- Проектирование АИС склада предприятия
Разработка коммерческого программного обеспечения, в конечном счете, сводится к некоторой прикладной цели – автоматизации бизнес-процесса предприятия.
В случае предприятия ООО «Гамма» автоматизируется процесс организации работы склада. Процесс автоматизируется с целью повышения его эффективности.
Перед тем как приступить к реализации информационной системы необходимо для начала спроектировать необходимые документы, справочники, регистры и их взаимоотношения, разработать алгоритмы функций системы [10].
2.1 Постановка задачи на разработку АИС
Исходя из выполняемых системой функций и требований, информационную систему автоматизации работы склада предприятия можно условно разделить на 3 подсистемы:
- склад;
- расчеты с зарплаты;
- справочники;
Каждая из подсистем отвечает за определенные функции, и должна осуществлять содержать определенный набор справочников, документов, журналов документов и отчетов. Для того чтобы определить, что необходимо создать в каждой из подсистем, нужно дать определение каждому объекту [11].
Для решения задач в рамках разрабатываемой системы необходимо разработать справочники, документы, регистры и отчеты.
1. Постановка задачи на разработку справочников
Разработать справочник «Номенклатура» (список товаров). В нем будет храниться информация о коде, наименовании и цене товаров. Справочник должен содержать реквизиты, описанные в таблице 17.
Таблица 17– Справочник «Номенклатура»
| Реквизит | Тип |
| Код | Число |
| Наименование | Строка |
| Цена | Число |
Разработать справочник «Оптовики», содержащий информацию об оптовиках (таблица 18).
Таблица 18 – Справочник «Оптовики»
| Реквизит | Тип |
| Код | Число |
| Наименование | Строка |
Разработать справочник «Поставщики», содержащий информацию о поставщиках (таблица 19).
Таблица 19 – Справочник «Поставщики»
| Реквизит | Тип |
| Код | Число |
| Наименование | Строка |
Разработать справочник «Сотрудники», содержащий информацию о сотрудниках (таблица 20).
Таблица 20 – Справочник «Сотрудники»
| Реквизит | Тип |
| Код | Число |
| Наименование | Строка |
| Ф.И.О. | Строка |
| Должность | Строка |
| СтажВГодах | Число |
Разработать справочник «Склады», содержащий информацию о складах (таблица 21).
Таблица 21 – Справочник «Склады»
| Реквизит | Тип |
| Код | Число |
| Наименование | Строка |
| Склад | Строка |
Разработать справочник «ВидыГрафиковРаботы», содержащий информацию о видах графиков работы (таблица 22).
Таблица 22 – Справочник «ВидыГрафиковРаботы»
| Реквизит | Тип |
| Код | Число |
| Наименование | Строка |
| ГрафикРаботы | Строка |
-
-
- Постановка задачи на разработку документов
-
Учет в основном состоит из движения документов. В системе «1С: Предприятие» документ – это вид объектов конфигурации, предназначенный для отражения в системе событий, произошедших в
жизнедеятельности предприятия. Документ однозначно определяется своим номером, видом и датой. Дата документа определяется в формате
«дата и время» с точностью до секунды [12].
В информационной системе будет создано пять документов.
Документ «Приходная накладная» содержит информацию о приходе или расходе материалов на склад (таблица 23).
Таблица 23 – Документ «Приходная накладная»
| Реквизит | Тип |
| Код | Число |
| Товар | СправочникСсылка.Номенклатура |
| Количество | Число |
| Сумма | Число |
| Склад | СправочникСсылка.Склады |
Документ «Продажа товара» содержит информацию проданных товарах (таблица 24).
Таблица 24 – Документ «Продажа товара»
| Реквизит | Тип |
| Товар | СправочникСсылка.Номенклатура |
| Количество | Число |
| Цена | Число |
| Сумма | Число |
| Оптовик | СправочникСсылка.Оптовики |
| Продавец | СправочникСсылка.Сотрудники |
| Склад | СправочникСсылка.Склады |
Документ «Требуемы товары» содержит информацию о товарах, которые необходимо будет заказать у поставщика (таблица 25).
Таблица 25 – Документ «Требуемые товары»
| Реквизит | Тип |
| Оптовик | СправочникСсылка.Оптовики |
| Товар | СправочникСсылка.Номенклатура |
| Количество | Число |
Далее на основании требуемых товаров создается документ «Заказ поставщику» (таблица 26).
Таблица 26– Документ «Заказ поставщику»
| Реквизит | Тип |
| Поставщик | СправочникСсылка.Поставщики |
| Товар | СправочникСсылка.Номенклатура |
| Количество | Число |
| Цена | Число |
| Сумма | Число |
| Склад | СправочникСсылка.Склады |
| Заказчик | Строка |
Чтобы была возможность начислять зарплату сотрудникам, был создан документ «Начисления сотрудникам» (таблица 27).
Таблица 27 – Документ «Начисления сотрудникам»
| Реквизит | Тип |
| Сотрудник | СправочникСсылка.Сотрудники |
| График работы | СправочникСсылка.ВидыГрафиковРаботы |
| ДатаНачала | Дата |
| ДатаОкончания | Дата |
| ВидРасчета | ПланВидовРасчетаСсылка.ОсновныеНачисления |
| Начислено | Число |
Общий алгоритм работы документов показан на рисунке 8
Рисунок 8 – Алгоритм создания документов
-
-
- Постановка задачи на разработку отчетов
-
Для формирования отчетов в системе используется Система Компоновки Данных (СКД).
СКД 1С – это способ написания отчетов в 1С, который позволит пользователю настраивать отчеты самостоятельно [13].
Технология создания отчета СКД 1С следующая:
- написать запрос 1С в СКД 1С, который обеспечивает получение необходимых данных;
- указать СКД 1С роль полей (вычисляемые поля, ресурсы и т.д.);
- ввести настройки СКД 1С по умолчанию.
В системе будет предусмотрено 3 отчёта. Источниками данных при формировании отчетов будут являться регистры, документы и справочники.
Отчёт «Товары» содержит информацию о проданных товарах и их стоимости (таблица 28).
Таблица 28– Отчет «Товары»
| Реквизит | Тип |
| Склад | Товары.Склад |
| Товар | Товары.Товар |
| КоличествоНачальныйОстаток | Товары.КоличествоНачальныйОстаток |
| КоличествоКонечныйОстаток | Товары.КоличествоКонечныйОстаток |
| КоличествоПриход | Товары.КоличествоПриход |
| КоличествоРасход | Товары.КоличествоРасход |
Отчет «Начисления» содержит информацию о проданных товарах и их стоимости (таблица 29).
Таблица 29– Отчет «Начисления»
| Реквизит | Тип |
| ВидРасчета | Начисления. ВидРасчета |
| Сотрудник | Начисления. Сотрудник |
| Результат | Начисления. Результат |
Отчет «Начисления» содержит информацию о проданных товарах и их стоимости (таблица 30).
Таблица 30– Отчет «Продажи»
| Реквизит | Тип |
| Товар | Продажа.Товар |
| СуммаОборот | Продажа. СуммаОборот |
| Оптовик | Продажа. Оптовик |
| Продавец | Продажа. Продавец |
| КоличествоОборот | Продажа. КоличествоОборот |
Общая структура отчетов представлена на рисунке 9
Рисунок 9 – Алгоритм работы отчетов
-
-
- Постановка задачи на разработку регистров накопления
-
При проведении документов данные записываются в регистры сведений и регистры накоплений.
В регистре сведений информация хранится в разрезе измерений и периода. Регистру сведений можно задать и периодичность. Она нужна для выбора информации из регистра на определенный период времени.
Регистр накопления – это структурированный набор данных, в котором находится информация обо всех движения (приход, расход или обороты) выбранных документов. В регистре накопления присутствуют измерения, ресурсы, реквизиты и стандартные реквизиты [14].
Регистр накопления «Остатки товара» содержит информацию о движении средств (таблица 31).
Таблица 31 — Регистр накопления «Остатки товара»
| Реквизит | Тип |
| Товар | СправочникСсылка.Номенклатура |
| Склад | СправочникСсылка.Склады |
| Количество | Число |
Регистр накопления «Продажи» содержит информацию о движении средств (таблица 32).
Таблица 32 — Регистр накопления «Продажи»
| Реквизит | Тип |
| Товар | СправочникСсылка.Номенклатура |
| Оптовик | СправочникСсылка.Оптовики |
| Продавец | СправочникСсылка.Сотрудники |
| Количество | Число |
| Сумма | Число |
-
-
- Постановка задачи на разработку регистров сведений
-
Регистр сведений «Цены» содержит информацию об актуальных ценах на товары (таблица 33).
Таблица 33 — Регистр сведений «Цены»
| Реквизит | Тип |
| Номенклатура | СправочникСсылка.Номенклатура |
| Цена | Число |
Регистр сведений «Графики работы» содержит информацию о графиках работы сотрудников (таблица 34).
Таблица 34 — Регистр сведений «Графики работы»
| Реквизит | Тип |
| ГрафикРаботы | СправочникСсылка.ВидыГрафиковРаботы |
| Дата | Дата |
| Значение | Число |
-
- Постановка задачи на разработку регистров расчета
Регистр расчета «Начисления» выполняет функцию начисления зарплаты сотрудникам (таблица 35).
Таблица 35- Регистр расчета «Начисления»
| Реквизит | Тип |
| Сотрудник | СправочникСсылка.Сотрудники |
| Результат | Число |
| ГрафикРаботы | СправочникСсылка.ВидыГрафиковРаботы |
| ИсходныеДанные | Число |
-
- Блок-схемы модулей программы
После того, как от поставщика пришло подтверждение о получении товара, он направляется на склад. Схема поступления товара на склад изображена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Поступление товара на склад
Продажа товара происходит в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 11.
Рисунок 11 – Продажа товара
Цены на номенклатуру в зависимости от даты могут отличаться. Схема установки цен на номенклатуру изображена на рисунке 12.
Рисунок 12 – Установка цен номенклатуру
-
- Вывод по главе «Проектирование АИС склада предприятия»
В данном разделе были решены следующие задачи:
-
-
- выявлены реквизиты документов, справочников, отчетов и регистров накопления, сведений и расчёта;
- разработаны блок-схемы модулей программ
-
