3. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности
Очевидно, что программные продукты представляют собой весьма специфический товар с множеством присущих им особенностей. Многие их особенности проявляются и в методах расчетов цены на них. На разработку программного продукта средней сложности обычно требуются весьма незначительные средства. Однако при этом он может дать экономический эффект, значительно превышающий эффект от использования достаточно дорогостоящих систем. Следует подчеркнуть, что у программных продуктов практически отсутствует процесс физического старения и износа. Для них основные затраты приходятся на разработку образца, тогда как процесс тиражирования представляет собой, обычно, сравнительно не сложную и недорогую процедуру копирования носителей и сопровождающей документации.
Целью планирования себестоимости проведения работ является экономически обоснованное определение величины затрат на ее выполнение. В плановую себестоимость включаются все затраты, связанные с ее выполнением, независимо от источника их финансирования. Определение затрат производится путем составления калькуляции плановой себестоимости. Смета затрат состоит из прямых и накладных расходов, которые включают в себя следующие статьи:
— статья 1 – основные материалы и комплектующие;
— статья 2 – основная заработная плата;
— статья 3 – дополнительная заработная плата (районный коэффициент);
— статья 4 – социальные начисления;
— статья 5 – аренда машинного времени;
— статья 6 – накладные расходы.
Смета затрат рассчитывается по статьям калькуляции и вычисляется по формуле (7.2):
где СЗ – смета затрат, руб.;
ЗМ – затраты на приобретение материалов, руб.;
ЗЗП – затраты на основную и дополнительную заработную плату, руб.;
ЗСВ – затраты на страховые взносы;
ЗЭЭ – затраты на оплату электроэнергии, руб.;
ЗСО – затраты на услуги сторонних организаций;
ЗНР – накладные расходы, руб.
Расчет капиталовложений, связанных с автоматизацией обработки информации производится по формуле (7.3):
К = Кп + Кр,(8.3)
где Кп – капиталовложения на проектирование, руб.;
Кр – капиталовложения на реализацию, руб.
Капиталовложения на проектирование включают в себя расходы на проведение исследований и обработку материалов, расходы на разработку ТЗ, технического и рабочего варианта работы, а также расходы на написание программы. Необходимые данные для расчета затрат на выполнение работы сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Данные для расчета затрат на выполнение работы
| Исходные данные | Значения |
| Время, затраченное на выполнение работы (в днях): Руководитель Инженер-программист | 27 104 |
| Должностные оклады без учета районного коэффициента (30%): Руководитель Инженер-программист | 9800 3200 |
Расчеты затрат на основную заработную плату приведены в таблице 7.5. При расчете учитывалось, что в месяце 21 рабочий день, а затраты времени на выполнение работы по каждому исполнителю брались из таблицы 3.
Таблица 3
Затраты на основную заработную плату
| Исполнители | Оклад с учетом районного коэффициента | Среднедневная ставка, руб/день | Затраты времени, дни | Фонд з/пл, руб. |
| Руководитель | 12740 | 606,7 | 27 | 16380,9 |
| Инженер-программист | 4160 | 198,1 | 104 | 20602,4 |
| Итого: | 36983,3 | |||
Страховые взносы составляют 34% от рассчитанного фонда заработной платы (основная + дополнительная):
ЗСВ = 36983,3×0,34 = 12574,3 (руб.)
В таблице 4 представлена расшифровка статьи затрат «Материалы».
Таблица 4
Расшифровка статьи затрат «Материалы»
| № п/п | Наименование статей затрат | Сумма, руб. |
| 1 | Канцелярские принадлежности | 150 |
| 2 | Диски | 30 |
| Итого: | 180 |
Также во время разработки были произведены затраты, относящиеся к прочим расходам. Расшифровка данной статьи приведена в таблице 5.
Таблица 5
Расшифровка статьи затрат «Прочие расходы»
| № п/п | Наименование статей затрат | Сумма, руб. |
| 1 | Доступ в сеть Интернет | 400 |
| 2 | Транспортные расходы | 480 |
| 3 | Распечатка документов | 300 |
| 4 | Приобретение литературы | 450 |
| Итого: | 1630 |
Затраты на электроэнергию определяются по формуле (7.4):
где WУ – установленная мощность, кВт;
TР – время работы оборудования, часов;
SЭЛ – тариф на электроэнергию, руб.
В таблице 6 содержатся результаты расчетов затрат на электроэнергию используемым оборудованием.
Работа выполнялась в вечерние часы, поэтому освещение требовалось примерно по 2 часов в день в течение всего срока разработки. Таким образом, длительность работы ламп накаливания 208 часов. Работа непосредственно за компьютером происходила примерно по 4 часа в день. Тогда длительность работы компьютера 524 часов.
Таблица 6
Расчет затрат на электроэнергию
| Название оборудования | Потребляемая мощность, кВт | Тариф, руб./кВт | Количество часов работы, час | Сумма, руб. |
| Персональный компьютер | 0,3 | 1,51 | 524 | 791,2 |
| Лампа накаливания | 0,1Ч2 | 208 | 314,1 | |
| Итого, руб. | 1105,3 | |||
Накладные расходы составляют 20% от суммы прямых затрат на разработку, которые, в свою очередь, включают затраты на материалы, основную заработную плату с учетом районного коэффициента, отчисления на страховые взносы и стоимость затраченного машинного времени.
Накладные расходы = 0,2 ∙ (36983,3+12574,3 +1630+180+1105,3) = 0,2 ∙
52472,9 = 10494,6 (руб.)
Смета затрат на выполнение работы представлена в таблице 7.
Таблица 7
Смета затрат на выполнение работы
| № п/п | Статьи затрат | Затраты, руб. |
| 1 | Материальные затраты | 180 |
| 2 | Прочие расходы | 1630 |
| 3 | Затраты на основную заработную плату (включая районный коэффициент) | 36983,3 |
| 4 | Страховые взносы | 12574,3 |
| 5 | Затраты на электроэнергию | 1105,3 |
| 6 | Накладные расходы | 10494,6 |
| Итого: | 62967,5 | |
Расчет годовых эксплуатационных издержек производится методом прямого счета на основе составляющих, приведенных ниже.
где Сз.п. – затраты на зарплату обслуживающего персонала с начислениями, руб.;
Са – амортизационные отчисления от стоимости оборудования и устройств системы и нематериальные активы, руб.;
Сэл – затраты на потребляемую электроэнергию, руб.;
Свм – затраты на вспомогательные материалы, руб.;
Сm.р. – затраты на текущие ремонты, руб.
Затраты на заработную плату обслуживающего персонала с начислениями рассчитываются по формуле (7.6):
где Чобс – численность обслуживающего персонала (1 человек);
ti – время, затраченное работником i-той квалификации, час.;
Sn – среднедневная заработная плата работника i-той категории;
n – количество категорий работников;
Нд – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату в долях к основной заработной плате, Нд = 0,3 (для г.Томска);
Нс.с. – коэффициент, учитывающий отчисления во внебюджетные фонды, Нс.с. = 0,34.
Время, затраченное обслуживающим персоналом, рассчитывается исходя из того, что продолжительность эксплуатации системы в течение рабочего дня составляет 8 часа, следовательно, за год:
tu = 254 дня · 8 часов/день = 2032 часа
Данные по заработной плате работников, занимающихся эксплуатацией системы:
— количество человек – 1;
— должностной оклад – 2300 руб.;
— средняя дневная ставка – 109,5 руб.;
— затраты времени на работу – 254 дня.
На основании вышеизложенного получаем:
Сз.п.= å (1· 254 · 109,5 · (1+0,3) · (1+0,34)) = 48450,2 руб.
Амортизация – это отчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.
Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле (7.7):
где Цбал – балансовая стоимость j-того вида оборудования, руб.;
На – норма годовых амортизационных отчислений, (12,5% для компьютера);
g – количество единиц j-того вида оборудования;
tPj – время работы j-того вида оборудования, час;
Фэф – эффективный фонд времени работы оборудования, час.
Балансовая стоимость оборудования для проекта компьютер с монитором стоимостью Цбал = 20000 руб.
Эффективный фонд времени работы оборудования можно вычислить по формуле (8.8):
где Dр – количество рабочих дней в году, 254 дня;
Нэ – норматив среднесуточной загрузки, 8 часов.
Фэф j = 254 дня × 8 часов/день=2032 часа.
Са= å (20000 · 0,125 · 1 · 2032 / 2032)= 250 (руб.)
Затраты на потребляемую электроэнергию рассчитываются по формуле (7.9):
где Wy – установленная мощность, 0,3 кВт;
Tg – время работы оборудования, час;
Sэл – тариф на электроэнергию, Sэл = 1,51 (руб.)
СЭЛ = 0,3 · 2032 · 1,51 = 920,5 (руб.)
Затраты на материалы определяются нормативом (1-2 %) от стоимости технических средств по формуле (7.10):
СМ = 0,001 · Crj, (7.10)
гд Crj – стоимость j–го оборудования;
С = 0.01*20000 = 200 (руб.)
Затраты на текущие ремонты рассчитываются по формуле (7.11):
где Цбал – балансовая стоимость j-того вида оборудования, руб.;
Нт.р. – норма отчислений на текущий ремонт.
СТ = 20000 · 5 / 100 = 1000 (руб.)
Статьи годовых эксплуатационных затрат сведены в таблицу 8.
Таблица 8
Расчет годовых эксплуатационных затрат
| Статьи затрат | Разрабатываемый ПП, руб. |
| Заработная плата обслуживающего персонала | 48450,2 |
| Амортизационные отчисления | 250 |
| Затраты на электроэнергию | 920,5 |
| Затраты на вспомогательные материалы | 200 |
| Затраты на текущий ремонт | 1000 |
| Итого: | 50820,7 |
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности
Работа имеет научно-исследовательский характер и несет положительный эффект.
Разработанный программный продукт может быть использован учебными заведениями в рамках дисциплины АИУС, а также может служить основой для создания аналогичных программ по другим темам этой же дисциплины, либо по другим дисциплинам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс постоянного расширения функций программного обеспечения непосредственно касается компьютерных учебных программ. Генераторы становятся необходимым элементом программного обеспечения автоматизированного обучения и позволяют существенно увеличить качество процесса обучения. Генераторы обеспечивают получение тестовых заданий и вопросов при проведении различных видов тестирования уровня знаний и проведении практических занятий с использованием тренажера.
- Проектирование информационных обучающих систем не может быть эффективным без учета личностных качеств участников образовательного процесса, поэтому обучающие системы должны содержать в своем составе средства диагностики и мониторинга личностных качеств обучающихся.
- Создание информационных образовательных ресурсов должно производиться совместно с созданием методологии применения программно-аппаратных образовательных средств.
- При проведении анализа функционирования образовательных технических средств значительно повышает эффективность применения анализа, в котором в качестве дополнительных элементов системного анализа применяются результаты диагностики психофакторов, влияющих на образовательный процесс.
- При формализации компонентов образовательного процесса, учитывая его нелинейность целесообразным является применение синергетических эргатических моделей обучения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Davis F.D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS quarterly. 1989: 319–340.
- Kalecky R. Quizlet vs. vocabulary notebook: The impact of different methods of storing and revising vocabulary on students’ progress, retention and autonomy. Masaryk University.2016.
- Paas F., van Merriënboer J.J.G. Cognitive-load theory: Methods to manage working memory load in the learning of complex tasks. Current Directions in Psychological Science.2020; Т. 29, № 4: 394–398.
- Toppino T.C., Gerbier E. About practice: Repetition, spacing, and abstraction. Psychology of learning and motivation. Academic Press. 2014; Т. 60: 113–189.
- Бормонтов Е. Н., Сухотерин Е. В., Колесников Д. В., Невежин Е. В. Способы стабилизации основных характеристик источника опорного напряжения // Фундаментальные исследования. 2014. №5-5. С. 934-938
- Глушань В. М. Известия ЮФУ. Компьютерные технологии и проблемы построения автоматизированных обучающих и контролирующих систем // Технические науки. 2013. № 7 (144). С. 237-242.
- Голованов М. В., Пристинский И. В., Мизрах Е. А. Исследование мощного стабилизатора напряжения с параллельным включением каналов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 1. №10. С. 172-173.
- Коршунов А. И. Влияние внутреннего сопротивления источника напряжения переменного тока на работу импульсного стабилизатора переменного напряжения // Электротехника. 2018. №6. С. 7-14.
- Куприянова С. Н. Анализ задач системного анализа // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. №5-2 (83). С. 127-129.
- Куприянова С. Н. Анализ процедур системного анализа // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 4-1. С. 49-51
- Мельничук М.В., Белогаш М.А. Организация самостоятельной работы студентов в обучении иностранному языку с применением дистанционных технологий с позицийкогнитивного подхода. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022; Т. 12, № S1: 92–96.
- Мульдт В.Д., Максимова Т.Г. Модели и методы управления процессами профессиональной подготовки персонала на основе интервального обучения. Экономика.Право. Инновации. 2022; № 1: 34–40.
- Очилов М. А., Очилов М. А., Рахимов А. М. Анализ современного состояния разработки и применения компьютерных обучающих систем // Science Time. 2017. №6(42). С. 101-104.
- Потапова К. С., Гумберидзе М. Э. Анализ компьютерных обучающих систем в процессе обучения // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. №9-1 (20-1). С. 252-256.
- Сумин А. М. Проектирование источника опорного напряжения // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. №6-1. С. 104-107.
- Храмов В. В., Витченко О. В., Ткачук Е. О., Голубенко Е. В. Интеллектуальные методы, модели и алгоритмы организации учебного процесса в современном вузе. Ростов-на-Дону, 2016. 152 с.
- Цепковская Т. А., Чопорова Е. И. Проблемы построения автоматизированных обучающих систем // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017. №1 (16). С. 20.
- Цыбов Н. Н. Когнитивные обучающие системы с учетом психофакторов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2019. №2 (29). С. 139-145.
