СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ДОСТАВКИ БУКЕТОВ
1.1 Обзор аналогов систем формирования и доставки букетов
1.2 Выбор инструмента для реализации ИС (HTML,PHP,MySQL,CSS)
1.3 Описание предметной области
1.4 Постановка задачи
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДОСТАВКИ БУКЕТА
2.1 Архитектура построения системы
2.2 Структурная схема системы
2.3 Графическое и текстовое описание информационной модели в нотации IDEF1X
2.4 Алгоритм работы системы
3 РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМ ФОРМИРОВАНИЕ И ДОСТАВКА БУКЕТА
3.1 Построение диалога использования системы
3.2 Экранные формы
3.3 Тестирование web-приложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Создание web – представительства сегодня стало необходимым атрибутом деятельности любой компании. Можно выделить следующие возможности, которые появляются у компании после размещения сайта в интернете:
- Расширение аудитории покупателей.
- Реклама услуг и товаров магазине, реклама бренда.
- Обратная связь с покупателем, в частности это и информирование об акциях, новинках, новости магазина.
Тема представленной работы — разработка ИС формирования и доставки букетов.
Рассматриваемый магазин цветов не интегрирован в сеть Интернет. Вся информация является преимущественно недостоверной или неполной информация. Заказ доставки цветов на дом осуществляется только по телефону, нет возможности увидеть букет, которые сформировали флористы магазина по словесному описанию клиента. Менеджер магазина, которые отвечают за продажи не имеет автоматизированного средства для того, чтобы обрабатывать заказы цветов. В связи с этим целью ВКР является автоматизация процессов обработки заказов интернет-магазина цветов «Цветы» на основе веб-технологий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ предметной области, обосновать необходимость и цели разработки интернет-магазина.
- Сформировать требования к разрабатываемой информационной системе, рассмотреть технологию разработки интернет – магазина, выбрать программное обеспечение для создания интернет-магазина.
- Разработать проект интернет-магазина, выполнить инфологическое проектирование БД, спроектировать UML диаграммы.
- Реализовать прототип web-приложения интернет-магазина для продажи цветов.
1 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ДОСТАВКИ БУКЕТОВ
1.1 Обзор аналогов систем формирования и доставки букетов
На российском сегменте рынка присутствует большое количество интернет-магазинов цветов, это такие сайты как «Orchiddelivery», «Florist», «Flostr» и другие . Меню интернет-магазина «Orchiddelivery» изображены на (рис.1.1)
Рисунок 1.1 – Меню интернет-магазина «Orchiddelivery»
Товары магазина изображены на (рис.1.2) На странице наличествует поиск товаров по наименованию, сортировка по популярности и цене. Есть возможность выбрать цветы поштучно, букет целиком или букеты в шляпных коробках. Каждая из категорий представлена достаточно обширным выбором наименований. Фотографии цветов обладают средним качеством и небольшим размером. На сайте существует возможность заказать подарок.Товары магазина изображены на (рис.1.2)
Рисунок 1.2 – Товары магазина «Orchiddelivery»
У интернет-магазина довольно простой интерфейс и большой ассортимент товаров. Главная страница отражает различные окна с рекламой продукции магазина и что очень примечательно, на сайте отсутствует сторонняя реклама.
Технические характеристики сайта:
- Яндекс ТИЦ = 140.
- Google PageRank = 6 из 10.
- Размер HTML страницы — 70 КБ.
- Скорость загрузки HTML 0,67 сек.
Меню интернет-магазина «Florist» изображены на (рис.1.2)
Рисунок 1.3 – Меню интернет-магазина «Florist»
В меню магазина представлен фильтр букетов по ценовой группе:
- До 2500 рублей.
- От 2500 до 4000 рублей.
- От 4000 до 6000 рублей.
- От 6000 рублей.
Существует широкий ассортимент наименований цветов. Дополнительно есть возможность выбрать кому будет подарен букет мужчине или женщине.Товары группы «Розы» магазина изображены на (рис 1.4.)
Рисунок 1.4 – Товары группы «Розы»
Интернет-магазин имеет яркий, современный и удобный интерфейс. Каждый товар имеет полное описание и фото. Ценовая категория сайта доступная. Все букеты маркированы индивидуальным номером.
Техническая характеристика:
- Яндекс ТИЦ = 150.
- Google PageRank = 4 из 10.
- Размер HTML страницы — 46 КБ.
- Скорость загрузки HTML 0,60 сек.
Стартовая страница интернет-магазина «Flostr» включает в себя рекламу магазина, контактные данные и функционал заказа обратного звонка. Меню интернет-магазина «Flostr» изображены на (рис.1.5.)
Рисунок 1.5 – Меню интернет-магазина «Flostr»
Товары магазина группы «Розы» изображены на (рис.1.6.) Фотографии цветов обладают средним качеством и небольшим размером.
Рисунок 1.6 – Товары группы «Розы»
Технические характеристики:
- Яндекс ТИЦ = 160.
- Google PageRank = 6 из 10.
- Размер HTML страницы — 81 КБ.
- Скорость загрузки HTML 0,66 сек.
После анализа конкурентов можно сделать вывод, что крупные интернет-магазины являются сильными конкурентами, которые работают на весь рынок России. Что касается специализированных интернет-магазинов, то их можно назвать локальными магазинами, так как посещаемость сайтов не велика и в интерфейсах имеются ошибки и недоработки.
Можно сказать, что существующие решения являются образцом для создания собственного web-приложения. В разрабатываемом самостоятельно проекте планируется реализовать все значимые возможности функционала без ограничения по рабочим местам. Рассмотренные программные средства будут использоваться как шаблоны и примеры функционала, так как содержат в себе много интересных задумок. Тот же функционал, но разработанный на специфике исключительно компьютерной техники можно легко реализовать в собственной разработке, и в долгосрочной перспективе это решение может оказаться более выгодным. Решение создать новую систему собственными силами, которая бы отвечала всем запросам предприятия, будет наилучшим вариантом для решения поставленных задач.
1.2 Выбор инструмента для реализации ИС
1.2.1 Язык HTML
HTML в переводе с английского языка расшифровывается как «HyperText Markup Language», что означает «язык разметки гипертекста». HTML является стандартом разметки документов в сети Интернет. Средствами HTML задаётся синтаксис и размещение специальных встроенных указаний на странице документа. В соответствии с этими указаниями браузер отображает содержимое документа: текст, графику, мультимедиа и гиперссылки. Таким образом, HTML представляет собой набор структурных и семантических элементов, которые являются дескрипторами для структурирования и форматирования документов и называются «тегами».
Стоит отметить, что структурирование и форматирование HTML документов осуществляется без привязки к средствам отображения (браузерам). Страница документа с разметкой HTML одинаково воспроизводится на цветном экране современного компьютера, монохромном экране органайзера, ограниченном по размерам экране мобильного телефона без каких-либо стилистических и структурных искажений.
Таким образом, HTML представляет собой язык компоновки документов и спецификации гиперссылок, которые используются для кодировки документов в WWW.
1.2.2 Язык PHP
PHP в переводе с английского языка расшифровывается как «Hypertext Preprocessor», что означает «препроцессор гипертекста». Гипертекстовый препроцессор PHP – это открытый многоплатформеный серверный язык, который встраивается в код HTML и используется для быстрого построения динамических Web-страниц. Скриптовый язык PHP позволяет генерировать HTML-страницы на веб-сервере и работать с базами данных. PHP поддерживается большинством хостинг-провайдеров и является одним из самых популярных скриптовых языков. Язык PHP обладает высокой популярностью по причине своей простоты, скорости выполнения, богатой функциональности. PHP отличается наличием ядра и подключаемых дополнительных модулей для работы с базами данных, динамической графикой, сокетами, криптографическими библиотеками, документами формата PDF и др. Интерпретатор PHP подключается к веб-серверу через модуль, который был предварительно создан специально для этого сервера (Apache или IIS).
1.2.3 СУБД MySQL
Для организации хранилища данных веб-приложений сегодня наиболее часто используется СУБД MySQL.
MySQL – это многопользовательская многопотоковая SQL-ориентированная реляционная СУБД.
MySQL представляет собой компактной и простой решения для организации и эксплуатации сервера базы данных. MySQL поддерживает стандарты ANSI SQL92 и ODBC. СУБД позволяет работать с таблицами, суммарный объем данных которых достигает 4 Гбайт.
Перечислим преимущества СУБД MySQL:
- возможность бесплатного использования данной СУБД по лицензии GPL;
- распространённость данной СУБД для хостинга;
- высокая скорость работы СУБД;
- простата в обслуживании и настройке.
1.2.4 Каскадные таблицы стилей CSS
CSS в переводе с английского языка расшифровывается как «Cascading Style Sheets», что означает «каскадные таблицы стилей». CSS является одной из базовых технологий в Интернете сегодня.
CSS – это список инструкций для браузера, которые регламентирует как необходимо отображать элементы веб-страницы. Под элементами страницы подразумеваются теги HTML и содержимое этих тэгов.
CSS позволяет работать со шрифтовым оформлением страниц на гораздо более высоком уровне, чем стандартный HTML, избегая излишнего утяжеления страниц графикой.
Инструкции CSS как правило хранятся в отдельном текстовом файле с расширением css. Основная идея такого хранения состоит в том, чтобы отделить дизайн документа от его содержимого. Таким образом, CSS отвечает за внешний вид и оформление документа, а HTML — за его содержание и логическую структуру. За счет такого переноса правил представления данных в отдельный файл, достигается уменьшение времени загрузки страницы сайта. При загрузке такого документа представление этих данных загружается браузером в память только один раз и кэшируется для дальнейшего отображения.
1.3 Описание предметной области
В качестве объекта автоматизации выбран магазин цветов «Цветы».
Магазин предлагает своим клиентам возможность широкий ассортимент цветов для выбора и доставки. Каталог магазина включает в себя несколько сотен оригинальных композиций, созданных мастерами магазина, и это количество постоянно увеличивается. В ассортименте магазина присутствуют все известные наименования цветов: розы, хризантемы, тюльпаны, лилии, герберы, орхидеи, гвоздики, ирисы, альстромерии, эустомы, статицы.
Кроме широкого выбора букетов, магазин предлагает услуги по подбору исключительного оформления, персональный шопинг и специальную предварительную подготовку заказов для клиента на определённое время. Профессиональные флористы доступны к услугам клиентов ежедневно в период всего рабочего дня.
Исследуемому магазину более 10 лет. Магазин уверенно чувствует себя на лидирующих позициях в сегменте доставки цветов и имеет партнёрские отношения с лучшими флористическими салонами России и других стран. Основной принцип маркетинговой политики магазина — ориентация на потребителя. Для удобства клиентов магазин неустанно повышает уровень технологии обслуживания, квалификацию персонала и менеджмента, расширяет дочернюю и партнёрскую сети, моментально откликается на все изменения настроений рынка.
В компании трудятся специалисты разного профиля (флористы, менеджеры, программисты, курьеры и т. д.), которых отличают мастерство и ответственное отношение к своему делу. Постоянному развитию способствуют регулярные тренинги, обучающие курсы, мастер-классы и другие мероприятия.
В соответствии с заказом клиента флористы составляют букет в строгом соответствии с требуемым составом, соблюдая гамму и технику сборки. Любое изменение по цветку происходит только с согласия клиента, но цветы — это живые растения, каждое из которых имеет свой собственный оттенок, количество соцветий и форму. Двух абсолютно одинаковых цветков не бывает. Поэтому собранная композиция может иметь отличия от фотографии в салоне.
Постоянно развивающаяся сеть филиалов магазина, а также надёжные партнёры по всей стране работают в полном согласии с принципами магазина и делают возможной доставку букетов практически в любую точку. В среднем магазин осуществляет доставку букетов за 3 часа. В случае необходимости возможна доставка в ещё более сжатые сроки – срочный заказ через 2–3 часа после оформления заказа
Заказы на доставку букетов выполняются в течение дня по графику, удобному для курьерской службы. Дополнительно осуществляется фото букета до и после доставки. Фото букета позволяет дарителю увидеть собранную композицию перед отправкой по адресу. Фото получателя с букетом выполняется при согласии адресата и наличии технической возможности. Фирменные поздравительные открытки, как дополнение к цветам, предоставляются бесплатно.
Вручение букета осуществляется лично в руки адресату. При его отсутствии заказ оставляем родным или соседям. В специальном бланке получатель ставит свою подпись, подтверждающую, что подарок доставлен и что претензий к нему не имеется. Компания несёт стопроцентную ответственность за конечный результат. Все жалобы клиентов рассматриваются индивидуально. Служба контроля качества немедленно реагирует на каждый отрицательный отзыв. Для подачи жалобы необходимо позвонить телефону компании в течение трех суток с момента доставки и предоставить фотографию букета. Магазин заменит букет или вернет деньги, либо предоставит другой удобный для клиента вариант решения.
Уведомление о статусе заказа и вся информация о том, как продвигается выполнение заказа осуществляется благодаря sms и email-уведомлениям. Уведомление о том, что оплата букета получена, что заказ передан в работу и вплоть до конечного результата – доставки приходят автоматические сообщения на адрес электронной почты и указанный в бланке заказа номер телефона.
Стратегия развития магазина ориентирована на выполнение следующих задач:
- Увеличение оборота товара в пять раз к концу 2021 года.
- Увеличение доли рынка к концу 2021 года.
- Поддержание рентабельности на уровне 15-20% путём пристального внимания к расходам и стоимости проданных товаров.
- Стимулирование осведомлённости потенциальных клиентов через упоминания в печатных изданиях и интернет-ресурсах.
- Открытие новых путей реализации продукции (создание интернет-магазина с возможностью доставки).
Исследуемый магазин является стабильным бизнес-проектом, который имеет постоянных клиентов и нуждается в представительстве в сети интернет. Отсутствие сайта не даёт позволяет исследуемому магазину новые торговые возможности. С появлением правильно построенного и продвинутого web-сайта компания обеспечит себе приток новой клиентской базы, откроет для себя новые пути развития и расширит свою деятельность.
Компания имеет следующую организационную структуру (рис 1.7)
Рисунок 1.7 – Организационная структура магазина
Общее руководство организацией осуществляет генеральный директор.
В подчинении у директора находятся следующие категории сотрудников: заместитель директора, финансовый директор, начальники отделов и юрисконсульт. Финансовому директору подчиняется главный бухгалтер.
Заместителю директора подчиняются отделы маркетинга (анализ рынка) и отдел рекламы. Отдел информационных технологий занимается установкой, настройкой, техническим сопровождением и обслуживанием аппаратных и программных средств организации.
Отметим отдельно структурные подразделения, которых коснётся автоматизация – это склад (вся номенклатура цветов, категории товаров), отдел продаж (обработка заказов, оплата и доставка цветов покупателю).
Работа с поставщиками в отделе закупок автоматизировать в рамках представленной работы не планировала.
В рамках представленного ВКР планируется автоматизация работы отдела продажи и доставки за счет разработки интернет-магазина. Перечислим основные функции отделов продажи и доставки:
- Прием заказа от клиента, сбор сведений о клиенте и его предпочтениях.
- Сборка и оформление букета, отправка фотографии букета клиенту.
- Подтверждение доставки, прием оплаты и доставка букета.
Клиент может совершить заказ цветов непосредственно в магазине или по телефону. Менеджер регистрирует клиента, после чего начинает согласовывать с ним заказ. Менеджер готовит для клиента презентационные документы (коммерческое предложение на основании первичной информации, образец договора, прайс-листы). После согласования менеджером всех нюансов с клиентом оформляется заказ и выписывается счет на оплату. После этого заказчик оплачивает выставленный ему счет наличным или безналичным способом оплаты. При необходимости клиент может заказать доставку. Работающий с ним менеджер уточняет время доставки и доставляет клиенту цветы.
В то же время, менеджер по продажам занимается ведением базы данных покупателей, цветов и проделанных операций:
- Вносит данные о новых клиентах, редактирует данные о старых клиентах.
- Ведет учет количества цветов на складе.
- Добавляет данные о новом товаре, либо редактирует данные уже имеющегося на складе товара.
- Составляет отчеты о проделанных операциях.
Опишем существующую предметную технологию с помощью IDEF0 диаграммы. Управление на диаграмме это – устав предприятия, презентационные документы (коммерческое предложение на основании первичной информации, образец договора, прайс-листы), исполняющий механизм – менеджер по продажам, служба доставки и устройства связи. Входными данными системы являются: личные данные покупателя, заказ покупателя, оплата заказа. Выходными данными является выполненный заказ, презентация, счет на оплату и чек. Контекстная диаграмма приведена на (рис.1.8)
Рисунок 1.8 – Контекстная диаграмма
Декомпозиции первого и второго уровня приведены на рисунках (1.9-1.11) IDEF0-блоки, называемые функциями, обрабатывают и преобразуют входные данные в выходные. IDEF0 моделируют системы как иерархически упорядоченную декомпозицию функций.
Рисунок 1.9 – Декомпозиция первого уровня работы «Обработать заказы в магазине цветов»
На декомпозиции первого уровня представлены следующие работы «Обработать заказы в магазине цветов»:
- Регистрировать личные данные покупателя (прежде всего ФИО, адрес покупателя).
- Согласовать заказ, декомпозиция этой работы представлена ниже.
- Оформить заказ, декомпозиция этой работы представлена ниже.
- Доставить цветы (опциональная доставка товара до клиента).
Рисунок 1.10 – Декомпозиция второго уровня работы «Согласовать заказ»
На декомпозиции первого уровня представлены следующие работы «Согласовать заказ»:
- Сохранить личные данные покупателя (ФИО, адрес покупателя).
- Подготовить презентационные документы (на основе туннелированных потоков управления).
- Выбрать товар из каталога, согласовать стоимость.
- Согласовать сроки и стоимость доставки.
Рисунок 1.11 – Декомпозиция второго уровня «Оформить заказ»
На декомпозиции первого уровня представлены следующие работы «Согласовать заказ»:
- Оплатить заказ.
- Оформить документы (счет к оплате, чек).
- Отпустить товар.
В результате декомпозиции были получены элементарные работы, дальнейшая декомпозиция не требуется.
В настоящий момент в качестве системы документооборота в компании используются программные продукты из пакета MS Office. Все данные, которые менеджер по продажам использует в работе, хранятся в формате xls-файла. Редактирование информации осуществляется с помощью MS Excel. Проблема заключается в большом количестве несистематизированных данных, получаемых и обрабатываемых в процессе продажи цветов. Выделим основные узкие места магазина цветов.
Отсутствие структуры данных, единой системы хранения и обработки приводит к следующим проблемам:
- Сложность оперативного получения необходимой информации о продажах и товарах.
- Неверный расчет потребностей в товарах из-за некорректных или противоречивых данных.
- Периодическое отсутствие необходимых товаров на складе.
- Большие временные затраты на подсчет остатков и формирование потребностей.
- Повторный ввод информации, данных о товарах и контрагентах.
Предложения:
- Организовать учет продаж и остатков на административной панели разрабатываемого сайта интернет-магазина.
- Отражать динамику продаж цветов в административной панели интернет-магазина.
- Отражать остатки каждого товара на складе в административной панели интернет-магазина.
- Организовать хранение данных о контрагентах в базе данных с возможностью редактирования этих данных в административной панели интернет-магазина.
Сложность поиска товара.
- При заполнении расходных, приходных накладных и других документов, приходится искать товар в огромном списке товаров склада.
- При определении наличия товара на складе для презентации его клиенту также приходится искать товар в огромном списке товаров склада.
Предложения:
- Отображать категории цветов на сайте с возможностью просмотра цветов выбранной категории.
- Отображать информацию о товарах на сайте с возможностью фильтра и сортировки данных о цветов магазина.
Таким образом, на основании приведенных выше недостатков возникла необходимость автоматизации работы менеджера по продажам. Планируется реализация web-приложения для заказа товаров клиентами.
