Скоро защита?
Меню Услуги

Разработка подсистемы интеграции медицинских информационных систем

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


Введение

В настоящее время развитие медицины практически невозможно без использования информационных технологий. Электронная медицина реализуется с помощью медицинских информационных систем (МИС).

Актуальность данной работы заключается в том, что организация ЧУЗ «Центральная клиническая больница «РЖД-Медицина» нуждается в автоматизации и актуализации модуля интеграция между городской информационной системой «Единая медицинская информационная аналитическая система» и общебольничной «Профессиональная медицинская информационная система»

Объектом исследования является поиск и устранение неисправностей при передаче медицинских сведений между МИС.

Цель работы — устранение проблемы интеграции и взаимодействия медицинских информационных систем при создании единого информационного портала. Интеграция в единое информационное пространство региональной/ведомственной сети ЛПУ.

Глава 1. ЧУЗ «Центральная клиническая больница «РЖД-Медицина», как объект автоматизации

1.1 Структура и деятельность «ЧУЗ «Центральная клиническая больница «РЖД-Медицина»

ЦКБ «РЖД-Медицина» — это многопрофильное медицинское учреждение, располагающее современным лечебным и диагностическим оборудованием, высокопрофессиональная медицинская помощь в сочетании с комфортными условиями пребывания.

К услугам пациентов более 30 клинических и параклинических отделений:

— консультативно-диагностическое отделение;

— гинекологическое отделение (в т.ч. и ЭКО);

— хирургическое отделение;

— отделение сердечно-сосудистой хирургии

— отделение урологии;

— отделение гастроэнтерологии и паллиативной терапии.

— отделение рентгенохирургических методов лечения и диагностики

В настоящее время в больнице работает 5 научно-медицинских центров:

Неврологический центр им. Б.М.Гехта — уникальное профилизированное подразделение, специализирующееся на диагностике, лечении и профилактике заболеваний нервной системы и болевых синдромов.

Центр сердечно-сосудистой патологии специализируется на диагностике и лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, в центре проводятся операции с применением рентгенохирургических методов и эндоваскулярных технологий.

Онкологический центр выполняет хирургические операции с использованием лазерной и эндохирургической техники, проводит комбинированное лечение, включающее в себя лучевую, химио- и фотодинамическую терапию, применяются уникальные методики лечения пациентов с онкозаболеваниями системы крови и депрессией кроветворения после химиотерапии.

Центр эндохирургии и малоинвазивных технологий включает в себя амбулаторное и стационарное лечение пациентов урологического, гинекологического, хирургического и торакального профиля. Проводятся малоинвазивные и эндохирургические операции, которые имеют высокие показатели результативности и хорошо переносятся пациентами любого возраста.

Центр ядерной медицины — диагностика и контроль эффективности лечения целого ряда онкологических, кардиологических и неврологических заболеваний методами ядерной медицины, производство позитрон-излучающих радиофармпрепаратов.

В больнице применяются такие методы диагностики, как МРТ и КТ, а также, комбинированные методы лечения (в том числе малоинвазивные хирургические вмешательства и видео-лапароскопические операции). С момента основания больницы нашими специалистами выполнено более 1 миллиона операций.

Клинико-диагностическая лаборатория оснащена гематологическими анализаторами, коагулометрами, анализаторами для определения гормонов и онкомаркеров, иммуноферментными анализаторами и другой аппаратурой.

В состав больницы входят:

Стационар на ул. Будайская, д. 2;

Стационар и консультативно-диагностический центр (Волоколамское ш. и ул. Часовая);

Поликлиника на ул. Н.Басманная, д. 5;

Стоматологическая поликлиника на ул. Бутырская, д. 6 стр.3;

Реабилитационный центр «Жемчужина подмосковья» (Рузский р-н, с. Покровское).

Организационная структура представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организационная структура «ЧУЗ «Центральная клиническая больница «РЖД-Медицина» [1]

Организационная структура изучаемой Клинической больницы линейно-штабного типа. Возглавляет клинику главный врач. У главного врача имеются заместители: по клинико-экспертной работе, медицинской части, технике, кадрам, организационно-методической работе. Сестринским и санитарским звеном руководит главная медицинская сестра.

В каждом отделении есть заведующий, который непосредственно руководит подразделением и подчиняется главному врачу; старшая медицинская сестра руководит средним и младшим звеном.

Финансирование КБ осуществляется из средств:

  • бюджета;
  • полученных от реализации договоров по обязательному медицинскому страхованию (ОМС);
  • полученных от реализации договоров по добровольному медицинскому страхованию (ДМС);
  • платные медицинские услуги.

1.2 Медицинская информационные системы в деятельности учреждения здравоохранения РЖД

В 2014 году больница начала процесс создания административной информационной системы, применяя стандарт MIS Interin PROMIS [2], а затем адаптируя систему к потребностям больницы. В настоящее время проект уже можно оценить и подвести первые итоги.

Работа современной клиники неразрывно связана с обменом электронной информацией, объем которой растет с каждым годом. Сегодня мало кто сомневается в эффективности медицинских информационных систем (МИС) [3]. Однако некоторые клиники испытывают трудности с внедрением MIS, потому что менеджеры системы не имеют четкого понимания цели системы и того, как сделать ее эффективной.

Одной из фатальных ошибок является начало масштабного проекта по автоматизации медицинских операций без определения цели внедрения МИС. В Больнице клинических путей первоначальной целью реализации было повышение финансовой эффективности учреждения, и все последующие действия на всех этапах проекта зависят от достижения этой цели.

Приобретение или создание информационной системы — дорогостоящее мероприятие. Когда медицинское учреждение переходит на новые технологии, возникают значительные затраты, связанные как с приобретением и внедрением медицинской информационной системы, так и с необходимостью поддержки ее последующей эксплуатации (обслуживания). Эти затраты можно разделить на две группы: затраты на внедрение и затраты на обслуживание [4].

  • Расходы на реализацию:
  1. Расходы на инфраструктуру (строительство ЛВС, приобретение офисного оборудования),
  2. Затраты на системное программное обеспечение (операционная система, СУБД, офисное программное обеспечение),
  3. Расходы на информационную безопасность, включая защиту персональных данных (мониторинг сети, антивирусное программное обеспечение, VipNet, SecretNet и т.д.)
  4. Затраты на ИИС (покупка лицензий на готовую ИИС, контракт с разработчиком),
  5. стоимость адаптации КИС к потребностям конкретного учреждения,
  6. Стоимость обучения персонала.
  • эксплуатационные расходы:
  1. Расходы на заработную плату сотрудников медицинского учреждения или подрядной организации, поддерживающих работу МИС и ИТ-оборудования,
  2. Расходы на ремонт или замену компьютерного оборудования,
  3. Стоимость лицензионного программного обеспечения (СУБД, антивирусное программное обеспечение и т.д.),
  4. Затраты на сопровождение и развитие ИИС (обслуживание лицензий, отдельные соглашения с разработчиком и т.д.)
  5. Расходные материалы (бумага, картриджи и т.д.) ,
  6. Расходы на поддержание инфраструктуры, необходимой для функционирования МИО (электричество, охрана и т.д.).

Продукт 1С:Медицина предназначен для создания государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (ГИС субъекта) с подключением к подсистемам РЭМД, ФЭР, ИЭМК Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Может использоваться для подключения к подсистемам ЕГИСЗ частных и ведомственных сетей медицинских организаций.

1С:Медицина. при взаимодействии с медицинскими информационными системами медицинских организаций (МИС МО) позволяет реализовать следующие функциональные возможности ГИС в сфере здравоохранения субъекта:

  • управление потоками пациентов (электронная регистратура);
  • ведение интегрированной электронной медицинской карты:
  • сбор, хранение, систематизацию и обработку сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь;
  • обмен структурированной медицинской документацией в форме электронных документов между МИС МО;
  • организация профилактики заболеваний, включая проведения диспансеризации, профилактических медицинских осмотров.

Прикладное решение «1С:Медицина. Больница» позволяет создать единое информационное пространство медицинской организации с разделением доступа к данным по ролевому принципу. Имеется возможность вести учет по нескольким медицинским организациям в одной информационной базе.

Программа позволяет вести несколько медицинских карт для одного пациента — амбулаторную карту, стоматологическую карту и т.д. Для каждого медицинского работника указывается, к какому типу карт он имеет доступ. В программе имеются гибкие механизмы квотирования, которые позволяют устанавливать ограничения на объемы оказываемой медицинской помощи. Учет деятельности медицинского персонала ведется по медицинским услугам.

Предварительную запись пациентов может осуществлять как регистратура, так и врачи при выполнении назначений повторных приемов, консультаций, исследований, манипуляций. Для осуществления оперативного планирования врачебному медицинскому персоналу и кабинетам задаются графики работы, нормы загрузки, перечень выполняемых услуг. Оперативное планирование деятельности кабинетов осуществляется по данным предварительной записи пациентов.

Внедряемая система должна быть достаточно эффективной, чтобы не только компенсировать затраты на внедрение и эксплуатацию, но и повысить экономическую эффективность клиники. Существует два основных механизма повышения экономической эффективности: снижение затрат и увеличение доходов. Все считали, что система информационной поддержки может легко решить первую проблему, но не может увеличить доходную часть бюджета. На самом деле это не так. Далее мы обсудим механизмы повышения экономической эффективности с помощью межведомственного соглашения как за счет сокращения расходов, так и за счет увеличения доходов [5].

Сокращение расходов.

Затраты, на которые может повлиять соответствующее использование медицинской информационной системы, можно разделить на четыре группы: затраты на оплату труда, приобретение расходных материалов, затраты на процесс медицинской диагностики и прочие затраты:

Затраты на рабочую силу:

  • Затраты на оплату труда персонала, занятого вводом данных;
  • Затраты на оплату труда: затраты на оплату труда персонала, занятого оформлением платежных документов;
  • Затраты на оплату труда сотрудников, занимающихся финансовым анализом;
  • Медицинские сестры, работающие с медицинской документацией и бланками медицинских карт;
  • Расходы на заработную плату медицинского персонала, участвующего в удаленной интерпретации результатов диагностических тестов.

Стоимость материально-технических ресурсов:

  • Экономия фармацевтических расходов благодаря персональному учету потребления лекарств и фармако-экономическому анализу;
  • Сокращение расходов, связанных с лабораторными исследованиями;
  • Сокращение расходов, связанных с закупочной деятельностью.

Расходы, связанные с обеспечением лечебно-диагностического процесса:

  • Сокращение расходов, связанных с дублированием заседаний;
  • Сокращение расходов, связанных с необоснованным повышением медицинских стандартов;
  • Сокращение расходов, связанных с устранением осложнений, вызванных врачебными ошибками;
  • Выгоды от сокращения сроков пребывания в больнице;
  • Выгоды за счет сокращения времени амбулаторных визитов.

Прочие расходы:

  • Выплаты страховым компаниям в результате санкций за несоблюдение медицинских стандартов в связи с контролем качества медицинской помощи;
  • Выплаты страховым компаниям в связи с проведением медицинской и финансовой экспертизы за перерасход средств по программам медицинского страхования, не согласованным со страховщиком;
  • Выплаты страховым компаниям из-за технических ошибок при выставлении счетов;
  • Выплата назначенных судом компенсаций по искам пациентов.
  • Увеличение доходов.

По нашему мнению, правильно структурированная МИС может не только снизить затраты клиники, но и увеличить ее доходы. Хорошо разработанную МИС можно считать важной частью маркетинга медицинской продукции.

MIS может увеличить доходы:

  1. Повышение доходов за счет автоматизации выставления счетов за медицинские услуги. Регистрация услуг поставщиками услуг неизбежно приводит к потерям из-за незарегистрированных услуг. Такие потери вызваны неправильным заполнением статистических отчетов, ошибками операторов и другими причинами. Потери гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. По нашим оценкам, количество медицинских услуг, которые по разным причинам остаются неучтенными в крупном медицинском учреждении, может составлять несколько тысяч в месяц, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  2. Улучшение доступа к здравоохранению. Почти каждый сталкивался с проблемами при попытке записаться на прием к врачу («занято», длинные и непонятные голосовые сообщения, некомпетентность оператора и т.д.) Медицинская информационная система предоставляет механизмы для решения этой проблемы. Они включают поддержку реестра, электронного реестра (веб-сайт учреждения) и поддержку информационных пунктов.
  3. Решение проблем с медицинским обслуживанием (очереди к врачу, потерянные записи, пропущенные результаты анализов и т.д.), которые негативно влияют на имидж клиники, приведет к сокращению клиентуры. Трудно переоценить роль MIS в решении этих проблем. К ним относятся контроль потока бумажных записей при амбулаторном лечении, повышение скорости, прозрачности и доступности всей медицинской информации в режиме реального времени и многое другое. МИС позволяет клинике выйти на рынок медицинских услуг с более качественным продуктом и повышает ее конкурентоспособность.
  4. Внедрение MIS позволит сократить среднюю продолжительность стационарного лечения и среднюю продолжительность амбулаторных посещений. Все это поможет увеличить пропускную способность клиники и продажи.
  5. Одним из важнейших элементов медицинского маркетинга является создание программ лояльности для клиентов. Это делается с помощью различных механизмов, таких как рекламные акции, стимулирование продаж, программы cashback и т.д. Невозможно правильно спланировать и осуществить маркетинговые мероприятия, не оценив их эффективность. Медицинская информационная система может предоставить все необходимые инструменты для этого.
  6. Обсуждая роль MIS в увеличении доходов клиники, нельзя забывать о визуальном элементе. В ходе внедрения MIS мы уделили большое внимание качеству и внешнему виду печатных документов, в том числе использованию корпоративной символики (пример из отчета на рисунке 1). Все это способствует повышению узнаваемости бренда и маркетингу клиники на рынке медицинских услуг.
  7. Поддержка информации для пациентов. IIMS может предоставлять такие услуги, как SMS-сообщения для пациентов о событиях и мероприятиях в клинике, напоминания о предстоящих визитах к врачу, частных приемах и т.д.

Давайте подробнее рассмотрим задачи, которые выполняет MIS:

  • Медицинские операции: управление потоками медицинских данных, сбор статистики, электронные медицинские карты, управление качеством медицинской помощи.
  • Финансово-хозяйственная деятельность: бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности, инвентаризация, медицинское питание.
  • научная работа: сбор и систематизация научных данных
  • обеспечение информационно-справочной поддержки деятельности медицинских организаций, включая управление нормативно-справочной информацией и управление процессами обмена данными.

Основываясь на предыдущем опыте компьютеризации Министерства обороны, который показывает, как менталитет персонала медицинского учреждения влияет на процесс внедрения МИС, мы сначала изучили ожидания врачей в отношении компьютеризации. К ним относятся

  1. упрощение ведения медицинской документации. В этом случае чрезвычайно важно, чтобы все бизнес-процессы были полностью отражены в MIS и чтобы поддерживались все печатные формы, необходимые врачу. Частичная или фрагментарная автоматизация на этом этапе приводит скорее к увеличению нагрузки на сотрудников медицинской документации, чем к ее снижению, что может привести к негативному отношению медицинского персонала к генерации информации в целом. Этот тезис подтверждается результатами опроса «Чего хотят врачи от информатизации здравоохранения», проведенного Комитетом по информационным технологиям (ИТ) Национальной медицинской палаты (НМП) в январе-феврале 2016 года. Более 270 анкет было обработано 90 медицинскими организациями из 36 регионов Российской Федерации. Ответы на вопрос «Что, по вашему мнению, препятствует компьютеризации здравоохранения? Первым важным фактором была невозможность избавиться от бумажных записей, а вторым — увеличение рабочей нагрузки, связанное с использованием информационной системы, вместо ожидаемой экономии времени. Средний медицинский работник тратит либо меньше, либо больше времени на заполнение электронных форм, чем на заполнение традиционных документов. На практике, однако, редко бывает так, что требуется только один документ. Помимо акта обследования, необходимо подготовить направления на обследования, эпикриз, больничный лист и многое другое. Автоматическое цитирование данных исследования в этих документах сокращает время и усилия, необходимые для документирования. Необходимо найти тонкий баланс между желанием «сделать все и сразу» и риском «латания дыр».
  2. шаблон медицинской карты. Система шаблонов Interin PROMIS MIS позволяет гибко настраивать шаблоны как для отдельных разделов документов, так и для документов в целом, и обеспечивает доступ на уровне врача, отделения или учреждения, что значительно облегчает работу с документами.
  3. Поддержка стандартов медицинского обслуживания. В настоящее время Министерство здравоохранения опубликовало тысячи нозологических стандартов, и в случае их невыполнения страховщики, работающие в системе обязательного медицинского страхования, подвергаются санкциям. Если пациент подаст жалобу, особенно в крайней форме — обращение к прокурору, то несоблюдение стандарта даже не будет учтено в пользу медицинского учреждения. Только мониторинг внедрения стандартов в режиме реального времени может предотвратить возникновение подобных проблем.
  4. Поддержка программ оказания медицинской помощи в рамках программ добровольного медицинского страхования. Предоставление медицинских услуг, выходящих за рамки программы страхования, без согласования со страховой компанией приводит к неоплате некоторых услуг. MIS помогает медицинским работникам предотвратить такие ситуации, предупреждая пользователей о применимых ограничениях. МИС Interin PROMIS предлагает гибкий механизм для оптимизации работы со страховыми компаниями: создатель программы здоровья.
  5. доступ к интегрированным справочникам (ICD X, Vidal и т.д.) позволяет вводить необходимую информацию без необходимости прерывать работу.

1.3 Проблемы интеграции медицинских информационных систем и возможные варианты ее решения

В 2013 году руководство клиники решило заменить медицинскую информационную систему, поскольку существующая система не отвечала потребностям клиники. Выбор начался с исследования рынка медицинских информационных систем.

У каждой категории медицинских информационных систем есть свои лидеры. Можно было бы установить несколько программных продуктов, лучших в своей категории, но в этом случае клиника столкнулась бы с проблемой создания единого информационного пространства. Для достижения этой цели все программные продукты должны быть интегрированы друг с другом. По мере увеличения количества взаимодействующих систем число интегрирований растет экспоненциально. Очевидно, что это значительно увеличивает стоимость проекта из-за разработки большого количества уникальных интеграционных решений, а также делает систему очень сложной в использовании. Если что-то пойдет не так, найти причину проблемы и решить ее может оказаться почти невыполнимой задачей.

Еще один способ создания уникального информационного пространства — использование интеграционной шины.

В этом случае количество интеграционных решений значительно меньше, но все равно достаточно велико. Кроме того, затраты на разработку и внедрение интеграционной шины и затраты на использование нескольких пакетов программного обеспечения обычно выше, чем затраты на использование полной информационной системы, что неизбежно.

МИС Interin PROMIS — это интегрированная информационно-функциональная среда, объединяющая различные классы медицинских информационных систем и содержащая более десятка подсистем, позволяющих автоматизировать практически все бизнес-процессы современной клиники [2]. Важным аспектом является интеграция с медицинским оборудованием и системами поддержки принятия решений. МИС «Интерин ПРОМИС» включает в себя:

  • Подсистема условной регистрации.
  • Клиническая подсистема.
  • Амбулаторная подсистема.
  • Параклиническая подсистема
  • Подсистема дневного ухода.
  • финансово-экономическая подсистема
  • аналитическая подсистема
  • подсистема учета материалов
  • подсистема общественного питания
  • подсистема оказания помощи на дому и неотложной помощи
  • подсистема медицинской экспертизы
  • Подсистема информационной безопасности.
  • компоненты системы

Еще одним аспектом, влияющим на выбор медицинской информационной системы, является возможность ее адаптации к потребностям конкретной клиники. В условиях, когда требования постоянно меняются, особенно важно иметь возможность быстро вносить изменения в отдельные модули системы. Адаптивность МИС «Interin PROMIS», среди прочих, основана на трех компонентах:

  • Бесплатный конструктор документов, позволяющий быстро и эффективно настраивать экранные формы для подготовки медицинских документов;
  • Конструктор печатных документов, который представляет собой графический интерфейс для быстрого редактирования печатных форм и разработки новых форм;
  • Бесплатный конструктор отчетов.

Еще одним плюсом в пользу выбора данной системы явился большой опыт разработчиков по автоматизации крупных ведомственных медицинских учреждений. МИС «Интерин PROMIS» работает в медицинских учреждениях 9 ведомств, в том числе и в ОАО «РЖД» [2].

Для достижения основной цели внедрения – повышения экономической эффективности клиники – требуется решение, представляющее собой нечто большее, чем просто электронная медицинская карта. С поставленной задачей способна справиться только информационная система управления учреждением. МИС «Интерин PROMIS» позиционируется именно как медицинская информационная система, предназначенная для создания автоматизированной системы управления медицинским учреждением. Система включает целый комплекс управленческих механизмов:

  • управление документооборотом;
  • управление финансово-хозяйственной деятельностью;
  • управление коечным фондом;
  • управление качеством оказания медицинской помощи; – управление лечебным питанием;
  • и т. д.

Рабочее место руководителя включает в себя информационные панели, отображающие ключевые показатели деятельности клиники, позволяющие оперативно принимать необходимые управленческие решения.

  • Наличие развитой системы материального учета, предусматривающей трехуровневую модель движения товарно-материальных ценностей. Указанная модельобеспечивает персонифицированный материальный учет, основывающийся на прецедентной модели.

Медицинская информационная система (МИС) – это разветвленная информационная сеть, которая при помощи компьютерных технологий охватывает и связывает между собой все составляющие сферы здравоохранения в масштабе учреждения, региона и даже страны.

Первые МИС использовались для оптимизации простых, но трудоемких операций – регистрации и учета пациентов, записи на прием, финансовых расчетов. Современные системы автоматизируют весь процесс управления клиникой, берут на себя большую часть нагрузки по ведению медицинских записей и карт пациентов, а также упрощают взаимодействие с государственными органами управления, страховыми и социальными службами.

Существует несколько подходов к классификации медицинских информационных систем. Первый основан на технологическом устройстве цифровой платформы. Он описывает, каким предельным функционалом обладает каждая конкретная разработка МИС.

Второй подход определяет виды информационных систем применительно к сложившейся структуре отрасли здравоохранения, и их назначение. Согласно ему, выделяют четыре организационных уровня: базовый, учреждение, территориальный и государственный.

МИС базового уровня – это информационные системы, которые используют доктора в своей ежедневной практике. Они оказывают информационную, справочную, экспертную поддержку врачебной деятельности. Сюда же относят оборудование для проведения диагностических и лабораторных тестов, лечебного воздействия и автоматизированные рабочие места специалистов.

МИС уровня учреждения предназначены для использования в различных медицинских организациях. В их составе предусмотрены модули консультирования врачей в ходе диагностики и лечения пациентов, базы данных по количеству и составу работников клиники, адресному перечню населения, их медицинским картам, системы скрининга и профилактики. Информационные системы научно-исследовательских предприятий и профильных образовательных учреждений также входят в эту группу.

Территориальные МИС выполняют управленческую функцию на уровне региона, государственные или федеральные МИС – на уровне страны.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных уровней информационных систем в следующих разделах.

Как мы писали выше, МИС базового уровня – это ежедневный инструментарий современного врача. Цели их внедрения:

  • упростить текущую работу специалиста, делегировав часть врачебных операций компьютерной программе
  • улучшить качество медицинского обслуживания там, где наблюдается дефицит кадров или повышенная нагрузка на имеющихся специалистов.

Исходя из этого, внутри базовых МИС выделяют четыре группы подсистем. Каждая из них решает определенные задачи.

Первая группа – информационно-справочные системы. Они содержат определенный объем знаний и данных предметной области и предоставляют доступ к этим данным. Это может быть, например, перечень существующих торговых названий лекарственного препарата, который назначает врач, банк научных статей по описанным клиническим случаям какого-либо заболевания, и многое другое. Указанные системы не являются статичными. Их базы можно пополнять и обновлять.

Вторая группа – консультативно-диагностические системы, сокращенно КДС. В основе КДС лежит база знаний медицинских случаев по различным нозологиям – перечень симптомов, частота выражения, список возможных диагнозов, методы лечения и их результаты. Работа осуществляется в диалоговом режиме. Исходной информацией служат данные по состоянию наблюдаемого пациента. Внутри КДС разделяют на экспертные и вероятностные системы.

Вероятностные системы основываются на Байесовской статистике, то есть определяют степень доверия событию – априорную (по результатам всех данных имеющейся выборки) или личную, и на этой основе выводят условную вероятность того или иного заболевания.

Экспертные системы являются одной из разновидностей технологии искусственного интеллекта. Если вероятностные системы опираются на сухую статистику, то экспертные – на профессиональный опыт. Их создание является попыткой воспроизвести алгоритм врачебного решения при помощи компьютерных технологий.

Медицинские приборно-компьютерные системы (МПКС) – это совокупность оборудования для выполнения диагностических и лечебных процедур. Особенность этой группы базовых МИС – непосредственный контакт с телом пациента или его биологическим материалом. МПКС состоит из трех основных блоков:

Аппаратная часть – это внешние технические устройства. Сюда относят разнообразные датчики, электроды, излучатели, анализаторы, а также компьютеры и микропроцессоры для обработки информации и вычислений.

Программное обеспечение (ПО) – это «мозг» аппаратной части. ПО определяет функционал приборов, методики и алгоритмы их работы, задает интерфейс пользователя.

Медицинская часть – это база знаний профессиональной области: что и зачем делают приборы, и каким должен быть результат.

Приборно-компьютерные системы широко применяются в области функциональной и лабораторной диагностики, мониторинга за состоянием больного, работы с медицинскими изображениями, оказания лечебного воздействия, а также для компенсации жизненно важных функций организма и протезирования.

Последняя группа, автоматическое рабочее место врача (АРМ врача). Это базовая единица цифровизации медицинского сектора. Общее назначение АРМов – управление информацией, которая составляет основу работы каждого конкретного специалиста. Под управлением понимается получение и ввод данных, их хранение, обработка (анализ), а при необходимости – поиск и распространение. Таким образом, все описанные выше группы базовых МИС должны иметь интеграцию с АРМ.

Автоматизированные рабочие места врачей используются как на базовом уровне, так и на уровне медицинских учреждений. Современные медицинские информационные системы предоставляют необходимый инструментарий для работы врачей практически любой специализации.

Информационные системы, используемые в медицинских организациях, тоже подразделяются на несколько функциональных групп:

  • МИС консультационных центров
  • Информационные банки
  • Персонифицированные регистры пациентов
  • Системы скрининга
  • МИС лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ)
  • МИС профильных образовательных, научных и исследовательских учреждений

Задача МИС консультационных центров – предоставить информационную поддержку врачам в случае оказания неотложной помощи. Так же указанные системы обеспечивают работу самих консультационных центров.

Информационные банки – это системы, в которых содержатся необходимые данные по медицинским организациям и службам. Например, численность и перечень специалистов, описание закрепленной за учреждением территории, статистика по населению и другие.

Персонифицированные регистры можно отнести к системам информационно-справочного типа. В них агрегируются медицинские сведения по пациентам, которые обследуются в медцентре. Оцифровка и централизованное хранение записей существенно упрощают доступ к ним со стороны различных специалистов и администрации учреждения.

Системы скрининга направлены на повышение качества профилактики заболеваний, выявление групп риска и людей, которые нуждаются в оказании врачебной помощи. Работа с системой происходит через заполнение специальных анкет или в диалоговом режиме пациент-компьютер.

МИС профильных образовательных, научных и исследовательских учреждений решают задачи автоматизации и информатизации, только не лечебного, а учебного (или исследовательского) процесса.

МИС лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) предназначены для автоматизации и синхронизации работы медицинского учреждения и подразделений, входящих в его состав.

Все административные и врачебные действия, выполняемые сотрудниками ЛПУ, заносятся и отражаются в информационной системе. Можно отследить историю и вехи любого события. При этом события имеют строгую очередность, согласно регламенту работы учреждения и действующему законодательству. Попробуем объяснить это на простых примерах.

До начала практики в конкретной медорганизации, врач должен быть официально в ней трудоустроен. Для этого формируется пакет внутренних документов – приказ о зачислении работника в штат, трудовой договор и так далее. Информация о пополнении штата вводится в систему и сопровождается подписанными документами. До выполнения указанных действий невозможно будет сформировать необходимые права доступа для пользования МИС. Новый сотрудник не может работать в системе, заполнять электронную медицинскую карту, выписывать назначения. То есть каждое последующее событие не может быть создано, пока не оформлено предыдущее. Точно так же выстраивается работа с пациентами. Сначала больной проходит через приемное отделение, где оформляется его электронная карта, затем распределяется на профильное отделение, получает место в палате. Логика очередности и событийности сохраняется для каждого ответвления МИС в структуре ЛПУ, будь то хозяйственный учет или выполнение диагностического обследования.

Другой важной особенностью МИС лечебных учреждений является наличие нескольких уровней доступа в систему. Чаще всего это просмотр, внесение новых записей и изменение существующих. Каждый сотрудник имеет определенные права доступа или набор из нескольких возможных опций, например, и просмотр, и редактирование. При этом специалисты отделений могут иметь право управлять записями только внутри модуля МИС своего отделения. Тогда как главный врач наделен полномочиями просматривать информацию по всем отделениями клиники.

Важно сказать о том, что наполнение МИС дифференцируется в зависимости от нужд конкретного подразделения ЛПУ или статуса самого учреждения. Выделяют готовые информационные решения для стационаров, служб скорой помощи, поликлиник.

Описанные в данном разделе группы МИС уровня учреждения могут входить в структуру МИС ЛПУ. И, как было сказано выше, неотъемлемой частью медицинской организации является комплекс автоматических рабочих мест для врачей.

На следующих уровнях внедрения МИС – территориальном и государственном – находятся органы управления отраслью. Их предназначение – организовывать лечебный процесс на подведомственной территории и эффективно управлять им. Для этого в профиле системы предусматривается модуль административного контроля и управления, модуль сбора статистических данных разных срезов. Кроме того, территориальные и федеральные ИС отвечают за формирование единой информационной среды для участников системы здравоохранения всех уровней. В основном это методические и нормативно-технические материалы, которыми должны руководствоваться специалисты в своей работе. Государственные МИС дополнительно оснащены отраслевыми подсистемами – профильных оборонных, чрезвычайных служб, и информационной системой для обеспечения работы самого Министерства здравоохранения.

На сегодняшний день классификация МИС, которую мы рассмотрели в данной статье, претерпела существенные изменения. Согласно законодательству РФ и положениям госпроекта по здравоохранению, уровень региона является наивысшим в иерархической структуре. Пул государственных МИС субъектов РФ (ГИС СЗ) замыкает так называемый цифровой контур (ЕГИСЗ). В основе находятся информационные системы медицинских (МИС МО) и фармацевтических организаций (ИС ФО). И более никакого сегментирования внутри МИС нет. Каждая единица здравоохранения, будь то частный врачебный кабинет или многопрофильная клиника, является медицинской организацией и использует соответствующую информационную систему с определенным набором функций. Перечень этих функций закреплен на уровне закона:

  • поддержка принятия решений управленческого уровня в медорганизации
  • ведение ЭМК
  • оказание телемедицинских услуг
  • организация профосмотров, иммунопрофилактических мероприятий
  • диспансеризация

Далее, сообразно потребностям и структуре организации, доступны к подключению дополнительные технические решения. На примере одной из современных информационных систем, МИС qMS, рассмотрим обязательные базовые и дополнительные опции МИС.

Медицинская информационная система qMS — это инструмент управления ресурсами медицинской организации (комплекса медицинских организаций, вплоть до национальной системы здравоохранения) и качеством оказания медицинской помощи, позволяющая грамотно и выверено действовать в процессе проведения реформ в системе здравоохранения.

Исходная композиция программы включает в себя:

  • виртуальный профиль (кабинет) пациента
  • цифровую регистратуру
  • цифровую медицинскую карту пациента (ЭМК)
  • листы и журналы назначений
  • расписание ресурсов клиники
  • лист ожидания
  • стационар
  • лечебное питание
  • аптеку, склад препаратов
  • центральное стерилизационное отделение
  • опцию проведения профосмотров
  • ввод стандартов оказания врачебной помощи
  • экспертизу временной нетрудоспособности
  • экспертизу качества услуг
  • финансовый модуль
  • расчеты по ОМС
  • сбор статистики и отчетности
  • интеграцию с ИС смежных отраслей, популярными бухгалтерскими программами и государственными информационными сервисами в области здравоохранения

Дополнительно могут быть настроены модули лаборатории (ЛИС qMS), трансфузионного отделения (ОТ qMS), работы с медицинскими изображениями (РИС qMS), телемедицины (ТИС qMS) и вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ qMS).

Помимо платформ для медицинских организаций, крупные разработчики предлагают решения для выстраивания цифровых «отношений» внутри медицинской сферы отдельных регионов. Так создатель МИС qMS, ЗАО «СП.АРМ», имеет в своем арсенале два таких продукта – региональную медицинскую информационную систему РМИС qMS и комплексную систему автоматизации территориального Фонда обязательного медицинского страхования – ТФОМС qMS.

К региональным системам, также, как и к МИС МО, со стороны регулятора предъявляются определенные требования, которые необходимо учитывать при построении системы. Они должны иметь следующий функционал:

  • поддержку в принятии решений управленческого уровня
  • регистрация пациентов в электронной базе
  • управление службами «Скорой помощи» различного назначения
  • заполнение ЭМК
  • статистический учет разных срезов
  • ведение регистров
  • управление информацией о льготных категориях граждан и положенной им социально-медицинской поддержке
  • телемедицина
  • организация профосмотров, иммунопрофилактических мероприятий
  • диспансеризация
  • управление информацией по лабораторно-диагностическим исследованиям
  • автоматизация предоставления врачебной и иной помощи пациентам с онкологией, болезнями сердца и сосудов, беременным женщинам
  • регулирование оборота медицинской документации, электронный документооборот
  • методологическая (нормативно-справочная) и другие функции.

Общая схема взаимодействия ИЭМК представлена на Рисунке 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия ИЭМК в подсистеме ИЭМК [2]

Назначение компонентов представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Назначение компонентов ИЭМК

Компонент Описание
1. Модуль «Адаптер сообщений HL7о Состоит из веб-сервисов, обеспечивающих обработку запросов на сохранение СЭМД в соответствии со стандартом HL7 v.3.0
 

2.

Модуль «Адаптер IHE XDS.b» компонента «Интеграционный шлюз ИЭМК» Состоит из веб-сервисов в соответствии с профилем IHE XDS.b и обрабатывает запросы на сохранение СЭМД
3. Компонент «Интеграционный шлюз ИЭМК» Предназначен для обмена информацией с внешними ИС. Осуществляет прием и форматно-логический контроль поступающих сообщений
4. Компонент «Ядро ИЭМК» Предназначен для обеспечения долговременного хранения стандартизированных электронных медицинских документов (СЭМД) и сведений об обезличенных документах в составе ИЭМК. Включает хранилище данных СЭМД и сервисы обработки поступающих данных

 

Данные поступают из МИС (РМИС) в виде сообщений формата HL7 или в соответствии с интеграционными профилями IHE. При поступлении сообщений в ИЭМК они обрабатываются интеграционной подсистемой ИПС, которая разделяет поступающие потоки в зависимости от формата данных на:

  • данные, поступающие в формате HL7 v0, перенаправляются в модуль «Адаптер сообщений HL7 v3.0» компонента «Интеграционный шлюз ИЭМК»;
  • данные, поступающие в соответствии с интеграционным профилем IHE в формате HL7 CDA R2, через порт обработки на вход модуля «Адаптер IHE XDS.b».

Обработка данных в формате HL7 v3.0 и HL7 CDA R2 в соответствии с профилями IHE описана в документе «Методические материалы по ИЭМК»[2], размещенном на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru).

Бизнес-процесс обработки поступающих сообщений в ИЭМК выглядит следующим образом:

  1. В МИС (РМИС) формируется сообщение в ИЭМК в одной из версий формата HL7 3.0, либо в формате HL7 CDA R
  2. Сформированные в МИС (РМИС) данные (сообщения/СЭМД) направляются в ИЭМК.
  3. Поступившие данные обрабатываются ИПС и, в зависимости от формата, направляются на адаптер, обрабатывающий соответствующий формат.

Рисунок 3 иллюстрирует список передаваемых из МИС (РМИС) в ИЭМК сообщений в формате HL7 v.3.0

Рис. 3. Диаграмма информационного обмена в формате HL7 v.3.0 [4]

Описание всех обрабатываемых транзакций формата HL7 v.3.0 приведено в Таблице 4. При синхронной реализации для каждой из указанных в Таблице 4 транзакций требуется формирование и отправка ответа MCCI_IN000002UV01. В отправляемых ответах обязательно указание статуса с одним из значений <принято> / <отклонено>.

Таблица 2. Описание всех обрабатываемых транзакций формата HL7 v.3.0

Наименование транзакции Источник транзакции Описание
1. PRPA_IN201301RU01 МИС (РМИС) Добавление регистрационных данных нового пациента
2. PRPA_IN201302RU01 МИС (РМИС) Изменение регистрационных данных пациента

Список интеграционных профилей для взаимодействия МИС (РМИС) и ИЭМК представлен на диаграмме, изображенной на Рисунке 4.

Рис. 4. Диаграмма информационного обмена с использованием интеграционных профилей IHE [4]

Для работы МИС (РМИС) с СЭМД при обмене по IHE используются интеграционные профили, представленные в Таблице 3.

Основная задача IHE (Integrating the Healthcare Enterprise) — оптимизация способов обмена данными между компьютерными системами в здравоохранении. Фактически IHE задает стандарт обмена полной, собранной из разных источников медицинской информацией. Организация IHE непрерывно совершенствует эти стандарты совместимости, и на сегодняшний день сертификация IHE необходима для обеспечения совместимости продукта. Сертификация IHE не просто позволяет демонстрировать продукт в рамках очередного «коннектафона» (показательного мероприятия, направленного на проверку совместимости), но и отражает возможности продукта по взаимодействию в реальных «боевых» условиях.

Таблица 3. Интеграционные профили, используемые для работы МИС (РМИС) с СЭМД при обмене по IHE.

Код интеграционного профиля IHE Состав транзакции (в последовательности выполнения) Инициатор
транзакции
Описание
1. ITI-41 Приложения 3 и 4 документа «Методические материалы по подсистеме ИЭМК» МИС (РМИС) Предоставление и регистрация набора документов в ИЭМК.

Описано в томе 2b.3.41 стандарта IHE ITI TF

2. ITI-44 PRPA_IN201301RU02

PRPA_IN201302RU02

МИС (РМИС) Загрузка локального идентификатора пациента, присвоенного МИС (РМИС). Описано в томе 2b.3.44 стандарта IHE ITI TF

 


Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф