2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
2.1. Краткая характеристика ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» основано 12 февраля 2013 года. Это совместное казахстанско-китайское производство. На территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау» 19 декабря 2014 года при участии представителей акимата Мангистауской области состоялось открытие завода и была выпущена первая партия продукции.
ТОО «KazTrub-Industries» LLP специализируется на производстве стекловолокнистых труб и соединительных деталей (фитингов) к ним, которые изготавливаются согласно СТ РК 2307-2013 и стандарту организации СТ ТОО 1311-1943-01-001-2014 на современной технологической линии фирмы Синь-Ян (Китай-Канада), соответствующих требованиям стандартов ISO и API. Тип соединения − стекловолоконная треугольная (резьбовое – клеевое), коническое самоуплотняющееся резьбовое соединение 8 RD и 10 RD по стандарту API.
Далее представим результаты анализа результативности деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP».
Таблица 3
Структура имущества и источники его формирования
| Показатель | Значение показателя | Изменение за анализируемый период | ||||||
| в тыс. руб. | в % к валюте баланса | тыс. руб. | % | |||||
| 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2018 год | 2021 год | |||
| Актив | ||||||||
| Внеоборотные активы | – | 111 | 157 | 157 | – | 16,4 | +157 | – |
| Оборотные, всего | 59 | 499 | 798 | 798 | 100 | 83,6 | +739 | +13,5 раза |
| в том числе: запасы | – | – | 37 | 37 | – | 3,9 | +37 | – |
| денежные средства и их эквиваленты | – | 21 | 99 | 99 | – | 10,4 | +99 | – |
| Пассив | ||||||||
| Собственный капитал | 40 | -3 652 | -4 742 | -4 742 | 67,8 | -496,5 | -4 782 | ↓ |
| Долгосрочные обязательства | – | 3 887 | 5 179 | 5 179 | – | 542,3 | +5 179 | – |
| Краткосрочные обязательства, всего | 19 | 375 | 518 | 518 | 32,2 | 54,2 | +499 | +27,3 раза |
| Валюта баланса | 59 | 610 | 955 | 955 | 100 | 100 | +896 | +16,2 раза |
На основании данных, представленных в таблице 3 можно сделать следующий вывод о том, что активы на 31 декабря 2021 г. характеризуются следующим соотношением: 16,4% внеоборотных активов и 83,6% текущих. Активы организации за анализируемый период (31.12.18–31.12.21) существенно увеличились (в 16,2 раза).
Хотя имело место значительное увеличение активов, собственный капитал уменьшился в 118,6 раза, что негативно характеризует динамику изменения имущественного положения организации.
Рост величины активов организации связан, главным образом, с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):
— финансовые и другие оборотные активы – 603 тыс. руб. (67,3%);
— материальные внеоборотные активы – 157 тыс. руб. (17,5%);
— денежные средства и денежные эквиваленты – 99 тыс. руб. (11%).
Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдается по строкам:
— долгосрочные заемные средства – 5 179 тыс. руб. (91,2%);
— кредиторская задолженность – 499 тыс. руб. (8,8%).
Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «капитал и резервы» в пассиве ( -4 782 тыс. руб. ).
На 31.12.2021 собственный капитал организации равнялся -4 742,0 тыс. руб. Отмечено весьма значительное уменьшение собственного капитала за 3 года – на 4 782,0 тыс. руб.
Представим в таблицах 4 и 5 оценку доходности ведения бизнеса в целом.
За период с 01.01.2021 по 31.12.2021 организация получила убыток как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило отрицательные значения всех трех представленных в таблице 4 показателей рентабельности за данный период.
Таблица 4
Показатели результативности деятельности организации
| Показатель | Значение показателя, тыс. руб. | Изменение показателя | Средне- годовая величина,тыс. руб. | |||
| 2019 год | 2020 год | 2021 год | тыс. руб. | % | ||
| 1. Выручка | 648 | 10 226 | 10 226 | +9 578 | +15,8 раза | 7 033 |
| 2. Расходы по обычным видам деятельности | 4 283 | 11 115 | 11 115 | +6 832 | +159,5 | 8 838 |
| 3. Прибыль (убыток) от продаж | -3 635 | -889 | -889 | +2 746 | ↑ | -1 804 |
| 4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате | -50 | -99 | -99 | -49 | ↓ | -83 |
| 5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) | -3 685 | -988 | -988 | +2 697 | ↑ | -1 887 |
| 6. Проценты к уплате | – | – | – | – | – | – |
| 7. Налоги на прибыль (доходы) | 6 | 102 | 102 | +96 | +17 раз | 70 |
| 8. Чистая прибыль (убыток) | -3 691 | -1 090 | -1 090 | +2 601 | ↑ | -1 957 |
В течение анализируемого периода годовая выручка очень сильно выросла в 15,8 раза и составила 10 226 тыс. руб.
Убыток от продаж за 2021 год равнялся -889 тыс. руб. За весь рассматриваемый период финансовый результат от продаж повысился на 2 746 тыс. руб.
Таблица 5
Показатели рентабельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
| Показатели рентабельности | Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) | Изменение показателя | |||
| 2019 год | 2020 год | 2021 год | коп., | % | |
| 1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 6% и более. | -561 | -8,7 | -8,7 | +552,3 | ↑ |
| 2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж и налогов в каждом рубле выручки). | -568,7 | -9,7 | -9,7 | +559 | ↑ |
| 3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Норматив по отрасли: не менее 4%. | -569,6 | -10,7 | -10,7 | +558,9 | ↑ |
На основании представленных расчетов и проведенной оценки конкурентной позиции компании на рынке оказания маркетинговых услуг региона следует заключить, что ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» необходимо большое внимание уделять вопросам развития бизнеса и поиску новых контрактов на оказание маркетинговых услуг.
2.2. Анализ направлений маркетинговой деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
В целях анализа направлений маркетинговой деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» представим оценку целевой аудитории. Необходимо понимать, на кого направлены конкурентные действия предпринимателя.
Проанализировать целевую аудиторию можно используя критерии:
1.Демографический сегмент:
— пол – мужчины и женщины;
— возраст от 35 до 65 лет;
— состав семьи – одиночки, молодая семья без ребенка, молодая семья с ребенком, среднего возраста, пожилые и т.д;
— доход – выше среднего.
Поведенческая сегментация:
— регулярность покупки – регулярно;
— статус потребителя — потенциальный клиент, новый клиент, постоянный клиент;
— приверженность:
А — терпимые приверженцы (делят свои симпатии между двумя-тремя компаниями);
Б — непостоянные приверженцы (переносят свои предпочтения с одной компании на другую);
В — «странники» (потребители, не проявляющие приверженности ни к одной из компаний).
Психологическая сегментация:
— социальный класс – высший;
— стиль жизни – упорядоченный, свободный;
— тип личности – импульсивный, обязательный, авторитарный; прогрессивный взгляд на жизнь, интерес к новинкам, стремление к комфорту в доме, оценка качества товаров.
В целях оценки аудитории потенциальных клиентов ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» и их предпочтений на официальном сайте магазина была размещена система экспресс-опроса посетителей.
Проанализировав результаты данного опроса мы пришли к следующим выводам (см. рисунок 17 – 19).

Рисунок 17 — Соотношение мужчин и женщин целевой аудитории ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
Как показывают данные рисунка 17, среди потенциальных клиентов ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» наибольшую долю представляют мужчины – 68%.

Рисунок 18 — Соотношение возрастных категорий целевой аудитории
Данные рисунка 18, показывают, что потенциальная аудитория в большей степени представлена людьми в возрасте от 35 до 50 лет. Так же значительную группу составляют молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет – 25%. Наименьшая группа представлена покупателями в возрасте от 50 до 65 лет, а именно 10%.
Анализ результатов опроса относительно приверженности покупателей ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» представлен на рисунке 19.

Рисунок 19 — Приверженность покупателей к ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» по 5-ти бальной шкале
Данные графика 19 показали, что средний уровень приверженности к ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» у покупателей отмечен у 20% потенциальных покупателей. Наивысший уровень показали только 33% из опрошенной группы потенциальных покупателей, что говорит о снижении приверженности клиентов, и снижении имиджа компании в целом.
ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» не использует весь спектр конкурентных действий из-за недостаточного финансирования, что привело к плохой осведомленности потенциальных потребителей о компании и ее товарах.
КФУ — это ориентиры для компании с точки зрения возможностей и эффективности при достижении рыночных результатов. Методика КФУ позволяет вычленить те области, где совершенствование деятельности будет наиболее эффективным.
В случае с ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» выделяются следующие КФУ:
— Быстрая адаптация в продуктовой линейке, под изменяющейся потребительский спрос;
— Качество продаваемых товаров и имидж компании;
— Эффективное сотрудничество между потребителем и менеджерами (консультации), это позволяет не только улучшать сервис, но и обеспечивать качество обратной связи;
— Рассылка рекламы по почте (то есть при поступлении новых товаров, рассылается объявления на почтовые ящики постоянных покупателей);
— Широкий пакет сопутствующих услуг.
Стратегия:
Открытие нового филиала или поиск новых каналов сбыта. Данное направление актуально в случае роста конкуренции на рынке, а осуществимо за счет большого опыта ведения бизнеса в сфере розничных продаж.
Учитывая выбранные КФУ проанализируем конкурентное положение ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» относительно ближайших конкурентов, которые рассматриваются руководством компании как наиболее важные по территориальному признаку, относительно равной доле рынка и набора оказываемых услуг.
Оценка конкурентной позиции относительно прямых конкурентов приведена в таблице 6.
Таблица 6
Оценка конкурентной позиции относительно прямых конкурентов
| Направления оценки | (1-8) | ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» | BDC | Mossebo | |||
| 1. Количество поставщиков | 8 | 4 | 32 | 4 | 32 | 4 | 32 |
| 2. Качество рекламной кампании | 6 | 3 | 18 | 4 | 24 | 4 | 24 |
| 3. Продажи через Интернет | 4 | 0 | 0 | 3 | 12 | 5 | 20 |
| 4. Возможность доставки | 1 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 |
| 5. Рассылка рекламы / объявл. | 3 | 4 | 12 | 3 | 9 | 4 | 12 |
| 6. Система мотивации потребительского спроса (акции, скидки, накопительные системы) | 7 | 3 | 21 | 2 | 14 | 5 | 35 |
| Итого | 88 | 94 | 127 | ||||
Как видно из представленных расчетов, относительно прямых конкурентов ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» занимает второе место, проигрывая по показателям качества рекламной кампании, и системе мотивации потребительского спроса, то есть неэффективная система скидок, а точнее сказать их отсутствие.
2.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
Результаты доходности ведения бизнеса свидетельствуют о наличии убытка, получаемого компанией на протяжении 2019 – 2020 годов.
Конкурентная позиция – это сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента.
При этом большое внимание следует уделять оценки результативности деятельности компании и возможности реализации стратегии ее развития.
Учитывая специфику функционирования организации для оценки реальных рыночных угроз и поиска возможностей развития, была проведена оценка социального (кадрового) риска.
Данный подход считаем наиболее приемлемым, поскольку в силу специфики деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP», оказывающего консалтинговые услуги в сфере маркетинга основным ресурсом организации являются профессиональные качества ее сотрудников.
Именно грамотное управление кадровым ресурсом позволит в большей степени оценить конкурентоспособность организации.
Для исследования конкурентоспособности персонала ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» использовался метод экспертного опроса. Поскольку сотрудники выполняют самую важную функцию – предоставляют услуги во всех областях информационной и рекламной деятельности, при этом всегда обеспечивают прямой контакт с клиентами компании. В результате чего, оценка конкурентоспособности персонала представляется необходимой и практически значимой.
Перечень оценочных характеристик персонала и их весомость приведены в таблице 7.
Таблица 7
Перечень качеств сотрудников ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» и их весомость
| Качества сотрудников ( конкурентные преимущества при положительной оценке) | Весомость качества персонала |
| Конкурентоспособность ООО «Лунный Свет» | 0,15 |
| Физические данные, характер работников | 0,20 |
| Образование, профессионализм | 0,20 |
| Культурный уровень | 0,20 |
| Общительность | 0,20 |
| Организованность, ответственность | 0,20 |
| Возрастные характеристики, здоровье персонала | 0,20 |
| Всего: | 1,35 |
Оценку конкурентоспособности сотрудников ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» необходимо проводить в несколько этапов.
На первоначальном этапе была сформирована экспертная группа, состоящая из двух человек: генерального диктора и главного бухгалтера. Именно эти специалисты оказывают значительное влияние на эффективность деятельности компании. Так, директор руководит разработкой и реализацией коммерческой стратегии развития, процессом стимулирования в продвижении услуг компании и контролирует сам процесс их реализации. В свою очередь, главный бухгалтер осуществляет управление финансами.
Индивидуальные качества экспертов также были учтены при формировании экспертной комиссии: все выбранные эксперты имеют высокую квалификацию, стаж их работы в ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» более пяти лет.
Для обеспечения независимости формирования экспертами собственного мнения экспертной группе для оценки конкурентоспособности работников предприятия было предложено заполнить анкету, представленную в таблице 8.
Таблица 8
Показатели экспертной оценки качеств сотрудников ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
| Вопрос | Балл (от 1 до 5) | |
| 1. | Как вы оцениваете конкурентоспособность организации, в которой работают сотрудники? | |
| 2. | Оцените конкурентные преимущества сотрудников организации | |
| 3. | Каково ваше мнение о деловых качествах сотрудников? | |
| 4. | Во сколько баллов вы оцениваете интеллигентность, культурный облик работников? | |
| 5. | Насколько коммуникабельны работники? | |
| 6. | Укажите степень организованности работников | |
| 7. | Подходит ли возраст и состояние здоровья сотрудников для выполняемых ими функций? | |
При проведении экспертной оценки устанавливались следующие условия оценки качества работников компании:
— качества нет – 1 балл;
— качество иногда может быть проявлено – 2 балла;
— проявление данного качества среднее – 3 балла;
— качество может довольно часто проявляться – 4 балла;
— качество регулярно проявляется, ярко выражено – 5 баллов.
Результаты оценки качеств сотрудников организации приведены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты оценки качеств сотрудников ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
| Должность эксперта | Экспертная оценка семи качеств сотрудников агентства по пятибалльной системе | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| Генеральный директор | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
| Главный бухгалтер | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
На основе данных таблиц 8 и 9 по формуле 1 рассчитывалась конкурентоспособность работников компании:
Кп = ∑(аj*bij)/5*n→1 (1)
где i – количество экспертов;
j – количество оцениваемых качеств персонала;
аj – весомость j-го качества персонала;
bij – оценка i-ым экспертом j-го качества персонала;
5*n – максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум.
Кп = [0,15*(4+4)+0,20*(5+5)+…+0,20*(5+5)]/(5*3) = 1,35.
Обработка экспертных оценок позволила сделать вывод о том, что сотрудники ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» имеют высокую конкурентоспособность.
Для оценки конкурентоспособности услуг, предоставляемых ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» также использовался экспертный подход (таблица 10).
Таблица 10
Показатели экспертной оценки конкурентоспособности услуг, предоставляемых ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
| ВОПРОС | БАЛЛ (от 1 до 5) | |
| 1. | Как вы оцениваете качество предоставляемых услуг? | |
| 2. | Насколько высока цена на услуги? | |
| 3. | Что вы думаете о качестве сервиса? | |
| 4. | Насколько, по вашему мнению, высоки эксплуатационные затраты? | |
Каждому фактору конкурентоспособности продукта эксперт присваивал от 1 до 5 баллов. Конкурентоспособность продукта определялась по формуле (2):
Кт = (∑Бij/n)*aj/5 (2)
где Бij – экспертная оценка i-ым экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара;
аj – весомость j-го фактора (от 4 до 1);
5 – максимальная оценка фактора.
Кт = (10*4/2)/5 + (9*3/2)/5 + (10*2/2)/5+(8*1/2)/5 = 9,5.
Изучив результаты анкетного опроса и коллективного обсуждения конкурентоспособности услуг, были получены результаты, отраженные в таблице 11.
Таблица 11
Оценка конкурентоспособности услуг, предоставляемых ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
| ДОЛЖНОСТЬ ЭКСПЕРТА | Оценка экспертов | |||
| Качество услуг | Цена услуг | Качество сервиса | Коммерческие затраты | |
| Генеральный директор | 5 | 5 | 5 | 4 |
| Главный бухгалтер | 5 | 4 | 5 | 4 |
| Сумма баллов | 10 | 9 | 10 | 8 |
| Средний балл | 5 | 4,5 | 5 | 4 |
Таким образом, конкурентоспособность реализуемых услуг может быть оценена в 9,5 баллов из 10 возможных, то есть у ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» незначительные резервы (5%) повышения конкурентоспособности, которые в принципе могут быть и не реализованы (рисунок 20).
Рисунок 20 — Результаты экспертной оценки конкурентоспособности персонала ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
На основании представленной диаграммы, считаем, что ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» большее внимание необходимо уделять вопросам формирования коммерческих расходов и расширения бизнеса, включая позиционирование компании на рынке услуг.
В таблице 12 представим SWOT-анализ функционирования ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP».
Таблица 12
SWOT-анализ функционирования ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP»
| Сильные стороны | Слабые стороны |
| 1. Постоянная клиентская база. 2. Широкий ассортимент предоставляемых услуг. 3. Наличие высококвалифицированных сотрудников. 4. Четкое соблюдение сроков изготовления и доставки. 5. Высокий уровень обслуживания. 6. Надежное сотрудничество с различными компаниями. 7. Высококачественные улуги. 8. Индивидуальный подход к каждому клиенту. 9. Высокий творческий потенциал и креативность сотрудников. 10. Использование современного оборудования для изготовления рекламной и печатной продукции. 11. Наличие сайта в Интернете с полной информацией об агентстве. 12. Наличие системы скидок. 13. Закрепление менеджера за каждым отдельным заказчиком. | 1. Высокие цены на рекламные услуги. 2. Недостаточная известность в регионах. 3. Текучесть кадров. 4. Разногласия сотрудников при принятии решений.
|
| Возможности рынка | Угрозы внешней среды |
| 1. Расширение ассортимента. 2. Привлечение новых клиентов за счет участия в выставках и конкурсах. 3. Участие в тендерах. 4. Расширение рынка сбыта. 5. Увеличение доли рынка и объемов реализации продукции. 6. Приобретение нового оборудования. 7. Появление новых технологий. 8. Скидки постоянным клиентам | 1. Растущий уровень конкуренции. 2. Рост цен на материалы. 3. Перенасыщение рынка рекламной продукцией и услугами. 4. Снижение спроса на рекламную продукцию. 5. Рост темпа инфляции. 6. Политическая нестабильность. 7. Появление новых организаций на рекламном рынке. |
В целях выделения главных проблем повышения эффективности маркетинговой деятельности компании ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» были проанализированы применяемые каналы и инструменты стратегии компании, а также затраты на их реализацию.
Реклама в интернете.
ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» имеет сайт с выкупленным доменом.
Основное использование сайта – информирование клиентов об ассортименте, ценах и услугах компании. Но, тем не менее, сайт не отражает информацию о поставщиках, что очень часто интересует как корпоративных клиентов, так и розничных покупателей. Нет всех указанных адресов новых точек, а также информация о предоставляемом ассортименте услуг иногда расходится с реальностью.
Помимо официального сайта, в качестве каналов рекламной деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» активно использует социальные сети: Вконтакте, Telegram, YouTube (а также ранее Twitter, Instagram, Facebook — соцсети признаны экстремистскими, запрещены на территории Российской Федерации от 21.03.2022), где созданы отдельные аккаунты (группы), посвященные компании с информацией о действующих акциях, актуальных предложениях, новинках. В рамках работы каждого аккаунта пользователи могут задать вопросы администраторам с целью получения интересующей информации или участия в розыгрышах.
В таблице 13 и на рис. 21 представлена динамика расходов компании на осуществление рекламы в интернете за период с 2019 по 2021 гг.
Таблица 13
Динамика расходов ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» на осуществление рекламы в сети Интернет
| Показатель | 2019 | 2020 | 2021 | Темп роста, % | |
| 2020 | 2021 | ||||
| Обслуживание сайта | 272400 | 284700 | 305847 | 104,52 | 107,43 |
| Оператор обратного звонка | 96387 | 99874 | 99850 | 103,62 | 99,98 |
| Размещение в группе Вконтакте | 64785 | 63587 | 65879 | 98,15 | 103,61 |
| Итого | 433572 | 448161 | 471576 | 103,36 | 105,23 |
Данные таблицы 13 и рисунка 21 отражают, что наибольшая величина затрат на осуществление рекламы в интернете приходится на обслуживание сайта. Данные затраты составляют оплату работы группы системных администраторов и программистов по обновлению информации, регистрации пользователей, актуализации численности аудитории сайта, закупка контекстной рекламы, оптимизированных запросов, а также содержание серверов, техническое обслуживание и т. д.
Рисунок 21 — Динамика расходов ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» на осуществление рекламы в сети Интернет
В анализируемом периоде, согласно данным, отмечается увеличение общей величины затрат на осуществление рекламы в Интернете: рост по итогам 2021 г. составил 5,22%, а по результатам 2020 г. – 3,36%. При одновременном снижение численности интернет-заказов рост расходов на осуществление рекламной деятельности в интернете свидетельствует о неэффективности данных инструментов.
Как было указано выше, помимо сайта ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP», как главного источника информации об акциях и предложениях, в компании функционирует оператор обратного звонка. Затраты на обеспечение функционирования оператора обратного звонка представлены в таблице 13. Данные расходы включают заработную плату сотрудникам, а также техническое обслуживание линии связи.
По результатам 2021 г. доля затрат на функционирование оператора составляет 21% от общего объема расходов на рекламу ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP». Необходимо рассмотреть целесообразность данной технологии продвижения и определить рациональность этих расходов. Поскольку, на этапе выбора товара, при возникающих вопросах по использованию сайта или о предоставляемых услугах, ряд посетителей сайта останавливает от обращения к оператору, а в дальнейшем и от покупки именно необходимость личного общения с сотрудниками и отсутствие возможности получения быстрых ответов на часто задаваемые вопросы.
Наружная реклама.
Наружная реклама используется ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» для распространения информации об акционных предложениях, в качестве основной рекламы магазинов и создания лояльности аудитории.
Расходы на наружную рекламу ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» в 2020-2021 гг. представлены в таблице 14 и рисунке 22.
Таблица 14
Динамика расходов ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» на наружную рекламу
Рисунок 22 — Динамика расходов ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» на наружную рекламу
Данные таблицы 14 и рисунка 22 свидетельствуют о небольшом росте объема расходов на наружную рекламу для ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» (по итогам 2021 г. — 2 423 тыс. руб.).
Для разработки и размещения наружной рекламы ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» сотрудничает с несколькими контрагентами:
— Russ Outdoor;
— Палитра Медиа Групп.
Динамика стоимости услуг контрагента Russ Outdoor на наружную рекламу в расчете размера заключенного договора с данным контрагентом представлена на рисунке 23.
Рисунок 23 — Динамика размера заключенного договора ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» с Russ Outdoor, тыс. руб.
Данные рисунка 23 отражают значительное увеличение стоимости создания и размещения наружной рекламы контрагентом Russ Outdoor в 2021 г. в сравнении с 2020 г.: на 45% в относительных значениях или на 188,4 тыс. руб. в абсолютных. При этом объем оказываемых услуг остался на прежнем уровне, другими словами, компания ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» получает те же услуги по продвижению за большую плату.
Данный рост указывает на необходимость рассмотрения вариантов сотрудничества с другими контрагентами.
Таким образом, анализ материала данной главы исследования позволяет прийти к выводу о наличии следующих недостатков в организации маркетинговой деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP», отрицательно влияющих на эффективность данной организации:
— руководство компании не уделяет должного внимания решению проблемы снижения количества заказов на фоне роста расходов на рекламную деятельность в интернете, в т.ч. на обслуживание оператора обратного звонка;
— руководство организации уделяет недостаточно внимания вопросу снижения расходов на наружную рекламу, а также повышению эффективности контроля за изменением стоимости услуг у контрагентов по разработке и размещению рекламы.
Выявленные проблемы указывают на необходимость разработки предложений по повышению эффективности маркетинговой деятельности ТОО «KAZTRUB-INDUSTRIES LLP» в ее экономических интересах.
