Другой вид теста будет носить развлекательный характер и называться «Какой ты доктор». На основе полученных ответов можно будет сделать вывод о правильности медицинских суждений пользователя и сассоциировать его с некоторым известным персонажем, работающим в сфере медицины. для этого будет необходимо составить «дерево закрытых ответов», приводящих к различным результатам в зависимости от набранных очков. Это такое будет способствовать популяризации Клинического центра и снимет неловкость в отношении тематики, на которой специализируется учреждение.
Таким образом. предполагается сделать акцент на познавательный и развлекательный контент, которые соответствуют интересам целевой аудитории.
На каждой страничке блока планируется размещать информациюс:
— наименованием Клинического центра (ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края);
— адресом и телефоном Клинического центра;
— с переходом на официальный сайт для записи к врачу.
На главной страничке предполагается поместить изображение интерьера Клинического центра и фотографии Горбова К.О. как «лица» клиники.
Требуется активация коммуникации с аудиторией посредством социальных сетей.
Основная социальная сеть ГБУЗ КЦ ПБ СПИД – «Вконтакте», также имеется странички в «Одноклассниках» (https://ok.ru/hivkuban, https://vk.com/hivkuban) и с февраля 2023 года открыт «Телеграмм канал».
Однако имеется ряд нюансов, значительно уменьшающие результативность «Однаклоссником» и «Телеграмм». Нигде, включая официальный сайт нет ссылки на страничку «Телеграмм канала» кроме как QR кода нет, что «отсекает» пользователей ПК и ноутбуков.
Чтобы войти на страничку «Одноклассников» ГБУЗ КЦ ПБ СПИД необходима регистрация. Однако, как уже было отмечено, большинство пользователей хотят пройти диагностику или узнать симптомы, при этом испытывая стыд и неловкость.
Поэтому, как уже было сказано для ГБУЗ КЦ ПБ СПИД сеть «Вконтакте» остаётся основной социальной сетью. Скриншот главной странички и рандомного поста ГБУЗ КЦ ПБ СПИД «Вконтакте» приведён на рисунке 29.

Рисунок 29 – Скриншот главной странички и поста ГБУЗ КЦ ПБ СПИД «Вконтакте»
На 10 мая 2023 г. сеть «Вконтакте» ГБУЗ КЦ ПБ СПИД имела 93 подписчиков, что чрезвычайно мало.
Согласно статистики (рисунок 30) группы ГБУЗ КЦ ПБ СПИД во «Вконтакте», чаще всего находят по прямым ссылкам.
Рисунок 30– Источники переходов на страничку ГБУЗ КЦ ПБ СПИД во «Вконтакте»
То есть, люди делятся ссылкой на аккаунт с другими пользователями.Таким образом, важную роль играет размещение прямых ссылок на других интернет ресурсах Клинического центра.
Согласно статистике посещений (рисунок 31), в среднем за месяц посещают наше сообщество во «Вконтакте» только 103 человек.
Рисунок 31 – Статистика посещений
При этом следует отметить, что зарегистрированных пользователей только из города Краснодар во «Вконтакте» 8 миллионов 100 тысяч 918 человек (рисунок 32).
Рисунок 32 – Зарегистрированные пользователи города Краснодар «Вконтакте»
Сюда входят и страницы-дублеры, и интернет-магазины, а также заброшенные пользователями страницы.
Таким образом имеется высокий потенциал для расширения количества просмотров и подписчиков страницы.
Половозрастная статистика (рисунок 33) посещения группы ГБУЗ КЦ ПБ СПИД «Вконтакте» показывает, что основная целевая аудитория нашего центра совпадает с реальными посетителями группы.
Рисунок 33 – Половозрастная статистика посещения группы ГБУЗ КЦ ПБ СПИД «Вконтакте
Отталкиваясь от статистики можно придти к выводу, что посещаемость нашей страницы во Вконтакте достаточна мала. Запуск платной таргетированной рекламы привлечет больше трафика в наше сообщество, что позволит увеличить уровень знаний населения о ВИЧ-инфекции, а также увеличит количество добровольно тестируемых на ВИЧ-инфекцию
Запуск платной таргетированной рекламы во ВКонтакте возможен с бюджетом от 500 рублей в месяц.
Таргетированная реклама запускается по договору-оферте с юридическими лицами. Заместитель главного врача по экономическим вопросам Кулыга О.И. подтвердила возможность запуска платной рекламы.
Контент социальных сетей будет включать следующую информацию:
— новости Клинического центра;
— выступления врачей и администрации Клинического центра»;
— анонсе проводимых мероприятий и конкурсов;
— упоминание о Клиническом центре в СМИ;
— изменении графика работы;
— интервью с администрацией и работниками Клинического центра;
— о знаменательных датах и событий в медицине.
Предполагается оставить возможность для комментариев (те. которые будет не соответствовать политике Клиники – например, содержащие грубые и нецензурные высказывания, носящие рекламный характер и т.п. – будут удаляться модератором. Также у пользователей будет возможность отметить пост соответствующим смайликом, отражающего его оценку.
Таким образом, предполагается, что это будет способствовать популяризации Центра и позволит увеличить охват диагностируемых клиентов – жителей Краснодарского края.
Можно предложить следующий контент-план на июнь (таблица 7).
Таблица 7
Контент-план на июнь
| Дата | 1.06 | 3.06 | 5.06 | 7.06 | 9.06 | 11.06 | 13.06 |
| Тема поста | История центра | Экспресс-тестирование | Освещение мероприятия (тестирование в Анапе) | Прием антиретровирусной терапии | Врачи шутят (анекдоты и смешные истории от персонала Клинического центра) | О детях, рождённых с ВИЧ | Как не стоять в очереди в ГБУЗ ЦК ПБ СПИД |
| Рубрика | Информационная | Продающая (направлена на целевое действие – мотивировать на тестирование) | Информационная | Полезная | Развлекательная | Информационная | Полезная |
| Формат | Фото + текст | Видео+текст | Фото + текст | Карточки | Текст+фото (коллаж) | Фото + текст | текст |
| Дата | 17.06 | 19.06 | 21.06 | 23.06 | 25.06 | 27.06 | 29.06 |
| Тема поста | Карикатуры на тему «Почему не надо тянуть и бояться экспресс-тестирования» | Опасность заражения СПИДом не половым путём и не через шприц | Подборка смешных фото, сделанных в медицинских учреждениях | Описание платных и бесплатных услуг (по ОМС) Клиническог центра | Выездные мероприятия Клинического центра | О конкурсе «Почему я не заболею СПИДом» | О коллективе Клинического центра |
| Рубрика | Развлекательная | Полезная | Развлекательная | Продающая | Информационная | Полезная | Информационная |
| Формат | Рисунки | Видео + текст | Фото | Текст | Видео+текст | Текст | Видео + текст |
На основе проведённого анализа сделан вывод о недостаточном количестве выездных мероприятий по анонимному экспресс-тестированию
Согласно проведённому опросу большинство опрошенных ответили, что охотнее пройдут тестирование на ВИЧ-инфекцию на выездном мероприятие в мобильной пункте тестирования.
Решением может послужить увеличение количества выездных мероприятий с анонимным экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию по всем районам города Краснодар, а также в ближайшие пригородные населенные пункты (Динской район, Елизаветинская, Новотитаровская, Афипский, Северская, Ильский и другие населенные пункты).
Бесплатных методов продвижения сообщества Клинического центра во ВКонтакте «ГБУЗ Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края недостаточно. Чтобы охватить большее количество людей необходимо запускать таргетированную рекламу.
2.2 План проведения пиар-кампании
В вышеизложенном пункте были предложены следующие мероприятия.
1. Разрабока айдентики и создание маскота.
2. Обновление сайта.
3. Активация коммуникации с аудиторией посредством социальных сетей.
4. Создание и публикация видео-постов с участием врачей ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
5. Вовлечение медийных лиц в профилактические мероприятия (не менее 3 раз в 2023 году)
6. Внедрение интерактивного занятия в профилактические лекции со студентами и трудовыми коллективами
7. Увеличение количества выездных мероприятий, предполагающих анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию в городе Краснодар и близлежащих населенных пунктах (не менее 2 выездов в месяц)
8. Увеличение количества выездных профилактических мероприятий в трудовые коллективы, в том числе, предполагающие анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию
9. Профилактические мероприятия, в том числе предполагающие анонимное экспресс-тестирование ВИЧ-инфекцию на молодежных/студенческих форумах
10. Организация и проведение профилактических мероприятий среди учащихся 11-х классов (проведение просветительских занятий о ВИЧ-инфекции)
11. Публикация статьи в региональном журнале о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
12. Публикация статьи в интернет ресурсе региональных новостных сайтах, в официальных социальных сетях редакций о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
13. Включение в план профилактики на 2024 год наружной рекламы
14. Включение в план профилактики на 2024 год размещение статей в интернет ресурсе региональных новостных сайтах (сайты редакций, официальные социальные сети редакций) о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
15. Включение в план профилактики на 2024 год размещение таргетированной рекламы в поисковой системе Яндекс о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
17. Создание базы контактов региональных СМИ
В таблице 8 показана PR-стратегия ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края на 2023 год.
Таблица 8
PR-стратегия ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края на 2023 год
| Этапы | Сроки проведения | Мероприятие | Ресурсы
| Ответственный | Отчетность |
| 1 | С 15 февраля по 31 марта 2023 | Актуализация официального сайта | Организационный: Актуализация и размещение информации на сайте hivkuban.ru | Пермякова Ю.С. Просветова Н.В. | 03 апреля 2023 |
| 2 | Еженедельно в 2023 году (не реже 2 раз в неделю) | Активация коммуникации с аудиторией посредством социальных сетей | Организационный: составление матрицы контента; составление контент-плана на месяц, ежемесячно в 2023 году; публикация новостей в социальных сетях (ВКонтакте, одноклассники, Telegram) согласно контент-плану | Пермякова Ю.С. | Ежемесячно с 25 по 30 число каждого месяца |
| 3 | Ежемесячно в 2023 году, начиная с марта 2023 года | Продвижение ГБУЗ КЦ ПБ СПИД через социальную сеть ВКонтакте | Организационный: согласование договора о запуске рекламы в социальной сети ВКонтакте; определение бюджета на рекламу в социальной сети ВКонтакте; запуск рекламы в социальной сети ВКонтакте. Финансовый: запуск рекламы с социальной сети ВКонтакте начинается с 500 рублей в месяц. Сумма регулируется ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
| Кулыга О.И. Чаплинская Е.В. Пермякова Ю.С. | Ежемесячно с 25 по 30 число каждого месяца |
| 4 | Ежемесячно 1 раз в месяц начиная с февраля 2023 | Создание и публикация видео-постов с участием врачей ГБУЗ КЦ ПБ СПИД | Организационный: запись, монтирование и публикация в социальных сетях и на сайте ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
| Шахвердян Ю.Г. Пермякова Ю.С. | Ежемесячно с 25 по 30 число каждого месяца |
| 5 | 2023 год, начиная с февраля 2023 | Вовлечение медийных лиц в профилактические мероприятия (не менее 3 раз в 2023 году) | Организационный: привлечение медийных лиц (ФК Краснодар, БК Локомотив-Кубань); создание сценария публикации (видео, фото); монтаж и публикация материала в социальных сетях и на официальном сайте ГБУЗ КЦ ПБ СПИД | Пермякова Ю.С. | 30 апреля 2023, 30 августа 2023, 11 декабря 2023 |
| 6 | С февраля по май 2023 | Внедрение интерактивного занятия в профилактические лекции со студентами и трудовыми коллективами | Организационный: разработка интерактивного занятия | Пермякова Ю.С. Шахвердян Ю.Г. | 2 июня 2023 |
| 7 | Ежемесячно в 2023 году | Увеличение количества выездных мероприятий, предполагающих анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию в городе Краснодар и близлежащих населенных пунктах (не менее 2 выездов в месяц) | Организационный: составление плана выездных мероприятий; согласование плана выездных мероприятий с администрацией муниципальных образований; организация выездного мероприятия; освещение проведения мероприятий в региональных СМИ. Финансовый: обеспечение бригады выездных мероприятий тест-система для экспресс-тестирвоания на ВИЧ-инфекцию и расходными материалами (по требованию) | Кулыга О.И. Хотелева Л.В. Шахвердян Ю.Г. Пермякова Ю.С.
| Ежемесячно с 25 по 30 число каждого месяца |
| 8 | С мая по декабрь 2023 | Увеличение количества выездных профилактических мероприятий в трудовые коллективы, в том числе, предполагающие анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию | Организационный: определение возможности сотрудничества с министерством труда и социального развития Краснодарского края. Финансовый: обеспечение бригады выездных мероприятий тест-система для экспресс-тестирвоания на ВИЧ-инфекцию и расходными материалами (по требованию)
| Кулыга О.И. Хотелева Л.В. Пермякова Ю.С. | После проведения мероприятия |
| 9 | 2023 год | Профилактические мероприятия, в том числе предполагающие анонимное экспресс-тестирование ВИЧ-инфекцию на молодежных/студенческих форумах | Организационный: определить возможность сотрудничества с управлением по делам молодежи администрации муниципального образования город Краснодар. Финансовый: обеспечение бригады выездных мероприятий тест-система для экспресс-тестирвоания на ВИЧ-инфекцию и расходными материалами (по требованию) | Кулыга О.И. Хотелева Л.В. Пермякова Ю.С. | После проведения мероприятия |
| 10 | 2023 год | Организация и проведение профилактических мероприятий среди учащихся 11-х классов (проведение просветительских занятий о ВИЧ-инфекции) | Организационный: определить возможность сотрудничества с министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
| Пермякова Ю.С. | После проведения мероприятия |
| 11 | Май и декабрь 2023 | Публикация статьи в региональном журнале о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД | Организационный: поиск редакции для размещения; написание статьи; публикация статьи. Финансовый: Примерная стоимость публикации в журнале – 1 полоса 27 000 рублей | Кулыга О.И. Пермякова Ю.С. | После публикации статьи |
| 12 | 2023 год, рекомендовано 2 раза в год | Публикация статьи в интернет ресурсе региональных новостных сайтах, в официальных социальных сетях редакций о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД | Организационный: проведение аналитики региональных информационных интернет-ресурсов; написание статьи; подготовка фотоматериала для статьи. Финансовый: определение бюджета
| Кулыга О.И. Пермякова Ю.С. | После публикации статьи |
| 13 | Октябрь-ноябрь 2023 | Включение в план профилактики на 2024 год наружной рекламы | Организационный: проведение совещания рабочей группы Финансовый: Определение бюджета на размещение наружной рекламы | Палагута А.Е. Кулыга О.И. Пермякова Ю.С. | Декабрь 2023 |
| 14 | Октябрь-ноябрь 2023 | Включение в план профилактики на 2024 год размещение статей в интернет ресурсе региональных новостных сайтах (сайты редакций, официальные социальные сети редакций) о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД | Организационный: проведение совещания рабочей группы Финансовый: Определение бюджета на размещение рекламы в информационных интернет-ресурсах | Палагута А.Е. Кулыга О.И. Пермякова Ю.С. | Декабрь 2023 |
| 15 | Октябрь-ноябрь 2023 | Включение в план профилактики на 2024 год размещение таргетированной рекламы в поисковой системе Яндекс о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД | Организационный: проведение совещания рабочей группы Финансовый: определение бюджета на размещение рекламы в информационных интернет-ресурсах | Палагута А.Е. Кулыга О.И. Пермякова Ю.С. | Декабрь 2023 |
| 16 | Февраль-май 2023 | Создание маскота | Организационный: разработка маскота ГБУЗ КЦ ПБ СПИД | Пермякова Ю.С. | Июнь 2023 |
| 17 | 2023 год | Создание базы контактов региональных СМИ | Организационный: Формирование базы региональных СМИ | Пермякова Ю.С. | Декабрь 2023 |
Предлагается дополнить пиар-кампанию следующими элементами:
1) размещение биллбордов на въезде в город;
2) размещением таргетированной рекламы «Вконтакте»;
3) проведение фотоконкурса «Почему я не заболею СПИДом»;
4) при поддержке мэрии г. Сочи провести рок-фестиваль, посвящённый здоровью, защите от СПИДа и ГБУЗ КЦ ПБ СПИД.
В случае отказа выделить финансовые ресурсы в полном объёме, часть мероприятий может быть перенесена на 2024 год.
Установление биллбордов на въезде в Сочи с фотографией врача (Горбова К.О.) доброжелательно улыбающимся и данными с наименованием, месторасположением и телефоном Клинического центра на фоне здания Клинического центра. На биллборде предполагается также разместить информацию о перечне услуг, которые предоставляет Клинический центр с указанием тех, которые можно получить по полису ОМС.
Размещая биллборд на въезде в Сочи будет также решаться задача информирование гостей города о Клиническом центре и его услугах, ненавязчиво напоминая об угрозах ВИЧ заражения.
Опишем предложение по проведению фестиваля «Время быть здоровым», посвящённого работе ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края.
Предлагается летом 2023 в Сочи на площади Южного мола с 14-го по 17-ое августа провести фестиваль, посвящённый здоровому образу жизни под эгидой ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края.
Направления программы:
— привлечь внимание к проблемам ВИЧ-инфицирования;
— информировать население о ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края;
— улучшить воспринимаемый образ Клинического центра.
Гости в специально отведённых местах разместят палатки. Ориентировочное количество гостей: 500 – 1000 человек. Планируется закончить размещение до 14 часов (будет отведено 2 часа). Каждому гостю при входе бесплатно будет наливаться 100 грамм сока или пива (на выбор). В Зоне будет размещено 40 мусорных ведер и 10 туалетных кабинок. Середина Зоны будет огорожена для выступлений. Планируется поставить 20 человек (волонтёров) для координации гостей и поддержание порядка. Особое значение планируется уделить безопасности, разместив охрану. Массовое мероприятие в одном из крупнейших российских городов, где теперь проживают беженцы из Украины, получившие российское гражданство требует особого внимание со стороны органов безопасности. Предлагается привлечь не менее десяти человек в этих целях.
Планируется разместить около 12-ти торговых точек на территории Зоны. Цены будут не выше средних по городу.
Далее будут проводиться специальные конкурсы, посвящённые теме здровья. Победители получат «умные часы» с наименованием ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края, телефоном и адресом.
Предлагается пригласить байкеров профессионалов, которые будут проводить инструктаж для желающих.
Второй день фестиваля откроют конкурсы, направленные на воспитание здорового образа жизни и предотвращения заражения СПИДом. В этот день планируется проведение состязания с последующим награждением победителя.
Далее фестиваль продолжат специально приглашённые местные рок музыканты.
Третий день фестиваля откроют конкурсы и трюки байкеров, одетых в костюмы знаменитых вымышленных докторов с вышитым на спине логотипом ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края:
— доктора «Ай Болита»;
— доктора «Зло»;
— Грегори Хауса;
— доктора Стрэнджа.
То есть предлагается использовать тех персонажей, которые популярны среди целевой аудитории и могут привлечь их внимание.
Завершит фестиваль огненное фаэр-шоу.
По окончании фестиваля до 12-00 следующего дня (понедельника) планируется постепенное, при надзоре волонтёров, расхождение гостей. После чего помощью волонтёров Зона площади Южного мола будет очищена от мусора, убрана привезённая техника, платформа, мусорные баки и туалетные кабины.
Планируется освещение события в местной прессе: «Новости Сочи», «Экспресс Сочи», на городском интернет-портале «Сочи 24».
План проведения фестиваля «Время быть здоровым» показано в таблице 9.
Таблица 9
План проведения фестиваля «Время быть здоровым»
| Дата | Время | Мероприятие |
| 13.08.23 | 12-00 до 16-00 | подготовка Зоны Южного мола |
| 14.08.23 | 10 -00 | выезд колонны |
| 14.08.23 | с 12-00 до 14-00 | размещение гостей |
| 14.08.23 | с 14-00 до 17-30 | проведение конкурсов |
| 14.08.23 | с 14-00 до 17-30 | услуги проката мотоциклов с инструктажем опытных байкеров |
| 14.08.23 | с 18-00 до 22-00 | выступление байкеров в костюмах докторов |
| 15.08.23 | с 10-00 до 12-30 | проведение конкурсов |
| 15.08.23 | с 10-00 до 12-30 | услуги проката мотоциклов с инструктажем опытных байкеров |
| 15.08.23 | с 12-30 до 15-30 | проведение состязания |
| 15.08.23 | 15-30 до 16-00 | награждение победителя |
| 15.08.23 | с 16-00 до 22-00 | выступление рок групп |
| 16.08.23 | с 10-00 до 17-00 | выступления (трюки) байкеров-докторов |
| 16.08.23 | с 17-00 до 19-00 | услуги проката мотоциклов с инструктажем опытных байкеров |
| 16.08.23 | с 19-00 до 22-00 | фаэр-шоу |
| 17.08.23 | до 12-00 | расхождение гостей |
| 17.08.23 | с 12-00 до 15-00 | уборка территории |
Ожидается, что такое масштабное и зрелищное мероприятие привлечёт внимание к проблеме заражения ВИЧ, повысит узнаваемость ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края среди целевой аудитории и будет способствовать улучшению имиджа Клинического центра.
Также предложено проведение фотоконкурса по теме «Почему я не заболею СПИДом».
Фотоконкурсы помогут сформировать пользовательский контент: в рамках условий конкурсов участники должны опубликовать фото на тему «Почему я не заболею СПИДом» с фирменным хештегом.
Фотографии должны быть приличного содержания в соответствии с политикой информационных площадок.
3.3 Показатели оценки эффективности PR-кампании при проведении мониторинга
Для оценки ведения блога и странички в Телеграмм можно использовать следующие показатели:
1. Органический прирост подписчиков (ОПП). Представляет собой количество пользователей социальных сетей, подписавшихся на видео, страницу паблик или группу. Органический прирост подписчиков указывает на качество размещённого контента, узнаваемость ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края
2. Органический прирост лайков (ОПЛ). Представляет собой сумму отметок «нравится» по отношению к одной или нескольким публикациям, указанных за некоторое время. ОПЛ указывает на качество контента и лояльности пользователей к бренду.
3. Прирост аудитории сообщества (ПАС). Данный показатель указывает на эффективность используемого контент-плана и качество взаимодействия компании с подписчиками за некоторый отрезок времени. ПАС измеряют в процентах как отношение новых подписчиков за некоторый период времени к количеству имеющихся подписчиков.
5. Уровень вовлеченности (УВ). Показывает активность пользователей при просмотре контента. Рассчитывается как отношение количества реакции или постов ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края
Следует отслеживать следующие показатели:
— прирост количества подписчиков;
— число отписок;
— охват аудитории.
Уровень вовлечённости можно определить рассчитав коэффициент вовлечённости к посту и коэффициент вовлечённости к охвату.
Коэффициент вовлечённости к посту определяется по формуле 4.
Квп = (Л+К+Р) × 100 / П
где Квп – коэффициент вовлечённости к посту, % (также может измеряться в единицах);
Л- лайки;
К – комментарии;
Р – репосты;
П – подписчики, чел.
Коэффициент вовлечённости к охвату определяется по формуле 5.
Кво = (Л+К+Р) × 100 / О
где Кво – коэффициент вовлечённости к охвату, % (также может измеряться в единицах);
О – охват, чел.
Ожидаемые результаты от мероприятий можно представить в таблице 10.
Таблица 10
Ожидаемые результаты пиар-кампании
| Инструмент пиар кампании | Ожидаемый результат | Способы оценки |
| 1. Медицинский блог ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края. | Рост осведомлённости о Клиническом центре Улучшение имиджа Клинического центра Снижение неловкости и напряжённости при принятии решения об обращении к Клинический центр | Посещаемость Подписка на рассылку (об обновлении рубрик) Репосты Количество зарегистрированных пользователей Количество вопросов от пользователей в рубрике «Вопрос-ответ» Просмотры |
| 2. Создание странички Клинического в Телеграмм. | Рост осведомлённости о Клиническом центре Улучшение имиджа Клинического центра Снижение неловкости и напряжённости при принятии решения об обращении к Клинический центр | Коэффициент вовлечённости Уровень вовлеченности Прирост аудитории сообщества Органический прирост лайков Органический прирост подписчиков просмотры |
| 3. Установление биллбордов на въезде в Сочи с фотографией врача (Горбова К.О.) | Рост осведомлённости о Клиническом центре Улучшение имиджа Клинического центра | Средняя «проходимость»: количество людей, ежедневно проходящих мимо и количество легковых автомобилей, проезжающих мимо биллборда |
| 4. Проведение фестиваля, посвящённого работе ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края. | Рост осведомлённости о Клиническом центре Улучшение имиджа Клинического центра | Количество посетителей Число упоминаний о фестивале на ресурсах, не принадлежащих Клиническому центру Реакция на освещение фестиваля в СМИ |
| 5. Проведение фотоконкурса по теме «Почему я не заболею СПИДом». | Рост осведомлённости о Клиническом центре Улучшение имиджа Клинического центра | Количество людей, принявших участие в фотоконкурсе Число упоминаний о фотоконкурсе на ресурсах, не принадлежащих Клиническому центру |
Результатом проведения пиар-кампании должны стать следующие показатели, которые мы оценим в процентном выражении на начало 2024 года.
1. Повышение осведомлённости о Клиническом центре жителей Краснодарского края до 50%.
2. Снижение количества новых случаев инфицирования вирусом иммунодефицита в Краснодарском крае на 2%.
3. Увеличение доля лиц с ВИЧ, получающих антитретровирусную терапию на 3%.
4. Увеличение доли лиц с ВИЧ, данные о которых внесены в Федеральный реестр на 2%.
5. Повышение охвата медицинским свидетельствованием на ВИЧ населения Краснодарского края на 5%.
6. Увеличение количества исследований на 5%.
7. Повышение удовлетворённости клиентов от услуг, оказываемых Клиническим центром на 3%.
Данные показатели будут косвенно свидетельствовать об успешности проведения пиар кампании клинического центра.
Подведём итог третьей главы. Предложено акцентировать внимание на контент официального сайта и продвижение Клинического центра через социальные сети. Предложена айдентика и маскот, которые повысят интерес, узнаваемость, интерактивность к интернету ресурсов ГБУЗ ЦК ПБ СПИД, а также сделают интерфейс более дружелюбным. Отдельно следует сделать акцент на использовании таргетированной рекламы для продвижения. А также – увеличить развлекательный и познавательный контент как наиболее привлекательные для целевой аудитории.
Результатом проведения пиар-кампании должно стать повышение осведомлённости о Клиническом центре жителей Краснодарского края; снижение количества новых случаев инфицирования вирусом иммунодефицита в Краснодарском крае; увеличение доля лиц с ВИЧ, получающих антитретровирусную терапию; увеличение доли лиц с ВИЧ, данные о которых внесены в Федеральный реестр; повышение охвата медицинским свидетельствованием на ВИЧ населения Краснодарского края; увеличение количества исследований; повышение удовлетворённости клиентов от услуг, оказываемых Клиническим центром.
Заключение
Пиар-кампания представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся для того, чтобы привлечь внимания целевой аудитории к продуктам фирмы. Инструментами Связей с общественностью являются: интервью, брифинг, организация тематических мероприятий, пресс-релиз, питч, раздача буклетов и листовок, пресс-пул, выступления в СМИ, публикация в прессе, спонсорство, блоги и т.д.
Этапами проведения пиар-кампаний являются: 1) проведение исследования, в ходе которого определяются цели и задачи пиар-кампании; 2) составление плана реализации пиар-кампании; 3) реализация запланированных мероприятий; 4) сбор информации на основе обратной связи, её анализ; 5) оценка эффективности пиар-кампании.
Пиар некоммерческих организаций представляет собой продвижение некоторых социально-значимых идей. Скот Катлип выделили цели пиар для некоммерческих организаций:
— повышение популярности миссии некоммерческой организации;
— разработка каналов коммуникаций;
— формирование и поддержание благоприятного имиджа организации;
— создание и сохранение социального климата, что благоприятно отражается на достижении целей организации;
— информирование и стимулирование работников, волонтёров, спонсоров для лучшего достижения целей.
Пиар кампания в сфере здравоохранения включает в себя:
1) этический пиар. Задачами этического пиара может быть подготовка общественности к созданию нового лекарства, рассмотрение аспектов какого-либо заболевания;
2) пиар медицинского просвещения. Включает комплекс лекций и семинаров для населения и работников сферы здравоохранения;
3) профилактический пиар. Предполагает деятельность, направленный на профилактику какого-либо заболевания (например, СПИДа);
4) потребительский пиар. Задачами является стимулирование сбыта медицинской продукции (лекарств, препаратов, услуг).
Важнейшей функцией пиара в области здравоохранения является донесение до населения необходимость заблаговременно, в профилактических целях обратиться в медицинское учреждение. Русский менталитет характеризуется крайним нежеланием обращения к врачам, недоверие по отношению к медицинскому персоналу. Специалисты по пиар должен предложить населению (местным жителям) удачный (внушающий доверия) образ врачей, сформировать положительный имидж медицинского учреждения.
ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края. Клинический центр оказывает следующие виды помощи: консультативно-методическую; лечебно-диагностическую; профилактическую; эпидемиологическую. Основным источником финансирования Клинического центра являются субсидии.
Деятельность Клинического центра охватывает региональная программа Краснодарского края «Противодействие распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года» в части, касающейся ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края.
Цель Программы: предупредить распространение ВИЧ в Краснодарском крае снижая количество появления новых ВИЧ-инфицированных, а также – уменьшить смертность от ВИЧ и СПИДа в частности.
Был проведён анализ статистических и плановых показателей. Отмечено, что за последнее время наметился тренд по повышения возраста заражённых ВИЧ. Подавляющее количество заражённых в Краснодарском крае в 2022г. составляют лица от 30 до 49 лет (которые впервые зарегистрированы с диагнозом ВИЧ). Также повышается средний возраст заражённых, что, кроме того, указывает на повышение продолжительности жизни среди этой группы.
В Краснодарском крае случаи ВИЧ регистрируются с 1996 года. С каждым годом планируется увеличивать количество охвата медицинским освидетельствованием на 1% населения Краснодарского края до 39% в 2030 году. Можно сделать вывод, что в рамках пиар-кампании Клинического центра одним из направлений будет популяризация медицинского освидетельствования на ВИЧ (СПИД).
Для повышения эффективности борьбы со СПИДом требуется максимальная фиксация заражённых лиц в Федеральном реестре. Планируется довести долю заражённых СПИД, зафиксированных в Федеральном реестре до 95%.
С каждым годом, согласно Программе, количество заражённых ВИЧ (СПИД) должно сокращаться и в итоге за 2030 год не превышать 1258 человек.
Именно это направление должно стать ключевым при проведении пиар-кампании. СПИД не передаётся воздушно-капельным путём, заражение в подавляющих случаях (кроме случаев передачи ВИЧ от заражённой матери ребёнку, случаев переливания крови) – результат действий самого лица, получившего иммунодефицит. В связи с этим требуется сформировать соответствующее сознание и соответствующее поведение граждан.
Выделены цели и задачи проведения пиар-кампании Клинического центра. Цель 1: информировать население об услугах Клинического центра, его месторасположении и способе получения данной услуги.
Цель 2: повысить репутацию Клинического центра, сформировать позитивный образ места, где работают доброжелательные квалифицированные врачи и можно получить всю необходимую помощь.
В ходе исследования целевой аудитории на выездных мероприятиях по анонимному экспресс-тестированию в Краснодарском крае был проведён опрос. В опросе приняли участи люди обоих полов возрастной категории 16-45 лет, всего 200 человек в период с 1.03.2023 по 15.03.2023.
Исходя из ответов исследования можно сделать следующие выводы.
1. Недостаточный уровень доверия у населения к ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» министерства здравоохранения Краснодарского края.
2. Отсутствие «живого» общения с аудиторией в социальных сетях.
3. Отсутствие наружной рекламы.
4. Недостаточный уровень знания населения о ВИЧ-инфекции (что такое ВИЧ-инфекция, пути передачи и методы профилактики).
5. Отсутствие освещения проблемы через медийных лиц.
6. Недостаточное и неэффективное просвещение среди студентов и трудовых коллективов по ВИЧ-инфекции.
7. Недостаточное освещение проблемы ВИЧ-инфекции в региональных СМИ.
8. Недостаточное ведение социальных сетей организации (ВКонтакте, Одноклассники, Telegram), маленькая посещаемость страниц сообществ.
9. Недостаточное количество выездных мероприятий по анонимному экспресс-тестированию.
10. Устаревший сайт.
11. Отсутствие базы контактов СМИ. Отсутствие налаженных связей со СМИ для прямого размещения новостей.
Для решения этих проблем предложен следующее.
1. Разрабока айдентики и создание маскота.
2. Обновление сайта.
3. Активация коммуникации с аудиторией посредством социальных сетей.
4. Создание и публикация видео-постов с участием врачей ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
5. Вовлечение медийных лиц в профилактические мероприятия (не менее 3 раз в 2023 году)
6. Внедрение интерактивного занятия в профилактические лекции со студентами и трудовыми коллективами
7. Увеличение количества выездных мероприятий, предполагающих анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию в городе Краснодар и близлежащих населенных пунктах (не менее 2 выездов в месяц)
8. Увеличение количества выездных профилактических мероприятий в трудовые коллективы, в том числе, предполагающие анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию
9. Профилактические мероприятия, в том числе предполагающие анонимное экспресс-тестирование ВИЧ-инфекцию на молодежных/студенческих форумах
10. Организация и проведение профилактических мероприятий среди учащихся 11-х классов (проведение просветительских занятий о ВИЧ-инфекции)
11. Публикация статьи в региональном журнале о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
12. Публикация статьи в интернет ресурсе региональных новостных сайтах, в официальных социальных сетях редакций о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
13. Включение в план профилактики на 2024 год наружной рекламы
14. Включение в план профилактики на 2024 год размещение статей в интернет ресурсе региональных новостных сайтах (сайты редакций, официальные социальные сети редакций) о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
15. Включение в план профилактики на 2024 год размещение таргетированной рекламы в поисковой системе Яндекс о профилактических мероприятиях, проводимых ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
16. Размещение биллбордов на въезде в город;
17. Размещением таргетированной рекламы «Вконтакте»;
18. Проведение фотоконкурса «Почему я не заболею СПИДом»;
19. При поддержке мэрии г. Сочи провести рок-фестиваль, посвящённый здоровью, защите от СПИДа и ГБУЗ КЦ ПБ СПИД
Библиографический список
1. Распоряжение от 19 января 2022 года N 15-р Об утверждении региональной программы Краснодарского края «Противодействие распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года». Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/578053493(дата обращения: 23.04.2023).
2. Программа Краснодарского края «Противодействие распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года»
3. Cambridge dictionary [электронный ресурс]. – Режим доступа : http:dictionary.cambridge.org/dictionary (дата обращения: 23.04.2023).
4. Chaika K. L. Constitutionalization of integration legal orders as a phenomenon of international law? In: International justice, 2020, no. 1, pp. 67–78.
5. Longman dictionary [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ldoceonline.com/dictionary (дата обращения: 23.04.2023).
6. Maliska M. The constitutional principle of pluralism in the legal regulation of social relations // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2022. №1. – С.50-55.
7. Online Etymology Dictionary [электронный ресурс]. – Режим доступа : file:///D:/3333/этимология/pru-py.htm (дата обращения: 23.04.2023).
8. Oxford dictionary [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://oxforddictionaries.com (дата обращения: 23.04.2023).
9. Pautasso D. The New Silk Road and Its Security Challenges: The United States and the Containment of Sino-Russian Relations. In: International Studies: Journal of International Relations, 2019, no. 7 (2). – Рp. 85-100.
10. PR в медицине: 11 проверенных инструментов от практика / Журнал Pressfeed. Электронный ресурс. Режим доступа: https://news.pressfeed.ru/pr-v-mediczine-11-proverennyh-instrumentov-ot-praktika/ (дата обращения: 23.04.2023).
11. Shilina M.G., Volkova I.I. Russian public relations in 2020: peculiar features of transformation // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 2. С. 302–310.
12. Umnova-Konyukhova I. A., Aleshkova I. A. The principle of solidarity in a post-industrial society: features of the content and development trends. In: International public and private law, 2021, no. 1, – Рp. 3–7.
13. Webster dictionary [электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.merriamwebster.com/dictionar (дата обращения: 23.04.2023).
14. Аладко В.Г. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью // Вестник науки. 2022. №3 (48). – С. 58-61.
15. Арбатская Е.А. PR-технологии как инструмент повышения конкурентоспособности организации // Baikal Research Journal. 2021. №3. – С. 72-80.
16. Белавенцева А.В. Особенности управления имиджем медицинского учреждения / А.В. Белавенцева, О.Н. Сараева // Global and Regional Research. — 2020. -Т. 2, № 2. — С. 221 — 227.
17. Берестов А.А. PR-технологии // StudNet. – 2021. №5. – С.111-117.
18. Берникова Е.В., Тихонова Е.В. Техники формирования синергетического эффекта в маркетинговых коммуникациях на рынке эстетической медицины//Вестник университета. – 2021. № 4. – С. 57–63
19. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба / В.В. Ворошилов. – М.: Кно-Рус, 2019. – 224 с.
20. Вылегжанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз / Д.А. Вылепканин. – М.: Ф, 2019. – 371 с.
21. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. – М.: Юрайт, 2020. – 231 с.
22. Глущенко О.А., Гришанин Н.В. Эволюция специальности «Реклама и связи с общественностью»: история формирования, современное состояние и тенденции развития // Коммуникология. 2020. Том 8. №1. – С. 34-52.
23. Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации /Е.Н. Голубкова. – М.: Юрайт, 2020. – 363 с.
24. Горохов В.М., Кравченко С. В., Простякова В.А. Стратегические коммуникации: императив медиатизированного общества // Меди@льманах. 2021. №4 (105). – С. 22-27.
25. Горохов В.М., Шилина М.Г. Связи с общественностью в парадигме цифровой экономики // Меди@льманах. 2020. №1 (96). – С. 22-45.
26. Громов А.В., Михайлова Ю.В., Стерликов С.А. Продолжительность жизни от момента выявления заболевания до наступления летального исходы от болезни, вызванной ВИЧ // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023. №1. – 472-490.
27. Гусев А. В., Шарова Д. Е. Этические проблемы развития технологий искусственного интеллекта в здравоохранении // ОЗ. 2023. №1. – С.4-6.
28. Доклад Института цифровых трансформаций, М., 2023. – 52с.
29. Домнин В.Н. Брендинг / В.Н. Домнин. – М.: Юрайт, 2020.– 493 с.
30. Дорский А.Ю. Правовое регулирование рекламной деятельности и связей с общественностью / А.Ю. Дорский. – СПб: СПбГУ, 2019. – 216 с.
31. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью / С.М. Емельянов. – М.: Юрайт, 2020. – 197 с.
32. Жильцова О.Н. Связи с общественностью / О.Н. Жильцова, И.М. Синяева, Д.А. Жильцов. – М.: Юрайт, 2020. – 337 с.
33. Загдын З.М., Нечаева О.Б., Яблонский П.К., Шикина И.Б., Соколович Е.Г. Предпосылки организационных преобразований в системе противодействия распространению сочетания ТБ/ВИЧ в России. Под ред. З.М. Загдын. М., РИО ЦНИИОИЗ, 2022. – 214 с.
34. Карапетян Т.Ш. Коммуникационные интегрированные маркетинговые стратегии организации связей с общественностью в системе государственного и муниципального управления // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. №1. – С. 54-58.
35. Катлип С. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика : [перевод с английского] / Скотт Катлип, Аллен Сентер, Глен Брум. — 9-е изд. — Москва [и др.] : Вильямс, 2023. — 613 с.
36. Киреева У.А. Особенности разработки и реализации социальных PR-проектов // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2022. Том 7. No 2. – C.53-64.
37. Кожемякин Е.А. Основы теории коммуникации / Е.А. Кожемякин. – М.: ИНФРА- М, 2019. – 189 с
38. Компания Event Group: актуальные вопросы ВИЧ- инфекции. Итоги работы службы профилактики и борьбы со СПИД Краснодарского края в 2022 году и задачи на дальнейший период». Электронный ресурс. Режим доступа: https://eventgroupvrn.ru/project/p2310(дата обращения: 23.04.2023).
39. Коноваленко В.А. Основы интегрированных коммуникаций/ В.А. Коноваленко, Н.Г. Швед. – М.: Юрайт, 2019. – 486 с.
40. Коноваленко В.А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность / В.А. Коноваленко, Н.Г. Швед. – М. Юрайт, 2020. – 383 с.
41. Котлер Ф. Основы маркетинга /Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2019.– 486 с.
42. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии. М.: АспектПресс. – 2020. – С. 195-196.
43. Курганова Е. Б. Рынок рекламы и связей с общественностью в условиях пандемии: преодоление проблем и следование трендам / Е. Б. Курганова, А. С. Шерне // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. – 2020. – № 23. – С. 76-85.
44. Лысикова О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере / О. В. Лысикова, Н. П. Лысикова. – М.: ФЛИНТА, 2019. –168 с.
45. Манахова И.А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»/ составитель И. А. Манахова. — Ульяновск : УлГТУ, 2019. — 182 с.
46. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности: учеб. пособие /под ред. И.И. Скоробогатых, Р.Р. Сидорчука, С.Н. Андреева. М.: ИНФРА-М, 2020. – 420 с.
47. Миллер Д. Расскажите о своем бренде так, чтобы в него влюбились / Д. Миллер. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 232 с.
48. Музыкант В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации / В.Л. Музыкант. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2019. – 216 с.
49. Музыкант В.Л. Основы интегрированных коммуникаций. Теория и современные практики /В.Л. Музыкант. – М.: Юрайт, 2020. – 342 с.
50. Мухина А.А. Эффективная коммуникационная стратегия PR: формирование имиджа и деловой репутации организации // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 7. №1. 2022. – С. 40-49.
51. Назайкин А.Н. Медиарилейшнз на 100% или искусство управления отношениями с прессой и социальными сетями / А.Н. Назайкин. – М.: Солон-пресс, 2020. – 380 с.
52. Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз»-кому это нужно?: основы учебного курса, 3-е изд. / Л. Б. Невзлин. — Москва: Экономика, 2022. — 220 с.
53. Николаенко Н.А. Сущность и роль PR в деятельности современной организации // Бюллетень науки и практики. – № 5. – 2019. – 56 с.
54. Новиков Д.В. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие / Д.В. Новиков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2020. – 91 с.
55. Овчинникова А.М. Основы имиджелогии / А.М. Овчинникова, Н.В. Шульга. — Москва : ЛитРес: Самиздат, 2019– 70 с.
56. Осипова Е.А. Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью / Е.А. Осипова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 381 с.
57. Основы теории коммуникации/ отв. ред. О.Я. Гойхман. – М: ИНФРА-М, 2019. – 352 с.
58. Официальный сайт Министерства здравоохранения Краснодарского края. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minzdravkk.ru/pages/modernzdrav/hdpkk/razvitie-2023.php (дата обращения: 23.04.2023).
59. Почекаев Р.Ю. История связей с общественностью / Р.Ю. Почекаев. – М.: Юрайт, 2020. – 223 с.
60. Рахимов Р.Ф. Исторический взгляд на PR как коммуникативную технологию // CARJIS. 2022. – С.73-77.
61. Реклама социальных проектов: методическое пособие / А. Л. Абаев, Г. Г. Вельская, А. Г. Жиляев [и др.]; под общ. ред. Г. Г. Вельской. – 3-е изд. – Москва: Дашков и К, 2021. – 94 с.
62. Рожков И.Я. Брендинг / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. – М.: Юрайт, 2019. – 331 с.
63. РОССТАТ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 23.04.2023).
64. Рунов А.В. Технологии взаимодействия подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 72–76.
65. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент / Л.С. Сальникова. – М.: Юрайт, 2018. – 306 с.
66. Связи с общественностью как социальная инженерия /В.А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. – М.: Юрайт,2020. – 351 с.
67. Семёнова Л.М. Имиджменеджмент / Л.М. Семёнова. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 84 с.
68. Синяева И.М. Маркетинг PR и рекламы: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности«Маркетинг», 3-е изд. / [И. М. Синяева и др.];под ред. И. М. Синяевой. — Москва : ЮНИТИ, 2023.- 494 с.
69. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 414 с.
70. Синяева, И.М. Реклама и связи с общественностью: учебник для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 552 с.
71. Смит Б. Бренд-терапия: 15 методов для создания стратегии бренда в индустрии фармацевтики и медицинских технологий / пер. с англ.: науч. ред. и авт. вступ. сл.: В. Никишин. – М.: Библос, 2019. – 239 с
72. Стерликов С.А., Михайлова Ю.В., Голубев Н.А., и др. Смертность от основных инфекционных и паразитарных заболеваний: болезни, вызванной ВИЧ, туберкулёза и парентеральных вирусных гепатитов в Российской Федерации и её динамика в 2015 – 2020 гг. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2022;(3). – С. 40–65.
73. Татаринов К.А. Клиенты как маркетинговый ресурс онлайн-компании // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). – С. 313−316.
74. Ткачева Е.Г., Сычева А.В. Технологии PR как средство популяризации спорта среди молодёжи // Автономия личности. – 2021. №2 (25). – С.103-108.
75. Умаров М.Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М.Ю. Умаров. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 с.
76. Фадеева Е.Н. Связи с общественностью / Е.Н. Фадеева. – М.: Юрайт, 2020. – 263 с.
