Оценка компетенций работников осуществляется поэтапно. Рассмотрим порядок проведения мероприятия более подробно.
1. Издание приказа по учреждению о проведении контроля компетенций. В приказе руководитель указывает сроки проведения контроля компетенций и ответственное лицо (лица) за проведение процедуры. Существует возможность делегировать полномочия, например, своим заместителям. (Ответственное лицо за проведение контроля компетенций далее – руководитель.)
2. Оповещение сотрудников о проведении контроля компетенций.
3. Необходимо сообщить о проведении мероприятия по оценке деловых и профессиональных качеств работников, составить график собеседования с каждым из них, согласовав дату и время встречи.
4. Подготовка бланков анкет «компетенции работника». Требуется подготовить необходимое количество бланков анкет для сотрудников, причем для каждой категории респондентов стоит составить свой круг вопросов. Так, управленцы и те, кто рассматривается в качестве кадрового резерва, должны ответить на все вопросы анкеты. Для педагогического персонала и специалистов следует исключить ответы на вопросы, касающиеся компетенции руководителя. Рабочему персоналу можно предложить ответить на небольшое количество вопросов по выбору руководителя.
5. Выдача анкет работникам. Работнику выдаются анкета с указанием номеров вопросов, на которые он должен ответить, и бланк оценочного листа «Ключ к анкете Компетенции работника (экземпляр работника)», куда он вписывает результаты анкеты. Цифры в скобках соответствуют номерам вопросов в анкете. Оценка по компетенции – среднеарифметическое значение суммы ответов по каждому вопросу, относящемуся к компетенции, деленное на количество вопросов.
6. Получение от работников заполненных бланков «Ключ к анкете “Компетенции работника” (экземпляр работника)». Возможна передача руководителю бланков в начале собеседования.
7. Заполнение руководителем оценочного листа “Ключ к анкете «Компетенции работника» (экземпляр руководителя)” на каждого сотрудника. Руководитель отвечает на вопросы, которые соответствуют должности конкретного работника.
8. Перенесение руководителем полученных результатов из оценочного листа работника в бланк «Результаты контроля компетенций». В графе «Примечание» бланка «Результаты контроля компетенций» руководитель делает пометки для будущего собеседования с работником.
9. Проведение собеседования с работником.
10. Заполнение руководителем всех полей в бланке «Результаты контроля компетенций». В процессе собеседования руководитель формулирует в соответствующих графах бланка план действий для дальнейшего улучшения текущей работы и (или) мероприятия для профессионального роста сотрудника. По окончании собеседования руководитель выделяет основные положения совместно выработанного плана и подписывает бланк. Сотрудник ставит свою подпись и при желании может получить копию бланка.
11. Оформление копии бланка «Результаты контроля компетенций».
12. Копия бланка «Результаты контроля компетенций» необходима руководителю для дальнейшего составления текущего и годового планов работы с сотрудниками и сравнения результатов при следующем Контроле компетенций (через год).
13. Передача оригиналов бланков на каждого сотрудника на хранение. Удобнее всего хранить бланки в папке «Контроль компетенций работников за год» или в личном деле сотрудника. Если завести для данного мероприятия отдельную папку, то ее следует внести в номенклатуру дел учреждения, как документы со сроком хранения три года. При хранении результатов в личном деле стоит помнить, что документы краткосрочного хранения при передаче в архив из дела изымаются.
Наряду с внутренней оценкой качества образования дошкольное образовательное учреждение ежегодно проводит процедуру самообследования, целью которой является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчёта о результатах самообследования для предоставления учредителю и общественности на основе самооценки содержания, условий и результатов образовательной деятельности организации. Проведение данной процедуры даёт возможность дошкольному учреждению не только установить уровень соответствия образовательной деятельности учреждения требованиям действующих образовательных стандартов дошкольного образования, но и позволяет выявлять уровень профессионализма педагогического коллектива в целом и каждого работника в отдельности.
Таким образом, сделаем выводы по 1 главе.
Аттестация персонала – это процедура систематической формализованной оценки соответствия уровня труда, качеств и потенциала личности сотрудников требованиям выполняемой работы.
Аттестация может осуществляться регулярно или периодически, в зависимости от конкретных задач учреждения. Процесс аттестации регулируется нормативными актами учреждения.
К основным критериям аттестации сотрудников дошкольной организации можно отнести: образование; опыт; физические и медицинские характеристики; личностные характеристики.
Комплексная система аттестации сотрудников может состоять из различных методов, например, таких:
оценка результатов личностных опросников;
квалификационное тестирование;
групповые методы оценки;
собеседование (интервью).
Аттестация должна сопровождаться квалифицированными специалистами. Это позволит избежать целого ряда ошибок: «эффект края» (в памяти руководителя остается только последний период работы (неделя, день), остальные периоды, таким образом, выпадают из оценки; предвзятость наблюдателя, в результате которой особенности личности заменяют результаты; воздействие на наблюдателя стереотипов в отношении пола, возраста, семейного положения; «эффект контраста» (склонность наблюдателя выделять у сотрудника черты, противоположные собственным); «эффект снисхождения» (тенденция наблюдателя всегда давать положительную оценку происходящему).
2. АНАЛИЗ И ИСЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА АНАДЫРЬ»
2.1. Общая характеристика учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» городского округа Анадырь, в дальнейшем именуемое Учреждение, создано в целях реализации прав граждан на получение дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Полное наименование Учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» городского округа Анадырь. Сокращенное наименование Учреждения: МБДОУ детский сад «Ладушки». Местонахождение Учреждения:
Юридический адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Тевлянто, 15.
Организационно-правовая форма: автономное учреждение.
Тип: дошкольное образовательное учреждение.
ИНН 8709005677
Адрес сайта: http://ladushki.anadyrobr.ru/
Учреждение создано для выполнения работ (оказания услуг) в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Невьянского городского округа в сфере дошкольного образования. Основной целью деятельности и предназначением Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Миссия организации: МБДОУ детский сад «Ладушки» является учреждением, обеспечивающим высокий уровень интеллектуально-личностного и психофизического развития детей дошкольного возраста, возможности коррекции речи. Его деятельность обеспечивает реализацию права каждого ребенка на образование и воспитание на основе оказания качественных образовательных услуг детям 2-7 лет, а также подготовку ребенка к дальнейшему обучению, сохранение психологического и физического здоровья, развитие индивидуальных способностей через преемственность дошкольного и школьного звена, формирование позитивного имиджа детского сада, внедрение новых технологий. Учреждение выполняет следующие основные виды деятельности:
реализация образовательной программы дошкольного образования;
реализация дополнительных общеразвивающих программ;
присмотр и уход за детьми.
Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым им образовательным программам.
Учреждение может осуществлять дополнительные виды деятельности, в том числе платные услуги.
Режим работы: с 8.00 до 20.00 (12-ти часовое пребывание детей) с понедельника по пятницу.
В 2022/23 учебном году в детском саду функционирует 12 групп, из них:
для детей раннего возраста – 2 группы;
для детей дошкольного возраста – 4 группы.
Общее число воспитанников – 160 человек.
Деятельность по управлению персоналом дошкольного Учреждения регламентируется следующими видами локальных актов: приказами; положениями; правилами; иными актами.
Локальные акты не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и Уставу Учреждения.
1. Правила внутреннего трудового распорядка (далее — Правила) – локальный нормативный акт Учреждения, регламентирующий, в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в Учреждении. Правила разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и распространяются на всех работников Учреждения. Правила утверждены работодателем с учетом мнения выбранного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном в статье 372 Трудового кодекса Российской Федерации. Правила внутреннего трудового распорядка введены в действие приказом работодателя. Все работники ознакомлены с Правилами под роспись.
2. В Учреждении сформировано Положение об оплате труда.
В Положении об оплате труда прописана система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях. Условия оплаты труда, определенные локальными нормативными актами, не ухудшают положения работников по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.
3. Положение о стимулирующих выплатах. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышения эффективности и качества работы разработано система стимулирования районный коэффициент 100% и северная надбавка 100%.
4. Понятие коллективного договора содержится в ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса РФ. В соответствии с данной нормой под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В соответствии с ч. 3 ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективном договоре установлены льготы и преимущества для работников, условия труда.
5. Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБДОУ детский сад «Ладушки».
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам Учреждения, независимо от занимаемой ими должности.
Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с Учреждением и выполняет обязанности по обучению, воспитанию воспитанников, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.
Целями Кодекса являются:
установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
содействие укреплению авторитета педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей. Он служит основой для формирования взаимоотношений в Учреждении, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
Анализ нормативных документов по управлению трудовой мотивации персонала в МБДОУ детский сад «Ладушки» показывает, что в Учреждении присутствуют документы, которые раскрывают только материальную мотивацию Учреждения, отсутствует Положение о нематериальной мотивации. Исследование нормативных документов по управлению трудовой мотивации персонала в МБДОУ детский сад «Ладушки» позволило выделить следующие мероприятия, проводимые в Учреждении по управлению трудовой мотивацией персонала.
Порядок и условия оплаты труда работников устанавливаются коллективным договором, положениями (об оплате труда, о компенсационных выплатах, о стимулирующих выплатах), локальными нормативными актами Учреждения, принятыми согласно требованиям действующего трудового законодательства Российской Федерации.
Работникам Учреждения производятся следующие выплаты компенсационного характера:
районный коэффициент 100%;
северная надбавка 100%.
Мероприятия индивидуального стимулирования персонала происходят с учетом критериев оценки (по бальной системе) деятельности работников Учреждения. Критерии оценки направленны лишь на должностные обязанности персонала и никак не мотивируют работников на улучшение своей трудовой деятельности.
Работники Учреждения в соответствии с локальными нормативными актами об оплате труда работников поощряются работодателем премиальными выплатами по итогам работы Учреждения по окончании месяца, квартала и календарного года при наличии средств, предусмотренных фондом оплаты труда работников Учреждения на выплаты стимулирующего характера.
МБДОУ детский сад «Ладушки» представляет сотрудникам предусмотренные законодательством льготы: право выхода на пенсию на льготных условиях для педагогических работников.
МБДОУ детский сад «Ладушки» представляет сотрудникам предусмотренные законодательством компенсации:
оплата обучения и профессиональной переподготовки;
медицинское страхование, оплата больничных листов и отпусков;
учебные отпуска для сотрудников, получающих высшее или среднее профессиональное образование (согласно действующего законодательства впервые).
Материальная помощь выплачивается работнику с целью обеспечения социальных гарантий и, как правило, является компенсационной выплатой в чрезвычайных ситуациях.
Материальная помощь выплачивается по личному заявлению сотрудника по приказу заведующего МБДОУ детский сад «Ладушки».
Таким образом, из приведенных данных наблюдается, что используемая в МБДОУ детский сад «Ладушки» система оплаты труда персонала не направлены на мотивацию:
мотивация приверженности своей профессии (доплаты за стаж работы);
мотивация на достижение высоких показателей в педагогической деятельности (доплаты за участие в профессиональных конкурсах, за награждение почетным знакам и званиями);
мотивация профессионального развития, роста (доплаты за руководство методическим объединением);
мотивация воспитательской деятельности;
мотивация творческого подхода к своей работе, развития инновационной составляющей в педагогической деятельности (доплаты за внедрение инноваций в учебный процесс).
МБДОУ детский сад «Ладушки» использует также нематериальную мотивацию:
вручение грамот или благодарностей за успехи в работе, чаще всего это происходит на педагогических советах или в честь дня дошкольного работника;
публичное признание – это похвала от руководителя Учреждения.
Таким образом, нематериальная мотивация должна быть основана на удовлетворении таких потребностей личности, как потребность в самоуважении, самореализации, внимании и заботе со стороны администрации, достижении успеха, желание видеть вклад в общем результате.
В результате проведенного исследования выявлено, что данные потребности работников Учреждения удовлетворяются редко и не в полном объеме.
2.2. Оценка персонала учреждения
Управленческая структура МБДОУ детский сад «Ладушки» и система соподчинительных связей представлена ниже (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Управленческая структура МБДОУ детский сад «Ладушки» и система соподчинительных связей
Производственная структура МБДОУ детский сад «Ладушки» (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. Производственная структура МБДОУ детский сад «Ладушки»
Численность работников в МБДОУ детский сад «Ладушки» составляет 85 человек, включая заведующего.
Если распределить работников по функциям управления, то получится следующее (таблица 2.1):
Таблица 2.1
Состав сотрудников МБДОУ детский сад «Ладушки»
Руководитель и заместители | 3 | Обслуживающий персонал | 15 |
Заведующий | 1 | Повар | 2 |
Заместитель заведующего (по УВР) | 1 | Шеф-повар | 1 |
Заместитель заведующего (по АХР) | 1 | Кухонный работник | 1 |
Служащие | 5 | Кладовщик | 1 |
Специалист по кадрам | 1 | Рабочий по комплексному обслуживанию зданий | 1 |
Специалист по охране труда (Гражданской обороне) | 1 | Уборщик территории | 1 |
Делопроизводитель | 1 | Дежурные по режиму | 4 |
Инженер(энергетик) | 1 | Уборщик служебных помещений | 2 |
Программист | 1 | Машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья) | 1 |
Педагоги | 17 | Кастелянша | 1 |
Воспитатель | 12 | Учебно-вспомогательный персонал | 6 |
Учитель-логопед | 1 | Младший воспитатель | 6 |
Учитель-дефектолог | 1 |
|
|
Педагог-психолог | 1 |
|
|
Музыкальный руководитель | 1 |
|
|
Физ инструктор | 1 |
|
|
Для того чтобы охарактеризовать структуру персонала детского сада и его профессионально-квалификационный уровень, можно воспользоваться рядом вспомогательных материалов, среди которых особо информативными оказались личные дела работников и статистика Учреждения.
Полученные данные были сведены в следующие диаграммы (см. рис. 2.3):
Рис. 2.3. Профессии работников МБДОУ детский сад «Ладушки»
Из диаграммы (см. рис. 2.3) видно, что штат учреждения укомплектован полностью. Следовательно, в детском саду достаточно эффективно реализуется управление персоналом в области обеспеченности Учреждения трудовыми ресурсами. Рассмотрим качественный состав персонала детского сада с помощью построения его структуры по нескольким основным признакам: по полу, возрасту, образованию, стажу работы.
Рис. 2.4. Пол работников МБДОУ детский сад «Ладушки»
Данные, приведенные в диаграмме (см. рис. 2.4), показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают женский пол (83 %).
Рис. 2.5. Возраст работников МБДОУ детский сад «Ладушки»
Данные, приведенные в диаграмме (см. рис. 2.5), показывают, что в Учреждении наибольшее число сотрудников – от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вес в данной структуре – 43 %. На втором месте по возрастной структуре персонала – работники от 25 до 35 лет. Третье место занимает возрастная группа сотрудников после 45 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет.
Рис. 2.6. Образование работников МБДОУ детский сад «Ладушки»
Данные, приведенные на диаграмме (см. рис. 2.6), свидетельствуют о том, что в МБДОУ детский сад «Ладушки» персонал имеет достаточный уровень образованности.
Наибольшее количество работников (33 %) имеют среднее профессиональное образования, 26 % персонала – высшее.
Рис. 2.7. Стаж работы в МБДОУ детский сад «Ладушки» на конец сентября 2022
Данные, приведенные в диаграмме (см. рис. 2.7) показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем более 10 лет (39 %), на втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 5 до 10 лет (30 %), третье место занимают работники со стажем от 2 до 5 лет (20 %). Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю – всего 7 %. Наименьшая доля у группы работников со стажем до 1 года. Их доля составила 4 %.
В целом, исходя из проведенного анализа можно сказать, что в МБДОУ детский сад «Ладушки» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 35-40 лет, имеющий стаж более 10 лет.
Большая разница численности по возрасту, образованию, стажу позволяет старшему поколению учить молодых работников, что в целом позволяет обеспечить эффективность работы Учреждения.
Основной персонал учреждения занимают женщины.
Сотрудники мужского пола занимают должности в информационно- методическом секторе.
В последнее время, в МБДОУ детский сад «Ладушки» стал наниматься более молодой персонал, хотя работники среднего возраста и занимают по-прежнему основную долю персонала.
Это свидетельствует о необходимости создания системы обмена опытом учреждений, необходимости увеличения затрат на обучение персонала.
Вывод: в учреждении МБДОУ детский сад «Ладушки» по данным, предоставленным дирекцией по персоналу следует:
1. Происходит постоянное становление штата под определенные планы муниципалитета.
2. В учреждении трудятся в основной массе женская категория людей от 35-45 лет (что подразумевает защищенность со стороны кадрового резерва, т. к. данный возраст является самым трудоспособным).
Рассматриваемое учреждение в 2021 и 2022 годах полностью обеспечено руководителями и специалистами.
Движение персонала МБДОУ детский сад «Ладушки» в 2021-2022 годах приведено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Движение персонала МБДОУ детский сад «Ладушки» в 2021-2022 годах
Показатель | Значение, чел. | Изменение, чел. | |
2021 год | 2022 год | ||
Начало года | 47 | 45 | -2 |
Принято | 5 | 8 | +3 |
Уволено | 7 | 7 | 0 |
В том числе по собственному желанию | 7 | 7 | 0 |
На конец года | 45 | 46 | +1 |
На основании данных таблицы 2.2 видно, что количество принятых работников выросло в 2022 году на 3 человека, а количество работников, уволенных по собственному желанию, осталось прежним 7 человек.
Коэффициенты движения персонала МБДОУ детский сад «Ладушки» в 2021-2022 годах приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Коэффициенты движения персонала МБДОУ детский сад «Ладушки» в 2021-2022 годах, %
Показатель | Значение, % | Изменение, % | |
2021 год | 2022 год | ||
Коэффициент оборота по приему | 0,13 | 0,21 | 0,08 |
Коэффициент оборота по выбытию | 0,184 | 0,179 | -0,005 |
Коэффициент текучести кадров | 0,184 | 0,179 | -0,005 |
Коэффициент постоянства кадров | 0,95 | 0,96 | 0,01 |
На основании данных таблицы 2.3, видно, что коэффициент оборота по приему персонала вырос на 0,08 %, а коэффициент оборота по выбытию персонала снизился на 0,005 %. То есть коэффициент оборота по приему вырос по сравнению с коэффициентом оборота по выбытию, что свидетельствует о повышении обеспеченности учреждения кадрами. Коэффициент текучести кадров немного снизился на 0,005 %, что свидетельствует о том, что в учреждении есть небольшая текучесть кадров.
Таким образом, проведенный анализ динамики и структуры кадров учреждения показал, что в МБДОУ детский сад «Ладушки» в основном работают женщины, которые занимают должности специалистов в возрасте от 35 до 45 лет, имеющие среднее образование по профилю специальности и стаж работы от 10 лет. В целом МБДОУ детский сад «Ладушки» полностью обеспечено персоналом, но существует текучесть кадров. Обучение, переподготовка кадров в МБДОУ детский сад «Ладушки» в настоящее время не осуществляется: нет времени на обучение и финансовые средства. Как уже упоминалось выше, курсы повышения квалификации проводятся раз в три года.
Давайте поподробнее рассмотрим направления профессиональной подготовки МБДОУ детский сад «Ладушки» (см. рисунок 2.8):
Рис. 2.8. Направление профессиональной подготовки сотрудников МБДОУ детский сад «Ладушки»
Наблюдается значительная доля сотрудников, не имеющих специального образования – 66 %, очень низкий процент сотрудников со специальным образованием, полученным в сфере дошкольного образования, всего 33 %. Кроме того, для выявления существующих проблем в системе организации обучения, переподготовки и повышения квалификации МБДОУ детский сад «Ладушки», опрос проводился непосредственно с сотрудниками этой организации.
Давайте проанализируем результаты анкеты:
Анкета по определению существующих проблем в системе организации обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных сотрудников в МБДОУ детский сад «Ладушки» (с результатами исследования):
1. Как часто вы повышаете свои навыки сегодня?
ежегодно – 0 (0 %);
один раз в три года – 9 (100 %);
один раз в пять лет – 0 (0 %);
Вывод: все респонденты на 100 % повышают свою квалификацию один раз в три года.
2. Как часто вы хотели бы улучшить свои знания?
ежегодно – 8 (89 %);
каждые три года – 1 (11 %);
один раз в пять лет – 0 (0 %);
Вывод: большинство респондентов – 89 % считают, что необходимо повышать уровень знаний не реже одного раза в год. 11 % респондентов считают, что достаточно знаний раз в три года.
3. Какие формы профессиональной подготовки являются традиционными сегодня для сотрудников МБДОУ детский сад «Ладушки»?
профессиональное развитие персонала с перерывом от работы – 8 (88%);
тренинги и семинары – 2 (22%);
профессиональная подготовка, переподготовка – 0 (0%).
Вывод: как следует из ответов сотрудников, наиболее распространенной формой обучения является развитие навыков сотрудников с перерывом в работе. Это отметили 88% респондентов.
4. Какая форма профессиональной подготовки будет оптимальной для вас?
подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала внешняя – 1 (11 %);
обучение, переподготовка и повышение квалификации работников без прекращения работы (67 %);
обучение и семинары – 2 (22 %);
профессиональная переподготовка – 0 (0 %).
Вывод: оптимальной формой обучения для респондентов является подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала без прекращения основного процесса – 6 (67 %).
5. В какой области вы хотели бы улучшить свои знания?
управленческой – 2 (22 %);
экономической – 1 (11 %);
правовой – 6 (67 %).
Вывод: наибольший интерес у респондентов – повышение квалификации в правовых отношениях, так ответили 6 (67 %) респондентов. Кроме того, сотрудники хотели бы повысить свою квалификацию в управленческой и экономической сферах.
6. Какие из следующих проблем препятствуют регулярному обучению, переподготовке и повышению квалификации сотрудников?
недостаточное финансирование – 80 %;
нежелание сотрудников профессионально развиваться – 0 %;
нежелание работодателя повышать уровень профессионального развития работников – 0 %;
нежелательное отделение от производства – 60 %;
удаленная область – 60 %.
Таким образом, сделаем основные выводы по результатам исследования оптимальной формой обучения для респондентов является подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала без прекращения основного процесса, основной проблемой, препятствующей повышению квалификации сотрудников МБДОУ детский сад «Ладушки» является недостаточное финансирование.
2.3. Оценка существующей системы аттестации персонала в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «детский сад «Ладушки» городского округа Анадырь»
Оценку и аттестацию персонала в МБДОУ детский сад «Ладушки» осуществляет директор МБДОУ детский сад «Ладушки». Оценка и аттестация сотрудников МБДОУ детский сад «Ладушки» проводится также специальной комиссией, созданной с целью проведения оценки сотрудников МБДОУ детский сад «Ладушки». В ходе проведения оценки кадров МБДОУ детский сад «Ладушки» осуществляется процесс выявления талантов (TIP) – это ежегодная процедура оценки талантов в МБДОУ детский сад «Ладушки».
Цель системы аттестации является оценка потенциала сотрудников МБДОУ детский сад «Ладушки». Для этого формируется «Портфолио сотрудников», которое содержит результаты оценки деятельности и потенциала всех сотрудников учреждения.
Результаты деятельности – уровень выполнения текущих обязанностей
Рис. 2.9. Схема выявления вида потенциала сотрудника для МБДОУ детский сад «Ладушки»
Все полные критерии оценки различных уровней должностей представлены в Приложении 1.
На основании представленных данных видно, что в учреждении оценивается результативность деятельности специалиста путем оценки уровня выполнения его текущих обязанностей. В случае если сотрудник имеет потенциал для принятия большей ответственности, то осуществляется управление его талантами.
При этом выделяют категории сотрудников, который просто имеют потенциал для принятия большей ответственности и высокий потенциал для принятия большей ответственности. Такие сотрудники являются перспективным кадровым резервом учреждения.
Для сотрудников, которые не имеют достаточного потенциала, их оценивают, как специалисты и руководство учреждения ориентировано на управление результатами их деятельности, то есть на их развитие по текущей позиции.
При низком потенциале работник оценивается как просто специалист.
При среднем потенциале работник оценивается как опытный специалист.
В случае если сотрудники имеют низкую результативность, то проводят мероприятия по их перемещению или увольнению.
На основании портфолио сотрудников разрабатываются мероприятия, подходящие для каждого отдельного сотрудника.
Сотрудники, имеющие потенциал и высокий потенциал для продвижения, рассматриваются как приоритетные для учреждения.
Поэтому необходимо выявить наилучший способ продвижения таких сотрудников по карьерной лестнице.
Для таких сотрудников разрабатывается карьерный план и меры по развитию, направленные на устранение пробелов в компетенциях в соответствии с Карьерным планом.
Для категории «Потенциал, достаточный для продвижения» необходимо продвижение на следующую ступень. Для этого руководитель убеждается, что в Карьерном плане сотрудника выбрана правильная целевая позиция. Поэтому чем более достоверна и полна информация, тем больше возможность ее использования при сопоставлении возможностей.
Кроме того, для данных сотрудника проводится анализ риска удержания, чтобы убедиться в правильном понимании причин его удержания в учреждении.
В МБДОУ детский сад «Ладушки» также предусмотрено развитие и подготовка сотрудников с «Потенциалом достаточным для занятия новой позиции через 2 года или 5 лет». Для этого убеждаются, что в карьерном плане сотрудника выбрана правильная целевая позиция и указаны необходимые меры развития, и что они должным образом осуществляются. Далее разрабатывается более детальный план развития.
Поэтому для данного сотрудника делается приоритетным развитие сотрудника в ходе рабочего процесса, определяется, какие еще навыки следует приобрести сотруднику для занятия новой должности, например, составление бюджета МБДОУ детский сад «Ладушки», управление муниципальным проектом при МБДОУ детский сад «Ладушки».
Далее проводится более подробная оценка сотрудника методом 360 градусов, и сотрудник направляется на переобучение, заносится в план преемственности должностей МБДОУ детский сад «Ладушки» и проводится риск удержания данного сотрудника для выявления правильности понимания причин его удержания в учреждении.
Для категории сотрудников «исполнитель» характерно, что он имеют текущую оценку деятельности 3 или 4 и потенциал развития на текущем уровне. Необходимо проведение мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня результативности, рассмотрение возможностей роста на текущей позиции или горизонтального продвижения.
Поэтому необходимо признать его хорошую работу, способствовать улучшению результативности сотрудника, поддержанию его мотивированности, удержанию в МБДОУ детский сад «Ладушки».
Для этого необходимо использовать программу корпоративного обучения и портфолио по обучению и развитию персонала, определяется оставшийся потенциал для улучшения эффективности деятельности, при его наличии, рассматриваются возможности его горизонтального продвижения, так как на данный момент отсутствует возможность вертикального продвижения на запланированную позицию.
Поэтому нужно оказать поддержку в развитии сотрудника с целью достижения большего потенциала и включить сотрудника в План преемственности должностей на горизонтальном уровне.
Для категории сотрудников «опытный специалист» характерно, что он имеет ограниченный потенциал для принятия большей ответственности. Поэтому необходимо проведение мероприятий, направленных на поддержание высоких стандартов его деятельности. Для этого признается его хорошая работа, определяется потенциал для улучшения, создаются благоприятные условия для развития сотрудника с целью совершенствования его навыков, поддержанию его мотивированности, удержанию в МБДОУ детский сад «Ладушки», обсуждаются возможности улучшения знаний и навыков, передачи опыта сотрудника другим, совершенствуются профессиональные ожидания, персональные предпочтения и поведение, определяется потенциал роста в сферах: активности и амбиций, способности к обучению, перспективному и систематическому мышлению, применения новаторского подхода, взаимодействия с сотрудниками.
Рассмотрим категорию «предполагаемый потенциал», то есть сотрудников с оценкой деятельности 1 или 2 и потенциалом A или B.
Для данной категории сотрудников необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности на текущем уровне, перед повышением сотрудника на уровень выше. В МБДОУ детский сад «Ладушки» к этой категории относятся единицы. Для них рекомендуется повышать эффективность на текущей позиции, убедиться, что результат в 2 балла не повторится в следующем году, понять почему сотрудник не работает в полную силу: причина в его мотивации, в неопытности, нехватки поддержки. Нужно согласовать задачи для улучшения эффективности деятельности, оказать поддержку, разработать основные мероприятия для достижения бизнес-целей и поведенческих задач.
Сотрудники с рейтингом потенциала А и оценкой деятельности 1 не соответствуют стандартам учреждения и их следует уволить.
Кроме того, система оценки персонала МБДОУ детский сад «Ладушки» основана на проведении аттестации персонала.
Основными целями аттестации МБДОУ детский сад «Ладушки» являются определение уровня соответствия работников требованиям занимаемых должностей и определение текущего уровня компетентности сотрудника, а также постановки ему задач развития.
Аттестация в МБДОУ детский сад «Ладушки» применяется в случаях:
когда необходимо повысить качество профессиональной деятельности сотрудников, результативности их труда, согласно требованиям и стандартам работы, предъявляемым к должности
когда необходимо задать тот самый «уровень» должности, уровень качества в реализации задач, а соответственно и определенный уровень знаний и навыков у самих сотрудников;
когда необходимо выявить потенциал и сформировать кадровый резерв;
когда необходимо повысить мотивацию сотрудников.
Аттестации в МБДОУ детский сад «Ладушки» курирует директор. Он разрабатывает и обеспечивает методическое сопровождение процедур аттестаций и контролирует соблюдение стандартов процедуры проведения аттестации. Директор также составляет и утверждает план-график аттестационных мероприятий.
Первые аттестации проводятся впервые по результатам прохождения испытательного срока, т. е. через 3 месяца. Если сотрудник приступил к самостоятельной работе в должности не сразу после обучения, то 3 месяца отсчитываются с момента самостоятельного вступления в должность. При длительном перерыве в трудовой деятельности (год и более), например нахождение в декретном отпуске, дату первой аттестации отсчитывается также через 3 мес. с момента самостоятельного вступления в должность, не считая периода обучения.
Все последующие аттестации сотрудника осуществляются по установленному графику – ежегодно. Если, планируя годовую аттестацию, не представляется возможным, назначить на дату, ровно через 12 месяцев, то дата аттестации назначается:
не позднее 14 месяцев;
не ранее 9 месяцев, с момента последней аттестации.
Если сотрудник переводится в другой филиал в той же должности и с тем же набором функциональных обязанностей, то результаты его предыдущей аттестации сохраняются.
Аттестация может состоять из нескольких этапов, их описание содержится в описании процедуры аттестации к каждой должности.
Этапы аттестации в МБДОУ детский сад «Ладушки» можно разделить на 4 группы:
Предварительная подготовка включает в себя сбор объективных показателей, тестирование, опрос сотрудников или/и подчиненных.
Аттестационное собеседование, включает в себя структурированное интервью по компетенциям, описанным для той должности, в которой работает аттестуемый сотрудник.
Принятие решения, включает в себя анализ полученного материала на предыдущих этапах, принятие комиссией решения, определение задач развития.
Объявление сотруднику результатов аттестации, включает в себя донесение итогов по оценке развития по компетенциям, описание поставленных задач.
В процессе предварительной подготовке к аттестации специалист по оценке персонала собирает и обрабатывает данные по объективным показателям работы сотрудника его непосредственный руководитель за 1-7 дней до проведения назначенной аттестации и предоставляет на момент собеседования на бумажном носителе. Однако, после сбора информации, не происходит ознакомления сотрудника с полученными данными. Все результаты сотрудник получает на аттестационном собеседовании, что лишает его возможности подготовиться к обсуждению полученных данных на собеседовании.
Если по тем или иным причинам непосредственный руководитель не может представить данные (болезнь, отсутствие), собирает данные вышестоящий руководитель.
Данные вносятся в разработанный бланк, распечатываются и предоставляются всем участникам комиссии и самому аттестуемому.
Директор собирает данные, используя внутренние отчеты учреждения, и предоставляет сводную таблицу «Объективные показатели».
Информацию в части «Особые достижения» также вносит директор.
Комментарии могут содержать следующие данные:
участие в разработке локальных нормативов, тестов, участие в совещаниях МБДОУ детский сад «Ладушки», победа в номинациях, премирование за проведение детских образовательных программ и т. п.)
акты аттестационных проверок и т. д.
Следующим этапом аттестации в МБДОУ детский сад «Ладушки» является этап принятия решения, который включает в себя анализ полученного материала на предыдущих этапах, принятие комиссией решения, определение задач развития. На этом этапе важно: оценить уровень развития сотрудника и поставить задачи для его развития.
В учреждении применяют два способа принятия решения по результатам аттестации.
Способ 1. «Статистический».
1. Оценка каждой компетенции. Каждый участник комиссии отдельно от других членов комиссии оценивает выраженность каждой компетенции (не блок в целом, а каждую компетенцию в блоке). Каждая компетенция оценивается отдельно от 0 до 3 баллов. Балл выставляется на основании описанных компетенций. За стандарт принимаются навыки, описываемые на уровне 2 баллов. Каждый член комиссии оценивает компетенции кратно 0, 5 от 0 до 3 баллов. Таким образом, оценка по одной компетенции может составлять 0, 5 балла, 1 балл, 1, 5 балла, 2 балла, 2,5 балла, 3 балла (1,5 и 2,5 балла ставятся по компетенции в случае, если компетенция развита на уровне между 1 и 2 уровнями, и 2 и 3 уровнем соответственно).
2. Оценка компетенций в блоке. Каждый участник комиссии выводит среднюю оценку по компетенциям в каждом блоке. Для этого выводится среднее значение по компетенциям в блоке. На этом этапе возможно появление баллов с значениями – 1,3; 2,4 и т. д.
3. Оценка компетенций в блоке от всех участников комиссии. Сотрудник комиссии фиксирует оценки по каждому блоку от каждого участника комиссии, на основании тех баллов, которые получились у каждого члена комиссии по результатам предыдущего шага. Высчитывается средний показатель среди всех членов аттестационной комиссии. Показатель округляется до десятых (например, 1,2 или 1,8 балла). По результатам этого шага формируется оценка по блокам компетенций, которые в последующем заносятся в Протокол.
4. Средний балл по блокам. Это средний балл по компетенциям сотрудника. Выводится как среднее значение по баллам по каждому блоку, по результатам значений, полученных в шаге 3. Получившийся средний балл заносится в Протокол.
Таким образом, объективность оценки компетенций подтверждается статистически, т. к. формирование баллов по компетенциям и блокам происходит в 3 этапа. Такой способ не требует много времени на согласование мнений участников комиссии.
У приведенного выше способа есть и другие положительные стороны, поэтому он считается стандартным.
Достоинства:
профиль баллов по компетенциям, который обозначается у каждого участника комиссии по компетенциям в шаге 1, позволяет дать более точную обратную связь аттестуемому о том, какие навыки требуют развития.
он позволяет вывести более точные баллы для принятия решений о присвоении категории, т. к. в содержании большинства положений о категорийности сотрудников одно из условий «о присвоении категории» звучит так: «по результатам аттестации не более чем по одной компетенции получил оценку _ или выше, а по остальным _ или выше».
позволяет комиссии «уйти» от возможных конфликтов, связанных с субъективной оценкой по компетенциям у каждого члена комиссии.
позволяет руководителям, с любым опытом проведения аттестаций провести качественную оценку уровня развития навыков по компетенциям.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф