1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения процессов развития активной речи у детей раннего возраста
1.1. Сущность понятий «ранние годы», «речь» и «речевая активность»
1.2. Этапы возникновения и развития речи у детей раннего возраста
1.3. Психологические особенности детей раннего возраста и особенности их речевого развития
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по методике развития активной речи у детей раннего возраста (на примере ДОУ “Растишка ABC”)
2.1.Организация исследования развития речи детей в дошкольном учреждении
2.2 Выявление уровня развития активной речи детей раннего возраста
2.3Методика работы по стимулированию речи детей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Своевременное, полное овладение речью — это важное условие для формирования полноценной психики у ребенка и его дальнейшего правильного развития. Своевременное-значит начатое сразу после рождения младенца: а полное это когда уже ребенок овладеет речью достаточной, по объему языкового материала на каждом этапе своего взросления.
В современном мире, педагоги, психологи, дефектологи и врачи уделяют внимание именно раннему возрасту. Одними из главных исследователей данной темы являются психологи-педагоги такие как; Л.С. Выготский, К.Левин, Л.Н.Павлова, Э.Эриксон, Ж.Пиаже. В Кыргызстане данной проблемой занимаются ученые: Орусбаева Т.А, Садыкбекова Д.К, Тулегенова А.А. И это не случайно, поскольку данный возраст стратегически важен как для речевого развития, так для умственного и физического развития.
Ранний возраст — период развития функциональных систем, развития высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и это происходит особенно интенсивно в первые три года жизни. В данный период мозг способен получать сигналы с окружающего мира, обрабатывать и хранить информацию, восприятие, зрительно-эффективное и наглядно-образное мышление, улучшать память, процессы внимания, эти функции будут составлять основу дальнейшего психического развития.
Ранний возраст — наиболее благоприятный период для развития многих психических функций. Данный возраст важен в эффективности психолого-педагогического воздействия. Следовательно, в этом возрасте привлечение педагогической деятельности для полноценного формирования речи у ребенка, является необходимым. Отсутствие раннего образования, приносит невосполнимые потери. В таком возрасте; год, месяц, неделя и даже один день могут стать главным фактором в развитии правильной речи ребенка. Задержка развития детей раннего возраста в эти периоды жизни, не компенсируются в полной мере.
Развитие речи имеет важное значение, потому как в приобретенной речи, формируются такие процессы как: память, внимание, мышление и восприятие. Ребенку становится легче находится в социуме. Чтобы научиться речи (пониманию и общению), ребенку необходимо находиться в языковой среде – для того чтобы слышать и воспринимать речь окружающих, а также, чтобы научиться воспроизводить звуки, звуковые комбинации, а затем уже слова и предложения … Первые три года жизни ребенка, являются “критическим” этапом формирования в развитии речи. К данному периоду, малыш уже осваивает основные грамматические формы своего родного языка, и пополняет свой словарный запас.
Речь начинает развиваться в двух направлениях, это когда ребенок понимает речь окружающих и развивает собственную “активную” речь как способ говорить. Второй и третий годы жизни — это интенсивное развитие всех аспектов детской речи. В этот период очень значительны индивидуальные различия в овладении речи.
Чтобы успешно развить понимание и позитивные речевые навыки, взрослые должны общаться с ребенком по разным поводам, побуждать его исследовать значение того, что он слышит и учить поддерживать вербальный контакт. Очень важно передать каждому ребенку речь взрослого. Взрослому необходимо построить отношения с младенцем так, чтобы ребенок желал общаться. Ребенок научится говорить правильно, когда поймет, что речь нужна для того, чтобы добиться выполнения своих желаний и быть просто понятым. Правильно организовав обучение, на языке котором говорят окружающие, уже к концу третьего года, ребенок будет готов к общению со взрослыми, через слово, а может уже начнет инициативно выражаться
Дошкольное учреждение направлено на обучение родной речи и воспитанию ребенка. Улучшение речи детей первых трех лет жизни — важный этап в педагогике раннего детства.
Цель исследования – рассмотреть развитие речи у детей раннего возраста и разработать средства обучения для ее эффективного формирования.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Провести и проанализировать методики по изучению исследования развития детей раннего возраста.
- Показать через эксперимент эффективность средств формирования активной речи у детей раннего возраста.
Объектом исследования является процесс развития активной речи у детей раннего возраста.
Предмет исследования; формирование активной речи у детей в раннем детстве.
