Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
Век информационных технологий затронул практически все сферы общества, включая образование.
Автоматизация рабочего процесса становится необходимостью для учебного заведения, так как данный процесс позволяет повысить эффективность работы преподавателей.
Разработка веб-сайта включает в себя следующие этапы:
- проектирование сайта (разработка технического задания, проектирование интерфейса);
- создание дизайн — концепции сайта;
- создание макетов страниц;
- создание мультимедиа и FLASH-элементов;
- вёрстка страниц и шаблонов;
- программирование (разработка функциональных инструментов) или интеграция в систему управления содержимым;
- оптимизация и размещение материалов сайта;
- тестирование и внесение корректировок;
- публикация проекта на хостинге;
- обслуживание работающего сайта или его программной основы.
В зависимости от задачи, какие-то из этапов могут отсутствовать.
Распространенными автоматизированными информационными системами на данный момент являются «Университет» и «1С Вуз». Вышеупомянутые системы обеспечивают автоматизацию работы сотрудников учебных заведений, однако, данные системы невозможно применить к учету успеваемости студентов. В настоящее время ни одна из существующих систем не решает задачу вычисления рейтинга и формирования отчетов на основе успеваемости студентов учебных заведений. В связи с этим, в учебных заведениях необходим продукт, обеспечивающий автоматизацию процесса подсчета рейтинга и формирования отчета по каждому студенту. В этом заключается актуальность работы.
Разработка проекта автоматизации для клиентской части системы успеваемости студентов учебного заведения позволит упростить процесс проставления оценок, а также предоставит доступ к просмотру успеваемости студенту в онлайн режиме.
В связи с увеличением количество студентов, большое значение приобрела проблема контроля за большим количеством студентов в учебном процессе. Разработанный модуль решит данную проблему.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка проекта автоматизации для клиентской части системы успеваемости студентов образовательного учреждения на таких языках, как: HTML, CSS, JavaScript, PHP, SQL.
Для разработки системы требуется выполнить следующие задачи:
- провести анализ предметной области;
- спроектировать и разработать систему успеваемости студентов.
Объектом исследования является проект автоматизации для клиентской части системы успеваемости студентов образовательного учреждения.
Предмет исследования – клиентская часть системы успеваемости студентов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе проводится анализ предметной области.
Во второй главе проводится описание технического задания.
В третьей главе производится проектирование, разработка, а также описывается экономическая часть ВКР.
В заключении приведены результаты и выводы по выполненной работе.
Глава 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Обзор портала
Современное образовательное учреждение – это в том числе и высокий уровень информатизации и проникновения интернет-технологий во внутренние бизнес-процессы и в учебный процесс.
У любого учебного заведения, в том числе и у колледжа, имеется большой объем данных об успеваемости, посещаемости студентов и другой информации. Портал позволяет полностью контролировать всю деятельность учебного заведения. Таким образом, портал, внедренный в учреждение, способствует повышению эффективности работы, за счет того, что данные обрабатывается автоматически.
Разработка портала (его модуля) производится на кросс-платформенном редакторе исходного кода, например Visual Studio Code. Данный редактор обладает доступным набором инструментов для редактирования и отладки. Редактор легко интегрируется с другими сервисами. Его собственные свойства также легко расширить.
1.2. Обоснование разработки модуля портала
Недостатки ведения бумажных форм отчетности, отсутствие возможности осуществления контроля студентов прозрачными для администрации учебного заведения привели к необходимости создания и интегрирования в существующую систему управления учебным заведением разрабатываемого модуля.
Разработка проекта автоматизации для клиентской части системы успеваемости студентов будет являться частью комплексного решения для образовательного учреждения, которое позволит построить закрытую социально-образовательную сеть для учащихся и преподавателей, интегрированную в учебный процесс.
В портале студент может просмотреть только оценки за экзамен, зачёт. Созданный модуль позволит предоставить студентам полную и оперативную информацию об их успеваемости, а также вести преподавателям учёт успеваемости по занятиям.
Использование разработанного модуля позволит легко вычислять средний балл на основе выставленных оценок, упростит процедуру формирования оценок по дисциплинам, повысит доступность информации о результатах учебного процесса.
Одним из популярных редакторов исходного кода является VS Code. Он разработан компанией Microsoft. Включает в себя отладчик, инструменты для работы с Git, подсветку синтаксиса, и средства для рефакторинга. Имеет широкие возможности для кастомизации: пользовательские темы, сочетания клавиш и файлы конфигурации. В нём реализован функционал необходимый для разработки модуля по успеваемости студентов образовательного учреждения.
1.3 Организационная структура образовательного учреждения. Документопоток
На рисунке 1 изображена типовая организационная структура образовательного учреждения. Проректор по учебной работе координирует составление кафедрами учебных программ, обеспечивает подготовку расписаний профессорско-преподавательского состава и др. Под руководством проректора по учебной работе входят: деканат и кафедры.
Рисунок 1 — Организационная структура
Деканат выполняет руководящую, координирующую и контролирующую функции. В перечень его основных задач входит:
- контроль над деятельностью преподавателей (выполнение учебного плана, ведение документации и пр.);
- оценка успеваемости студентов;
- совместная работа с приемной комиссией в части приема и зачисления абитуриентов.
Кафедры занимаются разработкой и предоставлением на утверждение рабочих программ дисциплин, проводят контроль успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, также проводят учебные занятия, предусмотренные соответствующими учебными планами и пр.
Проректор по административно-хозяйственной работе руководит капитальным ремонтом, строительством, обеспечивает структурные подразделения необходимым оборудованием и материалами и пр.
Проректор по научной работе обеспечивает научно-методическую и консультационную поддержку преподавателей, студентов, магистрантов, проводит работу с кафедрами в области организации системы подготовки научных кадров и пр.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием ресурсов.
Бухгалтерия занимается учётом всех хозяйственных операций учреждения, также занимаются расчётом по заработной плате с сотрудниками учреждения и пр.
Проректор по информатизации координирует освоение и внедрение новых информационных технологий, осуществляет контроль за организацией работы по информатизации и пр.
Отдел веб-разработки занимается:
- настройкой серверной стороны сайта, портала;
- установкой на сервере необходимого программного обеспечения;
- разработкой макета веб-сайта;
- постраничной вёрсткой веб-сайта;
- установкой CMS системы на сервер;
- настройкой CMS системы.
Отдел 1С занимается:
- Установкой, настройкой и обслуживанием сервера SQL;
- Контролем производительности, оптимизация работы баз;
- резервированием и восстановлением баз;
- поиском и исправлением ошибок в данных;
- перепроведением информационной базы.
Учёный совет принимает решение о создании или упразднения кафедры или факультета, рассматривает вопросы экономического развития, устанавливать объем и структуру приема студентов на первый курс для обучения за счет средств федерального бюджета и пр.

Рисунок 2 — Схема документопотока
В приёмной комиссии заполняют документы об абитуриенте. Затем отправляют документы в деканат на обработку. Деканат, пользуясь должностными инструкциями, обрабатывает эти документы и пишет приказ о зачислении на учёбу. Затем оформляют отчётность и отправляют ректору. После того как отчёт был составлен, архив получает документы об абитуриенте и составляют его личное дело (см. рис.2).
1.4 Анализ IT-структуры
IT-инфраструктура учебного учреждения представляет собой совокупность сетевых, информационных и мультимедийных решений для обеспечения быстрого доступа, хранения, отображения и обработки информации при высоком уровне безопасности.
В центре обработки данных используются серверные мощности на базе блейд-систем HPE Synergy и HPE C7000 с суммарным объемом оперативной памяти 11 Тб и система хранения данных корпоративного класса HPE 3PAR с объемом хранения 242 Тб, из них на быстрых твердотельных дисках SSD – 35 Тб.
Материально-техническая база состоит из:
- 672 автоматизированных рабочих мест для педагогического состава;
- 1550 компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся
- 320 единиц телекоммуникационного оборудования;
- 13 единиц серверного оборудования и систем хранения данных.
Учебные помещения оснащены современным презентационным, демонстрационным и мультимедийным оборудованием.
В учебном учреждении функционирует веб-портал. Портал имеет модульную структуру и в настоящий момент включает в себя 6 базовых и 14 дополнительных модулей. В базовые модули входят: Преподаватели, Сотрудники, Родители, Студенты, Абитуриент, Электронная приёмная комиссия. В дополнительные модули входят: Успеваемость, Практика, Рабочая программа, Сессия, Проверка КР, Проверка ВКР, Расписание, Балльно-рейтинговая система, Договоры на обучение, Финансы, Библиотека, Почта, Заявления и справки, Техподдержка.
Для всех участников образовательного процесса реализованы личные кабинеты.
Для всех участников образовательного процесса доступны облачные сервисы:
- платёжный шлюз;
- Head Hunter;
- E-Library;
- IPRBooks.
Рисунок 3 — Схема сети веб-отдела.
На рисунке 3 изображена схема сети веб-отдела, данная схема была создана в программе Cisco Packet Tracer. В кабинете находятся три компьютера и коммутатор, а маршрутизатор и сервер находятся в соседнем кабинете. Три компьютера соединяются с коммутатором internet – кабелями, таким же проводом коммутатор подсоединён к маршрутизатору. Маршрутизатор подключён к серверу кросс – кабелем.
Локальная сеть создана для повышения производительности труда и обеспечения доступа к интернету.
Все компьютеры веб-отдела имеют одинаковую конфигурацию:
- Процессор: Intel core i5-4460 3.20GHz
- Видеокарта: Intel HD Graphics 4600
- ОЗУ: 8 гб
- Hdd: 150 гб
В веб-отделе используются следующие программы:
- ОС Windows 7;
- OC Windows 10;
- 1C: Предприятие 1.83;
- Adobe photoshop CS6;
- Google Chrome;
1.5 Структура электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) образовательного учреждения
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) включает в себя:
Электронные информационные ресурсы:
- официальный сайт в сети «Интернет».
- официальные сайты структурных подразделений образовательного учреждения в сети «Интернет», находящиеся в домене;
- электронные библиотечные системы (далее – ЭБС), обеспечивающие доступ пользователям ЭИОС (в том числе авторизованный к полнотекстовым документам) к информационным ресурсам. В порядке регистрации в ЭБС читателю в библиотеке выдается логин/пароль под роспись, либо он их получает в личном кабинете обучающегося на портале.
Портал:
- обеспечивает доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательных программ;
- формирование электронного портфолио обучающегося;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».
На рисунке 4 изображена часть ЭИОС образовательного учреждения.
Рисунок 4 — ЭИОС образовательного учреждения
Студент заходит в свой личный кабинет, который подключен к порталу. Портал подключён к базе 1С. Также к порталу подключены сервисы: платёжный шлюз, Head Hunter, E-Library, IPRBooks.
На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что образовательное учреждение хорошо структурировано. Также оно использует портал для контроля своей деятельности. Для повышения доступности информации о результатах учебного процесса необходим разработанный модуль. Это, в свою очередь, повысит эффективность работы портала учреждения.
1.6 Вывод по главе
Таким образом, для повышения эффективности портала и снижение нагрузки на деканат необходим модуль по успеваемости студентов.
Разработка проводилась на Viusal Studio Code.
Глава 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
2.1 Требования к дизайну сайта
Дизайн должен быть выдержан в строгих и мягких тонах. Использовать сине-голубые оттенки. Дизайн сайта должен быть выполнен с использованием языка HTML и CSS, при необходимости для создания отдельных графических элементов допустимо использование JavaScript.
Сайт должен корректно отображаться в браузерах Яндекс версия 18.0 или позднее; Google Chrome версия 79.0 или позднее.
Необходимо создать структуру (шаблон) страницы авторизации, состоящую из одного блока. В этом блоке должен быть заголовок “Авторизация”, логотип и название учреждения, поле с логином, поле с паролем и переключатель между студентом и преподавателем. Блок должен находиться чуть выше середине страницы.
На рисунке 5 показан шаблон страницы авторизации.
Рисунок 5 — Графическая схема шаблона страницы авторизации
Также необходимо создать структуру (шаблон) страницы авторизованного пользователя, состоящую из следующих элементов:
- “Шапка”. В данном блоке необходимо расположить приветствие авторизованного пользователя. Под приветствием должна находиться кнопка “Выход” для выхода с аккаунта. Данный блок должен располагаться слева на сайте;
- Основной блок. В нём должно быть отображения списка групп (для преподавателя) и отображения успеваемости (для студентов). Требования к блоку будут изложены далее. Блок должен иметь список групп, при выборе которого отобразиться список со студентами конкретной группы и их отметки (для преподавателя). Для студента должна сразу отобразиться таблица с предметами и оценками. Для администратора блок должен иметь поля для ввода информации о новом пользователе и возможность его зарегистрировать, а также возможность делать отчёты по успеваемости. Блок должно располагаться справа от “шапки”.
На рисунке 6 представлена графическая схема шаблона сайта.
Рисунок 6 — Графическая схема шаблона основной страницы сайта
2.2 Требования к функциональности сайта
Необходимо обеспечить возможность предоставлять пользователям информацию на русском языке.
Сайт должен позволять пользователям выполнять вход на сайт как зарегистрированный пользователь для возможности просмотра успеваемости для студента и/или добавления/редактирования содержимого сайта для преподавателя.
Система управления сайтом должна позволять:
- управлять страницами сайта (добавлять, удалять, изменять их содержимое);
- создавать отчёты по данным из таблиц;
- регистрировать новых пользователей.
Таблицы в сайте должны быть соединены с базой данных MySQL.
2.2.1 Требования к содержимому сайта
Необходимо создать следующие страницы сайта:
- Страница авторизации;
- Страница студента;
- Страница преподавателя
- Страница администратора.
2.2.2 Детальное описание страниц сайта
Страница авторизации
Чуть выше середины страницы должен стоять блок с заголовком “Авторизация”. Под заголовком должен находиться логотип и название учреждения. Потом идут два поле с логином и паролем пользователя, и затем переключатель между студентом и преподавателем. Внизу блока находится кнопка “Войти”.
Страница студента
Данная страница должна состоять из двух блоков:
- блок с приветствием авторизованного пользователя. Под приветствием должна находиться кнопка “Выход”. Находится слева на странице;
- блок с таблицей успеваемости. Находится справа на странице;
Таблица с успеваемостью должна состоять из таких данных, как:
- предмет;
- дата пары;
- оценка.
Страница преподавателя
Данная страница должно состоять из двух блоков:
- блок с приветствием авторизованного пользователя. Под приветствием должна находиться кнопка “Выход”. Находится слева на странице;
- блок со списком групп студентов. При выборе группы должна сразу отобразиться таблица студентов для проставления оценок. Находится справа на странице;
Таблица должна содержать фио студента, дата пары и возможность поставить оценку.
Страница администратора
Данная страница должно состоять из трёх блоков:
- блок с приветствием авторизованного пользователя. Под приветствием должна находиться кнопка “Выход”. Находится слева на странице;
- блок, где администратор может регистрировать новых пользователей. Находится справа на странице;
- блок с отчётом об успеваемости студентов. Находится внизу страницы.
В блоке «Регистрация» администратор вводит ФИО нового пользователя, выбирает статус пользователя, после выбора появляется либо поле «Группа», либо поле «Предмет» в зависимости от выбранного статуса. В блоке «Отчёты» администратор указывает группу и предмет, затем появляется отчёт с успеваемостью студентов.
2.3 Вывод по главе
Таким образом, разработка технического задания выполнена. Техническое задание позволит разработать эффективный модуль по успеваемости.
Страницы 1 2
