Глава 2. Анализ доли рынка компании ООО «ПК ВентКомплекс»
2.1. Краткая характеристика ООО «ПК ВентКомплекс»
ООО «ПК ВентКомплекс» — официальный лицензированный представитель крупнейших производственных предприятий Удмуртской Республики, Пермского края и Свердловской области.
В линейку товаров данной компании входят:
— емкостное оборудование;
— КИПиА;
— вентиляторы;
— теплообменное и отопительное оборудование.
ООО «ПК ВентКомплекс» имеет классический, линейно-функциональный тип организационной структуры (рис. 3).

Компанию ООО «ПК ВентКомплекс» возглавляет директор. Директор наделен полномочиями, в соответствии с действующим законодательством, выбора стратегии развития организации, управляет производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, определяет направление финансовых потоков и несет единоличную ответственность за результаты издаваемых им распоряжений, эффективное использование материальных ценностей предприятия и их сохранность, а также финансово-хозяйственные итоги его деятельности.
В непосредственном подчинении директора находятся: главный инженер, главный экономист, руководитель по АХЧ. Директор организует работу и эффективное взаимодействие всех перечисленных функциональных руководителей. В свою очередь, у руководителей среднего звена в подчинении находятся работники обособленных подразделенний совместно с руководителями отделов.
Отдел снабжения непосредственно подчиняется руководителю отдела. В обязанности отдела снабжения входит осуществление закупок, хранения и своевременную отгрузку материалов; заблаговременное составление заявок на необходимые материалы, оборудование и средства индивидуальной защиты; ведение учета естественного износа различного оборудования; планирование графиков ремонта оборудования; составление отчетности по использованию материальных ценностей компании; своевременное предоставление сотрудникам ресурсов для выполнения своих прямых обязанностей.
Производственно- технологический отдел имеет широкий круг обязанностей и отвечает за беспрепятственное и безостановочное исполнение договорных обязанностей перед клиентами компании. Сотрудники отдела занимаются оформлением документации от начала до окончания выполняемых работ. Так же обязанностями сотрудников отдела является осуществление контроля за соблюдением нормативов расхода материалов на производственных участках и их целесообразность; согласование плана работ с заказчиком и его корректировка; обеспечение своевременную передачу объектов в эксплуатацию для оплаты заказчиком.
К функциям отдела продаж ООО «ПК ВентКомплекс» относятся следующие:
— Привлечение и поиск новых клиентов;
— Изучение рынка сбыта и спроса на предоставляемые услуги;
— Формирование партнерских отношений и лояльности у клиентов к компании;
— Участие в образовании конкурентноспособной ценовой политики;
— Сбор и анализ обратной связи от клиентов;
— Организация рекламных компаний в средствах массовой информации, социальных сетях, на уличных баннерах.
Кроме управления и организации работоспособности отдела, руководитель отдела продаж производит анализ, прогнозирование, планирование и целеполагание, оценку, учет и контроль за выполнением плана продаж, а так же учувствует в переговорах с ключевыми клиентами и партнерами компании.
Строительно-монтажное подразделение состоит нескольких рабочих групп осуществляющих выполнение работ по возведению, ремонту зданий, и прочих строительно-монтажных работ, согласно заключенных договоров с заказчиками.
В состав групп входят квалифицированные специалисты рабочих специальностей, обладающие опытом выполнения работ в условиях действующих специфических производств, имеющие допуски к деятельности на особо опасных объектах промышленности. Которые находятся в подчинении руководителя подразделения.
Далее для характеристики предприятия ООО «ПК ВентКомплекс» предлагается рассмотреть результаты вертикального и горизонтального анализа баланса, представленный в таблицах 1 – 2.
Таблица 1
Динамика имущества ООО «ПК ВентКомплекс», тыс. руб
| Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год | Темп роста, % | |
| 2018 год | 2019 год | ||||
| ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | 0 | 0 | 0 | — | — |
| ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | 25845 | 26777 | 26588 | 103,61 | 99,29 |
| Запасы | 968 | 968 | 968 | 100,00 | 100,00 |
| Дебиторская задолженность | 24080 | 24420 | 24408 | 101,41 | 99,95 |
| Финансовые вложения | 693 | 1290 | 778 | 186,15 | 60,31 |
| Денежные средства и денежные эквиваленты | 29 | 31 | 29 | 106,90 | 93,55 |
| Прочие оборотные активы | 75 | 68 | 405 | 90,67 | 595,59 |
Рисунок 4– Динамика имущества ООО «ПК ВентКомплекс», тыс. Руб
Как показывают данные таблицы 1 и рисунка 4, у предприятия отсутствуют внеоборотные активы. В динамике оборотных активов нет определенной тенденции. В 2019 году величина имущества снизилась на 0,71% в сравнении с 2018 годом.
В таблице 2 представлена структура имущества ООО «ПК ВентКомплекс».
Таблица 2
Структура имущества ООО «ПК ВентКомплекс»,%
| Показатель | 2017 год | Уд. вес, % | 2018 год | Уд. вес, % | 2019 год | Уд. вес, % | |
| ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | 0 | — | 0 | — | 0 | — | |
| ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | 25845 | 100% | 26777 | 100% | 26588 | 100% | |
| Запасы | 968 | 4% | 968 | 3,62 | 968 | 3,64 | |
| Дебиторская задолженность | 24080 | 93% | 24420 | 91,20 | 24408 | 91,80 | |
| Финансовые вложения | 693 | 3% | 1290 | 4,82 | 778 | 2,93 | |
| Денежные средства и денежные эквиваленты | 29 | 0% | 31 | 0,12 | 29 | 0,11 | |
| Прочие оборотные активы | 75 | 0% | 68 | 0,25 | 405 | 1,52 |
Представим графически структуру имущества ООО «ПК ВентКомплекс» (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура имущества ООО «ПК ВентКомплекс»по данным 2019 года, %
Как показывают данные таблицы 2 и рисунка 5, наибольший удельный вес в структуре имущества предприятия занимает дебиторская задолженность – 92% от общей структуры, что свидетельствует о недостаточном уровне ликвидности активов ООО «ПК ВентКомплекс».
Перейдем к анализу источников имущества (пассивов) ООО «ПК ВентКомплекс». Динамика пассива предприятия представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика пассивов ООО «ПК ВентКомплекс»
| Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год | Темп роста, % | |
| 2018 год | 2019 год | ||||
| КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | 1940 | 2900 | 2900 | 149,48 | 100,00 |
| Уставный капитал | 150 | 150 | 150 | 100,00 | 100,00 |
| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1790 | 2750 | 2750 | 153,63 | 100,00 |
| ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 0 | 0 | 0 | — | — |
| КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 23905 | 23877 | 23688 | 99,88 | 99,21 |
| Заемные средства | 12597 | 12597 | 12408 | 100,00 | 98,50 |
| Кредиторская задолженность | 11308 | 11280 | 11280 | 99,75 | 100,00 |
Представим динамику пассива графически на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика пассивов ООО «ПК ВентКомплекс», тыс. руб
Данные таблицы 3 и рисунка 6 свидетельствуют о незначительных темпах роста величины источников имущества предприятия в анализируемом периоде. Так, темп роста собственного капитала по итогам 2018 года составил 49,48%, а по результатам 2019 года величина собственного капитала сохранилась. Нельзя не отметить, что у предприятия отсутствуют долгосрочные обязательства, что говорит о финансовой независимости от внешних кредиторов.
Структура пассивов ООО «ПК ВентКомплекс» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура пассивов ООО «ПК ВентКомплекс»
| Показатель | 2017 год | Уд. вес, % | 2018 год | Уд. вес, % | 2019 год | Уд. вес, % | |
| КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | 1940 | 100 | 2900 | 100 | 2900 | 100 | |
| Уставный капитал | 150 | 7,73 | 150 | 5,17 | 150 | 5,17 | |
| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1790 | 92,27 | 2750 | 94,83 | 2750 | 94,83 | |
| ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 0 | 0 | 0 | ||||
| КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | 23905 | 100 | 23877 | 100 | 23688 | 100 | |
| Заемные средства | 12597 | 52,70 | 12597 | 52,76 | 12408 | 52,38 | |
| Кредиторская задолженность | 11308 | 47,30 | 11280 | 47,24 | 11280 | 47,62 |
Представим структуру источников имущества на рисунке 7.
Рисунок 7 – Структура источников имущества ООО «ПК ВентКомплекс», %
Данные таблицы 4 и рисунка 7 наглядно показывают, что наибольшая доля источников имущества представлена собственным капиталом и резервами, что положительно характеризует финансовое состояние предприятия и его будущие перспективы. Так же было отмечено отсутствие долгосрочных обязательств. Значительную долю занимают краткосрочные заемные средства, а так же кредиторская задолженность в виде задолженности по оплате труда, перед поставщиками за полученные товары (корма).
Таким образом, анализ результатов деятельности ООО «ПК ВентКомплекс» позволяет сделать вывод о независимости предприятия от внешних кредиторов и низкой ликвидности имущества.
Для анализа деловой активности будут применяться методы, описанные в теоретической части работы.
Исходные данные для анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5
Исходные данные для анализа деловой активности
| Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
| Выручка (В) | 18574 | 15702 | 11677 |
| Запасы (З) | 968 | 968 | 968 |
| Себестоимость продаж (Сс) | 14597 | 12698 | 9206 |
| Внеоборотные активы (ВА) | 0 | 0 | 0 |
| Оборотные активы (ОА) | 25845 | 26777 | 26588 |
| Краткосрочные обязательства (КО) | 23905 | 23877 | 23688 |
| Дебиторская задолженность (ДЗ) | 24080 | 24420 | 24408 |
| Кредиторская задолженность (КЗ) | 11308 | 11280 | 11280 |
| Активы (А) | 25845 | 26777 | 26588 |
| Совокупные активы (СА) | 25845 | 26777 | 26588 |
| Стоимость закупок (СЗ) | 44 | 28 | 0 |
Представим расчет каждого коэффициента.
1 — Коэффициент оборачиваемости запасов (inventory turnover ratio, ITR):
ITR (2017) = 18574/968 = 19,19
ITR (2018) = 15702/968 = 16,22
ITR (2019) = 11677/968 = 12,06
Рассчитанные значения коэффициента оборачиваемости запасов за анализируемый период показывают, что количество оборотов, совершаемых запасами за год оставляет большее 10. Наибольшее количество оборотов наблюдается в 2017 году.
2 — Коэффициент оборачиваемости чистого рабочего капитала (net working capital turnover ratio, NWCTR):
NWCTR (2017) = 18574 / (25845 – 23905) = 9,57
NWCTR (2018) = 15702 / (26777 – 23877) = 5,41
NWCTR (2019) = 11677 / (26588 – 23688) = 4,03
Количество оборотов, совершаемых рабочими активами, финансируемыми за счет собственных средств ниже, чем коэффициент оборачиваемости запасов, что означает, что доля запасов, приобретенных за счет собственных средств гораздо меньше.
3 — Коэффициент оборачиваемости долгосрочных, или внеоборотных активов – расчет данного коэффициента не представляется возможным, так как у предприятия отсутствуют внеоборотные активы.
4 — Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (receivables turnover ratio, RTR):
RTR (2017)= 18574 / 24080 = 0,77
RTR (2018)= 15702 / 24420 = 0,64
RTR (2019)= 11677 / 24408 = 0,48
Полученные результаты расчета показывают, что оборачиваемость дебиторской задолженности ООО «ПК ВентКомплекс» низкая.
5 — Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (payables turnover ratio, PTR):
PTR (2017)= 18574 / 11308 = 1,64
PTR (2018)= 15702 / 11280 = 1,39
PTR (2019)= 11677 / 112800 = 1,04
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в анализируемом периоде снижается, что показывает снижение количества оборотов, совершаемых кредиторской задолженностью.
6 — Коэффициент оборачиваемости активов в днях (total assets’ days outstanding, DAO):
DAO (2017) =365/ 25845 = 0,01
DAO (2018) =365/ 26777 = 0,01
DAO (2019) =365/ 26588 = 0,01
Полученные значения коэффициента оборачиваемости активов в днях критически низкие, что свидетельствует о снижении деловой активности предприятия в анализируемом периоде.
Далее рассчитаем значение операционного цикла ООО «ПК ВентКомплекс».
Для этого необходимо определить средний период оборота запасов в днях и средний период оборота дебиторской задолженности в днях.
Средний период оборота запасов в днях:
ITD (2017) =365/ 19,19 =19,02
ITD (2018) =365/ 16,22 = 22,50
ITD (2019) =365/ 12,06 = 30,34
Средний период оборота дебиторской задолженности в днях:
RTD (2017) =365/ 0,77 = 474,03
RTD (2018) =365/ 0,64 = 570,31
RTD (2019) =365/ 0,48 = 760,42
Рассчитаем операционный цикл по выше представленным данным:
OC (2017) =19,02 + 474,03 = 493,05
OC (2018) =22,50 + 570,31 = 592,81
OC (2019) =30,34 + 760,42 = 790,76
Представленный расчет операционного цикла показывает, низкий уровень деловой активности ООО «ПК ВентКомплекс» в анализируемом периоде.
Для расчета продолжительности финансового цикла необходимо определить средний период оборота кредиторской задолженности в днях:
PTD (2017) =44 / 11308 = 0,004
PTD (2018) =28 / 11280 = 0,002
PTD (2019) =0 / 11280 = 0
Далее определим продолжительность финансового цикла:
CC (2017) = 493,05 – 0,004 = 493,04
CC (2017) = 592,81 – 0,002 = 592,80
CC (2017) = 790,76 – 0 = 790,76
Продолжительность финансового цикла так же указывает на снижение деловой активности ООО «ПК ВентКомплекс».
Таким образом, проведенные расчеты показывают низкую деловую активность ООО «ПК ВентКомплекс», что означает неэффективность использования активов предприятия.
2.2. Анализ доли рынка и конкурентной среды ООО ПК «Венткомплекс»
Проанализируем долю рынка ООО ПК «Венткомплекс» на региональном рынке (см. рисунок 8).
Рисунок 8 – Доля рынка ООО ПК «Венткомплекс», %
Как показывают данные рисунка 8, доля компании ООО ПК «Венткомплекс» на рынке Удмуртской Республики составляет всего 18%.
Для того, чтобы проанализировать конкурентную среду ООО ПК «Венткомплекс», мы воспользуемся таким методом, как многоугольник конкурентоспособности, с помощью которого возможно быстро исследовать конкурентоспособность товарной линейки компании в сравнении с основными конкурентами, на основе чего предложить ряд эффективных мероприятий, напрваленных на повышение уровня конкурентоспособности товарной линейки или услуг анализируемой компании.
Основными конкурентами ООО «ПК Венткомплекс» являются:
— АО «Глазовский завод «Металлист»;
— ООО «Оскон».
На рисунке 9 можно увидеть карту конкурентных групп.
Рисунок 9 — Карта конкурентов компании ООО «ПК Венткомплекс»
Проанализировав данную карту, можно сделать вывод о том, что главным конкурентом ООО «ПК Венткомплекс» является ООО «Оскон». Данная компания отличается активной политикой продвижения товаров и услуг, а так же наличием дополнительных (сопутствующих) услуг в своих точках продаж.
Количество конкурентов в отрасли очень высоко, специфика данной сферы предполагает высокие выходные барьеры, посему вероятность снижения конкурентной напряженности маловероятна.
Угроза появления продуктов—заменителей рассматривается как создание кардинально нового, не имеющего аналогов продукта, который будет отвечать завышенным требованиям современного потребителя и удовлетворять существующие потребности.
— Склонность потребителей к покупке продуктов—заменителей. Роль фактора возрастает, так как прогресс не стоит на месте, и интенсивные исследования в различных облостях нацелены на создание новой, более эффективной продукции для удовлетворения различных потребностей.
— Сравнение цены и качества продуктов—заменителей. Цена и качество — два определяющих парметра для продуктового рынка, на котором добиться увеличения доли рынка можно только за счет снижения цены и предложения более высокого качества.
Угроза появления новых игроков.
— Наиболее значимым являются «высокие барьеры входа (лицензии, авторские права, и т.д.)». Это наиболее труднопреодолимая преграда для прихода небольших гибких компаний.
— Необходимость затрат на дифференциацию услуг.
Компания должна постоянно предпринимать меры для дифференциации ее оказываемых услуг от других в восприятии потребителей.
Рыночная власть поставщиков.
Поставщики товаров, торгового оборудования, рабочей силы и услуг в сфере розничной торговли оказывают большое влияние на деятельность компании. Поставщики могут отказаться работать с компанией или, например, установить чрезмерно высокие цены на закупаемые продукты.
— Степень дифференциации продукции.
— Наличие заменителей поставщиков.
—Поскольку у компании уже сложилась определенная репутация, риски минимальны – эти факторы в совокупности снижают давление со стороны поставщиков, т.к. сотруничество с таким «гигантом» для них крайне выгодно.
Для оценки внешней среды представим результаты SWOT-анализа ООО ПК «Венткомплекс» (см. рисунок 10).
По результатам разбора сильных и слабых сторон предприятия, среди сильных сторон можно выделить: высококвалифицированный рабочий персонал, отлаженную концепцию обучения сотрудников; хороший уровень сервиса при оказании услуг, высокое качество обслуживания.
Рисунок 10 – Матрица SWOT-анализа ООО ПК «Венткомплекс»
По результатам представленного SWOT-анализа компании к слабым сторонам следует отнести, прежде всего высокие цены на услуги, что наиболее опасно при возрастающей конкуренции, что является главной угрозой деятельности компании ООО ПК «Венткомплекс».
Такая слабая сторона, как износ основных фондов и необходимость ремонта или покупки нового оборудования могут привести к снижению уровня качества предоставляемых услуг, или же значительному росту затрат в случае покупки оборудования, что может способствовать еще большему росту цен. Снижение рисков данной слабой стороны возможно при условии применения новых технологий оказания услуг, что будет направлено, в первую очередь на оптимизацию затрат и рациональное использование имеющихся в распоряжении ресурсов.
Сильной стороной ООО ПК «Венткомплекс» выступает ее персонал, а именно высокий уровень квалификации, а так же отлаженная система обучения сотрудников. При этом выявлено неумение сотрудников работать в команде, а так же несовершенство системы наставничества, что порождает проблемы командной работы и риск текучести кадров.
Сбалансированная кредитная политика, в свою очередь, способствует отлаженной работе с контрагентами, что так же является сильной стороной ООО ПК «Венткомплекс».
Устранение последствий слабых сторон компании возможно посредством реализации ее возможностей, а именно научно-технического прогресса и восстановления платежного спроса со стороны социума, то есть повышение спроса. Сильные стороны компании, в свою очередь позволят устранить угрозы, так высокий уровень сервиса и качество обслуживания позволят сохранить конкурентоспособность.
Для оценки влияния внешней среды PESTLE-анализ является самым эффективным из всех возможных инструментов. Для оценки влияния в качестве шкалы экспертных оценок в модели была выбрана шкала от —3 до +3, где:
— шкала от -3 до -1 – фактор, оказывающий негативное воздействие в различной степени;
— шкала от +1 до + 3 – фактор, оказывающий положительное воздействие в различной степени.
В таблице 6 представлен данный анализ применительно к ООО ПК «Венткомплекс».
Таблица 6
PESTLE-анализ для ООО ПК «Венткомплекс»
| Факторы | Оценка влияния (от —3 до +3) |
| Политические факторы | |
| Лицензирование | +1 |
| Уровень бюрократии в РФ | —2 |
| Ужесточение регулирования | +1 |
| Экономические факторы | |
| Инфляция в РФ | —2 |
| Средний доход в РФ | —2 |
| Кризис | —1 |
| Социальные факторы | |
| Повышение информированности | +1 |
| Снижение страха перед кредитованием | +2 |
| Образованность населения | +1 |
| Технологические факторы | |
| Темпы изменений | -1 |
| Необходимость технического переоснащения | +2 |
| Применение электронного документооборота | -1 |
Так, было выявлено негативное воздействие политических факторов. Социальные факторы оказывают в целом положительное влияние на деятельность компании.
Технологические факторы, выраженные в результатах научно-технического прогресса оказывают как положительное, так и негативное воздействие.
Нельзя не отметить влияние последствий и ограничений, обусловленных пандемией. Данные факторы составляют негативное влияние в группе социальных и экономических факторов.
Приведем SNW-анализ, для более детального исследования внутренних бизнес-процессов ООО ПК «Венткомплекс» и определения сильных и слабых сторон, в таблице 7.
Таблица 7
SNW–анализ внутренних бизнес-процессов ООО ПК «Венткомплекс»
| Области компетенции компании/ Экспертная оценка | Определение позиции | ||
| Сильная | Нейтральная | Слабая | |
| Менеджмент | |||
| 1) уровень управленческой подготовки Руководителей предприятия | х | ||
| 2) опыт руководителей в практической работе по управлению | х | ||
| 3) распределение ответственности и полномочий между руководителями | х | ||
| Маркетинг | |||
| 1) наличие понятной маркетинговой концепции | х | ||
| 2) степень восприятия концепции руководством и работниками | х | ||
| 3) проведение маркетинговых исследований | х | ||
| 4) имидж предприятия в глазах общественности, персонала и т.д. | х | ||
| Финансы | |||
| 1) рентабельность | х | ||
| 2) наличие обоснованного финансового бюджета | х | ||
| 3) наличие внешних источников финансирования | х | ||
| 4) репутация организации как заемщика | х | ||
| Персонал | |||
| 1) степень допуска исполнителей к принятию решения | х | ||
| 2) наличие системы отбора кадров | х | ||
| 3) наличие системы мотивации персонала | х | ||
| 4) наличие системы наставничества | х | ||
| 5) умение сотрудников работать в команде | х | ||
| 6) наличие системы обучения персонала | х | ||
Среди отрицательных позиций стоит отметить недостаточное внимание руководства компании на системе наставничества и командообразовании работников предприятия, на фоне компетентности руководителей в управлении предприятием.
В целях анализа оценки влияния уровня знаний и профессионализма на развитие компании ООО ПК «Венткомплекс» в рамках данной работы была разработана анкета.
По каждому из перечисленных разделов проставлялась положительная либо отрицательная оценка (от 1 до 5 баллов).
В случае отрицательной оценки – от — 1 до — 5 баллов.
В анкетировании приняли участие 20 человек.
Как показывают данные рисунка 11, уровень знаний нормативных актов не является проблемной областью у вновь принятых сотрудников (72 балла из 100 максимально возможных).
Рисунок 11 — Результаты анкетирования по разделу «Знания и навыки»
Исходя из данных рисунка 11, следует вывод, что сотрудники ООО ПК «Венткомплекс» достаточно оперативны в принятии решений (90 баллов из 100 возможных).
Уровень способности к адаптации в новой ситуации так же достаточно высок, что свидетельствует о быстром приспособлении новых сотрудников к рабочей обстановке, режиму и коллективу.
Рисунок 12 — Результаты анкетирования по разделу «Адаптация»
В рамках соблюдения производственной этики и стиля общения в коллективе результаты анкетирования показали, что знание этики и возможности ее применения реализовываются не в полной мере. Наиболее низкие показатели отмечены в качестве труда и его интенсивности.
Рисунок 13 — Результаты анкетирования по разделу «Способности и возможности работы в коллективе»
Из рисунка 14 можно увидеть, что сотрудники не удовлетворены ни качеством труда новых сотрудников, ни их интенсивностью выполнения работы.
Помимо авторской методики исследования для оценки отношения персонала к развитию компании ООО ПК «Венткомплекс» применялась теория поколений Н. Хоува и У. Штрауса. В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются (см. рисунок 14).
Рисунок 14 — Уровень лояльности сотрудников различных возрастных групп ООО ПК «Венткомплекс»
Первая группа респондентов состоит из сотрудников в возрасте до 26 лет – молодые сотрудники. Количество данной группы составляет 25% от общего числа опрошенных. Вторая группа, это работники в возрасте от 27 до 46 лет – сотрудники среднего возраста. Данная группа является наибольшим составляющим, в нее входит 61% всех опрошенных. Доля респондетов третьей группы составила 14% от общего. В нее входят работники старшего возраста, от 47 лет.
Наименьший уровень лояльности определен среди молодых сотрудников. Наивысший в группе среднего возраста, а в группе от 47 лет показатель немного ниже. Таким образом, сотрудники среднего и старшего возраста наиболее лояльны к компании в отличии от группы молодых сотрудников.
Итогом данного исследования является, что 45% всех опрошенных сотрудников обладают минимальной лояльностью к предприятию. На фоне этого 55% опрошенных хорошо к нему относятся и более лояльны. Таким образом практически половина работников не упускают тот факт, что могут покинуть организацию при получении предложения с более лучшими условиями труда.
Несовершенство существующей системы мотивации сотрудников, выраженная в отсутствии системы наставничества и низком уровне командообразования, подтверждается неудовлетворенностью работников, которая была выявлена в рамках проведенного анкетирования.
Итак, проведенный анализ выявил, что имеется риск внешней текучести кадров, при появлении новых конкурентов на рынке, в случае появления аналогичных вакансий но с лучшими условиями труда.
2.3. Оценка эффективности антикризисных действий ООО «ПК Венткомплекс»
Оценку эффективности антикризисных действий ООО «ПК Венткомплекс» целесообразно начать с оценки целевой аудитории. Успех уже существующей или вновь разрабатываемой стратегии зависит от понимания на кого она направлена.
Проанализировать целевую аудиторию можно используя критерии, важные для потребления услуг и товаров косметологической компании, а именно:
1.Демографический сегмент:
— пол – мужчины и женщины;
— возраст от 14 до 65 лет;
— состав семьи – подростки, одиночки, молодая семья без ребенка, молодая семья с ребенком, среднего возраста, пожилые и т.д;
— доход – средний и выше среднего.
Поведенческая сегментация:
— регулярность покупки – регулярно;
— статус потребителя — потенциальный клиент, новый клиент, постоянный клиент;
— приверженность:
А — терпимые приверженцы (делят свои симпатии между двумя-тремя компаниями);
Б — непостоянные приверженцы (переносят свои предпочтения с одной компании на другую);
В — «странники» (потребители, не проявляющие приверженности ни к одной из компаний).
Психологическая сегментация:
— социальный класс – средний, высший;
— стиль жизни – упорядоченный, свободный;
— тип личности – импульсивный, обязательный, авторитарный; прогрессивный взгляд на жизнь, интерес к новинкам, забота о здоровье, стремление к комфорту в доме и на работе, оценка качества товаров. Результаты анализа целевой аудитории ООО «ПК Венткомплекс» представлены в таблице 8.
Таблица 8
Целевая аудитория магазина «Академия цветов»
| Сегмент | Социально-демографический критерий | Поведенческий критерий |
| Жители города | Мужчины и женщины, проживающие в близлежащих к магазинам домах | Периодический спрос (сезонность). Предпочитают покупать предлагаемые товары в удобных местах по пути к дому, на выходе из метро. |
| Офисные работники | Сотрудники компаний, находящихся в близлежащих офисах, бизнес-центрах с магазинами. | Офисы закупают вентиляционные товары оптом, в период подготовки к летнему или зимнему периоду. |
| Корпоративные клиенты | Фирмы, юридические лица, секретари, АХО и другие исполнительные должности и структуры | Постоянные клиенты, с которыми заключен договор на сотрудничество.
|
| Интернет-покупатели | Покупатели, заказывающие товары через Интернет | Не любят или не имеют времени для покупки в магазинах, предпочитают заказывать через Интернет. Ищут определенный товар, прицениваются, и едут целенаправленно в магазин. |
Проанализировав данные, представленные в таблице 8, отметим, что основная аудитория компании очень обширная, поэтому ее можно разделить на сегменты по тем или иным признакам. Предложениям, оформлению материалов и выбранным коммуникационным каналам будет свойственно меняться в зависмости от целей в определенной стратегии.
В целях оценки аудитории потенциальных клиентов ООО «ПК Венткомплекс» и их предпочтений на официальном сайте магазина была размещена система экспресс-опроса посетителей.
Проанализировав результаты данного опроса мы пришли к следующим выводам (см. рисунок 16 – 17).
Рисунок 16 — Соотношение мужчин и женщин целевой аудитории ООО «ПК Венткомплекс»
Как показывают данные рисунка 16, среди потенциальных клиентов ООО «ПК Венткомплекс» наибольшую долю представляют мужчины – 68%.
Рисунок 17 — Соотношение возрастных категорий целевой аудитории ООО «ПК Венткомплекс»
Так, из рисунка 17 можно увидеть, что в основном молодые люди возрастной категории от 20 до 35 лет являются потенциальной категорией. Также в основную массу (28%) входят подростки (14-20 лет). Покупатели возрастной категории от 50 до 65 лет занимают наименьшкю долю среди целевой аудитории ООО «ПК Венткомплекс» (10%).
Был проведен анализ результатов опроса относительно приверженности покупателей к ООО «ПК Венткомплекс».
Рисунок 18 — Приверженность покупателей к ООО «ПК Венткомплекс» по 5-ти бальной шкале
Данные графика 18 показали, что средний уровень приверженности к ООО «ПК Венткомплекс» у покупателей отмечен у 20% потенциальных покупателей. Наивысший уровень показали только 33% из опрошенной группы потенциальных покупателей, что говорит о снижении приверженности клиентов, и снижении имиджа компании в целом.
ООО «ПК Венткомплекс» не использует весь спектр стратегического планирования из-за недостаточного финансирования, что привело к плохой осведомленности потенциальных потребителей о компании и ее товарах.
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО ПК «Венткомплекс» показал наличие тенденции к снижению в величине товарооборота в анализируемом периоде: темп снижения за рассмотренный период составил 11,94%.
По результатам анализа сильных и слабых сторон ООО ПК «Венткомплекс», среди сильных сторон были выделены: квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников; высокий уровень сервиса, качество обслуживания. Среди слабых сторон выделяются: высокая цена на оказываемые услуги; износ основных фондов, необходимость приобретения постоянно обновляющегося оборудования; отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.
PESTLE —анализ для ООО ПК «Венткомплекс» показал сильное влияние на ООО ПК «Венткомплекс» оказывают политические факторы, как положительное — лицензирование, так и отрицательное — регулирование верхнего порога цены (ограничение прибыли), уровень бюрократии в РФ. Повышение цен на продукцию ООО ПК «Венткомплекс» дало прирост в стоимостном выражении в прошедшем году, как ни странно, несмотря на отрицательное влияние кризиса в целом, для ООО ПК «Венткомплекс» это не оказалось «сильным ударом».
Оценка системы стратегического планирования предприятия показала, что ООО «ПК Венткомплекс» не использует весь спектр стратегического планирования из-за недостаточного финансирования, что привело к плохой осведомленности потенциальных потребителей о компании и ее товарах.