Гипотеза исследования: которую предстоит проверить — интенсивность общения взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи, а также повышает коммуникативные характеристики ребенка.
Методологическую основу исследования составили:
— современные теории педагогической деятельности в развитии речевой активности у детей раннего возраста;
— единство обучения, психологии и психофизиологических методов раскрывающие характер и структуру речевой деятельности у детей раннего возраста.
В соответствии с задачами, на различных этапах исследования, использовались следующие методы и методики:
1.Теоретические: анализ научной, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы.
- Эмпирические: беседа, тестирование, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования развитой системы обучения воспитанию и развитию детей для формирования активной речи у детей раннего возраста в работе дошкольных специалистов.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе детского сада «Растишка АВС» города Бишкек. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 3 лет, из них 4 девочек и 6 мальчиков. Кроме того, формировалась готовность воспитателя к созданию условий, обеспечивающих ответственность к исследованию.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения процессов развития активной речи у детей раннего возраста
1.1. Сущность понятий «ранние годы», «речь» и «речевая активность»
В раннем возрасте дети осваивают активную речь (грамматические, лексические и другие аспекты), которая становится важнейшим средством общения. В рамках ведущей в данном возрасте предметной деятельности, формируются все основные психические процессы и другие виды деятельности: процессуальная игра, целеустремленность, самостоятельность, творчество и др. Психическим развитием детей раннего возраста занимались такие выдающиеся педагоги-психологи как: Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, С. Л. Новоселова, Л. Н. и другие.
«Ранний возраст» — самый важный этап в умственном развитии ребенка. В данном возрасте у ребенка все происходит впервые; познание окружающего мира, формирование речи, вовлечение предметной игры, беседы со сверстниками. В возрасте первых трех лет жизни ребенка, формируются навыки- воображение, творческая деятельность, любознательность, мышление и т д. Эти навыки требуют участие взрослого и правильно организованной деятельности.
В этом возрасте предметная деятельность занимает лидирующее положение, которое влияет на все аспекты детской психики и во многом определяет детали их общения с окружающими. Предметная деятельность означает, что используемый предмет направлен на правильное действие, например, : ложкой нужно есть, лопаткой копать, веником подметать. В результате деятельного процесса, ребенок выявляет нужные свойства предмета, а далее он соотносит свойства и операции, совершаемые с этим предметом и уже для себя понимает, какая операция подходит к конкретному предмету. Исходя из этого, дети начинают понимать, что предмет нужно использовать опираясь на логику.
В раннем возрасте предметная деятельность способствует формированию новых основных аспектов
— активная речь;
— образно-наглядное мышление;
— сознательное движение и объектное поведение как первая форма произвольного поведения детей
-замена предметов в игре;
— необходимость общения ребенка со своими сверстниками;
-познавательное и деловое общение с окружающими;
— развитие собственного Я и своей самостоятельности.
Язык – это система символов, являющийся средством человеческого общения, умственной деятельности, выражение личного самосознание, а также передача и хранения информации из поколения в поколение. Исторически основой возникновения языка является труд, общая деятельность людей. Язык реализуется с помощью речи. Речь — это особая форма общения между людьми, при которой люди обмениваются идеями, мыслями.
Язык-это инструмент общения между людьми в виде слов. В онтогенезе речь рассматривается в двух этапах:
- Доречевой этап состоит из 3-х: гуления, лепет и свирель. Главные задачи на этом этапе это тренировка артикуляционного аппарата и развитие фонематического слуха у ребенка.
- Речевой этап. Этот этап интенсивно развивается с одного до трех лет, изначально проявляя псевдо слова, а затем уже сами слова. Вначале развивается пассивный словарный запас (ребенок понимает речь, но не говорит самостоятельно). Но уже с двух до трех лет, ребенок формирует свой активный словарный запас.
В возрасте от трех лет до шести, у ребенка образуется «словотворчество», о чем написала психолог Т.Н. Ушакова. Она выделила три принципа образования новых слов.
— Слова《осколки, это когда часть слова заменяет ребенку целое слово- «бабушка, чем это здесь пахнет? “Какой это пах» – (ребенок 3.5 лет). -«Тигр прыгнул большим прыгом» ( ребенок 4 лет ).
— Слова с » чужим» окончанием, это когда одно слово состоит из корня и из окончания двух разных слов. Например, “правдун” ( говорящий правду) -» “Мой папа правдун» (ребенок 4 лет). “Бурота”, это слово существительное, образованное от прилагательного- “бурый- «это бурый медведь, посмотрите на эту буроту» (ребенок 6 лет).
— Синтетические слова-одно слово состоит из двух слов. Допустим -«ворунишка» ( вор и врунишка) ребенок 3.5 года. -» бабезьяна » ( бабушка и обезьяна) (ребенок 4 лет).
А. Н. Гвоздев подметил, что когда малыш произносит слова, он зачастую вырывает из слов ударный слог. Например, вместо слова «молоко», он произносит последний слог » ко”, позже «моко» и только потом формирует слова молоко. Отсюда и появились слова » осколки» у детей раннего возраста. Именно речь взрослого человека является подражательной для речи ребенка. В общении ребенка с окружающими можно выделить следующие подэтапы:
- Информационная (передача информации);
- Контактная (организация межличностного взаимодействия);
- Функция влияния (влияние на поведение партнеров по общению);
- Функция обобщения (любое слово может быть обобщено в понятие);
- Контрольная функция (организация, контролирующая свою деятельность);
- Сигнальная (любое слово имеет обозначение и значение)».
В таблице 1.1 рассматривается динамика усвоения речевого процесса у детей раннего возраста
Таблица 1.1. Динамика процесса овладения речью у детей раннего возраста
Помимо «речевой активности» в литературе встречаются также «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь». Коммуникативно-речевая деятельность в словаре “Педагогическое речеведение” понимается как одно из свойств человека устремить разнообразить речь на тех языковых возможностях, которыми он готов овладеть. Коммуникативно — речевая активность это как сам предмет, так и одно из условий в обучении речи. Активность может меняться при желании изменить ее самой личностью. На повышение коммуникативно-речевой активности влияет правильная организация коллективного взаимодействия в группе, где происходит общение. Коммуникативная речь зависит от; характера человека, от его умения самовыражаться, от ситуации и обстановки в которой он находится, от организации обучения через методы, стимулы и приемы, от педагогического метода обучения, от общения со сверстниками.
Педагоги-психологи Л.С. Выготский , А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др. отмечают что “речевая активность” и “активная речь” не являются синонимами. В их понятии активная речь — это речевая деятельность, при которой осуществляются речевые высказывания в звуки- говор. А речевая активность — это не только умение высказываться, но и умение понимать и воспринимать речь собеседника. «Активная речь» — это часть «речевой деятельности» и необходимое условие для нее.
В своих исследовательских трудах, посвященных развитию речи детей раннего возраста понятие- «речевая активность» используют (М.Т. Елагина, В.В. Ветрова, И.П. Дайлидене, Г.Л. Розенгарт-Пупко, М.И. Попова, Л.Н. Павлова и др.), но эти авторы рассматривают несколько составляющих -это первичные голосовые реакции, а также увеличение словарного запаса. «Речевая активность» это свойство личности ребенка, которая проявляется в умении воспринимать и понимать речь окружающих, уметь самостоятельно использовать речь в общении, а также стремиться овладеть и улучшить язык.
В ходе исследований экспериментальной работы были выделены несколько критерий, несколько критерий уровня речевой активности детей на втором году жизни
Критерии, показатели и уровни речевой активности детей
Развитие речевой деятельности — это управляемый процесс. При низком уровне речевой активности, ребенок ограничен в самореализации, что в свою очередь тормозит развитие речимыслительной и познавательной деятельности. При отсутствии свободной коммуникации меняется развитие поведения дошкольника, что может препятствовать овладению знаниями в полной мере.
1.2. Этапы возникновения развития речи у детей раннего возраста
Перед тем как, ребенку начать разговаривать, ему необходимо пройти этап, на котором он учится применять фонетический материал, развивать свой слуховой аппарат и понимать речь окружающих его людей. Первые звуки, которые издает ребенок — это крик. Крик вызван инстинктивными и рефлекторными реакциями ребенка. Первые звуки ребенка схожи с гласными буквами, такими как а, е, у; Среди первых согласных появляются губные м, п б; далее зубные д,т , и уже позже шипящие.
Ближе к началу третьего месяца малыш начинает лепетать. Отличительной чертой лепета от крика, является то, что в лепете присутствует разнообразие звуков, лепет-это подражание речи окружающим, а крик — это инстинктивная реакция. Так как лепет — это не инстинктивная реакция, а произношение свободных, осмысленных звуков, то благодаря лепету, ребенок переходит на следующий этап речевого развития.
В тот момент, а это примерно полтора года ребенка, когда ребенок понимает слово как обозначение предмета, этот момент становится одним из существенных, в становлении сознания малыша и нового типа его отношения к миру. Примерно к этому же возрасту, выделяется обозначающая функция речи. Благодаря этому, ребенок поднимается на ступень выше в своем развитии
К концу первого началу-второго года, ребенок начинает произносить осмысленные слова. Эти слова, состоят из зубных и губных согласных, соединенных с гласным в слог, повторяющийся (баба, папа, мама). Данные звукосочетания взрослые воспринимают как наименование родителей.
Малыш постепенно проявляет интерес к предметам, интересуется названиями предметов, спрашивает у взрослых “что это” “для чего это”?
В результате этих действий, ребенок резко начинает пополнять свой словарный запас, преимущественно существительными. Ребенок понимает, что используя то, или иное слово, он может получить желаемый результат. Благодаря развитию речи, ребенок понимает не только смысл предметов, действий, но уже и сам может выражать свои мысли.
Формирование самых первых слов и понимание их значений обычно происходит далеко не сразу, требуя длительного периода времени. Слова у ребенка в раннем возрасте носят больше абстрактный характер, ребенок начинает пользоваться словами и только позже, понимает значение этих слов.
Значение первых слов, который употребляет ребенок имеют способ “обобщения” и являются психологически существенными в малой детской речи. Малая речь ребенка не несет смысловую функцию слов. Соответственно малая речь не сформирована для предметного сознания.
Речь взрослых несет большую роль, в умственном развитии речи малыша. Она вводит в обиход ребенка иной способ квалификации вещей сложившихся в результате общественной практики.
Этапы развития речи:
Первый этап — это подготовительный или довербальный
От 1-1.5 года начинается первый этап речевого развития. Этот период развития связан как с пассивной так и с активной речью. Пассивный словарь, это то, когда у ребенка растет количество понимаемых им слов. Правильно организованная речь взрослого, воспринимается ребёнком быстро и понятно. В это время, ребенок начинает понимать действие взрослых направленных на него. Но до 1.5 года у малыша преобладает пока только понимание речи, при еще незначительном росте активного запаса слов. Ребенок сначала познает обозначение слов окружающих предметов, после имена взрослых, название игрушек, позже частей лица и тела.
Активная речь. Быстро начинает развиваться и активная речь, пополняясь словарем, при котором понимаемых слов больше, чем количество произносимых слов. Примерно к году малыш способен называть слова своими именами. Окружающий мир представляется им в виде образов. Чтобы освоить речь, ребенку будет только необходимо связать образы с сочетанием звуков, которые произносят взрослые и показывают предметы с взаимодействием в его присутствии. Грамматика речи. На первом этапе развития активной речи, у ребенка слабая грамматическая структура слов, слова малыш произносит не меняя их. Все предметы которые познает ребенок — это существительные имена и познаются ребенком на втором году жизни.
Второй этап.
Примерно от 1,5-2 лет начинается второй этап речевого развития ребенка. Ребенок в этом возрасте начинает быстро наращивать свой активный словарь. Если до полутора лет ребенок усваивает от 20-30 до 80 слов и практически их не употребляет, то после полутора лет начинается быстрый рост слов в речи ребенка. К концу 2-го года жизни, дети понимают около 250-280 слов, а в 3-х летнем возрасте, смогут воспринимать 1000-1300 слов. На втором этапе речевого развития, появляются первые предложения в речи ребенка.
Дети начинают испытывать большой интерес к окружающих их миру. Малыш начинает познавать мир, ему хочется больше слышать, видеть, трогать. Указывая на предметы, он начинает задавать вопросы взрослым “что это”. После полученного ответа, малыш сам может воспроизвести его, заучив название, без труда. Пассивный и активный словарь ненамного отличаются друг от друга. Это, примерно, 1:1,5.
Предложение. Предложения ребенка однословные, с законченной мыслью. Они появляются не просто так, а после конкретной ситуации, которую увидел малыш
После, у ребенка появляются двухслойные предложения. Состоящие из подлежащего и сказуемого. Предложения могут звучать так “мама идет, дай молоко, игрушки там.
Далее дети учатся комбинировать слова, это уже не большие трехсловные фразы, такие фразы могут перерастать в предложения. На втором году жизни, идет активный переход к самостоятельной речи, малыш может управлять поведением взрослых, а также контролирует собственное поведение.
Грамматика речи. Уже на втором этапе речевого развития, идет интенсивное формирование грамматической структуры. Предложения состоят из отдельных слов, согласованные с их окончаниями.
Обычно к третьему году жизни, ребенок в активной речи начинает правильно применять падежи. Предложения становятся многословными, правильно построены грамматически. Ребенок осознанно контролирует правильность своих высказываний.
Третий этап
Начала третьего этапа развития, приходится на возраст трех-четырех лет. К этому времени, синтактические конструкции и грамматические формы родного языка, усваиваются полностью.
Уже в речи ребенка, можно услышать все части речи, предложения выглядят примерно так: “ Асель, когда мы были на озере, Азамат купался, а мама и папа где были? “А когда я вырасту, я буду тоже большой, как и ты?”
Очень важно, что в приобретенной речи, все слова ребенка, на третьем этапе, имеют предметные значения.
Развитие произносительной речи 5-7 лет.
Примерно к пятому году жизни, ребенок улавливает на слух все звуки в словах. Учится подбирать слова, на звук, заданный взрослым. Но это все возможно в том случае, если воспитатель развил у ребенка фонематическое восприятие. Только развитый слух дает возможность ребенку в речи окружающих улавливать громкость голоса- на понижение и повышение, подмечать замедление или быстрый темп в речи. Дети в этом возрасте начинают подражать взрослым, применяют разные интонации, в тоне голоса, выражают эмоциональное отношение в речи, могут выдерживать паузу. К началу шестого года, дети уже достаточно хорошо произносят все звуки родного языка, но бывают некоторые затруднения при произношении шипящих звуков, и звука Р. К этому возрасту, большинство детей резко улучшают произносительную сторону речи и у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками.
Речь ребенка в семь лет достигает высокого уровня. Ребенок начинает правильно произносить слова языка, на котором он говорит. С точностью произносит все фразы, от ситуации может говорить, как громко, также тихо и даже шепотом, используя интонационные средства, изменяет темп речи.
Функции детской речи.
Функция детской речи направлена на саморегуляцию, на средство общения с людьми, на управление поведением окружающих. От одного до трех лет, ребенок расширяет свой кругозор с помощью своей речи. Теперь может общаться не только с родными, но и с остальными детьми и взрослыми.
При общении с кем- либо, ребенок может проговаривать или обговаривать свои действия, какую-либо ситуацию. Он понимает вопросы взрослого, может дать на них ответ, а также сам задает вопросы, которые его интересуют. Но когда ребенок вступает в диалог с малышами своего возраста, он практически не вникает в реплики другого ребенка, потому что предложение бедны, и дети не всегда могут ответить друг другу. Функция речи связана с определенным смыслом и приобретением обобщенных слов со значениями.
Однако, к трем годам жизни, появляется этап активного речевого развития, когда ребенок понимает и использует многозначные слова. Слова и предложения в речи приобретают правильные значения.
На этапе одного года до полутора лет, речь ребенка можно поделить на несколько ступеней развития. Первая ступень выражается тем, что ребенок может группировать предметы, по внешним признакам. На второй ступени, происходит обобщение функциональных признаков- это роль предметов используемых в игре. На третей ступени появляется умение выделять устойчивые и общие признаки предмета.
Познавательные функции речи.
К трем годам, малыш внимательно слушает разговоры взрослых. Его увлекают рассказы, стихи и сказки. В два- три года, особенно легко понимается смысл рассказов тех вещей и явлений, которые окружают ребенка. Если в сказке или рассказе содержание выходит за пределы той ситуации, которую может воспринять ребенок, то тогда нужно привлечь взрослых, где взрослый поможет и обучит ребенка.
Познавательная функция речи это один из главных этапов в речевом развитии ребенка. Ребенок начинает познавать действительность не только через органы чувств, но и через язык общения.
1.3. Психологические особенности детей раннего возраста и особенности их речевого развития
Особенности формирования детей раннего возраста раскрыты в исследования таких ученых психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие.
Кризис первых лет жизни сменяется стабильным ранним детством. Он включает возраст от одного года до трех лет и завершается трехлетним кризисом»
К психофизиологическим характеристикам этого этапа можно отнести:
— скорость индивидуального становления (из-за неравномерности и гетерохронности органы и системы человека развиваются с разной скоростью);
— чувствительность детей к обучению (в этом возрасте легко установить условные связи).
— существование тесной связи между умственным интеллектом и физическим развитием (любое отклонение в физическом развитии может привести к психическим расстройствам);
— уязвимость ребенка высока, что предъявляет особые требования к его воспитанию;
В конце первого года жизни, изнутри вспыхивает социальная ситуация полной интеграции детей и взрослых: в ней появляется два участника — взрослый и ребенок. В этом возрасте у детей есть определенная независимость и автономия. На возрастном стыке между кризисами первого года жизни фиксируется множество противоречий, которые служат предпосылками для перехода на качественно новый этап развития.
На этом периоде, речь ребенка носит независимый характер (слова многозначны, полесемантичны являются частями слов взрослых) Речь обращена к окружающим, но не имеет значения. Для того, чтобы разрешить возрастное противоречие в развитии речи, приобретается функция новообразования, она необходима для того, чтобы использовать речь, не только как средство общения, но и для управления собой.
Все действия, осуществляемые ребенком с теми или иными предметами, еще требуют присутствия взрослых людей. Это проявляется через конструирование предметов, которым манипулирует малыш. Этот период бывает только в конце младенческого возраста. Если в этот период взрослый не проявляет участие в жизни ребенка, то сам малыш, даже манипулируя предметом, не сможет понять его прямого назначения.
Чтобы разрешить это противоречие, необходимо перейти на новую социальную ступень развития, взрослому необходимо проводить совместную деятельность с малышом, в которой малыш должен усвоить употребления значения предметов. Этот новый социальный этап развития выглядит теперь так “ребенок-предмет-взрослый” вместо “ребенок-взрослый”
В данный период времени, ребенок поглощен изучением предметов. Но в социальном развитии ситуации, действие с предметами производят взрослые, а малыш выполняет только индивидуальное действие. Это опять проявляет противоречие, которое должно перейти на новый этап, а именно в предметную деятельность или второе основное новообразования раннего детства. На этом этапе развития начинает возникать речь, со смысловым обозначением предметов, обобщается как восприятие мира, так и наглядно действенное мышления.
Ребенок начинает осваивать самостоятельную ходьбу.
Если говорить об общепсихологических этапах развития раннего возраста, то можно отметить ряд моментов.
Связь ребенка с определенной ситуацией: поведение ребенка определяется самой ситуацией. Малыш этого возраста, в отличии от поздних возрастов, не может привнести в эту ситуацию знания о вещах, его еще ничто не привлекает, он не может самостоятельно изменить те или иные ситуативные действия.
Это происходит так, потому что: у ребенка еще нет взаимосвязи между моторными и сенсорными функциями, а также нет взаимосвязанности эмоционального отношения к восприятию. Сознание ребенка в этом возрасте еще не может воспринимать и перерабатывать информацию с помощью своего мышления, памяти и внимания.
Одно из главных психических функций на этом периоде раннего
развития, является восприятие. Нам всем известно, что память у ребенка в таком возрасте появляется только в активном восприятии, сюда входят мышление, узнавание, принятие своеобразных действий заданных ситуацией, эмоции направляются в момент наглядного восприятия предмета.
Восприятие можно охарактеризовать двумя способами.
Аффективным характером, то есть его страстностью и доминирующей функцией сознания.
Главным новообразованием в этом возрасте характеризуется сознанием того, когда ребенок выступает для других в виде собственного Я. Это явление начинает проявляться примерно к началу третьего года. На этом этапе ребенок начинает уже самостоятельно противопоставлять свои действия. Например, он может взять ложку и показать, что будет есть сам, запрещая взрослому кормить его. Из цепи ребенок-взрослый, ребенок постепенно превращается в личность, выделяя свое собственное Я.
К началу этапа раннего детства, у малыша формируется предметное восприятие: ребенок улавливает связь между предметами, использует свои небольшие знания в действиях с этими предметами, начинает понимать свойство окружающих предметов. Эти функции восприятия влияют на дальнейшее умственное развитие малыша, помогая переходить к более сложным действиям и овладением предметов в виде игр и рисования.
В начале раннего возраста у малыша появляются зрительные функции, которые помогают ему определить свойство предметов. Но восприятие достаточно невелики, ребенок в два года своей жизни еще не может точно определить свойство предметов: цвет, формы, величину. Предметы он узнает не по определенным свойством, а по признакам, которые встречались в прошлом опыте.
Ребенок поначалу не воспринимает и не учитывает цвет, то есть он не понимает, где неокрашенные и окрашенные изображения. На этом этапе развития, вместе со зрительным восприятием, начинает развиваться и слуховое. Ребенок начинает воспринимать речь на уровне фонематического слуха. Из нерасчлененных звуков, которые ребенок воспринимал раньше, он переходит к восприятию звукового состава. В этом возрасте ребенка нет смысла учить пению, так как звуковысотный звук еще не достаточно развит.
Начинают преобладать такие виды памяти как — эмоциональное, двигательное и частично образное. Малыш в раннем детстве больше улавливает то, что он почувствовал или сделал сам, чем то что увидел или услышал от других. На этом этапе развития, ребенок не выполняет никаких действий, что бы намерено что-то запомнить или вспомнить, так как память еще не произвольна. Чтобы что-то запомнить, малышу необходимо часто повторять действия.
На этапе раннего активного развития, у малыша начинают появляться новые действия, проявляющиеся мышлением, то есть малыш начинает улавливать связь, между предметами, чтобы получить желаемый результат (ребенок подвигает чашку, в которой лежит булочка, чтобы съесть ее). На первом этапе это лишь догадки между связью и предметом, далее ребенок начинает испытывать связь по назначению и самостоятельно увеличивает новые связи по отношению к предмету. Этот процесс происходит после освоение орудийных предметов и действий касающихся их. Использование существующих связей, к их установлению, это один из главных моментов в развитии мышления ребенка.
Мышление, которое ориентируется на действиях, называется наглядно-действенным, это будет основным типом мышления на данном этапе развития ребенка. А мышление в котором задачи решаются по средством внутренних действий с образами, называются наглядно-образными.
К концу второго года, ребенок начинает усваивать новую функцию, изобразительную (рисование) нарисованных собою буквах он начинает искать сходство с объектами или образцами, который предлагает ему взрослый. После второго года жизни, малыш произвольно воспроизводит свои изображения и только потом образцы, предложенные взрослым. Развитие подражания направлено не в детализациях воспроизведения отдельных линий, а образов в целом.
К началу третьего года, ребенок начинает изучать себя в зеркале, некоторое время, это будет вызывать его обеспокоенность, так как он еще не может понять, кто реален, его изображение или он сам. В это время начинаются игры ребенка перед зеркалом, он начинает кривляться переодеваться и т д. Это будет ознаменовать переход на новый этап- самоидентификацию. Малыш начинает сравнивать себя с другими изображениями, так у него будет складываться представление о себе настоящем.
Только к концу трех лет, после того как, ребенок подтвердит всеми возможностями собственное Я, все встанет на свои места. Малыш будет много изучать себя производя различные действия руками, пальцами, ногами. В игре ребенок начнет познавать свою волю, над самим собой и над частями тела. В это время они могут играть даже с собственной тенью.
Постепенно переходя от одного развития к другому, ребенок начинает понимать, что такое социальное отношение, что бы ориентироваться на нормы поведения принятыми людьми.
В период с полутора до двух лет, у ребенка складывается представление что одежда должна быть чистой и не рванной, самому необходимо быть умытым и причесанным, в вещах должен быть порядок, а книжки и игрушки должны быть целыми. Вместе с этим, дети усваивают нормы поведения, такие как послушание, сдерживание агрессии, аккуратность, такие представления, это самые первые нормы в основе детского понимания. Малыш уже начинает понимать, что правильно, а что нет, что плохо, а что хорошо. Конечно, чтобы усвоить нравственные нормы и освоить первую ступень нравственного чувства, необходима помощь посредника, посредник является взрослый.
Раннее детство, это период, интенсивного развития малыша. На этапе одного года до трех лет, меняется как социальная ситуация развития, так и ведущая деятельность детей. Основным видом деятельности малыша этого возраста, становится предметная, а общение со взрослыми, средство организации станет ситуативно- деловой формой общения. Благодаря этой форме, малыш начинает осваивать выборочные способы действия с предметами. Взрослый или педагог станет для ребенка как помощником в манипуляциях с предметами, так и участником, и образцом для подражания.
Все эти важнейшие приобретения в этом возрасте, помогут в развитии речи ребенка. Речь будет использоваться как средство общения с окружающими, управления собой.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф