого развития, методы финансового и экономического анализа, научные положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории управления организацией.
Информационной базой исследования послужили данные Росстата, законодательные и нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, относящиеся к теме ВКР. В процессе написания работы основными источниками информации для анализа деятельности предприятия являлись: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах АО «МВЗ им. М.Л. Миля» за 2014–2015 гг., статистическая отчетность предприятия АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и холдинга «Вертолёты России».
Выпускная квалификационная работа на тему «Разработка и реализация проекта развития организации на примере АО «МВЗ им. М.Л. Миля» содержит объем работы 110 страниц, 30 рисунка, 35 таблиц, 17 источников и литературы и состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Обзорный раздел
Основной целью данного раздела является фактическое описание и системный анализ состояния АО «МВЗ им. М.Л. Миля». Анализ позволяет учесть возможные факторы, которые влияют на деятельность и дальнейшее развитие вертолетостроительной организации.
1.1 Сущность и направления инновационной деятельности организации
Сегодня московский вертолетный завод является одним из самых авторитетных мировых разработчиков винтокрылых летательных аппаратов, которые эксплуатируются более чем в 100 странах.
Завод занимается опытно-конструкторской работой и проектированием, включает прогрессивный научно-экспериментально-исследовательский комплекс, инженерно-инновационный центр и уникальную летно-испытательную базу. Специалисты завода вертолетной техники имени М.Л. Миля курируют внедрение в серийное производство новых моделей и модификаций вертолетной техники марки «Ми», ведут сопровождение эксплуатации вертолетов гражданского и военного назначения.
1.1.1 Основные сведения об АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ее хозяйственной деятельности
Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л. Миля является головным отечественным разработчиком винтокрылых летательных аппаратов и общепризнанным лидером мирового вертолетостроения, основанный в 1947 г. в опытно-конструкторском бюро, которое возглавил Михаил Леонтьевич Миля при геликоптерной лаборатории ЦАГИ. В 1953 г. предприятие получило новый номер — ГАЗ №329, а в 1967 г. переименовано в Московский вертолетный завод. После смерти М.П. Миля в 1970 г. завод получил имя своего основателя.
В 1993 г. состоялось переименование МВЗ из государственного в акционерное общество открытого типа: ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля».
Чтобы сохранить позиции рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию российскими производителями вертолётной техники в рамках программы развития был проведен процесс объединения в холдинг «Вертолеты России». Холдинг в лице объединённых предприятий является одним из лидеров мирового вертолетостроения, единственным разработчиком и производителем вертолетов в России, помимо этого является одним из немногих в мире, обладающей возможностями для проектирования, производства, испытания и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.
Основные сведения об организации представлены в таблице 1.1.[1]
Таблица 1.1 – Основные сведения об организации
Общая информация о фирме | |
Полное наименование организации | Акционерное Общество «Московский вертолетный завод имени Михаила Леонтьевича Миля» |
Краткое наименование организации | АО «МВЗ им. М.Л. Миля» |
Организационно-правовая форма | Публичное Акционерное Общество |
Время работы на рынке | 69 лет |
Управляющей организации: | Акционерное Общество «Вертолеты России» |
Форма собственности | Корпоративная |
Размер уставного капитала | 104 273 тыс. руб. |
Место регистрации | Московская область |
Местонахождение организации | 140070, Московская область, Люберецкий район, поселок Томилино, улица Гаршина, дом 26/1 mvz@mi-helicopter.ru |
Сфера деятельности | Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук |
Изначальная и современная цель | Разработка и опытно-конструкторская эксплуатация высокотехнологичных летательных аппаратов |
Вид деятельности | Опытно-конструкторская и научно-исследовательская работа |
Принадлежность предприятия к концернам, холдингам и др. | Входит в состав холдинга «Вертолеты России» |
Акции предприятия | ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», которому принадлежит 98,5% акций предприятия |
Основные направления производственной деятельности предприятия представлены на рисунке 1.1. С момента основания на заводе создано 13 базовых моделей вертолетов: Ми-1; Ми-2; Ми-4; Ми-6; Ми-8; Ми-10К; Ми-14; Ми-24; Ми-26; Ми-28; Ми-34, а также их многочисленные модификации — общим числом свыше 200.
Рисунок 1.1 – Основные направления производственной деятельности
На сегодняшний момент ведутся разработки новых вертолетных аппаратов гражданского направления (транспортно-пассажирский Ми-38), модернизируются Ми–171А2 и -26Т2, проводится (по заказу российского военно-промышленного комплекса и иностранных заказчиков) улучшение технических характеристик боевых машин, таких как «Ночной охотник», Ми-28Н и -35М, разрабатываются новые модификации вертолетов, например, создан для подготовки военных пилотов учебно-боевой Ми-28УБ.
Летательные аппараты, разработанные в организации, выпускаются на серийных вертолетных заводах холдинга («Роствертоле», Улан-Удэнском заводе и Казанском) и составляют основу летной авиации Российской Федерации, а также поставляются в другие страны СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.
Необходимо также отметить, что государство оказывало и продолжает оказывать поддержку ключевых проектов организации, направленных на разработку расширения модельного ряда и модернизацию существующей продукции, что дает возможность наилучшим образом отвечать требованиям заказчиков. За последние несколько лет усилия специалистов предприятия были сосредоточены на таких проектах как Ми-38/-34С1 и других образцов.
1.1.2 Система управления организацией
В настоящее время АО «МВЗ им. М.Л. Миля» является составной частью основной интеллектуальной площадки холдинга «Вертолеты России» – Национального центра вертолетостроения (НЦВ), в котором ведутся научные исследования и проводятся испытания новой вертолетной техники.
Организационная структура холдинга «Вертолеты России» представлена на рисунок 1.2.
Управляющая организация АО «Вертолеты России» принявшее обязательства осуществление функций по управлению текущей деятельностью вертолетостроительных предприятий |
занимающиеся научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой (АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и АО «Камов») |
авиазаводы, являющиеся крупнейшими в мире серийными производителями вертолетной техники: АО «Казанский вертолётный завод» (в последнее время занимается разработкой опытной вертолетной техники), АО «Росвертол», АО «У-УАЗ», АО ААК «Прогресс», АО «КумАПП» |
предприятия, занимающиеся производством комплектующих частей: АО «СМПП» и АО «Редуктор — ПМ» |
компании сервисного обслуживания АО «ВСК» и АО «НАРЗ», компания с 2011г. имеет представительство во Вьетнаме |
инвестиционная деятельность, доверительное управление ценными бумагами — ООО «Вертолетные системы» |
организация и проведение работ по эксплуатации и обслуживанию инфраструктуры вертолетных предприятий — ООО «Обслуживающая компания ЛИК» |
разработка и анализ инвестиционных проектов, проведение маркетинговых исследований, обеспечение выполнения НИОКР, организация работ по международным проектам ООО «Международные вертолетные программы» |
продажа вертолетов, запасных частей и комплектующих для вертолетов, обслуживание и ремонт вертолетов — Integrated Helicopter Services Private Limited. Осуществление деятельности по продаже вертолетов, запасных частей и комплектующих для вертолетов, организация обслуживания и ремонта российских вертолетов в Индии
|
обслуживание и ремонт вертолетов — International Rotor Craft Services FZC. Техническое обслуживание, ремонт, оказание иных видов сервисных услуг по обслуживанию вертолетной техники российского производства в Объединенных арабских эмиратах
|
осуществление централизованных закупок и поставок сырья, материалов и комплектующих для производства вертолетной техники — ООО «Центр закупок и логистики» |
Рисунок 1.2 — Организационная структура холдинга «Вертолеты России»
На рисунке 1.3 представлена организационная структура АО «МВЗ им. М.Л. Миля», которая представляет линейно-функциональный вид: каждая подсистема формирует свою иерархию, а оценка деятельности каждой службы производится посредством показателей, которые несут выполнение поставленных своих задач, конечным результатом которых является качество и эффективность работы предприятия в целом и все подразделения работают, чтобы его достигнуть.
Основные направления деятельности аппарата управления АО «МВЗ им. М.Л. Миля» направлены на определение стратегических целей и анализ работы менеджмента по достижению этих целей, надзор за соблюдением процедур контроля и управления рисками, формирование и анализ инвестиционной политики, в том числе предложений менеджмента по развитию компании, обеспечивая обоснованность управленческих решений, своевременность их выработки и принятия, оперативное доведение до исполнителей, четкую организацию выполнения решений, которые являются залогом планомерной, ритмичной и рентабельной работы предприятия. Функции, выполняемые каждой структурной единицей аппарата управления четко определены и разграничены.
Директор предприятия является руководителем всей производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и олицетворяет собой верхний иерархический уровень управления предприятием, осуществляя руководство комплексов, бюро и НИотделов, непосредственно через его заместителей и помощников.
Все подразделения АО «МВЗ им. М.Л. Миля» занимаются разработкой, проектированием испытанием и подготовкой к запуску в серийное производство новых направлений и моделей вертолетной техники, основными из которых являются:
- Опытно-конструкторское бюро;
- Летно-испытательный комплекс;
- Опытное производство;
- Экспериментальный инженерный комплекс;
- Инженерно-инновационный центр;
Инспектор по протоколу |
Советник Генерального директора |
Консультант по правовым и экономическим вопросам |
Помощник директора по организационной работе |
Юрист |
Главный инженер |
Главный бухгалтер |
Первый заместитель директора по научной работе (инженерно-инновационного центра) |
Заместитель директора по научной работе (экономика и развитие) |
Юрисконсульт |
Заместитель директора по инновациям и развитиям новых видов деятельности |
Заместитель директора по организационно-хозяйственный деятельности |
Заместитель главного конструктора |
Заместитель главного конструктора |
Опытное производство |
Экспериментальные участки |
Экспериментально-инженерный комплекс |
Главный конструктор |
НИ сектор «Планирования и модулирования» |
НИ отдел «Экологическая безопасность и устойчивость развития» |
Ремонтно-эксплуатационная служба |
Штаб гражданской обороны |
Отдел кадров |
Отдел экономического анализа и прогнозирования |
Финансово бухгалтерский отдел |
Сервисный центр (мастерская) по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств |
Архив |
Отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения |
НИ отдел «Нормативно-техническое и экспертное обеспечение летательных аппаратов» |
НИ отдел «Конструктивное и эксплуатационная безопасность летательных аппаратов» |
НИ отдел «Применение топливно-смазочных и эксплуатационных материалов системы летательных аппаратов» |
НИ отдел «Разработка и применение современных методов и механизмов вертолетостроения» |
НИ отдел «Безопасность движения полета» |
НИ отдел «Проблемы подготовки летчиков-испытателей» |
Отдел маркетинга научных услуг вертолетостроения |
Опытно-конструкторский комплекс |
Летно-испытательный комплекс |
Множительная документация |
Копировальное бюро |
Бюро оформления технической документации |
Патентное бюро |
Бюро надежности и долговечности |
Бюро нормализации и стандартизации |
Генеральный директор АО «МВЗ им. М.Л.Миля» |
Рисунок 1.3 — Организационная структура АО «МВЗ им. М.П. Миля» |
Научно-исследовательские отделы по конкретной проблематике.
Юридический отдел, занимающийся контролем законности всех выполняемых операций всеми службами и подразделениями предприятия.
Отдел материально технического и хозяйственного обеспечения, ведающий хозяйственными вопросами на предприятии.
Отдел экономического анализа и развития занимается разработкой проблем, связанных с совершенствованием организации, планирования и управления
производством.
Отдел маркетинга научных услуг занимается исследованиями и разработкой маркетинговых концепций предприятия.
Главный бухгалтер несет ответственность за правильность расхода денежных и материальных ценностей наряду с директором предприятия. В его подчинении находятся бухгалтерия завода.
1.1.3 Основные характеристики продукции АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
На рисунке 1.4 наглядно сформирована классификация вертолетов, созданных и разрабатываемых под руководством М.Л. Миля и его преемников.
Рисунок 1.4 — Классификация вертолетов АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
В таблице 1.2 представлена продукция, разработанная АО «МВЗ им. М.Л. Миля», почти все разработанные модели вертолетов поступили в серийное производство и имеют один из лучших в мире летно-технические и экономические показатели.
Таблица 1.2 — Продукция, разработанная АО «МВЗ им. М.Л. Миля»
Вертолеты | Описание |
Ми-1 | Первый серийный отечественный легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 20.09.1948 г. |
Ми-2 | Легкий многоцелевой летательный аппарат, являющийся на протяжении многих лет основным учебно-тренировочным и спортивным вертолетом. Первый полет был осуществлен в 22.09.1961 г. |
Ми-4 | Транспортный и многоцелевой вертолет запущенный 03.06.1952 г. и положивший начало серийной отечественной вертолетной авиации |
Ми-6 | В 05.06.1957 г. созданием тяжелого транспортного вертолета – Ми-6 были заложены основы российского приоритета в области мирового тяжелого вертолетостроения |
Ми-8 | Средний многоцелевой вертолет, является самым массовым серийно производимым вертолетом в мире, выпуск которого на сегодня составил свыше 12 тыс. машин |
Ми-14 | 01.08.1967 г. был запущен самый большой в мире вертолет-амфибия способный осуществлять взлет/посадку и базирование на водной поверхности |
Ми-10К | В январе 1965 г. был осуществлён первый полет высокотехнологичного средства «Летающий кран» для ведения монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ |
В-12 | Сверхтяжелый транспортный летательный аппарат в мире, первый вылет которого был 27.06.1967 г. |
Ми-24 | Самый «воюющий» транспортно-боевой вертолет в мире стоящий на вооружении более чем в 50 государствах мира. Первый полет – 19.06.1969 г. |
Ми-26 | 14.12.1977 г был запущен тяжелый транспортно-десантный вертолет, который и сегодня является самым грузоподъемным вертолетом в мире |
Ми-28Н «Ночной охотник» | Круглосуточный ударный боевой вертолет (14.11.1996 г. – первый полет), данный летательный аппарат был выбран в качестве основного ударного боевого вертолета Минобороны РФ. |
Ми-34С | Единственный в мире легкий учебно-тренировочный и многоцелевой вертолет, выполняющий все фигуры вертолетного высшего пилотажа, первый полет – 17 ноября 1986 г. |
Ми-38 | Новый (22.12.2003г.) многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности. |
АО «МВЗ им. М.Л. Миля» является крупнейшим в мире держателем вертолетных рекордов, которых насчитывается свыше 150, причем около 100 из них абсолютные.
АО «МВЗ им. М.Л. Миля» внес решающий вклад в становление и развитие парка отечественной винтокрылой авиации. Машинами разработки организацией укомплектованы вертолетные отряды военно-воздушных сил, армии, погранвойск и войск Министерства внутренних дел. Также составляют основу вертолетных отрядов Министерства чрезвычайных ситуаций и других силовых структур. Аппараты марки «Ми» составляют 98% от всего национального производства вертолетов. Они строились огромными сериями на авиационных заводах в Арсеньеве, Казани, Москве, Ростове-на-Дону, Оренбурге, Саратове, Улан-Удэ и Харбине. На базе лицензионного выпуска милевских машин создавалось, и многие годы развивалось вертолетостроение Польши и Китая. Общее число построенных вертолетов марки «Ми» превышает 30 тыс., они эксплуатируются в 110 странах мира и свыше 7 тыс. из них поставлены на экспорт во все регионы мира. Ключевые направления работы на сегодняшний день представлены на рисунке 1.5.[1]
Рисунок 1.5 — Ключевые направления работы
За вклад в мировое вертолетостроение АО «МВЗ им. М.Л. Миля» награжден многочисленными отечественными и зарубежными наградами, в том числе орденом Трудового Красного Знамени, Главной премией России «Российский Национальный Олимп», дважды Международным Призом И.И. Сикорского, Международной Золотой Звездой Качества и др. для поддержания своей продукции и завоевания новых рынков сбыта вертолетостроители анализируемой организации постоянно совершенствуют свою технику, ежегодно создавая новые модели высоконадежных, живучих и экономичных винтокрылых машин «Ми».
На фоне продолжающихся трудностей в области реструктуризации отраслей российской промышленности проявился практически незамеченным широкой общественностью феномен быстрого роста в российском вертолетостроении. Российские винтокрылые летательные аппараты пользуются большим спросом на мировом рынке, занимают ведущее место в развитии мирового вертолетостроения и являются одной из высокотехнологичных отраслей, которая может обеспечить инновационный рост российской экономики, способствовать переходу от сырьевой ориентации к производству и экспорту наукоёмкой продукции.
1.1.4 Особенности инновационной деятельности организации
Ассортимент выпускаемой техники специализирован вокруг машин со средним и тяжелым классом применения, а его жизненный цикл завязан в логистическую систему входящих предприятий холдинга «Вертолеты России» — от разработки до введения продукции в эксплуатацию и сервисного обслуживания. АО «МВЗ им. М.Л. Миля» входящий в состав холдинга, его разработки являются началом жизненного периода – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поэтому все цели, задачи и приоритетные направления анализируемой организации будут рассматриваться как единое целое холдинга «Вертолеты России».[1]
На сегодняшний день АО «МВЗ им. М.Л. Миля» входящий в состав холдинга выведен на мировую позицию рынка вертолетостроения и партнерства с монополистами других стран. Показатели деятельности показывают высокую конкурентоспособность (производство мирового рынка холдингом боевых винтокрылых летательных аппаратов 35%, сверхтяжелых 17%, среднетяжелых 56%) и способствуют выходу холдинга на новые рынки таких регионов как Индия, Азия, Южная и Центральная Америка, Ближний Восток и Африка.
Холдинг реализует интенсивное техническое перевооружение и модернизацию собственных компаний, ввивая главные направленности формирования такие как защищенность, эффективность, экологичность, элемент интеллекта и формирование базисных методик, которые станут популярны при разработке новейших моделей.[2]
Одним из несущих направлений являются разработка многоцелевой перспективной модели вертолета последнего поколения среднего класса, осуществление новаторских приложений «Беспилотных комплексов», которые учтут разработки ассортимента состоящего из беспилотных вертолетных ансамблей штатского и особого предназначения средней и большой дальностей других производителей, которыми занимаются два инновационно-исследовательских центра АО «МВЗ им. М.Л. Миля».[2]
Единая стратегия холдинга направлена на дальнейшую реализацию научно-исследовательского и конструкторского потенциала, повышение эффективности деятельности всего холдинга, развитие новых направлений, которые станут дополнительными источниками дохода и расширят долю на российском и на мировом рынках.
В рамках стратегии выделено несколько направлений инновационного развития:
— расширение доли Холдинга «Вертолеты России» на российском рынке рынках: за последнее время Холдинг активно взаимодействует с Министерством обороны Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа (в период 2016-2026 гг. военное ведомство планирует закупить более тысячи винтокрылых летательных аппаратов);
— расширение доли Холдинга «Вертолеты России» на мировом рынке: продукция компании постоянно участвует в международных тендерах, так вертолет Ми-171А1 победил в тендере бразильской компании Petrobras, сверхтяжелый вертолет Ми-26 имеют серьезные шансы на успех в нескольких тендерах в Индии, в октябре прошлого года огорчающим моментом стало то, что Ми-28НЭ «Ночной охотник» уступил в конкурентной борьбе американскому ударному вертолету AH-64D «Апач».
— стабильное развитие:
- подготовлена сертификация и организация серийного производства нового среднего многоцелевой вертолета Ми-38 запланированы на 2016 г., сейчас на «Казанском вертолетном заводе» находится третий опытный образец Ми-38 разрабатываемый АО «МВЗ им. М.Л. Миля» с новыми российскими двигателями ТВ7-117В (предыдущие два прототипа были оснащены двигателями канадского производства);
- продолжается доработка и подготовка в серийное производство летного образца Ми-34С1 который планируется к выпуску уже в этом году;
- организованное совместное российско-итальянское вертолётное сборочное производство (в 2010 г.) на базе мощностей АО «МВЗ им. М.Л. Миля» в подмосковном Томилино, созданное на паритетных началах между холдингом «Вертолёты России» и AgustaWestland (дочерняя структура итальянского концерна Finmeccanica) совместное предприятие HELIVERT готовит процесс выпуска с 2016 г. в России гражданский средний двухдвигательный вертолёт AW139, ожидаемая максимальная мощность производства составит не менее 20 ед. техники в год.
— повышение эффективности операций: на базе всемирно известного конструкторского бюро Миля был создан единый научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр, внедрена технология бережливого производства: пилотные проекты на «МВЗ им. М.Л. Миля», «Казанском вертолетном заводе» и предприятии «Редуктор-ПМ», в рамках холдинга в настоящий момент используется единая система управления проектами;
— развитие новых направлений, которые станут дополнительными источниками дохода: в Индии был открыт сервисный центр по обслуживанию гражданских вертолетов российского производства, а в процессе создания находятся центры для обслуживания вертолетов российского производства в Китае, в ОАЭ и в Бразилии по обслуживанию вертолетов Ми-171А1.[2]
1.2 Описание внешней среды организации и ее особенностей
С целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности необходимо провести анализ внешней среды, который послужит инструментом, для возможности руководителям компании контролировать внешние по отношению к организации факторы.
1.2.1 Характеристика и анализ отрасли, к которой принадлежит организация
В данном классе конкуренция на мировом рынке носит достаточно ограниченный характер, так как Российское вертолётостроение с линейками средних и тяжёлых вертолётов занимает уникальное нишевое место.
Вертолётостроение России устойчиво стоит на третьем месте в мире и является на сегодня крупной отраслью авиационной промышленности Российской Федерации, по объёмам производства на внутренний рынок поставляется около 40% продукции, а направление поставок экспорта летательных аппаратов осуществляется в несколько десятков стран (рисунке 1.6).[3]
Рисунок 1.6 — Экспорт летательных аппаратов холдинга
«Вертолёты России»
Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами такими как вертолёты средние транспортные семейства Ми-8/17, тяжёлые транспортные Ми-26, боевые — семейства Ми-24, соосные средние Ка-27/28/32 с выгодными ценовыми характеристиками – перечисленные машины многократно модернизировались в процессе жизненного цикла, а в своей основе были созданы в 1960 – 1970 гг., сегодня на рынке выдвинулись боевые вертолёты Ми-28Н и Ка-52 нового поколения запущенные в серийное производство.[2]
По итогам 2015 г. единственной самой крупнейшей российской вертолётостроительной компанией является холдинг «Вертолеты России», который занимает лидирующие позиции:
- до 10% всех производимых в мире вертолётов;
- доля России составляет 14% вертолётного рынка в стоимостном выражении
- доля российских вертолётов в общем вертолётном парке мира составляет примерно 13%.
В 2015 г. выручка холдинга «Вертолёты России» достигла более $4,4 млрд. по средневзвешенному курсу 2015 г. — 170 млрд. руб., из которой 142 млрд. руб. (83%) пришлось на продажи вертолётов, а остальные на услуги сервиса и послепродажного обслуживания (22 млрд. руб.). Прибыль составила 20,7 млрд. руб. (около $540 млн.).
В течение прошлого года клиентам из 11 стран мира было поставлено холдингом 271 новый вертолёт, а портфель твёрдых заказов на 2015 г. составил суммарной стоимостью 396 млрд. руб. — это 546 летательных аппаратов.
Из истории отрасли серийное производство было начато в 1951 г. выпуском первого разработанного на МВЗ им. М.Л. Миля трёхместного вертолёта Ми-1, далее в 1954 г. был выпущен вертолёт Ми-4, в 1958 г. двухмоторный турбовинтовой вертолёт Ми-6 с грузоподъёмностью, превышающей 6 т. и вместимостью до 70—80 пассажиров, а в 1965 г. вертолёт Ми-10. В период 1953 — 1968 гг. был налажен серийный выпуск двухвинтовых соосных вертолётов Ка-10/-15/-18/-25/-26, а в марте 1969 г. самым грузоподъёмным вертолётом В-12с с поперечным расположением винтов был поднят в небо коммерческий груз весом 31130 кг на высоту 2950 м., разработанным в 1968 г. по конструкции М.Л.Миля.[3]
Доминирование в производстве машин среднего и тяжёлого классов и слабое развитие лёгких вертолётов было особенностью исторического развития отрасли вертолётной техники. С 60-х гг. двадцатого века отраслью наиболее массовой серией производились средние транспортные вертолёты семейства Ми-8, на базе которого в дальнейшем был разработан основной советский боевой вертолёт Ми-24, такой же класс занимали вертолёты конструкции Камова с соосными винтами: морские Ка-25/-27/-29/-31 и гражданский Ка-32, так же активно вёлся выпуск и тяжёлых транспортных вертолётов Ми-6/-10, затем Ми-26).
В 2006 — 2010 гг. под эгидой «Оборонпрома» проводилась реструктуризация предприятий, входящих в отрасль. В этот период произошло объединение российских производителей вертолётов (см. рисунок 7) в холдинг «Вертолеты России».
Рисунок 1.7 — Холдинг «Вертолеты России»[1]
Главными и приоритетными задачами объединения было удовлетворение государственных потребностей, спроса, как внутреннего, так и внешнего рынков, путем создания, производства, сбыта, модернизации, послепродажного обслуживания и интегрированной логистической поддержки вертолетной техники военного и гражданского назначения, что привело к бурному росту создания тяжелых машин в основном для военного сектора, так производство данного класса выросло с 85 ед. машин в 2004 г. до 183 ед. в 2009 г., а в 2012 г. выпустив 290 вертолётов и увеличив более чем на 30% объём продаж своей продукции становится третьим в мире производителем вертолётов. С 2010 г. в системе производства вертолётов в России происходят значительные изменения: индустрия, ориентировавшаяся в первую очередь на тяжелые машины, сегодня расширяет деятельность по сборке легких вертолётов для гражданского рынка.
1.2.2 Оценка рыночной среды
Рынок на всех сегментах открывает большие возможности для эффективного развития разработок и производства тяжелой, средней и легкой малой авиации, а также предприятий, входящих в данную отрасль.
В настоящее время транспортные и боевые вертолеты состоят на вооружении большинства стран мира и военное руководство придерживается политики активного использования многофункциональных моделей, обновления существующего парка и более широкого использования малой авиационной техники в контексте общей геополитической нестабильности в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, сложившуюся на китайском и индийском рынках, где пока не развита вертолетостроительная индустрия. В связи с этим аналитики китайского рынка прогнозируют до 10% в год существенного роста спроса в данном направлении, а на индийском рынке спрос будет расти примерно на 6% в год за счет обеспечения потребностями армию, которой необходима замена стареющих вертолетов среднего и тяжелого сегментов.[2]
Одним из крупнейших рынков гражданских вертолетов в мире является бразильский рынок, на котором доминируют вертолеты сверхлегкого сегмента. Сегодня на данном сегменте, стоит отметить позитивные изменения ввиду отсутствия необходимой транспортной инфраструктуры и жестких норм экологического законодательства, которые делают вертолеты наиболее очевидным выбором в связи с развитием нефтегазовой отрасли и освоением бассейна реки Амазонки, это будет способствовать росту спроса на средние и тяжелые вертолеты.
На российском рынке также ожидается повышение спроса, обусловленного реализацией масштабной программы закупок до 2020 г. в рамках Государственной Программы Вооружений, плановое обновление парка составит более тысячи единиц техники. Так же планируется активно использовать вертолеты в крупных инфраструктурных проектах, для обеспечения транспортной доступности удаленных регионов и проведения работ по нефтегазовой геологоразведке, следовательно, в перспективе будет увеличение объемов коммерческого использования вертолетов.
За последние пять лет холдинг «Вертолеты России» поставил вертолетную технику военного и гражданского в следующие страны: Азербайджан, Афганистан, Бразилия, Венесуэла, Египет, Индию, Индонезию, Иран, Испанию, Казахстан, Канаду, Китай, Колумбию, Мексику, Монголию, Нигерию, Никарагуа, ОАЭ, Пакистан, Польшу, Словакию, Судан, Хорватию, США, Таиланд, Туркменистан, Уганду, Эквадор, Эфиопию.[3]
Так же в ближайшие четыре года ожидается, что Россия сможет занять четвертое место в мире по объему продаж противолодочных и морских патрульных вертолетов, чему способствует расширение рынков сбыта.
1.2.3 Характеристика агентов рыночной конъюнктуры
Потребители продукции/услуги
Объединённые организации по разработке и производству малой авиации в Холдинг создали мощь вертолетостроения России и являются одним из лидеров на мировом рынке. Доля производства продукции на данном сегменте рынка и по типам машин представлена на рисунке 1.8 и 1.9.
Рисунок 1.8 — Доля производства продукции на мировом рынке[3]
Рисунок 1.9 — Доля продукции компании по типам вертолетов[3]
Как видно из рисунка 9 большую долю производства винтокрылых летательных аппаратов компании составляют вертолеты, разработанные на АО «МВЗ им. М.Л. Миля». Для более детального представления рассмотрим структуру вертолетного парка России представленного в таблица 1.3.
Таблица 1.3 — Структура вертолетного парка России[2]
Тип вертолета | Марка вертолета | |||
Ми | Ка | |||
В наличии | В эксплуатации | В наличии | В эксплуатации | |
Легкие | 540 | 135 | 63 | 25 |
Средние | 1116 | 755 | 53 | 29 |
Тяжелые | 75 | 34 | — | — |
Всего. | 1731 | 924 | 116 | 54 |
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре имеющегося и эксплуатируемого парка вертолетов составляют средние вертолеты марки Ми разрабатываемые на АО «МВЗ им. М.Л. Миля», но используются не достаточно интенсивно — это обусловлено не соответствием вертолетов данного типа поставленным задачам, которые могут выполнить более легкие вертолеты.
Что касается мирового рынка, то сегодня в более чем ста странах мира используется около девяти тысяч российских вертолетов, что составляет около 14% мирового вертолетного парка. Выпускаемая продукция с долей рынка более 85% в России и других странах СНГ является абсолютным лидером производителей вертолетной техники и считается одной из ведущих на ключевых развивающихся рынках Китая и Индии, а также на рынке Бразилии.
Занимая ведущие позиции в производстве многофункциональных, ударных, среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов компания уже несколько лет подряд входит в тройку мировых лидеров по объемам продаж представляемой линейки малой авиационной техники.
По итогам компания укрепила свои позиции на внутреннем рынке, который имеет первостепенное значение, сохранила и укрепило лидерство на ключевых быстрорастущих внешних рынках Китая, Индии и Латинской Америки, ей удалось увеличить присутствие на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и на развитых рынках Европы.
Конкуренты
Сегодня существует около 150 компаний, являющихся производителями вертолетной техники, из них только шесть крупнейших мировых компаний («Вертолеты России», Bell Helicopter, Sikorsky, Eurocopter, Boeing и AgustaWestland) на которых приходится около 85% производства мирового рынка. В таблице 1.4 представлены основные компании и продукция пользующаяся спросом на мировом рынке.
Таблица 1.4 — Ведущие компании мирового рынка и их продукция[3]
Производитель /Продукция | Вертолеты России | Bell | Eurocopter | Sikorsky | Agusta Westland |
Легкие | Ансат, Ми-34С1, Ка-226Т | 206L-4, 429, 407 | EC135, Ecureuil, EC120 | Dauphin S-300, S-333, S-434 | AW109, AW119, AW149 |
Средние | Ка-62 | 412 | EC175 | S-76C++, S-76D | AW139, AW139M |
Среднетяжелые (гражданские) | Ми-8/17, Ка-32 | EC225 | S-92 | ||
Среднетяжелые (военные) | Ми-8/17, Ka-29 | UH-1Y | NH90, EC725 | UH-60, H-92 | |
Тяжелые | Ми-38 | AW101 | |||
Сверхтяжелые | Ми-26 | CH-53K | ICF-47F | ||
Ударные | Ka-52, Ми-28Н, Ми-35М | AH-1Z | Tiger | T129, AH MK1 | |
Специального назначения | Ka-27, Ka-28, Ka-31 | OH-58D | MH-60, S-70 | AW159, AW101 |
В отношении возможности закупки иностранной военной техники (по мнению руководства Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ) одним из возможных конкурентов компании сегодня на отечественном рынке в области военных вертолетов является компания Eurocopter, а в области гражданских вертолетов можно выделить такие иностранные компании как Eurocopter, Robinson Helicopters, Bell Helicopter Textron, AgustaWestland.
На зарубежных рынках конкуренцию компании составляют:
— военные вертолеты: Sikorsky, консорциум NH Industries, вертолетное подразделение Boeing, Eurocopter, Bell Helicopter Textron, AgustaWestland;
— гражданские вертолеты: Eurocopter, AgustaWestland, Sikorsky, Bell Helicopter Textron, Robinson Helicopters.
Основными факторами конкурентоспособности отечественного вертолетостроения можно выделить следующие:
— объединение всех российских разработчиков и производителей вертолетной техники в рамках структуры холдинга;
— значительное проникновение на мировой рынок вертолетной техники;
— практически монопольное положение холдинга на российском рынке военной вертолетной техники;
— сохраняющееся ценовое преимущество продукции акционерного общества по сравнению с продукцией основных конкурентов;
— сильные позиции компании «Вертолеты России» в наиболее прибыльных сегментах вертолетного рынка (боевые вертолеты, средние многоцелевые и сверхтяжелые вертолеты);
— наличие конкурентоспособной продукции в этих сегментах и ведущиеся НИОКР по ее совершенствованию.
Все это говорит, что компания «Вертолеты России» в лице сформированного объединения предприятий вертолетостроения России является одной из немногих в мире, обладающей возможностями для проектирования, производства, испытания и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.[1]
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф