Cодержание
Введение ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ…..
1.1. Понятие, цели и функции системы управления человеческими ресурсами организации…………………………………….
1.2. Принципы развития человеческих ресурсов организации ……….
1.3. Оценка эффективности развития человеческих ресурсов организации…………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АКСУСКОГО ЗАВОДА ФЕРРОСПЛАВОВ…………….
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации .
2.2. Анализ системы управления человеческими ресурсами организации…….
2.3. Оценка эффективности развития человеческих ресурсов организации…..
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АКСУСКОГО ЗАВОДА ФЕРРОСПЛАВОВ…….
3.1. Разработка мероприятий по развитию человеческих ресурсов организации……….
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение …………………..
Список использованной литературы………..
Введение
Актуальность проблемы совершенствования менеджмента человеческих ресурсов обуславливается развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда.
Результаты исследований во многих случаях показывают неэффективность использования трудового потенциала в силу неправильной организации труда, плохого планирования, недостаточности контроля и отсутствия системы обучения кадров. Мало внимания уделяется и механизмам воздействия на сознание и поведение сотрудников, формированию у них чувства приверженности целям и идеям компании. При таких обстоятельствах успешное функционирование субъекта хозяйствования невозможно.
Успех предполагает наличие условий, когда каждый сотрудник заинтересован в повышении производительности труда, неравнодушен к любой потере, будь то рабочее время или человеческие способности.
В этой связи возникает необходимость изучения и совершенствования менеджмента человеческими ресурсами.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению проблем, связанных с совершенствованием менеджмента человеческих ресурсов, форм и методов построения систем организации, практической реализацией их теоретических положений, посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые, на трудах которых базировалось выполненное исследование. Среди них наиболее известные: И. Ансофф, А.А. Богданов, В.Р. Веснин, В.Ф. Егоров, А.П. Егоршин, П. Дойль, П. Друкер, А .Я. Кибанов, Ю.Д. Красовский, Е.Г. Попова, А.И. Пригожий, З.П. Румянцева, Г. Саймон, Г.В. Слоцкий, Л.В. Фактин, С.А. Шапиро, В.А. Шаховой, В.В. Щербина, Э.А. Уткин и др.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является Аксуский феросплавный завод.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе выступают организационные и социально-экономические механизмы менеджмента человеческих ресурсов.
Целью вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты я вля е тся и ссле до ва ни е и а на ли з пу те й и сре дств по вы ше ни я э ффе кти вно сти ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в на пре дпри я ти и .
Для вы по лне ни я по ста вле нно й це ли , не о бхо ди мо ре ши ть сле ду ю щи е задачи вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты :
— ра скры ть по ня ти е и ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в;
— и зу чи ть со вре ме нны е те нде нци и ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в;
— о бо бщи ть ха ра кте ри сти ку предприятия;
— про ве сти а на ли з си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в;
— пре дло жи ть о пти ми за ци ю си сте мы ме не джме нта у пра вле ни я че ло ве че ски ми ре су рса ми ;
— о це ни ть ре а ли за ци ю пре дло же ни й.
Те о ре ти че ско й о сно во й вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты я вля ю тся пу бли ка ци и в пре ссе , со ци о ло ги че ски е и э ко но ми че ски е и ссле до ва ни я , мо но гра фи и , у че бна я и ме то ди че ска я ли те ра ту ра , но рма ти вно -пра во вы е а кты , а та кже ре су рсы И нте рне т.
Но рма ти вно ба зо й вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты я вля ю тся по ло же ни я Ко нсти ту ци и , за ко но да те льство РК.
Стру кту ра вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты . Ра бо та со сто и т и з вве де ни я , трё х гла в, за клю че ни я и спи ска и спо льзо ва нны х и сто чни ко в.
Во вве де ни и вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты о бо зна че ны : а кту а льно сть те мы , о бъе кт, пре дме т, це ли и за да чи и ссле до ва ни я .
В пе рво й гла ве вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты ра ссмо тре ны те о ре ти че ски е о сно вы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в.
Во вто ро й гла ве вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты про ве де н а на ли з и о це нка си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в на при ме ре предприятия.
В тре тье й гла ве вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты пре дло же но со ве рше нство ва ни е ме не джме нта у пра вле ни я че ло ве че ски ми ре су рса ми .
В за клю че ни и вы пу скно й ква ли фи ка ци о нно й ра бо ты со де ржа тся вы во ды по ре зу льта та м и ссле до ва ни я .
ГЛАВА 1. ТЕ О РЕ ТИ ЧЕ СКИ Е А СПЕ КТЫ РА ЗВИ ТИ Я ЧЕ ЛО ВЕ ЧЕ СКИ Х РЕ СУ РСО В О РГА НИ ЗА ЦИ И
1.1 По ня ти е , це ли и фу нкци и си сте мы у пра вле ни я че ло ве че ски ми ре су рса ми о рга ни за ци и
О со бе нно стью ра зви ти я со вре ме нно го ро сси йско го о бще ства я вля е тся а кту а ли за ци я со ци а льны х а спе кто в ра зви ти я , ко то ры е по дра зу ме ва ю т га ра нти ро ва ни е о бще стве нно й бе зо па сно сти , и нсти ту ци о на ли за ци ю о бще стве нно й жи зни , ди а ло г ку льту ры ка к во змо жны е на пра вле ни я , на пра вле нны е на вза и мо по ни ма ни е , а та кже пе рве нство че ло ве че ски х ре су рсо в во все х о бла стя х жи зне де я те льно сти лю де й, вклю ча я и у пра вле нче ску ю си сте му [1] . На се го дня о ста ю тся во стре бо ва нны ми вы со ко ква ли фи ци ро ва нны е со тру дни ки ка к ка че стве нны е и пе рво кла ссны е ре су рсы в о рга ни за ци и . У зко на пра вле нно сть у пра вле нче ски х у ме ни й ро сси йско го ру ко во дя ще го зве на о три ца те льно ска за ла сь на пе ре хо де к ры но чны м о тно ше ни я м. О бна ру жи ло сь, что бо льши нство ру ко во ди те ле й не у ме ю т о рга ни зо вы ва ть ка че стве нну ю ра бо ту по две до мстве нны х и м у чре жде ни й, а та кже на пра вля ть е е на у до вле тво ре ни е спро са по тре би те ле й. О сно вно й сло жно стью для ни х ста ло о пре де ле ни е пу те й и спо льзо ва ни я ре су рсо в. Во -пе рвы х, э то ка са е тся та ки х клю че вы х ре су рсо в, ка к пе рсо на л о рга ни за ци и . С о пре де ле нно й у ве ре нно стью мо жно ска за ть, что о сно вно й про бле мо й мно ги х ро сси йски х пре дпри я ти й я вля е тся про бле ма не про ду кти вно го ме не джме нта че ло ве че ски ми ре су рса ми [2].
Ме не джме нт в о бще м ви де мо жно о пре де ли ть, ка к си сте му э ко но ми че ско го у пра вле ни я про и зво дство м, ко то ра я вклю ча е т со во ку пно сть при нци по в, ме то до в, фо рм и при е мо в у пра вле ни я . К ме не джме нту о тно ся тся те о ри я у пра вле ни я и пра кти че ски е о бра зцы э ффе кти вно го ру ко во дства , по д ко то ры м по ни ма е тся и ску сство у пра вле ни я . О сно ву ме не джме нта со ста вля е т че ло ве че ски й фа кто р, за клю че нны й в зна ни и су бъе кто м у пра вле ни я сво е го де ла , в у ме ни и о рга ни зо ва ть со бстве нны й тру д и ра бо ту ко лле кти ва , в за и нте ре со ва нно сти , к са мо ра зви ти ю и тво рче ско й де я те льно сти .
Со че та ни е по ня ти й «че ло ве к» и «ре су рсы » ве сьма сло жно е . О но тре бу е т то чно го а на ли за э ти х ка те го ри й по о тде льно сти . Те рми н «ре су рс» в то лко во м сло ва ре ру сско го я зы ка С. И . О же го ва [3] , Н. Ю . Шве до во й [4] о пре де ля е тся ка к за па сы , и сто чни ки . Че ло ве че ски е ре су рсы мо жно о пре де ли ть, ка к те рми н, ко то ры й о пи сы ва е т с ка че стве нно й сто ро ны ка дро вы й со ста в о рга ни за ци и , ра бо чу ю си лу и ли тру до вы е ре су рсы о тра сли , те рри то ри и , ре ги о на , стра ны в о бще м. Та кже о н по ка зы ва е т на м о тли чи е да нно го по ня ти я о т те рми но в «ка дры » и «пе рсо на л». Да нны е ка те го ри и вы ра жа ю тся в то м, что со де ржа т спо со бно сть к тво рче ству , а та кже ша нсы все сто ро нне го ра зви ти я ра бо тни ко в, о бщу ю ку льту ру , ко нкре тны й э ффе кт са мо о рга ни за ци и , у лу чше ни е тру до вы х вза и мо о тно ше ни й, в то м чи сле мо ти ва ци ю и др [5].
Се го дня зна чи те льну ю а кту а льно сть на би ра е т по тре бно сть со зда ни я но во й си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в, ко то ра я бу де т со о тве тство ва ть ры но чны м у сло ви я м. За о сно ву до лжны ле чь и мпе ра ти вы со зда ни я э ла сти чно й, на пра вле нно й на по тре би те ля стра те ги и . Ны не шни е при нци пы де я те льно сти ко мме рче ски х о рга ни за ци й на ста и ва ю т на фо рми ро ва ни е про ду кти вно го ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в, ро ст е го ка дро во го по те нци а ла [6] . В да нно й си ту а ци и по я вля е тся не о бхо ди мо сть те о ре ти че ско го пе ре смо тра ка дро вы х о пе ра ци й, а та кже со зда ни я и нстру кци й фо рми ро ва ни я стра те ги и э ффе кти вно го при ме не ни я пе рсо на ла , ко то ры е бу ду т спо со бство ва ть у ве ли че ни ю про и зво ди те льно сти тру да , ка к сле дстви е , у ве ли че ни е при бы ли ко мпа ни и , в то м чи сле , о бе спе чи ва ть и х ко нку ре нто спо со бно сть на вну тре нни х, та к и на ми ро вы х ры нка х. Сла бы й у ро ве нь про фе сси о на льно й по дго то вки со тру дни ко в за ме для е т и х а да пта ци ю к со вре ме нны м тре бо ва ни я м. Э то де ла е т о пре де ле нно а кту а льны м те о ре ти че ску ю ра зра бо тку со ци а льно -э ко но ми че ски х ко нстру кци й и спо льзо ва ни я ква ли фи ци ро ва нны х ра бо тни ко в о рга ни за ци й, и ме ю щи х вы со ки й у ро ве нь о бра зо ва ни я . Ва жно по дче ркну ть, что в на сто я щи й мо ме нт се рье зно й про бле мо й, ко то ра я сто и т пе ре д мно ги ми о рга ни за ци я ми , я вля е тся фо рми ро ва ни е слу жб у пра вле ни я пе рсо на ло м, ко то ры е до лжны че тко о тве ча ть тре бо ва ни я м со вре ме нно го ме не джме нта , а та кже и ме ть ли чны е ка че стве нны е си сте мы о бу че ни я , пе ре по дго то вке и по вы ше ни ю ква ли фи ка ци и пе рсо на ла . Ве дь по я ви вша я ся в со ве тски е вре ме на си сте ма про фе сси о на льно й по дго то вки пра кти че ски у ни что же на . Пра ви льна я ра бо та лю бо й о рга ни за ци и не за ви си мо о т фо рмы со бстве нно сти , а та кже ра зме ро в тре бу е т ка че стве нно го у пра вле ни я , то е сть де я те льно сть ру ко во ди те ле й, ко то ры е на це ле ны на до сти же ни е гла вно й це ли [7].
В на у чно й ли те ра ту ре не ко то ры е а вто ры де ла ю т а кце нт на тре хчле нно й стру кту ре че ло ве че ски х ре су рсо в.
В да нно й си сте ме у по р де ла е тся на та ки е э ле ме нты , ка к фи зи о ло ги че ски й ка пи та л, че ло ве че ски й ка пи та л, со ци а льны й ка пи та л.
Э то т про е кт мо же т бы ть спро е ци ро ва н на о пре де ле нны х и нди ви до в в си сте ме у пра вле ни я , а та кже при а тте ста ци и со тру дни ко в и мо де рни за ци и де ло во й о рга ни за ци и о тли чи те льны м и нстру ме нто м, ко то ры й пра ви льно со вме ща лся бы с а кту а льны ми по тре бно стя ми и и нте ре са ми ра бо тни ко в. Сле ду е т вы де ли ть гла вны й со ци о ло ги че ски й о ри е нти р, це ль ко то ро го — на хо ди ть ва ри а нты бу ду щи х де йстви й че ло ве ка ка к в по все дне вно й о бста но вке , та к и в бы стро м тру до во м ре жи ме . О тли чи те льны й при зна к со ци а льно го про е кти ро ва ни я вы ра жа е тся в то м, что о но на це ле но на ре ше ни е про бле м, но ся щи х ко мпле ксны й ха ра кте р, ко то ры е о хва ты ва ю т бо льши нство а спе кто в жи зне де я те льно сти пе рсо на ла [8].
К при ме ру , че ло ве че ски й ка пи та л мо ло до го со тру дни ка со ста же м ра бо ты в си сте ме у пра вле ни я мо же т на йти у то чне ни е в по ка за те ля х про фе сси о на льно й ко мпе те нци и та ки х ка к [9]:
— во змо жно сть пе рсо на ла при ме ня ть ве ду щи е те о ри и мо ти ва ци и , а та кже ли де рства для ре ше ни я у пра вле нче ски х за да ч;
— спо со бно сть к а на ли зу ме жли чно стны х, гру ппо вы х и о рга ни за ци о нны х ко мму ни ка ци й;
— про гно зи ро ва ни е про и зво дстве нно й де я те льно сти о рга ни за ци и ;
— у ме ни е и спо льзо ва ть ко ли че стве нны е , ка че стве нны е ме то ды а на ли за при вы дви же ни и ре ше ни й, а та кже стро и ть э ко но ми че ски е и о рга ни за ци о нны е у пра вле нче ски е мо де ли ;
— вла де ни е у ме ни я ми со ста вле ни я о тче тно сти ;
— о бла да ни е на вы ка ми со вре ме нно й си сте мы у пра вле ни я , а та кже о бе спе че ни е ко нку ре нто спо со бно сти о рга ни за ци и .
Сю да вклю ча е тся та кже и нте лле кту а льна я ко мпе те нци и со тру дни ка , ко то ра я по дра зу ме ва е т спо со бно сть е го а на ли ти че ски мы сли ть. Пра кти че ска я ва жно сть э то й спо со бно сти за клю ча е тся в у ме ни е ра бо тни ка ра спо зна ва ть, стру кту ри ро ва ть те ку щи е про бле мы и де ла ть пра ви льны й вы бо р и з мно же ства ва ри а нто в у пра вле нче ски х ре ше ни й [10].
Ча стью со ци а льно го ка пи та ла мо же т вы сту па ть на ста вни че ство . На ста вни че ство я вля е тся о дно й и з фо рм е же дне вно го вза и мо де йстви я про фе сси о на льно со сто я вше го ся со тру дни ка с ра бо тни ко м, ко то ры й то лько на чи на е т при о бре та ть о пы т. Во вре мя на ста вни че ства ра сту т про фе сси о на льны е зна ни я и на вы ки у пра вле нче ско й де я те льно сти не о пы тно го ра бо тни ка . Ре зу льта ты да нно го вза и мо де йстви я о сна ща ю тся ко мпле ксо м ме то до в де йстви й на ста вни ка на сво е го о пе ка е мо го , ко то ры е и м э ксплу а ти ру ю тся на мо ме нт фо рми ро ва ни я тру до вы х о тно ше ни й. Э кспе рты у пра вле ни я вы де ля ю т а кту а льно сть та ки х ме то до в ка к «о бу че ни е де йстви е м», а та кже «па ртне рство по пе ре да че зна ни й». Со ци а льны й ка пи та л вклю ча е т в се бя та кже со ци о ку льту рны е ко мпе те нци и , ко то ры ми до лже н вла де ть пе рсо на л на ра зли чны х у ро вня х у пра вле нче ско й де я те льно сти та ки х ка к: фе де ра льно м, ре ги о на льно м, ме стно м, ко нкре тно й о рга ни за ци и , а та кже е е стру кту рно м по дра зде ле ни я . Зде сь о тме ча ю тся та ки е по ка за те ли ка к спо со бно сть при ме не ни я но рма ти вно -пра во во й ба зы в сво е й ра бо те , на вы ко в к а на ли зу со ци а льны х про бле м, вла де ни я сре дства ми по лу че ни я , хра не ни я и пе ре ра бо тки и нфо рма ци и [11].
Ры но чна я э ко но ми ка про во ци ру е т по тре бно сть в у пра вля ю щи х, о тно ся щи хся к де лу тво рче ски , ко то ры е хо ро шо и нфо рми ро ва ны и у ме ю т лу чши м о бра зо м при ме ня ть ре су рсы , а та кже со зда ва ть у сло ви я для э ффе кти вно го су ще ство ва ни я фи рмы . Фи рма , ко то ра я де йству е т, бла го да ря ра бо те сво е го пе рсо на ла , о бя за на про я вля ть за бо ту о б у до вле тво ре ни и по тре бно сте й не то лько по тре би те ле й, но и сво и х со бстве нны х со тру дни ко в. По э то му гла вну ю ро ль и гра е т зна ни е те о ре ти че ски х на ча л у пра вле ни я пе рсо на ло м [12].
Си сте ма ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в о бе спе чи ва е т э ффе кти вно е фу нкци о ни ро ва ни е пре дпри я ти я , ко то ро е в со вре ме нны х у сло ви я х по лно стью за ви си т о т е го о сно вно го ре су рса — пе рсо на ла , ко то ры й о бла да е т во змо жно стью са мо сто я те льно при ни ма ть ре ше ни я и кри ти че ски о це ни ва ть тре бо ва ни я к е го ра бо те . Тру до во й ко лле кти в пре дпо чи та е т у до вле тво ри ть ли чны е и нте ре сы и су бъе кти вно ре а ги ру е т на при ме ня е мы е к не му ме то ды у пра вле ни я [13] .
Ме не джме нт че ло ве че ски х ре су рсо в ре а ли зу е тся с по мо щью у пра вле нче ски х во зде йстви й на пе рсо на л для до сти же ни я о бщи х це ле й о рга ни за ци и . О ни о тли ча ю тся э ффе кти вно стью , ма те ри а льны ми и вре ме нны ми за тра та ми [14].
О сно вна я це ль ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в со сто и т в фо рми ро ва ни и , ра зви ти и и ре а ли за ци и с на и бо льше й э ффе кти вно стью ка дро во го по те нци а ла о рга ни за ци и .
Гра мо тно е со че та ни е не ско льки х ба зо вы х и до по лни те льны х ме то ди к о бе спе чи т э ффе кти вну ю ра бо ту ко мпа ни и , у ве ли чи т ло я льно сть со тру дни ко в, со зда ст о пти ма льну ю си сте му мо ти ва ци и для со тру дни ко в.
Ме не джме нт че ло ве че ски х ре су рсо в — э то со во ку пно сть при нци по в, ме то до в и сре дств це ле на пра вле нно го во зде йстви я на пе рсо на л, ко то ры е о бе спе чи ва ю т ма кси ма льно е и спо льзо ва ни е че ло ве че ски х и нте лле кту а льны х и фи зи че ски х спо со бно сте й при вы по лне ни и тру до вы х фу нкци й для до сти же ни я це ле й о рга ни за ци и . При э то м си сте ма ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в пре дста вля е т со бо й е ди нство дву х по дси сте м: у пра вля ю ще й — су бъе кта у пра вле ни я — и у пра вля е мо й — о бъе кта у пра вле ни я , что по зво ля е т со зна те льно во зде йство ва ть су бъе кту на о бъе кт для до сти же ни я о пре де ле нно й це ли [15].
Ме не джме нт че ло ве че ски х ре су рсо в о пи ра е тся на за ко ны и за ко но ме рно сти , и зу ча е мы е ра зли чны ми на у ка ми , ко то ры е свя за нны с у пра вле ни е м (те о ри е й у пра вле ни я , и нфо рма ци о нны ми те хно ло ги я ми у пра вле ни я пе рсо на ло м, пси хо фи зи о ло ги е й про фе сси о на льно й де я те льно сти , и нно ва ци о нны м ме не джме нт и др.).
За ко но ме рно сть ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в — о бъе кти вно су ще ству ю ща я не о бхо ди ма я свя зь я вле ни й и вза и мо о тно ше ни й ме жду лю дьми .
Вы де ли м о сно вны е за ко но ме рно сти , ко то ры е я вля ю тся пре дпо сы лко й пре дъя вля е мы х тре бо ва ни й к си сте ме ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в [16]:
Со о тве тстви е си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в це ля м, тре бо ва ни я м и о со бе нно стя м про и зво дства ;
Си сте мно сть фо рми ро ва ни я си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в за клю ча е тся в у че те все х вза и мо свя зе й вну три си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в, ме жду е е по дси сте ма ми и э ле ме нта ми , ме жду си сте мо й ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в и си сте мо й у пра вле ни я о рга ни за ци е й в це ло м;
Про по рци о на льно е со че та ни е со во ку пно сти по дси сте м и э ле ме нто в си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в;
Си сте ма ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в до лжна о бла да ть сло жно стью со о тве тству ю ще й про и зво дстве нно й си сте ме ;
По сле до ва те льно е и зме не ни е со ста ва и со де ржа ни я фу нкци й ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в — свя за но с ра зви ти е м о рга ни за ци и , с во зра ста ю ще й ро лью о дни х фу нкци й ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в и сни же ни е м ро ли дру ги х на ра зны х сту пе ня х у пра вле ни я ;
За ко но ме рно сть ми ни ми за ци и чи сла сту пе не й у пра вле ни я для по вы ше ни я э ффе кти вно сти ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в [17].
За ко но ме рно сти ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в вли я ю т на со сто я ни е все х по дси сте м и э ле ме нто в си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в.
В си сте ме ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в вы де ля ю тся су бъе кт и о бъе кт. По д су бъе кто м по ни ма е тся со во ку пно сть о рга но в и ра бо тни ко в, ре а ли зу ю щи х фу нкци и ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в. О т у пра вля ю ще го э ле ме нта за ви си т ка че ство при ня ти я у пра вле нче ски х ре ше ни й, а сле до ва те льно , по сле ду ю щи й ре зу льта т де я те льно сти ра бо тни ко в о рга ни за ци и в це ло м.
О бъе кт (у пра вля е мы й э ле ме нт) пре дста вля е т со бо й о сно вны е ко мпо не нты си сте мы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в, та ки е ка к по дбо р, ра сста но вка , о це нка , о бу че ни е и ра зви ти е , сти му ли ро ва ни е пе рсо на ла [18].
1.2 При нци пы ра зви ти я че ло ве че ски х ре су рсо в о рга ни за ци и
Ме то ды и при нци пы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в ка жда я о рга ни за ци я мо же т при ме ня ть в ра зли чны х со че та ни я х, э ффе кти вно сть и х ра бо ты бу де т за ви се ть о т не ско льки х фа кто ро в. В о сно ве э ффе кти вно го ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в за ло же ны при нци пы ме не джме нта .
Ба зо вы е при нци пы ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в мо жно до по лни ть сфо рми ро ва нны ми за ру бе жо м ва жны ми ко нце пци я ми в сфе ре у пра вле ни я ка дра ми . Сре ди ни х э ко но ми че ски о бо сно ва нны е вло же ни я в о бу че ни е и по дго то вку ка дро в, и спо льзо ва ни е про фе сси о на льны х ста нда рто в у пра вле ни я пе рсо на ло м, у лу чше ни е ка че ства тру да и т.п.
Ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в — спо со бы во зде йстви я на ко лле кти вы и о тде льны х ра бо тни ко в с це лью о су ще ствле ни я ко о рди на ци и и х де я те льно сти в про це ссе фу нкци о ни ро ва ни я о рга ни за ци и . На у ка и пра кти ка вы ра бо та ли три гру ппы ме то до в: а дми ни стра ти вны е , э ко но ми че ски е и со ци а льно -пси хо ло ги че ски е [19].
А дми ни стра ти вны е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в ха ра кте ри зу ю тся це нтра ли зо ва нны м во зде йстви е м. О су ще ствле ни е у пра вле нче ски х во зде йстви й на пе рсо на л ба зи ру е тся на вла сти , ди сци пли не и взы ска ни я х. О ни до лжны за тра ги ва ть чу вство до лга , вли я ть на о тве тстве нно сть и ди сци пли ни ро ва нно сть, стре мле ни е со о тве тство ва ть о рга ни за ци и , ко рпо ра ти вно й ку льту ре . Спо со бы мо жно ра зде ли ть на че ты ре по дгру ппы :
Ме то ды о рга ни за ци о нно го во зде йстви я , ко то ры е че тко ре гла ме нти ро ва ны но рма ти вно й до ку ме нта ци е й [20]: и нстру кци я ми , ре ко ме нда ци я ми , а кта ми , по ло же ни я ми , гра фи ка ми , шта тно е ра спи са ни е и т.п.
О рга ни за ци о нно -ста би ли зи ру ю щи е спо со бы : за ко ны , ста нда рты , а кты ;
Ди сци пли на рны е ме то ды , вли я ю щи е на ко лле кти в: взы ска ни я , штра фны е са нкци и , у гро зы у во льне ни я ;
Ра спо ря ди те льны е ме то ды , ре гла ме нти ру е мы е ра спо ря же ни я ми , при ка за ми .
Ма те ри а льна я о тве тстве нно сть и взы ска ни я : до бро во льно е во зме ще ни е у ще рба у чре жде ни ю и ли па ци е нту , ко то ро му бы л на не се н вре д здо ро вью по лна я ма те ри а льна я о тве тстве нно сть и т.д.
Ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в до лжны бы ть о бо сно ва нны ми , в про ти вно м слу ча е о ни мо гу т не га ти вно во спри ни ма ться со тру дни ка ми , что о тра зи тся на ло я льно сти , мо ти ва ци и . В о рга ни за ци я х, где ко лле кти в по сто я нно че м-то не до во ле н, о тме ча е тся вы со ка я те ку че сть ка дро в, а э то о тра жа е тся на при бы льно сти ко мпа ни и в це ло м.
Для а дми ни стра ти вны х ме то до в ха ра кте рно и х со о тве тстви е пра во вы м но рма м, де йству ю щи м на о пре де ле нно м у ро вне у пра вле ни я , а та кже а кта м и ра спо ря же ни я м вы ше сто я щи х о рга но в у пра вле ни я [21] .
Э ко но ми че ски е ме то ды но ся т ко све нны й ха ра кте р у пра вле нче ско го во зде йстви я . С по мо щью э ко но ми че ски х ме то до в о су ще ствля е тся ма те ри а льно е сти му ли ро ва ни е ко лле кти ва и о тде льны х ра бо тни ко в. Э ти ме то ды о сно ва ны на и спо льзо ва ни и э ко но ми че ско го ме ха ни зма .
Э ко но ми че ски е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в пре дста вля ю т со бо й си сте му при е мо в, а та кже спо со бо в во зде йстви я на со тру дни ко в по сре дство м ма те ри а льно го сти му ли ро ва ни я ли бо са нкци й.
По вы ше ни е бла го со сто я ни я я вля е тся гла вно й це лью че ло ве ка , по э то му при ме не ни е э ко но ми че ски х ме то до в все гда о пра вда но . О дна ко ну жно у чи ты ва ть, что со тру дни ки до лжны по лно стью ра зде ля ть и нте ре сы о рга ни за ци и и тру ди ться не то лько для со бстве нно го о бо га ще ни я .
За ра бо тна я пла та ра бо тни ко в до лжна стро го со о тве тство ва ть за ни ма е мо й до лжно сти , та к ка к в э то м слу ча е со тру дни ки на чи на ю т лу чше ра бо та ть, про я вля ть се бя , та к ка к стре мя тся по лу чи ть по вы ше ни е [22].
Э ко но ми че ски е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в вклю ча ю т пре ми ро ва ни е , бе спро це нтно е кре ди то ва ни е , льго ты и про чи е при ви ле ги и , свя за нны е с де не жны м сти му ли ро ва ни е м. При э то м ра зме р до по лни те льны х вы пла т сле ду е т у ста на вли ва ть в за ви си мо сти о т за слу г, к при ме ру , ра спро стра не нны м э ко но ми че ски м сти му ли ро ва ни е м я вля е тся вы пла та е же ме ся чно й, е же ква рта льно й и ли го до во й пре ми и . Э ко но ми че ски е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в до лжны че тко при вя зы ва ться к ре зу льта ту , в про ти вно м слу ча е о ни не га ти вно о тра зя тся на бла го со сто я ни и о рга ни за ци и .
По за ко но да те льству сти му ли ру ю щи е вы пла ты по ло же ны со тру дни ка м, вы по лня ю щи м тя же лы е ра бо ты , а та кже со пря же нны е с ри ско м для здо ро вья и лю дя м, тру дя щи мся в у сло ви я х, си льно о тли ча ю щи хся о т но рма льны х. Э ко но ми че ски е ме то ды у пра вле ни я мо гу т вли я ть на пе рсо на л ка к по ло жи те льно , та к и о три ца те льно (та блице 1.1)
Со ци а льно -пси хо ло ги че ски е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в о сно ва ны на и спо льзо ва ни и со ци а льно го ме ха ни зма (си сте ма вза и мо о тно ше ни й в ко лле кти ве , со ци а льны е по тре бно сти и т. п.).
Со ци а льны е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в о сно ва ны на пси хо ло ги че ско м и мо ра льно м во зде йстви и на со тру дни ко в о рга ни за ци и , вза и мо о тно ше ни и вну три ко лле кти ва . О ни на пря му ю за ви ся т о т спо со бно сти ру ко во ди те ля о ка зы ва ть вли я ни е на ра бо тни ко в, у пра вля ть ка дра ми , а та кже по ка зы ва ть ли чны й при ме р [23]. К со ци а льны м спо со ба м мо жно о тне сти : фо рми ро ва ни е гру пп с у че то м ха ра кте ра о тде льны х ра бо тни ко в, и х и нте ре со в, до лжно сте й; при вле че ни е со тру дни ко в к у ча сти ю в у пра вле ни и ; со зда ни е о щу ще ни я зна чи мо сти ка ждо го и з спе ци а ли сто в; у до вле тво ре ни е ку льту рны х, ду хо вны х по тре бно сте й; по дде ржку со ци а льны х и э ти че ски х но рм. Ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в до лжны вклю ча ть и о бе спе че ни е со ци а льно й за щи ты со тру дни ко в. Не о бхо ди мо пре до ста вля ть со ци а льны й па ке т, а по же ла ни ю ру ко во ди те ля — до по лни те льны е бо ну сы , бе спла тно е пи та ни е , про е зд, о пла ту мо би льно й свя зи [24].
Пси хо ло ги че ски е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в о сно ва ны на по дде ржа ни и до бро же ла те льно й а тмо сфе ры в ко лле кти ве , мо ра льно м сти му ли ро ва ни и , а та кже ра зви ти и о тве тстве нно сти и и ни ци а ти вно сти . С по мо щью ни х мо жно ле гко вы я ви ть не фо рма льно го ли де ра , при чи ны ра зви ти я ко нфли кто в, вза и мо о тно ше ни я вну три ко лле кти ва . Пси хо ло ги че ски е ме то ды вклю ча ю т: со зда ни е ко мфо ртно го кли ма та ; а на ли з мо ти ва ци и со тру дни ко в; ре ше ни е ко нфли кто в; ра зра бо тку мо де ле й ра зви ти я со тру дни ко в; ра зви ти е на вы ко в и ква ли фи ка ци и пе рсо на ла ; фо рми ро ва ни е ко рпо ра ти вно й ку льту ры . Вы я ви в про бле мы , мо жно пы та ться вли я ть на ни х по сре дство м по бу жде ни я , по ри ца ни я , у бе жде ни я , по хва лы [25].
Ка к при ви ло , ко мпа ни и и спо льзу ю т со во ку пно сть тра ди ци о нны х ме то до в ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в, но и х э ффе кти вно сть во мно го м за ви си т о т спе ци фи ки про и зво дстве нно й де я те льно сти .
На при ме р, а дми ни стра ти вны е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в в бо льше й ме ре э ффе кти вны для те х пре дпри я ти й, где ру ко во дство про во ди тся на а вто ри та рно й о сно ве . В го су да рстве нны х о рга ни за ци я х и ме е т смы сл со че та ть со ци а льно -пси хо ло ги че ски е и а вто ри та рны е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в. Пе рвы е и ме ю т э ффе кти вно сть при не вы со ко й за ра бо тно й пла те . До по лни те льны е ме ры со ци а льно й за щи ты и по о щре ни я в э то м слу ча е о ка зы ва ю т су ще стве нно е мо ти ва ци о нно е во зде йстви е . Э ко но ми че ски е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в де йстве нны в ко мпа ни я х, где ста вка де ла е тся на ма те ри а льны х сти му ла х. Хо тя и зде сь со ци а льны е ме то ды и гра ю т сво ю ро ль.
Ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в мо гу т и ме ть ка к ка к пре и му ще ства , та к и не до ста тки (та блице 1).
Ка к при ви ло , ко мпа ни и и спо льзу ю т со во ку пно сть тра ди ци о нны х ме то до в ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в, но и х э ффе кти вно сть во мно го м за ви си т о т спе ци фи ки про и зво дстве нно й де я те льно сти . На при ме р, а дми ни стра ти вны е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в в бо льше й ме ре э ффе кти вны для те х пре дпри я ти й, где ру ко во дство про во ди тся на а вто ри та рно й о сно ве .
В го су да рстве нны х о рга ни за ци я х и ме е т смы сл со че та ть со ци а льно -пси хо ло ги че ски е и а вто ри та рны е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в. Пе рвы е и ме ю т э ффе кти вно сть при не вы со ко й за ра бо тно й пла те . До по лни те льны е ме ры со ци а льно й за щи ты и по о щре ни я в э то м слу ча е о ка зы ва ю т су ще стве нно е мо ти ва ци о нно е во зде йстви е [26]. Э ко но ми че ски е ме то ды ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в де йстве нны в ко мпа ни я х, где ста вка де ла е тся на ма те ри а льны х сти му ла х. Хо тя и зде сь со ци а льны е ме то ды и гра ю т сво ю ро ль.
Таблица 1
Пре и му ще ства и не до ста тки ме то до в ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в
Ме то д у пра вле ни я | Преимущество | Не до ста тки |
Э ко но ми че ски е ме то ды | 1.Пла но во е ве де ни е хо зя йства , че тко о пре де ле ны ко не чны е по ка за те ли де я те льно сти ; 2. Ро ст за ра бо тно й пла ты ; 3.Со зда ни е си сте мы пре ми ро ва ни я ; 4.Ра зви ти е вы пла т ма те ри а льно й по мо щи и з при бы ли 5.По о щре ни е ро ста ма те ри а льны х по тре бно сте й; 6. Пре до ста вле ни е ра бо тни ка м со ци а льно й и нфра стру кту ры . | 1.Бе спла но во е ве де ни е хо зя йства ; 2.«За мо ра жи ва ни е » за ра бо тно й пла ты - фи кси ро ва нна я ми ни ма льна я за рпла та ; 3. Ли кви да ци я си сте мы пре ми ро ва ни я и з при бы ли ; 4.Це нтра ли зо ва нно е ра спре де ле ни е пре ми и про по рци о на льно до лжно стны м о кла да м; 5.И гно ри ро ва ни е ро ста ма те ри а льны х по тре бно сте й. |
Со ци а льно -пси хо ло ги че ски е ме то ды | 1.Э ффе кти вны е со ци а льны е ме то ды во зде йстви я — а нке ти ро ва ни е , со ци а льны е э кспе ри ме нты ; 2.Фо рми ро ва ни е хо ро ше го пси хо ло ги че ско го кли ма та в ко лле кти ве на о сно ве че тко го со блю де ни я пра в че ло ве ка . | 1.Не э ффе кти вны е со ци а льны е ме то ды во зде йстви я — о ри е нта ци я на ры но чну ю ко нку ре нци ю , игно ри ро ва ни е и ни ци а ти вно сти со тру дни ко в; 2. Со зда ни е не рво зно сти и пси хо ло ги че ско го ди ско мфо рта в ко лле кти ве , и гно ри ро ва ни е пра в че ло ве ка и пси хо ло ги че ски х ме то до в. |
А дми ни стра ти вны е ме то ды | 1.На ли чи е че тко й о рга ни за ци и и фу нкци о на льны х стру кту р; 2.Э ффе кти вны е ви ды ра спо ря ди те льны х во зде йстви й: че тки е при ка зы и у ка за ни я , при ме не ни е си сте мы ко нтро ля ка че ства , вы по лня е мо й ра бо ты ; 3.Ба ла нс ме жду а дми ни стра ти вны ми ме то да ми на ка за ни я и по о щре ни я — со кра ще ни е те ку че сти пе рсо на ла , а на ли з при чи н у во льне ни я и ра зра бо тка ме р по и х у стра не ни ю . | 1.Не э ффе кти вно е о рга ни за ци о нно е во зде йстви е на пе рсо на л; 2.Не э ффе кти вны е ви ды ра спо ря ди те льны х во зде йстви й: про ти во ре чи вы е при ка зы бе з у ка за ни я че тки х ме ро при я ти й; 3.Ди сба ла нс ме жду а дми ни стра ти вны ми ме то да ми на ка за ни я и по о щре ни я — ро ст те ку че сти пе рсо на ла , о тсу тстви е че тки х пра ви л на ка за ни я и по о щре ни я . |
Ка к по ка зы ва е т пра кти ка , при ме не ни е то лько тре х тра ди ци о нны х ме то до в не до ста то чно для э ффе кти вно го ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в. Же ла те льно и х до по лня ть и ли да же за ме ня ть ме то да ми по бу жде ни я , при ну жде ни я и у бе жде ни я со тру дни ко в. Ме то ды по бу жде ни я о бе спе чи ва ю т по вы ше ни е про и зво ди те льно сти , у лу чше ни е и нфра стру кту ры , ка че ства жи зни , э ко но ми и ре су рсо в. И нстру ме нта ми в да нно м слу ча е я вля е тся о пти ми за ци я у пра вле нче ски х ре ше ни й и мо ти ва ци я со тру дни ко в на и х вы по лне ни е .
Ме то ды при ну жде ни я о сно вы ва ю тся на де йству ю ще м за ко но да те льстве и но рма ти вны х а кта х, га ра нти ру ю щи х е ди но е по ли ти че ско е , и де о ло ги че ско е и пра во во е про стра нство . Ме то ды у бе жде ни я и спо льзу ю т и нстру ме нты мо ти ва ци и и по тре бно сти со тру дни ка , о сно ва нны е на е го пси хо ло ги че ско м по ртре те .
Та ки м о бра зо м, в ры но чны х у сло ви я х че ло ве че ски е ре су рсы я вля ю тся мно го ме рны ми су бъе кта ми де йстви й с при су ще й и м мно го фу нкци о на льно стью . Че ло ве че ски е ре су рсы о рга ни за ци и при во дя т в дви же ни е и о рга ни зу ю т вза и мо де йстви е все х о ста льны х ре су рсо в. В э то м за клю ча е тся и х гла вна я и стра те ги че ска я ро ль. Ве дь то лько в ре зу льта те вза и мо де йстви я все х ре су рсо в до сти га е тся э ко но ми че ска я э ффе кти вно сть.
В це ля х э ффе кти вно го ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в та кже не о бхо ди мо гра мо тно и спо льзо ва ть со о тве тству ю щи е те хно ло ги и и ме то ды у пра вле ни я пе рсо на ло м. На и бо льши й э ффе кт в си сте ме ме не джме нта че ло ве че ски х ре су рсо в до сти га е тся в то м слу ча е , ко гда при ме ня е тся си сте ма ме то до в в ко мпле ксе . При ме не ни е си сте мы ме то до в по зво ля е т взгля ну ть на о бъе кт со ве рше нство ва ни я со все х сто ро н, что по мо га е т и збе жа ть про сче то в [27].
1.3 О це нка э ффе кти вно сти ра зви ти я че ло ве че ски х ре су рсо в о рга ни за ци и
О це нка э ффе кти вно сти у пра вле ни я че ло ве че ски ми ре су рса ми (У ЧР) о сно вы ва е тся на пре дста вле ни и о то м, что че ло ве че ски й ре су рс я вля е тся стра те ги че ски ва жны м ре су рсо м о рга ни за ци и , ко то ры й не о бхо ди мо и зме ря ть и ра зви ва ть.
Гла вна я про бле ма о це нки э ффе кти вно сти У ЧР за клю ча е тся в че тко й фо рма ли за ци и да нно й про це ду ры . Та к, и ссле до ва ни я Б. Бе кке ра вы я ви ли , что то лько ме не е 10% фи рм и спо льзу ю т че тко фо рма ли зо ва нну ю про це ду ру о це нки э ффе кти вно сти У ЧР.
Не су ще ству е т е ди но го у ни ве рса льно го спо со ба о це нки э ффе кти вно сти У ЧР. Для о це нки э ффе кти вно сти У ЧР при ме ня ю тся ра зли чны е ме то ды , и схо дя и з це ле й о це нки , у ро вне й У ЧР, о пре де ле ни я сфе р де я те льно сти о рга ни за ци и , во змо жны х для у лу чше ни я по ка за те ле й, сра вне ни я и ме ю ще йся пра кти ки У ЧР с э та ло нны ми по ка за те ля ми . В пра кти ке о це нки э ффе кти вно сти У ЧР и спо льзу ю тся ра сче тны е ме то ды , ба лльны е ме то ды , це ле вы е ме то ды , сра вни те льны е и пси хо ло ги че ски е ме то ды .
Ми ро вы м ли де ро м в о бла сти о це нки э ффе кти вно сти у пра вле ни я че ло ве че ски м ка пи та ло м я вля е тся Saratoga Institute в США И нсти ту т Са ра то га , на чи на я с 1977 го да х, про во ди т у ни ка льны е ко мпле ксны е и ссле до ва ни я э ффе кти вно сти си сте мы у пра вле ни я че ло ве че ски ми ре су рса ми с по мо щью со бстве нно ра зра бо та нно й си сте мы ди а гно сти ки . И спо льзу я да нны й по дхо д, ко мпа ни и и ссле ду ю т сто и мо сть на йма , о бо ро та со тру дни ко в и гла вно е – ROI че ло ве че ско го ка пи та ла .
Ме то ди ка Saratoga Institute по стро е на на и зу че ни и э та ло нны х по ка за те ле й э ффе кти вно сти по сле ду ю щи м па ра ме тра м:
1. о рга ни за ци о нна я э ффе кти вно сть (у чи ты ва ю ща я фа кто ры при бы ли , ра схо до в, до ба вле нну ю сто и мо сть че ло ве че ско го ка пи та ла ),
2. стру кту ра че ло ве че ски х ре су рсо в (пре дпо ла га ю ща я о це нку и нве сти ци й в ЧР, про це нта ра схо до в на ЧР, у ро ве нь те ку че сти пе рсо на ла ),
3. ко мпе нса ци и (в т.ч. су пе рва йзе ра м и ру ко во ди те ля м),
4. льготы,
5. у во льне ни я (ка к до бро во льны е , та к и при ну ди те льны е , и и х у ро ве нь),
6. ка дро во е о бе спе че ни е (по ка зы ва ю ще е у ро ве нь вну тре нни х, вне шни х, а та кже при о бре те ни й и з ко лле дже й, ра схо ды на на йм пе рсо на ла ),
7. о бу че ни е и ра зви ти е (де мо нстри ру ю ще е про це нт со тру дни ко в, про ше дши х о бу че ни е и ра схо до в на о бу че ни е , фа кто р и нве сти ци й в о бу че ни е и др.).
Ко мпле ксна я о це нка э ффе кти вно сти У ЧР я вля е тся сло жно й мно го фа кто рно й и тру до е мко й про це ду ро й. Кро ме то го , сло жно сти в о це нки э ффе кти вно сти У ЧР мо гу т бы ть о бу сло вле ны ра зли чи е м в за па дно й и ро сси йско й те рми но ло ги и [28] .
Сба ла нси ро ва нна я си сте ма по ка за те ле й (ССП).
ССП – э то и нстру ме нт о су ще ствле ни я стра те ги и о рга ни за ци и ; си сте ма у пра вле ни я , по зво ля ю ща я о рга ни за ци и че тко сфо рму ли ро ва ть пла ны на бу ду ще е и стра те ги ю и во пло ти ть и х в ре а льны е де йстви я .
У ро вни стра те ги че ско й ка рты при по стро е ни и ССП:
1) про е кци я фи на нсо в о рга ни за ци и (фи на нсо вы е ре зу льта ты );
2) про е кци я кли е нто в (у до вле тво ре нно сть кли е нто в, при о бре те ни е но вы х кли е нто в, до ля в це ле вы х се гме нта х ры нка );
3) про е кци я вну тре нни х би зне с-про це ссо в;
4) (ба зо вы й) – ко рпо ра ти вны й пла н о бу че ни я и ро ста .
Да нны м про е кци я со о тве тству ю т о пре де ле нны е и нди ка то ры – е ди ны е для все й о рга ни за ци и по ка за те ли :
— фи на нсо вы е и нди ка то ры – со во ку пны е а кти вы , до хо ды к со во ку пны м а кти ва м, до хо ды на о дно го со тру дни ка , до хо ды о т но вы х про ду кто в;
— и нди ка то ры по кли е нта м – ко ли че ство кли е нто в, до ля ры нка , сре дни й о бо ро т на о дно го кли е нта , и нде кс ло я льно сти кли е нто в, и нде кс у до вле тво ре нно сти кли е нто в;
— и нди ка то ры про це ссо в – ро ст про и зво ди те льно сти , а дми ни стра ти вны е ра схо ды , о бо ра чи ва е мо сть скла дски х за па со в, вре мя по дго то вки про и зво дства ;
— и нди ка то ры о бу че ни я и ро ста – те ку че сть ка дро в, вре мя на о бу че ни е , сре дне е вре мя о тсу тстви я , е же го дны е за тра ты на о бу че ни е о дно го че ло ве ка , и нде кс у до вле тво ре нно сти со тру дни ко в.
Для о це нки э ффе кти вно сти у пра вле ни я пе рсо на ло м и спо льзу е тся ча сть вы де ле нны х по ка за те ле й.
О це нка сто и мо сти че ло ве че ско го ка пи та ла . Ме то ди ка Я . Фи тце нца . О сно ва те ль Saratoga Institute Я к Фи тце нц свя зы ва е т че ло ве че ски й ка пи та л с до ба вле нно й э ко но ми че ско й сто и мо стью [29].
HEVA=EVA/FTE
где HEVA – до ба вле нна я че ло ве че ска я э ко но ми че ска я сто и мо сть,
EVA – до ба вле нна я э ко но ми че ска я сто и мо сть,
FTE – э кви ва ле нт по лно й за ня то сти .
До ба вле нна я э ко но ми че ска я сто и мо сть – EVA –о пре де ля е тся ка к чи сты й до хо д о т де я те льно сти по сле у пла ты на ло го в ми ну с сто и мо сть ка пи та ла .
Э кви ва ле нт по лно й за ня то сти – FTE – за ме ня е т о бще е вре мя вло же нно го тру да . Э то – о сно вна я ме ра че ло ве че ско й про ду кти вно сти , ко то ра я по ка зы ва е т, ско лько вре ме ни бы ло за тра че но на про и зво дство ко нкре тно й су ммы при бы ли .
Та кже в ка че стве у до бно го про ве ре нно го по ка за те ля мо ни то ри нга о сно вны х ра схо до в на че ло ве че ски й ка пи та л о рга ни за ци и во вре ме ни Фи тц-е нц о пре де ля е т Фа кто р сто и мо сти че ло ве че ско го ка пи та ла (HCCF) [30].
Ра схо ды на че ло ве че ски й ка пи та л со сто я т и з со во ку пно сти за тра т на за рпла ту и вы пла ту льго т по сто я нны м со тру дни ка м, о пла ты тру да вре ме нны м ра бо тни ка м, у бы тко в о т о тсу тстви я со тру дни ко в и те ку че сти ка дро в.
HCCF = За рпла та + Льго ты + Вре ме нны е со тру дни ки + О тсу тстви е со тру дни ко в + Те ку чка .
До ба вле нна я сто и мо сть че ло ве че ско го ка пи та ла (Human Capital Value Added, HCVA).
HCVA=(Revenue-(Expenses-Pay-Benefits))/(FTEs)
Где HCVA – до ба вле нна я сто и мо сть че ло ве че ско го
капитала,
Revenue – при бы ль,
Expenses – расходы,
Pay – за рпла ты ,
Benefits – льготы,
FTEs –э кви ва ле нт по лно й за ня то сти .
Ко э ффи ци е нт о ку па е мо сти и нве сти ци й в че ло ве че ски й ка пи та л (Human Capital Return on Investment, HC ROl) о пре де ля е тся = (При бы ль — (Ра схо ды — За рпла ты – Льго ты )] /(За рпла ты + Льго ты ), и ли HCROI=(Revenue-(Expenses-Pay-Benefits))/( Pay+Benefits)
Ры но чна я сто и мо сть че ло ве че ско го ка пи та ла (Human Capital Market Value, HCMV) о пре де ля е тся ка к о тно ше ни е ра зни цы ме жду ры но чно й и ба ла нсо во й сто и мо стью к э кви ва ле нту по лно й за ня то сти .
HCMV=((Market value – Book value))/ FTE
Ры но чна я сто и мо сть че ло ве че ско го ка пи та ла = (Ры но чна я сто и мо сть — Ба ла нсо ва я сто и мо сть) / Э кви ва ле нт по лно й за ня то сти .
А на ли з че ло ве че ски х ре су рсо в (Human Resources Accounting), А ЧР. Ко нце пци ю А ЧР пре дло жи ли в на ча ле 60-х гг. XX ве ка Р. Ге рма нсо н и Э ри к Флэ мхо льц. Э то – о дна и з пе рвы х и зве стны х по пы то к при ме ни ть те о ри ю че ло ве че ско го ка пи та ла на ко рпо ра ти вно м у ро вне . О на о сно ва на на при ме не ни и за тра тно го ме то да . В ра мка х А ЧР пе рсо на л ра ссма три ва е тся ка к а кти в и гла вна я це нно сть о рга ни за ци и . Сто и мо сть че ло ве че ско го ка пи та ла о пре де ля е тся че ре з у ро ве нь е го со хра нно сти . Э . Флэ мхо льц о пре де ли л 3 о сно вны е за да чи А ЧР [31]:
1) пре до ста ви ть и нфо рма ци ю , не о бхо ди му ю для при ня ти я ре ше ни й в о бла сти у пра вле ни я пе рсо на ло м ка к для ме не дже ро в по пе рсо на лу , та к и для вы сше го ру ко во дства ;
2) о бе спе чи ть ме не дже ро в ме то да ми чи сле нно го и зме ре ни я сто и мо сти че ло ве че ски х ре су рсо в, не о бхо ди мы х для при ня ти я ко нкре тны х ре ше ни й;
3) за ста ви ть ру ко во ди те ле й ду ма ть о лю дя х, ско ре е , ка к о б а кти ва х, ко то ры е сле ду е т о пти ми зи ро ва ть, а не ка к о за тра та х, ко то ры е сле ду е т ми ни ми зи ро ва ть.
А ЧР пре дпо ла га е т сбо р да нны х, и зме ре ни е и зме не ни й и у лу чше ни е да нны х а кти во в в со о тве тстви и с при ня ты ми бу хга лте рски ми при нци па ми . И зме ря е тся це нно сть и сто и мо сть и зме не ни й па ра ме тро в, ко то ры е о ка зы ва ю т су ще стве нно е вли я ни е на би зне с, но не о тра жа ю тся в о бы чно м бу хга лте рско м у че те [32]. В ча стно сти , и зме ря ю тся ма ссо вы е у во льне ни я со тру дни ко в. Вы я вле нна я и и зме ре нна я в про це ссе А ЧР и нфо рма ци я пре до ста вля е тся ли ца м, при ни ма ю щи м у пра вле нче ски е ре ше ни я в о рга ни за ци и . О бо бща я о пы т пе ре до вы х ко мпа ни й в о бла сти У ЧР, о те че стве нны и ссле до ва те ль И .Н. Кра ко вска я пре дла га е т сле ду ю щу ю кла сси фи ка ци ю ме то до в о це нки сто и мо сти че ло ве че ско го ка пи та ла ко мпа ни и . Та ки м о бра зо м, сто и мо сть че ло ве че ски х ре су рсо в о пре де ля е тся ка к ве ро я тно стна я ве ли чи на . Т.е . для о рга ни за ци и э то мо же т о зна ча ть, что не все гда ра бо тни к с на и бо льши м по те нци а ло м бу де т на и бо ле е по ле зе н ко мпа ни и . И ме не дже р по пе рсо на лу , ко то ры й стре ми тся о пти ми зи ро ва ть сто и мо сть че ло ве че ски х ре су рсо в, до лже н пре дпо че сть ка нди да та с на и бо льше й ре а ли зу е мо й сто и мо стью , а не про сто на и бо ле е спо со бно го . Кро ме то го , сто и мо сть че ло ве че ски х ре су рсо в за ви си т о т сте пе ни и х у до вле тво ре нно сти . Сле до ва те льно , у до вле тво ре нно сть ЧР до лжна та кже и зме ря ться и ре зу льта ты и зме ре ни й до лжны до во ди ться до ру ко во дства о рга ни за ци и [33].
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф