ВВЕДЕНИЕ
На данный момент времени с помощью ресурсов глобальной сети Internet можно приобрести почти любую продукцию. Исходя из данных отчетности о фактическом статусе internet-среды, можно констатировать, что порядка 59% людей на всей планете обладают internet-доступом. Что касается Российской Федерации, то на ее территории, согласно официальной статистической информации, internet-доступом обладают около 81% от совокупного числа жителей государства [32].
Кроме того, согласно сведениям, предоставленным Statista, порядка ¾ от общей совокупности internet-пользователей ежемесячно что-то приобретают в онлайн-пространстве. По этой причине, отражая данные об областях функционирования коммерческих предприятий, производимых продуктах или предоставляемых услугах, у компании появляется возможность расширить свою клиентскую базу и беспрерывно поддерживать эффективную обратную связь с клиентами.
Применяя веб-ресурс в форме сайта, созданного с использованием современных технологических решений (IT-технологий), компания получает следующие ценные для ее функционирования и развития возможности:
эффективная и устойчивая обратная связь со всеми потребителями;
предоставление субъектами-клиентами качественной инфоподдержки;
уведомление о текущих событиях (акции, скидки, распродажи), предоставление доступа лицам-клиентам к информационным данным о коммерческой организации;
эффективное маркетинговое продвижение организации, потому что ресурс-сайт в глобальной сети Internet – это крайне действенный инструмент, сочетающий в себе целый ряд разновидностей маркетинг-средств.
Создание internet-представительства позволит коммерческому предприятию расширить свою клиентскую базу, потому что грамотно разработанный проект можно просто и быстро отыскать в Internet, при условии, если его разработкой будут заниматься профессионалы. За счет представительства в глобальной сети Internet, компания может оперативно и правильно реагировать на существующие у потребителей запросы, а также вносить актуальные корректировки в контент на internet-сайте (фото, тексты, товарные позиции и пр.). Кроме того, веб-сайт дает возможность сократить объем финансовых издержек, идущих на маркетинговую деятельность [10].
Крайне важным достижением в сфере разработки/запуска internet-проектов можно назвать внедрение в практику CMS-технологии – системы управления контентом. В настоящее время существует множество CMS-платформ, позволяющих создавать высококачественные internet-сайты, не тратя на это большого количества времени, сил и средств [31].
Широко востребованными стали CMS, пользоваться которыми можно на безвозмездной основе (включая WordPress, Tilda и пр.). При этом, такие платформы имеют богатый функционал, который ничем не уступает платным аналогам, что и обуславливает их высокую популярность во всем мире.
Для настоящей ВКР избрана тематика «Разработка и запуск internet-представительства с применением CMS, для коммерческой организации, продающей в рознице и оптом продукцию из категории «пиломатериалы».
Избранная для настоящей исследовательской работы тематика обладает особенной актуальностью и значимостью. Это обуславливается стремительным увеличением численного состава internet-пользователей, а, следовательно, ростом количества потенциальных субъектов-клиентов и, соответственно, потенциальной финансовой прибыли коммерческой организации.
Перед настоящей ВКР стоит основная цель, заключающаяся в наращении уровня продуктивности и качества функционирования коммерческой организации, занимающейся оптово-розничной торговлей продукцией из категории «пиломатериалы», благодаря разработке и запуску представительства в глобальной сети Internet.
Чтобы достигнуть намеченной цели, в настоящей ВКР нужно разрешить ряд задач, основными из которых являются следующие:
– детальная аналитическая работа и описательная характеристика бизнес-процессов предприятия;
– построение моделей «как должно быть» для бизнес-процессов, подлежащих автоматизации;
– анализ эффективности предложенных решений;
– ознакомление с существующими CMS;
– моделирование и создание интернет-сайта.
1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области
1.1.1 Характеристика предприятия
Компания ООО АИКО АГРОСЕРВИС, адрес: Башкортостан респ., Уфимский район, д. Уптино зарегистрирована 21.11.2002.
Основным видом деятельности является аренда и управление собственной или арендованной коммерческой недвижимостью, всего в ОКВЭД зарегистрировано 14 видов деятельности. Ссылки на другие компании отсутствуют.
Дополнительные занятия:
– производство пиломатериалов, за исключением профилированных пиломатериалов, толщиной более 6 мм; производство железнодорожных и трамвайных шпал из древесного сырья;
– торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;
– торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах;
– прочая розничная торговля легковыми автомобилями и легковым автотранспортом.
В организационной структуре выделяют линейные отделы, а также отдел по управлению филиалами. Эта структура возникла в результате увеличения размера компании, усложнения технологических процессов в динамично меняющейся среде. Головной офис осуществляет реализацию всех процессов управления объектами в едином пункте управления, который собирает и обрабатывает информацию об управляемых объектах и на основе их анализа формирует управляющие сигналы по системным критериям [25].
1.1.2 Краткая характеристика подразделения и видов его деятельности
Интернет-представительство разрабатывается для предприятия ООО «АИКО АГРОСЕРВИС». Благодаря сайту, заказчикам будет удобнее просматривать имеющиеся товары. Также изменится работа менеджера по продажам в рамках современной реалии [1].
Для наглядного представления работы компании, построили схему организационно-функциональной структуры предприятия.
В компании ООО «АИКО АГРОСЕРВИС» организованы 6 отделов: отдел продаж, отдел доставки, отдел закупок, финансовый отдел, IT-отдел, складской отдел.
В финансовый отдел входят: финансовый директор, главный бухгалтер, юрист. В отделе продаж работают менеджер по продажам, менеджер по обработке заказов под начальством коммерческого директора. В отделе закупок работают менеджеры по закупкам. Отдел доставки состоит из начальника отдела и курьеров. В IT-отдел входят: начальник отдела, системный администратор, технический специалист. Склад состоит из начальника склада и укомплектовщиков.
Организационная структура ООО «АИКО АГРОСЕРВИС» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Организационно-функциональная структура предприятия
Штатный состав компании ООО «АИКО АГРОСЕРВИС» включает: генерального директора, коммерческого директора, заместителя директора по общим вопросам, финансового директора, менеджеров, маркетологов, главного бухгалтера, юриста, курьеров, водителей, грузчиков.
Целесообразно проанализировать структурные единицы и функционирование коммерческой организации.
Глава предприятия руководит и управляет, согласно имеющим силу законодательную силу предписаниям, всеми направлениями (видами) деятельности компании. Держит под контролем функционирование и взаимные связи между отдельными единицами организационной структуры.
Организовывает и осуществляет встречи с субъектами-потребителями, оперативно снабжает финансовыми ресурсами и внеплановые, и плановые издержки. Кроме того, в перечень должностных обязательств лица-директора также включена аналитическая работа относительно отчетов о реализации продукции и пр., поиск и накопление информационных данных от членов штатной структуры (работников) [9].
Бухгалтерское структурное подразделение осуществляет и организовывает учет бухгалтерской документации (первичной), обеспечивает учет ценностей из категории «материальные», формирует отчеты для подразделений ФНС РФ, осуществляет расчетные операции для установления уровня общей эффективности функционирования коммерческой организации с финансово-экономической точки зрения.
Структурное подразделение (отдел) продаж коммерческой организации несет ответственность за заключение и формирование соглашений с субъектами-потребителями.
Это структурное подразделение отвечает за подготовку отчетности о выполненной работе. Контрольные функции возложены на главу коммерческого предприятия.
Структурное подразделение по закупу обеспечивает оперативное восполнение нужной продукции. Сотрудник-менеджер данного отдела разрабатывает планы осуществления закупочной деятельности, отслеживает отдельные аспекты функционирования организации, обеспечивает поиск субъектов-поставщиков и участие коммерческого предприятия в разных торговых процедурах.
Кадровое структурное подразделение исполняет функции, касающиеся управления сотрудниками коммерческой организации. Этот отдел отвечает за оформление пропускных документов, увольнение, трудоустройство работников, а также формирует для всех отдельно взятых работников личные дела, осуществляется мероприятия, направленных на профразвитие персонала.
1.2 Экономическая сущность задачи
С точки зрения коммерческой организации, ориентированной на высококачественное предоставление услуг, а, следовательно, на наращение финансовой прибыли, разработка и запуск интернет-представительства – это отличный способ произвести презентацию собственного коммерческого предложения на просторах глобальной сети Internet [17]. На данный момент времени internet-реклама считается одним из наиболее действенных и востребованных рекламных «инструментов».
С помощью ресурса в сети Internet есть возможность улучшить имидж коммерческой организации, поддерживать удобное, оперативное и эффективное взаимодействие с широким диапазоном субъектов-потребителей. По этой причине для рознично-оптового магазина пиломатериалов принято абсолютно обоснованное решение разработать и запустить официальное представительство в глобальной сети Internet [40].
Мнемосхама реализации процесса продажи продукта «как есть» отображена в содержании рисунка 2.
Рисунок 2 – Мнемосхема автоматизируемого процесса «как есть»
Модель объектного типа, касающаяся реализации продуктов, выполненных из средств-пиломатериалов «как есть», отображена в содержании рисунка 3.
В рамках соответствующего реализационного процесса задействовать практически весь персонал коммерческой организации. В его содержание входят ряд стадий. Контроль за данным процессом обеспечивается преимущественно сотрудником-менеджером отвечающего за продажи структурного подразделения.
Описание этого процесса закреплено в нотации ЕРС в порядке четко упорядоченной схемы обособленных функций и событий. Основным преимуществом этой нотации можно назвать легкость для пользовательского восприятия. Кроме того, ЕРС дает возможность выстраивать обладающие сложным характером разветвленные структуры и параллельные событийные ряда, обладающие весьма существенной длиной [38].
«Точкой отсчета» анализируемого процесса является момент принятия заявки предприятием на приобретение продукции [33]. После этого занимающийся продажами сотрудник-менеджер проводит проверочную процедуру на предмет наличия продукции на складке коммерческого предприятия. При ее отсутствии, сотрудник-менеджер предоставляет соответствующую информацию субъекту-потребителю и сотруднику-менеджеру по закупку. Последний формирует перечень продукции, нужной к заказу. Когда же продукция на складе присутствует, то формируется документ-докладная и подлежащий оплате счет. Когда оплата произведена, производится сборка и отсылка соответствующего заказа.
Рисунок 3 – Объектная модель продажи изделий, изготовленных из пиломатериалов «как есть»
1.3 Обоснование необходимости разработки экономической информационной системы
Значительным «минусом» настоящего Общества, конечно же, можно назвать отсутствие официального представительства в глобальной сети Internet, ввиду его теряется множество потенциальных возможностей для функционирования и развития. В настоящее время internet-сайт уже перешел из разряда «престижные атрибуты» в категорию «насущная потребность».
С точки зрения коммерческой организации internet-ресурс – это самое действенное и надежное средство, позволяющее достигнуть целого комплекса целей, в том числе:
привлечь в организацию новых потребителей;
обеспечить эффективную и масштабную рекламу продукции коммерческого предприятия;
опубликовать сведения о компании, ее коммерческом предложении;
значительно нарастить объем продаж;
создан информационных канал для субъектов-потребителей, с помощью которого они могут следить за актуальными новостями и событиями в организации.
Коммерческая организация Общество с ограниченной ответственностью «АИКО АГРОСЕРВИС» в настоящее время не обладает собственным представительством в глобальной сети Internet. По этой причине потенциальные и действующие субъекты-потребители ее продукции не могут должным образом снабжаться информацией о продукции, о месте локализации предприятия, контактах с его представителями и пр. таким образом, субъект-потребитель отдаст свое предпочтение той коммерческой организации, относительно которой у него есть хоть какая-то осведомленность.
1.4 Постановка задачи
1.4.1 Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи
Настоящий проект предполагает выработку и запуск интернет-представительства с применением CMS-платформы для коммерческой организации, торгующей пиломатериалами в рознице и оптом.
Перед настоящей исследовательской работой стоит цель, заключающаяся в наращении уровня эффективности и устойчивости работы предприятия с субъектами-потребителями, благодаря созданию и запуску официального представительства в глобальной сети Internet с использованием современных технологических решений.
Создаваемый internet-ресурс в свою структуру должен включать 2 масштабные части исполняемых функциональных задач:
часть сервисную;
часть основную.
Часть, являющаяся основной, исполняет такие ключевые функциональные задачи:
визуальный просмотр интернет-представительства;
нахождение необходимых информационных данных;
визуальный просмотр продукции;
внесение информации в форму заказа (интерактивную) продукции;
отсылка заявки на заказ;
принятие письма с подтверждением на указанный адрес электронной почты.
Часть, являющаяся серверной, исполняет такие ключевые функциональные задачи:
обеспечение выхода;
обеспечение пользовательской авторизации.
Выделяются такие требования, предъявляемые к создаваемому internet-представительству:
понятность и удобство представления информационных данных с точки зрения субъекта-администратора и субъекта-пользователя;
простота применения;
надежность (высокая степень устойчивости к разного рода нарушениям функционирования);
устойчивая защита от некорректных пользовательских действий.
1.4.2 Общая характеристика организации автоматизированного решения задачи
Разработанное internet-представительство имеет вид товарного каталога. Возможность внесения оплаты за продукцию в онлайн-режиме отсутствует.
На страницах internet-представительства есть электронная форма авторизации пользователя, с помощью которой субъекты-клиенты могут сохранять и, если есть необходимость, изучать собственные заказы. На соответствующих страницах internet-представительства размещены сведения о коммерческой организации, информация для связи, подробности оплаты и доставки. Здесь же приведет каталог продукции, которая на данный момент доступна для заказа. В целях обеспечения удобства каждому субъекту-пользователю, оповещения о сделанном заказе также отсылаются на e—mail, который был вписан субъектом-пользователей в специальное поле во время прохождения регистрационной процедуры.
С точки зрения субъекта-администратора internet-представительства, крайне удобно и просто размещать новую продукцию и вносить корректировки/дополнения в сведения на страницах ресурса-сайта, а также видеть новый заказы, помимо почты.
1.5 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования
В настоящее время в сети Internet можно встретить большое количество internet-ресурсов, схожих с создаваемым нами проектов. В содержании этого пункта проанализированы и представлены методологические подходы к разработке интернет-представительства и ряд веб-проектов конкурентных коммерческих организаций. Такой избранный нами подход позволит сформировать общее представление о будущем веб-представительстве.
На просторах всемирной сети Internet встречается колоссальное количество разных web-проектов [12]. Стоит рассмотреть ряд наиболее часто встречающихся классификаций web-проектов:
internet-сайты корпоративного типа.
Перед этими интернет-проектами стоит основная цель, заключающаяся в представлении максимально возможного объема сведений о функционировании или продукции коммерческой организации, либо об определенном проекте, стоимости услуг, работ, продуктов, контактных данных и пр. В подавляющем большинстве случаев размещенный на таких web-представительствах контент содержит реальные примеры результата услуг/работ, потребительские отзывы, актуальные корпоративные новости;
internet-проект типа «визитка».
Этот web-ресурс относится к подвидам корпоративного интернет-представительства, однако, по сравнению с ним, «визитка» содержит на своей странице (страницах) краткие сведения об организации и ее предложении. Зачастую такие internet-проекты применяются для представления сжатых сведений о предприятии, направлениях его работы, информации для связи, за счет чего потенциальные субъекты-потребители имеют возможность получить более обширные сведения об организации [31];
internet-представительства из категории «информационные».
Судя по названию, перед этой разновидностью internet-представительств стоит основная задача представить информационные данные пользователям ресурса по той или иной теме. К этой категории интернет-проектов также относятся блоги, тематические online-порталы, новостные internet-ресурсы;
online-магазины.
Эта разновидность internet-представительств позволяет субъектами-пользователям приобретать услуги/продукцию дистанционно, то есть из любого места, с помощью сети Internet.
Ниже целесообразно рассмотреть основные методологические подходы к формированию internet-представительств.
В общей сложности, на данный момент выделяется пара ключевых методов разработки и запуска internet-представительства.
Методика первая связана с созданием кода самостоятельно. Это наиболее трудоемкий и сложный метод, если сравнивать его с другими. Чтобы создать internet-проект, необходимо потратить большое количество временных ресурсов. Более того, требуется иметь знание конкретных программных языков (JS, HTML, CSS, PHP и пр.) и компетенции в части взаимодействия с БД MySQL [6].
Решение по запуску internet-представительства своими силами с HTML оптимально для web-проектов статического типа. Благодаря этому, возможно четко определить внешний вид, дизайн и расположение интернет-представительства. При этом, в будущем контент не должен меняться.
Касаемо управления internet-представительством, рассматриваемый вариант представляется недостаточно удобным и нуждается в наличии конкретных компетенций. Обыкновенный работник, не обладающий теоретическими и прикладными познаниями и навыками программирования, столкнется при работе с огромным количеством трудностей. Чтобы internet-представительство функционировало качественно, целесообразно воспользоваться услугами стороннего web-разработчика, что сопряжено со вспомогательными издержками [39].
Другой вариант запуска internet-представительства – использование специализированного web-конструктора [4]. Это решение оптимально для лиц-новичков, потому что для использования таких сервисов не требуются компетенции по программированию. Тем не менее, здесь редко можно говорить о по-настоящему высококачественном проекте, невзирая на то обстоятельство, что сегодня существует немало бесплатных web-конструкторов и шаблонных версий internet-страниц с разными функциональными возможностями. Учитывая это, данный метод обладает большим количеством «минусов».
В ходе применения web-конструкторов есть такое существенное ограничение, как недоступность кода создаваемого web-проекта. Кроме того, ограниченным характером обладает и настройка конфигурации [3].
Также, учитывая безвозмездность применения, web-конструкторы размещают рекламные объявления на сайтах обычных пользователей. Убрать их помогает лишь платная подписка на тот или иной тариф.
Самыми востребованными и распространенными считаются web-конструкторы «narod.ru», «ucoz.ru», «wix», «setup.ru» и пр.
Таким образом, приступив к созданию internet-представительства с применением сервиса-конструктора, есть большая вероятность того, что субъект-разработчик впоследствии пожалеет о впустую израсходованных физических и временных ресурсах на освоение web-конструктора, т.к., о чем уже было сказано в контексте настоящей ВКР, эта методика не лишена «минусов».
Методика третья – применение CMS-платформ. Этот вариант среди специалистов по web-разработке считается самым оптимальным, а, потому, и наиболее востребованным.
CMS (аббревиатура от англоязычного понятия – «Content Management System) представляет собой систему, с помощью которой можно управлять контентом. Это платформа, движок, обеспечивающий координацию всего того, что размещено на страницах internet-сайта. CMS дает возможность оперативно вносить корректировки в дизайн интернет-представительства, размещать и формировать дополнительные записи, встраивать те или иные дополнительные опции [5].
Рассматриваемый методологический подход сопряжен с большим количеством «плюсов»:
можно вносить корректировки/дополнения в контент с помощью простой и понятной панели администратора. Учитывая легкость для восприятия последней, коммерческая организация избежит издержек на услуги стороннего web-программиста;
дизайн и содержимое internet-представительства не обладают связью между собой. То есть, в случае добавления нового контента или смены темы internet-проекта, ни то, ни другое не пострадает;
большое количество плагинов и виджетов, которые предоставляются на абсолютно безвозмездной основе и призваны разрешать разные проблемные аспекты. Фильтры продукции, поисковые формы, формы заказа и пр. При этом, для добавления новых опций достаточно лишь установить соответствующее расширение;
наличие возможности самостоятельного определения прав доступа к администрированию internet-представительства. К примеру, некоторый контент доступен лишь после прохождения регистрационной процедуры, и пр. При этом, у субъекта-администратора есть возможность ограничивать права тем или иным пользователям;
чтобы internet-представительство исполняло свои функции качественно и надежно, не нужно нанимать профессионального программиста. Администрировать сайт можно удаленно, с применением браузерного ПО и internet-доступа.
В рамках настоящей выпускной квалификационной работы применена методика разработки internet-представительства с использованием CMS-платформы. Выбор этого подхода нами обусловлен тем, что для полноценного администрирования internet-представительства нужно лишь установить CMS-платформу на ПК работников, либо обеспечить вход в специальный аккаунт, за счет представления администраторских прав. Кроме того, этот метод запуска вебпроекта позволяет в короткие сроки создать интернет-ресурс, соответствующий всей совокупности предъявляемых предприятием требований.
Стоит проанализировать самые востребованные на данный момент CMS-платформы.
В содержании того же раздела осуществим аналитическую работу относительно internet-представительств конкурентных предприятий и подготовленных продуктов программного типа. Результаты этой аналитической работы позволяет нами сформулировать целостное представление относительно применяемых решений другими коммерческими организациями, а также понимание перспектив нашего web-проекта с позиции внешнего вида, пользовательского интерфейса, структурного устройства и внутреннего содержания (контента) [7].
Исходя из рейтинговой оценки itrack за период 2022-го года, сформирована таблица 1. Самые первые позиции в рейтинговой оценке популярности применяемых в РФ CMS-движков заняли такие, как WordPress, 1С Битрикс, Joomla.
Таблица 1 – Анализ CMS систем
|
| WordPress | Joomla | 1C Битрикс |
| Сайт | www.1c-bitrix.ru | ||
| Категория | Бесплатные | Бесплатные | Платные |
| Тип лицензии | Коробочные, Open Source | Коробочные, Open Source | Коробочные |
| Подходит для | Любых сайтов | Любых сайтов | Крупных сайтов |
| Безопасность | Большое количество плагинов для обеспечения безопасности сайта. | Большая статистика взломов, при установке сторонних расширений безопасность значительно уменьшается. | Высокий уровень защиты. |
| Простата в использовании | Удобная административная панель, доступ к тысячам плагинов, легкая настройка сайта, большое количество бесплатных шаблонов. | Большое количество инструментов, неудобный редактор, дорогая лицензия, платные шаблоны. | Широкий функционал, для настройки красивого сайта требуется покупка шаблонов. |
Далее проанализируем аналогичные, разрабатываемому, сайты. С помощью поисковиков Яндекс и Google были найдены сайты, приведенные в таблице 2.
Таблица 2 – Сайты-конкуренты
|
| Арт-Медика | Гематолог | Альтер Лаб |
| Сайт | https://art-medika.com | www.gematolog.com | http://www.alter-lab.ru/ |
| Навигация | Некоторые страницы повторяются трижды, что создает загромождение. Каталог товаров удобный, поиск выполняется и по описанию и по названию товаров. | Удобная навигация, присутствуют такие страницы как: главная, продукция, документы, о компании, прайс-лист, контакты. | Присутствуют такие страницы как: главная, каталог, новости, о компании, сертификаты, контакты. Не очень удобный каталог товаров. |
| Внешний вид | Сайт выполнен в бежевых тонах. Текст на сайте также в бежевых тонах, что не очень практично, так как текст становится плохо просматриваемым. | Сайт выполнен в классических тонах, преобладают синие и белые оттенки. | Интересный дизайн, присутствуют различные изображения, что очень хорошо разбавляет сплошной текст. |
| Структура сайта | Сайт очень наполненный, очень много страниц и информации на них. Такое большое количество информации может запутать пользователя. Есть личный кабинет. | Нет ненужной информации, все разделы четко отвечают своему названию. Отсутствует конкретная информация о возможностях приобретения товаров. | Удобная структура сайта, хорошее наполнение. Неудобный переход в разделы в каталоге. Отсутствует конкретная информация о возможностях приобретения товаров. |
Осуществив детальную аналитическую работу относительно internet-представительств конкурентных коммерческих предприятий и готовых продуктов программного типа, есть возможность сформулировать ряд умозаключений. Так, расцветка текстового содержания должна иметь отличия от цветового решения фона, нужно добиться удобной и комфортной для пользователя навигации, представить исчерпывающие сведения о возможностях покупки продукции.
Чтобы обосновать экономико-техническую продуктивность технологического решения реализации, отдано предпочтение методике иерархического анализа с применением открыто распространяемого ПО «MPRIORITY» версии 1.0. «Фундаментом» системы программного типа выступает МАИ (Методика Анализа Иерархий). Эта методика базируется на структуризации задачи, связанной с принятием соответствующих решений, с использованием состоящей из большого количества уровней иерархической структуры.
Сопоставительными критериями были избраны:
уровень безопасности;
цена;
трудоемкость освоения технологического решения;
доступные плагины и расширения.
Вариациями-альтернативами МАИ-методики можно назвать проанализированные ранее CMS [22].
В содержании рисунка 4 отображен орграф, имеющий вид схемы локализации компонентов по обособленным уровням: альтернативы, критерии, цель.
Рисунок 4 – Структура орграфа
Последующая стадия подразумевает осуществляемое по парам сопоставление альтернатив и критериев на основании критериев в режиме экспертной работы. Для сопоставления применяется шкала качественного порядка. В целях оценивания степени согласования в МАИ определяется значение ОС, которое характеризует отношение согласования. Принято полагать, что, если информация согласована, то ОС-индикатор не должен иметь значение более 10% (0,1), в ряде ситуаций – 20% (0,2).
В рамках режима экспертной работы осуществлено с разбитием по парам сопоставление избранных альтернатив средств инструментального типа для практического осуществления ИС [18].
Рисунок 5 – Результат попарного сравнения критериев
На рисунке 6 представлено диалоговое окно в режиме работы эксперта попарного сравнения альтернатив относительно объекта «Стоимость».
Рисунок 6 – Стоимость
По результатам сравнения показатель ОС= 0,0559 – это значит, что данные согласованы.
На рисунке 7 представлено диалоговое окно в режиме работы эксперта попарного сравнения альтернатив относительно объекта «Безопасность».
Рисунок 7 – Безопасность
Показатель ОС= 0,0559 – данные согласованы.
На рисунке 8 представлено диалоговое окно в режиме работы эксперта попарного сравнения альтернатив относительно критерия «Сложность освоения».
Рисунок 8 – Сложность
Показатель ОС= 0,0331 – данные согласованы.
На рисунке 9 представлено диалоговое окно в режиме работы эксперта попарного сравнения альтернатив относительно критерия «Расширения и плагины».
Рисунок 9 – Расширения и плагины
Показатель ОС= 0,081 – данные согласованы.
В результате проделанной работы был получен результат применения МАИ для выбора инструментального средства разработки системы [2].
