2.2 Расширенная постановка задачи
Назначение разрабатываемой ИС – комплексная автоматизация деятельности компании в части торгового учета и сопутствующих видов учета. Система позволяет решать все задачи учета, которые возникают в торговой деятельности компании, начиная от заказа товаров у поставщиков и заканчивая оплатой товаров, проданных клиентам. Торговая деятельность «тянет» за собой и все остальные направления работы компании: складской учет товаров, взаиморасчеты с клиентами и поставщиками, аналитическая отчетность по продажам, остаткам и взаиморасчетам.
Структурно ИС можно разбить на такие подсистемы:
Подсистема, на основании которой можно вести справочники;
Подсистема, применяемая для целей торгового учета;
Подсистема на складской учет;
Подсистема, обеспечивающая возможность проведения взаимных расчетов с клиентами предприятия.
Добавим, что схематически каждый справочник допускается делить на группы, среди которых выделяются контрагенты, номенклатура, собственная компания. Например, что касается справочника группы «Номенклатура», то здесь он специально открывается для того, чтобы осуществлять процедуру введения, а также редактирования информации по товарной номенклатуре. Также справочники используются для ведения некоторых вспомогательных, дополнительных сведений. Характерная особенность, что выделяется при учете номенклатуры – учет в разных единицах измерения. Также открыты возможности для учета товаров по партиям, с учетом скидок и цен. Еще один бонус – презентация товаров с иллюстрациями.
Известно о том, что под конкретный вид продукции указывается несколько единиц измерения. Также система имеет учет по партиям. Любая товарная партия имеет свои свойства. В подсистеме назначаются цены, а также скидки для разных категорий клиентов.
Практика показывает, что к любой единице в номенклатуре можно прикреплять несколько файлов того или иного формата (видео и картинки, текст, таблицы в электронном виде и прочее).
Теперь можно перейти к анализу справочников из группы «Контрагенты». Здесь известно о том, что с их помощью должна быть возможность для ведения дополнительных, а также основных сведений по поставщикам предприятия, по группам клиентов. На основании заведенных договоров с контрагентами должна быть возможность для гибкого ценообразования, для использования системы скидок.
Если говорить о справочниках из группы «Организация», то с их помощью должна быть возможность ведения дополнительных и основных сведений о предприятии: рабочие подразделения, конкретно взятые сотрудники, складское дело и прочее.
В целом можно констатировать, что подсистема по торговому учету на предприятиях создается для того, чтобы вести учет множественных торговых операций. Их учет, прежде всего, предусматривает аналитическую работу со следующими фактами хозяйственной активности:
— процедура предварительного приема заявок от покупателей;
— учет проданных по факту товаров клиентам;
— возврат бракованной, некачественной продукции от покупателей.
Выделяя формы пользовательского интерфейса, в котором ведется комплексная работа с документами, нужно отметить, что здесь все функции должны быть предельно понятными, удобными для введения данных и их просмотра.
Когда на предприятии торговли осуществляется расчет цен, важно принимать во внимание их тип, потенциальные скидки. К слову сказать, по отдельно взятым контрагентам могут формироваться дисконтные карты. Конечный результат работы подсистемы по торговому учету – это получение отчета, который называется «Продажи».
По складскому учету есть подсистема, которая создана для учета операций, проводимых на складе:
— оформление заказа для поставщика;
— поступление товарной партии от поставщика;
— возврат определенной продукции поставщикам;
— списание продукции, ее перемещение по складу;
— операция инвентаризации.
Считается, что центральная задача, которая поставлена для решения в рамках обозначенной подсистемы – это ведение изменения остатков по складу в автоматическом режиме. Важно, чтобы системой строго контролировались остатки по складу, вне зависимости от того, какой проводится документ. Закономерный исход работы подсистемы – формирование отчета, который называется «Остатки».
Наконец, подсистема по взаимным расчетам, по учету таких расчетов создана для того, чтобы фактически учитывать поступающие средства от клиентов. В системе обязательно должны быть реквизиты платежных документов, чтобы в любой момент времени можно было контролировать факт оплаты. Добавим, что с помощью представленной выше подсистемы должна открываться возможность – введение документов прихода, расхода финансов по счетам учета активов.
2.3 Функциональная структура разрабатываемой системы
На рисунке представлена функциональная структура приложения

Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.8. Функциональная структура приложения
Чтобы перейти к непосредственному показу функциональной структуры приложения, уместно осуществлять такую операцию посредством механизма, который имеется в рамках подсистем платформы «1С: Предприятие 8.3». Говоря о подсистемах, уточним, что они представляют собой механизм визуального, функционального, а также ролевого деления решения на мелкие, а также укрупненные блоки. Посредством таких компонентов в рамках общей платформы разработчик может создать командный интерфейс прикладного решения, а затем – визуально дифференцировать возможный его функционал. Практика показывает, что любая подсистема по своему строению может характеризоваться иерархией. Другими словами, одна подсистема в своем составе может иметь другие подсистемы, и в таком случае формируется так называемый «вложенный интерфейс».
Говоря о подсистеме «1С: Предприятие 8.3», отметим, что в ее составе включено сразу несколько объектов прикладного характера по объектам конфигурации. Добавим, что подсистемы создаваемой в настоящей работе конфигурации под цели автоматизации складского и торгового учета, отражаются на рисунке (Рисунок Про9). Если же подсистемы будут организованы максимально грамотно, то в автоматическом режиме удастся создать такой интерфейс, который как раз потребуется для решения нужных задач, для обеспечения пользователя приложения требуемым функционалом.
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.9. Функциональная структура прикладного решения в виде подсистем
Итак, начать анализ нужно с подсистемы, которая называется «Справочники». В ней обычно организуется работа со справочной, а также нормативной документацией, которая только может быть представлена в рамках АИС. Указанная подсистема по структуре в своем составе имеет 3 прочих подсистемы. Все они позволяют организовать работу с другими, сопряженными справочниками системы:
— «Номенклатура» — подсистема, посредством которой практически выстраивается процедура ведения справочников товарной номенклатуры;
— «Контрагенты» — подсистема, за счет которой организуется ведение справочников с информацией о покупателях, а также поставщиках исследуемого предприятия;
— «Организация» — подсистема, в которой организуется процесс учета информации, связанной с компанией: о работниках, складах, функциональных подразделениях и так далее.
Если анализировать подсистему, которая называется «Склад», то можно подчеркнуть, что в ней собраны функциональные возможности, на основании которых ведется складской учет товарных остатков: формируются разные отчеты, создаются новые документальные формы и прочее.
Особого внимания заслуживает подсистема, которая называется «Взаиморасчеты». В ней группируется функционал, посредством которого можно осуществлять практический учет взаимных расчетов компании с контрагентами.
Считается, что базой для торгового учета любой компании считается ведение номенклатурного справочника. В нем собраны центральные данные по товарам. Особенностью прорабатываемой конфигурации выступает тот факт, что в справочнике номенклатуры имеются не только общие сведения, распространяющиеся на продукцию, но и другие данные о предприятии. Детально можно отразить такой функционал схемой, которая будет ниже представлена на рисунке (Рисунок Про10).
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.10. Ведение номенклатуры
Практика показывает, что ведение списка, в котором зарегистрированы все контрагенты предприятия – это главная функция, которую должна исполнять создаваемая АИС по автоматизации складского, а также торгового учета. По праву центральный справочник, с применением которого осуществляется управление информацией по контрагентам, считается одноименный справочник – «Контрагенты». На самом деле, его реквизиты довольно масштабные.
Возвращаясь к анализу создаваемой конфигурации АИС, отметим, что характерная ее особенность будет состоять в гибкости и полноте справочника, в котором отражены контрагенты предприятия. Рисунок (Рисунок Про11) позволяет проанализировать схему, в рамках которой будут отражены функции исследуемой подсистемы.
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.11. Ведение контрагентов
Если выделять третью подсистему в «Справочниках», то отметим, что ее назначение состоит в ведении информации, которая непосредственным образом относится к компании. Обычно подобные сведения применяются специалистами для формирования отчетов, выходных документов, а также в некоторых случаях – для операций складского учета. Схематически функциональный состав подсистемы «Организация» показан на рисунке (Рисунок Про12).
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.12. Ведение данных организации
Особенно стоит отметить подсистему, которая называется «Продажи». Главное предназначение ее в рамках создаваемой АИС – введение, а также изменение документов, которые распространяются на операции по торговому учету. Представленная работа подразумевает принятие от клиентов заявок, создание разнарядки на отгрузку товаров на складе. Разумеется, могут быть возвраты товаров от покупателей, что также нужно учитывать в рассматриваемой подсистеме. Внесен в нее документ под названием «Задание персоналу». В качестве результирующего документа в рамках исследуемой подсистемы выступает отчет с названием «Продажи». Система показан на рисунке (Рисунок Про13) в виде схемы.
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.13. Функции подсистемы «Продажи»
Подсистема, которая называется «Склад», разрабатывается для того, чтобы вести учет операций по складу компании. Напомним, что данный учет тесным образом связан с другим направлением работы, а именно – торговым учетом. Дело в том, что в случае возврата товара в компанию от покупателей, меняются и остатки продукции по складу. Однако заметим, что в составе функций подсистемы «Склад» есть учет взаимодействий с поставщиками. Тут предусматривается непосредственное формирование заказов, учет поступивших и возвращенных на склад предприятия товаров. «Склад» — это еще и одноименный отчет, результирующий файл по отчету «Остатки». Схематически система представлена на рисунке (Рисунок Про14).
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.14. Функции подсистемы «Склад»
Продолжая анализ подсистем, выделим «Взаиморасчеты». Это направление, посредством которого компания может осуществлять визуальное и функциональное группирование документов, которые несут сведения об оплате долгов за отгруженные покупателям товары; за оплату услуг – как наличным, так и безналичным методом расчета. На рисунке (Рисунок Про15) представлена функция такой подсистемы. В ней формируются документы – «Расход денежных средств», а также «Приход денежных средств». Их назначение расшифровывать нецелесообразно. Добавим лишь то, что на основании отчета, который называется «Взаиморасчеты», в целом можно контролировать кредиторский и дебиторский долг, долги предприятия перед поставщиками. Отчет под названием «Деньги» дает возможность контролировать в любое время движение денег по счетам предприятия, как в наличном, так и безналичном их виде.
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.15. Функции подсистемы «Взаиморасчеты»
В рамках создаваемой АИС, посредством которой будет решена задача складского и торгового учета, нужны следующие программные средства:
— операционная система «Windows», которая специально предназначается для серверного типа, что обеспечивает так называемое многопользовательское подключение сразу нескольких пользователей;
— ПП «1С: Предприятие 8.3».
Ранее мы говорили о том, что в компании уже есть ИТ инфраструктура, которая всецело отвечает программным, техническим требованиям новой системы. Почти все компоненты уже есть в компании:
— есть сервер, на котором работает ОС «Windows Server 2014 Standart Edition»;
— на сервере стоит сервер приложений «1С: Предприятие 8.3»;
— на сервере работает СУБД «MS SQL Server 2014»;
— у каждого сотрудника на рабочем месте есть ПК, на которых инсталлирована ОС Windows 7/10.
Принимая во внимание тот факт, что в компании уже работает «1С: Бухгалтерия 8», то покупать ее не требуется. Нужно только установить клиентскую часть платформы «1С: Предприятие 8.3» – на рабочее место каждого сотрудника. Потом их подключают к информационной базе новой АИС. Потребуется покупка только лицензий на работу новых пользователей «1С: Предприятие 8.3».
Таким образом, в нашей работе создается авторская конфигурация на базе «1С: Предприятие 8.3» под автоматизацию складского и торгового учета.
Структура регистров накопления приведена на рисунке (Рисунок Про1).
2.4 Клиент-серверный вариант работы платформы «1С:Предпритие» и особенности разработки приложения для этого варианта
Клиент-серверный вариант работы — этот один из способов работы платформы «1С:Предприятие 8.3». Клиент-серверный способ функционирования предназначен для применения в рабочих группах или в масштабе предприятия. Он выполнен на основе трехуровневой архитектуры «клиент-сервер» (Рисунок Про22).
Работа в клиент-серверном варианте возможна как напрямую с кластером, так и через веб-сервер. При этом в случае непосредственного подключения к кластеру толстый клиент и тонкий клиент применяют протокол TCP/IP. При подключении через веб-сервер тонкий клиент и веб-клиент применяют протокол HTTP или HTTPS (Рисунок Про3).
Вся работа с прикладными объектами, чтение и запись БД выполняется только на сервере. Функциональность форм и командного интерфейса также выполнена на сервере.
2.5 Создание прикладных объектов конфигурации
Считается, что самое главное отличие систем 1С от привычных систем прочих разработчиков – это возможность применения прикладных объектов. Под прикладным объектом принято рассматривать такой объект с платформы, который позволяет описать данные, реальное поведение объекта. В целом, имеющаяся структура прикладного объекта дает возможность описать аналогичную структуру с предметной области. Формы же прикладного объекта определяют интерфейс для пользователя, программные модули.
Перед нами стоит задача – из существующих прикладных объектов платформы подобрать только такие объекты, которые будут в максимальной степени подходить для реализации объектов в нашей предметной сфере [7].
Для торгового учета в качестве основы выступает ведение товарной номенклатуры. База ведения номенклатуры – одноименный справочник, в котором сохранены сведения о продукции. Пример представлен на рисунке (Рисунок Про24).
Рисунок Проектирование и реализация системы торгового и складского учета.246. Справочник «Номенклатура»
Для номенклатуры ведение цен организовано посредством периодического регистра данных, который называется «Цены». В нем обычно хранят значение цены на продукцию – в разрезе типов цен. Далее на рисунке (Рисунок Про25) будут обозначены конфигурационные объекты, посредством которых реализуется механизм для учета цен.
